Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
7. Заместитель(и) и начальники структурных подразделений (бюро, секторов, пр.) в составе планово-экономического отдела, другие работники отдела назна...полностью>>
'Документ'
На сегодняшний день доказано, что от сколиоза страдают более 15 % детей. Самый большой риск развития этого заболевания наблюдается в возрасте от 10-1...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в Федеральном государственном учреждении «Российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия» имени академика Г.А...полностью>>
'Документ'
В 2010 году в краевые государственные учреждения центры занятости населения Камчатского края работодателями была заявлена потребность в работниках для...полностью>>

Инструктивно-методическое письмо «О преподавании химии в 2009-2010 учебном году в общеобразовательных заведениях белгородской области»

Главная > Инструктивно-методическое письмо
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Департамент образования, культуры и молодежной политики

Белгородской области

Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

Инструктивно-методическое письмо

«О преподавании химии в 2009-2010 учебном году в общеобразовательных заведениях белгородской области»

В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место, определяемое ролью соответствующей науки в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира.

Велика роль химии в воспитании экологической культуры людей, поскольку экологические проблемы имеют в своей основе преимущественно химическую природу. Недостаточность химической и экологической грамотности порождает угрозу безопасности человека и природы, недооценку роли химии в научно-техническом развитии человечества.

Химия как учебный предмет призвана вооружить учащихся основными химическими знаниями, необходимыми для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильного поведения в окружающей среде.

  1. Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя химии

Состояние дел в сфере общего среднего образования кардинально изменилось в связи с принятием в 1992 году закона РФ «Об образовании», который закрепил новые тенденции в развитии российской школы: многообразие форм обучения, вариативность учебных планов и программ, учебников и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

В силу названных причин в системе школьного образования возникла проблема обеспечения единства образовательного пространства России при сохранении разнообразия общеобразовательных учреждений и моделей образования. Ряд федеральных и региональных документов призваны решить эту проблему.

Федеральные нормативные документы, обеспечивающие единство образовательного пространства по химии

  1. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312;

  2. Приказ Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  3. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов по химии начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  4. Примерные программы по химии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами.

  5. Бюллетень нормативных актов Министерства просвещения СССР, №10, 1987 г.

  6. Постановление Российской Федерации от 30 июня 1998 г № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации».

Региональные нормативные документы, обеспечивающие единство образовательного пространства по химии

  1. Закон Белгородской области от 3.07.2006г. №57 «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области»;

  2. Закон Белгородской области «О внесении изменений в закон Белгородской области от 3.07.2006г. №57 «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области»;

  3. Приказ управления образования и науки Белгородской области от 26.04.2006г. №656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования»;

  4. Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 25.06.2008г. №1345 «Об утверждении Концепции развития системы общего среднего образования Белгородской области и организационного плана ее реализации»;

  5. Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 06.05.2009г. №935 «О внесении изменений в базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области»;

  6. Инструктивное письмо департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 18.08.2008г. №9-06/3494 «Об использовании БУП в общеобразовательных учреждениях области в 2008-2009 учебном году»;

  7. Инструктивное письмо департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от «О реализации программ углублённого уровня в общеобразовательных учреждениях области» 13.05.2009г. № 9-06/1674-ВА;

  8. Методические письма Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов о преподавании предметов в 2009-2010 учебном году.

  1. Характеристика стандартов второго поколения

В настоящее время, при разработке учебно-методических комплексов, учебных программ, контрольно-измерительных материалов для государственной итоговой аттестации в новой форме в 9-х классах (ГИА) и единого государственного экзамена (ЕГЭ) по химии, как основа используются следующие документы:

  • обязательный минимум содержания основного общего образования по химии, утвержденный приказом Минобразования России от 19.05.98 г. №1236;

  • обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по химии, утвержденный приказом Минобразования России от 30.06.99 г. № 56;

  • федеральный компонент государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решение коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089.

Однако в соответствии с постановлением Минобрнауки от 24.02.2009 г. №142 «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов» запущен механизм разработки, открытого обсуждения и принятия стандартов второго поколения.

Стандарт второго поколения призван обеспечить: консолидацию нации; конкурентоспособность нации (личности, общества и государства); безопасность нации (личности, общества и государства). Главная задача стандартаэто формирование национальной системы позитивных ценностей и идеалов взаимоуважения, творчества и солидарности. Основные содержательные ориентиры развития системы образования, т.е. «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации» определены следующим образом:

  • информационно-коммуникационные системы;

  • индустрия наносистем;

  • живые системы;

  • рациональное природопользование;

  • энергетика и энергосбережение;

  • безопасность и противодействие терроризму.

