Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Діалог стосовно перспектив створення зони вільної торгівлі між Україною та ЄС (далі – ЗВТ) було поновлено у 2005 р., у великій мірі завдяки закріпленн...полностью>>
'Документ'
7-8 октября 2011 года в г. Кунгуре состоялась Международная научно-практическая конференция «Гражданская война на Урале: современные проблемы источни...полностью>>
'Документ'
потише, пожалуйста! Джузеппе сдвинул очки на кончик носа, стал оглядывать мастерскую, никого Он заглянул под верстак, никого Он посмотрел в кор...полностью>>
'Документ'
Соціально-економічні перетворення в сучасному суспільстві поглибили соціальну та моральну нестабільність великої частини родини. Деякі сім’ї не мають...полностью>>

Психологическая энциклопедия психология человека

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОДЕРЖАНИЕ ■ 11

ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ 279

Я-РЕАЛЬНОЕ И Я-ПЕРСПЕКТИВНОЕ 280

ОБРАЗ ТЕЛА И Я-КОНЦЕПЦИЯ 281

РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ 282

СТРУКТУРА САМООЦЕНКИ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОГНИТИВНОГО

И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ САМООЦЕНКИ 284

ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА 285

САМООЦЕНКА РЕБЕНКА И ШКОЛЬНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ 286

Система традиционного школьного обучения и самооценка 288

Формирование заниженной самооценки 288

Возрастные особенности взаимовлияния самооценки и успеваемости
ребенка 290

ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ 291

Коррекция неуспеваемости 293

НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ 293

ПОГРАНИЧНАЯ ЛИЧНОСТНАЯ СТРУКТУРА. ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ

ИЗ ГРУПП СОЦИАЛЬНОГО РИСКА 293

РЕЗЮМЕ 295

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 296

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 296

ВЕДУГЦАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 296

Структура учебной деятельности 297

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

И МОТОРНЫХ НАВЫКОВ 298

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА 299

РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ 300

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 300

ПОВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ 300

ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ 301

ПОВЕДЕНИЕ В КРУГУ СВЕРСТНИКОВ 302

Лидерство 302

Дружба 303

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ 304

РЕЗЮМЕ 304

ГЛАВА 6. ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ 305

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ 306

АГРЕССИВНОСТЬ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ 309

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРОЯВЛЕНИИ АГРЕССИВНОСТИ 310

ИТОГИ ВОЗРАСТА 313

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 315

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 319

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 319

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ 319

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ПАМЯТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 321

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 323

12 ■ СОДЕРЖАНИЕ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 324

ПИК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ 324

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 326

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 326

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 328

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 328

ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .... 330

ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 331

РЕЗЮМЕ 334

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА 335

ЭМОЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 335

«ПОДРОСТКОВЫЙ КОМПЛЕКС» ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ 336

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 337

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 338

ПАЛИТРА ЭМОЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 338

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОЙ ДРУЖБЫ И ЛЮБВИ 339

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 340

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ 343

РЕЗЮМЕ 343

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА 345

МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ 346

ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ГРУППЕ 346

ПОТРЕБНОСТЬ В ДРУЖБЕ 347

МОТИВЫ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ 347

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 348

МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ 350

Мотивы поступления в вуз и ПТУ 351

ПОТРЕБНОСТЬ В АВТОНОМИИ И САМОУТВЕРЖДЕНИИ 351

МОТИВАЦИЯ ПОДРОСТКОВОЙ

И ЮНОШЕСКОЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ 352

МОТИВЫ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 353

МОТИВЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 353

МОТИВЫ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 355

РЕЗЮМЕ 355

ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ 357

КРИЗИС ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

И ПУТАНИЦА РОЛЕЙ 357

РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 358

АДЕКВАТНОСТЬ САМООЦЕНКИ 359

ДИНАМИКА САМООЦЕНКИ 360

ФИЗИЧЕСКИЙ ОБЛИК И САМООЦЕНКА 361

ХАРАКТЕР САМООЦЕНКИ И КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ 362

ЭМАНСИПАЦИЯ САМООЦЕНКИ 363

РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ 363

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА САМООЦЕНКУ 364

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ С СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ СТАТУСОМ .... 365
САМООЦЕНКА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА 366

