Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Некоммерческое Партнерство Клуб любителей кошек. именуемая в дальнейшем «Партнерство» является основанной на членстве некоммерческой организацией, со...полностью>>
'Документ'
У времени есть своя память – история. И поэтому мир – никогда не забывает о традициях, о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней. Среди незаживающ...полностью>>
'Программа'
Небольшой по объему курс «Правоведение» должен рассматриваться как вводная часть к чтению лекций по другим правовым дисциплинам в Государственной Ака...полностью>>
'Биография'
Евгений Львович Марков, потомок одного из трех дворянских родов Марковых, восходящих к началу XVII в., родился и вырос в родовом имении Патебник Щигро...полностью>>

Физика (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РАЗДЕЛ I. ФИЗИКА

ГЛАВА 1.

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ ИКТ

В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ (общие подходы)

    1. Учебный модуль «Общие вопросы теории и методики

обучения физике. Средства обучения физике»

ГОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Автор-разработчик:

Пурышева Наталия Сергеевна, зав. кафедрой теории и методики обучения физике МПГУ, доктор педагогических наук, профессор.

Специальность: 032200 - физика

ОПД.Ф.04 «Теория и методика обучения физике»

Общие положения

1. Цели учебного модуля:

  • развитие у студентов профессиональной компетентности (ключевой, базовой и специальной) в области использования в учебном процессе по физике средств обучения, в том числе средств ИКТ;

  • развитие у студентов информационной компетентности, связанной с использованием ИКТ.

2. Задачи учебного модуля

1. Сформировать знания о средствах обучения, в том числе программно-педагогических, знания о возможностях ИКТ в решении дидактических задач;

2. Сформировать профессиональные умения в области использования средств обучения, в том числе средств ИКТ для решения различных дидактических задач при обучении физике:

  • умение анализировать ЦОР по физике и отбирать их в соответствии с целями и задачами урока, содержанием учебного материала, методами обучения и организационными формами обучения;

  • умение проектировать уроки по физике разных типов с использованием ЦОР, а именно: определять цели урока с позиций традиционного и компетентностного подходов; определять место и возможности использования ЦОР на конкретном уроке (развитие предметной компетентности учащихся); планировать самостоятельную поисковую и исследовательскую деятельность учащихся (развитие когнитивной и информационной компетентностей учащихся); отбирать формы организации их учебной деятельности (развитие коммуникативной компетентности учащихся).

3. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля (в логике компетентностного подхода):

В результате изучения модуля студент должен приобрести ключевую, базовую и специальную профессиональные компетентности в области использования ИКТ в обучении физике, т.е.:

ЗНАТЬ понятия: средства обучения физике, технические средства обучения физике, традиционные ТСО, инновационные ТСО; комплекты ЦОР по физике

УМЕТЬ решать профессиональные задачи, связанные с проектированием и конструированием уроков по физике разных типов, с использованием ЦОР, направленных на достижение как традиционных, так и инновационных образовательных результатов; осуществлять рефлексию над собственной деятельностью.

4. Инновационность комплекта УММ:

По целям обучения

Наряду с традиционными ставится цель содействия развитию у студентов профессиональной компетентности (ключевой, базовой и специальной) в области методики использования средств обучения в учебном процессе по физике, развитию у студентов информационной компетентности, связанной с использованием в процессе преподавания физики средств ИКТ.

По содержанию обучения

Наряду с традиционным содержанием обучения студенты изучают возможности использования средств ИКТ для решения различных дидактических задач; в содержание включено обучение студентов использованию ЦОР в организации исследовательской деятельности учащихся, организации дифференцированного обучения учащихся при включении их в индивидуальную и групповую работу. Инновационность содержания проявляется и в том, что студенты обучаются формированию у учащихся ключевых компетенций.

По методам обучения

Инновационность методов обучения студентов заключается в организации их исследовательской деятельности при решении методических проблем.

По формам обучения

Инновационность форм обучения проявляется в усилении их самостоятельной работы, в использовании групповой работы и деловой игры на практических занятиях.

По средствам обучения

В качестве новых средств обучения используются ЦОР. Они используются при обсуждении всех вопросов, поставленных на семинаре. При этом возможны различные сочетания ЦОР и приемы их использования в учебном процессе.

Рабочая программа

1. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение учебного модуля

Распределение часов учебного модуля по видам учебной деятельности в соответствии с учебным планом.

