Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Изложить развитие русской педагогической мысли в XX веке, при той скудости материалов, которыми может располагать исследователь, находящийся вне Росс...полностью>>
'Документ'
Львов - Краков - Прага – Дрезден – Карловы Вары – Глубока над Влтавой - Чесшкий Крумлов - Ческе Будейовице – Вена - Будапешт – Сентендре - Эгер - Льв...полностью>>
'Программа дисциплины'
Приступая к изучению дисциплины “Правовое обеспечение государственного управления - 2 (Административное право)”, студент должен обладать базовыми зна...полностью>>
'Публичный отчет'
Булатов Михаил Алексеевич – председатель областного Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, Герой Советского Союз...полностью>>

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Махачкала 2008

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Для борьбы с религиозно-политическим экстремизмом, государственные органы Дагестана старались использовать силу и авторитет официального суннитского, шиитского и православного духовенства.

В многочисленных обращениях мусульманского духовенства к населению Дагестана говорилось, что на фоне общей нестабильности возникла, и день ото дня обостряется проблема, ранее несвойственная Дагестану – религиозно-политический экстремизм, грозящий превратить республику в арену межнациональной и межконфессиональной розни.

Религиозное сектантство, подчеркивалось в обращениях, «не имея взаимодействия с традиционным исламом и примериваясь демагогическими рассуждениями о благе народа, преследует цели, явно расходящиеся с истинными постулатами ислама, разжигает костер межнациональных распрей». Участники совещаний, подчеркивая важную объединительную роль ислама в исторических судьбах дагестанцев, призывали «унаследовать не вражду, а мир, принципы единой веры и неделимого Дагестана». В обращениях говорилось, что следует приложить все усилия, волю, чтобы сохранить Дагестан мирным сообществом, на территории которого проживают в дружбе и согласии десятки национальностей.

В интервью всероссийской газете мусульман «Медина аль-Ислам» в 2008 году председатель Духовного Управления мусульман Дагестана, муфтий Ахмад Абдуллаев рассказал о некоторых актуальных проблемах противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму.

- Ахмад-хаджи, момент назначения вас муфтием пришелся на очень сложный период в общественно-политической жизни республики. Вы стали преемником превосходного человека, мудрого, мужественного мусульманина, ученого. Расскажите о том этапе становления вас как муфтия?

- Это было крайне сложное время, хотя работа муфтия никогда не может быть легкой. Но тот момент для меня был действительно особенно тяжелым. Во-первых, из-за чувства такой утраты; во-вторых, из-за того, что должен был претворить все планы моего предшественника в жизнь, а их у него было, как вы сами понимаете, немало. И раз я дал свое согласие, надо было делать это хорошо и полноценно.

- В Дагестане проживает очень много разных национальностей, республика соседствует с Чечней, причем так близко, что некоторые районы, особенно Хасавюртовский, разделены лишь несколькими километрами участков, покрытых лесами. Какими методами борьбы с радикальными течениями действует ДУМД?

- Все эти годы метод борьбы с радикализмом у нас был один — духовно-просветительский. Во всех СМИ, которыми располагает ДУМД, мы даем разъяснения на тему радикальных взглядов и о недопустимости разделения уммы.

- Мы затронули самый актуальный на сегодняшний день вопрос. Радикальный Ислам опасен не только террористическими актами, это ведь и одурманивание умов, и зомбирование прежде всего молодых мусульман. Как в республике обстоят дела с решением этой проблемы?

- Могу сказать, что на сегодняшний день в этом смысле ситуация значительно проще, нежели в 1990-х годах. Тогда многие не понимали, что значит ваххабизм, проводили параллели, а сегодня это предельно ясно, проделано достаточно работы, чтобы простые люди могли различить, кто мусульманин, а кто экстремист. По воле Аллаха те, кто следует идеологии Абд-аль-Ваххаба, сами сделали все, чтобы народ провел грань между ними и мусульманами, следующими религии Аллаха и Сунне Пророка, мир ему и благословение Всевышнего.

- В сентябре 2007 года от рук террористов погиб ваш заместитель Курамухаммад-хаджи. Расскажите о нем. Сведения, которыми я владею, характеризуют погибшего как глубоко порядочного, мудрого и, что очень важно, рассуждающего человека. Этот год в республике объявлен годом Курамухаммада-хаджи, непримиримого борца с вахаббизмом. Какие настроения владеют членами ДУМД? Не испытывают ли в настоящее время дагестанские духовные лидеры страха перед коварным затаившимся рядом врагом исконного Ислама — терроризмом?

- Да, это был человек, о деятельности которого можно рассказывать долго и эмоционально. В то же время достаточно коротко отметить, что это был богослов, живший согласно Корану и Сунне Пророка, мир ему и благословение Всевышнего. Столько, сколько сделал он для просвещения людей в вопросах веры, особенно в борьбе с ваххабизмом, вряд ли кто-то еще способен сделать, тем не менее, все его труды живы, а также в этом направлении работают другие богословы, поэтому сделано будет еще достаточно. Ислам не прекратил своего существования даже после смерти Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего. Ислам будет идти вперед несмотря на смерть даже очень выдающегося богослова, ибо жизнь человека предопределена, а чистая вера в Создателя будет существовать до тех пор, пока Он Сам желает этого. Верующий человек не должен испытывать перед чем-то земным и преходящим чувства страха, ибо известно, что даже волос с головы не упадет без воли на то Аллаха. Бояться нужно только недовольства Всевышнего Аллаха нашими действиями, желаниями и ленью.

