Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального б...полностью>>
'Документ'
"Блоку Грызлова" отказали в участии в муниципальных выборах Петербурга. В списки кандидатов попал только лидер этой неформальной организации...полностью>>
'Документ'
А.М. Карминский, С.Г. Фалько, А.А. Жевага, Н.Ю. Иванова; Учебник Контроллинг под ред. А.М. Карминского С.Г. Фалько М: Финансы и статистика 2006, 336 с...полностью>>
'Документ'
Игнасио Гавира Томас, генеральный директор «Fundación Comillas», представитель ректора Университета Кантабрии, Президента конференции ректоров Испани...полностью>>

Основы экономики учебно-методический комплекс дисциплины для программы подготовки бакалавров по направлению "Экономика"

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет»

Экономический факультет

Кафедра экономической теории

ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ

Учебно-методический комплекс дисциплины для программы подготовки бакалавров по направлению “Экономика”

Составители:

Артемьева Е.А.

Баскакова И.В., к.э.н., доцент

Дьячкова А.В., к.э.н.

Степанова З.В.

Тиссен Е.В., к.э.н.

Юрченко К.П., к.э.н.

Екатеринбург

2010

ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ

Цели и задачи курса

Курс "Основы экономики" представляет вводный курс по экономической теории, предваряющий углубленное изучение студентами, обучающимися в бакалавриате по направлению”Экономика”. Значимость изучения данной учебной дисциплины обусловлена необходимостью подготовки студентов к пониманию широкого спектра экономических вопросов, насыщающих курсы “Микроэкономика”, “Макроэкономика”, “Экономика общественного сектора”.

Целью курса является ознакомление студентов с теоретическими и практическими принципами экономического анализа и базовыми моделями, объясняющими протекание экономических процессов .

Задачи курса заключаются в том, чтобы:

  • изучить базовые предпосылки экономического анализа;

  • изучить теоретические основы современной экономической теории;

  • сформировать представление о различиях микро- и макроэкономического анализа;

  • ознакомить студентов с современными направлениями анализа в области экономической теории.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины, формы отчетности и критерии оценки по курсу

В результате изучения курса "Основы экономики" студент должен:

ЗНАТЬ:

  • структуру и принципы функционирования современных экономических систем;

  • логику протекания экономических процессов;

  • направления и принципы экономического развития.

УМЕТЬ:

  • проводить позитивный анализ экономических систем;

  • работать со статистическими данными, характеризующими экономическое положение страны.

ВЛАДЕТЬ:

  • специальной терминологией;

  • информацией о системе показателей макроэкономического состояния;

  • методами и инструментами экономического анализа.

В рамках освоения курса “Основы экономики” предусмотрены следующие формы отчетности:

промежуточные контрольные работы с удельным весом 40% в общей оценке (две контрольных работы по 20% каждая);

работа на семинарских занятиях – с удельным весом 10%;

итоговый экзамен – с удельным весом 50%.

Общая оценка по курсу выставляется, исходя из суммы набранных студентом баллов по всем формам отчетности и с учетом максимального количества баллов, набранных студентами на потоке. Критерии оценки:

от 80% и более от максимального количества баллов, набранных студентами на потоке – отлично;

от 60 до 79% от максимального количества баллов, набранных студентами на потоке – хорошо;

от 40 до 59% от максимального количества баллов, набранных студентами на потоке – удовлетворительно;

менее 40% от максимального количества баллов, набранных студентами на потоке – неудовлетворительно.

Объём дисциплины и распределение аудиторной нагрузки

Номер и наименование темы

Лекции

Семинары

Всего

Раздел I. Введение в экономическую теорию

10

6

16

Тема 1. Экономическая теория: предмет и методология

2

1

3

Тема 2. Этапы развития экономической теории

2

1

3

Тема 3. Основные экономические категории, предпосылки и модели

3

2

5

Тема 4. Экономические системы и институты.

