Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
Мы живём в эпоху возрождения и возвращения к истокам, к изначальному пониманию подлинно гуманных идей в педагогической науке, заложенных ещё в глубок...полностью>>
'Документ'
Защита состоится « » в часов на заседании диссертационного совета Д . 018. 01 при Татарском научно-исследовательском и проектном институте нефти (Тат...полностью>>
'Учебно-методическое пособие'
Андреев А.А., Андреев В.А., Гаврилов А.В., Шмотов В.В., Хиленко В.В. Правила оформления и ведения боевых документов. Учебно-методическое пособие. - С...полностью>>
'Рабочая программа'
Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и пр...полностью>>

Профессиональная подготовка студентов педагогического вуза к работе с учащимися в условиях художественного музея

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Кузнецова Наталья Сергеевна

Профессиональная подготовка студентов педагогического вуза
к работе с учащимися в условиях художественного музея

Специальность 13.00.08 – теория и методика

профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата

педагогических наук

Москва – 2008

Работа выполнена в Учреждение

Российской академии образования

"Институт художественного образования"

Научный руководитель кандидат педагогических наук,

старший научный сотрудник

Протопопов Юрий Николаевич

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук

Кабкова Елена Павловна

кандидат педагогических наук

Петрикова-Агафонова

Софья Олеговна

Ведущая организация: Российский государственный педагогический университет им.

А. И. Герцена

Защита состоится 30 сентября 2008 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 008.015.01 в Государственном учреждении Институт художественного образования РАО по адресу: 119121, г. Москва, ул. Погодинская, дом 8, корпус 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института художественного образования РАО.

Автореферат разослан 28 августа 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук И. Э. Кашекова

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В соответствии с Национальной доктриной образования РФ и Стратегией модернизации основного общего среднего образования в начале ХХI века провозглашаются задачи сохранения, распространения и развития национальной культуры, приобщения личности к системе культурных и эстетических ценностей, развития эстетической восприимчивости. Приоритет в решении этих задач принадлежит педагогу с развитыми социальными эстетическими творческими способностями. Это обусловливает необходимость поиска путей активизации учебного процесса, а также его наполнения современными методами обучения и технологиями преподавания, содействующими развитию художественно-педагогической направленности учителя.

Особое значение в процессе подготовки педагога-художника приобретает сотрудничество учреждений образования с художественным музеем, что открывает большие потенциальные возможности для обогащения образовательного процесса творческими методиками, направленными на развитие активного сотворческого восприятия учащихся. Педагогический процесс приобщения растущего поколения к культуре с привлечением музея не нов (А. В. Бакушинский, Н. И. Романов, Н. Ф. Федоров). Сегодня он развивается и обогащается широкой инновационной деятельностью: созданием школ при ведущих музеях, разработкой музейно-образовательных программ и курсов профессионального обучения молодежи.

Однако подобный опыт сотрудничества осуществляется, прежде всего, только в крупных городах, где есть вероятность выбора учреждений культуры и возможность иметь в своем штате должность музейного педагога. В регионах России многие общеобразовательные школы оказываются не в состоянии участвовать в музейно-педагогических проектах по причине того, что в подавляющем большинстве педагогических учебных заведений нет даже факультативного курса, готовящего студентов к работе с учениками в условиях художественного музея.

Принципы организации образовательного процесса в музее, специфика подготовки музейного педагога представлены в работах А. Г. Бойко, Б. А. Столярова, М. Ю. Юхневич; проблема музейного образования педагогов нашла свое отражение в исследованиях Е. Г. Вансловой, Ю. Н. Протопопова; развитию художественного восприятия средствами музейной педагогики посвящены труды В. А. Гуружапова, Н. М. Зацепиной, А. А. Мелик-Пашаева, М. В. Осориной, Б. М. Неменского, Е. М. Торшиловой, Н. Н. Фоминой, Б. П. Юсова; методика художественного развития школьников в музее отражена в современных разработках Е. Н. Конуховой, Н. Л. Кульчинской, О. Л. Некрасовой-Каратеевой, С. О. Петриковой-Агафоновой.

В контексте взаимодействия «вуз – школа – музей» вопросы профессиональной подготовки учителя искусства к работе со школьниками в условиях художественного музея с учетом национально-регионального содержания недостаточно освещены. Не анализируется уровень профессиональной готовности студента к развитию художественного восприятия у школьников средствами музейной педагогики; недостаточно разработаны педагогические условия, способствующие формированию у студента мотивации к педагогической работе в музее и освоению на практике активных форм обучения учащихся.