КУРАМУХАММАД РАМАЗАНОВ О ВАХХАБИТАХ. Справка: Курамухаммад Рамазанов (1956-2007 гг.) – заместитель председателя ДУМД, известный дагестанский алим, в сентябре 2007 года погиб от рук религиозно-политических экстремистов. Он является автором нескольких книг, где выступал против идеологии ваххабизма. Предлагаем читателям отрывок из его книги «Заблуждение ваххабитов в шариатских вопросах» (Махачкала, 2007).

Хвала Всевышнему Аллаху, Господу миров. Бесконечное благословение, приветствие и благодать (баракат) Посланнику Аллаха Мухаммаду, его семейству, сподвижникам и их последователям. Аминь!

В последнее время появились люди, которые продавшись за доллары, желают разрушить Ислам. Они утверждают, что богослужения и благие деяния, распространенные среди мусульман, противоречат Корану и Сунне. Мы сочли весьма важным, взвесив все эти утверждения на весах шариата, раскрыть их истинную сущность.

Кто такие ваххабиты? Сегодня в мире почти не осталось, очевидно, человека, который не слышал бы о смутах и бедах, причиняемых ваххабитами. Однако ещё не все способны их различать от обычных мусульман. Некоторые даже думают, что они (ваххабиты) стремятся к очищению Ислама.

Люди часто спрашивают, кто такие ваххабиты, и в чем разница между ними и ахлу Сунна (мусульманами, придерживающимися пути Пророка, его сподвижников и истинных имамов).

Ваххабиты - это люди, искажающие истинный смысл Корана и хадисов, переводя и толкуя их по своему усмотрению. Они часто неверно цитируют Коран и хадисы, изымая слова из контекста, или предают забвению те или иные аяты Корана и хадисы, которые явно опровергают их утверждения, или же не признают эти хадисы, называя их «слабыми». Ваххабиты это те, кто идут по пути уничтожения Ислама изнутри, искажая истинный смысл Корана и хадисов.

Представляя Коран и хадисы в искаженном виде, они утверждают, что у Аллаха есть органы (части тела); что Он находится над 'Аршем, на небесах; что просить Посланника Аллаха о заступничестве (шафа'ате) есть неверие и многобожие (куфр и ширк); что запрещено (харам) посещать могилу Пророка (мир Ему); что мусульмане сбились с правильного пути из-за того, что чрезмерно хвалят Пророка (мир Ему), что если сказать ему «саййидуна» (наш господин), то это приведет к куфру (неверию), что те, кто, обращаясь к Аллаху просят, делают дуа, повернувшись к могиле Пророка, оказывая ему почтение, совершают ширк (многобожие, идолопоклонничество) и т.д. Некоторые ваххабиты дошли до того, что стали говорить о необходимости вынести могилу Пророка из мечети в Медине. Именно так пишет один из их предводителей Насируддин Албани в книге «Ахкам аль-джанаиз». А в книге «Хаджату Н-набии», он утверждает, что одним из заблуждений и нововведений в Медине является оставление могилы Пророка внутри мечети. Ваххабиты разрушили и уничтожили могилы (зияраты) многих ученых-богословов, любимцев Аллаха - авлия, асхабов и даже родственников и жен Посланника Аллаха. Дошло до того, что они разрушили дом Хадиджи, самой любимой жены Пророка (мир Ему) и матери всех верующих, куда в свое время ниспосылались Пророку откровения от Аллаха. На месте разрушеного дома построили туалеты. Ваххабиты утверждают, что будто бы у авлия (святых, приближенных к Аллаху) не бывает караматов. Они говорят, что пользы от палки (трости) больше, нежели от умершего Пророка. Ваххабиты запрещают коллективное зикру (поминание Аллаха), говоря, что это нововведение. Даже говорят, что нельзя поминать Всевышнего словами «Аллаh, Аллаh». Также они утверждают, что умышленно пропущенные намазы возмещать не нужно. Запрещают делать дуа, просить у Аллаха прощения грехов умерших, называя это также нововведением. Они отрицают необходимость следования мазхабам, говоря, что имамы этих мазхабов такие же простые люди, как и мы, и что нам самим можно вынести решения непосредственно из Корана и Сунны по своему усмотрению. Они утверждают, что Коран они (ваххабиты) понимают лучше и глубже, нежели асхабы (сподвижники Пророка), поскольку в то время не было исламских институтов, а сейчас есть. Также они утверждают, что каждый по своему усмотрению и, исходя из собственного мнения, может толковать Коран и хадисы, и принимать решение и что не нужно следовать за имамами. Они утверждают, что богословские книги великих ученых истлели от давности, и поэтому нельзя следовать им. Несмотря на то, что Шариат запрещает запирать мечети на ночь, они закрывают мечеть Пророка в Медине, чтобы люди не проводили там ночи в богослужениях. Запрещают давать уроки Ислама в Мекке и Медине тем, кто не исповедует ваххабизм. Также утверждают, что у нынешних мусульман ширк более тягчайший, нежели чем у идолопоклонников предыдущих веков. Они утверждают, что уже после третьего века мусульмане утонули в океане многобожия. Ваххабиты запрещают читать книгу «Далаилуль хайрат» (это книга, где написаны салаваты Пророку.

