Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Сегодня, как десятилетия назад, репортажи из Чили вновь заняли первые полосы изданий мира. Зимний воздух Сантьяго вновь, как десятилетия назад, пропи...полностью>>
'Решение'
1.3 Анализ исходного состояния в сфере оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг и выполнения муниципального задания, повышения качества ...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 15 февраля в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 513.003.01 при Сибирском университете потребительской кооперации по адре...полностью>>
'Документ'
Приглашаем Вас принять участие в международной научно-практической конференции «Инновационные проекты – инновационной экономике». К участию в конфере...полностью>>

Программы развития муниципального 32 образования «северодвинск» 32

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.4. Капитальное строительство, инвестиции

Ежегодный рост инвестиций в экономику Северодвинска, наблюдаемый в последние годы, обусловлен успешной реализацией на территории муниципального образования целого ряда федеральных, областных и муниципальных целевых программ, направленных на модернизацию и техническое перевооружение действующих производств и развитие отраслей социальной сферы. В 2008 году рост объемов инвестиций в сопоставимых ценах составил 6,3% к уровню 2007 года, а в целом за последние три года (2006-2008 г.г.) этот показатель в сопоставимых ценах увеличился на 29,3%.

В то же время следует отметить, что при ежегодном росте объема инвестиций в экономику и социальную сферу города, объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» крупными организациями и субъектами среднего предпринимательства, последние 3 года ежегодно снижается. В 2007 году в сопоставимых ценах он составил 49,1% к факту 2006 года, в 2008 году снижение продолжилось и составило соответственно 55,2% к факту 2007 года.

Основными источниками развития инвестиционного потенциала муниципального образования является наличие собственных финансовых ресурсов хозяйствующих на его территории субъектов, бюджетные источники инвестиций и привлечение заемных средств (табл.1.4.1).

Таблица 1.4.1

Показатели

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Общий объем инвестиций (в процентах к общему объему) за счет всех источников финансирования

100

100

100

100

- собственные средства инвесторов (прибыль, амортизация)

64,3

81,5

56,5

56,0

- средства консолидированного бюджета

23,9

10,2

39,7

38,6

из них доля:

средств федерального бюджета в общем объеме бюджетных средств

64,1

20,2

66,5

36,6

средства местных (областной, местный) бюджетов в общем объеме бюджетных средств

35,9

79,8

33,5

63,4

- средства прочих источников

11,8

8,3

3,8

5,4

Начиная с 2007 года, произошли существенные изменения в структуре источников финансирования капитальных вложений в пользу увеличения доли бюджетных средств в общем объеме инвестиций. В первую очередь, это обусловлено принятием в декабре 2007 года областной социально-экономической программы «Развитие города Северодвинска на 2008-2011 годы». Начало реализации данной программы в 2008 году позволило привлечь 220,2 млн. рублей инвестиций из областного бюджета для решения таких наиболее острых для города социальных вопросов как: строительство и реконструкция дорог, строительство социального и коммерческого жилья. Кроме того, в 2008 году удалось привлечь инвестиции федерального и областного бюджетов для реализации федеральных и региональных целевых программ по модернизации и развитию объектов коммунальной инфраструктуры, переселению граждан из ветхого и аварийного жилого фонда, экологических и других программ.

В 2008 году из местного бюджета была профинансирована 21 муниципальная целевая программа (общее количество утвержденных программ – 26), реализация которых направлена на выполнение задач по обновлению оборудования в бюджетных учреждениях города, решение проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве и озеленении территории города, решение экологических и других проблем. В целом на финансирование только муниципальных программ из местного бюджета было направлено 275 млн. рублей. Общее финансирование по данным программам с учетом всех источников составило 321,4 млн. рублей. Вместе с тем, несмотря на значительный рост объемов бюджетного финансирования, достигнутый за последние годы, потребности в инвестициях на решение наиболее остро стоящих проблем в социальной сфере Северодвинска остаются неудовлетворенными.

В 2007 - 2008 годах произошел сдвиг в видовой структуре инвестиций в пользу их вложения в имущественный комплекс (здания, жилища и сооружения), сократив при этом инвестиции на приобретение и модернизацию технологического оборудования и прочие (табл.1.4.2).

Таблица 1.4.2

Показатели

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Всего (в процентах к общему объему)

100

100

100

100

- здания, сооружения, жилища

38

36

46,4

44,9

- машины и оборудование

57

54

53,1

54,1

- прочие

5

10

0,6

1,0

Наибольший объем инвестиций за последние годы направлялся на развитие и техническую модернизацию мощностей промышленных предприятий. Наиболее быстрыми темпами техническое перевооружение производилось на предприятиях судостроительной промышленности.

Инвестиции в новые производственные предприятия, объекты и производства не столь значительны и составляют не более 5% от общего объема всех капитальных вложений. С учетом объектов торговли и сферы услуг данный показатель в общем объеме капитального строительства в 2008 году ожидается около 13%.

