Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Уральский государственный экономический университет (УрГЭУ - СИНХ) – крупнейший образовательный центр новой формации, единственный экономический вуз ...полностью>>
'Реферат'
Общеизвестно, что Югославия является той территорией в Европе, с которой начинаются самые серьезные и масштабные европейские конфликты, по меньшей мер...полностью>>
'Литература'
Франция принадлежит к числу государств, внесших особенно весомый вклад в развитие конституционно-правовой теории и практики. За годы, прошедшие после...полностью>>
'Документ'
Государственные закупки как вектор экономии и справедливости: сравнительная характеристика закупочной политики Республики Беларусь, Российской Федера...полностью>>

Давыдов Николай Егорович

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Давыдов Николай Егорович

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ В УЧРЕЖДЕНИИ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Якутск – 2009

Работа выполнена на кафедре профессиональной педагогики, психологии и управления образованием педагогического института ФАО ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К.Аммосова»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент РАО

Данилов Дмитрий Алексеевич

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Молонов Геннадий Цыденович,

ГОУ ВПО «Бурятский государственный

университет» (г. Улан-Удэ);

кандидат педагогических наук, доцент

Юдина Ирина Александровна,

ФАО ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М. К. Аммосова»

(г. Якутск).

Ведущая организация: ФАО ГОУ ВПО «Иркутский государственный

педагогический университет» (г.Иркутск).

Защита состоится «27» ноября 2009г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.306.02 при Якутском государственном университете имени М.К.Аммосова по адресу: 677891, г.Якутск, ул.Белинского, 58.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Якутского государственного университета имени М.К.Аммосова.

Автореферат разослан «27» ноября 2009г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Петрова С.М.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Сфера образования является одним из важнейших факторов социально-экономического развития страны. И в нем особое место занимает профессиональное образование, состоящее из начального, среднего и высшего ступеней. При этом, как показывает практика, выпускники основной и средней школы стремятся к получению среднего специального и высшего профессионального образования. Однако многие выпускники имеют желание получать специальность в стенах начального профессионального учебного заведения. Тем не менее учреждения начального профессионального образования не только готовят молодых к трудовой деятельности, но и выполняют большие социальные функции, связанные с воспитанием личности, готовой функционировать, расти и развиваться в обществе.

В демократическом обществе все люди наделены равными правами. В то же время особого внимания требует проблема профессионального образования выпускников специальных (коррекционных) школ. Имея ограниченные возможности, они пополняют рынок труда без соответствующей профессиональной подготовки. В последние годы проблема коррекционной педаго­гики охватывает сферу не только специальных школ, но и специальных классов, отдельных групп учащихся в общеобразовательных и профессиональных учреждениях. И, в целом, проблема социальной реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями развития не теряет своей актуальности.

Проблеме педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ посвящены исследования многих авторов. Большой вклад в развитие отечественной системы обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии внесли В.М.Бехтерев, П.П.Блонский, Т.А.Власова, Л.С.Выготский, А.Н.Граборов, Г.М.Дульнев, Л.В.Занков, В.П.Кащенко, Г.Е.Сухарева и др. Вопросы индивидуального, личностного развития детей с нарушениями в развитии рассматриваются в работах Т.А.Власовой, Г.Ф.Кумариной, Ф.А.Рау, Л.И.Фридман и многих других. Проблемы профессионально-трудовой подготовки и социальной адаптации детей с данной категорией нарушения рассматриваются в трудах А.А.Десятова, Е.А.Климова и др. Региональный аспект изучения детей с нарушениями в развитии и вопросы их социальной адаптации и воспитания отражены в работах У.А.Винокуровой, Д.А.Данилова, Р.И.Егоровой, М.Г.Колодезниковой, А.Г.Корниловой и др.

Идеи трудового обучения и воспитания умственно отсталых детей отражены в трудах Ж.Демора и др. Существенный вклад в создание советской системы трудовой подготовки учащихся вспомогательной школы внес А.Н.Граборов. В исследованиях Г.В.Безюлевой, Е.А.Ковалевой, В.А.Малышевой, Н.П.Павловой, И.А.Паншиной и других раскрыты основные вопросы методики трудового и профессионального обучения учащихся коррекционных школ.