Анализ актуальности проблемы исследования позволил выявить противоречие между огромным образовательным потенциалом художественного музея и отсутствием у студента – будущего педагога, а в школе – у учителя, опыта работы с учениками в среде музея. Разные курсы, вооружающие будущих учителей-художников теорией в области искусствознания, истории искусств, методики преподавания изобразительного искусства в школе, не предполагают взаимодействия с учреждениями культуры и лишены практической направленности. В то же время современное среднее образование остро нуждается в педагогических кадрах, способных содействовать художественному развитию учащихся, например, посредством введения интегрированных курсов «Искусство».

Так возникает проблема профессиональной подготовки педагогов-художников, владеющих системой художественно-педагогических знаний в области эстетического развития школьников средствами музейной педагогики, ориентированных на практическую подготовку в системе взаимодействия «вуз – школа – музей».

Объект исследования: система взаимодействия педагогического вуза, школы и художественного музея в едином образовательном пространстве.

Предмет исследования: процесс подготовки студентов к работе с учащимися в условиях художественного музея.

Цель исследования: разработать теоретические принципы, содержание, методику и условия, способствующие повышению эффективности подготовки будущего педагога в образовательном пространстве «вуз – школа – музей».

Задачи исследования:

– рассмотреть методологические и методические проблемы подготовки студентов педагогического вуза к работе по развитию художественного восприятия и творчества школьников;

– выявить специфику восприятия произведений искусства учащимися в условиях художественного музея;

– проанализировать опыт взаимодействия учреждений образования с художественными музеями по формированию готовности студентов к работе со школьниками;

– разработать программу подготовки студентов педагогического вуза к работе со школьниками в условиях художественного музея и экспериментально проверить ее эффективность.

Гипотеза исследования. Анализ ситуации, связанной с актуализацией воспитательного потенциала художественного музея в образовательном процессе педагогического вуза, выявляет противоречие между богатым опытом, накопленным музейной педагогикой, и недостаточным методическим обеспечением процесса подготовки будущего педагога к художественному развитию учащихся в среде художественного музея, что влияет на отсутствие системы, позволяющей реализовать этот потенциал. Повысить эффективность профессиональной подготовки педагогов-художников к работе с учащимися в условиях музея возможно, если:

– будут определены содержание и компоненты подготовки студентов к работе со школьниками в музейной среде, способствующие художественно-педагогической направленности педагога-художника;

– в системе взаимодействия «вуз – школа – музей» образовательный потенциал педагогического института будет включать в себя теоретическое обоснование системы работы с учащимися в художественном музее. Связь с музеем обогатит практическую работу студентов конкретным национально-региональным содержанием и опытом, накопленным сотрудниками музея в процессе художественного развития школьников, а школьные учителя обогатят данный процесс методико-педагогическими знаниями и опытом;

– образовательный курс приведет полученные студентами художественно-педагогические знания в систему и обеспечит методическое творчество будущего педагога при реализации музейно-образовательных проектов;

– будут выявлены и реализованы педагогические условия, пробуждающие творческую активность студентов с целью достижения эстетико-воспитательного эффекта в работе со школьниками.

Методологическую основу исследования составили: труды, раскрывающие проблемы образования как феномена формирования личности в контексте культуры (М. С. Каган, Н. Ф. Федоров); теория обучения, развития и воспитания как целостного процесса (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, М. Н. Скаткин); теории развития личности в процессе деятельности, познания и общения (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер); положения, раскрывающие проблемы профессиональной подготовки студентов высших учебных заведений (С. И. Архангельский, В. И. Загвязинский); труды, в которых восприятие рассматривается как активный творческий процесс (Р. Арнхейм, М.В. Осорина, Б. С. Мейлах, С. Л. Рубинштейн); исследования, посвященные проблемам развития художественного восприятия в системе образования (Л. С. Выготский, А. А. Мелик-Пашаев, Б. П. Юсов); теоретические основы образовательной деятельности художественных музеев (А. В. Бакушинский, А. Г. Бойко, В. А. Гуружапов, Н.Д. Соколова (Рева), Н. И. Романов, Б. А. Столяров).

Методы исследования. Теоретические: изучение психолого-педагогических исследований в области художественного развития учащихся, их возрастных особенностей, музейной педагогики. Эмпирические: наблюдение, тестирование, опрос, беседы, педагогический мониторинг, анализ практических работ и проектов учащихся, результатов диагностических заданий; констатирующий и формирующий эксперимент.

Научная новизна исследования состоит в разработке системы взаимодействия «вуз – школа – музей» в едином образовательном пространстве в условиях областного города, где музей изобразительных искусств – один из немногих центров художественной культуры.

Разработано содержание и основы методики преподавания курса «Теория и методика развития художественного восприятия у школьников в условиях художественного музея» с учетом принципов и условий подготовки художника-педагога в образовательном пространстве «вуз – школа – музей» с опорой на национально-региональное содержание и образовательный потенциал художественного музея.

Выявлены компоненты подготовки педагога-художника к работе со школьниками в среде музея: мотивационный, познавательный, творческо-процессуальный.