Вид учебной

деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

в семестр1

в неделю

в год

в год

Лекции

2

2

-

-

Лабораторные занятия

4

4

Семинары

6

6

Самостоятельная работа

12

12

2. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по разделам модуля

2.1. Лекционные занятия

№ п/п

Тема лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1.

Средства обучения физике

2

-

-

Всего

2

2.2. Практикум

2.2.1. Практические занятия, семинары

№ п/п

Наименование занятия

Номер

темы лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1.

Урок изучения нового материала

1

2

-

-

2.

Урок формирования у учащихся экспериментальных умений

1

2

-

-

3

Урок проверки и оценки знаний учащихся по теме «Равномерное движение»

1

2

-

-

Всего

6

2.2.2. Лабораторные занятия.

№ п/п

Наименование занятия

Номер

темы лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1

Изучение цифровых образовательных ресурсов по физике

1

2

-

-

2

Урок формирования у учащихся исследовательских экспериментальных умений

1

2

Всего

4

2.2.3. Самостоятельная работа

№ п/п

Наименование расчетно-графической работы (РГР), расчетно-графического задания (РГЗ), курсового проекта (работы)

Номера тем

лекций (только для РГР и РГЗ)

Неделя семестра, на которой выдается задание

Курсовая работа

2.2.4. Коллоквиумы

№ п/п

Тема,

выносимая на коллоквиум

неделя семестра, на которой

проводится коллоквиум

1

2

3

Средства обучения физике

Новые информационные технологии обучения физике

Уроки разного типа с использованием новых информационных технологий (НИТ)

18

2.3. Практики

Педагогическая практика в школе – 7 семестр

Педагогическая практика в школе – 10 семестр.

3. Требования к обязательному минимуму содержания программы

Содержание лекционного материала

  1. Под средствами обучения понимают источники информации, с помощью которых ученик приобретает знания и умения. В соответствии с одной из возможных классификаций средства обучения делят на вербальные (устная речь, печатные материалы); наглядные (схемы, таблицы, рисунки и пр.); специальные (приборы и устройства); технические (экранные, звуковые, экранно-звуковые). К классификации даются необходимые пояснения.

  2. Краткая история развития кабинетной системы в российской школе. Помещение и основное оборудование школьного физического кабинета. Размещение компьютеров в школьном физическом кабинете. Рабочее место ученика и учителя.

  3. Под техническими средствами обучения (ТСО) понимают совокупность специальных технических устройств и специальных дидактических материалов к ним. Аппаратная часть традиционных ТСО включают звуковые, экранные и экранно-звуковые средства; дидактическая часть диапозитивы, диафильмы, транспаранты, кинофильмы, магнитофонные записи и др. К современным ТСО относят видеопроектор, специальный экран, персональный компьютер, видеокамеру, видеомагнитофон и т.п. Эти средства объединены в систему, называемую автоматизированный комплекс преподавателя (АКП). Дается характеристика всех элементов системы, рассматривается их расположение в кабинете физики.

  4. Новые информационные технологии (НИТ) - технологии обработки, передачи, распространения и представления информации с помощью ЭВМ. Аппаратные и программные средства, необходимые для реализации этих технологий, называют средствами новых информационных технологий (СНИТ).

    1. Компьютер в курсе физики выступает в роли и средства обучения и предмета изучения. В качестве средства обучения он позволяет учащимся выполнять задания, моделировать явления реального мира. В качестве предмета изучения компьютер используется в связи с изучением методов исследования в современном естествознании и в связи с изучением физических явлений и законов. У учащихся формируют представление о том, что основными направлениями использования компьютера в физике являются моделирование физических явлений и выполнение автоматизированного эксперимента (работа компьютера в соединении с экспериментальными установками для управления экспериментом, получения экспериментальных данных и их обработки). Соответственно у учащихся должны быть сформированы соответствующие умения, а учитель должен быть готов к их формированию и владеть соответствующими методиками.

    2. Программно-педагогические средства (ППС) (в последнее время – цифровые образовательные ресурсы ЦОР) по физике имеют разное дидактическое назначение: обучение решению задач, контроль знаний учащихся, моделирование явлений и процессов и т.п. В последнее время разрабатываются так называемые электронные учебники, соединяющие иллюстративный материал, информационный, справочный, видеоматериал, задачи, тесты. ППС могут использоваться для организации как индивидуальной, так и групповой и коллективной работы учащихся. На лекции называют основные ППС по физике.

