Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА: опыт разрабатывался на основе теоретических положений Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, пс...полностью>>
'Документ'
Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах», Гражданским Кодексом Российской Федерации и другими ...полностью>>
'Документ'
Головною метою діяльності Державної науково-педагогічної бібліотеки України імені В. О. Сухомлинського (ДНПБ України ім. В. О. Сухомлинського) є інфо...полностью>>
'Конспект'
Финансовая деятельность предприятия — это организация финансовых отношений, возникающих в процессе работы у предприятия с другими юридическими и физи...полностью>>

План урока I. Вступление: о чём мы будем говорить сегодня? II

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема: «Магнитное поле Земли»

Цель урока: познакомить ребят с новыми понятиями: «Магнитное поле Земли», магнитная аномалия, магнитная буря, магнитные полюса Земли и др.

План урока

I.Вступление: о чём мы будем говорить сегодня?

II. Устный журнал:

1 Первая страница: «Компас указывает на ….» (о компасе)

2. Вторая страница: «Загадочный невидимка» ( о магнитном поле Земли и его природе).

3. Третья страница: «Магнитное поле Земли и климат».

4. Четвертая страница: «Будь здоров» (о влиянии на человека и животных магнитного поля Земли).

5. Пятая страница: «Космические аппараты рассказывают…» (об исследовании магнитных полей Земли и других планет с помощью космических аппаратов).

III. Заключение (шестая страница: «Подумай!»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ:

  1. Ответы на вопросы.

  2. Работа с тестом.

IV. Домашнее задание. Параграф №60. Ответить на вопросы параграфа.

1 ученик. Магнит – это камень из магнезии древнего города в Малой Азии, тело, обладающее намагниченностью. Магнитные линии известны людям с очень давних времён. В 1600 году Уильям Гильберт выпустил книгу под названием «Новая физиология» о магнитах, магнитных силах и великом магните – Земли, в которой привел факты доказывающие, что наша планета – магнит: ведь вертикально стоящие оконные железные решетки с течением времени намагничиваются ( под влиянием этого магнита); известно, что кусок магнитного железняка будучи подвешенным, ориентируется в пространстве особым образом ( тоже под влиянием этого магнита).

Этот факт является основой одного из величайших изобретений человека компаса.

Ведущий. Первая страничка нашего устного журнала называется «Компас указывает на…»

  1. Постоянными магнитами называют…

А. Тела, сохраняющие намагниченность длительное время.

Б. Тела, изготовленные из железа или стали.

В. Любые тела, находящиеся в магнитном поле.

2. По рисунку определите, будут ли взаимодействовать два плоских магнита.

А. Не взаимодействует.

Б. Притягиваются.

В. Отталкиваются.

3. В какой точке действие магнита на стальной шарик сильнее всего?

А. 1.

Б. 2.

В. 3.

Г. Везде одинаково.

4. Электрическое поле существует…

А. Только вокруг движущихся электрических зарядов, т.е. вокруг проводника с током.

Б. Как вокруг неподвижных, так и вокруг движущихся электрических зарядов.

В. Только вокруг неподвижных электрических зарядов.

5. Какие вещества сильнее притягиваются магнитом:

1)никель, 2)бумага, 3)сталь ?

А. 1. Б.2. В.3. Г.1,2,3.

Д.1,2. Е.1,3. Ж.2,3.

6. Магнитное поле существует…

А. только вокруг движущихся электрических зарядов, т.е. вокруг проводника с током;

Б. как вокруг неподвижных, так и вокруг движущихся электрических зарядов;

В. Только вокруг неподвижных электрических зарядов.

7. Что представляют собой магнитные линии магнитного поля?

А. Окружности;

Б. Кривые, расположенные вдоль проводника;

В. Кривые расположенные перпендикулярно проводнику;

Г.Замкнутые кривые охватывающие проводник.

Наш сегодняшний урок пройдёт в виде устного журнала о магнитном поле Земли. Речь пойдёт о земном и космическом магнетизме.

2 ученик. Из истории компаса.