Теоретически обоснована и апробирована система профессиональной подготовки студентов к работе по художественному развитию школьников в музейной среде, разработана диагностика их профессиональной готовности.

Теоретическая значимость исследования. Обоснован процесс подготовки студентов педагогического вуза, включающий в себя: педагогические условия (включение студентов в образовательное пространство «вуз – школа – музей»; программа, актуализирующая опыт образовательной деятельности художественного музея в учебных заведениях; обогащение слушателей знаниями форм, методов и средств развития художественного восприятия у школьников в среде музея; развитие художественного восприятия, способствующее формированию у слушателей мотивации к педагогической работе в музее; освоение студентами методики активных форм обучения) и принципы (принцип актуализации образовательного потенциала региональных учреждений культуры и образования; принцип единства восприятия и творчества; единства теории и практики; диалогичности; учета особенностей возраста), следование которым способствует увеличению эффективности профессиональной подготовки будущих учителей.

Сформулированы критерии готовности студента к работе с учащимися в художественном музее: наличие мотивации на профессиональное совершенствование в системе взаимодействия «вуз – школа – музей»; высокий уровень развития художественного восприятия студента; развитие профессиональной компетентности, включающей умения использовать различные методы и приемы обучения, направленные на художественное развитие детей, активизацию их творческой деятельности в музее; создание доверительной атмосферы и живого общения между участниками образовательного процесса.

Выявлены составляющие подготовки: мотивы и потребности к педагогической деятельности в музее, наличие системы научных знаний и владение методикой развития художественного восприятия у школьников в работе с подлинными произведениями искусства, готовность к педагогическому творчеству в профессиональной деятельности.

Определены уровни подготовки педагогов-художников: репродуктивный, адаптивный, креативный.

Практическая значимость. Разработана и экспериментально проверена программа курса «Теория и методика развития художественного восприятия у школьников в условиях художественного музея», направленного на формирование готовности студентов педагогического вуза к работе со школьниками в образовательном пространстве «вуз – школа – музей».

Курс может быть использован в процессе профессионального обучения в педагогическом вузе как учебная дисциплина, так и дисциплина по выбору; на занятиях в творческих группах и в системе повышения квалификации учителей. Реализация программы возможна на базе любого музея города (краеведческий, исторический, изобразительных искусств). Диагностика развития художественного восприятия учащихся может быть внедрена в учебный процесс школ и учреждений дополнительного образования. Результаты исследования могут быть использованы в системе подготовки и переподготовки учителей изобразительного искусства.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается междисциплинарным подходом с опорой на теоретические положения и исследования в области философии, психологии, педагогики и методики преподавания изобразительного искусства; проверкой основных положений исследования в условиях опытной работы, с применением методов, адекватных задачам исследования.

Этапы исследования: I этап (2003–2004 гг.) включал анализ специальной литературы и учебных программ, изучение степени разработанности проблемы подготовки педагога-художника к работе со школьниками в среде музея, разработку методологических основ исследуемой проблемы. На II этапе (2004–2005 гг.) проведен констатирующий эксперимент, сформулирована проблема, цели и задачи исследования, разработана система взаимодействия в образовательном пространстве «вуз – школа – музей», определены гипотеза и методика исследования, критерии готовности студентов педагогического вуза к работе по развитию художественного восприятия школьников и уровни развития художественного восприятия. III этап (2005–2006 гг.) посвящен апробации и внедрению экспериментальной программы, проведен формирующий эксперимент, результаты которого позволили проверить гипотезу, уточнить методику обучения. На завершающем этапе (2006–2007 гг.) проанализирован и обобщен материал, полученный в ходе экспериментальной работы, оформлен текст диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования представлялись на всероссийских научно-практических конференциях Российского института повышения квалификации работников культуры и искусства (2002 г.), Института художественного образования РАО совместно с Государственной Третьяковской галереей (2004–2005 гг.), на заседаниях кафедры живописи Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии (2004–2006 гг.); публиковались в межвузовских сборниках. Апробация и внедрение опытной программы и методики осуществлялась на художественно-графическом факультете Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии, на базе Нижнетагильского музея изобразительных искусств и в сотрудничестве со МОУ СОШ № 50 г. Нижний Тагил.

Опытно-экспериментальная база исследования: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия (НТГСПА): художественно-графический факультет (ХГФ), факультет педагогики и методики начального образования (ПиМНО); Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств (НТГМИИ); МОУ СОШ № 50 г. Нижний Тагил. Исследованием были охвачены 26 студентов педагогической академии, 118 учащихся I–IX классов МОУ СОШ № 50, из которых 27 учеников экспериментального класса с 2002 по 2006 гг. систематически посещали занятия в НТГМИИ.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Профессиональная подготовка будущих педагогов к работе по развитию художественного восприятия школьников в музее эффективнее осуществляется в образовательном пространстве «вуз – школа – музей», где вуз дает психолого-педагогическое обоснование работы с учащимися в музее; музей наполняет процесс конкретным региональным содержанием, накопленным в результате практического опыта, а школа обогащает его методико-педагогическими знаниями и опытом.

