Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Чи впливає на поведінку державного службовця прийняття Загальних правил поведінки державного службовця? Які ефективніші методи впровадження норм проф...полностью>>
'Учебно-методическое пособие'
В процессе деятельности учреждений, организаций, предприятий (юридических лиц) возникают документы многочисленных видов, разнообразного характера, со...полностью>>
'Документ'
Правила прийому до Міжрегіональної Академії управління персоналом в 2012р. Провадження освітньої діяльності у Міжрегіональній Академії управління пер...полностью>>
'Реферат'
Анализ социально-экономического развития Рязанской области по STEP-факторам интересен для исследования по нескольким причинам. Основная – относительн...полностью>>

Программа факультатива «Готовимся к егэ»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОУ «Волжская средняя общеобразовательная школа»

Утверждена

______________

______________

Программа факультатива

«Готовимся к ЕГЭ»

Возраст воспитанников: 15 – 17 лет

Срок реализации: 2 года

Составитель:

Степанищева Н.А.,учитель

истории и обществознания

I категория

п. Волжский

2011 год

Программа факультатива

«Готовимся к ЕГЭ»

(на основе адаптированной программы курса Л. Н. Боголюбова «Человек и общество»)

10-11 классы

Пояснительная записка

Курс «Человек и общество» для старших классов полной средней школы направлен на реализацию но­вой структуры обществоведческого образования. В от­личие от набора модульных курсов по социальной философии, социологии, экономической теории, по­литологии, праву и т. п. курс «Человек и общество» является интегративным, т. е. включает знания из названных и других отраслей науки (философия, ан­тропология, психология и др.) в педагогически целесо­образной целостной системе.

Назначение курса - содействовать воспитанию сво­бодной и ответственной личности, ее социализации, познанию окружающей действительности, самопозна­нию и самореализации.

Цели обществоведческой подготовки состоят в том, чтобы, используя возможности учебного предмета, способствовать формированию:

- гуманистического мировоззрения, включающе­го: убежденность в неповторимости, уникальности ка­ждой личности и в том, что жизнь - высшая ценность бытия; идеалы гуманизма, свободы, демократии, соци­ального прогресса; признание значимости научных знаний и методов познания действительности, готов­ность руководствоваться ими в анализе и оценке об­щественных явлений; отношение к социальным регу­ляторам жизни, нравственно-правовым нормам как необходимым условиям выживания и развития челове­ческого сообщества;

- необходимых моральных ориентиров, включаю­щих так называемые «простые нормы нравственности», а также высшие социально-нравственные качества;

- гражданственности, любви к Родине, политиче­ской и правовой культуры, предусматривающей готов­ность и умение конструктивно задействовать в условиях демократии, политического плюрализма, становления правового государства;

- экономической культуры, предполагающей по­требность и умение активно действовать в условиях экономической свободы, понимания тех требований к личности, которые предъявляет изменяющаяся эконо­мическая обстановка;

- социальной культуры, включающей культуру межличностных, межгрупповых и этнических отноше­ний; толерантность к иному образу жизни и образу мыслей;

- экологической культуры, включающей призна­ние ценности природы, убеждение в необходимости сбережения природы для живущих и будущих поколе­ний, чувство ответственности за судьбу природы, по­нимание неразрывной связи общества и природы.

Формирование указанных качеств личности, ее са­мосознания, идеалов, убеждений, ценностных ориен­таций предполагает усвоение определенных знаний, выработку соответствующих умений, овладение други­ми элементами культуры.

Курс «Человек и общество» для старших классов состоит из двух разделов.

В первом из них - «деятельность в жизни человека и общества» в доступной форме излагается система пе­дагогически подобранных философских знаний о че­ловеке и обществе, объединенных понятием «деятель­ность». Деятельностный подход позволяет «сомкнуть» человековедение и обществоведение, представить их не в качестве двух раздельных частей содержания, а в целостности. Он ориентирует на раскрытие в курсе обобщенных способов деятельности, что может спо­собствовать самореализации личности молодого чело­века. Опираясь на понятие деятельности, курс пред­ставляет социально-философский анализ человече­ского мира, дает объяснение его многообразных проявлений. При этом мир понимается не только как совокупность внешних объектов. но и как мир челове­ческой субъективности.

Первые два урока раздела раскрывают понятия «об­щество» и «личность», являются вводными ко всему курсу.