    3. Целью создания телекоммуникационной сети является обеспечение возможности информационного обмена учителей и учащихся; индивидуализации работы учащихся, оказания ему своевременной помощи и поддержки. Для реализации информационной поддержки могут проводиться телеконференции по определенным темам. В частности, возможно выполнение учащимися разных школ (и даже школьниками из разных стран) исследований (проектов) с обменом информацией и итоговым обсуждением результатов.

5. Использование НИТ обучении физике влияет на все элементы методической системы и способствует реализации компетентностного подхода в обучении. К традиционно задаваемым целям обучения добавляются такие, достижение которых без компьютера затруднено или невозможно. Например, использование НИТ позволяет не только формировать у учащихся модельные представления, но обучать их моделированию явлений природы в виртуальной среде и формировать у них умения выполнять модельный эксперимент. Компьютерный эксперимент позволяет в ряде случаев формировать у учащихся исследовательские умения более эффективно, чем реальный, поскольку обеспечивает широкие возможности варьирования условий эксперимента, позволяет развить у учащихся информационную и коммуникативную компетентности. Соответственно целям обучения меняется и содержание, в него включается, например, формирование у учащихся таких понятий, как модель, моделирование; выполнение нетрадиционных исследований. Появляется большее разнообразие в организационных формах обучения. В частности, можно организовать достаточно эффективную групповую работу учащихся не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

4. Литература (основная и дополнительная)

4.1. Основная

Название

Автор

Вид издания (учебник, учебное

пособие)

Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц

1. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы

С.Е.Каменецкий, Н.С.Пурышева и др.

Учебное пособие

М.:Издательский центр «Академия», 2000. 368 с.

2. Теория и методика обучения физике в школе. Частные вопросы

С.Е.Каменецкий, Н.С.Пурышева и др.

Учебное пособие

М.:Издательский центр «Академия», 2000. 384 с.

3. Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе

С.Е.Каменецкий, С.В.Степанов и др.

Учебное пособие

М.:Издательский центр «Академия», 2002. 304 с.

4.2. Дополнительная

Название

Автор

Вид издания (учебник, учебное

пособие)

Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц

1.Лабораторный практикум по физике

Смирнов А.В, Степанов С.В.

Учебное пособие

М.,:ФОРУМ:ИНФРА, 2003

2.Перспективные школьные технологии:–.

Ксензова Г.Ю.

Учебно-методическое пособие.

М.: Педагогическое общество России, 2000

3.Современные информацион-ные технологии в образовании

Полат Е.С.

Учебное пособие

М.: Академия, 2000.

4.Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования

Роберт И.В.

Учебное пособие

М.:Школа-Пресс, 1994.

5.Учебное оборудование кабинета физики

Г.Г.Никифоров и др.

Пособие для учителе й

М.:Дрофа, 2005

.5. Перечень используемых ЦОР



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Физика-математика факультеті 5В011100 – «Информатика» мамандығы бойынша оқу бағдарламасының жалпы сипаттамасы Берілетін дәреже

    Документ
    Берілетін дәреже: Бакалаврдың білім беру бағдарламаларын меңгерген және дипломдық жұмыс қорғаған тұлғаларға 5В0 00 - “Информатика” мамандығы бойынша «Информатика бакалавры» академиялық беріледі.
  2. "Физика и компьютер" – итоги эксперимента по организации сбалансированного непрерывного обучения физике и современным компьютерным технологиям

    Документ
    "Физика и компьютер" – итоги эксперимента по организации сбалансированного непрерывного обучения физике и современным компьютерным технологиям
  3. Физика 7–9 классы Авторы программы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская Пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования.
  4. Физика в профильной школе Преподавание в условиях введения образовательных стандартов и егэ

    Документ
    При подготовке статьи были использованы материалы академика РАО В.Г.Разумовского, О.Ф.Кабардина, И.И.Нурминского, А.А.Фадеевой, А.Ю.Пентина, Г.Г.Никифорова.
  5. Физико-математический факультет информационный пакет /каталог курсов/ по кафедре «физика и методика преподавания физики»

    Документ
    Университет – осуществляет подготовку бакалавров специальности 050110 – «Физика» на основе государственной лицензии АА№ 34 выданного комитетом по надзору в области образования и науки Республики Казахстан от 26.
  6. Физики шутят (1)

    Документ
    Черная Королева покачала головой: – Вы, конечно, можете называть это чушью, но я-то встречала чушь такую, что в сравнении с ней эта кажется толковым словарем.

Другие похожие документы..