Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Зміст модуля: Наукові основи економічного аналізу та його зв'язок з іншими науками. Предмет, зміст, принципи та завдання економічного аналізу. Економі...полностью>>
'Примерная программа'
Цель – анатомо-хирургическая подготовка студентов, необходимая для последующих занятий на клинических кафедрах и при самостоятельной врачебной деятел...полностью>>
'Расписание'
и.н., доцент Ямашев В.М. УЛК-704 17.40. Всеобщая история (лекция) К.и.н., доцент Ямашев В.М. УЛК-704 среда 7.09.0 . 14.00. Дисциплины специализации по...полностью>>
'Документ'
Видання містить інформацію про напрями та тематику досліджень, наукові публікації та основні результати діяльності Інституту регіональних досліджень ...полностью>>

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Махачкала 2008

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Обычно верующие мусульмане злые дела приписывают демонам во главе с Иблисом. Чтобы избежать искушения демонов, отогнать или умилостивить их, многие мусульмане прибегают к заклинаниям, амулетам и талисманам.

Следующим важнейшим догматом ислама является учение о пророках и пророке. В Коране говорится о 28 пророках, в богословской литературе упоминается более 24 тысяч пророков. «Мы отправили к каждому народу посланника» (XVI, 38). Но только 313 из них принесли людям книги откровений. По Корану, шесть из них являются наиболее признанными. Это - Адам, Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус), Мухаммад – «печать пророков». Второстепенными пророками считаются Давуд (Давид), Якуб (Яков), Иусуф (Иосиф), Аюб (Иов). Пророки обладают даром совершать чудеса. Но Му-хаммад признавал за собой только одно чудо - откровение Корана. Однако мусульманское предание приписывает ему и другие чудеса. В суре 54, аятах 1-2, говорится о расколотом надвое месяце. В этих аятах речь идет о знамении, предвещавшем конец света. Но мусульманские богословы рассматривают это как чудесное деяние Мухаммада. И все же, по Корану, Мухаммад - самый авторитетный из «посланцев Бога». Среди всех пророков именно он признается наиглавнейшим, доводящим до людей истинную, без всяких искажений божественную религию - ислам. Мухаммад является последним пророком, посланным Богом с откровением к людям, после него завершается пророческая миссия. Поэтому его и называют «печатью пророков».

Признание Божественных Писаний, четыре из которых известны под названиями: Тора (Таврат), дарованная Моисею, Псалмы Давида (Давуда), Евангелие (Инджил) от Иисуса и Коран, ниспосланный Мухаммаду – еще одна из основ мусульманского вероучения. Пятой основой является бессмертие души.

Коран разделяет природу человека на две сущности - телесную и духовную. Аллах вылепил тело человека из глины. Но человек оставался безжизненным истуканом, пока Аллах не «вдунул в него от своего духа» (XXVII, 8). Эта божественная душа считается бессмертной, а тело рассматривается как временная оболочка, вместилище для нее.

Учение о загробном мире, воскресении мертвых, о том, что жизнь на земле - это время, отпущенное Аллахом для приготовления к вечной жизни (ал-ахира) после смерти также занимает большое место в вероучении ислама.

В Коране неоднократно подчеркивается никчемность земной жизни. «Здешняя жизнь - только игра и забава» (6, 36). «О народ мой! Ведь эта ближняя жизнь — только пользование, а ведь будущая - дом пребывания» (40, 42).

Одним из важнейших элементов ислама является вера в Страшный суд, ад и рай. В Коране этот догмат веры занимает исключительно важное место, особенно в ранних сурах (1,3, 37, 20, 32, 29, 19, 39 и ел.). О Страшном суде говорится в суре «ал-Фатиха» - «Царю в день Суда» («Дня Страшного суда Властелин»).

