Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Единицы делятся на основные, выбираемые произвольно (метр, секунда, килограмм и др.), и производные, образуемые на основании уравнений связи, выражаю...полностью>>
'Документ'
Данный проект посвящен изучению роли рецептора IRR (insulin receptor-related receptor) в регуляции работы островков Лангерганса в поджелудочной желез...полностью>>
'Документ'
«Методы и технологии создания обучающих программ», «Методология и технология дистанционного образования», «Параллельные компьютерные технологии и высо...полностью>>
'Закон'
Рассмотрев принятый Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 19 декабря 2011 года проект Закона Республики Беларусь «Об адвок...полностью>>

Стандартизация, сертификация

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КЕМЕРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

СРЕДНЕТЕХНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

О.А. Шейфель

МЕТРОЛОГИЯ,

СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Для студентов ссузов

Кемерово 2006

УДК 389.1+658.516(075)

ББК 30.10+65.9-80я7

Ш 39

Рецензенты:

Е.М. Лобачева, канд. техн. наук, доцент кафедры

«Технология молока и молочных продуктов»

Е.В. Синецкая , зав. областной

лаборатории ОАО «Кемеровомолпром»

Рекомендовано редакционно-издательским советом

Кемеровского технологического института

пищевой промышленности

Шейфель, О.А.

Ш 39 Метрология, стандартизация, сертификация: Конспект лекций / О.А. Шейфель; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2006. – 61 с.

Рассмотрены основные правила и приемы измерений и обработки их результатов, порядок проведения работ по сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья и основные принципы управления качеством.

Предназначен для подготовки студентов по специальности 260303 «Технология молока и молочных продуктов»

О.А. Шейфель, 2006

© КемТИПП

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ……………………………………………………………….

5

Лекция 1. Роль метрологии, стандартизации и сертификации в формировании качества и безопасности молочных продуктов ……

6

Лекция 2. Основы метрологии. Этапы ее развития ………………….

7

2.1 Научные направления метрологии ……………………………..

7

2.2 Этапы развития метрологии ……………………………………

8

Лекция 3. Теория измерения. Обязательные критерии измерения ..

10

3.1 Классификация средств измерений …………………………….

10

3.2 Обязательные критерии измерения …………………………….

11

Лекция 4. Элементы измерения …………………………………………

12

Лекция 5. Метрологические службы, обеспечивающие единство измерения ………………………………………………………………….

17

5.1 Государственная метрологическая служба Российской Федерации ………………………………………………………………………..

17

5.2 Международная метрология ……………………………………

18

Лекция 6. Основные положения, цели и задачи стандартизации …..

19

6.1 Цели и задачи стандартизации …………………………………

19

6.2 Этапы развития стандартизации ……………………………….

20

6.3 Основные понятия стандартизации ……………………………

21

Лекция 7. Принципы и методы стандартизации. Категории и виды стандартов………………………………………………………………….

23

7.1 Основные принципы и методы стандартизации ………………

23

7.2 Категории стандартов ………………………………...................

24

7.3 Виды стандартов ………………………………………………...

25

Лекция 8. Нормативные документы, используемые в пищевой промышленности …………………………………………………………

26

Лекция 9. Кодирование и порядок разработки стандартов в России

31

9.1 Кодирование и поиск нормативных документов ......................

31

9.2 Порядок разработки стандартов в России …………………….

33

Лекция 10. Основы сертификации. Основные понятия сертификации …………………………………………………......................................

34

10.1 Основные понятия, используемые при сертификации ……...

34

Лекция 11. Виды сертификатов. Действующие схемы сертификации товаров ………. …………………………………................................

36

11.1 Виды сертификатов ………………………………..................

36

11.2 Действующие схемы сертификации товаров и услуг ………

37

Лекция 12. Порядок проведения сертификации пищевой продукции по документам системы сертификации РФ …...............................

