Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
не всегда применяются на практике Знания неполные Недостаточное осознание потребности в заботе об окружающих людях Не осознает Не владеет знаниями Не...полностью>>
'Документ'
Одна из важнейших задач современной школы – повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования ...полностью>>
'Программа курса'
Программа курса «Методика организации курса "Экология Тамбовской области" /региональный компонент - курсы «Экология растений», «Экология жи...полностью>>
'Документ'
Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Северо-Осетинская государственная медицинская ак...полностью>>

Бойко Татьяна Михайловна. Физика в сказка

Главная > Сказка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Учитель физики

МОУ «Ново-Николевская СОШ

МО «Ахтубинский район»

Бойко Татьяна Михайловна.


Физика в сказках.

С малых лет известно нам крылатое выражение: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» А еще пушкинское - «Что за прелесть эти сказки!» Действительно, сказке чужды риторика и казенное нравоучение: мораль в ней преподносится не в голом виде, а с помощью живого, убедительного примера. Яркость и нарядность образов достигается путем точных наблюдений в мире природы, а также лаконичных и емких характеристик того или иного персонажа.

Читая сказки, мы, естественно, не обращаем внимания на встречающиеся там физические явления. Между тем они играют в сказках немаловажную роль: тот, кто знает законы природы, часто побеждает, а кто не знает, наоборот, терпит поражение. Сказки помогают привнести в уроки физики элемент занимательности. Они делают материал для учеников ближе и понятнее: ведь в детстве каждый из них не раз слушал сказки и любил их. Сказки могут использоваться, как средство связать физику с жизнью, как возможность задать в интересной форме физические вопросы, как темы для написания творческих работ, как способ углубить межпредметную связь физики с литературой.

При изложении нового материала в 7 классе по теме: «Давление. Единицы давления» в водной части создаю проблемную ситуацию на примере сказки Г.А. Андерсена «Принцесса на горошине».

Урок - соревнование провожу при повторении темы «Тепловые явления» в 8 классе, включаю в него разные по характеру задания. «Конкурс смекалистых» посвящается решению качественных задач на сообразительность на основе текстов из сказок. Например, из русской сказки «Байка про тетерева», из алтайской сказки «Горностай и заяц». Предлагаю учащимся написать на данную тему сказку, сопровождая ее рисунками, в сказке изложить свое понимание темы.

Считаю, что сказки помогают лучше разобраться в сути изучаемых явлений, при этом они развивают детскую фантазию и воображение, укрепляют межпредметные связи. Ведь, чтобы написать сказку, необходимо не только понять физический материал, но литературно изложить его, интересно выстроить сказочный сюжет. Надеюсь, что чтение сказок под углом зрения их связи с физикой откроет ребятам новою и неожиданную глубину в полюбившихся произведениях.

Приобщаясь к мировой культуре, они смогут лучше понять физику.

Урок изложения нового материла в 7 классе.

Тема урока: Давление. Единицы давления.

Цель урока: сформировать понятие о давлении твердого тела, обеспечить усвоение формулы расчета давления твердого тела и научить применять эту формулу. Формировать научное мировоззрение школьников, интерес к предмету. Развивать физическое мышление учеников, их творческие способности, умение самостоятельно формулировать выводы.

Оборудование: песок, столик, гири, несколько брусков.

Ход урока:

I.Изложение нового материала:

Давление твердого тела. Вывод формулы давления твердого тела. Единицы измерения. Примеры давления твердого тела. Применение.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой физической величиной. Что необходимо знать о физической величине?

1. Какое свойство тел или явление характеризует данная величина?

2. Определение величины.

3. Формула, выражающая связь данной величины с другими величинами.

4. Единицы измерения.

Всем хорошо известна сказка Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине». Мудрая королева решила проверить странницу, попавшую во дворец, с тем, чтобы определить, настоящая ли она принцесса. Испытание было простым: девушке предложили постель из десяти перин, под которыми лежала маленькая горошинка. Она-то и стала причиной… бессонницы гостьи… Странно все это. Или настоящие принцессы, в самом деле, настолько чувствительны?