Единственное спасение для людей - это признание единого властителя Судного дня - Аллаха, покаяние и покорность ему. Тем лицам, которые признают и беспрекословно исполняют эти главные идеи ислама, не страшен Судный день, Мухаммад будет для них заступником, и они попадут в рай. Наоборот, отступников ждут адские мучения. Первым признаком, предвещающим конец света, будет внезапное распространение нечестия среди людей: исчезнет мекканский храм, забудется Коран. Тогда произойдет пришествие махди («ведомого истинным путем»), вдохновенного свыше Аллахом. Перед концом света должен появиться Даджжал. Он прибудет с какого-то далекого острова в ту самую минуту, когда Йаджудж и Маджудж, дикие азиатские народы, о которых говорится в Коране (18, 93), разобьют стены, бывшие до этого для них непреодолимым препятствием. Даджжал будет исполинского роста и приедет на огромном осле. Его царствование продлится сорок дней, во время которых он опустошит землю. Тогда снизойдет на Святую землю пророк Иса (Иисус), убьет Даджжала и отправится молиться в Иерусалим. Затем в течение сорока лет до его смерти любовь и счастье будут царить на земле.

Следует обратить внимание и на то, что в исламе, в отличие от других религий, ответственность за свои действия перед Аллахом несет не народ, а отдельная личность. И это не случайно. Индивидуальная ответственность перед Аллахом обязывает каждого верующего всегда чувствовать себя во власти Аллаха, зависимым от него и покорным ему.

Исламский ад (джаханнам) состоит из семи кругов или ярусов. В Коране говорится о «семи вратах», ведущих в семь ярусов (15, 44). Ад снабжен всевозможными орудиями пыток и самыми утонченными и изощренными средствами для истязания грешников. «Одежды, выкроенные из огня», кипяток, железные крючья, зловонная и ядовитая пища, скорпионы и змеи - это далеко не полный перечень адского арсенала. Коран говорит о том, что неверные и грешники будут пребывать между жизнью и смертью. Но окончательной смерти там не будет, а будут вечные мучения. (20,74; 88, 12, 13). «Ведь тот, кто приходит к своему Господу грешником, - для него Геенна, в которой он не умирает и не живет». (20, 76). В ад попадают две категории людей. Это неверующие и лицемеры, которые навечно останутся в нем, и грешные мусульмане, которые пробудут в нем определенное Богом время, чтобы искупить свои грехи; после этого очищения они будут приняты в рай. Если ад описывается в исламе исключительно черными красками, то рай (джаннат) - как царство блаженства для праведников. Мусульманский рай представляется в виде чудесного оазиса с садами, где все в изобилии: вкусная еда, питье, шелковые одеяния, молочные и медовые реки. В раю каждому мусульманину выделены гурии (хури) - черноокие девы с шелковистыми косами, с нежной, почти прозрачной кожей. Они всегда готовы дарить праведникам свои ласки.

Большое внимание в исламе уделяется и такому догмату веры, как предопределение (кадар - в хадисах, такдир - у богословов). Об этом догмате многократно говорится в Коране (25, 2; 7, 32; 10, 50 и сл.). Согласно учению ислама, жизнь и действия каждого человека заранее предопределены Аллахом. Так, например: «Не подобает душе умирать иначе, как с дозволения Аллаха, по писанию с установленным сроком» (3, 139); высочайший, «который распределил и направил» (87,3) и «Не постигнет нас никогда ничто, кроме того, что начертал нам Аллах» (9, 51). Дела людские записаны на «тщательно охраняемой скрижали» еще до сотворения мира, «скрижали хранимой» (35, 25; 36, 11). Сам пророк назвал предопределение важным составным элементом веры. А вот так он толковал предопределение: «Как доброе, так и злое происходит в мире в той мере, степени и по той причине, которую определяет Божественная мудрость».

Идея предопределения означает, что все события мировой истории и человеческой жизни в прошлом, настоящем и будущем есть прямое свидетельство действия воли Всевышнего. Он настраивает мусульманина на покорное принятие своей судьбы, смерти и посмертного существования. Поэтому от человека требуется неукоснительное соблюдение заповедных Аллахом законов и правил поведения, - для достижения вечного блаженства в Раю и для спасения от мук Ада.

В то же время, по Корану, за свои поступки верующие должны нести ответственность. За грех, который мусульманин совершает (хотя заранее все предопределено сверху) по своей вине, он должен быть наказан в Судный день.

