Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
на проведение открытого конкурса на право заключить государственные контракты на выполнение научно-исследовательских работ в рамках федеральной целево...полностью>>
'Автореферат диссертации'
доктор социологических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии гос...полностью>>
'Документ'
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать в своей деятельности положения Концепции, утвержденной настоя...полностью>>
'Бюллетень'
В.П. Савченко. О ходе выполнения Программы действий Профсоюза по защите социально-трудовых прав и интересов членов Профсоюза на 2005–2010 годы и очере...полностью>>

Учебно-методический комплекс рекомендован к печати Ученым советом Академии труда и социальных отношений

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Социально-экономический факультет

К а ф е д р а с в я з е й с о б щ е с т в е н н о с т ь ю

Утверждено

Ученым советом Академии

17 февраля 2006 г.

А. Г. К и с е л ё в

Учебно-методический комплекс по курсу

«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

(для студентов 1-го курса всех форм обучения

по специальности 350400

«Связи с общественностью»)

(Место для логотипа академии)

Москва

2006

Автор-составитель - доктор социологических наук, профессор, академик Международной педагогической академии, академик Академии литературы А.Г. КИСЕЛЁВ.

Ответственный за выпуск – проректор Академии Труда и Социальных Отношений - заведующая кафедрой связей с общественностью, доктор исторических наук, профессор О.Ю. РЫБКА.

Рецензент – доктор социологических наук, профессор, заместитель Генерального директора ЗАО «Чумиков PR и консалтинг» М.П. БОЧАРОВ.

Учебно-методический комплекс рекомендован к печати

Ученым советом Академии труда и социальных отношений.

Примерная программа дисциплины «Теория и практика массовой информации» составлена в соответствии с основными требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Дисциплины специализации» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности «Связи с общественностью».

Ó А.Г. КИСЕЛЁВ, 2006

Ó Академия труда и социальных отношений, 2006

О Г Л А В Л Е Н И Е

ПРЕДИСЛОВИЕ.

«Теория и практика массовой информации» – информационно-коммуникационная основа «Связей с общественностью» (журналистский аспект)……………………………………………………………………………………..

I. Организационно-методическая часть....……………..

Распределение часов курса по темам и видам работ……………………………………

Цели, задачи, место курса и основные требования к уровню усвоения содержания…

II. Содержание курса. Основные разделы, главы (темы и их краткая суть)………………………………………………………………….

1-ый год обучения

Раздел I. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ (РОЛЬ СМИ)……………………………………….

Глава I. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..

Тема 1. Организация и методика курса………………………………………..

Тема 2. Сущностные характеристики информации………………………….

Тема 3. Социальная информация как система. Эффективность информации………………………………………………………………………..

Тема 4. Информация в социальном управлении. Институализация……

Глава II. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ……………………………………………………………………………

Тема 5. Экскурс в историю развития коммуникации………………………..

Тема 6. Средства массовой информации и средства массовой коммуникации в системе социальных связей…………………………………

Тема 7. Коммуникация и основные теории общественного развития………...…………………………………………………………………..

Тема 8. «Четыре теории прессы» Ф. Сиберта, У. Шрамма и Т. Питерсона………………………………………………………………………….

Тема 9. Теория И.Я. Фойницкого как теория взаимо­зависимости развития государственной власти и общественного сознания………………

Раздел II. ОТРАЖЕНИЕ СМИ И СМК В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ ……

Глава III. Коммуникация и общественное СОЗНАНИЕ В РОССИИ………

Тема 10. Средства массовой информации и коммуникации как продукт общественного мнения…………………………………………………………..

Тема 11. Особенности формирования общественного сознания россиян…

Глава IY. Из истории журналистики в России………………………………

Тема 12. Особенности развития журналистики в России……………………

Тема 13. Основные этапы развития журналистики в XVII- ХХI веках в России……………………………………………………………………………….

Раздел IY. СОВРЕМЕННЫЕ СМИ как специфический социальный институт ………………………………………………………………………………..

Глава Y. Становление новой российской государственности и СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ………………………………………………

Тема 14. Средства массовой информации как «четвертая власть». Генезис отношений «СМИ-власть-общество»…………………………………

Тема 15. Модели и периоды развития СМИ на современном этапе. Структура СМИ……………..…………………………………………………….

Глава YI. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И СМИ……………………………………………..

Тема 16. Правовое регулирование деятельности средств массовой информации………………………………………………………………………

Тема 17. Законодательство и государственная служба…………………….