С 2005 года в Северодвинске оживилось жилищное строительство, на финансирование которого выделяются средства из бюджетов всех уровней, в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье для граждан России», а также региональных и муниципальных целевых программ, связанных со строительством социального жилья, переселением граждан из ветхого и аварийного жилого фонда, обеспечением жильем молодых семей, льготников и социально незащищенных слоев населения. В целом на решение жилищных проблем из бюджетов всех уровней в рамках соответствующих целевых программ в 2008 году было направлено – 232,9 млн. руб.

В 2008 году на территории города организациями всех форм собственности, а также за счет средств населения введено в эксплуатацию 9924 кв. метра жилья, что на 0,6% больше уровня 2007 года. Ввод жилья был осуществлен организациями: частной формы собственности – 8790 кв. метров и государственной формы собственности – 1134 кв. метра. За счет средств населения было введено 628 кв. метров жилья.

1.5. Демографические показатели, занятость

По предварительной оценке численность постоянного населения муниципального образования «Северодвинск» на 1 января 2009 года составила 190,7 тыс. человек (рис. 1.5.1). Из них 188,9 тыс. человек – численность жителей города Северодвинска и 1,8 тыс. человек – проживающих в сельской местности. За 2008 год постоянное население уменьшилось на 2,5 тысячи человек (или на 1,3%), а за два прошедших года (2006-2007) – на 4,4 тысячи человек (или на 2,3%).

Рис. 1.5.1. Динамика изменения численности населения

Численные потери населения Северодвинска обусловлены превышением числа смертей над числом рождений и миграционной убылью. При сохранении на протяжении последних лет высокого уровня миграционной убыли населения (отток составляет от 1300 до 2400 человек в год) естественная убыль заметно снизилась (с 762 человек – в 2005 году до 380 человек - в 2008 году).

Естественная убыль населения Северодвинска в 2008 году имеет наименьший за последние пятнадцать лет показатель и в абсолютных величинах составила 380 человек, в том числе 369 человек городского населения и 11 человек сельского. Снижение естественной убыли обусловлено стабилизацией рождаемости и снижением смертности.

За 2008 год в муниципальном образовании «Северодвинск» родилось 2019 младенцев, что на 15 детей больше, чем в 2007 году (2004 младенца). Коэффициент рождаемости в 2008 году составил 10,5 рождений на 1000 человек населения (2006 г. – 10,3; 2007 г. – 10,3). При этом он все еще недостаточен даже для простого воспроизводства населения (коэффициент воспроизводства – 2,1) и остается ниже коэффициента смертности.

Численность умерших в муниципальном образовании «Северодвинск» в 2008 году - 2399 человек, что на 28 человек меньше, чем за 2007 год (2427 человек). Коэффициент смертности в 2008 году составил 12,5 смертей на 1000 человек населения (в 2006 г. – 12,9; 2007 г. – 12,5). Основными причинами смертности являются болезни системы кровообращения, несчастные случаи и новообразования. Северодвинску присуща общероссийская тенденция сверхсмертности людей трудоспособного возраста - из общего числа умерших на людей трудоспособного возраста приходится около 40% (из них до 80% составляют мужчины).

Динамика абсолютных показателей естественного движения населения Северодвинска за 2004-2008 годы представлена в таблице 1.5.1.

Таблица 1.5.1 (человек)

Наименование

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

Родилось

2091

1949

2023

2004

2019

Умерло

2754

2711

2523

2427

2399

Естественный прирост,

убыль (-) населения

-663

-762

-500

-423

-380

В отличие от общероссийской тенденции в абсолютном уменьшении численности населения Северодвинска основную роль играет не естественная убыль, а миграция. Миграционная убыль населения Северодвинска за 2004 – 2008 годы составила 7,8 тыс. человек или 74% от общего снижения численности населения за последние пять лет. С каждым годом интенсивность миграционного движения снижается, но изменение числа прибывших и выбывших происходит неравномерно. Если численность прибывших, и в абсолютном и в процентном отношении к постоянному населению Северодвинска, ежегодно сокращается (в 2004 году – 0,6%, в 2005 и 2006 годах – 0,4%, в 2007 году – 0,3%, в 2008 году – 0,2%), то процент числа выбывших сохраняется на одном уровне (в пределах от 1,1%-1,3%). Данная тенденция приводит к ежегодному росту миграционной убыли населения (с 1239 человек - в 2004 году до 2152 человек – в 2008 году).

Динамика абсолютных показателей миграции населения муниципального образования «Северодвинск» за 2004-2008 годы представлена в таблице 1.5.2.

Таблица 1.5.2 (человек)

Наименование

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

Прибыло

1166

709

759

625

431

Выбыло

2404

2093

2278

2100

2583

Общий объем миграции

3570

2802

3037

2725

3014

Миграционный прирост населения, убыль (-)

-1238

-1384

-1519

-1475

-2152

Ожидаемая продолжительность жизни населения по сравнению с предыдущим годом выросла почти на год, что характеризует положительную динамику качества жизни населения Северодвинска. За 2006 год продолжительность жизни составляет 66,65 лет. При этом ожидаемая продолжительность жизни мужчин (59,61 лет) на 14,3 лет ниже, чем данный показатель для женщин (73,94 года). Продолжительность жизни северодвинцев равна продолжительности жизни россиян в целом, которая составила 66,6 лет.

