Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
Каков порядок определения календарной даты вступления в силу приказов Минфина, имеющих особый порядок вступления в силу, связанный с датой начала пре...полностью>>
'Документ'
Основу электрической цепи составляет совокупность источников электрической энергии, соединительных проводов и приемников электрической энергии. Кроме...полностью>>
'Документ'
Экономическая интеграция – это характерная сегодня форма проявления мирового процесса интеграционализации производительных сил, это высшая степень МГ...полностью>>
'Рабочая программа курса'
Рабочая программа курса «Гражданское право. Часть 1" является основным нормативно-методическим документом, определяющим содержание, объем, струк...полностью>>

План изучения нового материала. Военно-политическое состояние Руси и военные события накануне Куликовской битвы

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема урока «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.

Куликовская битва».

Цели урока:

  1. Закрепить и углубить материал по проблеме возвышения и победы Москвы в борьбе за объединение Руси с другими княжествами.

  2. Выяснить в чем выразилась прогрессивная роль политики московских князей в борьбе за объединение страны и против завоевателей.

  3. Показать, что Куликовская битва была величайшим событием в истории нашей страны.

  4. Отметить патриотизм, мужество, героизм народа в борьбе с Золотой Ордой.

  5. Продолжить работу по формированию у учащихся глубокого уважения к истории Родины и гордости за русских народ.

  6. Отработка навыков работы с текстом, анализа документов, рисунков, чтения карт и картосхем и других визуальных источников, решения тестовых заданий.

Оборудование: карта «Образование и расширение Российского централизованного государства», картосхема «Куликовская битва», учебная картины «Утро Куликовской битвы», «Поединок Пересвета с Челубеем», тесты по теме «Предпосылки объединения русских земель».

План изучения нового материала.

  1. Военно-политическое состояние Руси и военные события накануне Куликовской битвы.

  2. Куликовская битва. Особенности тактики обеих сторон.

  3. Набег Тохтамыша.

  4. Историческое значение Куликовской битвы.

ХОД УРОКА.

I. Повторение:

  1. Проверочное тестирование. 5 минут

  2. Фронтальная беседа: 5 минут

    • Когда возникла Москва? (1147г.) При каком князе? (владимиро-суздальском князе Юрии Долгоруком)

    • При каком князе возникло Московское княжество? Когда? (в 1276 году при Данииле Александровиче, младшем сыне Александра Невского)

    • Что в деятельности первых московских князей способствовало усилению Москвы? ( Даниил Александрович присоединил земли Коломны и Серпухова – устье реки Москвы, а также Переяславское княжество, а Юрий Даниилович – Можайск в верховьях Реки Москвы, вступил в борьбу за великокняжеский ярлык с тверским князем Михаилом Ярославичем, сумел привлечь на свою сторону хана Узбека, стал его родственником, женившись на сестре хана Кончаке, убит в орде сыном тверского князя.)

    • Оцените политику князя Ивана Данииловича Калиты?

      1. в начале его правления в Московском княжестве было всего 8 городов, через 15 лет он для каждого своего сына имел больше в 2 раза больше земель, чем получил сами;

      2. к концу жизни он стал первым на Руси князем, а Москва – главным русским городом;

      3. умный и хитрый, он из всего умел извлечь выгоду. Тверское восстание 1327 года он использовал для того, чтобы продемонстрировать свою преданность хану и подорвать могущество Твери;

      4. Добился права сбора дани с русских земель, обеспечив тем самым спокойствие на Руси и возможность пополнения московской казны.

      5. москвичи при князе жили хорошо, Иван держался просто, всегда подавал милостыню;

      6. на полученные деньги скупал земли в других княжествах – так появлялись опорные пункты московского князя в других княжествах ;

      7. способствовал переносу митрополии русской православной церкви в Москву (м. Петр))

    • Приведите факты, доказывающие, что во второй половине XIV века силы Москвы еще более возросли. (см. текст на стр.147.)