Таким образом, проблема педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ находит достаточное освещение в литературе. Но, как показали теоретический анализ литературы и наша многолетняя работа с учащимися –выпускниками коррекционных школ – осуществление их профессиональной подготовки в учреждении начального профессионального образования, где они учатся рядом с выпускниками основной школы, связано с разрешением ряда противоречий:

- между необходимостью социальной реабилитации и профессиональной адаптации выпускников коррекционно-развивающих школ и недостаточной разработанностью вопросов их профессионального образования в профессионально-техническом учебном заведении;

- между потребностью в социальной адаптации выпускников коррекционных школ в процессе их совместного обучения с выпускниками основной школы в учреждении начального профессионального образования и слабой организационно-педагогической обеспеченностью этого процесса.

Данные противоречия актуализируют выбор проблемы исследования, которая заключается в поиске путей, условий и способов профессиональной адаптации выпускников коррекционных школ в учреждении начального профессионального образования. Данная проблема обусловила выбор темы диссертационного исследования «Педагогическое обеспечение социальной реабилитации и профессиональной адаптации выпускников коррекционных школ в учреждении начального профессионального образования».

Объект исследования: процесс социальной реабилитации и профессиональной адаптации выпускников коррекционных школ.

Предмет исследования: содержание и процесс педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации выпускников коррекционных школ в учреждении начального профессионального образования.

Цель исследования: теоретически обосновать содержание, технологию педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации выпускников специальных (коррекционных) школ в системе начального профессионального образования.

В соответствии с поставленной целью выдвигается гипотеза исследования: успешность начального профессионального образования выпускников специальной (коррекционной) школы достигается, когда содержание и процесс организационно-педагогического обеспечения их социальной реабилитации и профессиональной адаптации строятся на основе таких положений, как:

- обеспечение психологически комфортных условий для выпускников коррекционных школ в учреждении начального профессионального образования, где они учатся вместе с выпускниками основной школы;

- преодоление недостатков развития общетрудовых умений, формирование у воспитанников жизненных мотиваций, устремлений и коммуникативности для их профессионального самоопределения;

- разработка специальных образовательных программ и технологий обучения с учетом типологических особенностей личности учащихся данной категории для освоения государственного образовательного стандарта начальной профессиональной подготовки.

Для достижения цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ специальной литературы, посвященной проблеме социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ.

2. Обобщить современное состояние теории и практики социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ.

3. Изучить процессы, связанные с педагогическим обеспечением социальной реабилитации и профессиональной адаптации выпускников коррекционных школ.

4. Теоретически обосновать модель педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации выпускников коррекционных школ в учреждении начального профессионального образования.

5. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность модели организационно-педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации выпускников коррекционных школ.

6. Разработать научно-практические рекомендации по организационно-педагогическому обеспечению социальной реабилитации и профессиональной адаптации выпускников коррекционных школ в начальном профессионально-техническом учебном заведении.

Методологическую базу диссертационного исследования составляют:

1. Философские, мировоззренческие, культурологические, социальные теории и концепции Н.А.Бердяева, А.Ф.Лосева, Н.О.Лосского, М.К.Мамардашвили, Ф.Т.Михайлова, В.В.Налимова, В.М.Розина, М.Хайдеггера и др.

2. Основные положения теорий:

- культурно-исторического развития психики и поведения человека Л.С.Выготского;

- деятельности (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.);

- развития личности (К.Г.Абульханова-Славская, Л.И.Божович, Е.В.Бондаревская, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, В.В.Сериков, В.И.Слободчиков, Д.И.Фельдштейн, В.Д.Шадриков, Г.П.Щедровицкий и др.);

- социальной адаптации (Т.Г.Дичев, Д.А.Данилов, А.Г.Корнилова и др.).

Диссертационное исследование проводилось с учетом психолого-педагогических основ обучения и воспитания, раскрытых в трудах В.И.Андреева, М.Е.Бершадского, В.П.Беспалько, М.В.Богуславского, Г.Н.Волкова, Б.С.Гершунского, В.В.Гузеева, В.В.Давыдова, В.И.Загвязинского, В.В.Краевского, В.С.Леднева, И.Я.Лернера, А.М.Матюшкина, А.М.Новикова, М.М.Поташника, А.М.Цирульникова, В.Д.Шадрикова, Т.И.Шамовой и др.

Диссертационное исследование затрагивало в интересующем нам аспекте проблемы развития образования в Республике Саха (Якутия), что потребовало обращения к трудам многих якутских исследователей (Л.И.Аманбаева, В.Ф.Афанасьев, П.П.Борисов, У.А.Винокурова, Ф.В.Габышева, А.А.Григорьева, Д.А.Данилов, П.П.Кондратьев, А.Г.Корнилова, Г.Н.Максимов, Н.Д.Неустроев, И.И.Портнягин, И.С.Портнягин, Т.Т.Саввинов, Н.В.Санникова, А.Д.Семенова и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе использован следующий комплекс методов: теоретический (анализ философской и психолого-педагогической литературы, абстрагирование, моделирование педагогических ситуаций и др.); эмпирический (наблюдение, изучение документации, опрос и др.); изучение практического опыта учителей, школ, учреждений дополнительного образования по выявлению, оценке и поддержке способностей учащихся; опытно-экспериментальный; статистический (измерение и математическая обработка экспериментальных данных, их системный качественный анализ и интерпретация).