Среди наиважнейших культовых обрядов ислама следует назвать «пять столпов ислама и веры». К ним относится: 1) исповедание веры - шахада (араб, «свидетельство»); 2) молитва - салат (намаз); 3) пост - саум (ураза); 4) обязательная милостыня - закят; 5) паломничество (хадж) в Мекку, в храм Кааба.

Учение ислама о пяти «столпах» культа называется «аркан ад-дин».

Из пяти «столпов» культа только первый относится к догматической проблеме. Он выражается в формуле: «Свидетельствую, что нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха» (ля иляха илляллаху ва анна Мухаммад расул алла). Этот символ вероучения ислама содержит в себе два основных догмата: исповедание единобожия, признание единого Бога - Аллаха (таухид): признание пророческой миссии (расул) Мухаммада (шахада).

Вторым столпом ислама и веры является предписанная обязательная молитва - салят (с араб.) или намаз (с перс.). Намаз (салят) называют «ключ от рая».

В мусульманской практике количество намазов установлено пять раз за сутки:

1) утренняя молитва (салят ас-субх) на рассвете, до восхода солнца;

2) полуденная молитва (салят аз-зухр);

3) предвечерняя молитва, перед закатом солнца (салят ал-'аср);

4) послезакатная молитва (салят ал-магриб);

5) ночная моЛитва перед отходом ко сну (салят ал-'иша).

Перед совершением намаза верующий должен сделать ритуал омовения. Осуществляется он двумя способами: водой, а там, где нет воды, - чистым песком. Ритуальное омовение бывает двух видов:

1) малое омовение (вуду) - омовение только рук до локтей и ног, совершаемое перед каждой молитвой;

2) полное омовение всего тела (гусль).

При совершении намаза верующий должен обращать свое лицо в сторону Мекки (Киблы). Кибла установлена в связи с нахождением в Мекке мусульманского храма «Святой Каабы» с «черным камнем» (хаджар аль-асвад). Все молитвенные дома (мечети), надгробные памятники, могилы мусульман строятся фасадом в сторону Мекки.

Самым почетным считается намаз, совершенный в полдень в соборной мечети (джум'а).

Третий столп ислама - пост (саум), предписанный мусульманам в течение всего месяца рамазана (рамадана). По мусульманскому преданию, в этот месяц (27 числа, «лайлат ал-кадр») Мухаммаду было передано первое откровение. До лунного мусульманского календаря рамадан (араб, «рамад» - жара) приходился на месяц июнь - самый жаркий период в Аравии. До возникновения ислама он считался одним из четырех доисламских священных месяцев. Пост рамадан был введен через 17-18 месяцев после хиджры как обязательный для всех верующих (фард).

В месяц рамадан мусульмане должны в течение 30 дней ежедневно поститься до того момента, когда уже нельзя отличить белую нить от черной (2, 188). С наступлением темноты запреты снимаются, однако рекомендуется не предаваться излишествам, а проводить время в размышлениях, беседах, чтении. Кроме общеобязательного поста, Коран рекомендует искупительные посты. В шариате до мельчайших подробностей разработаны обязательные правила соблюдения поста. От мусульманского поста освобождаются: больные, старые люди, беременные женщины и кормящие матери, путешественники и воины, участвующие в битве. Тот, кто освобождается от поста в месяц рамадан, должен поститься в другой месяц. Окончание поста отмечается как один из главных мусульманских праздников - ид ал-фитр (ураза-байрам).

Четвертый столп ислама - закят (очищение) - обязательная милостыня. Коран в нескольких местах предписывает мусульманам обязательно уплатить закят.

Согласно Корану (IX, 60 и др.), закят раздавали только бедным, нищим, вдовам, одиноким мужчинам, сиротам и инвалидам. Размер закята, его форма, расплачивающиеся лица и т. д. были строго регламентированы. Обычный размер закята составляет 2,5% годового дохода. Закят взимается раз в год по лунному календарю.