Мавлиды, на которых восхваляется Пророк, называют нововведением. Запрещают читать дуа «Аль-Кунут» (Махдина) при совершении утреннего намаза. Обвиняют в неверии последователей суфизма и не признают убеждения имама Ашари.

Они называют тарикат (путь познания Аллаха) путем шайтана, устазов-наставников - идолами, а их мюридов - идолопоклонниками, отрицают чтение дуа «Амин раббаль 'аламин» после суры «Аль-Фатиха». Во время намаза, читая молитву «Аттахийяту», до конца чтения шевелят указательным пальцем, постукивая по бедру. Стоя в намазе, ноги расставляют чуть ли не на метр и наступают на ноги рядом стоящих, утверждая, что ряды молящихся должны быть плотными. Утверждают, что намаз совершать лучше без тюбетейки и вообще без головного убора. Называют многобожием, если кто-то просит баракат (благодать) и помощь у Аллаха ради его приближенных, таких как духовные наставники, авлия, пророки (мир им). Утверждают, что Аллах не дает тайные знания пророкам и авлия. Талисманы, которыми пользуются мусульмане, где написаны аяты священного Корана, называют идолами. Запрещают вставать и оказывать почтение уважаемым людям или старшим. Запрещают целовать руку в знак почтения богобоязненным, уважаемым людям. Человек, совершивший большой грех, по их мнению, сразу же становится кафиром, а его брак с супругой считается недействительным. Они говорят о недозволенности исполнения мюридами зикра, салавата в определенном количестве, указанном их устазом. Осуждают частое поминание Всевышнего, т.е. зикру, говоря, что от этого люди с ума сходят. Запрещают вообще выходить в путь для посещения зияратов и могил. Не признают существование святых людей таких, как будалаи, автады. Запрещают поднимать руки для дуа как при чтении суры «Аль-Фатиха». Запрещают читать салават (восхваление) Пророку после чтения азана (призыва к намазу). В конце дуа запрещают читать «Аль-Фатиха», запрещают надевать брюки со штанинами ниже щиколоток. Запрещают после намаза громко читать азкары (специальные молитвы, читаемые после намаза). Утверждают, что любить Пророка необязательно и что слова «любить Пророка» означают только лишь следование ему. Запрещают совершать обряд искат. Утверждают, что если человек, находясь на одном месте, три или больше раз скажет «талак» (даст полный развод), то полный развод не получается. Запрещают совершать обеденный намаз после пятничного намаза, говоря, что это получается как шестой фарз. Утверждают, что собираться в ночь Бараат в середине месяца ша'бан для совершения дуа и богослужений является бидъа (запретным). Утверждают, что они на истинном пути, поскольку их меньшинство, а остальные мусульмане якобы на ложном пути, ибо их большинство. Утверждают, что тарикат тянет Ислам назад, высмеивают книгу имама аль-Газали «Ихья». Утверждают, что якобы асхабы (сподвижники Пророка) стали кафирами из-за нескольких слов, сказанных в шутку. Утверждают, что Пророк в ночь вознесения Мирадж не видел Всевышнего Аллаха. Утверждают, что родители Пророка - это обитатели Ада. Все хадисы Пророка, которые опровергают их мысли и убеждения, они называют слабыми и недостоверными и не признают их. Утверждают, что находят ширк и куфру в словах таких великих людей, известных во всем исламском мире, как: Абдуль Кадир Гилани, имам аль-Газали, Рабиату аль-Адавият, имам Ша'рани, Бусири, Мухаммед аль-Джазули, Джалалуддин Руми и др.

Где бы ваххабиты не появились, там они сеют смуту среди людей, стравливают простой народ с представителями власти, таким образом, нарушая закон и порядок в этих странах. Из-за их деятельности у людей всего мира складывается мнение об Исламе как об экстремисткой, жестокой, агрессивной и дикой религии. Они, ведя людей к нововведениям и заблуждениям, утверждают, что призывают к очищению Ислама, основываясь на Коране и хадисах. Прикрываясь именем Ислама и лозунгами джихада, они изнутри разрушают Ислам и продают его за доллары.

Кроме выше перечисленных есть ещё много признаков, отличающих ваххабитов от большинства мусульман, то есть людей ахлу-Сунна ва аль-джамаа.

ПОМОЩНИК МУФТИЯ ДАГЕСТАНА САЛМАН СУЛТАНМАГОМЕДОВ. 9 июля 2008 г. в  Махачкале, в редакции еженедельника «Дагестанская правда» помощник муфтия Дагестана Салман Султанмагомедов выступил на круглом столе на тему «Милиция в зеркале СМИ».

Он сказал: «Ради чего эти ребята отдают свои жизни? В исламе есть пять обязательных столпов. Кто нам сегодня запрещает или ущемляет совершать эти рукны? Никто!  Мы можем посещать  святые мест, совершать намаз, делать зякат и другое.  Тогда ради чего эти ребята уходят в леса и берут в руки оружие? Ради ислама? Нет!», - продолжил мысль священнослужитель,  «Скажу даже больше. Я недавно работал над одной статьей и изучал состояние свободы вероисповедания, в таких государствах как Египет, Саудовская Аравия, Турция и так далее. Проанализировав всю информацию,  я пришел к выводу, что такой свободы вероисповедания нет ни в одной, даже называющей себя исламской стране. Тогда чего же добиваются те, кто прячутся в лесах? Я уверен, что они просто отрабатывают чьи-то грязные деньги».