  2. Профессиональная готовность педагога-художника к работе со школьниками в художественном музее может быть сформирована:

    • в процессе освоения курса, учитывающего компоненты профессиональной подготовки (мотивационный, познавательный, творческо-процессуальный);

    • при создании педагогических условий (включение студентов в образовательное пространство «вуз – школа – музей»; наличие программы, актуализирующей опыт образовательной деятельности художественного музея в учебных заведениях; обогащение слушателей знаниями форм, методов и средств развития художественного восприятия школьников в музее; развитие художественного восприятия, способствующего формированию у студентов мотивации к педагогической работе с учащимися в музее; освоение активных методик обучения);

    • с опорой на принципы обучения (принцип актуализации образовательного потенциала региональных учреждений культуры и образования; единства восприятия и творчества; единства теории и практики; диалогичности; учета особенностей возраста).

  3. В основу курса подготовки студентов к работе со школьниками в художественном музее заложены следующие компоненты: общение с подлинными произведениями искусства, пробуждающее творческую активность; включение элементов методического творчества студентов на занятии в условиях реализации на практике разработанных ими музейно-образовательных проектов, актуализирующих творческую деятельность учащихся при восприятии произведений искусства и создании личных работ; ориентация на особенности возраста, на уровень знаний и степень подготовки школьников к восприятию.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы, определены объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования, формулируется теоретическая и практическая значимость работы, раскрываются положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Теоретические основы профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к работе с учащимися в условиях художественного музея» определяет теоретико-методические подходы к рассмотрению проблемы профессиональной подготовки педагогических кадров, владеющих системой знаний и умений в области художественного развития школьников в системе взаимодействия «вуз – школа – музей».

Труды С. И. Архангельского, М. М. Бахтина, В. С. Библера, М. С. Кагана, И. Я. Лернера позволили теоретически обосновать содержание учебного курса «Теория и методика развития художественного восприятия у школьников в условиях художественного музея» как единство четырех элементов образования: знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений. Соотнесение курса с требованиями к специалисту в области общей и музейной педагогики (И. А. Зимняя, В. А. Кан-Калик, Б. А. Столяров) позволило выделить компоненты профессиональной подготовки студента к работе со школьниками в условиях художественного музея: мотивационный компонент (устойчивый интерес к творческо-педагогической деятельности в музее, совершенствование своего педагогического мастерства в системе взаимодействия «вуз – школа – музей», потребность в общении с подлинными произведениями искусства, стремление к развитию художественного восприятия в ходе обучения); познавательный компонент (знание возрастных и психологических особенностей развития художественного восприятия у школьников, знание форм, методов и средств эстетического развития учащихся в музее, основ художественно-педагогического общения); творческо-процессуальный компонент (умение планировать и воплощать в жизнь творческие занятия в образовательном пространстве музея с учетом развивающих возможностей музейной среды, музейно-педагогические проекты с учетом возрастных и психологических особенностей развития художественного восприятия у школьников, умение вести научно-исследовательскую, методическую и экспериментальную работу). Учет отмеченных компонентов, охватывающих три уровня подготовки, способствует формированию у студентов мотивации к педагогической работе с учащимися в музее на основе критериев и принципов, реализуемых в специальных педагогических условиях. Таким образом, система подготовки педагога закладывается в содержание программы курса, направленного на формирование профессиональной готовности студентов к развитию художественного восприятия у школьников в условиях музея.

Исследования А. В. Бакушинского, Л. С. Выготского, В. А. Гуружапова, Е. Н. Конуховой, Н. Л. Кульчинской, А. А. Мелик-Пашаева, С. Л. Рубинштейна,  Б. А. Столярова, Б. П. Юсова позволили определить специфику восприятия произведения искусства учащимися в художественном музее. Задача педагога – создать установку на целостное эмоциональное восприятие произведений искусства, учитывая возрастные психологические возможности детей и уровень развития их эстетического восприятия, обеспечить проживание художественного образа с последовательным прохождением стадий зрительского восприятия произведения. Работа по развитию художественного восприятия у учеников должна осуществляться систематически в контакте с подлинными произведениями искусства и с включением детей в самостоятельную творческую деятельность. Подкрепление процесса восприятия искусства собственным художественным творчеством позволит ученику приблизиться к адекватному восприятию произведения, сформирует понимание специфики языка искусства в единстве содержания и формы произведения на духовно-психологическом уровне.