Но, оказывается, дело в другом! Вам наверняка известно, что человек с тяжелой ношей глубже проваливается в снег, чем человек без ноши, а на лыжах и вовсе не проваливается. Почему?

На лыжах или без лыж человек действует на снег с одной и той же силой, равной своему весу. Но действие этой силы в обоих случаях различна, потому что различна площадь поверхности, на которую давит человек с лыжами и без лыж.

Значит, результат действия силы зависит не только от ее модуля, но и от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует.

За единицу давления принимается такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1м2 перпендикулярно этой поверхности: р = F/S р =Н/м2.

В честь французского ученого Блеза Паскаля (1623-1662) эта единица названа паскалем и обозначается таким образом: 1Па=1 Н/м2.

1 Па- очень маленькое давление, поэтому часто пользуются более крупными единицами: гектопаскаль( 1гПа=100Па), килопаскаль (1кПа=1000Па).

Сила (даже не большая) может разрушить весьма прочный мате –риал, если она сосредоточена на малой площади. Иногда разрушение полезно (при обработке материалов, например, когда вы что- нибудь шьете, используя иглу). Природа неплохо вооружила живой мир для создания большого давления с помощью небольших усилий – иглы, клюва, когтей, жала. Площадь поверхности маленькая, а давление, согласно формуле, огромно! Теперь – то мы с легкостью ответим на вопрос, каким образом удалось выявить девицу благородного происхождения сказки « Принцесса на горошине». Горошинка, имея малую площадь соприкосновения с телом принцессы, оказывало большое давление!

Значит, давление можно увеличить, уменьшая площадь соприкосновения. Так, например, остро оттачивают лезвия режущих и острие колющих инструментов (ножей, ножниц, резцов, пил), и тогда при помощи малой силы создается нешуточное давление. А

потому - отбирайте у малышей колющие и режущие предметы. Они еще не знают, что их крохотной силенки хватит, чтобы наделать очень серьезных бед. И наоборот, если увеличить площадь опоры, то давление уменьшиться. Тяжелые машины (танк, гусеничный трактор), имея большую площадь опоры, запросто преодолевают болота.

II. Решение задач.

1. Человек нажимает на лопату силой 600 Н. Какое давление оказы-

вает лопата на почву, если ширина ее лезвия 20см, а толщина

режущего края 0,5мм?

2. Мальчик массой 45кг стоит на лыжах. Длина каждой лыжи 1,5м,

ширина 10см. Какое давление оказывает мальчик на снег?

Домашнее задание: 33 отв. на вопросы, упр. 20 №3 (на3)

На «4» и «5» определите, какое давление, вы

оказываете на пол?

УРОК - СОРЕВНОВАНИЕ

ПО ТЕМЕ: «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ».

ЦЕЛЬ УРОКА: Повторить основные понятия по теме: «Тепловые

явления». Развивать логическое мышление, способ-

ность рассуждать. Воспитать чувство личной ответ-

ственности перед товарищами по команде. Показать

связь физики с жизнью.

ХОД УРОКА.

Мой юный друг!

Сегодня ты пришел вот в этот класс.

Чтоб посидеть, подумать, отдохнуть,

Умом своим на все взглянуть.

Чтоб спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело-

В мир загадок и сложных задач.

Не боимся. Что идти далеко,

Не боимся, что путь будет труден

Достижения крупные людям

Никогда не давались легко.

I.РАЗМИНКА.

Каждой команде составляется по 9 вопросов, за каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

1.Все вещества состоят

из молекул.

2. При повышении температуры внутренняя энергия тела увеличивается.

3. Назовите, какие вещества имеют наибольшую теплопроводность.

4. Процесс теплопередачи, при котором энергии переносится самими струями жидкости или газа называется конвекция.

