Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Библиографический указатель'
В указатель включены библиографические описания отечественных и зарубежных книг, электронных документов, диссертаций, защищенных в Республике Беларусь...полностью>>
'Конкурс'
Кожен гравець команди веде м’яч до баскетбольного щита і кидає в нього. Зловивши, передає м’яч наступному гравцеві, який повинен зробити те саме, що ...полностью>>
'Сказка'
Поддержание физического здоровья детей через удовлетворение их природной потребности в двигательной активности и продолжении организации комплексного...полностью>>
'Методические указания'
Цель дисциплины – дать необходимые знания о структуре, закономерностях функционирования, стилистических ресурсах русского языка, познакомить студенто...полностью>>

Доклад заместителя Министра образования и науки Российской Федерации В. В. Миклушевского на совещании ректоров высших учебных заведений 28 января 2009 года

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Доклад заместителя Министра образования и науки Российской Федерации В.В.Миклушевского на совещании ректоров высших учебных заведений 28 января 2009 года

"Об участии учебных заведений профессионального образования
в решении проблем занятости высвобождаемого населения
в современных социально-экономических условиях"

Москва, 28 января 2009 г.

Прежде чем говорить о задачах вузов в решении проблем занятости высвобождаемого населения, полагаю целесообразным дать общий анализ ситуации на рынке труда сегодня и прогнозе её развития.

На сегодняшний день экономически активное население страны составляет порядка 72 миллионов человек, это примерно 50 процентов от общей численности населения страны.

5,8 миллионов человек не имеют доходного занятия, но активно его ищут. В соответствии с методологией Международной организации труда они классифицируются как безработные. С августа по декабрь 2008 года численность зарегистрированных безработных увеличилась на 250 тысяч человек. Количество вакантных рабочих мест сократилось за этот же период на 359 тысяч единиц.

В связи со складывающейся ситуацией, а также в целях получения оперативной информации о её изменении с октября Минздравсоцразвития России организован мониторинг состояния на рынке труда.

Данные мониторинга базируются на официальной информации о планируемой сокращении численности, поступающей от работодателей в органы службы занятости. Кроме этого, мониторинг учитывает граждан, находящихся под риском увольнения, а также ситуацию с их трудоустройством.

Анализ информации свидетельствует о том, что предполагаемые увольнения затронут в первую очередь такие виды экономической деятельности как машиностроение, металлургия, химическая промышленность, строительство.

Какова ситуация на сегодня в сфере образования?

Известно, что система образования одна из самых "человекоёмких" отраслей, в ней занято порядка 9% от экономически активного населения страны. В настоящее время численность работников образования составляет 5,7 млн. человек, причём наибольшая их часть - работники общеобразовательных учреждений - 2 млн. 800 тысяч человек.

По состоянию на 15 января 2009 г., в данных мониторинга рынка труда, представлены сведения более чем по 1380 организациям сферы образования, которые планируют увольнение сотрудников. Общая численность работников этих организаций - 148 974 человека, что составляет 2,6% от общей численности занятых в сфере образования.

На 15 января 2009 года предполагается к увольнению 8 964 человека или 6,0% общей численности работников организаций-участников мониторинга или 0,1% общей численности занятых в сфере образования.

Численность работников, уволенных с начала высвобождения, по состоянию на 15 января 2009 г., составляет 5013 человек или 3,7% от общей численности работников организаций-участников мониторинга и 0,09% общей численности работников сферы образования.

Кроме того, мы не можем не рассматривать риски и не принимать меры, связанные с трудоустройством выпускников учреждений профессионального образования.

По предварительным данным субъектов Российской Федерации

число выпускников системы профессионального образования, имеющих риск быть нетрудоустроенными, - более 100 тыс. человек.

По нашему мнению, это очень оптимистичный прогноз, поэтому мы должны быть готовы к большим проблемам, связанным с нетрудоустройством выпускников 2009 года.

Первичный анализ данных субъектов федерации по профессионально-квалификационной структуре выпускников, имеющих риск быть нетрудоустроенными, свидетельствует о том, что в группе риска сегодня выпускники с образованием экономического (30% от общей численности выпускников, имеющих риск быть нетрудоустроенными), гуманитарного (11%), педагогического (7%), сельскохозяйственного (6%) и строительного (5%) профилей.