38

Лекция 13. Порядок проведения сертификации с использованием заявления – декларации. Сертификация производства и систем качества ……………………………………………………………………

42

13.1 Сертификация с использованием заявления - декларации ..

42

13.2 Сертификация производств ………………………. ………..

44

13.3 Сертификация систем качества …………………..................

45

Лекция 14. Квалиметрия. Классификация показателей качества …

47

Лекция 15. Методы определения показателей качества …………….

48

15.1 Основные понятия в области качества ……………………..

48

15.2 Методы определение показателей качества ………………..

50

Лекция 16. Контроль качества продукции …………………………….

52

16.1 Технический контроль качества …………………………….

52

16.2 Статистические методы анализа ……………………………

55

Лекция 17. Принципы управления качеством продукции .................

56

Лекция 18. Особенности управления качеством на Российских предприятиях ……………………………………………………………..

58

Список рекомендуемой литературы …………………………………...

61

ПРЕДИСЛОВИЕ

Качество жизни человека является стержнем экономических преобразований в обществе. Это интегральная категория, которая характеризует меру удовлетворения всей совокупности разнообразных потребностей человека.

В понятие качество жизни включают показатели качества материальных благ, товаров и услуг, где одно из главных мест занимают качественные характеристики потребляемой пищи. В этой связи вопросы стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством продукции играют важную роль в подготовке техников для пищевой промышленности.

Изучение данного курса позволяет будущим специалистам ориентироваться в совокупности государственных стандартов и других нормативных актов, знать основные правила и приемы измерений и обработки их результатов, порядок проведения работ по сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья, производства и основные принципы управления качеством. Полученные знания необходимы для успешной практической деятельности техников молочной промышленности в области контроля и повышения качества молока и молочных продуктов и обеспечения их конкурентоспособности.

Как уникальный и универсальный симбиоз четырех самостоятельных наук, дисциплина «Метрология, стандартизация, сертификация» преобразует студента в специалиста, в полном объеме владеющего метрологическими правилами, требованиями и нормами, государственными актами и нормативными документами по стандартизации, сертификации и управлению качеством и способного успешно применять их в своей профессиональной деятельности.

Конспект лекций предназначен для студентов всех форм обучения по направлению многоступенчатой профессиональной подготовки по специальности 260303 – «Технология молока и молочных продуктов».

ЛЕКЦИЯ № 1

РОЛЬ МЕТРОЛОГИИ, СТАНДАРТИЗАЦИИ И

СЕРТИФИКАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ КАЧЕСТВА

И БЕЗОПАСНОСТИ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ

Дисциплина «Метрология, стандартизация, сертификация» является, универсальны и уникальным симбиозом 4 самостоятельных наук метрологии, стандартологии и сертификалогии и кибернетики.

Термин «метрология» происходит от 2 греческих слов: metreo – измеряю, logos - учение и, соответственно обозначает «наука об измерениях».

Термин «стандартизация» происходит от английского слова standard – образец, мерило, эталон и, соответственно понимается как «государственное установление единых норм и требований к различным объектам во всех сферах социальной деятельности путем принятия нормативно-правовых актов» и, исходя из этого, получается 2 самостоятельных значения термина «стандарт»:

  • образец, эталон или модель, принимаемые за исходные для сопостановления с ними других подобных объектов;

  • нормативно-технический документ, регламентирующий государственные нормы и требования к какому-либо объекту.

Термин «сертификация» происходит от 2 латинских слов: certum – верно, facere – делать и, соответственно обозначает «испытание какого- либо объекта на соответствие государственным нормам и требованиям».

При положительных результатах такого испытания Органиками по сертификации Госстандарта России, являющимися третьей нейтральной стороной, т.е. и не производителем, и не потребителем, выдается сертификат соответствия, т.е. документ, удостоверяющий потребителю соответствие испытуемого объекта определенным государственным нормам и требованиям к его качеству. Следовательно, сертификация является одним из средств управления качеством и методологической, нормативной и организационной базой для нее служат метрология и стандартизация.