Труды западных и отечественных теоретиков: А. В. Бакушинского, Я. А. Коменского, У. Морриса, А. Лихтварка, Д. Рескина, Н. И. Романова, Ф. И. Шмита, современные исследования В. В. Алексеевой, А. Г. Бойко, Е. Г. Вансловой, Ю. Н. Протопопова, Н. Д. Ревы, С. О. Петриковой-Агафоновой, Б. А. Столярова, М. Ю. Юхневич – позволили обосновать сущность учебного процесса в художественном музее и сделать выводы о необходимости создания системы взаимодействия в образовательном пространстве «вуз – школа – музей».

Во второй главе «Профессиональная подготовка студентов педагогического вуза к работе с учащимися в условиях художественного музея» представлена концепция образовательного пространства «вуз – школа – музей», разработана система их взаимодействия, методы и формы профессиональной подготовки студентов к работе со школьниками в условиях музея на основе программы курса «Теория и методика развития художественного восприятия у школьников в условиях художественного музея», изложены результаты эффективности реализации программы.

В основу системы взаимодействия «вуз – школа – музей» положена идея осмысления произведения искусства в процессе художественной деятельности (Л. Г.Савенкова), что предполагает естественный характер вхождения участников взаимодействия в творческий процесс. Образовательное пространство «вуз – школа – музей», ориентированное на формирование профессиональной готовности студента к работе с учащимися в условиях художественного музея включает: высшее учебное заведение, школу, художественный музей. Высшее учебное заведение обеспечивает студентов системой художественно-педагогических знаний, представленной в программе курса «Теория и методика развития художественного восприятия у школьников в условиях художественного музея» и направленной на формирование мотивации к работе в системе взаимодействия и развитие профессиональной готовности студента к работе со школьниками в условиях художественного музея. Художественный музей является средой развития художественного восприятия у учащихся (студентов и школьников), приобщения их к художественным подлинникам, к национально-региональной культуре. Школа обогащает участников музейно-педагогического процесса методико-педагогическими знаниями и опытом. В центре образовательного пространства – студент вуза, приобретающий психолого-педагогические знания и опыт работы с детьми в условиях художественного музея.

Представленная программа курса «Теория и методика развития художественного восприятия у школьников в условиях художественного музея» – это образовательно-воспитательная система, базирующаяся на региональном материале и реализуемая в образовательном пространстве «вуз – школа – музей».

Цель курса – сформировать профессиональную готовность к развитию художественного восприятия у школьников в условиях художественного музея.

Основными методами формирования профессиональной готовности являются: информационный метод – рассказ, экскурсия, беседа; диалогический метод – дискуссия, межличностное общение учащихся между собой, с сотрудниками музея, художниками, с педагогами и учителями образовательных учреждений; репродуктивный метод – учебные задания, включающие анализ художественного произведения; исследовательский и эвристический метод – самостоятельная методическая работа студентов; проектная форма организации занятия, в том числе создание музейно-педагогических проектов; игровые методы обучения с включением сюжетно-ролевых игр.

В программе выделены этапы подготовки к работе со школьниками в среде художественного музея. На первом этапе реализации программы с целью создания установки на педагогическую работу в среде художественного музея студентам был предложен цикл занятий «Страницы музейной коллекции», построенный на работе с подлинными художественными произведениями из собрания Нижнетагильского музея изобразительных искусств. На занятиях научный сотрудник музея применял методы опроса, дискуссии, учебного задания, помогающие студентам активизировать свой эмоциональный опыт, развивать навыки собственного художественного восприятия и оценки выразительных средств произведения. Таким образом создавалась установка студентов на уникальность общения с произведениями искусства, предоставлялась возможность ощутить пространство музея, пережить минуты сопричастности и диалога с мировым искусством и культурой. Устойчивость навыков художественного восприятия, полученных на занятиях в художественном музее, закреплялась в вузе на практических занятиях по предмету «Композиция». Студенты выполняли задания с использованием высококачественных репродукций произведений живописи из фондов Нижнетагильского музея изобразительных искусств. Их выполнение позволило исследовать общий уровень художественного восприятия у будущих педагогов и сделать выводы об их готовности включиться в процесс развития художественного восприятия у учащихся в среде музея.