Глава YII. Профессиональная этика журналиста………………………

Тема 18. О предмете профессиональной этики и ее роли…………………..

Тема 19. Профессиональная мораль и нравственность как социальный феномен…………………………………………………………………………....

III. Учебно-методическое обеспечение курса………………..

Вопросы к зачету по курсу лекций и семинарских занятий (I-II семестры)..……

Тематика рефератов, курсовых и контрольных работ…………………………..….

Рекомендуемая литература по курсу обучения…..…………………………………..

ПриложениЕ. …………………………………………………………………………………………………

Библиографический список новейшей учебной, справочно-методической литературы и источников, рекомендуемых для комплектования библиотечки будущего специалиста по связям с общественностью и журналиста………………

ПРЕДИСЛОВИЕ

«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ» -

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ОСНОВА

«СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

(журналистский аспект)

Известно, что на сегодняшний день в мире существует большое количество литературы по проблемам связей с общественностью. Известно и то, что уже имеется около 1000 трактовок понятия этого термина. Однако анализ роли и места связей с общественностью у нас в России остается проблемой достаточно сложной, до конца не изученной и неоднозначно разрешаемой по целому ряду причин, одной из которых является определение однозначной четкой терминологии и адаптации ее в местных условиях.

Термин «связи с общественностью», а еще больше «паблик рилейшнз» («РR»), хотя и сравнительно недавно, так или иначе, но уже прочно вошел в наш словарный запас. В связи с некоторыми негативными окрасками названия – «черный РR», «серый РR» и т.д. российские ученые разграничивают понятие «связи с общественностью» и собственно «РR», отделяя «негативный» оттенок. На наш взгляд, «РR» следовало бы употреблять только в значении англоязычного синонимичного аналога понятия «связи с общественностью», придавая ему местный характер.

Актуальность «РR» связана с появлением в российском обществе нового типа отношений, вызванных к жизни процессами демократизации политической системы и формированием в экономике России рыночных структур и отношений.

Свободная рыночная экономика потому и называется таковой потому, что представляет широкие полномочия экономическим субъектам. В поисках рынков сбыта, налаживании деловых контактов с различными фирмами и организациями экономический субъект вступает в разнообразные отношения с потребителями своей продукции, другими организациями и учреждениями, включая правительственные. В такого рода условиях успех или поражение фирмы на рынке оказывается зачастую больше зависимым не столько от качества ее товаров и услуг, сколько от того, какова ее репутация в деловых и правительственных кругах, в общественном мнении. В свою очередь столь высокая значимость внешних связей (впрочем, как и внутренних) ее репутация в общественном мнении и порождает потребность в соответствующего рода специалистах, а затем и в научном знании, осмыслении практики и опыта. Уже из этого видны очертания того, что РR определяется как наука и одна из функций управления, составная часть системы управления организацией, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью.

Более того, РR – универсальная теоретическая и прикладная дисциплина, изучающая закономерности взаимодействия субъектов общественных отношений с гражданами, организациями, партиями, органами власти и т.д.

В понимании сущности РR лежит несколько фундаментальных принципов. Первым из них должен быть назван принцип демократии. Другой принцип, вытекающий из первого - принцип альтернативности. Принцип гражданского консенсуса, согласия. И еще – принцип технологичности и другие.

Согласно существующей зарубежной научной литературе, термин «паблик рилейшнз» появился в США, а его автором стал третий президент Томас Джефферсон (1807 г.), который применял РR преимущественно в политической деятельности, о чем он написал в черновике своей речи «Связи с общественностью». Вместе с тем, по мнению многих исследователей, время, с которого ведется отсчет РR как самостоятельного направления – начало ХХ века (Первая мировая война, деятельность Комитета по общественному информированию США (Стюарт Ивен).

Практически все российские авторы работ по связям с общественностью также признают родиной системного РR США, отмечая при этом, что многие элементы современной методологии дисциплины основаны на практике управления обществом с самого начала его появления, т.е. на заре человеческой цивилизации (вплоть от зарождения коммуникации). В России РR резко актуализировался с падением железного занавеса и становлением рыночной экономики, в частности с начавшимся ускоренным процессом глобализации бизнеса. И сегодня в России уже трудно представить деятельность уважающего себя предприятия, организации, учреждения без службы РR и ее специалистов, которых, в частности, выпускает в том числе кафедра связей с общественностью АТиСО.

В подходах определения сущности связей с общественностью важен методический контекст проблемы: какие же науки считаются базисными? Попробуем методом очерчивания их логически выявить.