На основе метрологии, стандартизации, сертификации и кибернетики (от греческого слова kyber nefike – искусство управления) формируется система по управлению качеством, т.е. разрабатывается комплекс мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, обращении, эксплуатации или потреблении.

В условиях развития международной торговли и конкуренции товаров на внутреннем России роль метрологии, стандартизации и сертификации все больше возрастает. Так на их основе для оценке качества пищевых продуктов разработаны 4 критерия:

  1. Удовлетворенность потребителя во вкусовых ощущениях.

  2. Сервис, т.е. разнообразие выбора, способ транспортировки и хранения, удобство приготовления.

  3. Польза для здоровья.

  4. Безопасность для потребителя.

При этом первые 2 критерия оцениваются потребителем, а 2 последних – с помощью экспертизы. Причем эксперты не только контролируют качество готовой продукции, но и с помощью средств активного контроля обеспечивают необходимые значения показателей качества в самом технологическом процессе.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Роль метрологии в управлении качеством пищевых продуктов и продовольственного сырья.

  1. Роль стандартизации в управлении качеством пищевых продуктов и продовольственного сырья.

  1. Роль сертификации в управлении качеством пищевых продуктов и продовольственного сырья.

ЛЕКЦИЯ № 2

ОСНОВЫ МЕТРОЛОГИИ. ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

2.1 Научные направления метрологии

Метрология – наука об измерения, методах и средствах обеспечения их единства, и способах достижения требуемой точности. Еще в Ветхом завете Третьей книги Моисея написано: «Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и измерениях.» (стих 35) и далее: «Да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная, гин верный…» (из стихи 36). Таким образом, метрология зародилась в глубокой древности и используется в настоящее время во всех науках и дисциплинах.

Подсчитано, например, что ежедневно в России выполняются 200 млрд. измерений с использованием 1 млрд. средств измерений, что свыше 4 млн. человек считают измерения своей профессией, что доля затрат на измерения составляет 10 – 15 % от всех затрат общественного труда и что около 40 % всего объема промышленности относится к отраслям с измерительным технологическим процессом.

Метрология содержит 5 научных направлений: теоретическое, практическое, прикладное законодательное и квалиметрическое.

Теоретическая метрология изучает общенаучные основы всех элементов измерения.

Практическая метрология рассматривает вопросы связанные с применением результатов метрологических исследований в практической деятельности.

Прикладная метрология разрабатывает специальные вопросы измерений в специфических сферах метрологической деятельности, т.е. в подводном мире, космосе, спорте и т.д.

Законодательная метрология представляет собой комплекс взаимосвязанных общих правил, требований и норм, регламентируемых и контролируемых государством с целью обеспечения единства измерений и единообразия средств измерений.

Квалиметрия ( от 2 греческих слов: gualis – какой по качеству и metreo – измеряю) исследует и характеризует обширную и значимую область измерений показателей качества, в т.ч. пищевых продуктов и продовольственного сырья.

2.2 Этапы развития метрологии

В истории развития метрологии выделяют 4 последовательных этапа: стихийный, научный, нормативный и стандартизационный.

Стихийный этап развития метрологии – самый продолжительный, он растянут от ее зарождения на заре цивилизации до 1891 года и характеризуется хаотичной, неупорядоченной метрологической деятельностью и накоплением информации.

О древнейшем происхождении метрологии свидетельствуют дошедшие до нас подручные, естественные и вещественные меры.

Из подручных мер широко известны: единица веса драгоцкнных камней - карат (в переводе с древнеарабского и древнеиндийского – семя боба), единица аптекарского веса – гран (в переводе с латинского – зерно), древнерусские единицы длины: пядь (расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев), косая сажень (расстояние от подошвы левой ноги до конца среднего пальца вытянутой вверх правой руки), древнеяпонская единица площади – татами (размер циновки, на которой может разместиться «средний» человек).

