Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Приглашаем на экскурсию «Саксонский монарх – Дрезден»: Дрезденский оперный театр - один из красивейших в мире, превосходный Цвингер с его разнообразн...полностью>>
'Документ'
Совместным постановлением Правительства и Национального банка от 6 января 2009 года утверждены Меры по обеспечению стабильной работы валообразующих и...полностью>>
'Документ'
В целях получения наиболее полной и достоверной информации о развитии малого и среднего бизнеса во исполнение Федерального закона от 24.07.2007г. № 2...полностью>>
'Документ'
факс На основании Определения Хозяйственного суда от направляю Вам: 1. Заключение о факте банкротства с Отчетом об имуществе. . План ликвидации . 3. ...полностью>>

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Махачкала 2008

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РАЗДЕЛ III. ИСТОРИЯ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА В ИСЛАМЕ

Тема 3.1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ИСЛАМА

Ислам (араб. ислам - предание себя (Богу), покорность) или мусульманство (араб. муслим - предавший себя Аллаху – мусульманин) – самая молодая по времени возникновения (VII в н.э.) и вторая по распространенности мировая религия.

Число мусульман в мире оценивается по разным данным от 800 млн. до более 1 млрд. чел., большинство из которых составляли сунниты (90%) и 10% шиитов. В начале двухтысячных годов считалось, что в мире 1,3 млрд. мусульман: в Азии – 840 млн., в Африке – 400 млн., в Европе – 50 млн., в Америке – 9 млн., в Австралии и Океании – около 1 млн. Из них: в России – 14, во Франции – 6, в Германии – 4, в Великобритании – 2, в Италии, Испании и Нидерландах – по 1 млн. человек.

В 35 странах мусульмане составляют большинство населения, в 18 – последователи ислама представляют собой влиятельное меньшинство. В 28 странах он является государственной религией, в том числе в Алжире, Афганистане, Египте, Ливии, Иране, Ираке, Марокко, Саудовской Аравии, Судане, Пакистане, многих странах Африки и т.д., где оказывает существенное воздействие на социально-политическую и культурную жизнь.

По поводу происхождения ислама известно множество мнений. Рассмотрим некоторые из них.

Мусульмане, как рядовые верующие, так и богословы, убеждены, что их вера (иман) дана единым Аллахом, который через ангела Джабраила (Джибриль) передал пророку Мухаммаду содержание небесной книги – Корана. Мухаммад, отмеченный божьей благодатью, своими проповедями наставил людей на путь истинной веры.

Европейские ученые XIX в. чаще всего рассматривали ислам исключительно как религиозное движение, вызванное к жизни под непосредственным влиянием запросов и потребностей «мятущейся души» арабского пророка Мухаммада.

Одни полагали, что это было движение кочевников-бедуинов, направленное против городов и торговой знати, т.е. движение за землю; вторые считали, что кочевники, примкнувшие к исламу, были главной боевой силой земледельческой бедноты Медины, составившей основную социальную базу раннего ислама; третьи оценивали новую религию как движение средних и мелких торговцев, направленное против господства мекканской торговой знати.

В итоге большинство исследователей этого направления пришли к выводу, что в раннем исламе соединились движения различных общественных слоев арабского населения того времени.

Ислам – новая надплеменная, монотеистическая религия является осбенным отражением общественных, экономических, политических, духовных, природных и иных изменений условий жизни в тогдашнем арабском обществе.

Крупнейший раскол в исламе состоялся во второй половине VII в. в ходе политической борьбы за престол халифа.

Суннизм (араб. сунна – путь, пример, образ действия) был официальной религией Арабского халифата. Его последователи называют себя ахль ас-сунна (люди Сунны) и считают, что только они придерживаются традиции пророка, которую шииты искажают. Формально суннитом считается тот мусульманин, который признает законными первых четырех халифов. Халифом называли в раннем исламе и в суннизме человека, который избирался главой мусульманской общины (араб. умма – народ, нация), который выполнял некоторые функции Мухаммада, т.е. был его представителем (наибом). Сменявшие друг друга халифы, должны были быть благочестивыми людьми, лучшими из лучших, избранными общиной, ревнителями шариата (от араб. шариа – ясный, правильный путь к цели) – норм жизни мусульманина, отвечавшими за выполнение божественных установлений. На него возлагались обязанности руководства священной войной и управление завоеванными территориями. В своем высоком звании «заместитель Пророка» халиф выполнял обязанности, с одной стороны, верховного главнокомандующего армиями (араб. амир аль-мумин – повелитель верующих), а с другой – руководил общественной молитвой, был имамом (от араб.: амма – стоять впереди, предводительствовать). В принципе он считался главой всех мусульман мира. Он был неограниченным властелином, а восставать против него, как говорится в священном предании, означало восставать против Аллаха. Первым халифом был наиболее близкий соратник Мухаммада Абу Бакр, следующие за ним – Омар, Осман и Али, которых сунниты называют «праведные халифы».