шшшвшшшшшшшмяшштшшшшттжшшшшшшшшшшшшшж содержание ■ 13

ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ 367

АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ 367

САМООЦЕНКА В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОДРОСТКА 367

САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ ПРИ НЕВРОЗАХ 369

РЕЗЮМЕ 372

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 373

РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФИЗИЧЕСКИМ МИРОМ 373

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 374

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ 374

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 375

ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ 375

Реакция эмансипации 375

Конфликты в семье 377

ПОВЕДЕНИЕ В КРУГУ СВЕРСТНИКОВ 377

Подростковые группы 378

Конфликты в группе 378

Полоролевое поведение 378

РАЗВИТИЕ УВЛЕЧЕНИЙ, ХОББИ 379

Типы увлечений 379

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ 380

РЕЗЮМЕ 381

ГЛАВА 6. ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИЯ 383

ПУТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ АГРЕССИИ 383

ВЛИЯНИЕ СТЕПЕНИ ПРИВЯЗАННОСТИ К РОДИТЕЛЯМ НА РАЗВИТИЕ АГРЕССИИ . . 385

АГРЕССИЯ И ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 386

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ РАЗВИТИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ 387

РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ АГРЕССИИ 388

АГРЕССИВНОСТЬ И КОНФЛИКТНОСТЬ 389

САМООЦЕНКА ПОДРОСТКА И АГРЕССИВНОСТЬ 389

АУТОАГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 391

ИТОГИ ВОЗРАСТА 393

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 396

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 400

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ 400

ПОНЯТИЕ ВОЗРАСТА И ВОЗРАСТНЫХ ЧАСОВ 401

РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ

ФУНКЦИЙ И ОЩУЩЕНИЙ 402

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ 405

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ 405

РАЗВИТИЕ РЕЧИ 407

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ 409

ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА 409

КРИТЕРИИ КОГНИТИВНОЙ ЗРЕЛОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ .411

ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ 411

ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 412

14 я СОДЕРЖАНИЕ ШШШШИШНШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ

ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ 412

РЕЗЮМЕ 413

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА 414

ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ 414

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ 414

ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ В. ВУНДТА 415

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ . . 416

ЛЮБОВЬ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЭМОЦИЯ 417

ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ЛЮБВИ СТЕРНБЕРГА 418

РЕВНОСТЬ, ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 419

ЭМОЦИИ В РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ 420

ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА 422

РЕЗЮМЕ 423

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА 424

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПЕРИОДА

РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ 424

МОТИВАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ ПЕРИОДА РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ 425

МЕЧТА 425

ВЫБОР ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ 426

МОТИВАЦИЯ БРАКА 427

ПЛАНИРОВАНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ СЕМЬИ 428

МОТИВАЦИЯ РАЗВОДОВ 429

МОТИВАЦИОННАЯ УСТАНОВКА ОДИНОКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 430

МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ 431

МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 434

МОТИВАЦИЯ И ПРОДУКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 435

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ НА ПОРОГЕ 30-ЛЕТИЯ 437

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ИЗМЕНЕНИИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ 438

РЕЗЮМЕ 439

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ 440

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ В ПЕРИОД

РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ 440

ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ЦЕННОСТИ НА Я-КОНЦЕПЦИЮ 442

Я-КОНЦЕПЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ВНУТРЕННЕЙ СОГЛАСОВАННОСТИ 443