Соотношение полов, т.е. число мужчин, приходящихся на 100 женщин в общем населении муниципального образования Северодвинск по состоянию на начало 2008 года, составляло 85 человек. Доля мужчин в общей численности жителей Северодвинска составляет 45,9% против 54,1% женщин. Данная тенденция характера и для населения России в целом.

Высокая смертность населения (в том числе и в трудоспособном возрасте) при низкой рождаемости приводит к снижению доли детей и подростков и населения трудоспособного возраста и увеличению доли лиц старше трудоспособного возраста (рис.1.5.2). Начиная с 2005 года, численность населения пенсионных возрастов в Северодвинске устойчиво превышает численность детей и подростков. Удельный вес населения моложе трудоспособного возраста с 1995 года по 2008 год снизился с 23% до 14,8%, а численность населения в возрасте старше трудоспособного возраста возросла с 12,5% до 19,3%.

Рис. 1.5.2 Структура населения Северодвинска по возрастным категориям,

по состоянию на начало года

В отличие от численности населения в возрастах старше и младше трудоспособного, изменение численности населения трудоспособных возрастов происходит неравномерно. Устойчивый рост данной категории населения на протяжении десятков лет обеспечивался притоком в Северодвинск большого числа рабочей молодежи, а в 2000-2006 годах восполнялся благодаря превышению числа вступающих в трудоспособный возраст над числом выходящих из него. Начиная с 2007 года, доля численности населения трудоспособных возрастов стала неуклонно сокращаться и по состоянию на 01.01.2009 составила уже 65,9% от общей численности населения (в 2006 году – 67,7%). Ежегодный темп сокращения численности трудоспособного населения Северодвинска за 2006-2008 годы составляет 2%.

На начало 2008 года демографическая нагрузка на 1000 человек трудоспособного возраста составляла 503 человека населения нетрудоспособных возрастов, в том числе: в детском – 220 человек и в пожилом – 283 человека. Но надо отметить, что данное соотношение в Северодвинске все же ниже, чем в целом по Архангельской области (по Архангельской области на начало 2008 года на 1000 человек трудоспособного возраста приходилось 557 человек населения нетрудоспособных возрастов).

Сокращение численности населения трудоспособных возрастов повлекло за собой и снижение численности трудовых ресурсов, которое не смогла компенсировать и высокая трудовая активность людей пенсионного возраста. Трудовые ресурсы Северодвинска (в состав которых входит население в трудоспособном возрасте, а также подростки и лица пенсионного возраста, способные трудиться), доля которых по отношению к общей численности населения последние пять лет неуклонно возрастала, в 2008 году начала сокращаться. В 2008 году трудовые ресурсы составили 129,9 тыс. человек или 67,2% от общей численности населения, против 67,4% - в 2007 году.

Трудовые ресурсы делятся на активные, включающие лиц непосредственно занятых в общественном производстве и находящихся в поиске работы (безработные), и потенциальные, включающие учащихся с отрывом от производства и занятых в домашнем хозяйстве (рис.1.5.3).

Изменение структуры трудовых ресурсов в последние годы характеризуется сокращением доли учащихся и безработных при одновременном росте доли занятых в экономике. Сокращение численности учащихся связано с демографическим фактором - снижение населения возрастной группы от 16 до 29 лет (в 2006г. – 48,7 тыс. человек; в 2007г. – 47,6 тыс. человек; в 2008г. – 46,0 тыс. человек), а на снижение численности безработных в значительной степени повлияло наращивание объемов производства градообразующими предприятиями (возникла потребность в дополнительных кадрах).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Стратегии и программы развития муниципального образования, участие в федеральных и региональных целевых программах, инвестиционная деятельность 32 Комплексный

    Программа
    1.4. Стратегии и программы развития муниципального образования, участие в федеральных и региональных целевых программах, инвестиционная деятельность 32
  2. Правительство Российской Федерации с предложением о присвоении статуса наукограда Российской Федерации муниципальному образованию "Северодвинск". Опубликовать настоящее решение

    Решение
    В соответствии с Федеральным законом N 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации", Федеральным законом N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых
  3. Программа социально-экономического развития муниципального образования (1)

    Программа
    Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
  4. Отче т о деятельности Мэра Северодвинска и Администрации муниципального образования «Северодвинск» в 2010 году

    Документ
    1.4. Стратегии и программы развития муниципального образования, участие в федеральных и региональных целевых программах, инвестиционная деятельность 31
  5. Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северный (Арктический) федеральный

    Программа
    Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северный (Арктический) федеральный университет" на 2010 - 2020 годы (далее - программа) разработана

Другие похожие документы..