Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации...полностью>>
'Документ'
1.1. Це Примірне положення визначає правовий статус відділу контролю митної вартості регіональної митниці, а саме його компетенцію (права, завдання, ...полностью>>
'План-конспект'
Постройте угол ВАС, равный 55о, и отложите на луче АС отрезок АМ=6см. Используя чертёжный треугольник, проведите через точку М прямую, перпендикулярн...полностью>>
'Реферат'
Акустоэлектроника – это направление функциональной микроэлектроники, основанное на использовании пьезоэлектрического эффекта, а также явлений, связан...полностью>>

Программа курса теория и история мировых религий курс обязательный, теоретический, для студентов 2 курса Трудоемкость 144 ч. (4 кредита)

Главная > Программа курса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Программа курса

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ

Курс обязательный, теоретический, для студентов 2 курса

Трудоемкость – 144 ч. (4 кредита)

Статус дисциплины: ОПД.06.

2 семестр, лекции 36 часов, семинары 36 часов, самостоятельная работа 72 часов.

Автор (составитель):

Китинов БаатрУчаевич, кандидат исторических наук, доцент, и.о. зав. кафедрой

Кафедра всеобщей истории, каб. 508.

Тел. (495) 434 12 12.

Время приема: 10-00 – 12-00.

Mail: bkitinov@

Личная страница: /web-local/prep/prep_2941/

Москва

2010

Описание курса

Цель курса:

Основная цель курса направлена на ознакомление студентов с историей возникновения и формирования основных религиозных течений мира. Анализу и преемственности идей и традиций. Помимо этого, курс сориентирован на раскрытие многообразия подходов к интерпретации канонической религиозной литературы. Значение теологического и философского осмысления роли религии. Выявление важности традиции в современной культуре. Современной религиозной компаративистике.

Содержание курса:

Религиоведение как наука. Терминологический аппарат религиоведения. Основные религиоведческие концепции. Основные религиозно-философские школы в Индии. Формирование буддизма. Разнообразие течений в буддизме. Исторические особенности формирования регионального буддизма. Иудаизм и возникновение христианства. Культурно-исторические предпосылки разделения церквей. Новый Завет, его состав. Католичество и средневековая западная культура. История православия: лица, события, тенденции. Ислам. Основные направления в исламе. Религия в условиях глобализации и конфликтов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТА

 

Актуализация религиозных факторов развития человечества во многом происходит ввиду общецивилизационных сдвигов, где религиозно-духовный компонент играет, вероятно, самую важную роль. В наши дни прошлое и настоящее религий привлекают к себе внимание исследователей ввиду их значительного влияния на мировые процессы.

Программа «Теория и история мировых религий» разработана на кафедре всеобщей истории ФГСН РУДН. Она имеет междисциплинарный характер, создана на стыке истории, этнологии, истории и теории религий, других обществоведческих дисциплин.

Программа создана для бакалавров, чья подготовка в области теории и истории религий войдет составной частью в структуру их будущей профессиональной деятельности. Эти знания позволят им ориентироваться в сложнейшей религиозной, политико-культурной и иной обстановке, характеризующей специфику духовной среды различных частей света в разные периоды истории человечества, и на научной базе прогнозировать характер и направленность его развития и значения в будущем.

Учебно-методические и учебные материалы отражают современный уровень развития науки, а также авторское видение содержания и направленности развития религиозно-духовных процессов в мире. При изложении учебного материала предусматривается использование необходимых технических средств обеспечения учебного процесса, позволяющих студентам  на более высоком уровне осваивать учебный материал.

 

Организационно-методическое построение курса.

Курс состоит из лекций и семинаров. На лекциях студенты знакомятся с теоретическим и фактическим материалом. На самостоятельных работах они подробно изучают источники, научную литературу по проблемам курса, осваивают понятийный и методический аппарат. По пройденному материалу и темам проводятся не менее двух письменных тестирования. По усмотрению преподавателя возможна корректировка в содержании изучаемого материала.

II. Форма итогового контроля

Экзамен или зачет

Описание бально-рейтинговой системы

 

Программа «Теория и история мировых религий» разработана на базе нелинейной системы организации учебного процесса. Система контроля знаний студентов, изучающих данный курс основывается на принципах Болонской декларации, одним из главнейших элементов которой является компетентностный подход. Степень усвоения студентами знаний, полученных в результате обучения по курсу, измеряется в кредитах в соответствии с бально-рейтинговой системой.

За время обучения студенту необходимо выполнить все предусмотренные учебной программой виды работ, общий объем которых должен оцениваться в 4 образовательных кредита.

Образовательный кредит, или зачетная единица – это условный численный показатель общей учебной нагрузки студентов. Иными словами, это единица измерения общих трудовых затрат студента на выполнение той или иной учебной работы (теоретическое и практическое обучение, написание курсовых и дипломных работ и т.п.). Один кредит составляет 36 часов учебного времени.

Академические требования к студентам.

От студентов требуется посещение лекций и семинарских занятий, обязательное участие в аттестационных испытаниях, выполнение заданий преподавателя. Особо ценится активная работа на семинаре (умение вести дискуссию, творческий подход к анализу текстов и документов, способность четко и емко формулировать свои мысли), а также степень подготовки к промежуточным и итоговым аттестациям.