Общая характеристика деятельности позволяет по­казать ее как способ человеческого бытия, как основ­ной фактор развития общества и личности. Представ­ление о многообразии деятельности, о ее структуре да­ет ключ к пониманию многих последующих вопросов курса, путей и способов познания мира и чело­века. Наряду с особенностями научного познания характеризуются некоторые формы и способы внена­учного познания. Особое значение имеет осмысление учащимися философско-мировоззренческих проблем: возможности и границы познавательной деятельности, критерии Ведущей идеей, пронизывающей изучение познава­тельной деятельности человека, является тезис о мно­жественности истины, соотношение и взаимосвязь чувст­венного и рационального познания. В целях более глу­бокого осмысления этих вопросов предусматривается познакомить учащихся с их различными трактовками мыслителей прошлого и современности. Стержневая для курса проблема соотношения объекта и субъекта деятельности конкретизируется применительно к осо­бенностям познания в целом и социального познания в частности. Общей направленности курса отвечает включение вопросов самопознания личности.

Изучение взаимосвязи деятельности и духовного мира человека способствует формированию нравствен­ной культуры личности, ознакомлению учащихся с разнообразием мировоззренческих подходов к оценке действительности. Первоочередное внимание педагога желательно привлечь к раскрытию сущности и значе­ния нравственной оценки деятельности, к характери­стике различных мировоззрений как совокупности взглядов на мир, к показу того, что гуманистическое мировоззрение наиболее перспективно для всей дея­тельности, для становления и укрепления уважитель­ных отношений между людьми, между социальными и национальными общностями.

При изучении материально-производственной дея­тельности раскрывается специфика содержания труда, требований к современному работнику, его профес­сионализму, квалификации, дисциплине. Творческое проявление материально-производственной деятельно­сти раскрывается в процессе изучения природы изо­бретательства, некоторых путей (способов) овладения его секретами.

Последние уроки раздела помогут учащимся разо­браться в одной из важных философских проблем - соотношение свободы и исторической необходимости. Условия, в которых развертывается деятельность лю­дей, ставят в определенные рамки их социальную сво­боду, но в такие рамки, в которых почти всегда суще­ствует возможность выбора тех или иных вариантов деятельности. Расширение этой возможности есть про­гресс общества. Учащиеся должны осознать, что, чем шире свобода, тем выше ответственность человека за свой выбор, за направленность и способы своих соци­ально значимых действий.

В основу второго раздела – «На пути к современной цивилизации» положен цивилизационный подход к об­щественно-историческому развитию. Более глубокому восприятию особенностей современной цивилизации призвано способствовать ознакомление школьников с основными достижениями развития передовой обще­ственной мысли, а также с главными историческими вехами развития человечества на пути становления нынешнего общества. В первых темах вводится ключе­вое понятие «цивилизация». Вначале оно рассматрива­ется в историческом аспекте, а затем раскрывается его сущность с позиций современной науки на основе со­поставления с понятием «общественно-экономиче­ская формация», лежащим в основе формационного подхода.

Курс позволяет осознать, что построить гуманное, демократическое общество можно лишь опираясь как на национальные ценности, так и на ценности миро­вой цивилизации. Последним уделяется в разделе осо­бое внимание. Важно также, чтобы учащиеся видели противоречия социального развития, пути их разреше­ния.

Содержательным ядром третьего раздела – «Совре­менное общество» является рассмотрение достижений и проблем современного этапа цивилизационного раз­вития человечества. Это осуществляется последовательно в рамках анализа основных сфер жизнедеятель­ности общества: экономики, социальных отношений, политики, культурно-духовной жизни. Центральное место отводится раскрытию основных ценностей со­временной цивилизации, которые включают систему рыночного и государственного механизма регулирова­ния экономических отношений, политические отно­шения, базирующиеся на принципах правового госу­дарства и гражданского общества, общечеловеческие моральные ценности, новые принципы международ­ных отношений, культурно-духовные ценности наро­дов и государств. С цивилизационных позиций рас­сматриваются процессы преобразования, происходя­щие в нашей стране.

Важной содержательной линией курса является стремление раскрыть исторический смысл прошлых эпох и сегодняшнего этапа через их человеческое из­мерение. Именно цивилизационный подход ставит че­ловека в центр изучения прошлого и настоящего об­щества. Этот принцип реализуется и в последователь­ном рассмотрении духовно-ценностных ориентаций личности и общества, определяющих самобытность цивилизации, и во включении в содержание курса та­ких тем, как человек в системе экономических отно­шений, социальный и политический статус личности, духовная жизнь современного человека.