5. Энергия, которую тело получает или теряет при теплопередаче, называется количеством теплоты.

6. Переход вещества из твердого состояния в жидкое называют

плавлением.

7. Температура плавления льда.

8. Явление превращения жидкости в пар называется

парообразованием.

9. Явление превращения пара в жидкость называется

конденсацией.

1.Энергию движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело, называют внутренней.

2.При понижении температуры внутренняя энергия тела уменьшается.

3.Назовите, какие вещества имеют наименьшую теплопроводность.

4.Процесс теплопередачи, который может осуществляться в полном вакууме, называется излучение.

5. Единицы измерения количества теплоты Дж.

6. Переход вещества из жидкого состояния в твердое называют отвердеванием или кристаллизация.

7.Удельная теплоемкость воды.

8. Назовите два способа перехода жидкости в газообразное состояние. Испарение и кипение.

9. Что можно сказать о температуре кипения?

Она остается постоянной.

II. а) «Знаешь ли ты формулы?»

Представители команд выходят к столу, выбирают себе формулу: поясняют ее назначение и физический смысл каждой входящей в нее величины.

Q=cm(t2-t1)

Q= λ m

Q=Lm

Q=gm

б) Что это означает?

С=230Дж/кг 0С олово. q=2,7 *107 Дж/кг каменный уголь.

tпл.= 3270C олово. λ =2,7 *107 Дж/кг железо.L=0,9*106 Дж/кг спирт.

III. «Конкурс смекалистых».

Он посвящается решению качественных задач на сообразительность.

Представители команд вытаскивают карточки-билеты и отвечают на поставленный там вопрос. Если не могут ответить, просят помощи у

команды: не справляется команда, помогает команда-соперница.

1.Русская сказка «Байка про тетерева».

2.Алтайская сказка «Горностай и заяц».



3.Из книги Даниэля Дефо «Робинзон Крузо».

Робинзон заметил, если в кувшине или горшке оставить воду в жаркий день, то к вечеру часть воды испарится и ее станет меньше.

Как предохранить воду от испарения?

(Необходимо горшок плотно закрыть крышкой или налить на поверхность воды масло, или горшок поставить в холодное помещение, то испарение будет происходить медленнее).

Костер горел хорошо, было тепло. Робинзон взял большой лист какого-то растения свернул его в кулек. Получился неплохой стаканчик. Робинзон сходил к водопаду, наполнил стаканчик водой. «Хорошо бы нагреть воду»- подумал он. Как можно нагреть воду в подобном стаканчике?

(Надо бросить в стакан камушки, раскаленные в костре, вода заберет от них тепло и нагреется.)

Вода водопада была чистой, холодной, вкусной. Робинзон набрал воды в самодельный горшок и задумался: «Как сохранить воду долгое время в глиняном горшке в жаркую погоду, чтобы она оставалась холодной?»

(Глиняный горшок можно обмотать влажной тряпкой, пока вода с нее будет испаряться, температура в горшке повышаться не будет. Можно горшок поставить в холодную воду.)

4.Несколько задач Шерлока Холмса.

Была зима. Шерлок Холмс вошел в комнату с улицы. Сквозь замерзшие окна был виден лишь край дороги. «Хозяйка квартиры ленивая»,- подумал он. Почему он сделал этот вывод?

(Окна в квартире хозяйки замерзли. Значит, в пространстве между рамами проник из комнаты теплый влажный воздух и, соприкасаясь с холодным стеклом, замерз на нем, следовательно, окна плохо утеплены.)

«Блины вкусны тогда, когда горячие»,- сказала хозяйка, приглашая Шерлока Холмса к столу. «Чтобы они дольше оставались горячими,- продолжала она - я ставлю тарелку с блинами на плетенный из проволоки поднос. Порошу вас». «Лучше их ставить на деревянную подставку»,- посоветовал Холмс. На чем основан этот совет?

(Теплопроводность дерева меньше чем металла, поэтому на деревянной подставке тарелка остывает медленнее.)