Оценки по прослушанной дисциплине выставляются на основании результатов их изучения, демонстрируемых студентами на протяжении всего периода обучения. Итоговая оценка определяется суммой баллов, полученных студентами за различные виды работы в течение всего периода обучения, предусмотренного учебной программой. Исходя из 4-х кредитов за прослушанный курс максимально можно получить 144 баллов.

Экзамены и зачеты как отдельные виды учебной нагрузки не предусматриваются и не проводятся. Итоговая оценка (кроме оценки FX) после окончания семестра пересмотрена быть не может.

Условия и критерии выставления оценок

Формы контроля и требования к работе студентов, а также балльная структура оценки определяются преподавателем самостоятельно и включаются в описание курса.

Балльная структура оценки – это сумма баллов, которые могут быть получены студентом за различные виды академической деятельности (написание аттестаций, подготовка докладов, участие в дискуссиях на семинарах и т.п.) в течение всего периода обучения.

Балльная структура оценки:

Посещение занятий – 28 баллов

Активная работа на семинаре – 25 баллов

Внутрисеместровая аттестация – 20 баллов

Итоговая аттестация – 30 баллов

Аттестация по двум научным работам (реферат + конспект, или аннотация), творческая работа (эссе) – 41 (21+10+10) баллов. При написании аннотации эссе не пишется, максимальный балл за аннотацию – 20. Также вместо аннотации возможна презентация.

Всего – не более 144 баллов.

Шкала оценок:

Все виды учебных работ выполняются точно в сроки, предусмотренные программой обучения. Если студент без уважительных причин не выполнил какое-либо из учебных заданий (пропустил промежуточную или итоговую аттестацию), то за данный вид учебной работы баллы ему не начисляются, а подготовленные позже положенного срока работы не оцениваются.

Итоговые оценки по успеваемости выставляются в соответствии со следующей таблицей.

Таблица 1. Соответствие систем оценок (используемых ранее оценок итоговой академической успеваемости, оценок ECTS и балльно-рейтинговой системы оценок текущей успеваемости).

Кредитов: 4

Шкала оценок:

Неуд

3

4

5

Кредит

Сумма баллов

F

FX

E

D

C

B

A

2

2+

3

3+

4

5

5+

4

144

менее 49

49

73

85

97

121

133

Пояснение оценок

A

Выдающийся ответ

B

Очень хороший ответ

C

Хороший ответ

D

Достаточно удовлетворительный ответ

E

Отвечает минимальным требованиям удовлетворительного ответа

FX

Оценка 2+ (FX) означает, что студент может добрать баллы только до минимального удовлетворительного ответа

F

Неудовлетворительный ответ (либо повтор курса в установленном порядке, либо основание для отчисления)

 

Положительными оценками, при получении которых дисциплина засчитывается студенту в качестве пройденной, являются оценки A, B, C, D и E.

Студенты, получившие положительные оценки считаются успешно освоившими данный курс.

Студент, получивший оценку FX по дисциплине обязан после консультации с соответствующим преподавателем в установленные учебной частью сроки успешно выполнить требуемый минимальный объем учебных работ, предусмотренных программой обучения, и представить результаты этих работ этому преподавателю. Если качество работ будет признано удовлетворительным, то итоговая оценка FX повышается до E и студент допускается к дальнейшему обучению.

В случае, если качество учебных работ осталось неудовлетворительным, итоговая оценка снижается до F и студент может прослушать в течение текущего семестра на компенсационной основе не зачтенный курс повторно.

Правила написания письменных работ. Аттестирование и защита

Список тем рефератов, эссе и литературы для конспектов предлагается в конце настоящей программы. В соответствии с требованием курса выбирается одна тема для реферата и одна книга (сборник статей, монография) для конспектирования. При необходимости по согласованию с преподавателем возможно выбрать иные темы или книги. Объем реферата – не менее 10 стр., эссе – не менее 12 стр. (кегль 14, интервал 1,5, шрифт New Times Roman).

Реферат – это самостоятельная работа над темой, при написании которой привлекается несколько академических статей или монографий. Эссе – творческая работа над проблемой, при написании чего акцентируется авторское отношение к ней, используется необходимая литература и источники. При написании аннотации используется монография из приложенного списка; аннотация должна носить характер научной критики изучаемого текста.

При написании конспектов следует исходить из следующих требований: отдельно указывается полное название конспектируемой работы, все ее исходные данные, выдержки даются в строгом соответствии с оригиналом с указанием страниц, сохраняются все орфографические, стилистические и т.п. особенности, для логической связки текста возможно изложение части материала своими словами, выделив его квадратными скобками.

Внимание! Рефераты и конспекты сдаются на электронном носителе.

Презентация требует соответствующего владения компьютерными программами, ориентации в сети Интернет, знания изучаемого материала на высоком уровне. При подготовке презентации следует исходить из понимания специфики религии, культуры и цивилизации, образа жизни в изучаемом регионе. Приветствуется использование видеороликов, музыкального (звукового) фона, собственного (полевого) материала. Продолжительность – 10 – 20 мин.