МИРНАЯ ЖИЗНЬ В ЧЕЧНЕ. О возрождении мирной жизни в Чечне сегодня говорят уже не как о вожделенной мечте, а как о реальности. Духовная жизнь, деятельность чеченского народа не прерывалась все эти годы, но и в этой сфере на лицо позитивные перемены. Об этом — в беседе с председателем совета алимов Чеченской Республики, имамом мечети с. Центорой, шейхом Хож-Ахмедом Кадыровым.

Справка: Хож-Ахмед Кадыров родился в 1940 году. Закончил Шелковской лесной техникум в 1959 году, Грозненское медицинское училище с отличием - в 1965 году, историко-филологический факультет педагогического института (заочно) - в 1972 году. С 1980 по 1990 год работал в мечети с. Курчалой заместителем имама, с 1990 года - преподаватель в Исламском институте им. Ахмата-хаджи Кадырова в с. Курчалой. Совершал хадж 19 раз. В 2007 году присвоено звание «Почетный гражданин ЧР», «Человек года - 2007».

- Действительно ли то, что во времена гонений на религию вы с братом каждую пятницу ездили в Хасавюрт на джума-намаз и никогда не прекращали обучение и пропаганду традиционного ислама?

- В Чечено-Ингушской Республике до 1981 года не было ни одной мечети, где бы мы могли совершать пятничную молитву. В связи с этим мы с братьями и родителями ездили в соседний Дагестан, в город Хасавюрт для исполнения пятничной молитвы, а это в 50 километрах от нашего селения. Мы с братьями никогда не прекращали обучение и пропаганду традиционного Ислама.

- В годы войны в Чечню нахлынули экстремисты со всего мира, что представило угрозу не только жизни людей, но и опасность для будущего республики, так как молодежь подвергалась мощной психологической атаке. Какие методы спасения молодежи от негативного влияния радикальных течений были использованы в Чечне и какие из них оказались самыми действенными?

- Нахлынувшие в Чечню экстремисты со всего мира, рядившиеся в роли защитников Ислама, внешне использовавшие ритуалы нашей религии: исполнение намаза, чтение Корана и т.д.

Они пустили пыль в глаза простых верующих в Чечне. Мы, богословы, вера которых была подкреплена теоретическими знаниями, усиленно в своих проповедях изобличали всю вредность, пагубность их воззваний. Но силы были неравны. В руках у экстремистов было оружие, транспорт и рекой льющийся долларовый поток от их зарубежных покровителей.

В связи с этим им удалось переломить ситуацию в свою пользу. Без всякого угрызения совести они убивали всех, кто препятствовал их пагубному плану одурманивания верующих мусульман Чечни. Были убиты сотни религиозных деятелей, священнослужителей, и просто здравомыслящих людей. Своим последователям они ссужали доллары, машины и оружие.

Одурманенные, запуганные верующие люди в Чечне не были способны трезво осмыслить происходящее. А наш голос, здравый, пробуждающий терялся в этом хаосе. Вот и грянула война, потом вторая, кровь и слезы. Гибель сотен тысяч чеченцев в этом кромешном аду. Разрушены города и селения, разрушена вся инфраструктура Республики — вот итог происшедшего. Народ Чечни, уничтоженный и экстремистами всех мастей и военными всех структур России, понемногу стал понимать все происходящее. И неоценимую роль в этом сыграл наш Президент, в то время муфтий Чечни Ахмат-хаджи Кадыров. Будучи высокообразованным, смелым и дальновидным человеком, обладающим большим ораторским талантом, он нашел в себе силы стать предводителем своего многострадального народа. Своей открытостью и правдой он завоевал всеобщую веру и любовь, как своего народа, так и руководства России. Под его руководством наш народ определился в своем дальнейшем развитии. Благодаря ему наши религиозные деятели смогли вновь во всеуслышание доводить до сознания людей правду о радикальном Исламе и пагубность экстремистских идей для Ислама и мусульман всего мира.

- Как вы оцениваете религиозную жизнь в сегодняшней республике - образование, воспитание, строительство храмов, их посещаемость? Какие действия правительства направлены на духовное оздоровление нации и возвращение культурно-нравственных ценностей нации?

- Сегодня во всех больших и малых населенных пунктах Чеченской Республики отстроены мечети, в крупных населенных пунктах и городах имеется по несколько храмов. Во всех больших населенных пунктах отстроены и работают медресе по подготовке религиозных кадров.

Двадцать лет действует основанный нашим Президентом Ахмадом Кадыровым и носящий его имя Исламский институт в селе Курчалой. Все эти годы я работаю в этом институте преподавателем богословия — обучаю фикху и тафсиру Корана. Во всех предприятиях республики созданы условия для совершения молитвы. Телевидение и печатные издания республики под непосредственным контролем нашего нынешнего президента Рамзана. Кадырова, да продлит Аллах его жизнь, создают все условия для пропаганды и распространения традиционного Ислама в Республике.

