Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Глобальные изменения в политической, экономической и культурной жизни всего мирового сообщества, создание единого образовательного пространства обусл...полностью>>
'Автореферат'
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ...полностью>>
'Документ'
В связи с вопросами, возникающими в судебной практике по применению Указа Президента Республики Беларусь от 15.08.2005 N 373 "О некоторых вопрос...полностью>>
'Диплом'
Оформление и защита дипломного проекта: Методические указания к дипломному проектированию и преддипломной практике /Сост.: И.С.Зуев, С.Э.Миронов, Н.М...полностью>>

Е пособие для студентов экономических специальностей Тамбов 2002

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Г.Р.ДЕРЖАВИНА

АКАДЕМИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.В. Романов

М Е Н Е Д Ж М Е Н Т

Учебное пособие

для студентов экономических специальностей

Тамбов 2002

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Г.Р.ДЕРЖАВИНА

АКАДЕМИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.В. Романов

М Е Н Е Д Ж М Е Н Т

Учебное пособие

для студентов экономических специальностей

Тамбов 2002

Рецензент:

доктор экономических наук,

профессор Абдукаримов В.И.

Романов В.В.

Менеджмент: Учебное пособие для студентов экономических специальностей. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. 65 с.

Предлагаемое пособие ориентировано на последовательное изучение всего комплекса основ менеджмента, изложенных в двенадцати темах, логически объединенных в три раздела. Каждая тема включает в себя перечень основных понятий, теоретический материал, вопросы и практические упражнения. Пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта и предназначено для студентов экономических специальностей.

© Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2002

ВВЕДЕНИЕ

Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений, - одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положение которого в рыночной экономике меняется коренным образом. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления (менеджмента), которая обеспечит ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке. При этом следует иметь в виду, что все вышесказанное характерно для организаций различного типа, как коммерческих, так и некоммерческих. Поэтому основные теоретические, методологические и практические положения данного пособия могут быть применимы во всех видах организаций. При этом следует учитывать, что по сравнению со старой системой управления, до сих пор действующей во многих организациях, в новых условиях появляются функции, которые прежде были не нужны. В рыночной экономике организация сама принимает решения, бывшие раньше прерогативой вышестоящих органов управления. Она самостоятельно формирует цели и задачи, разрабатывает стратегию и политику своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает работников, приобретает оборудование и материалы, решает множество структурных вопросов, в том числе и такие, как создание, ликвидация, слияние или, наоборот, разделение подразделений и филиалов, вхождение в состав ассоциаций и других объединений, реорганизация производственной и перестройка организационной структуры управления и многое другое.

Иными словами, организации приобретают все черты самостоятельности, характерные для работы в условиях рынка. А это требует значительного расширения сферы управления и самоуправления, увеличивает объем и усложняет характер выполняемых менеджерами работ. Существенно возрастает ответственность за своевременность и качество принимаемых решений. Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать динамику потребностей на рынке товаров и услуг. Научно-технический прогресс обеспечивает управленческие нововведения, направленные на создание условий для эффективной работы. Все большее значение приобретает решение вопросов, связанных с управлением персоналом, занимающим в новых условиях ключевое положение в ресурсном потенциале и по существу предопределяющим успех организации в достижении ее целей.

Менеджмент, обеспечивающий устойчивое управление организацией в условиях динамично меняющейся среды, переходит на новые принципы. Менеджмент организации, работающей в рыночной среде, предъявляет высокие требования к профессионализму управленческого персонала. Современный управленец - это человек, владеющий и общими основами науки управления, и специфическими знаниями и умениями в области стратегии управления, инноваций, маркетинга, управления персоналом и производством.

Таким образом, в России сейчас наблюдается устойчивый рост потребности в управленческом образовании. Поэтому очень важно, чтобы учебные заведения, решающие эту задачу, старались делать это так, как этого требует современное бизнес-образование и сложившаяся обстановка. Данное пособие разработано с учетом данных требований и может способствовать адекватному получению знаний и управленческих навыков.

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

Цель курса “Менеджмент” – добиться более глубокого всестороннего понимания студентами природы и сущности всего спектра отношений управления как определяющего фактора организационной эффективности.

После изучения данного курса студенты должны быть способны:

  • определять и описывать характеристики основных элементов системы управления деловой организацией;

  • понимать роль и место менеджмента в организации, определять необходимые ему в работе качества и описывать содержание своей работы;

  • объяснять комплексный характер взаимодействия людей в организации;

  • обнаруживать многофакторное воздействие внешнего окружения на определение целей и стратегии организации в ее взаимодействии с этим окружением;

  • выбирать подходы к проектированию работ и организации с учетом складывающихся условий

  • воспринимать проявление тех или иных сторон действия межличностных и групповых процессов, проистекающих в организации и определяющих характер и состояние организационной культуры;

  • знать, как проводятся организационные изменения и в какой связи они находятся с изменениями индивида, а также внешней среды.