При оформлении рефератов, докладов и т.п., следует исходить из следующих требований: сверху по центру вначале название вуза, затем название кафедры, далее определение работы (доклад, эссе и т.п.), название (тема); ниже с выравниванием справа: выполнил студент (ФИО), научный руководитель; внизу по центру – название города (населенного пункта). Центральные сведения (определение и название работы) должны быть набраны значительно более крупным шрифтом, нежели остальные. На первой странице – оглавление, в конце работы соответственно: список использованных источников и литературы, приложения (по необходимости). Во введении даются: обоснование темы, ее актуальность, историографический обзор, задачи и цели работы. Сноски рекомендуются постраничные. При оценке работы принимаются во внимание: правильное оформление (оглавление, сноски, литература и т.п.); соответствие названия задачам и целям работы; использование источников, критический подход к литературе (классические работы, новинки); выработка и обоснование своего мнения; логика изложения материала; совпадение выводов с заявленными целями и задачами.

Студент должен владеть изложенным в реферате, докладе и т.п. материалом, и уметь грамотно защищать его. Преподаватель по своему усмотрению назначает студентов для защиты ими своих работ, для оппонирования (оппоненты получают текст реферата/доклада заранее). Остальные студенты также участвуют в обсуждении работы.

Вопросы по контрольным заданиям (аттестация) объявляются непосредственно перед проверкой.

Академическая этика

Запрещается использование в письменных работах выдержки из трудов без ссылок на них, с использованием кавычек, пересказывать их близко к тексту без референций. При использовании электронных источников и текстов указывать адрес сайта. После заключения следует привести список использованных источников и литературы.

Содержание курса

Темы лекций и семинарских заданий

Неделя I: лекция

Религия как феномен культуры. Социально-культурные функции религии. История религиоведения. Школы и направления исследований. Гносеологическое и религиозное значение веры. Религиозная и научная картины мира. Личностные компоненты религии (религиозная вера, религиозный опыт, религиозное поведение). Религия и этика. Типология религий. Религия и культ. Религия и мифология. Мифологическое сознание. Ранние формы религиозного сознания.

Неделя I: семинар

Религии цивилизаций древности. Фетишизм. Тотемизм. Магия. Анимизм. Монотеизм. Политеизм. Шаманизм как мировой феномен.

Фрэзер Дж. Золотая ветвь. - М., 1986 – Стр. 19-63, 85-120,

Тайлор Э. Первобытная культура. - М., 1989 – Стр. 205- 310, 389-420.

Элиаде М. Священное и мирское. - М., 1994 – Стр. 124-178

Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. М. 1987.

Неделя II: лекция

Сущность и проблемы философии религии. Религиозная философия отдельных мыслителей. Предмет феноменологии религии как обобщение и анализ различных религиозных явлений. Предмет социологии религии.

Неделя II: семинар

Религия и общество (религия и политическая система, религия и экономика, религия и стратификация, религия и семья). Многообразие психологических подходов к религии. Теодицея, антроподицея и софиология.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

Мистика, религия, наука. М., 1998.

Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.

Васильев Л.С. История религий Востока. М. 1998.

Неделя III: лекция

Индийское общество в I тыс. до н.э. Древняя ведическая мифология. Брахманизм. Джайнизм. Возникновение и эволюция буддизма. Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (VI в. до н.э.) и четыре благородные истины. Концепция страдания, учение о дхармах, сансаре, карме, нирване. Трипитака. Буддийское учение о мироздании, человеке и мире. Учение о перерождении. Культ и организация монашества.

Неделя III: семинар

Космогония и космология буддизма махаяны. Состав и содержание палийской Трипитаки. «Первый поворот колеса» - Четыре благородные истины: логика и необходимость изложения.

Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М. 1988.

Буддизм. Словарь. М. 1992.

Буддизм. Четыре благородных истины. М. – Харьков. 1999.

Введение в буддизм. СПб. 1999.

Основы буддийского мировоззрения: Индия, Китай. М. 1994.

Джатаки. М. 1979.

Неделя IV: лекция

Династия Маурьев и царь Ашока. Буддизм при Ашоке. Кушанская и Гуптская цивилизации. Проникновение буддизма в Центральную Азию, Тибет, Китай. Культура Гандхары. Основные направления буддизма: хинаяна (тхеравада), махаяна, ваджраяна. Бодхисаттвы махаяны. Майтрея и другие Будды. Сложение буддийской цивилизации.

Неделя IV: семинар

Просмотр и обсуждение отдельных фрагментов фильма «Маленький Будда».

Распространение буддизма в Центральной Азии на стыке эр. Далай ламы Тибета в прошлом и настоящем. Буддизм чань в Китае: история и современность. Сутра Помоста Шестого патриарха: анализ содержания.

Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М. 1988.

Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. М. 1982.

Далай-лама ХIV. Буддизм в Тибете. М. 1991.

Буланже П.А. Будда. Конфуций. Жизнь и учение. М. 1995.

Маслов А.А. Письмена на воде. М. 2003.

Китинов Б.У. Священный Тибет и воинственная степь: буддизм у ойратов (XIII-XVII вв.). М. 2004.

Ставиский Б.Я. Судьбы буддизма в Средней Азии. По данным археологии. М. 1998.