Еженедельно данные мониторинга анализируются на совещаниях в Правительстве России под председательством первого вице-премьера А.Д.Жукова. Кроме того, на постоянной основе работает Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики. Активно ведется выработка мер по снижению рисков массовых высвобождений работников в связи с кризисом.

Правительство предпринимает энергичные меры в области содействия занятости населения, как в части социальной поддержки безработных граждан, так и на реализацию мероприятий активной политики занятости населения.

С целью реализации мероприятий активной политики занятости населения 31 декабря 2008 года утверждено постановление Правительства N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации". Согласно постановлению в регионы направляются средства в объеме 43,7 млрд. рублей. Субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ содействия занятости, которые содержат ряд мероприятий, среди которых опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпуска без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников). Объем затрат на опережающее обучение составит 15,4 млрд. рублей. Планируется: средний период обучения - 3 месяца, норматив затрат на 1 слушателя - 5,9 тыс. рублей, количество лиц, прошедших переподготовку - 2,6 млн. человек.

Главной задачей системы образования в нынешней социально-экономической ситуации, когда на рынок труда происходит мощный выброс невостребованной рабочей силы, в том числе выпускников учреждений профессионального образования, является организация опережающего обучения работников, уволенных или находящихся под риском увольнения.

Это задача на краткосрочную перспективу.

Вместе с тем, в условиях кризиса неизбежно произойдет замена неэффективных технологий на более современные, создающие условия для существенного повышения производительности труда, а потому не гарантирующие при достижении докризисных уровней производства, возвращения к соответствующим показателям занятости.

Это означает, что для решения проблемы занятости:

во-первых, уже сегодня необходимо выявить новые сегменты рынка труда, обладающие потенциалом роста, и заранее создать условия для подготовки специалистов и иных категорий работников для таких рынков;

во-вторых, сформировать программы профессиональной подготовки и переподготовки, ориентированные на получение работником новых компетенций, направленных на повышение производительности труда в его сфере деятельности.

Для решения первой задачи Минобрнауки на основе прогноза Минэкономразвития России и отраслевых прогнозов совместно с Петрозаводским госуниверситетом намерено выявить новые сферы деятельности, которые в посткризисный период потребуют дополнительное количество трудовых ресурсов, а также соответствующие компетенции работников.

В соответствие с проведенной нами совместно с работодателями оценкой это могут быть области деятельности, связанные с управлением социальной сферой, логистикой, сервисом, операционным менеджментом.

Такие программы должны стимулировать запуск системы опережающей подготовки, ориентированной на потребности в новых профессиях и специальностях, которые вызваны к жизни структурными и технологическими изменениями в экономике и, в свою очередь, формируют новые рынки труда.

К их числу можно отнести, например, программу "Операционный менеджмент", в результате обучения по которой выпускники колледжей и вузов приобретут новые знания и практические навыки, позволяющие им обеспечивать комплексное обслуживание объектов различной отраслевой инфраструктуры (промышленные здания, торговые центры, аэропорты и т.п.)

Минобрнауки готово в рамках ФЦПРО организовать разработку и закупку на конкурсной основе широкого спектра программ дополнительного профессионального образования и переподготовки, ориентированных на новые рынки труда, и обеспечить доступ к обучению по этим программам как работников, находящихся под угрозой высвобождения, или уже высвобожденных, так и выпускников образовательных учреждений профессионального образования для приобретения ими дополнительных профессиональных компетенций.

Вторая задача, по нашему мнению, может быть решена тремя способами:

Первый. Повышение квалификации работников с целью приобретения новых компетенций, способствующих повышению эффективности деятельности и производительности труда на рабочем месте (программы повышения квалификации, направленные на освоение современных производственных технологий, например, для преподавателей системы образования - программы по формированию и реализации модульных программ обучения (междисциплинарных курсов), для работников системы здравоохранения - программы повышения мастерства при работе с пациентами, для работников общественного питания - программы по освоению современного оборудования и технологий приготовления продукции питания с учетом требований к безопасности готовой продукции, для работников секторов экономики - участников нацпроекта - по эксплуатации закупленного современного оборудования (здравоохранение, АПК, образование и др.).

Второй. Освоение новых форм и методов организации труда (программы повышения квалификации, направленные на освоение автоматизированных программных продуктов, ERP-систем и т.п.).