Другим существенным признаком суннизма является признание достоверности канонических сборников хадисов (рассказов о поступках и высказываниях Мухаммада и его сподвижников, составляющих Сунну, (Священное предание) – второй по значимости вероучительный источник мусульман – суннитов после Корана (Священное Писание).

Шиизм (от араб. шиа – партия, группировка, присоединиться к кому-либо) – обобщающее название множества течений и сект, признающих единственно законными преемниками пророка Мухаммада только четвертого халифа Али. Образовавшаяся в начале второй половины VII в. группировка сторонников Али (аш-шиа) считала, что ему принадлежит исключительное право на имамат – верховную власть. Обосновывалось это утверждением о том, что лишь Али и одиннадцать его потомков по мужской линии (двенадцать имамов) могут выступать посредниками между Богом и людьми, наделяя их недоступных непосвященным знаниями. Отсюда вытекает, что имамат, подобно пророчеству, есть божественное установление. В силу этого право на имамат должно принадлежать Алидам (потомкам Али ибн Абу Талиба), переходя по наследству. Такой выбор объяснялся близким родством Али с Мухаммадом, которому он был двоюродным братом и зятем. У него было много детей от разных жен, но самыми известными стали Хасан и Хусейн от Фатимы, дочери Мухаммада. Они были двоюродными внуками или внучатыми племянниками пророка, у которого не осталось прямых потомков по мужской линии. Десять из двенадцати имамов, признаваемых шиитами–имамитами, дала линия Хусейна. В настоящее время многочисленные потомки Алидов живут во всех мусульманских странах. Их называют сейиды или шерифы, имеющими преимущественное право носить зеленую чалму. Сейид (от араб.: саййид – вождь племени в доисламской Аравии)почетное прозвище потомков внука Мухаммада Хусейна. Шериф (от араб.: шариф – благородный) – потомки внука пророка Хасана.

Отсюда вытекает, что для суннитов имам есть духовный и светский глава, избираемый или назначаемый людьми, а для шиитов он является таковым по своей сущности благодаря таинственной «божественной благодати», переходящей от одного имама к другому. В первом случае речь идет о выборном принципе главы мусульман, а практически все шииты, кроме зейдитов (сторонники создания теократического (греч. theos бог и kratos власть, форма правления, при которой политическая власть принадлежит духовенству, церкви (мечети) государства во главе с выборным имамом из рода Али) олицетворяют идеи наследственной верховной власти (династический принцип) и непрерывности пророчества.

Так были заложены основы одного из течений ислама – шиизма, который был принят во многих мусульманских странах. В настоящее время шиитского вероучения придерживается абсолютное большинство населения Ирана, часть населения Ирака, значительная часть мусульман Ливана, Йемена, Бахрейна, Азербайджана. Последователи различных шиитских сект существуют практически во всех мусульманских странах (джафариты, имамиты, исмаилиты, нусайриты, рафидиты и др.).

Основное различие между суннизмом и шиизмом, состоящее в разном толковании понятия имамат, привело к возникновению различий в догматике и культе.

Вероучение ислама. Данный вопрос, как и проблемы обрядности, целесообразней рассмотреть на примере суннизма, как наиболее распространенного направления, а затем пополнить сведениями об отличиях, имеющихся у шиитов.