На втором этапе реализации программы с целью практического знакомства студентов с формами и методами работы на экспозиции с разновозрастной аудиторией мы погрузили студентов в процесс проведения экскурсии, практических занятий, музейных праздников и проектов, представленных в специальных программах музея: «Все об искусстве, или открываем мир прекрасного» и «Познавая мир искусства, или страницы истории изобразительного искусства». Задача погружения – научить студентов тому, как на занятиях в музее решается проблема развития художественного восприятия у школьников. Студенты отметили, что в начальной школе работа экскурсовода на занятии «Золотая хохлома» была направлена на развитие чувственного восприятия второклассников: восприятие образа букета при рассматривании хохломской росписи. Применение дидактической игры «Рассмотри, запомни, назови» нацеливало детей на активную работу по восприятию языка искусства. В работе с учениками среднего звена (для пятиклассников – занятие «Два натюрморта Е. Лансере и К. Коровина») сотрудник музея обогащает речь учащихся художественными терминами, а в старшем звене (для учащихся десятого класса – «Неизвестный ученик К. Петрова-Водкина – П. Голубятников») активно включает школьников в исследовательскую работу. Таким образом, студенты на практике убедились, что развитие художественного восприятия идет от простого к сложному: от чувства к анализу и исследованию. Проведенные занятия дали возможность студентам при разработке самостоятельных учебно-творческих заданий для школьников опираться на полученные ими в музее знания, умения и навыки. Анализ подготовки и реализации разработанных заданий позволил выявить у студентов сформированность знаний о возрастных и психологических особенностях учащихся и сделать выводы о готовности студентов к самостоятельному проведению занятий в музее.

Осознание целей деятельности по формированию у школьников художественного восприятия, знания по предмету «Теория и методика преподавания изобразительного искусства», осуществление педагогической деятельности в школе, а также эмоциональная привлекательность процесса создания собственного художественного произведения, позволила студентам выполнять функции музейного педагога. Поэтому на третьем этапе подготовки по программе «Теория и методика развития художественного восприятия у школьников в условиях художественного музея» студентам было предложено разработать и провести музейные занятия к циклу бесед «Азбука искусства»: для учащихся третьих классов – «Картина-натюрморт, или о чем рассказали предметы»; для пятиклассников – игру «Знакомьтесь: произведения русских художников!»; для девятиклассников – выставку иллюстраций детской книги и встречу с тагильским художником. Тематика предложенных занятий не была случайной. Опираясь на школьную программу «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанную коллективом авторов под руководством Б. М. Неменского, мы расширяли образовательное пространство, переводя некоторые занятия в художественный музей. Например, занятие для третьего класса органично дополняло тему IV четверти «Художник и музей» школьной программы. В ходе беседы студент-экскурсовод обеспечивал проживание художественного образа на основе последовательных стадий зрительского восприятия произведения, учитывал уровень развития художественного восприятия школьника: обращал внимание детей на значение и роль цвета в передаче настроения в натюрморте, рассказывал о характере изображенных вещей. Рассматривание произведений живописи вызывало эмоциональную реакцию учащихся, которую экскурсовод поддерживал, помогая ребенку осмыслить увиденное. Завершило занятие творческое задание, проведенное в театрализованной форме.

Для пятиклассников интересной формой общения стала игра-путешествие «Чудо-дом для всей семьи», целью которой было развитие у учащихся активного творческого восприятия в процессе общения с подлинными произведениями живописи. Занятие обобщало цикл тем I четверти «Древние корни народного искусства», представленных в программе Б. М. Неменского. Школьники выполняли творческие композиционные и колористические задания. Эмоциональность восприятия художественного образа обеспечивалась включением элементов драматизации. Игра-поиск была направлена на пробуждение познавательной активности учащихся.

На завершающем, четвертом этапе, подготовки по программе «Теория и методика развития художественного восприятия у школьников в условиях художественного музея» студенты включались в музейно-педагогическую практику: осуществляли музейно-образовательные проекты по темам занятий в музее с учетом не только школьной программы по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд», но и по предметам «Литература» и «Мировая художественная культура». Они представляли концепцию педагогического проекта, определив цель, задачи и этапы его проведения. В рамках выставки детского изобразительного творчества были представлены проекты: «Праздник птиц», «Уральские сказы на туесах и подносах», «Веселая Пасха», «Веселый паровозик», «Содружество искусств». Совместно с сотрудниками музея студенты приняли участие в создании образовательной программы для учащихся начальной школы «Мастерские». Также по программам истории искусств и методике изобразительного искусства были выполнены курсовые работы: «Опыт и формы организации детских художественных выставок на примере города Нижний Тагил», «Особенности восприятия и критерии оценки детского художественного творчества», представлен дипломный проект по теме «Организация выставки детского творчества в немузейной среде», проведена выставка-акция детского изобразительного творчества «Я» и конкурс детского рисунка на улицах города. Данный этап помог нам выявить у студентов уровень сформированности творческо-процессуального компонента профессиональной подготовки студента, уровень развития практических навыков работы со школьниками в условиях художественного музея.

Для опытно-экспериментальной проверки эффективности реализации программы по подготовке педагога-художника к работе со школьниками в системе взаимодействия «вуз – школа – музей» с учетом представленных компонентов (мотивационно-ценностный, познавательный, творческо-процессуальный) была разработана система творческих заданий, а также выявлены уровни готовности к педагогической деятельности: репродуктивный, адаптивный и креативный.