База исследования: исследование проводилось на базе Якутского профессионального училища №16, где выпускники коррекционных школ получали начальное профессиональное образование (экспериментальная группа), контрольную группу составили коррекционные группы учащихся в профессионально-технических училищах г. Якутска. В процессе организации и проведения опытно-экспериментальной работы было охвачено всего 480 учащихся (в экспериментальной группе 246, в контрольной – 234 учащихся) и 36 педагогов и мастеров производственного обучения, из них в экспериментальной группе 23, в контрольной – 13.

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 1999-2009гг.

На первом этапе (1999-2003гг.) осуществлялась разработка общей концепции исследования на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы, научных публикаций и диссертационных исследований последних лет, изучения и анализа опыта выявления, оценки и поддержки одаренности и способностей учащихся. На данном этапе были определены исходные параметры исследования, его основная проблема, предмет, гипотеза, цель и задачи, методология и методы исследования.

На втором этапе (2003-2006гг.) осуществлялась разработка теоретической модели педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации выпускников коррекционных школ; апробирование и экспериментальная проверка модели, первичный анализ полученных в ходе опытно-экспериментальной работы результатов.

На третьем этапе (2006-2008гг.) происходило уточнение и корректировка разработанной модели и системы педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ с учетом накопленного опыта и результатов опытно-экспериментальной работы.

На четвертом, заключительном, этапе (2008-2009гг.) осуществлялись систематизация и обобщение результатов исследования, формирование выводов и рекомендаций, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- определены концептуальные основы организации педагогического процесса интегрированного профессионального образовательного учреждения, обеспечивающего начальное профессиональное образование выпускников коррекционных школ и их социальную адаптацию;

- обоснованы организационно-педагогические условия (содержание, формы, способы, технология обучения и воспитания) социальной реабилитации, профессиональной подготовки выпускников коррекционных школ, обеспечивающие уровни образования с учетом их типологических особенностей, общего развития, образовательных возможностей, выбор ими получаемой профессии для вхождения в самостоятельную трудовую деятельность;

- разработаны критерии и показатели успешности социальной реабилитации и профессиональной подготовки выпускников коррекционных школ в интегрированном профессиональном образовательном учреждении.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- разработана модель педагогического обеспечения социальной реабилитации, адаптации, профессиональной подготовки выпускников коррекционных школ в системе начального профессионального образования;

- выявлены адаптивные возможности целостного образовательного пространства учреждения начального профессионального образования, интегрирующего профессиональную подготовку и социализацию выпускников основной и коррекционной школ.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе полученных результатов исследования создано целостное образовательное пространство, успешно реализующее социальную реабилитацию и профессиональную подготовку выпускников коррекционных школ, в учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище № 16» г. Якутска. Разработана и реализована программа социальной реабилитации учащихся с отклонениями в развитии. Разработаны методические рекомендации, программы профессиональной подготовки выпускников коррекционных школ. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в системе трудового обучения и воспитания в коррекционных школах и на курсах повышения квалификации педагогов, работающих в специальных, коррекционно-развивающих школах и учреждениях.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на республиканских научно-практических конференциях и семинарах Министерства образования, Министерства науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия): «Колосовские чтения» (г.Якутск, 2007), республиканский мастер-класс «Мотивационный подход воспитательного процесса и его значение в профилактике правонарушений» (г.Якутск, 2007), «Модернизация профессионального образования в условиях инновационного развития» (г.Якутск, 2008), «Семья и демографическое развитие Республики Саха (Якутия)» (г.Якутск, 2008), республиканский форум работников профессионального образования Республики Саха (Якутия)» (г.Якутск, 2008). Материалы исследования внедрены в педагогический процесс профессиональных училищ (лицеев, колледжей) Республики Саха (Якутия). Материалы и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления образованием Якутского государственного университета им. М.К.Аммосова.