Периодически религиозные деятели имеют возможность через СМИ вести проповедническую деятельность. Наряду с мусульманами, люди придерживающиеся других религиозных конфессий имеют свободу исполнять свои религиозные обряды. Одной из первых отстроена заново разрушенная бомбардировками церковь Архангела Гавриила в центре Грозного, ведется строительство церкви в станице Шелковская. Наш нынешний президент Р. А. Кадыров, да продлит Аллах его жизнь, как глубоко верующий и безгранично любящий свой народ человек, создает все условия для духовного оздоровления нации. Под его непосредственным вниманием и заботой издается в республике газета «Зори Ислама», редактором которой я имею честь быть. В республике по указу нашего Президента закрыты заведения для азартных игр. Во многих населенных пунктах введен запрет на продажу и распитие спиртных напитков. Ведется неустанная работа с наркоманией. Строятся и вводятся в эксплуатацию спортивные и оздоровительные объекты. Уделяется большое внимание оздоровлению подрастающего поколения.

- Какие моральные обязательства налагает присвоение алиму титула шейха? Почувствовали ли вы еще большую ответственность на своих плечах?

- Учу я, в основном, своих учеников (муталимов), помимо религиозных наук, науке обществоведения, ибо алим должен уметь находить дороги к сердцам верующих и во всех перипетиях жизни находиться среди людей и впереди них. А это невозможно без знаний обществоведения, без знания нравов людей, без знаний их чаяний и стремлений.

Суфизм в Чечне занимает в религии доминирующее место. Суфизм кроме исполнения обязательных для мусульман обрядов намаза и поста общих пятничных и праздничных молитв «Идал-фитри» и «Идал-Узхия» (Идал-Байран) учит приверженцев постоянному нахождению в обществе Аллаха посредством беспрестанных молитв в виде «зикра», периодически переходящими в экстаз, заставляющих забыть про все мирское и раствориться в обществе Всевышнего.

Именно приверженность чеченцев к суфизму сохранило нас как нацию, исповедующую Ислам в суровых испытаниях, выпадавших на долю нашего народа с исторических времен до наших дней.

- Недавно прошла презентация вашей книги. Расскажите о ней, о чем она, когда была написана, и много ли книг написано вами?

- Да, вышла в свет моя книга «На светлом пути Ислама» на чеченском языке, сейчас готовится ее перевод на русский и арабский языки. Задача, которую я ставил в написании этой книги, — показать и прояснить феномен появления на политической арене чеченского народа и Российского государства видного религиозного и политического деятеля Ахмата-хаджи Абдулхамидовича Кадырова, да упокоит Аллах его душу, а также показать историческую неизбежность появления продолжателя успешно начатого им курса в лице его сына — нашего нынешнего Президента Рамзана Ахматовича Кадырова, да продлит Аллах его жизнь во благо нашего народа. Я глубоко уверен, анализируя его деятельность во главе нашей республики, что он рожден для созидания. Чеченский народ под его умным руководством восстанавливает республику краше прежнего. На сегодняшний день завершается газификация всех населенных пунктов, ведется строительство и ремонт жилья, отремонтированы и заново построены все школы и высшие учебные заведения, учреждения здравоохранения и детские сады, налаживается и расширяется инфраструктура жизнеобеспечения населения. Начинают один за другим функционировать производственные предприятия, создаются рабочие места, восстанавливаются зоны отдыха и санатории. Необходимо отметить особо, что Чеченская Республика нынче, по словам министра МВД России Рашида Нургалиева, — самый спокойный в сфере безопасности регион России.

Приложение III. ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ МУСУЛЬМАНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, СОСТОЯВШЕЙСЯ 4-6 ИЮЛЯ 2005 Г. В АММАНЕ (ИОРДАНИЯ) ПОД ДЕВИЗОМ «ИСТИННЫЙ ИСЛАМ И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного! Благословение и мир нашему господину Мухаммаду и Его Семейству! «О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души...» (Коран, 4:1).

В соответствии с фетвами (религиозно-богословскими заключениями) верховного имама Аль-Азхара, муфтия Египта, верховного муфтия Омана, Исламской юридической академии Саудовской Аравии, Верховного религиозного совета Турции, муфтия и Комитета по фетвам Иордании, шиитских марджей (духовных лидеров) джаафаритов и зейдитов, а также шейха Юсуфа аль-Кардави и аятоллы Али ас-Систани:

1. Любой, кто является последователем одного из четырех суннитских мазхабов (ханафитский, маликитский, шафиитский, ханбалитский), шиитских течений джафария, зайдия, а также ибадия и захирия, считается мусульманином.

Недопустимо обвинять его в неверии, посягать на его жизнь, честь и имущество. Кроме того, запрещается обвинять в неверии приверженцев ашаризма и тех, кто исповедует истинный суфизм, продолжая традиции предков. В общем, непозволительно причислять к атеистам любую группу мусульман, которые веруют во Всевышнего Аллаха и Его Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), уважают догматы религии, не отвергая ни один из них.

2. Среди различных направлений Ислама есть много общего. Приверженцы восьми течений следуют основным Исламским принципам, веруя в Единого Всевышнего Аллаха, священный Коран (ниспосланное Слово Аллаха), и господина нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), Пророка всего человечества. Они также придерживаются пяти столпов Ислама (исповедание веры, молитва, милостыня, пост в месяц Рамадан, хадж), признают шесть столпов веры (в Аллаха, в Его ангелов, в Его Послания, в Его пророков (мир им всем), в Судный День, в предопределение).

Расхождения же между улемами указанных направлений затрагивают не основополагающие моменты, а лишь частности. Тем более, что существование различий во взглядах улемов – это положительное явление.