Я-КОНЦЕПЦИЯ КАК СОВОКУПНОСТЬ ОЖИДАНИЙ 443

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ В Я-КОНЦЕПЦИИ 444

Я-КОНЦЕПЦИЯ И САМООЦЕНКА 445

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ 446

Я-КОНЦЕПЦИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ЛИЧНОСТИ 446

ФЕНОМЕН «КОНСЕРВАЦИИ ВОЗРАСТА» 447

ТЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ 448

ВНЕШНИЙ ОБЛИК И ПОЛОВАЯ САМОИДЕНТИЧНОСТЬ 450

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОГО Я: ИДЕНТИЧНОСТЬ, БЛИЗОСТЬ

И ГЕНЕРАТИВНОСТЬ 451

БЛИЗОСТЬ И ОДИНОЧЕСТВО . . 451

Я-КОНЦЕПЦИЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 452

Я-КОНЦЕПЦИЯ И ПЕРЕХОД К РОДИТЕЛЬСТВУ 453

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ И САМООЦЕНКА 454

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМООЦЕНКА 456

РЕЗЮМЕ 455

ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШЯШШШШШШШШШШШШШШШ СОДЕРЖАНИЕ * 15

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 456

ВАЖНЕЙШИЕ СФЕРЫ АКТИВНОСТИ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА 456

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФИЗИЧЕСКИМ МИРОМ 457

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 457

ТИП ЛИЧНОСТИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФИЗИЧЕСКИМ МИРОМ 458

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 459

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 459

СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 460

РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 462

ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 463

РЕЗЮМЕ 463

ГЛАВА 6. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ 465

ИТОГИ ВОЗРАСТА 474

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 476

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 480

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ 480

РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ФУНКЦИЙ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ 481

ЗРЕНИЕ 481

СЛУХ 482

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ 483

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА 483

ТИПЫ ИНТЕЛЛЕКТА 484

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА 485

КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ 488

РОЛЬ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ИЗБЕЖАНИИ

КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА 490

РЕЗЮМЕ 491

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА 492

«НАСТРОЕНИЕ» ПЕРИОДА СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ 492

ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ

СФЕРУ ЛИЧНОСТИ 493

РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 494

СТРЕСС В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ 496

СТРЕСС И РАЗВИТИЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ 496

СИМПТОМЫ СТРЕССА 497

СТРЕСС И ДИСТРЕСС 498

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В РЕАКЦИИ НА СТРЕСС 499

ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ИММУННУЮ СИСТЕМУ ЧЕЛОВЕКА 500

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА 501

РЕЗЮМЕ 502

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА 503

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ В СРЕДНЕМ

ВОЗРАСТЕ 503

МОТИВАЦИОННЫЙ КРИЗИС 504

16 ■ СОДЕРЖАНИЕ

МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ И МОТИВАЦИОННЫЙ КРИЗИС 505

СМЫСЛ ЖИЗНИ 506

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ МОТИВАЦИОННОГО КРИЗИСА 507

РОЛЬ МЕТАПОТРЕБНОСТЕЙ В ВЫХОДЕ ИЗ КРИЗИСА 508

МОТИВАЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ 511

МОТИВАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ 511

МОТИВАЦИЯ СУПРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 512

МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 514

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 516

РЕЗЮМЕ 517

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ 518

ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ В ВОЗРАСТЕ

СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ 518

Я-КОНЦЕПЦИЯ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ 520

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ ВОЗРАСТА

СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ 521

КОГНИТИВНЫЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТЫ САМООЦЕНКИ 521

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧАСТНЫХ И ОБЩИХ САМООЦЕНОК 521

ВРЕМЕННОЙ АСПЕКТ САМООЦЕНКИ 522

Я-ОБРАЗ И САМООЦЕНКА 523

ВЛИЯНИЕ КРИЗИСНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ НА СТРУКТУРУ САМООЦЕНКИ . . 523

ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ И САМОСОЗНАНИЯ

ПОГРАНИЧНОЙ ЛИЧНОСТНОЙ СТРУКТУРЫ 525

Я-КОНЦЕПЦИЯ И ПЕРЕМЕНА РОЛЕЙ 525

ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ КОНЦЕПЦИЮ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ 527