Третий. Повышение квалификации работников с целью приобретения новых компетенций, способствующих овладению дополнительными (новыми) видами профессиональной деятельности (для инженерных работников - программы экологической безопасности, для работников социальной сферы и сферы услуг - программы по эффективному взаимодействию с клиентом, пациентом, потребителем)

Что же касается технических профессий, то таким примером может быть подготовка станочников для освоения станков с числовым программным управлением, мехатроников и т.п., что потребует серьезного расширения их компетенций в области применения информационно-коммуникационных технологий и поможет создать новые места как для рабочих, так и для инженерно-технического персонала.

В этой связи вузы должны активизировать деятельность в разработке совместно с работодателями и последующей реализации востребованных программ.

К этой работе в первую очередь планируется привлечь образовательные учреждения профессионального образования - победители приоритетного национального проекта "Образование".

Среди других предлагаемых нами мер предлагаемых мер по минимизации рисков с устройством выпускников учреждений профессионального образования, а также оставшихся без работы граждан - несмотря на демографический спад сохранение бюджетных мест на очных отделениях вузов на уровне 2008 года, увеличение бюджетных мест в магистратуре до 40 тысяч (в настоящее время - 20 тысяч), аспирантуре до 30 тысяч (увеличение на 5 тысяч мест). Вместе с тем, структура подготовки в вузах будет существенно изменена. Бюджетные места будут распределены среди наиболее востребованных специальностей (например, технических специальностей, информационных технологий, сервиса и т.п.).

В связи с этим обозначу некоторые принципиальные подходы к формированию в этом году контрольных цифр приема.

Прежде всего, планирование контрольных цифр приема будет вестись отдельно для обучения по программам бакалавриата, магистратуры и подготовки специалистов. Общий объем контрольных цифр приема сохраняется на уровне 2008г.

С учетом избытка на рынке труда экономистов, юристов и менеджеров министерство на 2009 г. предполагает несколько снизить (примерно на 15%) прием на эти направления подготовки и специальности. При этом будут увеличены контрольные цифры приема на востребованные экономикой программы подготовки: в области транспорта, сельского хозяйства, энергетики, автоматики и управления, информационных технологий.

Кроме того, в целях обеспечения занятости и опережающей подготовки целесообразно рассмотреть также возможность использования различных форм послевузовского профессионального образования.

Коллегией Минобрнауки России 25 декабря 2008 г. рассмотрены контрольные цифры приема за счет средств федерального бюджета на 2009 год: аспирантов - 25 570 мест, докторантов - 1 364 места, а также ординаторов - 4 635 места и интернов - 7516 мест.

В настоящее время рассматривается вопрос об увеличении указанных контрольных цифр приема за счет средств федерального бюджета на 2009 год и увеличило их по аспирантам до 29 660 мест (увеличение на 4 090 мест), по докторантам - 1 443 мест (увеличение 79 мест), а также по интернам - 9 685 мест (увеличение на 2169 мест), по ординаторам - 5 840 мест (увеличение на 1 205 мест). При увеличении указанных контрольных цифр приема за счет средств федерального бюджета на 2009 год в целях оптимизации структуры и объемов подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в большей степени будут учитываться научные специальности, соответствующие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.

При распределении на конкурсной основе контрольных цифр приема будет обязательно учитываться потенциал вуза: профессорско-преподавательский состав, материально-техническая база, объем научных исследований и др.

В этой связи вузам необходимо организовать работу по выявлению ресурсов: кадровых, материальных, финансовых для организации дополнительных мест в магистратурах и аспирантурах, а также по организации дополнительного обучения.

Считаю абсолютно необходимым организацию вузами работы по заключения договоров целевой контрактной подготовке студентов старших курсов с предприятиями с целью обеспечения их последующего трудоустройства, а также освоения студентами старших курсов дополнительных квалификаций.

Кроме того, в целях организации опережающего обучения Министерством формируется база данных в разрезе субъектов Российской Федерации, содержащая информацию о перечне программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, предлагаемых учреждениями различных уровней профессионального образования, а также образовательными подразделениями предприятий, для организации опережающего обучения.