3. Обладание знаниями об Исламских течениях предполагает необходимость придерживаться фундаментальной методологии богословия. Никто не имеет права выносить решения по религиозным вопросам, не разбираясь в специфике каждого из направлений Ислама. Никому не дозволено заниматься самостоятельной богословской деятельностью в том или ином направлении, не имея соответствующей подготовки, или провозглашать возникновение нового течения, а также издавать фетвы, которые выводили бы мусульман за пределы установленных Шариатом правил и принципов вероучения.

4. Основная идея Амманского послания, принятого в благословенную ночь Предопределения в 1425 году по Хиджре и зачитанного в Хашимитской мечети, заключается в допустимости принадлежности к различным течениям и направлениям, признание за ними права на существование, осознании необходимости налаживания диалога и взаимодействия между их последователями. Это, в свою очередь, подразумевает умеренность подходов, поиск взаимного компромисса, терпимость и снисхождение друг к другу, милосердие и уважение чужого мнения.

5. Мы призываем к урегулированию разногласий среди мусульман, единству их высказываний и позиций, упрочнению их взаимоуважения, солидарности их народов и государств, укреплению братских связей с тем, чтобы не осталось причин для возникновения смуты и раскола между ними.

Аллах (хвала Ему) говорит: «Ведь, поистине, верующие - братья. Примиряйте же ваших братьев и бойтесь Аллаха – может быть, вы будете помилованы» (Коран, 49:10).

Приложение IV. РЕЗОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ИСЛАМ ПОБЕДИТ ТЕРРОРИЗМ»

«Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

По инициативе некоммерческого благотворительного фонда «Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования» в Москве 3-4 июля 2008 года состоялась международная конференция на тему: «Ислам победит терроризм». В конференции приняли участие представители религиозных и общественных исламских организаций из разных стран мира.

Конференцию открыл председатель Попечительского Совета Фонда, президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Евгений Примаков. Во время работы конференции ее участники выступили со специальными докладами, в которых подчеркивалось, что миссией ислама является созидание, а не разрушение, что ислам – религия мира и справедливости. В докладах было дано определение терроризму, проанализированы его причины, затронуты вопросы пресловутой связи между терроризмом и исламом, сделан акцент на средствах борьбы с терроризмом.

Участники конференции договорились о нижеследующем:

1. Считать неприкосновенным жизнь, достоинство и собственность человека; рассматривать посягательство на них как тяжкий грех и чудовищное преступление; заявить, что террорист, убивший невинных людей, не может быть признан шахидом;

2. Заявить, что основой взаимоотношений между людьми и сообществами являются мир, справедливость и любовь; война в исламе допустима только как ответ на агрессию, притеснение и гнет; она (война) прекращается с исчезновением вышеупомянутых причин;

3. Заявить, что ислам – религия жизни, она призывает к добру, мирному сосуществованию, всеобщему развитию и защите окружающей среды;

4. Заявить, что ислам решительно отвергает теорию «столкновения цивилизаций», концепцию «конца истории» и милитаризацию международных отношений, выступает за интеграцию и позитивную конкуренцию между культурами и цивилизациями в интересах всего человечества, за безопасное сосуществование государств на основе взаимного уважения;

5. Решительно осудить вдохновителей и спонсоров терроризма, использующих ситуацию для осуществления собственных политических и экономических целей; подтвердить, что ислам не имеет никакого отношения к терроризму;

6. Высоко оценить тот факт, что Российская Федерация выступила с инициативой и провела эту важную конференцию, посвященную вопросам противодействия терроризму в современных условиях;

7. Считать Приветствие Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева официальным документом конференции; высоко оценить и поддержать высказанную Евгением Примаковым мысль о том, что «ставить знак равенства между исламом и терроризмом не просто заблуждение, а целенаправленная клевета на одну из самых древних религий»;

8. Высоко оценить инициативу Хранителя двух Святынь, Короля Саудовской Аравии Абдаллы бен Абдель Азиза аль-Сауда, выступившего за диалог между представителями различных религий и культур, в целях противодействия таким явлениям, как невежество, изолированность, утрата семейных ценностей, падение нравов, а также в целях укрепления международной безопасности (эта инициатива была выдвинута и одобрена на международной конференции, состоявшейся в Мекке в июне 2007 года);

9. Высоко оценить Амманское Послание Короля Иордании Абдаллы II о распространении принципов толерантности, диалога цивилизаций, безопасного сосуществования народов, а также о раскрытии истинной сути ислама;

10. Высоко оценить благословенные усилия Эмира Государства Кувейт Шейха Сабаха аль-Ахмеда ас-Сабаха в деле распространения исламского принципа умеренности, в том числе, путем создания специального центра по изучению этого вопроса;

11.Высоко оценить мудрую позицию и благословенные усилия, прилагаемые политическим руководством и религиозными деятелями других стран мира, в деле противодействия терроризму; подтвердить приверженность диалогу и миру в межгосударственных отношениях как на межарабском и внутриисламском, так и на международном уровнях;

12.Подтвердить тот факт, что всестороннее межгосударственное сотрудничество и, в частности, политическое, экономическое и социальное, является важнейшим средством противодействия распространению терроризма, экстремизма и нетерпимости;

13.Поддерживать совместные усилия мусульман и христиан направленные на достижение справедливости, социального равенства, развитие диалога и установление добрососедских отношений;

14. Призвать правительства западных стран чаще выступать с позитивными инициативами в адрес мусульманских сообществ с целью укрепления взаимного доверия, что также является средством противодействия терроризму и экстремизму;

15. Высоко оценить инициативу НБФ «Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования» связанную с проведением данной конференции, а также его стремление повысить эффективность своей работы в деле укрепления конструктивных взаимоотношений с мусульманскими организациями и сообществами, тем самым, утверждая позитивную роль ислама в установлении межцивилизационного взаимодействия;

16. Считать данную конференцию началом совместной конструктивной работы; поддержать идею создания Фондом специальной комиссии по контролю над выполнением принятых решений и рекомендаций».