а) Вера в Аллаха и пророческую миссию Мухаммада. В вероучении суннизма можно выделить несколько основополагающих принципов, главным из которых является вера в сверхъестественное. В исламе она заключается в убежденной вере в единого Аллаха. Основополагающей формулой единобожия является следующее выражение (калима): «Нет божества кроме Аллаха» («Ля иляха илля-ллах»). Об этом неоднократно пишется в Коране: а) «Аллах един» (2:158; 6:19; 14:52; 18:110; 21:108; 22:35; 41:5) б) «Кроме Аллаха нет другого бога» (2:158,256; 3:1; 4:89; 6:102;106; 7:159; 9:31;130; 11:17; 20:7; 35:3). Наиболее четко и убежденно об этом говорится в суре «Корова»: «И бог ваш – Бог единый, нет божества, кроме него, милостивого, милосердного!» (2:158). Придание Аллаху сотоварищей, приравнивание к нему кого-бы то ни было или чего-то бы ни было является для мусульманина тягчайшим грехом и называется ширк (от араб. неверие). Догмат о единственности и единстве Аллах таухид (от араб. единение, единобожия) прямо противоположен ширку, сторонники которого мушрикун (т.е., которые присоединяют к Аллаху другие божества), по словам Корана практически приравниваются к неверным кафирам (от араб. неверный, неверующий), т.е. немусульманам, отвергающим веру в Аллаха. В отношении кафиров богословы установили разные степени неверия (араб. куфр).

Из этого можно сделать вывод, что ислам отличается строжайшим монотеизмом.

В системе мусульманской теологической мысли детально разработан следующий порядок описаний свойств Бога, которые можно извлечь из Корана: вечность, всезнание, все видение, всеслышание, обладающий речью, свободная воля, всемогущество, творящий и управляющий и др.

Атрибуты или качества (сифат) Аллаха отражают его имена – эпитеты, которые в совокупности называются асма-уль-хусна: Аллах – самое великое имя, указывающее на его божественную сущность и объемлющее все 99 имен; Ар-Рахман - всемилостивый; Ар-Рахим – милосердный; Аль-Малик – царь царей; Владыка Дня Суда; аль-Куддус – священный, чистый от недостатков; Ас-Салам – миротворящий; Аль-Му’мин – верный со Своими рабами; Аль-Мухаймин – охраняющий, оберегающий свои творения; Аль-Азиз – могучий, непобедимый; Аль-Джаббар – могущественный; Аль-Мутакаббир – гордый, превосходящий все творения; Аль-Халик – творец; Аль-Бари – создатель всего из небытия и др.

Современный ислам не является чем-то однородным. Он состоит из ряда направлений, сект и толков. Их появление было обусловлено рядом исторических, социально-экономических и политических причин, различным уровнем культуры на­родов, принявших мусульманство, обстановкой в странах, где получил распро­странение ислам. Уже с образования Арабского халифата осложнились противоре­чия, существовавшие в мусульманской общине на Аравийском полуострове. Все это находило свое выражение в религиозной форме.

По мере развития общества перед мусульманскими законоведами возникали проблемы, не предусмотренные Кораном и Сунной. Для их разрешения бы­ли применены новые источники мусульманского права, которые были приняты всеми суннитами, но понимание их было различным. Все это и способствовало возникновению нескольких юридических школ (мазхабов) в исламе, которые расходятся в во­просах права и обрядовой практики.

Мазхабы. В Арабском халифате в средневековом обществе постоянно возникали но­вые юридические проблемы, для решения которых недоставало указаний Корана, Сунны и адатов. Кроме того, арабы покорили многие народы, зачастую более раз­витые, чем они сами в социальном и культурном отношениях, к тому же знакомые с хорошо разработанными юридическими системами Рима, Византии и Ирана. По­этому перед мусульманскими правоведами в VIII в, со всей остротой встал вопрос об адаптации коранических основ, изложенных в Коране и Сунне, к новым услови­ям. Так начала развиваться исламская юриспруденция. В вопросах правоведения существует несколько толков, или религиозно-юридических школ, отличающихся друг от друга по методам (принципам) интер­претации положений Корана и Сунны.

В суннитском исламе существуют 4 канонизированных толка, или, по арабски, мазхаба (с др. «путь следования): маликитский, ханифитский, шафиитский и ханбалитский. Возникли они в VIII-IX вв.

Суннитские богословско-юридические школы. Маликитский мазхаб. Основатель маликитского толка Малик ибн-Анас (708/715-795). Маликиты отдают предпочтение нормам, сформировавшимся еще при жизни Мухаммеда, опираются главным образом на указания Корана и Сунны. Наибольшее распространение маликитский мазхаб получил в Магрибе (Тунис, Алжир, Марокко) - на западе мусульманского мира и в ряде мусульманских районов Африки. В Арабской Испании он был признан государственным вероисповедани­ем. И в настоящее время маликиты преобладают в Тунисе, Алжире, Марокко, За­падной Африке, они есть в Судане и Верхнем Египте. На его основе разработан ли­вийский уголовный кодекс.