Многие содержащиеся в курсе вопросы пока явля­ются дискуссионными. Это нашло определенное отра­жение и в содержании курса. При рассмотрении ряда проблем приводятся аргументы сторонников разных, нередко противоположных точек зрения. Учащимся предлагается самостоятельно определиться в этом спо­ре, обосновав свой выбор.

Изучение курса «Человек и общество» в старших классах обеспечивается учебным пособием «Человек и общество» (под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазеб­никовой). В книге 47 параграфов. Учебным планом предусматривается изучение данного материала за 68 часов (10 кл – 34 часа, 11 кл– 34 часа).

При изучении курса целесообразно использовать различные источники (доступные фрагменты произве­дений философов, социологов, экономистов, политиче­ские документы, законы, периодическую печать и т. д.).

Программа

Раздел 1

Деятельность в жизни человека и общества

Общество и общественные отношения. Понятие об­щества. Взаимосвязь общества и природы. Общество как система. Сферы общественной жизни и их взаи­модействие. Человек, индивид, личность. Биосоциальная сущ­ность человека. Личность и индивидуальность.

Тема 1. Деятельность человека

Сущность человеческой деятельности. Структура и мотивы деятельности.

Деятельность как способ человеческого бытия. Ви­ды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Деятельность и общение. Общение и коммуника­ция. Многообразие видов общения. Функции общения. Социaльные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Алкоголизм и наркомания. Социальная опасность преступности, aлкоголизма, наркомании.

Тема 2. Познание как деятельность

Познавательная деятельность человека. Чувствен­ное и рациональное познание. Истина и ее критерии. Что такое агностицизм. Истина абсолютная и относи­тельная. Научное познание и его особенности. Теория как форма научного знания. Методы научных исследова­ний. Научное мышление современного человека. Многообразие путей познания. Ненаучное позна­ние. Жизненный опыт, здравый смысл, народная муд­рость. Паранаука. Познание средством искусства. Социaльное познание, его особенности. Конкрет­но-исторический подход к социaльным явлениям. Факты, интерпретации, оценки. Самопознание и его формы.

Тема 3. Деятельность и духовный мир человека

Духовно-теоретическая деятельность. Духовное производство. Сохранение и распространение духов­ных ценностей. Духовное потребление. Мировоззрение и его место в духовном мире чело­века. Типы мировоззрения. Мировоззрение и деятель­ность человека. Менталитет человека. Убеждение и вера. Нравственная оценка деятельности. Общечеловече­ское, национальное, социально-групповое и индивиду­альное в моральной оценке. Становление нравствен­ного в человеке.

Тема 4. Трудовая деятельность человека

Материальное производство. Его связь и взаимодействие с духовным производством. Трудовая дея­тельность. Современный работник. Исполнительность и инициатива. Трудовая, технологическая, финансо­вая, договорная дисциплины. Изобретательская деятельность. Открытия и изо­бретения. Техническое творчество. Защита прав изо­бретателя. Проблема гуманизации труда.

Тема 5. Социально-политическая деятельность чело­века и развитие общества

Деятельность людей - реальная движущая сила об­щественного прогресса. Значение свободы для само­реализации человека. Границы свободы. Развитие взглядов на соотношение свободы и необходимости в деятельности. Что такое свободное общество? Участники исторического процесса. Народные мас­сы. Социальные группы. Общественные объединения. Исторические личности. Политическая деятельность. Субъекты и объекты политики. Политические цели и средства их достиже­ния. Политические действия. Общественный прогресс и регресс. Противоречи­вость прогресса. Критерии прогресса. Прогрессивные силы.

