Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Автор этой книги, Борис Валентинович Яковенко (1884-1948) был одним из самых активных представителей предоктябрьского поколения русских философов, ко...полностью>>
'Темы рефератов'
Раздел Психика как предмет системного исследования Тема . 1 Понятие о психике и ее эволюции 1. Эволюция условно-рефлекторного понимания психики со вр...полностью>>
'Документ'
Интересно, что вы подумали, когда прочитали наши афиши. Я, например, когда слышу слово «шоу», всегда вздрагиваю. Как правило, ничего хорошего в нашей ...полностью>>
'Закон'
Как известно, еще совсем недавно наше государство являлось исключительным собственником подавляющего большинства объектов недвижимости — земли, ее нед...полностью>>

Пояснительная записка цели и задачи. Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи. Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний о химической символике, химических понятиях, фактах, основных законах и теориях;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, а также умениями производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе усвоения химических знаний и проведения химического эксперимента; самостоятельного приобретения знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира; отношения к химии как элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для химически грамотного использования веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.

Нормативные правовые документы. Рабочая программа по химии разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

Данная программа составлена на основе авторской программы Габриеляна О.С. «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» - М.: Дрофа, 2007г.

Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Особенность её состоит в том, чтобы сохранить присущий русской средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путём вычленения укрупнённой дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент» и формы его существования, следования строгой логике принципов развивающего обучения, положенных в основу конструирования программы, и освобождения её от избытка конкретного материала.

В авторскую программу внесены изменения количества часов, отводимых на изучение некоторых разделов. Это обусловлено необходимостью практического назначения данных тем.

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается в 8 классе, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Наряду с этим построение программы даёт возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.

Программа построена с учётом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул, атомов, и биологии 6-9 классов, где даётся знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Основное содержание курса 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, простых веществах, сложных и важнейших соединениях элементов (оксидах, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества, некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.

Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа из расчёта 3 часа в неделю, в том числе на контрольные работы отведено 6 часов; административные 1час; практические работы 11 часов; экскурсии 3 часа.

Формы организации общеобразовательного процесса:

  • Урок - диалог;

  • Уроки - практикумы;

  • Уроки с применением информационных технологий;

  • Уроки - исследования;

  • Уроки - защита проектов;

  • Уроки - экскурсии.

В обучении используются следующие технологии:

  • Игровые;

  • ИКТ;

  • Проблемное обучение;

  • Развивающее обучение.

Рабочая программа по химии предусматривает формирование у школьников ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса химии на этапе основного образования являются:

общекультурная – владение культурой безопасного и ответственного обращения с веществами, материалами при проведении химических реакций;

информационная – умение самостоятельно искать, отбирать и передавать необходимую информацию;

коммуникативная – это знание химического языка, навыки работы в группе, владение различными ролями в коллективе;

рефлексивная – умение организовывать свою учебную деятельность и владеть навыками оценки её.

Для оценки знаний обучающихся используются следующие виды и формы контроля:

  • самостоятельная работа;

  • контрольная работа;

  • выполнение тестовых заданий;

  • проверочная работа.

Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.

Рубрика «Знать и понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводиться обучающимися. Они должны понимать смысл изучаемых химических понятий, законов, учений; знать химическую символику.

Рубрика «Уметь» включает умения определять и распознавать неорганические вещества, характеризовать и описывать их свойства, объяснять физический смысл атомного номера химического элемента, номера группы и периода, составлять формулы неорганических веществ, производить вычисления, обращаться правильно с химическим оборудованием и веществами.

В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» отражены знания и умения при обращении с опасными веществами, при оказании помощи пострадавшим, для экологически грамотного поведения в окружающей среде.

В работе используется учебник Габриеляна О.С., Яшуковой А.В. В учебнике реализована авторская концепция – преодолеть механическое заучивание учебного материала. Это достигается:

  • системным подходом к конструированию учебного материала и акцентом на причинно-следственные связи между составом, строением и свойствами веществ. Материал излагается таким образом, что осваивая изучаемую тему, учащиеся готовятся к осмыслению последующей;

  • введением новых понятий, терминов только по мере необходимости, что освобождает учащихся от усвоения материала, не востребованного на данном этапе изучения курса химии;

  • изложением материала от простого к сложному, от общего к частному;

в учебнике даны алгоритмы для составления формул веществ,

уравнений химических реакций, образцы решения расчётных задач;

  • реализацией познавательно-развивающей функции химического эксперимента. В учебнике предложены лабораторные опыты, практические работы с элементами исследовательской деятельности;

В конце каждого параграфа приведены задания, выполнение которых

требует от учащихся осмысления изученного материала, также в

рамках выделенным шрифтом показаны понятия, на которые нужно

обратить внимание, что способствует развитию зрительной памяти.