Удивительная способность магнита притягивать железо была известна еще в древности. Свойство магнита, указывать на юг и север, было открыто позже. Но уже в III веке изготавливали особые югоуказатели в виде маленького человечка с вытянутой рукой. Эта фигурка древнейший компас – укреплялась на магните, который мог вращаться. Значительно позже арабы стали применять компас для мореплавания. Европейские мореплаватели пользовались компасом примерно с IX века, но не знали, почему один конец стрелки указывает на юг, другой на север.

Первые компасы представляли собой небольшие кусочки намагниченного железа, прикрепленные к пробке, плавающей в глиняном сосуде с водой. Такие примитивные приборы применяли кочевники при переходах через пески бескрайних пустынь. Эти компасы были настолько ценны для кочевников, что их держали в специальных ящиках между горбами верблюдов.

Устройство сегодняшнего компаса, такое: в плоской цилиндрической пластмассовой коробочке на острие стальной иглы находится магнитная стрелка. Один конец стрелки окрашен в синий цвет, он указывает направление на север; другой окрашен красным цветом, он указывает на юг; на дне коробочки расположено градусное кольцо.

Компасы бывают разные. Например, маршрутах геологов и географов сопровождает горный компас, у которого есть приспособление для изменения углов наклона поверхности Земли и горных пластов.

Всем известно, что магнитная стрелка компаса ориентируется в данном месте пр-ва всегда определенным образом. Как вы думаете: почему?

Ведущий. Попытаемся дать ответ, прослушав материал второй страницы нашего устного журнала. Она носит название «Загадочный невидимка» ее ведет… Моя тема «Магнитное поле Земли и его природа».

Сегодня ученые знают, что одна из особенностей земли как планеты – наличие у нее магнитного поля. Именно благодаря ему мы можем пользоваться компасом. Что же является источником этого магнитного поля. Первая причина- это процессы происходящие в недрах земли. Ядро земли является жидким и состоящим из железа; в нем циркулируют круговые токи, которые и порождают земное магнитное поле: вокруг токов всегда есть магнитное поле. В 1952 году ученые российские и американские открыли существование вокруг земли двух поясов. Их называют радиационными

Состоят они из движущихся потоков заряженных частиц протонов и электронов.

Таким образом, радиационные пояса – вторая причина существования магнитного поля у земли. Северный полюс магнита находится в южном полушарии на некоторой глубине, а Южный магнитный полюс в северном полушарии и тоже в недрах планеты. Если мы соединим эти полюса прямой, то полученный отрезок диаметром Земли не будет эта первая особенность магнитных полюсов Земли.

Есть еще одна интересная особенность этих полюсов. Они постепенно смещаются.

Учитель. На карте и глобусе обозначены полюсы Земли. Что такое полюс? Найдите полюса на глобусе, назовите их координаты. Как вы думаете: на какие два полюса географический или магнитный показывает стрелка компаса?

3 ученик. Итак, Земля обладает свойствами, позволяющими считать нашу планету магнитом с двумя полюсами Северным и Южным. Магнитные полюса не совпадают с географическими: Южный магнитный пояс находится в Северном полушарии, Северный в Южном.

4 ученик. Если соединить магнитные полюсы линией по поверхности Земли , то получится магнитный меридиан. Магнитные меридианы это силовые линии , идущие от одного магнитного полюса к другому, Магнитный меридиан не совпадает с географическими. Между ними образуется угол называемый магнитным склонением. Магнитное склонение бывает Восточным и Западным. Чтобы определить точное направление на Север надо знать показания компаса и магнитное склонение, которое дается на топографических картах. Магнитное склонение медленно изменяется поэтому карты земных магнитных полей сохраняют свою точность лишь на несколько лет и их составляют каждые пять лет.

5 ученик. Магнитное поле земли образует магнитосферу нашей планеты.

Она простирается на расстояние 70-80 тысяч километров и на многие миллионы километров в противоположную сторону. Это поле имеет магнитный шлейф или магнитный хвост. Он направлен на ночную сторону планеты. Земной магнитный шлейф тянется очень далеко и заходит за орбиту Луны. Советские космические аппараты Марс-2 и Марс-3 обнаружили следы этого шлейфа на расстоянии 20млн.км. от Земли.