Раздел II

На пути к современной цивилизации

Тема 6. Мыслители прошлогo и современности об обществе и его развитии

Развитие знаний об обществе. Представление об об­ществе на уровне мифологического сознания. Взгляды Платона и Аристотеля на общество и государство. Теория общественного договора. Французские философы­просветители о цивилизации. Экономические воззре­ния А. Смита. Социалисты-утописты об идеальном общественном устройстве. Взгляды Гегеля на всемирно-исторический процесс. Становление социологии как науки. Марксистское учение об обществе. Материалисти­ческое понимание истории. Развитие общества как ес­тественноисторический процесс: соотношение объек­тивных и субъективных факторов. Теория прибавоч­ной стоимости. Коммунистическая идея в контексте мировой цивилизации. Марксизм как теория и идео­логия. Отношение основоположников марксизма к во­просу о роли насилия в истории. Развитие обществознания в ХХ в. Идеи технокра­тизма в социальном познании. Духовные ценности и их роль в жизни общества. Проблемы сущности и су­ществования человека в философии экзистенциализ­ма. Проблема периодизации исторического развития. История сквозь призму цивилизационного подхода. Причины появления различных направлений разви­тия марксистской мысли. Развитие радикально-рево­люционных идей марксизма в ленинизме. Дискуссия о месте и роли марксистского учения в современном мире.

Тема 7. Цивилизация прошлого. Что такое цивилизация?

Соотношение понятий «формация» и «цивилиза­ция». Признаки цивилизации. Цивилизация и культу­ра. Перспективы цивилизационного развития челове­чества. Особенности древних цивилизаций. Переход от до­ классового, дописьменного, догосударственного и до­ городского состояния общества к цивилизации. Изме­нение взаимодействия человека и природы. Вклад на­родов в достижения цивилизации древности. Единство и взаимосвязь мира древних цивилизаций. Проблема современного понимания древности. Древние цивилизации Европы. Специфические особенности древнегреческой цивилизации: класси­ческое рабство, полис как единство политической структуры и гражданского общества. Достижения древнегреческой культуры. Возникновение философии. Цивилизация эллинизма - своеобразный синтез восточных и античных элементов общества. Граждан­ские ценности Рима. Римское право. Римское красно­речие. Европейская цивилизация эпохи средневековья. Образ жизни и мышления эпохи. Сословия средневе­кового общества. Характеристика их ценностей. Связи сословий и непреодолимые психологические барьеры между ними. Роль монархии и церкви в средневековом обществе. Город - колыбель новой цивилизации. Переход к индустриальной цивилизации. Предпо­сылки ускорения общественного прогресса в Европе. Первоначальное накопление и формирование эконо­мического суверенитета собственников. Ценности эпо­хи Возрождения: гуманизм, свобода личности. Слом духовного единовластия церкви в ходе Реформации. Добродетели раннего капитализма: хозяйственность, бережливость, умеренность. Зарождение и развитие парламентаризма. Значение промышленного переворо­та и буржуазных революций в переходе к индустриаль­ной цивилизации. Цивилизация России. Российский путь: переломные моменты. Особенности развития России. Крестьянская община. Самодержа­вие. Роль бюрократии. Православие и его значение. Российская империя. Россия между Востоком и Запа­дом.

Раздел III

Современное общество

Тема 8. Современный этап мирового цивилизацион­ ноro развития и наше общество.

Современные цивилизации. Многообразие путей и форм общественного развития. Типы цивилизаций. Особенности развития «традиционного общества». Достижения и противоречия западной цивилизации. Переход к постиндустриальному обществу. Целост­ность и взаимозависимость современного мира. Наше общество в современном мире. Необходи­мость обновления общества. Экономический и соци­ально-политический кризис. Пути выхода из кризиса. Глобальные проблемы современности. Происхожде­ние глобальных проблем и их взаимосвязь. Научно-технический прогресс и глобальные проблемы. Уг­роза экологического кризиса. Проблемы войны и мира в современных условиях. Отставание стран «третьего мира» от развитых государств. Пути разрешения гло­бальных проблем.

Тема 9. Экономическое развитие современной циви­лизации

Экономика и ее роль в жизни современного обще­ства. Зависимость уровня жизни от состояния эконо­мики. Производство. Отношения собственности. Мно­гообразие форм собственности. Распределение, его за­висимость от форм собственности. Источники доходов различных групп населения. Рыночные отношения в современной экономике. Понятие рынка. Различные варианты организации экономической жизни. Роль рынка в экономической жизни. Закон стоимости. Закон спроса и предложения. Рынки товаров, труда и капитала. Рыночный механизм и государственное регулирование. Сущность научно-технической революции. Новый этап НТР, компьютерная революция. Изменение по­ложения человека в npoцecce производства. Воздейст­вие НТР на различные сферы деятельности. Экологи­ческая угроза. Новое качество экономического роста. Социальные последствия НТР. Человек в системе отношений собственности. Из­менение в условиях и содержании rруда. Отношение человека к труду. Распределение no труду. Возможно­сти увеличения личного дохода. Потребности и по­требление. Экономические реформы в нашей стране. Необхо­димость экономической реформы. Значение перехода к рыночной экономике. Условия перехода к рынку. Дискуссия о путях и последствиях перехода к рынку. Необходимость создания системы социальной защиты. Обострение кризисной ситуации в экономике. Пути стабилизации экономики.