4 июля 2008 г.

Приложение V. ОСУЖДАЮТ ЛИ ЗАХВАТ ЗАЛОЖНИКОВ, ПЛЕННИКОВ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИСЛАМСКИЕ ЦЕНТРЫ?

Проблемы противодействия экстремизму, терроризму находятся в центре внимания многих религиозных деятелей. Так, в июне 2004 г. в Лондоне была создана Международная ассоциация мусульманских богословов, которая включает в себя многих авторитетных богословов, как суннитских, так и шиитских. Цель ассоциации - достижение консенсуса в толковании и использовании положений мусульманского права, преодоление в этом вопросе противоречий. Возглавляет ассоциацию видный суннитский богослов шейх д-р Юсуф Кардави. В связи с участившимися в последнее время случаями захвата пленников и заложников в мусульманских странах ассоциация в октябре 2004 г. выпустила заявление-фетву, где осуждаются случаи захвата пленников, заложников в Ираке и Беслане.

В ней говорится: «1. Похищение является актом агрессии по отношению к другим людям, неважно, мусульмане они или нет. Это тип греховного поведения, запрещенного Богом, о чем сказано в Коране: «Аллах повелевает справедливость, благодеяние и щедрость к близким. Он запрещает мерзость, беззаконие и бунт» (Коран, сура «ан-Нахль», аят 90).

Общеизвестно, что заповедь устанавливать справедливость, быть доброжелательным и участливым к людям не имеет в виду, что это соблюдается только по отношению к мусульманам. Запрет всего недозволенного, того, что, в конечном итоге, приводит ко греху, распространяется на все человечество…

Аллах Всевышний дозволяет такое сопротивление только пропорциональными и дозволенными средствами. В Коране сказано: «… И кто запреты против вас преступит, вы преступайте их против него, как преступил он против вас. Страшитесь гнева Господа и знайте - Аллах лишь с теми, кто способен удержать себя (в пределах, что Он вам назначил)» (Коран, сура «аль-Баккара», аят 194). Также: «Сражайтесь за Господне дело лишь с тем, кто борется с тобой, дозволенного грань не преступай - Аллах не любит тех, кто преступает» (Коран, сура «аль-Баккара», аят 190).

2. Взятие в плен - действие дозволенное исключительно во время ведения войны и исключенное во всех других ситуациях.

…Инициатива совершения агрессии не соответствует мусульманской этике и никак не может считаться характерной чертой мусульман. Мусульмане имеют право противостоять злу адекватными средствами, но их целью и намерением при этом не должно быть мщение. Они должны руководствоваться стремлением положить конец деяниям сил зла не только в отношении самих себя, но и человечества в целом.

И Коран говорит, что наилучший способ предотвращения зла и насилия – призыв к человечеству распространять дух толерантности и прощения как наилучший способ борьбы с враждебностью: «Добро и зло не могут быть равны. Так оттолкни же зло добром, и тот, кто ненависть к тебе питает, в родного друга обратится» (Коран, сура «Фуссилат», аят 34), «Так отклоняй же зло их тем, что лучше» (Коран, сура «аль-Муминун», аят 96).

На основании всего вышеизложенного мы заявляем, что является запретным похищение людей в любых ситуациях за исключением открытых военных действий, когда похищенный имеет статус военнопленного. Но даже и в этом случае его нельзя убивать.

3. Даже в условиях открытой войны непозволительно похищать невинных гражданских лиц. Они не должны быть целью, из-за которой начинается война. С исламской точки зрения гражданскими или просто невоюющими лицами являются старики, женщины, дети, а также представители духовенства любой религии.

Пророк (мир ему) на этот счет отдавал совершенно четкие указания: «Не убивать женщин и детей». Он также говорил: «Не убивайте молодых людей».

...Мы осуждаем захват в заложники школьников в Северной Осетии, приведший к трагической развязке, хотя одновременно и считаем, что чеченский народ должен реализовать свое право на самоопределение.

… Захваченные в плен во время войны считаются военнопленными, и к ним должны применяться следующие принципы мусульманского права.

А. Военнопленные должны быть переданы в руки мусульманских духовных властей, и только они имеют права решать, как поступить с пленниками. Определять судьбу последних те, кто непосредственно пленил их, не имеют никакого права.

В. Обязанностью каждого мусульманина является отношение к пленным с должным уважением и, более того, гостеприимством, обеспечение их пищей и одеждой. Им нельзя угрожать расправой. …Пророк (мир ему)… говорил: «Обращайтесь с вашими пленниками с должным уважением, обеспечивайте их водой питьем, давайте время для отдыха».