Кроме обычного закята, существует еще другая форма мусульманского налога - закят ал-фитра (налог-милостыня). Он раздается с наступлением вечера в день разговения, по случаю окончания месячного поста рамадана. Закят ал-фитра, как правило, платится за каждого взрослого члена каждой состоятельной мусульманской семьи.

Немаловажна в мире ислама и такая форма милостыни, как садака - добровольная милостыня, предписанная исламом каждому имущему мусульманину. Садака может передаваться непосредственно нищим, беднякам, сиротам и т. д. или распределяться через мечети, святые места, авторитетных духовных лиц.

Пятый столп ислама и веры составляет хадж - паломничество. Хадж - арабское слово, означающее посещение священного для мусульман города Мекки и его храма Каабы (арабск. «куб»). Кааба представляет собой квадратное здание размером 10x12,5 м с плоской крышей. Стены выложены из камня сухой кладки, высотой 4,5 м. В них вмурованы два священных камня: один в восточном углу, другой, наиболее почитаемый, - в южном. Доисламская Кааба фактически являлась хранилищем каменных идолов, символизирующих племенные божества. В тот период в ней не совершались жертвоприношения. В 13,5 м от Каабы лежал еще один священный камень, который после победы ислама был связан с именем Ибрахима и получил название «макам Ибрахима» (место, на котором стоял Ибрахим, когда хотел принести в жертву своего сына Исмаила). На расстоянии 20 м на восток от Каабы находится священный источник Замзам. В черте города находились еще два холма: ас-Сафа и ал-Марва. После их посещения и принесения жертвы завершался обряд паломничества.

За пределами долины Мекки, в ее храмном комплексе, были еще два места поклонения: долина Мина и гора Муздалиф. Самым отдаленным внехрамовым местом поклонения являлась гора Арафат.

По поводу хаджа в Коране говорится: «И совершайте хадж и посещение ради Аллаха... А если кто из вас болен или у него страдания в голове, то - выкуп постом, или милостынею, или жертвой...» (11, 192). Среди святых мест Мекки самым священным считается черный камень, обрамленный серебром, вмурованный в углубление северо-восточной части храма. Многие легенды связаны с историей черного камня. Верующие полагают, что он якобы без всякой поддержки висит в воздухе над землей, на высоте 1,5 м. Мусульманское предание гласит, что когда этот камень был дарован Аллахом Адаму, он был белоснежным, но почернел от людских грехов. Существует версия о метеоритном происхождении камня.

Наука не располагает точными данными о возрасте Каабы, т.к. научные исследования на территории Мекки запрещены.

Кроме перечисленных столпов, освященных Кораном как обязательные (фард), существуют и другие предписания, которые в мире ислама приобретают не менее важное значение. Это отношение к женщине, семейно-наследственные дела, запреты, касающиеся пищи, изображения животных, живых существ, обряд обрезания и другие.

Наиболее почитаемые в мире ислама праздники - ид ал-Адха (великий праздник жертвоприношения, известный у нас под тюркским названием «курбан-байрам») и ид ал-Фитр (малый праздник разговения, известный в нашей стране под тюркским названием «ураза-байрам»).

Праздник ид ал-Адха является частью мусульманского хаджа в Мекку. Он начинается 10 зу-л-хиджа (12 лунный месяц по мусульманскому календарю) и продолжается 3-4 дня. Курбан-байрам начинается в день завершения хаджа, когда паломники совершают обряд жертвоприношения в долине Мина в память жертвоприношения Ибрахима (Авраама). Обычно жертвенными животными становятся овцы (одна овца за одного человека), верблюд или одна голова крупного рогатого скота - за 1 - 10 человек.

Ид ал-Фитр (ураза-байрам) отмечается мусульманами в честь окончания месячного поста. Праздник начинается в первый день следующего за рамаданом 10-го месяца шавваля и длится 3-4 дня. В дни этого праздника состоятельные мусульмане раздают беднякам садака, посещают кладбища, читают молитвы на могилах предков и т. д.

Кроме этих двух главных праздников ислама существуют праздники мавлид ан-наби, мир'адж.