Проанализировав основные направления стандартов второго поколения, можно сделать вывод о возрастающем значении химии как школьного предмета. В сфере химических исследований находятся такие востребованные на сегодняшний день направления, как нанотехнологии и практическое использование наноматериалов, решение экологических проблем, биохимические основы функционирования биологических систем и здоровье человечества, энергетика и экономическая безопасность страны. С теоретическим ядром стандарта второго поколения по химии можно ознакомиться в приложении 1.

  1. Программно-методическое обеспечение и контроль по предмету

В соответствии с вышеуказанными федеральными документами, распределение часов в неделю по химии выглядит следующим образом:

2 ступень (основное общее образование)

№№ пп

Предмет

Необходимое количество часов в неделю по программе

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1

Химия

11

2

2

1 В 7 классе за счет школьного компонента возможно преподавание пропедевтического курса по учебно-методическому комплексу под редакцией Габриеляна О.С. Введение в химию. 7 класс. Пропедевтический курс. М.: Дрофа, 2007 – 2009 гг.

3 ступень (среднее (полное) общее образование)

№№ пп

Предмет

Необходимое количество часов в неделю по программе

10 класс

11 класс

1

Химия (базовый уровень)

1

1

2

Химия(профильный уровень)

3

3

Перечень учебником, по которым рекомендовано обучению предмету «Химия» в 2009 – 2010 учебном году в Белгородской области, приведен ниже в таблице 1. Все УМК входят в федеральный и соответственно в региональный перечни. В % указано распространение УМК в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.

Таблица 1.

Перечень учебников по химии на 2009-2010 учебный год

Автор

Наименование

Издательство

Линия Габриеляна О.С. (64%)1

Габриелян О.С.

Химия 8

Дрофа

Габриелян О.С.

Химия 9

Дрофа

Габриелян О.С.

Химия (базовый уровень) 10

Дрофа

Габриелян О.С.

Химия (базовый уровень) 11

Дрофа

Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И.

Химия (профильный уровень) 10

Дрофа

Габриелян О.С., Лысова Г.Г.

Химия (профильный уровень) 11

Дрофа

Линия Рудзитиса Г.Е. (21%)

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.

Химия 8

Дрофа

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.

Химия 9

Дрофа

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.

Химия (базовый уровень) 10

Дрофа

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.

Химия (базовый уровень) 11

Дрофа

Линия Кузнецовой Н.Е. (6%)

Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. и др. под ред. Кузнецовой Н.Е

Химия 8 (углубленное изучение предмета)

Вентана-Граф

Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. под ред. Кузнецовой Н.Е.

Химия 9 (углубленное изучение предмета)

Вентана-Граф

Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. под ред. Кузнецовой Н.Е.

Химия (профильный уровень) 10

Вентана-Граф

Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Левкин А.Н. под ред. Кузнецовой Н.Е.

Химия (профильный уровень) 11

Вентана-Граф

1 16% от общего числа УМК, используемых в Белгородской области – это УМК под редакцией Гузея Л.С., 3% - УМК под редакцией Ивановой Р.Г., которые исключены из федерального перечня учебников с 2007 г. и постепенно заменяются УМК других авторов.

Каждый авторский коллектив предлагает программу, разработанную в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и примерными программами по химии:

  1. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. – 5-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 78 с.

  2. Сборник программ и примерное тематическое планирование к учебникам химии Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана для 8-9 классов и 10-11 классов/ Под ред. Г.Е. Рудзитиса. – М. Просвещение, 2008. – 54 с.

  3. Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. Н.Е. Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 128 с.

  4. Программы для углубленного изучения предмета нет, соответственно при разработке авторских программ рекомендуем ориентироваться на примерную программу основного общего образования по химии. Сборник нормативно-правовых документов. Химия/Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004-2006.

В авторских программах и учебно-тематических планированиях указано количество лабораторных, практических и контрольных работ (по классам) и даны рекомендации по каждому действующему УМК (Габриеляна О.С., Рудзитис Г.Е., Кузнецова Н.Е.) В зависимости от авторской линии, количество лабораторных, практических и контрольных работ варьирует. Однако учителю необходимо ориентироваться на тот обязательный минимум практических работ, который указан в примерных программах по химии, разработанных к государственному образовательному стандарте основного общего и полного (общего) среднего образования по химии. В методическом письме «О преподавании химии в 2008-2009 учебном году» данный список работ был опубликован.