(1. в 1362 году бояре московские во главе с митрополитом Алексеем добились ярлыка для малолетнего князя Дмитрия Ивановича (1350 г.р.);

2 в 1366 году суздальско-нижегородский князь отказался от притязаний на великокняжеский престол и отдал свою дочь в жены князю Дмитрию;

  1. построен белокаменный кремль – первая каменная крепость в Северо-Восточной Руси;

  2. походы великого князя литовского Ольгерда на Москву закончились ничем, дважды не смог овладеть крепостью, на третий раз потерпел поражение от московского войска

  3. в 1371 году Дмитрий Иванович не подчинился ханской воле и не признал Тверского князя Михаила Александровича великим князем владимирским, не признал этого и город Владимир, привыкший к власти московских князей.

  4. князь Дмитрий подчинил своей воле Тверское княжество.

  5. князь Дмитрий воспринимал титул великого владимирского князя как наследственный титул московских князей.)

Вывод:

В результате деятельности московских князей в XIV веке Московское княжество постепенно становится неоспоримым духовным и политическим центром русских земель. Созревают предпосылки для начала открытой борьбы с Золотой Ордой.

II. Изучения нового материала.

  1. Военно-политическое состояние Руси и военные события накануне Куликовской битвы.

А. Русь и Орда накануне решающего столкновения.

Москва в 50-70-е годы XIV века

Орда в 50-70-е годы XIV века

Становиться духовным и политическим центром русских земель:

  • власть московского князя признает Владимир, Нижний Новгород, Тверь

  • отбиты попытки овладеть Москвой со стороны Литвы.

Начало усобиц- за 20 лет сменилось 25 ханов;

Раздел Орды на западную и восточную;

Захват власти в западной части темником Мамаем;

Слабость власти ханов;

Цель Дмитрия Ивановича – отстоять самостоятельность Москвы в открытой схватке с монголо-татарами, защитить Русь от нового нашествия.

Цель Мамая –повторить поход Батыя, расчленить Русь, посадить своих наместников, русских князей истребить, доказав тем самым, что он является продолжателем дела Чингисхана и Батыя и имеет право на ханский титул.


Обе стороны готовятся к решающей схватке

Дмитрий Иванович

Мамай

Отказался платить дань Орде.

Увеличил свою дружину, организовал ополчение.

Заключил военные соглашения с другими князьями, прислали свои дружины и ополчения.

Организовал разведку далеко на юге с целью разузнать намерения врага, местонахождение их главных сил, возможные пути похода на
Русь.

Представил борьбу с Ордой как общерусское дело.

Итог: «от начало такой силы русской не бывало»

Собрал огромное войско из ордынцев и подчиненных народов Поволжья и Кавказа.

Нанял за деньги отряды рыцарей из Западной Европы.

Заручился союзом с Великим княжеством Литовским и Рязанским княжеством.

Итог: войско от 100 до 150 тысяч человек

Б. Сражения, предшествовавшие Куликовской битве: карта., запись на доске:

1374 г. – удачный поход московско-нижегородской рати во главе с московским воеводой Дмитрием Боброком Волынским в ордынские земли на Средней Волге (взят большой выкуп);

1377 г. – поражение русского войска на реке Пьяни от татар под командованием Араб-шаха (Арапши), разграбление ими Н. Новгорода;

1378г. – победа объединенного русского войска во главе с Дмитрием Ивановичем на реке Воже 11 сентября.

2. Куликовская битва. Особенности тактики обеих сторон.

_Знали ли на Руси о готовящемся вторжении Мамаева войска?

(Дмитрий благодаря своим бесстрашным разведчикам-сторожам хорошо знал и о готовящемся походе и о численности мамаева войска и о спешащем на соединение с Мамаем великом князе литовском Ягайло.)

  • Князь Дмитрий ускорил свое продвижение на юг к Дону. Почему он не стал дожидаться мамаева войска у границ Московского княжества?

(1. не допустить врага на русские земли, а не только московские;

2. не допустить соединения литовских и ордынских полков).

Работа с документом, стр. 155, отрывок из «Задонщины»

  • В чем была сила русского войска? (в моральном подъеме и единении русских людей, желании отстоять независимость своей родины)

  • На примере Сергия Радонежского докажите, что современники чувствовали, что готовиться решающее сражение, в котором должна была определиться судьба Руси? (см. текст учебника, стр.151 и иллюстрация.)