Конечно, это общие требования, сами по себе почти ничего конкретно не говорящие о том, каким должен стать студент, обучающийся по специальности “Менеджмент”, и изучивший данный курс. Однако их детализация дает достаточно конкретное представление о желательном профиле выпускника, прошедшего обучение дисциплине “Менеджмент”.

Наличие способности понимать ситуацию и происходящие процессы предполагает, что студент знает основы бизнеса, то есть понимает и умеет анализировать и оценивать внешнюю и внутреннюю среды бизнеса. Далее предполагается, что студент умеет понимать поведение человека, анализировать и оценивать его поступки, предсказывать возможные реакции и действия с его стороны. Предполагается также, что студент должен понимать организацию и те организационные процессы, которые в ней протекают. Таким образом, способность понимания в значительной мере сфокусирована на трех объектах: среда бизнеса, человек и организация.

Наличие определенных навыков и умений, которыми должен обладать студент, включает в себя, во-первых, умение работать с документами, то есть умение не только понимать их, но и, что более важно, создавать и обрабатывать их. Во-вторых, студент должен уметь работать с информацией, знать, как ее искать, где получать, как проверять, обрабатывать и хранить. В-третьих, студенту, идущему на управленческую работу в организацию, необходимо уметь пользоваться оргтехникой. В-четвертых, современная ситуация требует от большинства студентов знания иностранных языков.

Наличие определенного поведения является наиболее важным требованием, предъявляемым к студентам, намеревающимся работать в крупных деловых организациях, имеющих свою корпоративную культуру. Прежде всего, студент должен находиться на определенном уровне культурного развития. Это касается таких сторон его личности, как знание и понимание истории и традиций народа и страны, умение вести себя в соответствии с нормами этики и т.п. Студент должен уметь работать в группе, в коллективе, соотносить свои интересы с их интересами, уметь подчиняться там, где это требуется и т.п.

Для входящего в деловую жизнь молодого человека очень важно уметь коммуницировать, правильно передавать смысл своих действий, используя информацию, слушать и правильно интерпретировать ответную реакцию. Студент должен быть открыт к новому, готов к изменениям.

Для успешной работы и продвижения в организации у выпускника должно быть развито умение обучаться и желание совершенствоваться. Эти качества в настоящее время становятся одними из ведущих в спектре характеристик поседения менеджера. Студенту должно быть привито стремление к ответственному, надежному и преданному отношению к организации и выполняемой им работе.

Что же должен приобрести студент в процессе обучения менеджменту, чтобы развить в себе вышеперечисленные качества и характеристики?

Во-первых, в процессе обучения посредством культурного и интеллектуального развития студент должен найти для себя ответ на жизненно важные вопросы: для чего осуществляется деятельность, и какими средствами допустимо ее осуществлять.

Во-вторых, студент в процессе обучения должен получить знания, которые будут помогать ему получать для себя ответы на вопросы типа: что это такое? как это функционирует? как это следует делать? и т.п.

В третьих, в процессе обучения у студента должны быть развиты определенные операционные навыки, которые проявятся в виде умения осуществлять действия и процедуры, с которыми ему придется сталкиваться во время работы в организации.

В-четвертых, обучение должно развивать у студентов навыки общения и участия в коллективных действиях, то есть научиться определять для себя, с кем вступать во взаимодействие и как его осуществлять.

В-пятых, одним из важнейших приобретений, которое должен сделать студент в процессе обучения, является развитие способности предвидения. Взгляд бизнесмена всегда устремлен в будущее. Поэтому студент должен научиться предвидеть то, что будет, и что может произойти.

В-шестых, учебный процесс должен развивать у студента активную жизненную позицию и сформировать у него высокую мотивированность к труду.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ МЕНЕДЖМЕНТУ

Важно понять, что “Менеджмент” – это практическая дисциплина. В управлении, в отличие от “классических” естественных наук, нет вечных законов. В менеджменте есть теории и концепции, являющиеся не чем иным как отражением обобщенного опыта управления. И если наступает момент, когда теория не подтверждается практикой, то уходит теория как несоответствующая реалиям. Вот почему в обучении управлению очень важна, с позиции практики, доказательная сторона познания существующих проблем и путей их решения. Предлагаемое студентам и преподавателям пособие как раз построено на данной концепции, которая поможет изучающим эту дисциплину соединить теорию с практикой и выйти на качественно новый уровень усвоения материала.