Анализ полученных данных позволяет констатировать, что в настоящее время 2929 учреждений профессионального образования и образовательных подразделений организаций (из них 272 вуза, 799 средних специальных учебных заведений, 1476 учреждений начального профессионального образования, 92 учреждения дополнительного профессионального образования, 290 образовательных подразделений организаций) имеют программы, которые могут быть использованы для опережающего обучения.

Согласно полученной информации субъектами Российской Федерации предлагается к реализации более 40 тысяч программ, из них:

учреждениями начального профессионального образования:

21613 программ опережающего обучения (из них, 11970 программ профессиональной подготовки, 4999 программ переподготовки, 4644 программ повышения квалификации);

учреждениями среднего профессионального образования:

12064 программ опережающего обучения (из них 5729 программ профессиональной подготовки, 2779 программ переподготовки, 3556 программ повышения квалификации);

учреждениями высшего профессионального образования:

6193 программы опережающего обучения (из них 940 программ профессиональной подготовки, 1748 программ переподготовки, 3505 программ повышения квалификации);

учреждениями дополнительного профессионального образования:

1457 программ опережающего обучения (из них 262 программы профессиональной подготовки, 364 программы переподготовки, 831 программа повышения квалификации);

образовательными подразделениями организаций:

3144 программы опережающего обучения (из них 1665 программ профессиональной подготовки, 622 программы переподготовки, 857 программ повышения квалификации).

В целом наибольшее количество программ опережающего обучения имеют учреждения начального профессионального образования - 49% программ от их общего числа. По учреждениям среднего профессионального образования этот показатель составляет 27%, по вузам - 14%, по учреждениям дополнительного профессионального образования - 3%, а по образовательным подразделениям организаций - 7%.

В этой связи вузам необходимо активизировать взаимодействие с органами управления образованием в субъектах и территориальными службами занятости, которые имеют всю информацию о региональных программах содействия занятости.

В ближайшее время нами будут подготовлены и размещены на сайте Министерства рекомендации по формированию программ, необходимых для организации опережающего обучения.

Кроме того, мы рассчитываем, что образовательные и научные организации получат возможность создавать малые предприятия (Министерством подготовлен проект соответствующего закона).

На данный момент в распоряжении Минобрнауки имеется информация от 141 вуза о готовности к созданию малых предприятий. По умеренно-оптимистичным прогнозам на этих предприятиях может быть создано до 50 тысяч новых рабочих мест.

Правильным было бы использовать кризисную ситуацию во благо и не просто изучить возможность создания малых предприятий при вузах, а уже сейчас начать работу по организации их деятельности.

В заключение ещё раз подчеркну, что в условиях демографического спада, следствием которого будет в том числе значительное снижение притока внебюджетных средств в вузы, компенсировать это снижение смогут только те учреждения, которые максимально используют возможности по переобучению кадров, возникшие в связи с необходимостью решения проблем занятости населения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российские сми о мчс мониторинг за 11 Июль 2012 г (1)

    Руководство
    МЧС закупит 10 самолетов «Сигма-Классик» производства воронежской компании «ВираЖ» (Информационное агентство «Агентство Бизнес Информации», 22.08.2011) 14
  2. Бастион (2)

    Документ
    Экспертами Фонда перспективных исследований «БАСТИОН» было проанализировано свыше 1100 наиболее значимых источников (информационные агентства, федеральные и региональные печатные СМИ, Интернет), отобранных из базы Фонда и выявлено
  3. Проблемы с кредитами на образование не скажутся на обучении студентов

    Документ
    Российские студенты вузов, оплачивающие свою учебу с помощью льготных образовательных кредитов, продолжат обучение, несмотря на финансовый кризис, уверяет заместитель министра образования и науки Владимир Миклушевский.
  4. Книга «Ефим Пивовар. Медиабиография. 2006-2009»

    Книга
    В сборнике представлены выступления в российских и зарубежных средствах массовой информации известного российского историка, члена-корреспондента Российской академии наук, доктора исторических наук ректора Российского государственного
  5. Новости 7 (4)

    Документ
    ВЕДУЩИЙ: С главой ЦИК Владимиром Чуровым Дмитрий Медведев сегодня обсудил итоги прошедших выборов. Как сообщил Чуров, всего в ЦИК поступило около 3 сотне жалоб на различные нарушения.

Другие похожие документы..