РЕЗЮМЕ 529

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 530

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФИЗИЧЕСКИМ МИРОМ 531

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 533

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 533

Профессионализм 534

Профессионализация и развитие личности 534

Смена профессиональной деятельности 535

Особенности поведения в семейной жизни 536

Взаимоотношения с супругами 536

Взаимоотношения с детьми 537

Взаимоотношения с родителями 537

ДОСУГ В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ 538

РЕЗЮМЕ 539

ИТОГИ ВОЗРАСТА 540

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 542

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 546

РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ 547

ИЗМЕНЕНИЕ СЛУХОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ 547

НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ 547

ДИНАМИКА ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ 548

СОДЕРЖАНИЕ ■ 17

РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 549

ИЗМЕНЕНИЯ ПАМЯТИ 551

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ 555

МУДРОСТЬ 555

ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ 556

ДЕМЕНЦИЯ 556

БОЛЕЗНЬ АЛЬЦГЕЙМЕРА 558

Симптомы заболевания 558

Микроинсульты 559

КОСВЕННЫЕ ПРИЧИНЫ ОСЛАБЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ 559

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ В ПЕРИОД

ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ И СТАРОСТИ 559

РЕЗЮМЕ 561

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА 563

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА 563

СТАРЕНИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ

СФЕРЫ 566

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К СТАРОСТИ 567

ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ В ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ И СТАРОСТИ .... 568

СМЕРТЬ. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ 569

РЕЗЮМЕ 570

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА 572

СМЕНА МОТИВОВ У ПЕНСИОНЕРОВ 572

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МОТИВОВ

В ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ И СТАРОСТИ 574

ПОЗДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ 574

СТАРОСТЬ 575

ПОЗДНЕСТАРЧЕСКИЙ ПЕРИОД 577

ЧУВСТВО УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ И МОТИВАЦИОННОЕ

ЗДОРОВЬЕ 578

ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ 578

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 580

ПОЗИТИВНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ 580

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТРЕБНОСТИ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ, КОТОРОЕ РАНЬШЕ

ДАВАЛА РАБОТА 581

МОТИВАЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 582

МОТИВАЦИЯ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 582

ОТНОШЕНИЯ С ВНУКАМИ 583

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С БРАТЬЯМИ И СЕСТРАМИ 583

РЕЗЮМЕ 584

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ 586

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ НА Я-КОНЦЕПЦИЮ 587

Я-КОНЦЕПЦИЯ ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

КАК СОВОКУПНОСТЬ УСТАНОВОК НА СЕБЯ 589

ТЕОРИИ «ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ» СТАРЕНИЯ 589

КОНЦЕПЦИЯ Э. ЭРИКСОНА 590

СПЕЦИФИКА Я-ОБРАЗА НА ЭТАПЕ СТАРЕНИЯ 591

ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ

В СТАРОСТИ 592

18 ■ СОДЕРЖАНИЕ

АДАПТИВНОЕ (ПРОДУКТИВНОЕ) СТАРЕНИЕ 593

НЕАДАПТИВНЫЙ ПРОЦЕСС СТАРЕНИЯ 595

РЕЗЮМЕ 596

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 597

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА 597

СНИЖЕНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ 597

ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ 598

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ТИП ЛИЧНОСТИ 598

ТЕОРИЯ «РАЗОБЩЕСТВЛЕНИЯ» 600

МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ 600

УТРАТА БЛИЗКИХ И ОДИНОЧЕСТВО 601

СОЗНАНИЕ КОНЕЧНОСТИ СОБСТВЕННОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ 602