3

2

5

Раздел II. Микроэкономика

14

6

20

Тема 5. Теория спроса и предложения

2

1

3

Тема 6. Теория потребительского выбора

3

1

4

Тема 7. Производство и издержки

2

1

3

Тема 8. Совершенная конкуренция

2

1

3

Тема 9. Теория несовершенной конкуренции

3

1

4

Тема 10. Рынки факторов производства

2

1

3

Раздел III. Макроэкономика

12

6

18

Тема 11. Введение в макроэкономику: модель национальной экономики и основные макроэкономические показатели

4

2

6

Тема 12. Совокупный спрос и совокупное предложение в модели макроэкономического равновесия

2

1

3

Тема 13. Макроэкономическая теория денег

2

1

3

Тема 14. Макроэкономическое регулирование: монетарная и фискальная политика

4

2

6

Итого аудиторных занятий:

36

18

54

Контрольные работы (2)

8

Самостоятельная работа

46

Вид итогового контроля

экзамен

Содержание разделов курса

Раздел I. Введение в экономическую теорию

Тема 1. Экономическая теория: предмет и методология

Экономика, ее место и роль в жизни общества. Два подхода к экономике: технологический и социально-экономический.

Предмет экономической теории. Современные подходы к определению предмета: школа «экономического империализма». Основные постулаты экономической теории: неограниченные потребности (множественность целей), заданное предложение ресурсов, ранжирование потребностей, альтернативное использование ресурсов.

Методологические принципы анализа в экономической теории: общенаучные методы анализа и специфичные для экономической теории принципы анализа.

Основные термины и понятия:

Экономическая теория, экономический выбор, редкость, экономическая деятельность, экономические агенты, полезность, прибыль, общественное благосостояние, рациональность, оппортунизм, альтернативная стоимость.

Литература к Теме 1 Раздела I

Автономов В., Ананьин О., Макашева Н. История экономических учений. – М., 2000

Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М.: Дело, 1994

Брагинский С.В. Певзнер Я.А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. – М.: Мысль, 1993.

Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). – М.:ВЛАДОС, 1994.

Курс экономической теории. Учебное пособие /Под ред. Сидоровича А.В. – М: Изд-во МГУ, 1997.

Роббинс Л. Предмет экономической науки // ТНЕSIS, 1993, т.1, вып.1

Ядгаров Я.С. История экономических учений. – М.: Экономика, 2000.

Уильямсон О.Е. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // ТНЕSIS. 1993. Вып. 3.

Фридмен М. Методология позитивной экономической науки // ТНЕSIS. – 1994. Вып.4.

Тема 2. Этапы развития экономической теории

Основные этапы развития экономической теории: меркантилизм, физиократы, классическая экономическая теория, марксизм, неоклассическая школа, кейнсианство, институционально-социологическое направление.

Эволюция предмета экономической теории: материалистическое понимание предмета экономической теории, предмет – рыночная экономика, понимание предмета через категорию «редкость».

Классификаторское и аналитическое направления в определении предмета экономической теории.

Экономическая теория как наука о выборе и как наука о поведении индивида.

Литература к Теме 2 Раздела I

Автономов В., Ананьин О., Макашева Н. История экономических учений. – М., 2000

Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М.: Дело, 1994

Брагинский С.В. Певзнер Я.А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. – М.: Мысль, 1993.

Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). – М.:ВЛАДОС, 1994.

Курс экономической теории. Учебное пособие /Под ред. Сидоровича А.В. – М: Изд-во МГУ, 1997.

Курс экономической теории. Учебное пособие /Коллектив авторов. – Киров, 1994.

Тема 3. Основные экономические категории, предпосылки и модели

Типы экономических агентов: домашние хозяйства, фирмы, государство, их целевые функции.

Модели поведения человека в экономике. «Человек экономический» А.Смита. «Человек социальный» институциональной школы.

Поведенческие предпосылки анализа. Рациональное поведение. Типы рациональности и степени следования собственным интересам.

Фирма как основная форма предпринимательской деятельности. Подходы к определению фирмы: технологический, управленческий, институциональный подходы. Фирма в концепции прав собственности.

Типы фирм (контрактов): индивидуальное предпринимательство, партнерство, корпорация, неприбыльная фирма, регулируемая фирма, государственная фирма, самоуправляемая (югославская) фирма. Их достоинства и недостатки. Способы проявления и подавления оппортунизма.

Граница производственных возможностей. Альтернативные издержки. Свойства кривой производственных возможностей. Экономический рост, НТР.