  1. Рекомендации по изучению предмета «Химия» на профильном и углубленном уровне

Введение профильного обучения в 10-11 классах обусловливает особенности построения ФБУП для средне (полной школы). Принцип его построения основан на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного образовательного стандарта по химии. В соответствии с ФБУП изучение химии на старшей ступени обучения предусмотрено на двух уровнях – базовом – 70 ч. (1 ч/н) и профильном – 210 ч (3 ч/н).

Изучение химии на старшей ступени школы (базовый уровень) может осуществляться в нескольких вариантах:

1-й вариант – химия может изучаться на базовом уровне как самостоятельный курс (1 час в неделю на 2 года обучения);

2-й вариант – химия может входить в состав курса «Естествознание», который изучается 3 часа в неделю 2 года обучения;

3-й вариант – курс химии может изучаться 2 часа в неделю во втором полугодии 10 класса и в первом полугодии 11 класса.

Учебно-методическое обеспечение преподавания химии в каждом профиле:

В физико-математическом профиле химическое содержание используется для иллюстрации взаимосвязи физического и химического знания и тенденций интеграции этих наук (физическая химия, химическая физика и т.д.). В рамках данного профиля возможно преподавание химии в количестве 2 часа в неделю. При этом химия остается в числе базовых предметов. Учебно-методическое обеспечение: Габриелян О.С. Химия. 10 кл. Базовый уровень. – М.: Дрофа 2006-2008, Габриелян О.С. Химия. 10 кл. Базовый уровень. – М.: Дрофа 2006-2008, Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. – 5-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2008. (стр 31-46 – вариант программы, рассчитанный на 2 часа в неделю в 10-11 классах);

В индустриальных (технологических) профилях изучение химии может служить опорой для формирования специальных знаний, связанных с использованием веществ в материальном производстве. Элементы химии, заложенные в стандарт «Естествознание» эту задачу выполнить не могут. В связи с этим целесообразно для обеспечения систематичности учебного материала выделить химию из курса «Естествознание» в отдельный предмет, изучаемом на базовом уровне, добавив 1 час. Учебно-методическое обеспечение: Габриелян О.С. Химия. 10 кл. Базовый уровень. – М.: Дрофа 2006-2008, Габриелян О.С. Химия. 10 кл. Базовый уровень. – М.: Дрофа 2006-2008, Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. – 5-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2008. (стр 31-46 – вариант программы, рассчитанный на 2 часа в неделю в 10-11 классах);

В биолого-географическом профиле в курс химии включаются дополнительные факты и теоретические знания, направленные на осознанное усвоение содержания обучения биологии и географии как ведущих профильных предметов. Предмет можно изучать как 2 часа в неделю (10-11 класс), так и 3 часа в неделю (10-11 класс). Учебно-методическое обеспечение: Габриелян О.С. Химия. 10 кл. Базовый уровень. – М.: Дрофа 2006-2008, Габриелян О.С. Химия. 10 кл. Базовый уровень. – М.: Дрофа 2006-2008, Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. – 5-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2008, а так же Кузнецова Н.Е. и др. Химия. 10 кл. М.: Вентана-Граф, 2007-2008, Кузнецова Н.Е. и др. Химия. 11 кл. М.: Вентана-Граф, 2007-2008, Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. Н.Е. Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2007(предлагается изучение химии как на 3, так и на 2 часа в неделю).

В физико-химическом и химико-биологическом профилях химия является одним из ведущих профильных предметов. Разное соотношение соответствующих приводит к необходимости выделения различного числа учебных часов на изучение курса химии.

В классах физико-химического профиля физика является базовой, на которой строится изучение химии, в то время как в классах химико-биологического профиля химия создает основу для более углубленного изучения биологии. При определении числа часов, отводимых на изучение химии в данных профилях, следует учитывать то обстоятельство, что учащиеся классов этих профилей выбирают для продолжения образования – химические, биологические, медицинские или физические факультеты.

Повышение уровня химической подготовки учащихся этих профилей может быть достигнуто за счет элективных курсов, содержание которых ориентировано на углубленное изучение отдельных разделов химии.

Учебно-методическое обеспечение: Кузнецова Н.Е. и др. Химия. 10 кл. М.: Вентана-Граф, 2007-2008, Кузнецова Н.Е. и др. Химия. 11 кл. М.: Вентана-Граф, 2007-2008, Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. Н.Е. Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2007(предлагается изучение химии на 3 часа в неделю), так же Габриелян О.С. и др. Химия. 10 кл. Профильный уровень. – М.: Дрофа 2006-2008, Габриелян О.С.и др. Химия. 10 кл. Профильный уровень. – М.: Дрофа 2006-2008, Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. – 5-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2008 (предлагается изучение химии на 3 часа в неделю).