Неделя V: лекция

Религиозный синкретизм в Китае в 19 – 20 веках. Образование КНР. «Культурная революция» и положение религии.

Бегство Далай Ламы в Индию. «Культурная революция» и положение религии. «Маленький Тибет» в Индии. Тибетская политика Пекина. Цзян Цзэмин и Ху Цзинтао как оппоненты и собеседники Далай Ламы. Бегство Кармапа ламы в Индию в 2000 г. и индо-китайские отношения. Буддизм в современном Тибете, Внутренней Монголии и СУАР (КНР). Буддизм в системе отношений Россия-Китай-Индия.

Неделя V: семинар

Религия во внутренней и внешней политике в Китае, Монголии, Японии, Южной Корее, Вьетнаме. Буддизм в государственном устройстве и политической культуре Шри-Ланки, Лаоса, Мьянмы, Таиланда, Камбоджи.

История религии. В 2-х т. М. 2002.

Буддийский путь в XX-м веке. Религиозные ценности и современная история стран Азии. Москва, Наука, 1993.

Подберезский В.И., отв. ред. Юго-Восточная Азия: Идеи и идеологи в XX-м веке. М. 2001.

Неделя VI: лекция

Буддизм и общественная мысль в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Школы Тендай, Сингон и др. (Япония). Необуддийские и синкретические нетрадиционные направления буддизма. Сока гаккай и Аум синрике. Чогё, Тхэго и др. направления буддизма в Южной Корее.

Неделя VI: семинар

Религиозный полиморфизм во Вьетнаме и социальная роль буддизма махаяны и тхеравады.

Религия и революционно-военные режимы Юго-Восточной Азии. Буддизм и конфликты: этно-политическое противостояние сингалов и тамилов в Шри-Ланке; мусульмано-малайский сепаратизм в Таиланде.

Сафронова А.Л. Буддизм в Шри Ланке. М. 1999.

Буддийский путь в XX-м веке. Религиозные ценности и современная история стран Азии. Москва, Наука, 1993.

Религия и глобализация на просторах Евразии / Под. ред. А. Малашенко и С. Филатова; М., 2005.

Неделя VII: лекция

Периодизация истории еврейской религии. Эпоха патриархов. Периоды первого и второго храма. Саддукеи. Фарисеи. Ессеи. Кумранская община. Священная книга Танах, основные положения. Талмуд. Письменная и Устная Тора (Пятикнижие Моисея) как религиозный канон.

Социальные, политические и религиозные предпосылки возникновения христианства. Ветхий Завет. Основные персонажи. Новый Завет, его состав. Евангелия как средства и методы описания Учения через жизнь Христа. Ранняя история христианских общин.

Неделя VII: семинар

Новый Завет: Евангелие от Матфея: крещение святым духом и огнем – предыстория и значение слов Иоанна Крестителя. Иисус об истинном счастье. Евангелие Марка: выбор апостолов, их дальнейшая судьба. Евангелие, Деятельность Апостолов - от Луки: что значит быть учеником Учителя. Судьба учеников Христа. Евангелие Иоанна: разговоры Христа с учениками перед и после казни.

Библия. Разные издания.

Мень А. История религию. Т. 2.

Ренан Э. Жизнь Иисуса. М. 1981.

Каутский К. Происхождение христианства. М. 1990.

Чистяков Г. Над строками Нового Завета. – М., 2000.

Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. - М., 1989.

Неделя VIII: лекция

История Вселенских соборов. Формирование христианского культа. Таинства. Формирование монашества. Наиболее значимые работы христианской традиции (Юстиан Философ, Ориген, Иоанн Златоуст и др.).

Разделение церквей. Вульгата. Католичество: основание, ранняя история (борьба с варварами, соперничество за власть с императорами и др.). Первые папы. Социальный состав христиан. Падшие и квитанционные христиане. Эпитимия. Течения и ордена в католицизме. Крестовые походы XI-XIII вв. Вероучения и теология. Ереси. Инквизиция.

Неделя VIII: семинар

Просмотр и обсуждение отдельных фрагментов фильма «Последнее искушение Христа» (М. Скорсезе).

Константин Великий – жизнь и деятельность. Вселенский собор в Никее 325 г.: ход и результаты. Ереси. Несторианство: история учения, распространение в Азии.

Лортц Й. История Церкви. - М., 2000 г. – Стр. 6 – 29, 65- 73

Поснов М.Э. История христианской церкви. - Киев, 1992 г.

Булгаков С.Н. Православие: очерки учения православной церкви. М., 1991. – Стр. 12- 43

Неделя IX: лекция

Зарождение протестантизма. Кальвинизм. Цвинглианство. Лютеранство. Англиканство. Тридентский собор 1545 г. Контрреформация. Варфоломеевская ночь. И. Лойола, Ф. Суарес. Церковь и Вестфальский мир.

Неделя IX: семинар

1054 г.: разделение церквей: причины, события, действующие лица, последствия.

Авиньонское пленение пап: лица, события, результаты.

Ж. Кальвин «Наставление в христианской вере». Часть «О христианской жизни». Темы для обсуждения: Христос и христиане; крест и значение страданий; быстротечность жизни и смерть.