С. Согласно исламским принципам, пленники могут быть освобождены безвозмездно по доброй воле пленивших их или же за выкуп, который может быть выплачен в денежной форме, в виде обмена пленниками или в виде оказания определенной услуги мусульманам.

…Мы заявляем, что лишение пленника жизни возможно только в исключительных обстоятельствах, по приказу законного главы мусульманского государства и на основании решения шариатского суда. Вооруженные же группы, осуществляющие сегодня сопротивление в Ираке или где-то еще, не обладают компетенцией главы мусульманского государства.

…Незаконно также с исламской точки зрения брать гражданских лиц в заложники и угрожать им убийством в отместку за действия, совершенные другими, тем более, если заложники не несут ответственности за подобные действия и не в состоянии были их как-нибудь предотвратить. Примером подобного рода случая является трагедия в Северной Осетии. Такой запрет основан на следующих двух факторах.

Одним из базовых принципов исламского права является то, что никто не несет ответственности за действия или бездействие кого-либо другого. Этот принцип зафиксирован в следующих аятах: «И всякая душа стяжает должное своим деяньям. И свое бремя к Господу на Суд неся, не понесет греховный груз других» (Коран, сура «аль-Анам», аят 164), «Ни одна обремененная душа не понесет чужое бремя» (Сура «аль-Исраа», аят 15). Пророк Мухаммад (мир ему) так же указывал, что тот, кто убьет человека, чья жизнь охраняется мусульманским законом, без достаточного для этого основания, никогда не увидит Рая.

В военное время может случиться так, что гражданские лица становятся невольными жертвами военных операций и других подобных акций. Мусульманские богословы полагают, что это дозволено с точки зрения мусульманского права, поскольку такое убийство непреднамеренно. Но пленников, находящихся в условиях несвободы, убивать нельзя, и потому подобные хладнокровные убийства нельзя оправдать даже условиями военного времени».

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ «РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ».

Тема 1.1. Предмет и задачи курса «Религиозно-политический экстремизм».

Раздел II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА

Тема 2.1. Сущность экстремизма, религиозно-политического экстремизма, терроризма

Раздел III. ИСТОРИЯ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА В ИСЛАМЕ

Тема 3.1. Происхождение и сущность ислама

Тема 3.2. Исламский радикализм

Тема 3.3. Теологические разногласия между представителями религиозно-политического экстремизма и традиционного ислама

Раздел IV. РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Тема Религиозно-политический экстремизм в государствах Ближнего, Среднего Востока, Центральной Азии и России: классификация и структурный анализ

Раздел V. РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ В РОССИИ

Тема 5.1. Ислам в России

Тема 5.2. Религиозно-политический экстремизм в России: сущность и специфика

Тема 5.3. Религиозно-политический экстремизм в Дагестане

Тема 5.4. Религиозно-политический экстремизм в Чечне

Тема 5.5. Религиозно-политический экстремизм на Северном Кавказе и Поволжье

Раздел VI. ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Тема 6.1. Зарубежный опыт законодательного регулирования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму

Тема 6.2. Российский опыт законодательного регулирования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму

Тема 6.3. Опыт и проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Раздел VI. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение I. Список организаций, признанных Верховным Судом Российской Федерации террористическими, деятельность которых запрещена на территории России

Приложение II. Мусульманское духовенство Северного Кавказа против религиозно-политического экстремизма

Приложение III. Итоговый документ Международной мусульманской конференции, состоявшейся 4-6 июля 2005 г. в Аммане (Иордания) под девизом «Истинный ислам и его роль в современном обществе»

Приложение IV. Резолюция Международной конференции «Ислам победит терроризм»

Приложение V. Осуждают ли захват заложников, пленников международные исламские центры?

Шейх Хож-Ахмед-хаджи Кадыров: Через сохранение Ислама - к возрождению Республики // Медина аль-Ислам. №60. 05.04.2008.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методика преподавания прав ребенка Учебно-методическое пособие для студентов высших

    Учебно-методическое пособие
    доктор политических наук, профессор, директор Института Европейских, Российских и Евразийских исследований Карлтонского университета, советник российско-канадского проекта "Усовершенствование работы с молодежью группы риска в Российской Федерации»
  2. Библиографический указатель Махачкала, 2008 ббк 78,5 л 52 удк 002 Летопись печати Дагестана за 2008 г

    Библиографический указатель
    Библиографический сборник состоит из разделов: Книжная летопись; Авторефераты диссертаций; Периодические издания. Журналы. Продолжающиеся издания; Дагестан в печати РФ.
  3. Отчет отделения философии образования и теоретической педагогики за 2008 год (часть I)

    Публичный отчет
    В 2008 году фундаментальные и прикладные исследования, организационная и образовательная деятельность членов академии и научных учреждений, входящих в состав Отделения, были концептуально ориентированы на научно-методическое обеспечение
  4. С. Торайгырова Региональный центр политических исследований политическая реальность в разнообразных ее проявлениях павлодар 2008 ббк 66(5Каз)

    Документ
    Арын Е.М., докт. экон. наук, проф. (под общей редакцией), Иренов Г.Н., докт полит. наук, проф (главн. редактор), Кадысова Р.Ж., докт. ист. наук, проф.
  5. Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса Факультета Права

    Учебно-методический комплекс
    УМК4: Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса Факультета Права Автор-составитель проф. В.Б.Исаков. – М.: Государственный университет-Высшая школа экономики.

Другие похожие документы..