Достоверность результатов исследования обеспечена: соответствием методологии исследования поставленной проблеме; полнотой рассмотрения объекта исследования и применением комплекса методов, адекватных его предмету; корректностью проведенного исследования; тщательным анализом фактографического и экспериментального материала; многолетним педагогическим опытом автора и его вкладом в развитие системы выявления и поддержки одаренных и способных учащихся, а также учащихся с отклонениями в развитии.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Образовательное пространство учебного заведения, где интегрировано начальное профессиональное образование выпускников основной и коррекционно-развивающих школ, повышая адаптивные возможности всех компонентов педагогического процесса, создает оптимальные условия для социальной адаптации и реабилитации учащихся с отклонениями в развитии и с ограниченными возможностями здоровья.

2. Успешность профессиональной подготовки выпускников коррекционно-развивающих школ в системе начального профессионального образования обеспечивается личностно-ориентированными планами и программами в рамках государственного образовательного стандарта начального профессионального образования, разработкой форм, средств, технологии обучения на основе типологических особенностей, уровня развития, личностных возможностей данной категории учащихся.

3. Социальная реабилитация и профессиональная адаптация учащихся коррекционных школ достигаются при реализации организационно-педагогической модели, раскрывающей пути и условия предупреждения социально обусловленного отставания и связанных с ним вторичных отклонений в развитии аномальных учащихся, коррекции их мотиваций, психофизического состояния, преодоления недостатков развития общетрудовых умений, жизненных устремлений и коммуникативности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографии и приложений.

Основное содержание работы

Во введении обоснованы выбор темы диссертации и ее актуальность; определены объект, предмет, цель и задачи исследования; сформулирована гипотеза; раскрыты его научная новизна, теоретическая и практическая значимость; дана характеристика методов исследовательской работы; изложены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основы педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ» рассмотрены психолого-педагогические проблемы социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных групп; содержание и технологии социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ и исходные позиции теоретической модели педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ.

Анализ литературы показывает, что остается ряд проблем, которые требуют концептуального решения, в частности, отсутствие единой системы психолого-педагогической и социально-трудовой реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим в процессе эмпирического опыта появляется необходимость в организации гибких условий, при которых сами учащиеся, проявляя творческий подход, становятся активными участниками образовательного и трудового процессов. Это способствует активизации интереса у воспитанников к учебной деятельности, формированию ответственности за свои дела и действия, что непосредственно связано с их социальной адаптацией.

В трудах П.П.Блонского, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна и др. социализация характеризуется как многогранный и непрерывный процесс на протяжении всей жизни человека. Одновременно в них подчеркивается, что она наиболее интенсивно протекает в детстве и юности, так как в это время растущими индивидами усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения. Социализация происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на нее влияние через разные социальные факторы. В процессе социализации у растущего человека формируются ценности, которые определяют его мировоззрение, готовность к сотрудничеству и т.д., что свидетельствует о его социальной адаптации, которая, как известно, подводит личность к самовоспитанию, дает ей возможность достичь более продуктивного социального поведения.

В связи с этим в содержании социальной адаптации учащихся с нарушениями в развитии на передний план выдвигается создание условий для активизации процессов в интеллектуальном, моральном, культурном, физическом развитии и реабилитации личности растущего человека. При этом мы исходим из того, что к началу XX столетия в медицине, педагогике, психологии был накоплен обширный опыт по характеристике ум­ственно отсталых детей и классификации различ­ных ее проявлений. Нужно учитывать, что в становлении коррекционной педагогики имелись определенные отличия, связанные со спецификой быта россиян.

В исследованиях специалистов (Л.И.Аксенова, Л.В.Бумагина, Т.А.Власова, Ф.Ф.Водоватов, А.Д.Гонеев, Г.В.Грибанова, Н.С.Жукова, В.П.Кащенко, Н.И.Лифинцева, Н.Н.Малофеев, Е.М.Мастюкова, А.Г.Московкина, Л.Ф.Обухова, М.С.Певзнер, Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, Д.Б.Эльконин, Н.В.Ялпаева и др.) делается вывод о том, что необходимо интегрировать психологическую коррекцию подростков с их социальной реабилитацией и профессиональной адаптацией.

Теоретическое обобщение по проблеме исследования позволило выделить следующие позиции.

Во-первых, проблема педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ, с одной стороны, исходит от самой социально-биологической природы различных нарушений в развитии человека, а, с другой стороны, зависит в своем разрешении от переосмысления культурно-образовательного фактора, определяющего те или иные идеологические, политические, общечеловеческие ценностные ориентиры в государстве и обществе.