Ф и л о с о ф и я – как одна из форм мировоззрения и как таковая имеет тот же предмет и в основном тот же круг проблем, что и другие формы мировоззрения, но отличается от них средствами решения этих проблем. Ее основные направления:

О б щ е с т в о в е д е н и е – совокупность наук об обществе, излагающая основы общественно-политических наук.

Ж у р н а л и с т и к а – литературно-публицистическая деятельность, прививающая основополагающие творческие навыки.

С о ц и а л ь н ы й м е н е д ж м е н т, как одна из классических основ РR – науки об управлении, а точнее о его регулировании.

С о ц и о л о г и я – наука о закономерностях развития и функционирования общества.

П с и х о л о г и я – наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.

Э т и к а – философская дисциплина, изучающая нравственность и мораль.

А н т р о п о л о г и я - наука о происхождении и эволюции человека.

К о м м у н и к а т и в и с т и к а – сфера обществоведения и теоретическая база журналистики, которая в свою очередь является сферой обществознания.

Другие современные философские науки.

И конечно же среди других наук – э к о н о м и к а – наука, изучающая какую-либо отрасль производственной, хозяйственной деятельности.

Могут быть в этом ряду и другие смежные и дочерние науки, но обоснованность понятий вышеперечисленных наук совершенно очевидна и базисна для РR, зиждящейся, в первую очередь, на определенном мировоззрении, управлении, морали, нравственности, творчестве, коммуникациях и т.д. Исходя из этих основ, в настоящее время на кафедре связей с общественностью АТиСО преподаются дисциплины: философия, право, основы социального государства, основы теории коммуникаций, теория и практика массовой информации, стилистика и редактирование, статистика, логика и основы аргументации, иностранные языки и другие.

Отсюда РR – практическая наука, она имеет ярко выраженные целевые установки. Это – открытая наука, в которой могут раствориться, обогатив ее, другие науки. Поэтому можно предположить следующее определение РR как междисциплинарного комплекса общественных наук: 1) в основе которого лежат коммуникативистика, журналистика, знания о взаимоотношениях человека и общества в глобальном информационном пространстве; 2) используются интуитивный подход и логическое мышление на базе систематизации и обобщения информации, аналитических исследований, умозаключений и прогнозов в различных сферах жизни общества, производства, экономики и экологии, моделирования методов влияния коммуникации на поведение масс и индивидуумов.

Однако все же важнейшими философскими дисциплинами в системе наук РR, профилирующими на кафедре связей с общественностью АТиСО, являются «основы теории коммуникации» и «теория и практика массовой информации», так как процесс формирования общественного сознания в общественном развитии складывается из простой формулы: «информация – коммуникация – масс-медийный процесс – РR». В этой схеме заложено смысловое ядро практического РR, как центрального коммуникативного и творческого механизма в системе управленческо-регулирующих технологий. Именно посредством СМИ и СМК РR продуцирует и осуществляет политику, которая являет собой целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласование и удовлетворение интересов всего общества и каждого отдельно взятого индивида на основании общения. Т.е., таким образом, под РR подразумевается специализированная, профессионально организованная управленческая деятельность особого рода по созданию взаимопонимания между заинтересованными сторонами, которыми, с одной стороны, являются лицо или организация, а с другой – некоторая аудитория, общественность.

Следовательно, история развития цивилизации показывает, что формирование языка способствует развитию человеческого мышления. Появление языка «письменного», при помощи которого возможно увидеть свою мысль и еще глубже ее оценить, а также идентифицировать свою национальную принадлежность ведет к росту самосознания. Повышение роста самосознания дает толчок к повышению потребности в новых знаниях. Эта потребность стимулирует, в свою очередь, развитие коммуникации – так появляются печатный станок и начинается широкое производство бумаги. И если за этим следует распространение знания на основах уважения свободы слова и печати, знания для широких масс, - это ведет к дальнейшему росту самосознания, а следовательно – совершенствованию всех сторон и деятельности человека, в том числе экономической, политической и социальной. И – появлению новых требований к государству, к власти.

Человечество на протяжении всей своей истории предпринимает попытки анализа процессов прогрессирования общества и с совершенствованием уровня знаний от посылов юридических и экономических оно постепенно переходит к посылам, лежащим в области социально-политической и коммуникативной. Сегодняшние теории управления, демократических государственных систем просто невозможны без учета влияния на процессы общественного развития масс-медиа и в частности паблик рилейшнз – специфического социального института, претендующего сегодня на роль «пятой власти».