Хозяйка дома, где был Холмс, подошла к двери и впустила в комнату кошку. Посмотрев на кошку, Шерлок Холмс сказал: «Погода на улице холодная». Как он это определил?

(Очевидно, по шерсти кошки. При холодной погоде шерсть становится особенно пушистой, чтобы в промежутках между ворсинками было больше воздуха - плохого проводника).

IV.Домашнее задание. Составление сказки по теме: «Тепловые явления».

V. Подведение итогов.

Награждение победителей.

Физическая сказка по теме: «Тепловые явления».

В некотором царстве, в некотором государстве жили- были молекулы. И такое это было королевство, что неугомонные жители все время были в движении, все им не сиделось на месте, они всегда заходили, друг к другу в гости, но там долго не задерживались, все спешили куда-то. Также часто любили они заходить в гости к своей королеве Внутренней энергии. Она любила принимать гостей. Ей нравилось одеваться по погоде, ведь когда было тепло, она одевала изящные, цветные платьица, когда холодно- теплые шубки. У нее было две дочки, которых звали Работа и Теплопередача. Они родились в один день. Можете себе представить, какой праздник устраивали по случаю их дня рождения, какое множество гостей пригласили во дворец, какие подарки дарили! Но наступило время выдавать дочерей замуж. Да только женихов нету. Долгое время шли поиски юношей. Наконец Теплопередача осчастливила королевство. Сыграли свадьбу, да стали жить поживать и добра наживать. Со временем у Теплопередачи родилась тройня: Теплопроводность, Конвекция и Излучение. Каждый ребенок имел свои таланты. Теплопроводность хорошо передавала тепло твердым телам. Конвекция передавала тепло струями жидкости и газа. Излучение передавал энергию тепловыми лучами.

У королевы был мальчик, которого она воспитала как родного сына, его звали Количество теплоты. Он все время игрался с придворными мальчишками и девчонками: Массой, Температурой и Родом вещества. Вскоре королевство навестил король Закон сохранения, который правил соседним государством. Он любил повторять слова: «Энергия не исчезает и не создается, а превращается или передается другой энергии». Этим он хотел сделать комплемент Внутренней энергии. Через несколько дней король сделал предложение королеве и она его приняла. Теперь они вместе правят большим и красивым королевством.




Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа семинара 7 пленарное заседание 9 Мотивация учащихся как фактор повышения качества образовательной деятельности Булдакова Светлана Михайловна, заместитель директора по увр моу сош №62

    Программа
    В рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений осуществляется деятельность по представлению инновационного опыта педагогов города для интенсивного обмена информацией по актуальным вопросам развития образования и реализации
  2. Вохминцева Светлана Михайловна) «Основа личности это ее развитие» (Рейнгард Галина Дмитриевна) «Педагогические методы духовно-нравственного воспитания учащихся на урок

    Урок
    «Роль сказочного текста в формировании и развитии духовно-нравственных основ личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период дошкольного возраста» (Фрисс Наталья Владиславовна)
  3. Администрация волгоградской области комитет по образованию и науке приказ

    Документ
    Об утверждении списка экспертов специализированных экспертных групп для проведения экспертной оценки практической деятельности в рамках аттестационных процедур педагогических работников государственных и муниципальных образовательных
  4. Приказ 23. 09. 2010 №3700 Об утверждении состава экспертной группы Комитета по образованию Администрации Волгоградской области по вопросам аттестации педагогических и руководящих работников учреждений образования Волгоградской области

    Документ
    В соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 26.
  5. Виктор дизендорф гомо антиполитикус или записки „шестидесятника“ Опыт малохудожественного повествования об очередном потерянном поколении москва

    Документ
    Перед тобой, читатель, книга о 1960-х годах. Так, по крайней мере, она задумана, и замысел этот возник у меня давно. Я поделился им с Валерой Тарановым в Киселевске, городе нашего детства и юности, еще летом 2 г.

Другие похожие документы..