Праздник мавлид ан-наби установлен в честь дня рождения Мухаммада и отмечается мусульманами по лунному календарю 12-го числа - раби ал-аввал, хотя историческая достоверность даты рождения Мухаммада не установлена. Широкой популярностью среди верующих мусульман пользуется праздник мир'адж - праздник вознесения, по которому в 27-ю ночь месяца раджаб пророк Мухаммад совершил на белом существе Бураке (от араб, блестящий, молния) путешествие в Иерусалим и оттуда на семь небес к престолу Аллаха. В Коране об этом говорится в суре «ал-Исра» (перенос ночью) (17, 1).

Праздничным днем у мусульман считается пятница (йаум ал-джум'а). Это еженедельный праздник. В этот священный для мусульман день все собираются для совершения коллективной молитвы в соборной джума мечети и слушания пятничной проповеди (хутба).

Наконец, шииты отмечают траурное шествие ашура шахсей-вахсей»), который посвящен памяти ал-Хусейна ибн Али - третьего шиитского имама, убитого 10 октября 680 г. во время битвы с халифскими войсками, возглавляемыми Йезидом. В день поминовения Хусейна шииты устраивают траурные мистерии, инсценирующие историю мученической смерти Хусейна - внука пророка Мухаммада. Кульминационным моментом является 10-й день мухаррама. В этот день участники церемонии громко оплакивают Хусейна и его брата, второго шиитского имама Хасана, некоторые наносят себе кровоточащие раны кинжалами, цепями, подчеркивая тем самым скорбь утраты Хусейна и Хасана. Место захоронения Хусейна - г. Кербала (Ирак) - является центром паломничества шиитов.

Тема 3.2. ИСЛАМСКИЙ РАДИКАЛИЗМ

Специфика исламской религиозной системы заключается в том, что, мусульманское сознание способно органично впитывать фундаменталистскую идеологию. Так, в исламе институционализация нормативных компонентов культурной системы в качестве конститутивных структур системы социальной имеет ярко выраженный характер (нагляднее всего это воплощается в шариате), а земной мир предстает как важнейшее поле реализации трансцендентных представлений.

Взаимопроникновение религии и политики отчетливо прослеживается в мусульманском понимании истории, трактуемой как процесс замещения естественного невежественного общества (джахилийи) правильным мусульманским. В этом контексте появление уммы (мусульманской общины) означает своеобразный «конец истории».

Поскольку в исламской мысли Бог, а не человек является источником и объектом истории, без знания слов, образа жизни и привычек Пророка Мухаммада и его ранних последователей невозможно обрести спасение. В этом смысле историческая память и вера слились, следовательно, социально-политический идеал исламского фундаментализма (подчеркнем: общинный идеал) знаком и близок каждому мусульманину.

Анализируя актуальную для понимания корней фундаментализма трактовку проблемы политического повиновения, мы видим, что из иудейско-христианской традиции в ислам перешли тезис о пророке, возникающем, чтобы укорить несправедливого правителя, и вера в мессию, приходящему, чтобы установить божественный порядок на земле. Эта радикальная традиция, утвержденная Пророком в Мекке, получила развитие при его преемниках, халифах, с исламскими завоеваниями, известными в исламской историографии как «футух» (букв, «открытия»), которые рассматривались как «открытие» невежественных людей к новому божьему промыслу. В случае с мусульманскими режимами сложились две зафиксированные в Коране и хадисах позиции: пассивная («О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас» (Коран: сура 4: аят 62) и активистская («Лучший джихад - того, кто скажет справедливое слово против деспотической власти» [Изречения Мухаммада. - Б.м., Всемирный исламский университет, публикация №11,1995]).

Для суннитов в целом послушание власти есть священное предписание, которое может терять силу при редких и исключительных обстоятельствах, например, в случае противоречия требований правителя шариату. И, хотя в более поздние периоды мусульманской истории политическое повиновение стало рассматриваться как обязательное («Шестьдесят лет (власти) деспотичного правителя лучше, чем одна ночь без правителя»), принцип повиновения «с условием» впоследствии актуализировался под влиянием национально-освободительной борьбы и закрепился в исламизме – политическом исламе.