Для физико-химического профиля можно рекомендовать следующие элективные курсы: «Методика решения химических задач», «Методика решения экспериментальных задач», «Химия растворов», «Химическая термодинамика и кинетика», «Учение о дисперсных системах и поверхностных явлениях», «Основы физической химии», «Подготовка к сдаче ЕГЭ по химии».

Для обучающихся химико-биологического профиля будут полезны следующие элективные курсы: «Методика решения химических расчетных задач», «Решение задач повышенного уровня сложности по химии», «Методика решения экспериментальных задач по химии», «основы химического анализа», «Химия и жизнь», «Пространственное и электронное строение органических соединений», «Химия высокомолекулярных соединений», «Подготовка к сдаче ЕГЭ по химии».

Приведенные темы элективных курсов только примерные. При выборе элективных курсов для профильного обучение учитель должен ориентироваться на материальную базу общеобразовательного учреждения, действующие учебно-методические комплекты и рекомендации по существующим курсам, методическую обоснованность сочетания курсов с профессиональной ориентацией старшеклассников. Список элективных курсов, источники с выходными данными указаны в приложении 2.

Ситуация с углубленным изучение химии в 8-9 классах на сегодняшний день неоднозначна. Отсутствуют федеральные документы, регламентирующие количество часов для углубленного изучения предмета. Авторскими коллективами разработаны следующие УМК и программы, которые могут реализовать углубленный уровень изучения предмета «Химия» в 8-9 классах:

  • Кузнецова Н.Е. и др. Химия. 8 кл. М.: Вентана-Граф, 2007-2008, Кузнецова Н.Е. и др. Химия. 9 кл. М.: Вентана-Граф, 2007-2008, Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. Н.Е. Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2007(программа рассчитана на 3 часа в неделю);

  • Габриелян О.С. и др. Химия.8 кл.– М.: Дрофа 2006-2008, Габриелян О.С.и др. Химия. 9 кл. – М.: Дрофа 2006-2008, Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. – 5-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2008 (программа рассчитана на 3 часа в неделю).

Вышеуказанные УМК включены в федеральный перечень учебников для общеобразовательных учреждений, авторами к ним разработаны программы, опирающиеся на государственный образовательный стандарт по химии.

Следует отметить, что учебники химии 10 и 11 класса авторов Габриеляна О.С., Остроумова И.Г. и др., рассчитанные на углубленное изучение предмета по программе в количестве 5 часов в неделю, не включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009/2010 год, утвержденным приказом от 9 декабря 2008 г. № 379. Основание – письмо Минобрнауки России от 21 мая 2009 г. № 03-990 «О федеральных перечнях учебников на 2009/2010 учебный год».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании химии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» Введение

    Инструктивно-методическое письмо
    Школьное химическое образование за последние десять лет претерпело значительные изменения: основным регламентирующим документом, определяющим уровень формируемых химических знаний, стал государственный стандарт; ГИА и ЕГЭ являются
  2. О преподавании права в 2009-2010 учебном году

    Реферат
    Ерохова Е.В., Макарова О.Е. Методическая разработка интегрированного урока право и ИКТ «Правовые нормы поведения человека в современно мире» 7 класс .
  3. Анализ научно-методической работы моу «Троицкая сош» в 2009-2010 учебном год

    Анализ
    Методическая работа школы в 2009-2010 учебном году планировалась и строилась в условиях совместной деятельности педагогических коллективов, входящих в структуру Троицкого образовательного округа (МОУ «Троицкая СОШ», МОУ «Ивановская
  4. План работы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №33 г. Белгорода» на 2011-2012 учебный год

    Документ
    Основной целью анализа работы школы является: аналитическое обоснование планирования работы в новом учебном году на основе определения факторов и условий, повлиявших (положительно или отрицательно) на результаты деятельности в 2010-11 учебном году.
  5. Публичный отчет моу «Тулянская основная общеобразовательная» Валуйского района Белгородской области за 2010-2011 учебный год

    Публичный отчет
    Данный документ разработан творческой группой муниципального общеобразовательного учреждения «Тулянская основная общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области в составе: директора МОУ «Тулянская ООШ» Драганчук М.

Другие похожие документы..