Логика дисциплины “Менеджмент” построена в данном пособии на последовательном изучении трех основных разделов:

  • “Развитие менеджмента и его компоненты”, где описаны общие основные характеристики управления, его субъект и объект с использованием системного метода.

  • “Элементы процесса управления”, в котором с помощью процессного подхода раскрываются основные функции управления (планирование, организация, мотивация и контроль).

  • “Динамика управления трудовыми ресурсами” - раздел, рассматривающий вопросы управления персоналом как ключевого фактора организации и объясняющий глубинные процессы кадрового взаимодействия на основе ситуационного подхода.

Учебный курс состоит из двенадцати тем, структура изложения которых в данном пособии выглядит следующим образом:

1. Ключевые понятия.

2. Основной теоретический материал.

3. Вопросы для самоконтроля и обсуждения.

4. Практические задания и упражнения.

5. Конкретная управленческая ситуация для анализа.

Теоретический материал имеет целью дать стройную систему научных знаний по менеджменту и должен представляться преподавателем на высоком теоретическом и научно-методологическом уровне, носить проблемный характер, раскрывать актуальные вопросы современной концепции менеджмента. Преподаватель на лекции должен стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, тесно увязывать изучение теоретических вопросов с непосредственными задачами, стоящими перед российскими предприятиями.

На семинарских занятиях необходимо закрепить знания, полученные в процессе лекций и самостоятельного изучения теории. Особое внимание при этом следует уделить развитию у студентов умений и навыков, необходимых для предстоящей практической деятельности. В целях развития творческих способностей студентов на семинарских занятиях рекомендуется активно использовать эвристические возможности творческих дискуссий, взаимного обмена мнениями по проблемным вопросам, обсуждение докладов, а также, что является наиболее важным, работа студентов в командах по четыре – шесть человек.

Особое внимание в методике преподавания менеджмента уделяется методу конкретных ситуаций. Данный метод в учебных условиях способствует проникновению студентов в реальные управленческие проблемы. Однако следует иметь в виду, что в управлении не бывает правильных или неправильных ответов и решений. Поэтому при анализе конкретных ситуаций следует ориентироваться на уровень обоснованности и доказательности предлагаемого ответа. В данном пособии приводятся названия конкретных ситуаций для каждой темы и, в скобках, источник и страница, где ее можно найти.

Для более эффективного усвоения материала в конце учебного курса следует произвести итоговый контроль. Желательно также выполнение студентами итоговой письменной контрольной или курсовой работы.

Раздел I. Развитие менеджмента и его компоненты

Тема 1. Менеджмент – наука об управлении

1.1. Ключевые понятия

Потребность в управлении. Понятие менеджмента. Разнообразие определений менеджмента. Объект, субъект, цели, функции менеджмента. Применимость зарубежного опыта. Специфика современного управления.

1.2. Теоретический материал

Потребность в управлении возникает еще в древнейшие времена (в цивилизациях Шумера, Вавилона, Египта, в 7 - 5 тысячелетиях до н.э.) с появлением первых объединений людей в группы, а позже в организации. Она усиливается с появлением горизонтального разделения труда (т.е. разделения труда по видам выполняемых работ), а также вертикального разделения труда (т.е. отделение работы по координации действий от самих действий).

Таким образом, важнейшей предпосылкой возникновения управленческой деятельности было появление организаций, причем организаций как открытых систем, т.е. сообщающихся с внешней средой и имеющих одну из главнейших характеристик - вертикальное разделение труда.

Деятельность любой организации состоит из трех основополагающих процессов:

  • получение ресурсов из внешнего окружения;

  • изготовление продукта с помощью данных ресурсов;

  • передача данного продукта во внешнюю среду.

Если хотя бы один из процессов прекращается, организация не сможет существовать. Ключевая роль в поддержании баланса между этими процессами, а также в мобилизации ресурсов на их осуществление принадлежит менеджменту.

С развитием практики и теории управления понятие менеджмента наполнялось различным смыслом и содержанием. Мари Фоллет определяла менеджмент как "обеспечение выполнения работ с помощью других лиц". Питер Дракер, которого многие считают ведущим теоретиком в области управления, предлагает следующее определение менеджмента - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Данные и многие другие определения акцентируют внимание на воздействие на человека. Однако в настоящее время проявляется тенденция к расширению понятия менеджмент, приданию ему более универсальный характер.