6 ученик. В некоторых районах Земли величина, характеризующая ее магнитное поле (напряженность) всегда резко отличается от средних значений. Эта ненормальность (аналогия) может охватывать большие площади или малые. Большинство аномалий объясняется залеганием под поверхностью Земли горных пород, содержащих железные руды. В районе Курской магнитной аномалии напряженность магнитного поля в 5 раз больше средней.

Кратковременные изменения магнитного поля Земли, называемые магнитными бурями вызывают вспышки на Солнце и сопровождающие их выбросы потоков заряженных частиц. Особенно сильные магнитные бури возникают в том случае, когда такой поток охватывает всю Землю, менее сильные порождаются потоками частиц, происходящих мимо Земли.

Магнитное поле Земли оказывает влияние на процессы, происходящие в атмосфере, например на возникновение Полярных сияний, которые наблюдаются в высоких широтах на высотах до 1000 км.

Сияние вызывает потоки заряженных частиц идущие из космоса; в магнитном поле Земли в условиях разряженного воздуха так светится обычно атомы кислорода и молекулы азота.

Ведущий. Переворачиваем вторую страницу нашего журнала .Она называется « Магнитное поле земли климат.

В последние годы в исследовании изменений земного климата большую роль играют физические методы .С их помощью была , в частности установлена связь серьезных климатических изменений , происходивших на земле в течение миллионов лет, с изменениями магнитного поля земли.

Климат зависит, прежде всего, от притока лучистой солнечной энергии и от состава газов в земной атмосфере.

Процессы, происходящие в недрах Земли, порождают земное магнитное поле. Оно изменяется от эпохи к эпохе. Это поле препятствует проникновению заряженных частиц и космических лучей в атмосферу. Ученые разработали методы определения напряженности магнитного поля, которую Земля имела миллионы лет назад .Было установлено, что вулканическая лава остывая ,фиксирует магнитное поле, которое Земля имела во время извержения. Изучая образцы лав разных эпох, ученые находят значения магнитных полей остаточных и по ним определяют дату остывания лавы, и восстанавливают историю магнитного поля Земли. Ученые доказали, что в последние миллионы лет магнитное поле Земли возрастало. В то время, когда на Земле происходили крупные оледенения, оно было наиболее сильным. Интересны такие данные: конец последнего оледенения совпал с периодом резкого усиления магнитного поля Земли; период теплого климата совпал с периодом очень слабого магнитного поля Земли. Эти совпадения не случайны, а свидетельствуют о том , что процессы на Земле связаны с космическими процессами. Сейчас считают, что изменение климата нашей планеты связано с изменениями магнитного поля Земли.

Ведущий. Теперь мы знаем, что живем в магнитном поле Земли. Замечает ли наш организм это магнитное поле или нет? А если замечает, то в чем это проявляется? Надеемся это узнать из четвертой страницы нашего устного журнала. Она называется « Будь здоров!» Будем говорить о влиянии магнитного поля Земли на человека и животных.

7 ученик. Магнитное поле Земли (геомагнетизм) еще один фактор воздействия на человека и живые существа, его относят к геофизическим факторам. Действия геомагнетизма на здоровье человека может быть благоприятным и неблагоприятным У истоков этого явления стоял наш выдающийся биолог Чижевский. В своей книге « Физические факторы исторического процесса», он утверждал, что происходящие на Земле природные явления ,как землетрясение, извержения вулканов и многие социальные события эпидемии , войны в значительной степени зависят от 11 летнего цикла солнечной активности и солнечных бурь ,вызывающих на Земле бури магнитные. Магнитные бури влияют на состояние нервной системы, которые являются их своеобразным приемником. Нет никого, кто был бы свободен от воздействия геомагнитного поля. Влияние магнитных бурь на организм человека, особенно на больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, было выявлено французскими медиками в 1915-1919 гг. Они установили, что во время таких бурь больных охватывают продолжительные приступы боли, длящиеся 2-3 дня. У людей пожилого возраста в эти дни учащается пульс и повышается артериальное давление. Было отмечено также, что мужчины более подвержены воздействиям бурь, чем женщины. В магнитоактивные дни инфаркты миокарда случаются на 4,5 % больше ,чем в магнитоспокойные дни.