Тема 10. Цивилизация и социальное развитие

Социальная структура общества. Социальная диф­ференциация и социальное неравенство. Социальная мобильность. Семья в современном обществе. Тенден-ции в развитии социальных отношений. Маргиналы и люмпены. Науки и межнациональные отношения. Национальное самосознание. Развитие наций и межнациональ­ных отношений в современном мире. Межнациональ­ные конфликты и пути их преодоления. Социальный статус личности и социальной группы. Оценка общественной значимости тех или иных соци­альных позиций, занимаемых людьми; авторитет, пре­стиж. Социальные роли человека. Социальные гаран­тии. Социальные отношения в нашей стране. Измене­ния социaльной структуры общества, происходящие в настоящее время. Новые социальные группы. Пониже­ние статуса интеллектуальных профессий. Правовые предпосылки решений социальных проблем. Социаль­ные программы защиты населения.

Тема 11. Современная цивилизация и политическая жизнь

Роль политической системы в жизни общества. Структура политической системы. Взаимосвязь орга­низаций, политических норм и политической культу­ры. Политический режим. Политическое управление. Правовое государство. Верховенство закона - осно­вополагающий принцип правового государства. Равно­правие граждан. Защита прав человека. Взаимная ответ­ственность государства и личности. Разделение властей. Политический монополизм и плюрализм. Формы разрешения политических конфликтов в условиях пра­вового государства. Многопартийность. Парламентская демократия. Парламентаризм - клас­сическая форма представительной демократии. Прин­цип двойной ответственности парламентариев. Политический статус личности. Многообразие по­литических ролей личности. Роль избирателя. Крите­рии оценки предвыборной программы и личных ка­честв кандидатов в депутаты. Политическая культура. Реформы политической системы в нашей стране. Конституция РФ. Учреждение поста президента. Зако­нодательная, исполнительная и судебная власть в Рос­сийской Федерации. Обновление избирательной систе­мы. Права и свободы человека и гражданина. Противо­речия процесса демократизации политической системы.

Тема 12. Духовные ценности современной цивилиза­ции

Духовная культура. Понятие культуры. Культура ма­териальная и духовная, их взаимосвязь. Традиции и новаторство в культуре. Многообразие и диалог куль­тур. Проблемы современной отечественной культуры. Наука и образование. Понятие науки. Функции со­временной науки. Этика науки. Образование. Религия в современном мире. Понятие религии. Многообразие религий. Роль религии в России и со­временном мире. Веротерпимость и свобода совести как духовные ценности. Духовный мир личности. Интеграция личности в системе национальной и мировой культуры. Духовные ценности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа развития школы на 2008-2013год (сентябрь 2008 года- август 2013 года)

    Программа
    Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ, ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных целях школы. Эта стратегия модернизации задает новые требования к ступеням школьного образования в целом:
  2. Рабочая программа факультатива «Алгебра и элементарные функции» в 11А классе Составитель: Л. Г. Мамаева

    Рабочая программа
    В 11 общеобразовательном классе проводится обучение из расчёта: 2,5 ч алгебра и начала анализа и 1,5 ч геометрия. На отработку материала курса математики и подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ времени не хватает.
  3. Программа Развития Школы на 2011-2016 годы

    Программа
    Главная идея Программы развития школы – создание новой практики образования, необходимой для будущей жизнедеятельности обучающихся. Новая практика образования – это создание адаптивного к условиям региона, современного и конкурентоспособного
  4. Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1

    Программа
    Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 г. Сенгилея муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области на 2011-2015 гг.
  5. Программа развития старской средней общеобразовательной школы дятьковского района брянской области на 2011 2016 годы

    Программа
    Типовое положение об общеобразовательном учреждении, введенном в действие с 19.03.2001г. № 196 Постановлением Правительства РФ (с изменениями на 01.02.

Другие похожие документы..