Ханафитский мазхаб. Ханафитский или ханифитский мазхаб оценивается как наиболее гибкий и либеральный. Его создал ан-Нуман ибн Сабит Абу-Ханифа, родив­шийся около 699г. в г. Куфе, где он и провел большую часть жизни до-смерти в 767г. Он был знаменитым мусульманских факихом, жил за счет торговли тканями, отказывался от официальной службы, однако, был принужден к исполнению обязанностей религиозного судьи (кади).

Успешному распространению ханафитского права способствовали относительная терпимость к инокомыслящим и широкое пользование местным обычным правом (адат, урф) сложившимся до ислама.

Одна из особенностей мазхаба - учет местных особенностей в судопроизводстве. Ханифиты придерживаются правила: главное смысл, а не «буква» установлений. Он господствовал в Аббасидском халифате, Османской империи. Ханифитами были ханы Золотой Орды, великие Моголы в Индии и султаны Османской империи. Ныне он сохраняет господствующее положение в Египте, Сирии, Ираке, Афганистане и Пакистане. Современное законодательство этих стран, в той его части, где сохранились положения шариата, основано на установках этого толка. Большинство мусульман Индии, Средней Азии, Китая и Индонезии при соверше­нии религиозных обрядов, соблюдении исламских обычаев придерживаются ханафитских рекомендаций.

Мазхабу ал-Ханафийа следует большинство мусульман СНГ. Исключения со­ставляют шииты Азербайджана, небольшие группы мусульман средней Азии и му­сульмане Дагестана, которые являются шафиитами.

Шафиитский мазхаб. Шафииты, названные так по имени основателя еще одного мазхаба - Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Идри'са аш-Шафии (767-820 гг.), занимают как бы промежуточное ме­сто между маликитами и ханафитами.

Первоначально шафиизм действовал в Багдаде и Каире. В IX-X вв. его центрами стаи Мекка и Медина, а затем он постепенно получил распространение в Сирии, Кермане, Бухаре, большей части Хорасана, в Северной Месопотамии и Дейлеме. В настоящее время он распространен и преобладает в Египте, на Бахрейне, в Восточной Афри­ке, в Индонезии (Ява, Суматра, Калимантан); шафииты имеются в Сирии и Южной Аравии и среди курдов, в Сомали.

Ханбалитский мазхаб. Ахмад ибн-Ханбаль (870-) - знаменитый мусульманский теолог и факих, считающийся основателем ханбалитского мазхаба, известен как имам Ибн Ханбаль. Идеалом жизни он считал порядки, царившие во времена пророка и первых поколений его последователей.

Их принципы, наиболее консервативные в исламе, взятые на вооружение ваххабитами, используются и «братьями-мусульманами», действуют в Саудовской Аравии, где государственная религия – ваххабизм. Юридическая школа ханбалитов официально принята в Саудовской Аравии.

Шитские богословско - юридические школы. Джафаритский мазхаб. Суннитские теологи признают пятым мазхабом шиитскую школу джафаритов – последователей Джафара Ас-Садика (иногда Джафар ас-Садик - «Джафар правдивый», ок. 700-765 гг.»).

Вероучительные источники ислама. Огромную роль в разработке идеологии ислама играют его вероучительные источники. Как свидетельствует история ислама, проповеди Мухаммада не были зафиксированы в письменной форме. У арабских племен Хиджаза в этот период не зафиксировано письменных документов, определяющих нормы управления общественными делами. Без создания единой системы социально-политических, правовых, моральных, религиозных и т.п. идей невозможно было управлять обществом. Тогда мусульманские деятели создали систему ислама, которая изложена, систематизирована и освещена в конкретных канонических источниках. К ним относятся, Коран, Сунна, а также тафсир, мазхабы, фикх, калам. Коран и Сунна - основные тексты, признаваемые мусульманами священными. У шиитов мусульман своя Сунна - ахбар, который отличается от суннитского. Коран, по исламскому вероучению, является «небесной» книгой: он сотворен и существует предвечно, его оригинал хранится на скрижалях у Аллаха.

Мухаммад положил земное начало Сунне - мусульманскому преданию, которое в хадисах (рассказах) повествует о деятельности и образе жизни пророка, а также его сподвижников, праведных халифов.