Эксперимент проходил в два этапа. На констатирующем этапе у студентов было выявлено недостаточное владение теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками в области развития художественного восприятия у школьников, использования активных методов и приемов обучения, отсутствие у студентов мотивации на педагогическую деятельность в музейной среде. Итоги констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что показатель готовности студентов находится на репродуктивном уровне и указывает на необходимость проведения регулярной работы по подготовке будущих педагогов к работе со школьниками в условиях художественного музея.

Во время формирующего этапа осуществлялось преподавание курса «Теория и методика развития художественного восприятия у школьников в условиях художественного музея», включающего лекции (информативно-диалоговые), экскурсии, беседы, практические занятия, где отрабатывались умения и навыки художественного анализа произведения в среде музея; образовательные проекты, реализующие профессиональное мастерство студентов.

Проведенная диагностика (диагностические карты, учебно-творческие задания, анкетирование) позволила выявить уровень художественного восприятия, мотивы и потребности общения студентов с художественными произведениями, мотивацию на педагогическую работу в условиях музея; уровень практического применения знаний, умений и навыков в реализации музейно-педагогических проектов. Получены следующие результаты:

1. Сформирована устойчивая мотивация студентов на профессиональное совершенствование в системе взаимодействия «вуз – школа – музей». Она соответствует креативному уровню:

– определились устойчивые мотивы общения студентов с подлинными произведениями искусства в музее;

– показатель второго, формально-языкового уровня развития художественного восприятия у студентов понизился на 30 % (составил 5 % от общего числа студентов экспериментальной группы); третий уровень, предметно-содержательный составил 48 %; у 47 % выявился четвертый, духовно-психологический уровень. Графически результат представлен так:

– опыт творческой работы с учащимися в музее позволил студентам успешно выполнить учебные задачи педагогической практики и повысить уровень художественного восприятия у школьников: показатель первого уровня уменьшился на 53 % (составил 9 % от общего числа детей, участвовавших в эксперименте); показатель второго, формально-языкового уровня вырос на 11% и составил 31 %; третий, предметно-содержательный уровень вырос на 34% и составил 52 %; 8 % учащихся показали четвертый, духовно-психологический уровень. Графически результат представлен так:

– 62 % участников эксперимента на пятом курсе выбрали темы курсовых и дипломных работ, связанные с развитием эстетического восприятия у детей, что свидетельствует об устойчивом интересе к творческо-педагогической деятельности и потребности совершенствования педагогического мастерства в системе взаимодействия «вуз – школа – музей».

2. Познавательная активность студентов соответствует креативному уровню, в основе которого лежит осознанность и профессионализм, уверенное владение психолого-педагогическими и эстетическими знаниями.

3. Творческо-процессуальный аспект в подготовке будущих педагогов находится на креативном уровне, характеризующем высокую творческую активность и целостность действий в работе по художественному развитию школьников, реализации переноса полученных знаний в свою профессиональную деятельность.

Таким образом, результаты формирующего эксперимента подтвердили эффективность разработанной системы взаимодействия «вуз – школа – музей» в едином образовательном пространстве и целесообразность подготовки педагогов-художников по программе курса «Теория и методика развития художественного восприятия у школьников в условиях художественного музея».

В заключении представлены основные выводы:

1. Профессиональная подготовка будущих педагогов к работе по художественному развитию школьников в музее эффективнее осуществляется в образовательном пространстве «вуз – школа – музей», где вуз дает психолого-педагогическое обоснование работы с учащимися в музее; музей наполняет данный процесс конкретным региональным содержанием, накопленным в результате практического опыта, а школа обогащает участников методико-педагогическими знаниями и опытом.

2. Целенаправленное сотрудничество педагогического вуза, школы и художественного музея как части образовательного пространства обеспечивает единство развития, воспитания и обучения учащихся на основе целостности и общности интересов, открывает новые подходы к художественному развитию школьников в музее и к преодолению у студентов разрыва между знанием и жизнью, теорией и практикой в процессе освоения образовательного курса с собственной системой задач, в результате решения которых у будущих педагогов формируется профессиональная готовность к работе со школьниками в среде музея.

3. Специфика художественного развития учащихся в музее требует от педагога учитывать психологические и возрастные особенности восприятия школьника, создавать установку на целостное эмоциональное восприятие искусства в художественном музее, обеспечивать проживание художественного образа на основе последовательного прохождения стадий восприятия произведения и собственного художественного творчества.

4. Программа курса обеспечивает профессиональную подготовку студентов к работе со школьниками в художественном музее, поскольку ее методическое обеспечение основано на следующих положениях:

- общение с подлинными произведениями искусства пробуждает творческую активность учащихся;

- практическая реализация музейно-образовательных проектов, ориентированных на особенности возраста, уровень знаний и степень подготовки школьников к восприятию художественного произведения и включающих элементы методических поисков, актуализирует творческую педагогическую деятельность студентов.