Во-вторых, если односторонне придерживаться точки зрения генетической предрасположенности в развитии человеческой психики, то нужно совершать следующий логический ход мыслей и начать утверждать, что создание практически любых образовательных и иных социальных условий не имеет того эффекта, на которое мы рассчитываем в развитии личности.

В-третьих, проблемы преступности и других видов отклонений от социальных норм нельзя сводить лишь к одной генетической предрасположенности, когда, например, причины преступности пытались объяснить обнаружением у мужчин того набора хромосом, который был назван «синдромом XYY».

Таким образом, в современных условиях возникает необходимость рассматривать проблемы подростков с отклонениями в развитии с позиции их профессиональной адаптации как эффективного механизма социальной реабилитации.

Аномальное развитие учащихся коррекционных школ (олигофрения, глухота, слабое зрение и многое другое), как известно, исходит от самой социально-биологической природы различных нарушений в развитии человека. При этом черты человеческой личности, которые играют не последнюю роль в социальной адаптации людей, не являются врожденными, а формируются социальным окружением, в котором развивается тот или иной человек. Отсюда социальная адаптация данной категории учеников определяется условиями их жизнедеятельности, т.е. зависит от культурно-образовательного фактора, определяющего те или иные идеологические, политические, общечеловеческие ценностные ориентиры в государстве и обществе, а также в конкретном социуме.

Развитие личностных качеств детей с отклонениями в развитии генетического происхождения, как показывает опыт, обеспечивается созданием рациональных педагогических и социальных условий. Эти условия создаются путем вовлечения учеников в решение всех жизненных проблем, осознанным их участием в жизни окружающего его социума, людей. Практика свидетельствует, что создание практически любых образовательных и определенных социальных условий имеет большой эффект в развитии личности учащихся коррекционных школ.

Обобщение теории и практики убеждает в том, что реабилитация и социальная адаптация учащихся коррекционных школ обеспечивается реализацией, прежде всего, принципа единства, комплексности образовательно-воспитательного процесса, обеспечивающего формирование интегрального качества жизнеспособности личности подростка. Для его реализации педагогический процесс в образовательном учреждении организуется на основе определенных идей. К ним, в частности, относятся: идея трудового воспитания (человек как личность формируется только через участие в трудовой деятельности); идея самоактуализации личности (раскрытие своих потенциальных возможностей, формирование веры в свои силы, что является основой саморазвития); идея духовно-нравственной направленности педагогического процесса (формирование общей культуры, самостоятельности, активности, ответственности, инициативности, коммуникабельности); идея улучшения жизни в социуме (организация жизнедеятельности учащихся по принципу улучшения жизни вокруг себя, включаясь в общественно значимую деятельность).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Абавян Александр Егорович

    Документ
    Абавян Александр Егорович, 1891 г.р., армянин, м.р.: г. Карс, Турция; м.п.: г. Тбилиси. Арест. 23.11.1936 г. Приговор: 23.11.1936 г.; ст. КРТД.; срок: 5 л.
  2. Разсолов Николай Александрович, зав кафедрой авиационной и космической медицины гоу дпо российская медицинская академия последиплом

    Диплом
    Актуальные вопросы медицинского обеспечения полетов. Тезисы докладов VI-ой Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию авиационной медицины в России и 70-летию кафедры авиационной и космической медицины РМАПО Росздрава.
  3. Книга памяти (3)

    Книга
    В обработке сведений о погибших и умерших от ран участвовали члены рабочей группы В.Я. Агапова, М.В. Аньшина, Л.И. Архарина, Г.В. Безаева, Л.А. Бацанова, А.
  4. Книга содержит поименные биографические данные о 6410 военно­служащих, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, имена которых установлены общественными поисковыми организациями в ходе проведения поисковых работ на местах боевых действий.

    Книга
    Книга содержит поименные биографические данные о 6410 военно­служащих, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, имена которых установлены общественными поисковыми организациями в ходе проведения поисковых работ на местах боевых действий.
  5. Красноярский край (1)

    Документ
    ВАСИЛЬЕВИЧ БОЖЕНОВА ПАТРУШЕВА ВЕРА ТЕРЕНТЬЕВНА АБРАМОВИЧ ГАЛИНА АВГУСТАНОВНА АЗАРОВА Е Ю МИХАЙЛОВ В В РАССКАЗОВ С Д АРДАСОВА НАТАЛЬЯ ФЕДОРОВНА БАЖЕНОВА АЛЕКСАНДРА ГЕОРГИЕВНА ГЕРАСЬКОВА МАРГАРИТА ВАСИЛЬЕВНА СИДОРЧУК НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ВОЙТЮКЕВИЧ

Другие похожие документы..