В мире ислама появляются специальные чтецы-профессионалы Корана - хафизы, популярность которых была сравнима со знаменитыми поэтами и певцами эпохи.

Коран (по-араб. – «чтение») состоит из 114 сур (глав), делящихся, в свою очередь, на аяты, которых в Коране от 6204 до 6236 (по разным вариантам счета), и 77934 слова. Кроме того, Коран подразделен на 30 джузов и 60 хизб для одновременного чтения текста. Разные по объему суры следуют друг за другом не в хронологическом порядке, а в основном в соответствии с убывающей величиной.

Коран начинается с суры «Фатиха» («Открывающая» или «Вводная»), которая состоит из 7 аятов. Считаясь обобщением всего Корана, эта сура является единственно обязательной для повторения во всех молитвах.

Сура «Корова» (II) начинается: «...Эта книга - нет сомнения в том - руководство для богобоязненных, тех, которые веруют в тайное и выставляют молитву и из того, чем Мы их наделили, расходуют, и тех, которые веруют в то, что ниспослано тебе (Мухаммаду - авт.) и что ниспослано до тебя, и в последней жизни они убеждены» (11,1,2,3)

В этих и дальнейших сурах и аятах весьма в доступной для верующих форме излагается основное предназначение Корана.

Язык Корана - арабский (XIV, 4), на котором только и совершается богослужение в самых различных уголках обширного мусульманского мира.

История Корана делится на два периода: мекканский и мединский. В сурах, аятах первого периода основное внимание уделяется гносеологическим и психологическим проблемам новой религии. В частности, в очень эмоциональных тонах даны фантастические картины конца света (ахират), Страшного суда, посмертного воздаяния праведникам и праведницам, их райского блаженства и страшных адских муках грешников и т. д.

В 24-х мединских сурах Корана речь идет больше о социально-правовых проблемах ислама, о нормах общественного и личного поведения образцовых мусульман, об отношении к собственности, о добыче, о других явлениях и институтах общественно-политической жизни общины и ее членов.

Осуществлены его переводы на русский и другие местные языки. Следует обратить внимание, что А.С. Пушкин потратил немало времени на создание поэтического переложения фрагментов тридцати трех сур - знаменитых «Подражаний Корану», которые способствовали заметному росту интереса к Корану в широких кругах русских читателей.

Крупный шаг в изучении Корана сделан проф. М.М. Османовым, который выпустил в 1999, 2003 и 2008 гг. свой перевод священной книги мусульман на русский язык с весьма ценными и обширными комментариями.

По своему содержанию, как и все священные книги других религий, Коран исключительно сложен и противоречив. Для него характерны частые переходы от одной темы к другой, повторы одних и тех же мыслей. В самом Коране указывается на сложность и противоречивость его текста. Вместе с тем, чтобы как-то обосновать возможность преодоления этих противоречий, в Коране от имени Аллаха говорится: «Всякий раз, как Мы отменяем стих или заставляем его забыть, Мы приводим лучший, чем он, или похожий на него» (2, 100).

По мнению верующих, Коран - несотворенная, извечно существующая на скрижалях Бога книга, и земной Коран является лишь копией той вечной небесной книги. Коран - первоначальное изложение идей новой религии. В Коране отражается реальная борьба с родоплеменными отношениями доисламских арабов, с их патриархальными бытовыми традициями и некоторыми варварскими обычаями, а также провозглашаются идеи и интересы различных слоев зарождавшегося классового общества, обосновываются его идеалы и стремления, утверждаются новые формы семейного быта, основы миропонимания и т. д. Частная собственность объявляется священной и неприкосновенной. Коран предупреждает бедняков, чтобы они не пытались не только посягать на собственность богачей, но и «засматриваться на нее своими очами.

После Корана к числу таких наиболее авторитетных священных источников социальной доктрины ислама относится, прежде всего, Сунна (Суннат расул Аллах - «Сунна посланника Аллаха»).

Сунна в значительной степени расширяет границы идей Корана, представляет возможности для свободного размышления, исключительно в рамках основных коранических идей. Если сравнить ислам со зданием, то фундамент его - Коран, стены - Сунна, а вся теологическая литература коранического содержания - остальные части здания.

Сунна у своих истоков, как и Коран, передавалась устно сподвижниками Мухаммада и была зафиксирована в виде хадисов у суннитов и хабаров - у шиитов. Слово хадис означает — «новость», «известие», «рассказ» о словах и действиях Мухаммада, о различных религиозно-правовых сторонах жизни мусульманской общины. Хадис состоит из двух частей: собственно информационной, называемый матн, и иснада - перечисления людей, передававших друг другу текст матна из поколения в поколение.