Основное содержание диссертации отражено в публикациях по проблеме исследования, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК:

  1. Кузнецова Н.С. Работа студентов педагогического вуза на базе Нижнетагильского музея изобразительных искусств как фактор профессионального роста будущего педагога. // Музей для всех. Сб. трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика». Вып. 4. – М., АПРИК, 2003. (0,2 п.л.)

  2. Кузнецова Н.С. Взаимодействие музея изобразительных искусств и учреждений образования как фактор развития художественного восприятия зрителя. // Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания: Сб. науч. ст. ИХО РАО. – М., 2003. (0,29 п.л.)

  3. Кузнецова Н.С. Взаимодействие педагогического вуза и художественного музея в подготовке студентов к работе с младшими школьниками в условиях музея. // Художественное творчество и восприятие детей и подростков. Проблемы ХХI века. Сб. научных статей ИХО РАО – М., 2004. (0,25 п.л.)

  4. Кузнецова Н. С. Об опыте работы студентов педагогического вуза на базе Нижнетагильского музея изобразительных искусств. // Школа, учитель, искусство: Сб. науч. тр. – М.; Чебоксары, 2005. (0,21 п.л.)

  5. Кузнецова Н.С. Становление культурной личности школьника в системе взаимодействия «школа–вуз–художественный музей». // Вторые Худояровские чтения: научное издание. Доклады и сообщения. 25-27 октября 2005 г. / УУПИ – Нижний Тагил, 2005. (0,19 п.л.)

  6. Кузнецова Н.С. Ориентиры педагога-художника в развитии художественного восприятия у студентов педагогического ВУЗа. // Российская художественно-педагогическая школа: стратегия регионального развития: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции в рамках Х Всероссийского художественного фестиваля молодых дарований «Жигулевская палитра – 2005». – Самара, 2005. (0,17 п.л.)

  7. Кузнецова Н.С. От зримого образа к словесному: опыт развития художественного восприятия школьника. // Homo Legens в прошлом и настоящем: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Тагил, 23–24 мая 2007 г. / отв. ред. О. В. Рыжкова; НТГСПА. – Нижний Тагил, 2007. (0,17 п.л.)

  8. Кузнецова Н.С. Методические основы подготовки студентов к работе со школьниками в условиях художественного музея. // Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания. Ч. III. – М.: ИХО РАО, 2007. (0,19 п.л.)

  9. Кузнецова Н.С. Система взаимодействия «ВУЗ-школа-музей» в развитии художественного восприятия школьников. // Формирование творческого мышления и профессиональных компетенций обучающихся в условиях многоуровневой системы художественного образования России: Материалы и тезисы докладов V Межрегиональной научно-практической конференции преподавателей, методистов образовательных учреждений, ученых, специалистов музеев. – Самара: ООО «Офорт», 2007. (0,17 п.л.)

  10. Кузнецова Н.С. Профессиональная подготовка студентов педагогического вуза к работе с учащимися в условиях художественного музея.
    // Материалы XI международной конференции "Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования". Часть 3. / Редакционная коллегия: Грунт Е.В., Комлева Г.Б., Кораблева Г.Б., Меренков А.В., Рыбцова Л.Л. – Екатеринбург: УрГУ, 2008. (0,2 п.л.)

  11. Кузнецова Н.С. Развитие художественного восприятия в системе «школа – вуз – музей». // Искусство в школе. – М., 2007, № 2. – (0,25 п.л.)

  12. Кузнецова Н.С. Методические основы курса подготовки студентов к работе со школьниками в условиях художественного музея. // Искусство и образование. – М., 2008, № 4. – (0,26 п.л.)





Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. В. Федоров Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза Монография

    Монография
    Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007.
  2. Учебный план специальности индекс Название дисциплин Семестр Составитель умк дпп дисциплины предметной подготовки

    Документ
    Дисциплина «История первобытного общества» относится к блоку дисциплин предметной подготовки. Она изучается в 1 семестре. Общий объем 48 часа, из них на аудиторные занятия отводится 18 часов, на самостоятельную работу – 28 часов.
  3. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. 3-е изд

    Документ
    Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005.
  4. Н. П. Рыжих использование медиаобразования

    Документ
    В монографии рассматриваются вопросы теоретических основ медиаобразования и использования форм и методов медиаобразования в воспитании детей в учреждениях общего и дополнительного образования.
  5. Вохминцева Светлана Михайловна) «Основа личности это ее развитие» (Рейнгард Галина Дмитриевна) «Педагогические методы духовно-нравственного воспитания учащихся на урок

    Урок
    «Роль сказочного текста в формировании и развитии духовно-нравственных основ личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период дошкольного возраста» (Фрисс Наталья Владиславовна)

Другие похожие документы..