На основе проведенного анализа И. Кудряшова выводит общую историческую парадигму для мусульманских политий, которую суммирует следующим образом: вера, что ислам есть образ жизни, по определению превосходящий все другие; величие и процветание даруются тем сообществам, которые не отступают от праведного пути, ведущего к идеальной экзистенции и, таким образом, к спасению; отклонение от этого пути ради осуществления ложных замыслов и земных амбиций завершается вырождением; возрождение требует духовного очищения через борьбу с разложением и выполнение обязательств перед Аллахом.

Для понимания истоков современного фундаментализма и одновременно его «особости» по сравнению с предшествующими движениями «за возвращение к основам» проведем краткий анализ «ранней фундаменталистской» и реформаторской мысли. Протофундаменталистские течения появлялись в исламе неоднократно и, как правило, на фоне системного кризиса в культурной, политической и социоэкономической сферах. При этом жизненный путь Пророка (как утверждает Али Мухаммад Аль-Хашими, «Мухаммад… был послан как милость для миров и всей своей жизнью, зафиксированной в его Сунне, явил собой этот уникальный образ мусульманина, живущего достойной и чистой жизнью, придерживающегося справедливости, смирения и милосердия и побуждающего своей улыбкой в сердцах людей все доброе и внушающее надежду») создал как бы ролевую модель (говоря кораническим языком, «хороший пример») для лидеров исламских движений: оппозиционный лидер - эмиграция - формирование правительства и армии - возвращение - политическое изменение. Этой модели, следовали, например, Аббасиды и Фатимиды. В период упадка Омейядов «ранний фундаментализм» связан с именем Омара ибн Абдель Азиза (халифа Омара II; ум. в 720), инициировавшего реформу правления в соответствии с истинными исламскими принципами, и шиитским движением 750 г., на волне которого пришли к власти Аббасиды. Широкие протесты против введения халифом Ма'амуном в качестве официальной идеологии муатазилитской доктрины возглавил Ахмед Ибн Ханбал (780-855), вошедший в историю как первый «святой отец» суннитского фундаментализма и основатель одноименной догматико-правовой школы - мазхаба. В Египте представителем исламского обновления стал имам аш-Шафии (767-854). Кризис легитимности династии в X веке породил широкую оппозицию, одним из проявлений которой было движение карматов (шиитов-исмаилитов); на этот же период приходится деятельность аль-Газали, который боролся за институционализацию анти-муатазилитской ортодоксии. На закате династии Омейядов в Испании призыв вернуться к исламским основам прозвучал со стороны выдающегося теолога и везира Ибн Хазма Андалусийского (994-1064), а ослабление Фатимидов, кризис исмаилизма, войны с крестоносцами вызвали суннитскую возрожденческую волну во главе с Салах ад-дином (1171-1193). Уничтожение Аббасидского халифата монголами в 1258 г. - важная веха для исламистских авторов, проводящих параллели между XIII в. и современным состоянием исламского мира. Исламская политическая мысль того периода (Ибн Таймийя (1263-1328) и его ученики Ибн аль-Кейим (1292-1350) и Ибн Касир (1300-1373) была весьма воинственной: опустошения, анархия породили политический вакуум и острый духовный кризис. С конца XIII в. в Ираке и Иране начались выступления шиитских протофундаменталистов – «двенадцатиричников»исна 'ашарийа»).

По мнению И. Кудряшовой, «ранние фундаменталисты» средневековья развили общее четкое предписание, весьма важное для мусульманского вероучения: всякий мусульманин обязан взращивать добро и отстранять все дурное, руководствуясь кораническим «не равняются сидящие из верующих, не испытывающие вреда, и усердствующие на пути Аллаха своим имуществом и своими душами...» ( Коран. 4:97).

Если обратиться к современным трактовкам, то можно рассматривать этот тезис в двух аспектах: мусульманин должен быть борцом либо в плане внутреннем, чтобы преобразовывать общество и направлять заблудших согласно велениям доктрины, либо во внешнем, чтобы отстаивать и распространять влияние общины добра, ибо община добра - это государство добра.