Лозинский С.Г. История папства. М. 1986.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Избранные произведения. – М., 1990.

История религии. Т. 2. М 2007.

Ж. Кальвин «Наставление в христианской вере». Отрывок: /bogoslov_Buks/bogoslov/kalvin/hrgizn.php

Неделя X: лекция

Католическое миссионерство в Америке, Африке и Азии. Великий Арно, Винсент де Поль. Церковь и государство. Причины и последствия секуляризации. Папское государство. Конкордат 1801 г.

Неделя X: семинар

Христианизация вновь открытых земель. Религия в антииспанских восстаниях в Латинской Америке.

Основные положения и значение Конкордата 1801 г.

Григулевич И.Р. Церковь и олигархия в Латинской Америке. М., 1981.

Лозинский С.Г. История папства. М. 1986.

Неделя XI: лекция

Обновленчество в католицизме (Иоганн Дрей, Иоганн Мелер, Джон Ньюмен). Католицизм в наши дни. Современная католическая и протестантская теология и философия (Г. Марсель, П. Тейяр де Шарден, П. Тиллих и др.).

Неделя XI: семинар

Ноосфера и Логос согласно П. Тейяр де Шардену.

П. Тиллих и встреча религий (анализ положений работ П.Тиллиха).

П. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М. 1965. .ua/books/shard01/

Лозинский С.Г. История папства. М. 1986.

Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995.

Неделя XII: лекция

Православие: история, догматы, культ (таинство, крещение, праздники). Каноны: соборные, поместные, святых отцов. Поместные православные церкви.

Андрей Первозванный и предпосылки проникновения христианства на Русь. Крещение князя Владимира и принятие христианства как основной религии на Руси. Апокрифы. Киевские митрополиты. Монастыри. Подвижники, святые и юродивые. Церковь при монголах. Иван Калита и становление Москвы религиозным центром. Сергий Радонежский. Нил Сорский. Ереси. Стоглавый собор 1551 г. Введение патриаршества. Патриарх Никон и раскол.

Неделя XII: семинар

Церковные реформы в петровский период (Святейший Синод и т.п.).

Старообрядчество: основные положения, лица, история развития (Аввакум, поповцы, «духовные христиане»).

Духовный регламент 1721 г.: обязанности епископов, взаимоотношения с властью.

Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. - М., 1990.

История религии. Т. 2. М 2007.

Русское православие: вехи истории. М. 1989.

Духовный регламент 1721 г. Адрес: /acts/18/1/1721regl.html

Апокрифы Древней Руси. – Спб., 2002.

Неделя XIII: лекция

Православие в XIX в. Религиозная политика Павла I и Александра I. Система управления церковью при Николае I. Миссионерство и духовные миссии. Серафим и Филарет. РПЦ в ХХ в. Победоносцев, Витте и церковь. Патриархи: Тихон, Алексий II.

Философское осмысление православной догматики. Теодицея и софиология П.А.Флоренского. Христианство в России в наши дни.

Неделя XIII: семинар

Указ о веротерпимости 1905 г.: основные положения, историческое значение.

Церковь и вера согласно советским конституциям.

Основные идеи работы Н.А. Бердяева «Истина православия». Адрес: /berdyaev/istina.html

Нацизм, христианство и судьба России (согласно «Расизм и христианство» С.Н. Булгакова). Адрес: /bulgakov/rasizm/rasizm.html

Русское православие: вехи истории. М. 1989.

Неделя XIV: лекция

Язычество арабов, поклонение солнцу, Луне, божествам, духам. Фетишизм. Кааба. Зороастризм, иудаизм и христианство у арабов. Движение ханифов и проповедь Мохаммеда. Культ Аллаха и возникновение ислама. Вероучение и культ. Мекка. Курейшиты и изгнание пророка в Медину в 622 г. (хиджра). Распространение ислама среди аравийских племен. Первые халифы и арабские завоевания в Малой Азии. Али и шииты. Сунниты.

Государства тюрков-кочевников. Подчинение арабами Мавераннахра.

Неделя XIV: семинар

Основные этапы завоевания арабами Средней Азии, обращение населения в ислам.

Джихад и хадж.

Основные направления суннизма: положения учения, регионы распространения.

Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. - М., 1992.

Пиотровский М.Б. Коранические сказания. - М., 1991.

Неделя XV: лекция

Коран – структура и содержание. Связи Корана с Библией. Основы мусульманского права. Тафсир. Сунна и хадисы. Происхождение мира и мироустройство. Эсхатология и социальная этика. Обязанности мусульманина: исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж. «Пять столпов» ислама. Шариат. Махди и «скрытый имам».

Неделя XV: семинар

Коран о могуществе Аллаха.

Коран о происхождении мира, рае и аде.

История Корана Османа.

Коран. Пер. И. Ю. Крачковского. - М., 1991.

Климович Л.И. Книга о Коране. Его происхождении и мифологии. М. 1986.

Неделя XVI: лекция

Ислам в ранее средневековье: распространение в Северную Африку, Испанию (VIII в.). Социальная, экономическая политика арабов в покоренных землях. Халифат Аббасидов. Сельджуки и Османы. Ислам в Южной Азии.

Неделя XVI: семинар

Паломничества в исламе.