Итак, менеджмент - это управление социально-экономическими процессами в организации в условиях рыночной экономики, целью которого является обеспечение конкурентоспособности (эффективности) управляемого объекта. При этом повышение эффективности работы фирмы должно осуществляться в рамках заданной свободы, при проявлении максимума инициативы, но с учетом социальной и юридической ответственности.

Субъектами управления являются менеджеры - профессиональные наемные работники. Объектами менеджмента являются организации различного рода - коммерческие, некоммерческие. В качестве основных функций управления выделяют: планирование, организацию, мотивацию и контроль, сущность которых будет раскрыта в последующих темах.

Специфика управления в конце XX-го начале XXI-го веков в условиях рыночной экономики характеризуется следующими факторами:

  • сокращение жизненного цикла товара, расширение номенклатуры выпускаемых изделий при уменьшении их объемов;

  • существенное усложнение технологических процессов, требующих повышения уровня квалификации рабочих и специалистов;

  • возрастание требований к уровню качества обслуживания и срокам исполнения заказов;

  • ориентация структурных подразделений на продукцию, рынок, потребителя, а не на выполнение функций;

  • ориентация на минимальное количество уровней управления и широкую сферу контроля;

  • основу организационной структуры составляют целевые группы специалистов или команды;

Сущность и специфика менеджмента в разных странах отличается друг от друга (о чем свидетельствует нижеприведенный сравнительный анализ менеджмента в США и Японии). Так как в развитых странах менеджмент, как теория и практика, существует давно и доказывает свою эффективность, то было бы логичным использовать достижения зарубежного опыта у нас в России. Однако делать это следует осторожно, не забывая об отечественной действительности и менталитете.

Особенности японского и американского менеджмента:

ЯПОНИЯ

США

Пожизненный найм

Краткосрочная работа по найму

Оплата по старшинству

Оплата по индивидуальным результатам работы

Неформальный контроль

Формальный контроль

Нечеткое описание рабочего задания

Четкое описание рабочего задания

Отсутствие связи между должностью и заданием

Задание определяется должностью

Коллективная ответственность

Индивидуальная ответственность

Акцент на координацию и сотрудничество

Акцент на эффективность и результаты

Согласованные решения

Индивидуальные решения

Управление "снизу - вверх"

Управление "сверху - вниз"

Обучение без отрыва от производства

Специальные программы повышения квалификации

Долгосрочная ориентация

Внимание к текущим результатам

По мнению современных российских специалистов, принципами управления являются:

1. лояльность к работающим;

2. ответственность как обязательное условие успешного менеджмента;

3. коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали;

4. атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих;

5. обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах;

6. своевременная реакция на изменения в окружающей среде;

7. методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой;

8. непосредственное участие в работе подчиненных групп на всех этапах как условие согласованной работы;

9. умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и др.;

10. этика бизнеса;

11. честность и доверие к людям;

12. опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль, персонал;

13. видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть;

14. качество личной работы и ее постоянное совершенствование.

1.3. Вопросы для самоконтроля и обсуждения

1. Дайте обобщенное определение понятия "менеджмент", выделите главные его характеристики.

2. Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пособие для студентов юридических специальностей Тамбов 2003

    Реферат
    Ельцов Н.С., начальник Управления Министерства юстиции РФ по Тамбовской области, Государственный советник юстиции 2 класса, кандидат юридических наук, доцент
  2. Учебное пособие Тамбов 2008 федеральное агентство по образованию тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина эмпирическая социология учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности

    Учебное пособие
    Белинская Д. В., кандидат социологических наук (Предисловие, Раздел 2. Специфика социологического метода, Раздел 3. Методы социологического исследования);
  3. Методические рекомендации (для преподавателей и студентов вузов специальности 071201 / направления подготовки 071900)

    Методические рекомендации
    Библиотечно-информационная деятельность : метод. рекомендации (для преподавателей и студентов вузов специальности 071201 / направления подготовки 071900) / Учреждение Рос.
  4. Методические указания по выполнению контрольной работы для бакалавров, студентов дневной и заочной форм обучения, магистров экономических специальностей Тамбов 2009

    Методические указания
    Методические указания по выполнению контрольной работы для бакалавров, студентов дневной и заочной форм обучения, магистров экономических специальностей
  5. Методические рекомендации для студентов дневного отделения Тамбов

    Методические рекомендации
    Философия: Семинарские занятия: Методические рекомендации для студентов дневного отделения / Авт.-сост. Дробжева Г.М., Роом Л.А., Самохин К.В. Тамбов: Изд-во Тамб.

Другие похожие документы..