Чижевский считал, что физика может помочь оградить человека от такого рода вредных влияний природной среды. По его мнению, в роли спасителя выступает металл. Ученый предлагал помещать больных на период магнитных бурь в экранированных металлом палаты. В реальных же условиях люди в периоды магнитных бурь остаются незащищенными. Поэтому большое значение имеют заблаговременные прогнозы магнитоактивных дней: люди могут заранее принять лекарства. За многие годы эволюции организмы человека и животных адаптировались к существованию магнитного поля Земли и его некоторым колебаниям. Так, в них есть электромагнитный регулятор.

Магнитное поле Земли - своеобразный щит , оберегающий нас и весь органический мир. Не будь у Земли магнитного поля, защищающего ее от солнечной радиации, наша планета превратилась бы в выжженную пустыню, а живые существа погибли бы.

Часть вторая

I вариант.

1. Источник магнитного поля Земли…

2. Южный магнитный полюс Земли находится вблизи…

географического полюса.

3. Области на земном шаре, где направление магнитной стрелки всегда образует большой угол, с направлением магнитных силовых линий Земли называют…

4. Магнитная аномалия объясняется…

5. Магнитные линии магнитного поля Земли направлены…

Вариант II

    1. Магнитная стрелка, свободно вращающаяся вокруг вертикальной оси, всегда устанавливается в данном месте Земли в определенном направлении потому, что…

2.Северный магнитный полюс Земли находится

у …

географического полюса.

3. Кратковременный «всплеск» изменения магнитного поля Земли называют…

4. Причина магнитной бури…

5. Магнитные линии магнитного поля Земли направлены…

Часть первая: ответы на вопросы

  1. В книге «Пятнадцатилетний капитан» Жюля Верна есть такие строки:

«… По палубе скользнула какая-то тень.

Это был Негоро.

Подкравшись к компасу, судовой кок подложил под нактоуз (деревянный шкаф, на верхнем основании которого установлен компас.) какой-то тяжелый предмет, который он держал в руке. Несколько секунд он смотрел…, а затем бесшумно исчез.

Если бы Дик Сэнд, сменивший поутру Тома, заметил предмет, положенный Негоро под нактоуз, он поспешил бы убрать его.

Это был железный брусок».

_ Кто читал роман Жюля Верна , тот помнит, что корабль попал вместо Америки в Африку.

Как вы думаете, могло ли случиться такое под влиянием железного бруска, или это фантазия автора?

  1. Куда указывает стрелка исправного компаса?

  2. Куда направлено остриё синей стрелки компаса вблизи Северного географического полюса?

  3. Стальные пластины и рельсы, лежащие на складе, с течением времени оказываются намагниченными. Почему?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урок окружающего мира с применением икт по теме "Почва, её состав и свойства" (3-й класс)

    Урок
    - Прочитайте заголовок. Как вы думаете, о какой кладовой идёт речь? Что означают картинки? Приведите свои примеры из жизни. (Сажаем в землю весной 1 ведро картошки, а собираем 20 вёдер.
  2. Уроки, программы /Сост. Комарова Н. А., Малярова С. Г

    Урок
    Методический сборник включает два тематических раздела. В первый из них входят научно-методические статьи и рефераты, в которых представлены разные подходы к интерпретации произведений Л.
  3. Эзотерическая психология трактат о семи лучах том II всеми правами на издание книги владеет Люцис Траст

    Реферат
    Фонд управляется Люцис Траст, религиозно-просветительной, освобожденной от налогов корпорацией, собственностью которой является Люцис Паблишинг Компани.
  4. Прикоснуться к Небесам Детства

    Документ
    Перед Вами, дорогой читатель, сборник мастер-классов, представленных на Девятых Международных Педагогических Чтениях по Гуманной педагогике «Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света», проходивших в Москве
  5. Свами Сатьянанда Сарасвати Введение урок

    Урок
    Это сбалансированное руководство (в трёх томах) разработано Бихарской школой йоги. Оно использует разные направления йоги - хатха-йогу, бхакти йогу, джняна йогу и крийя-йогу, предлагая выверенную многолетней практикой последовательную

Другие похожие документы..