Поэтому, связи с общественностью в России на современном этапе развития представляют собой не просто форму коммуникативного управления, а регулирование управлением масс-медийного процесса. И если в этом процессе РR является центральным механизмом, то специалисты РR, подготавливаемые нами на кафедре связей с общественностью АТиСО, должны стать его уникальным инструментом.

Отсюда, цель настоящего учебно-методического комплекса – помочь осознать необходимость партнерских отношений между органами государственного управления и средствами массовой информации и овладеть минимумом знаний и навыков, способствующих оптимизации взаимодействия и взаимовлияния власти и общества при помощи масс-медиа.

Основные задачи курса:

  • дать представление о месте и роли средств массовой информации в системе социального управления;

  • систематизировать знания о структуре, функциях СМИ, методах их воздействия на общественность и власть и методах обратного воздействия на средства массовой информации со стороны власти и общества;

  • определить принципы и приемы регулирования отношений между органами власти и населением при помощи средств массовой информации;

  • выработать конкретные умения и навыки у студентов и слушателей, необходимые для взаимодействия органов власти с представителями СМИ.

Предлагаемый учебно-методический комплекс состоит из трех основных частей – организационно-методического раздела, содержания курса (с разбивкой по годам и семестрам обучения), учебно-методического обеспечения, включая приложения. Ключевые разделы комплекса сегментируются по конкретным темам-лекциям и соответственно семинарским занятиям.

Разработка учебно-методического комплекса является одной из первых научно-обоснованных попыток в изучении дисциплины «Теории и практики массовой информации» в Российской Федерации. Следует отметить также и то, что с выходом в свет настоящего комплекса одновременно проводится большая работа по разработке специального учебника по этой дисциплине.

Учебно-методический комплекс составлен с учетом базовых направлений, намеченных ГОСТом ОПД.Ф.09. Теория и практика массовой информации.

Вместе с тем имеющиеся недостатки в этом, судя по всему «набегу» готовившемся стандарте, послужили еще одной важной проблемой при подготовке учебно-методического комплекса. Так, в стандарте отсутствуют логичность построения тем, их этапность, размыта четкая структура проблемы, не учтены все первоочередные и необходимые современные знания, встречается синонимия или тавталогия, перенасыщенность одних тем в ущерб другим и т.д. С другой стороны, подобная спешка оправдана ивременным фактором, быстротекущими меняющимися событиями и главное тем, что эта дисциплина – новая, недавно лишь утвержденная.

В итоге новый вариант учебно-методического комплекса послужит дальнейшему совершенствованию преподаваемого предмета, станет основополагающим элементом в системе развития знаний дисциплины «Теория и практика массовой информации», как мы уже выяснили выше, являющейся основой кафедральной специальности – «Связи с общественностью».

А. КИСЕЛЕВ,

доктор социологических наук, профессор,

академик Международной педагогической академии,

академик Академии литературы,

советник «Президентского контроля» Администрации Президента РФ

Распределение часов курса

«Теория и практика массовой информации»

по годам обучения

Год обучения

Количество часов

1-ый семестр

2-ой семестр

всего

лекций

семин.

занят.

всего

лекц.

сем.

зан.

1-ый курс

34

18

16

34

16

18

2-ой курс

62

30

32

62

30

32

3-ий курс

38

22

16

36

20

16

Итого:

134

70

64

132

66

66

Форма контроля: по итогам семестра - дифференцированный зачет; всего курса обучения – экзамен.

I. Организационно-методическая часть



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс основы права европейского союза бакалаврская программа №

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность курса. Анализируя развитие современной мировой экономики, специалисты выделяют две основные тенденции, которые находятся в сложном, неоднозначном, и порой противоречивом взаимодействии.
  2. Академия труда и социальных отношений кафедра финансов и кредита

    Диплом
    Заключительной частью учебного процесса на финансовом факультете Академии труда и социальных отношений является написание дипломной работы, успешная защита которой служит основанием для получения диплома (документа) об окончании высшего
  3. Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Философия и политология» «20» марта 2008 г. (Протокол №8) (1)

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методическом комплексе приводятся рекомендации по изучению дисциплины «Философия» (требование Государственного стандарта по дисциплине «Философия», структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий,
  4. Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Математика и информатика» «18» ноября 2007 г. (Протокол №7) (1)

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методическом комплексе приводятся рекомендации по изучению дисциплины «Информатика» (требование Государственного стандарта по дисциплине «Информатика», структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий,
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины психология лиц с нарушениями речи специальность 031900 специальная психология, квалификация специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031900 – «Специальная психология», утвержденного Министерством образования и науки

Другие похожие документы..