Кордовский эмират и Реконкиста: основные события, лица, последствия.

Могольская династия в Индии: даты, события, основные лица.

Малерб М. Религии человечества. М.-СПб. 1997.

Мюллер А. История ислама. М. 2004.

Гаскойн Б. Великие моголы. М. 2003.

Хазанов А.М. Кочевники и внешний мир. Алматы. 2002.

Неделя XVII: лекция

Проникновение и утверждение ислама на Кавказе. Абу-Муслим. Суфизм накшбандийаа и кадирийа. Имам Шамиль. «Свод мусульманских узаконений». Специфика исламской цивилизации на Северном Кавказе. Суфизм. Ислам в современной России: ислам у татар, башкир, народов Кавказа. Ваххабизм.

Неделя XVII: семинар

Учение Кунта-хаджи Кишиева и современный ислам на Кавказе.

Ислам у татар и башкир: основные этапы распространения. Выдающиеся личности.

Российские мусульмане и революция. 1917-1918. М. 2004.

Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. Казань,1994.

Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа. 1999.

Добаев И. Исламский радикализм в международной политике (на примере регионов Ближнего, Среднего Востока и Северного Кавказа). Ростов-на-Дону, 2000.

Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М. 1995.

Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. М., 1998.

Неделя XVIII: лекция

Духовные лидеры Ирана – аятоллы Кашани, Боруджерди, Хомейни и попытки реформ. Установление шиитской теократии в Иране в 1979 г. Влияние событий в Иране на исламский мир. Культ аятолл. Иран и война в Афганистане. Иран как один из лидеров исламского мира. Советское вторжение в Афганистан и возрожденческие процессы в исламе. Моджахеды и талибы как выразители разновекторных процессов в расширившейся исламской цивилизации в условиях глобализации. Саддамовский Ирак: секуляризм и этно-религиозная нетерпимость в Ираке. Ислам и псевдоислам: сущность и содержание понятий.

Неделя XVIII: семинар

Ирано-иракская война как столкновение шиитов с суннитами.

Талибан и Будды Бамиана: предыстория разрушения и последствия.

Падение режима Саддама Хусейна весной 2003 г.и шиитский ренессанс.

Ниязматов Ж.А. Ирано-иракский конфликт. Исторический очерк. М., 1989.

Алиев А.А. «Национальное» и «религиозное» в системе межгосударственных отношений Ирана и Ирака в ХХ веке. М. 2006.

Афганские уроки. М. 2003.

СМИ.

Неделя XIX: лекция

Цивилизации буддизма, христианства и ислама как наиболее распространенные в разные периоды истории Евразии. Современный ислам в условиях секуляризма и идеологической свободы. Арабо-мусульманская и тюрко-мусульманская цивилизации. Теория слияния светской и религиозной властей.

Неделя XIX: семинар

Цивилизация и религия согласно А. Тойнби, О. Шпенглеру, С. Хантингтону.

Шпенглер О. Закат Европы. Минск. 1998.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М. 2003.

Тойнби А. Дж. Постижение истории. М. 1991.

Неделя XX: лекция

Религия и в политическая культура элиты и масс. Фундаментализм и традиционность. Традиции восточных обществ в сфере экономики, политики, ритуальной культуры и модернизаторство. Культурное, политическое, экономическое и иное влияние Запада на традиционные общества Востока.

Неделя XX: семинар

Синкретизм в современном буддизме (КНР). Традиции восточных обществ в экономике, политике, культуре и модернизаторство. Буддизм и ислам на Западе.

Религии Китая. Хрестоматия. - Спб., 2001.

Мец А. Мусульманский ренессанс. М. 1996.

Мир Будды и китайская цивилизация. М. 1996.

Сафронова Е.С. Буддизм в странах Запада и России. М., 1999.

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  • Основные моменты жизни Иисуса Христа.

  • Анимизм, фетишизма, тотемизма и магия: содержание понятий (на региональных примерах)

  • Карма, сансара и мокша согласно индо-буддийской традиции

  • Институт бодхисаттв в махаяне: содержание, развитие.

  • История создания и содержание Септугианты

  • Православие и католичество: основные вехи истории, содержание учений.

  • Эбиониты: учение и община

  • Дхарма: содержание понятия.

  • Суннизм и шиизм: основные различия, современное распространение.

  • Махди и скрытый имам.

  • Манихейство и мировые религии: общее и отличное.

  • Иаков (брат Иисуса): история жизни.

  • Современные страны Центральной Азии: роль исламской цивилизации во взаимоотношениях с внешним миром.

  • Вероучение и культ ислама.

  • Амидаизм и учение о Чистой Земле

  • Новый завет и Ветхий завет: состав, сущность трудов

  • Библия о любви к ближним (по Евангелию от Матфея).

  • Тенгри кут и сакральность пространства.

  • Распространение буддизма в Центральной Азии на стыке эр.

  • Манихейство, несторианство: происхождение учений, суть и распространение.

  • Коран: история происхождения, основное содержание.

  • Карфагенский собор 419 г.: формирование Нового Завета

  • География странствий Христа, Будды и Мохаммеда.