Общий упадок Османской империи в XVIII в. обусловил возросшую самостоятельность провинций, где развернулись движения против «отуреченного» ислама. Во главе их стояли харизматические лидеры, проповедовавшие идею спасения через очищение религии, - Ибн Абд аль-Ваххаб (1703-1791) в Аравии, Мухаммад Ибн Али ас-Сенуси (1787-1859) в восточной части Сахары и Мухаммад Ахмед ибн Абдалла (Махди) в Судане.

Все эти движения, развиваясь в параллельных контекстах внутриисламского диалога и противостояния Западу, имели общий концептуальный и практический знаменатель - последовательно осуществляемые стадии хиджры и джихада. Для понимания вызревания исламского фундаментализма в И. Кудряшова выделила такие их характеристики, как: постулат о возвращении к истинному исламу как религии единого Бога (таухид) и, следовательно, необходимость очищения его от языческих обычаев и иностранных «приращений»; отстаивание независимого суждения в вопросах богословско-правового комплекса (иджтихад), соединенная с неприятием слепого следования авторитету муджтахида (таклид) какой-либо одной богословско-правовой школы (мазхаба); необходимость хиджры (переселения) с территорий, контролируемых неверными и язычниками, что было первым шагом к сопутствующему принятию джихада против врагов ислама; вера в одного лидера, воспринимаемого либо в качестве «возобновителя» религии (муджтахид), то есть не более чем имама, либо в качестве ожидаемого мессии (махди). Причем, если в «раннем» суннитском фундаментализме представление о махди могло видоизменяться после поражений или неудач претендентов, то в шиизме оно носило хилиастический (хилиазм (от гр. сhiliasmos - тысяча), в данном случае – религиозно-мистическое учение о тысячелетнем земном «царствовании Махди») и генеалогически выверенный характер.

Кроме того, представители радикального крыла суннитского «раннего фундаментализма» (наиболее выдающимися из них были Ибн Ханбал, Ибн Хазм, Ибн Таймийя и Ибн Абд аль-Ваххаб), при всех различиях между ними, создали прототип модели активистского исламского политического поведения: воинственность и джихад в деле защиты ислама; соединение фундаменталистской идеи с активной политической позицией в личной жизни; готовность бросить вызов религиозной и политической власти, приносить жертвы во имя Аллаха.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методика преподавания прав ребенка Учебно-методическое пособие для студентов высших

    Учебно-методическое пособие
    доктор политических наук, профессор, директор Института Европейских, Российских и Евразийских исследований Карлтонского университета, советник российско-канадского проекта "Усовершенствование работы с молодежью группы риска в Российской Федерации»
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 03 «Страноведение и международный туризм» Для специальности 020401 География

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Страноведение и международный туризм» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Страноведение
  3. Паказальнік літаратуры, якая прапануецца для пераразмеркавання выпуск 1, 2010 г

    Документ
    Прапануем першы выпуск Паказальніка літаратуры, які змяшчае інфар-мацыю аб новых паступленнях у фонд ўнутрырэспубліканскага дакументаабме-ну і пераразмеркавання аддзела камплектавання фондаў Нацыянальнай біблія-тэкі Беларусі.
  4. Паказальнік літаратуры, якая прапануецца для пераразмеркавання выпуск 1, 2011 г

    Документ
    Прапануем чарговы выпуск Паказальніка літаратуры, які змяшчае інфармацыю аб новых паступленнях у фонд ўнутрырэспубліканскага дакументаабмену і пераразмеркавання аддзела камплектавання фондаў Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі.
  5. Библиографический указатель Махачкала, 2008 ббк 78,5 л 52 удк 002 Летопись печати Дагестана за 2008 г

    Библиографический указатель
    Библиографический сборник состоит из разделов: Книжная летопись; Авторефераты диссертаций; Периодические издания. Журналы. Продолжающиеся издания; Дагестан в печати РФ.

Другие похожие документы..