Основные термины и понятия:

Экономические агенты, фирма, полезность, прибыль, общественное благосостояние, рациональность, оппортунизм. Граница производственных возможностей.

Литература к Теме 3 Раздела I

Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории. – М, 1993

Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М.: Дело, 1994

Гукасьян. Г.М. Экономическая теория. / Уч. пос. - СПб.: Питер, 2006.

Уильямсон О.Е. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // ТНЕSIS. 1993. Вып. 3.

Институциональная экономика / под общ. ред. А. Олейника. – М.: ИНФРА-М, 2005г.

Самуэльсон П., Нордхауз Экономика. – М., 2004

Роббинс Л. Предмет экономической науки // ТНЕSIS, 1993, т.1, вып.1

Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // ТНЕSIS, 1993, т.1, вып.1

Тема 4. Экономические системы и институты

Хозяйственно-экономическая система: подходы к изучению и содержанию понятия.

Типологизация хозяйственно-экономических систем. Критерии типологизации. Доиндустриальные (аграрные), индустриальные и постиндустриальные хозяйственно-экономические системы: основные характеристики. Рыночно регулируемые, центрально-управляемые и смешанные хозяйственно-экономические системы: основные принципы функционирования.

Факторы, определяющие эволюцию хозяйственно-экономических систем: технико-технологические и институционально-социологические детерминанты.

Основные экономические институты: рынок, государство, собствепнность.

Социально-экономическое содержание отношений собственности. Определение собственности в рамках классического подхода и институционального направления.

Типы собственности: индивидуальное, коллективное и общественное присвоение. Объекты и субъекты отношений собственности.

Частная собственность и рынок. Групповая собственность и ее виды. Государственная собственность, объективная необходимость и границы распространения.

Права собственности. Континентальная и островная традиции в отношении закрепления прав собственности. Концепция прав собственности.

Собственность и мотивация хозяйственно-экономической деятельности. Собственность и предпринимательство.

Рынки конечных благ и рынки факторов производства. Модель взаимосвязи рынков, сфер производства и потребления. Способность рынка координировать экономический выбор. Рынок как механизм координации процессов экономического выбора.

Институциональные ограничения экономического выбора. Рыночный механизм и государство. Трансакционные издержки и их виды.

Основные термины и понятия:

Собственность, присвоение, отчуждение, права собственности, спецификация прав собственности, пучок прав собственности, фирма, контракт, остаточный доход, специфические ресурсы. равновесие, трансакционные издержки.

Литература к Теме 4 Раздела I

Гукасьян. Экономическая теория. / Уч. Пос. - СПб.: Питер, 2004.

Курс экономической теории. Учебное пособие /Под ред. Сидоровича А.В. – М: Изд-во МГУ, 1997.

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: Республика, 1992. т.1,2.

Самуэльсон П. Экономика. – М., 1992. т.1,2.

Институциональная экономика / под общ. ред. А. Олейника. – М.: ИНФРА-М, 2005г

Нуреев Р.М. Политическая экономия. Докапиталистические способы производства. Основные закономерности развития. – М.: МГУ, 1991

Эклунд К. Эффективная экономика – шведская модель. – М.: Экономика, 1991.

Темы семинарских занятий к Разделу I.

Тема 1. Экономическая теория: предмет и методология.

  1. Эволюция предмета экономической теории. Современные подходы к определению предмета.

  2. Основные этапы развития экономической теории: меркантилизм, физиократия, классическая школа политэкономии и неоклассики, кейнсианство и институционализм.

  3. Методы исследования в экономической теории и ее функции.

Рекомендуемые темы докладов:

  1. Основные идеи меркантилизма.

  2. Методология физиократии. Ее роль в становлении экономической теории.

  3. Содержание классического (неоклассического) направления.

  4. Кейнсианство. Сравнительный анализ с классической школой.

  5. Институциональное направление экономической теории.

Рекомендуемая структура доклада:

  1. Время появления школы. Историческая обусловленность.

  2. Страна зарождения школы. Распространение взглядов школы на другие страны.

  3. Основатели школы и основные представители, их труды.

  4. Основные идеи школы:

а) методология исследования

б) роль экономики, понимание предмета экономики

в) экономические программы, основные теории

  1. Реализация идей школы в экономической политике страны

  2. Вклад школы в экономическую теорию.