Описание Куликовской битвы учителем.

На доске картосхема, учащиеся работают с картосхемой в учебнике на стр.152. Демонстрация учебных картин «Утро на поле Куликовом» и «Поединок Пересвета с Челубеем».

Работа с документом, стр. 156

  • Докажите, что битва носила ожесточенный характер.

  • В чем автор видит причины победы русского войска?

  • А как считаете вы? Почему русичи победили на поле Куликовом?

  1. высокий моральный дух, мужество и героизм русских воинов и ополченцев;

  2. совместные усилия всех русских земель;

  3. удачно выбрано место сражения – нет возможности для маневра татарской конницы;

  4. полководческий талант Дмитрия Донского- использование засадной тактики, экономия сил, знание тактики противника;

  5. личное участие Дмитрия Донского в сражении способствовало подъему духа воинов, сплачивало все силы)

    1. Набег Тохтамыша.

Историческое значение Куликовской битвы.

В 1382 году хан восточной части Золотой Орды Тохтамыш совершил поход на Москву и разорил ее. Причины:

  1. Тохтамыш сбросил Мамая после его поражения в Куликовской битве (Мамай бежал в Крым и был там убит);

  2. О победе Тохтамыша на Руси не знали, и его поход был неожиданным.

  3. Москва оказалась без князя, т.к. Дмитрий Иванович поехал собирать войска в северные земли.

  4. Войско собрать не удалось – силы значительно ослаблены после Куликовской битвы, и хан Тохтамыш воспринимался как законный потомок Чингисхана, в отличие от Мамая.

  5. Москва взята не в ходе боя, а обманом, благодаря предательству нежегородского и рязанского князей.

Итог: Русь вынуждена была возобновить выплату дани.

4.Историческое значение Куликовской битвы.

  • Учитывая последствия набега Тохтамыша, как вы считаете, нужна ли была Куликовская битва?

  1. Битва способствовала росту национального самосознания, поднятию морального духа, веры в возможность избавления от ига;

  2. Вырос международный авторитет Руси;

  3. Москва окончательно утвердилась в роли лидера земель русских;

  4. Вырос авторитет великокняжеской власти в Москве;

  5. Способствовала подрыву сил Золотой Орды;

  6. Орда не могла теперь так свободно, как прежде вмешиваться в дела Руси и признала право Московских князей передавать великокняжеский престол по наследству.)

Д/З. § 18. Схему битвы в тетрадь и уметь рассказать о ней**

Сочинение – описание битвы от имени ее участника***



Скачать документ

Похожие документы:

  1. План изучения нового материала. 1 Дмитрий Донской

    Урок
    Обучающая: способствовать формированию представления о значении Куликовской битвы, влиянии данного события на дальнейший ход русской истории; создать условия для рассмотрения и оценки деятельности Дмитрия Донского; показать прогрессивную
  2. Конспект урока истории для 6 класса по теме «Куликовская битва»

    Конспект
    Образовательная: сформировать у учащихся представление о значении Куликовской битвы в истории Руси; рассказать о подготовке и ходе сражения; показать прогрессивную роль московских князей в деле объединения Руси и борьбе против завоевателей.
  3. И. В. Ведюшкина История Cредних веков. 6 класс Поурочные рекомендации Пособие для учителя Урок

    Урок
    Ключевые понятия и термины: история Древнего мира, Античность, история Средних веков (Средневековье), раннее, зрелое и позднее Средневековье, исторические источники, виды источников: письменные, вещественные, изобразительные.
  4. Куликовская битва в истории России: Сб статей. Под ред. А. Н. Наумова. Тула: гуп-издательство «Левша», 2006. С. 82-109

    Документ
    Вопрос о западной границе Великого княжества Московского в XIV в. и о начале формирования московско-литовской границы до сих пор остается малоизученным.
  5. Рабочая программа педагога екатеринушкиной Наталии Николаевны Фамилия Имя Отчество по истории предмет

    Рабочая программа
    Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически

Другие похожие документы..