  • Джихад: теория и практика на примере низаритов

  • Ислам и протестантизм: общее в социальной теории

  • Учение о филиокве — история и теория

  • Папа Григорий Первый: жизнь и творчество

  • Реформация: основные события и лица

  • Общее во взглядах на индуизм и ислам у Намдева (XIII в.), поэта Кабира (XV в.), императора Акбара (XVI в.)

  • Внешнее и внутреннее очищение согласно евангелиям от Матфея, Марка и Иоанна.

  • Тридентский собор 1545 г. и его последствия.

  • Нил Сорский: специфика учения, жизненный путь.

  • Сопоставьте тексты Евангелий от Матфея и Марка. В чем разница?:

  • Появление у Иисуса Христа первых учеников (Петр, Андрей, Иаков, Иоанн).

  • Иисус о самой важной заповеди

  • Иисус о грядущих бедствиях, страданиях, лжехристах и т.п.

  • Догматические споры и первые Вселенские соборы (IV век): арианство, несторианство, монофизитство (на выбор преподавателя).

  • Творчество Нагарждуны и учение о пустоте: содержание, значение, последствия.

  • Архат в хинаяне и бодхисаттва в махаяне: общее и отличное.

  • Ислам и буддизм в Азии в ХХ – начале XXI в.

  • Религии Среднего Востока: содержание и тенденции развития.

  • Религиозные учения Запада на Востоке в ХХ – начале XXI вв.

  • Лидеры азиатских стран СНГ о значении религии и современном культурном взаимодействии.

Примерная тематика рефератов, курсовых работ, эссе

  • Взаимодействие религий на путях Великого шелкового пути.

  • Взаимодействие религиозных воззрений в Америке в начальный период открытия Нового Света.

  • Роль эллинской культуры в становлении религиозного синкретизма Гандхары.

  • Учения зороастризма и парсизма: история и современное состояние.

  • Специфика буддийской цивилизации в Персии в монгольский период.

  • Буддизм у монгольских народов в средние века.

  • Религии Хазарии.

  • Спасение согласно китайскому буддизму.

  • Мировые религии в системе российской цивилизации.

  • Исламская цивилизация таджиков и узбеков.

  • Апостол Петр: жизнь и судьба.

  • Буддизм в истории Афганистана и Персии.

  • Исмаилизм: история учения и распространения.

  • Иудаизм на Востоке в прошлом и настоящем.

  • Псевдорелигии как база для конструирования псевдоцивилизаций.

  • Империя пресвитера Иоанна: правда и вымыслы.

  • Филон Александрийский и формирование христианского философского мышления

  • Методы христианской апологетики

  • Основные идет Аврелия Августина

  • О специфике работ Марциана Капеллы, Боэция, Кассиодора.

  • Мистика и схоластика.

  • Система образования в раннем буддизме, в раннем христианстве, в раннем исламе (на выбор)

  • Историчность образов Иисуса Христа и Будды.

  • Учения св. Франциска Ассизского и св. Доминика.

  • Теология и философия Фомы Аквинского

  • Труды и деятельность Кумарадживы

  • Мистика Миларепы

  • Учение Калачакры: история, содержание.

  • Нагарджуна и формирование махаяны

  • Исламская революция в трудах М. Хатами

  • Кааба: легенды и истории о появлении культового сооружения

  • Нурсеизм: основные идеи, современное состояние

  • Кунта-хаджи и становление суфизма кадирийа на Северном Кавказе

  • Ходжа Аппак и его роль в политической истории Центральной Азии.

  • Учение Бахаи.

Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу:

  • Ранняя история христианства в Европе: основные этапы и специфика.

  • А. Тойнби о буддизме.

  • А. Тойнби об исламе.

  • Современные западные теории конфликта, диалога и контактов религий и цивилизаций.

  • Развитие и содержание культов Митры и Ахура-Мазды.

  • Три периода развития иудаизма: от Моисея до Давида (до 1004 г. до н.э.); от Давида до Соломона (до 928 г. до н.э.); до указа Иосии об отмене многобожия (622 г. до н.э.).

  • Манихейская цивилизация в истории народов Центральной Азии.

  • Тибетская буддизм: основные вехи истории.

  • Средиземноморье как место взаимодействия крупнейших мировых религий.

  • Институт Далай ламы: история создания, наиболее выдающиеся далай ламы.

  • Жизнь и деятельность праведного халифа (одного на выбор).

  • Синтез религий в Ферганской долине.

  • Буддийские соборы.

  • Религия Золотой Орды.

  • Афганская война СССР и идея джихада.

  • История создания, структура, основные идеи Корана.

  • Иран и исламский ренессанс.

  • Современный фундаментализм. Проявления в Центральной Азии и на Каспии.

  • Глобализация и религиозная специфика современной Азии и Африки.

  • Тенденции развития отношений между религиями Запада, Востока и России.

  • Анимизм, тотемизм, фетишизм и магия: содержание, проявления.

  • Мировые религии о загробной жизни.

  • Ветхий Завет о сотворении мира и человека.

  • Религиозная жизнь древнего Израиля.

  • Структура и содержание Танах.

  • Учения фарисеев, саддукеев и ессеев.

  • Страсти Христовы: от предательства Иуды до деления одежд.