  3. Причины «упадка» школы.

Рекомендуемая литература для подготовки докладов:

  1. Автономов В., Ананьин О., Макашева Н. История экономических учений. – М., 2000

  2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М.: Дело, 1994

  3. Брагинский С.В. Певзнер Я.А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. – М.: Мысль, 1993.

  4. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). – М.:ВЛАДОС, 1994.

  5. Курс экономической теории. Учебное пособие /Под ред. Сидоровича А.В. – М: Изд-во МГУ, 1997.

  6. Курс экономической теории. Учебное пособие /Коллектив авторов. – Киров, 1994.

  7. Роббинс Л. Предмет экономической науки // ТНЕSIS, 1993, т.1, вып.1

  8. Ядгаров Я.С. История экономических учений. – М.: Экономика, 2000.

  9. Уильямсон О.Е. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // ТНЕSIS. 1993. Вып. 3.

  10. Фридмен М. Методология позитивной экономической науки // ТНЕSIS. – 1994. Вып.4.

Тема 2. Экономика образования

  1. Выбор образования как экономическая проблема.

  2. Инвестиции в образование

  3. Маркетинг образовательных услуг

Эссе: Выгоды и издержки при получении экономического образования дневной формы обучения.

Рекомендуемая литература для подготовки эссе:

  1. Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории. – М, 1993

  2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М.: Дело, 1994

  3. Уильямсон О.Е. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // ТНЕSIS. 1993. Вып. 3.

  4. Институциональная экономика / под общ. ред. А. Олейника. – М.: ИНФРА-М, 2005г.

  5. Гукасьян. Г.М. Экономическая теория. / Уч. пос. - СПб.: Питер, 2006.

  6. Самуэльсон П., Нордхауз Экономика. – М., 2004. (есть в 220 каб.)

  7. Роббинс Л. Предмет экономической науки // ТНЕSIS, 1993, т.1, вып.1

  8. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // ТНЕSIS, 1993, т.1, вып.1

Тема3. Граница производственных возможностей.

    1. Свойства кривой производственных возможностей.

    2. Влияние альтернативных издержек на конфигурацию границы производственных возможностей.

    3. Экономический рост и НТП: влияние на КПВ.

    4. Абсолютные и сравнительные преимущества страны. Специализация. Выгоды от торговли.

Литература для подготовки к семинару:

  1. Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е.,. Рынок: микроэкономическая модель. – СПб., 1992.

  2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: Республика, 1992. т.1,2.

  3. Самуэльсон П., Нордхауз Экономика. – М., 2004.

  4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело, 1993.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комплекс методических материалов основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 022000 «экология и природопользование»

    Основная образовательная программа
    Нормативные сроки освоения: 4 года (очная форма), включая лекции, практические занятия, лабораторные практикумы, учебные и производственную практики, научно-исследовательскую работу.
  2. Учебная программа дисциплины дпп. 05 Экономическая география основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению

    Программа дисциплины
    Место дисциплины. Общая экономическая и социальная география включает темы, охватывающие как теоретические проблемы науки, так и географическую конкретику, свя­занную с характеристикой политической карты мира, природных ресурсов,
  3. Комплекс методических материалов основной образовательной программы подготовки магистров по направлению 020700 «геология», профиль «Геология месторождений радиоактивного сырья»

    Основная образовательная программа
    Цель программы: развитие опережающей подготовка элитарных специалистов и команд профессионалов мирового уровня в области урановой геологии, что должно способствовать скорейшей ликвидации образовавшегося в России и в мире дефицита
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины для обучающегося «История и теория искусства»

    Учебно-методический комплекс
    Целью дисциплины «История и теория искусства» является: обеспечение будущих творческих деятелей изобразительных искусств знаниями теоретических основ античного, классического и современного искусства, а также умениями, необходимыми
  5. 1 Степень (квалификация) выпускника – Бакалавр документоведения и архивоведения. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 032000 Документоведение и архивоведение при очной форме обучения 4 года

    Документ
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 032 Документоведение и архивоведение при очной форме обучения - 4 года.

Другие похожие документы..