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ФИЗИЧЕСКИМ МИРОМ 602

СУЖЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА 602

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРЕДМЕТАМИ 603

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 604

ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ 604

РЕЛИГИОЗНОСТЬ 605

СЧАСТЛИВАЯ СТАРОСТЬ 605

РЕЗЮМЕ 606

ГЛАВА 6. СМЕРТЬ И УМИРАНИЕ 607

СТРАХ СМЕРТИ 608

ЭТАПЫ УМИРАНИЯ (КЛАССИФИКАЦИЯ КЮБЛЕР-РОСС) 608

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ УМИРАЮЩИХ И ПОСМЕРТНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ .... 609

ДОБРОВОЛЬНЫЙ УХОД ИЗ ЖИЗНИ 611

АВТОЭВТАНАЗИЯ 612

ИТОГИ ВОЗРАСТА 614

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 617

ГЛОССАРИЙ 620

часть


ОБЗОР

ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ РАЗВИТИЯ

1


ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ РАЗВИТИЯ

Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Дорога к ее научному изучению была проложена известной работой Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора...», вышедшей в свет в 1859 г. Влияние этой теории, по словам И. М. Сеченова, состояло в том, что она заставила естествоиспытателей «признать в принципе эволюцию психических деятельностей».

Вскрытые Дарвином движущие факторы и причины развития живых организмов подтолкнули исследователей к изучению хода психического развития детей. Начало таким исследованиям положил сам Дарвин. В 1877 г. он опубликовал результаты наблюдений за развитием своего старшего ребенка — Додди.

Изучая его поведение, Дарвин углубил свои представления об эволюции врожденных форм человеческого общения.

Как отмечают Дж. Баттерворд и М. Харрис, эволюционная теория оказала значительное влияние на формирование идей психологии развития. Главная из них состояла в том, что развитие впервые стало рассматриваться как постепенная адаптация ребенка к окружающей среде. Человек наконец был признан частью природы, что потребовало изучения сходства и различия между ним и животными. Кроме того, теория Дарвина обратила внимание на биологические основы человеческой природы, генезис человеческого сознания.

В 1888 г. в Германии выходит работа Прейера «Душа ребенка» — первая книга, открывшая в литературе по детству дорогу своеобразному биографическому направлению,— книга, в которой автор описал тщательные наблюдения за психофизиологическим развитием своей дочери в течение первых 3 лет.

Наиболее крупные достижения в этой области пришлись на первую треть XX в., и связаны они с именами таких зарубежных и отечественных ученых, как А. Адлер, А. Вине, Дж. Болдуин Карл и Шарлотта Бюлер, А. Гезелл, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, С. Холл, В. Штерн, Б. Аркин, М. Я. Басов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Б. Залкинд, А. П. Нечаев, Г. А. Фортунатов и др.

В последующие годы свой вклад в понимание различных аспектов психического развития человека внесли как отечественные ученые: Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев,



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Психология будущего Материалы научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения З. Фрейда Пермь 2008

    Документ
    Редакционная коллегия: зав. каф. общей и клинической психологии ПГУ д-р психол. наук, проф. Е.В. Левченко; доц. каф. общей и клинической психологии ПГУ, канд.
  2. Человек как предмет воспитания

    Реферат
    Часть 1. Введение. Обоснование необходимости данной работы. "Педагогические антропологии": обзор работ. Педагогика и психология, Педагогика и философия.
  3. «Человек, общество, толерантность» толерантность и современный мир

    Документ
    В значениях слова толерантность люди выразили свое отношение к действиям, которые благоприятствуют разного рода человеческим контактам, помогают достичь определенных целей.
  4. Энциклопедия глубинной психологии

    Документ
    Третий том уникального научного издания «Энциклопедия глубинной пси­хологии» освещает научный вклад и творческую деятельность последователей 3. Фрейда
  5. Психология XXI столетия том 1 (1)

    Документ
    Члены Оргкомитета: Акопов Г.В., Базаров Т.Ю., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Ерина С.И., Кашапов С. М., Клюева Н.В., Львов В.М., Мануйлов Г.М., Марченко В.

Другие похожие документы..