К естественным мерам относятся временные единицы – год, месяц, час, установленные древними вавилонямами на основе астрономических наблюдений; впоследствии 1/86400 часть среднего периода обращения Земли вокруг своей оси получила название секунды.

Примером вещественных мер служит мина – единица времени, принятая в Вавилоне во II веке до н.э. и равная промежутку времени, за который из водяных часов вытекает около 500 г воды; мина соответствует приблизительно 2 астрономическим часам и является прародительницей современной минуты.

Первые зачатки организованной метрологической деятельности появились на Руси. Так, «золотой пояс» великого князя Святослава Ярославовича (1070 г.) служил образцовой мерой или эталоном длины; Двинская грамота царя Ивана Грозного (1550 г.) регламентировала порядок хранения и передачи новой меры сыпучих веществ – медной осмины, которую предписывалось рассылать старостам для хранения и изготовления деревянных копий в целях повседневного использования.

Качественные сдвиги, подготовившие переход метрологии во 2 этап развития, происходят на протяжении IVIII и IIX веков:

  • в 1725 г. основана Петербургская академия наук, которая воспроизвела единицы времени, температуры и получила копии туаза и фунта;

  • в 1840 г. введена в действие во Франции метрическая система мер: в ее основе лежит единственная единица – метр, равный 1/40 000 000 части земного меридиана, проходящего через Париж;

  • в 1842 г. на территории Петропавловской крепости в специально построенном здании открыто первое централизованное учреждении России – Депо образцовых мер и весов, призванное хранить отечественные и иностранные эталоны и их копии, изготавливать и сличать новые эталоны;

  • в 1849 г. опубликован первый на русском языке учебник Ф.И. Петрушевского «Общая метрология», обобщивший все накопленные к тому времени сведения в области метрологической деятельности.

Научный этап развития метрологии длился с 1892 по 1917 гг. и в этот период метрология становится в число точных естественно-научных дисциплин. В связи с большой работой проделанной Д.И. Менделеевым для развития метрологической деятельности этот этап также называют «менделеевским».

Нормативный этап развития метрологии существовал с 1918 по 1945 гг. и проявился метрологической деятельностью, основной на нормативной документации различного уровня.

Стандартизационный этап развития метрологии начинается в 1946 г. и продолжается по настоящее время. Он характеризуется повсеместным внедрением стандартизации, как главной организационно-правовой формы обеспечения единства измерений.

27 апреля 1993 г. принят Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» в котором управление метрологической деятельностью переходит от административного к законодательному и адаптируется Российская система измерений к мировой системе измерений.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Основные научные направления метрологии.

  1. Практическая значимость метрологической деятельности.

  1. Основные этапы развития метрологии.

ЛЕКЦИЯ № 3

ТЕОРИЯ ИЗМЕРЕНИЙ.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ ИЗМЕРЕНИЯ

Определение понятия «измерение» формировалось и изменялось по мере развития метрологии и усложнения измерительного процесса, о чем свидетельствуют 3 общепринятых его редакции.

Согласно первому определению выдающегося русского философа П.А. Флоренского от 1931 г., измерение – основной познавательный процесс науки и техники, посредством которого физическая величина количественно сравнивается с другою, однородную с нею и считаемою известной.

По второму, стандартному, определению от 1970 г., измерение – нахождение значения физической величины опытным путем с помощью специального технического средства.

В соответствии с третьим определением, разработанным ВНИИ метрологии им. Д.И. Менделеева в 1993 г. и имеющим юридический адрес, измерение совокупность операций, выполняемых с помощью технического средства, хранящего единицу физической величины и позволяющего сопоставить величину с ее единицей и получить значение величины.

3.1 Классификация средств измерений

Средство измерения – техническое средство или комплекс технических средств, предназначенные для измерения, имеющие нормированные метрологические характеристики и воспроизводящие или хранящие одну или несколько единиц физических величин.