  • Сезонные и религиозные праздники (религия – по выбору).

  • Возникновение буддизма.

  • Хинаяна и махаяна: основные положения, история развития, даты и лица.

  • Буддийские секты в Китае.

  • Сакрализация власти в Китае и Японии.

  • Особенности развития католицизма.

  • Основные вехи протестантизма: события, лица, даты (направление на выбор).

  • Жизнеописание Пророка Мухаммеда.

  • Исторический контекст возникновения ислама.

  • Арабский халифат – религиозное государство мусульман.

  • Мюридизм на Северном Кавказе в прошлом и настоящем.

  • Религия в процессах конкисты и реконкисты.

  • Реформация в Европе и ее влияние на Россию.

  • Адат и шариат: параллели и отличия.

  • Проникновение христианства в Новый Свет: даты, события, лица.

  • Будда и четыре благородные истины.

  • Основные положения учения об абхидхарме.

  • Теория познания в школах махаяны.

  • Авиньонское пленение пап: история и результаты.

  • Падение Константинополя при крестоносцах и Османах: общее и отличное.

  • Социокультурные предпосылки возникновения христианства.

  • Основные положения учений М. Лютера, Цвингли и Ж. Кальвина (на выбор).

  • Римско-католическая церковь: наиболее известные папы и их энциклики.

  • Сакрализация и секуляризация в истории Европы.

  • Свободомыслие в Западной Европе в средние века.

Обязательная литература:

История религии. Т. 1-2. М. 2007.

Васильев Л.С. История религий Востока. М. 1998. и др. издания.

Основы религиоведения. М. 2008.

Дополнительная литература

См. также согласно литературе для семинаров

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.

Библия. Любое издание.

Буддизм. Словарь. М., 1993.

Бойс Мэри. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1987.

Васильев Л.С. Культы, религии и традиции в Китае. М., 1970.

Введение в буддизм. СПб., 1999.

Всеволодов И.В. Бирма: религия и политика. М., 1978.

Джатаки. М., 1979.

Дхаммапада. Пер. В.Н.Топорова. (любое издание).

Идрис Шах. Суфизм. М., 1994.

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь/ Под общ. ред. Альбедиль М.Ф. и Дубянского А.М. М. 1996.

Ислам. Словарь. М., 1991.

Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. М., 1994.

Классическая буддийская философия. СПб., 1999.

Коран (любое издание).

Кузнецов Б.И. Древний Иран и Тибет: история религии Бон. СПб., 1998.

Кычанов Е.И., Савицкий Л.С. Люди и боги страны снегов. М., 1975.

Малерб М. Религии человечества. М., 1997.

Медани Б.М. Библия и ислам. М., 1996.

Мифы народов мира. М., 1988.

Павловский А. Ночь в Гефсиманском саду. Л., 1991.

Ренан Э. Жизнь Иисуса. М., 1991.

Розенберг О.О. Труды по буддизму М., 1991.

Символика культов и ритуалов народов Зарубежной Азии. М.,1980.

Соколова З.П. Животные в религиях. СПБ., 1998.

Сумерки богов. М., 1990.

Тертицкий К.М. Китайские синкретические религии в ХХ веке. М., 2000.

Торчинов Е.А. Введение в буддологию. СПб., 2000.

Фрилинг Р. Христианство и ислам. М., 1997.

Христианство. Словарь. М., 1994.

Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х томах. М., 1994.

Хрестоматия по Исламу. М., 1994.

Шиммель А. Мир исламского мистицизма. М., 1999.

Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т 1. От каменного века до элевсинских мистерий. М., 2001.

Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований. М., 1997.

Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. Киев, 2000.

Элиаде М. Священное и мирское. М., 1991.

Щербатский Ф.И. Избранные труды по буддизму. М. , 1988.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс материалов к курсу «история мировых религий»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс к курсу «История мировых религий» составлен в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра) по циклу «профессиональных дисциплин»
  2. Учебное пособие для студентов старших курсов и слушателей магистратуры Москва 2011

    Учебное пособие
    В учебном пособии раскрывается понятие аналитики, содержание интеллектуальных технологий юридической деятельности, определена роль ряда научных дисциплин, прежде всего философии, социологии, логики, экономической науки, математики,
  3. Учебное пособие для студентов старших курсов и слушателей магистратуры Второе издание

    Учебное пособие
    В учебном пособии раскрывается понятие аналитики, содержание интеллектуальных технологий юридической деятельности, определена роль ряда научных дисциплин, прежде всего философии, социологии, логики, экономической науки, математики,
  4. Учебно-методический комплекс по курсу «теория государства и права» Москва

    Учебно-методический комплекс
    Составители: заведующая кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета РУДН, Профессор, д.ю.н.Немытина М.В., профессор, д.ю.н. Муромцев Г.
  5. Хрестоматия для студентов вузов / Сост и предисл. Г. В. Форстмана. 3-е изд., изм и доп. Челябинск: Челяб гос ун-т, 2005. 203 с

    Документ
    История экономики России (IX — ХХ века) : Хрестоматия для студентов вузов / Сост. и предисл. Г. В. Форстмана. 3-е изд., изм. и доп. Челябинск: Челяб. гос.

Другие похожие документы..