В хадисах, наряду с другими нормами права и религиозной догматики и культа, основательно разрабатывается нравственные нормы ислама, принципы которой до наших дней соблюдаются мусульманами: «Кто позаботится о вдове или сироте, тот равен тому, кто в священной войне посвящает свою жизнь Господу, или тому, кто проводит дни в посте, а ночи в молитве». Одним из популярных хадисов является наставление Мухаммада одному из очень авторитетных асхабов Абу Зарру, последний воспроизводит слова пророка: «Мой друг (пророк) дал мне семь наставлений: 1) люби бедных и будь близок к ним; 2) смотри всегда на тех, кто под тобою и не устремляй очей твоих на тех, кто над тобою; 3) никогда ничего не выспрашивай ни у кого; 4) будь верен своим родственникам, даже если они раздосадуют тебя; 5) говори всегда правду, если даже она будет горька; 6) пусть не отпугивают тебя от пути Господня покушения поносящих тебя; 7) восклицай как можно чаще: «Нет ни силы, ни власти, помимо Аллаха»; потому что эти слова из сокровищницы, скрытой под престолом Аллаха».

Мухаммад говорил, что «Коран дарован вам не затем, чтобы вы одну его часть побивали другой, как делали жившие прежде народы с откровениями своих пророков; в Коране же одна часть скорее подтверждает другую. Поступайте согласно тем местам его, которые вы понимаете; то же, что вызывает в вас смущение, то принимайте верою».

В одном хадисе говорится: «Община моя разделится на семьдесят три секты, одна из которых спасется, остальные погибнут. Его спросили: «А кто спасется?» Он ответил: «Люди согласия». Его спросили: «А что есть Сунна и согласие?» Он сказал: «То, чего сегодня придерживаюсь я и мои сподвижники». Последователи ислама, признающие Сунну священной, стали именоваться «аль ас-сунна» - «суннитами» - «людьми Сунны».

По Корану, только Бог и его посланник могут истолковывать коранические стихи (3, 5; 4, 62; 7, 51; 10, 40), а человеку это делать запрещается: «Тот, кто толкует Коран по собственному усмотрению, попадает в ад». Однако, несмотря на данное предупреждение, толкованием Корана занимались многие ученые, и толкования - тафсиры были самые различные.

Наиболее популярными среди суннитов считаются тафсиры ат-Табари (838-923), ат-Лаб (ум. в 1036 г.), Замахшари (1074-1143), Бейзавия (ум.в 1286 г.) Джелалитдина Суйути (1445-1505) и др. Комментирование Корана продолжается и в наши дни, при этом делаются попытки толковать его в духе современности.

Шариат (предписанный Аллахом путь) - это совокупность предписаний, моральных и правовых норм, запретов и ритуалов, «прямой путь повеления», по которому должны следовать мусульмане. В шариате освещаются с точки зрения ислама как светские, так и религиозные проблемы. В нем сведены в единую систему законы, регулирующие хозяйственную жизнь, нормы морали и этики, мусульманские обряды и праздники и многое другое, определяющее поведение верующих и порядок жизни всей мусульманской общины. В шариате подробно излагаются запреты, перечисляются дозволяемые, одобряемые и порицаемые поступки.

Шариат первоначально основывался на Коране и Сунне, но со сменой исторических условий он стал постепенно дополняться фикхом (правоведением), на формирование которого оказали влияние иджма (мнение мусульманской общины), кияс (аналогия, осуществляемая теологами-правоведами), рай (свободные индивидуальные суждения духовного авторитета) и юридические толкования первоисточников ислама.

Основы мусульманской догматики и культа. Кратко рассмотрим основы мусульманской догматики (иман) и культа (ибада).

Основные догматы мусульманского вероучения перечисляются в двух аятах Корана: «О вы, которые уверовали! Веруйте в Аллаха и Его посланника, и писание, которое Он низвел Своему посланнику, и писание, которое Он низвел раньше. Кто не верит в Аллаха и Его ангелов, и Его писание, и Его посланников и в последний день, тот заблудился далеким заблуждением» (IV, 135). В другом аяте (2, 285) этот перечень дается в более краткой форме. В Коране 8 раз встречается термин «ислам». «Истинная вера в Бога – ислам» (3, 17). Наравне с термином «ислам» в Коране употребляются термины «иман» («вера»; с араб. – «быть уверенным в своем спасении») и «дин». Обычно словом «иман» называют мусульманскую веру, а словом «дин» - совокупность религиозных обязанностей мусульман.