Средства измерения классифицируются с учетом 2 признаков:

  • конструктивного решения;

  • практического назначения.

По конструктивному решению средства измерения разделяются на: вещественные меры, измерительные преобразователи, измерительные приборы, измерительные установки, измерительные системы.

Вещественная мера – средство измерения, воспроизводящие физическую величину с номинальным значением, т.е. с определенным значением, обозначенным на данном средстве измерения. По степени сложности вещественные меры бывают:

  • однозначные – меры, воспроизводящие физическую величину одного размера, например, гиря;

  • многозначные – меры, воспроизводящие физическую величину разных размеров, например, масштабная линейка;

  • набор – комплекс гомовидных мер разных размеров, применяющихся в разных сочетаниях, например, набор разновесов;

  • магазин – набор гомовидных мер, конструктивно объединенных в единое техническое устройство, предусматривающее ручное или автоматизированное соединение мер в необходимых комбинациях, например, магазин электрических соединений.

Измерительный преобразователь – средство измерения, перерабатывающие измерительную информацию в форму, удобную для дальнейшего преобразования, передачи, хранения и обработки, но недоступную для непосредственного восприятия оператором, например, преобразователь давления, термопара.

Измерительный прибор – средство измерения, состоящее из преобразовательных элементов и отсчетного устройства и предназначенное для извлечения измерительной информации и представления ее в форме, удобной для регистрации, например, амперметр.

Измерительные установки состоят из функционально объединенных средств измерения и вспомогательных устройств, собранных в одном месте.

В измерительных системах средства измерения и вспомогательные устройства территориально разобщены, но соединены каналами связи.

По практическому назначению различают рабочие и метрологические средства измерения.

Рабочие средства измерения предназначены для измерений в народном хозяйстве и по условиям применения среди них выделяют:

  • лабораторные – обладающие наибольшей точностью, чувствительностью и стабильностью;

  • производственные – обладающие высокой стойкостью к ударо-вибрационным нагрузкам, воздействию тепла, холода и повышенной влажности;

  • полевые - встроенные в самолеты, автомобили и т.д.

Метрологические средства измерения – эталоны, относящиеся к высокоточным мерам или системам мер и предназначенные для воспроизведения и хранения единицы величины с целью передачи ее размера другим средствам измерений.

3.2 Обязательные критерии измерения

Согласно определению метрологии, измерения должны выполнятся при соблюдении 3 обязательных критериев: единства, точности и своевременности.

Единство – состояние измерений, при котором их результаты выражаются в узаконенных единицах, а погрешности известны с заданной вероятностью и не выходят за установленные пределы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. О. В. голуб Стандартизация, сертификация и метрология Учебное пособие

    Учебное пособие
    Г62 Стандартизация, сертификация и метрология: Учебное пособие /Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2004. - 184 с.
  2. Реферат по курсу стандартизация, сертификация, метрология Тема: Стандартизация в зарубежных странах

    Реферат
    Стандартизация продолжает развиваться во многих странах, для упорядочения деятельности во всех отраслях народного хозяйства. Помогает развивать международную торговлю,
  3. Контрольная работа. Стандартизация, сертификация, лицензирование в туризме. Содержание

    Контрольная работа
    В настоящее время в России туризм признан одним из при­оритетных направлений развития экономики. Как свидетельствуют данные организации туристской деятельности государственного уп­равления туризмом Департамента туризма Минэкономразвития
  4. Рабочая учебная программа по дисциплине «Метрология, стандартизация, сертификация» Для специальности 351000 Антикризисное управление

    Рабочая учебная программа
    По государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности дисциплина включена в цикл общепрофессиональных дисциплин;
  5. Реферат по курсу: «Метрология, стандартизация, сертификация» Тема: «Стандартизация»

    Реферат
    Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности

Другие похожие документы..