К основам мусульманского вероучения относятся: «Я верую в Бога и его ангелов, и в Священное Писание, и в Божьих пророков, и в Судный День, и в Предопределение: добро и зло - от Бога, и воскресение после смерти».

Среди основных догматов ислама центральное место занимает вера в Аллаха и посланническую миссию Мухаммада («таухид», «шахада»). Этот догмат является первым столпом из пяти столпов ислама.

Ко второму догмату ислама относится учение об ангелах и демонах. Арабы еще задолго до возникновения ислама верили в духов природы — джиннов. В доисламской арабской мифологии и в устном народном творчестве часто упоминаются ангелы и демоны, обитающие в пустынных местах и бесплодных горных массивах Аравии. Джинны, согласно древним поверьям, могли вступать в общение с людьми, делать им добро или причинять зло. Четыре архангела получили название «микар-рубин» - «близкие к Аллаху». Это архангелы: Керубим, Джабраил - передающий божественное повеление; Микаил - наблюдающий за Вселенной, Исрафил - готовый протрубить в трубу, возвещая о дне Страшного суда; Азраил - архангел смерти. Каждый человек имеет двух ангелов-хранителей, которые записывают его хорошие и дурные поступки. Кроме перечисленных, в исламе существуют такие ангелы, как Накир и Мункар, - ангелы могилы, Ридван - страж рая, Малик - ангел ада. По учению Аллаха, ангелы созданы из света до сотворения Адама. Когда был сотворен Адам, Аллах приказал ангелам поклоняться ему. «Мы создали вас, - говорит Аллах в Коране,- потом придали вам форму, потом сказали ангелам: «Поклонитесь Адаму!» Поклонились они, кроме Иблиса. Он не был из поклонившихся» (7, 10). На вопрос Аллаха: «Что удержало тебя от того, чтобы поклониться, раз я приказал тебе?» - Иблис ответил: «Я лучше его: ты создал меня из огня, а его создал из глины» (7, 11). За неподчинение Аллах проклял Иблиса, но дал отсрочку до дня Страшного суда. Иблис эту отсрочку использовал, чтобы сбить людей с истинного пути, совратить их. Первое коварное совращение он начал с соблазна Евы. Как в библейских сказаниях змей-искуситель, он заставил Еву совершить первородный грех. За это Адам и Ева были изгнаны из рая, и Бог наказал их, велев им добывать себе пропитание тяжелым трудом. Иблис до сих пор продолжает вредить людям и совращать их с пути истинного.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методика преподавания прав ребенка Учебно-методическое пособие для студентов высших

    Учебно-методическое пособие
    доктор политических наук, профессор, директор Института Европейских, Российских и Евразийских исследований Карлтонского университета, советник российско-канадского проекта "Усовершенствование работы с молодежью группы риска в Российской Федерации»
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 03 «Страноведение и международный туризм» Для специальности 020401 География

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Страноведение и международный туризм» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Страноведение
  3. Паказальнік літаратуры, якая прапануецца для пераразмеркавання выпуск 1, 2010 г

    Документ
    Прапануем першы выпуск Паказальніка літаратуры, які змяшчае інфар-мацыю аб новых паступленнях у фонд ўнутрырэспубліканскага дакументаабме-ну і пераразмеркавання аддзела камплектавання фондаў Нацыянальнай біблія-тэкі Беларусі.
  4. Паказальнік літаратуры, якая прапануецца для пераразмеркавання выпуск 1, 2011 г

    Документ
    Прапануем чарговы выпуск Паказальніка літаратуры, які змяшчае інфармацыю аб новых паступленнях у фонд ўнутрырэспубліканскага дакументаабмену і пераразмеркавання аддзела камплектавання фондаў Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі.
  5. Библиографический указатель Махачкала, 2008 ббк 78,5 л 52 удк 002 Летопись печати Дагестана за 2008 г

    Библиографический указатель
    Библиографический сборник состоит из разделов: Книжная летопись; Авторефераты диссертаций; Периодические издания. Журналы. Продолжающиеся издания; Дагестан в печати РФ.

Другие похожие документы..