Учебник написан доступным для понимания языком.

Основное содержание рабочей программы.

Введение (10 часов).

Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия. Краткие сведения по истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Развитие химии на Руси. Роль отечественных учёных в становлении химической науки – работы М.В.Ломоносова, А.М.Бутлерова, Д.И.Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная атомная и молекулярная массы.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, её структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы. Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Учащиеся должны знать и понимать:

химические понятия: химический элемент, вещество простое и сложное, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, массовая доля химического элемента в сложном веществе.

учения и законы: постоянства состава.

химическую символику: знаки химических элементов.

Уметь:

определять: состав веществ по их химическим формулам;

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения;

обращаться с лабораторным оборудованием.

Демонстрации. Коллекция изделий из алюминия и стекла. Взаимодействие соляной кислоты с мрамором. Помутнение известковой воды.

Расчётные задачи. 1.Вычисления относительной молекулярной массы веществ по его формуле. 2.Вывод формулы соединения по данным химического анализа. 3.Определение массовых долей элементов в соединении.

Практические занятия. 1.Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и спиртовкой.

Химический диктант по теме: «Химическая символика».

Самостоятельная работа по теме: «Решение расчётных задач».

Тема 1. Атомы химических элементов

( 10 часов).

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атома. Доказательства сложности строения атома. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Изменение числа протонов в ядре атома – образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома – образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидность атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов. Понятие о завершённом электронном уровне.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атомов; физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем уровне атома химического элемента – образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Понятие об ионной связи. Схема образования ионной связи. Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой – образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Электроотрицательность. Понятие о полярной ковалентной связи.

Взаимодействие атомов металлов между собой – образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Коллекция изделий из алюминия и стекла. Взаимодействие соляной кислоты с мрамором. Помутнение известковой воды.

Учащиеся должны знать и понимать:

учения и законы: периодический закон Д.И.Менделеева.

Уметь:

определять и распознавать: вид химической связи в простых веществах и типичных соединениях;

характеризовать и описывать: химические элементы на основе положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов.

объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента, номер группы и периода, к которому он принадлежит в периодической системе

составлять: схемы строения атомов химических элементов (№№1-20) с указанием числа электронов в электронных слоях.

Демонстрации. Коллекция изделий из алюминия и стекла. Взаимодействие соляной кислоты с мрамором. Помутнение известковой воды.

Самостоятельная работа по темам: « Описание химического элемента по положению в периодической системе». «Определение вида химической связи».

Контрольная работа по теме: « Атомы химических элементов».

Тема 2. Простые вещества

(9 часов).

Положение металлов и неметаллов в периодической системе. Важнейшие простые вещества-металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества-неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода.

Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объём газообразных веществ.

Учащиеся должны знать и понимать:

химические понятия: количество вещества, моль, молярная масса.

Уметь:

характеризовать и описывать: положение металлов и неметаллов в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярный объём», «молярная масса», «число Авогадро».

Демонстрации. Коллекция металлов: железо, алюминий.

Коллекция неметаллов: сера, кислород, водород (в газометре), активированный уголь.

Некоторые металлы количеством 1 моль.

Самостоятельная работа по теме: «Решение задач».

Контрольная работа по теме: «Простые вещества».

Тема 3. Соединения химических элементов

(16 часов).

Степень окисления. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях.

Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды. Составление их формул. Летучие водородные соединения, их состав и названия. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашёная известь.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия, кальция. Понятие об индикаторах и качественных реакциях.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная, азотная. Изменение окраски индикатора.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решёток.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких и газообразных смесей. Их свойства. Массовая и объёмная доли компонентов смеси. Расчёты, связанные с использованием понятия «доля».

Учащиеся должны знать и понимать:

химические понятия: степень окисления химических элементов, оксид, основание, щёлочь, кислота, соль.

Уметь:

определять и распознавать: принадлежность веществ к определённому классу соединений; степень окисления химических элементов в бинарных соединениях.

составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований, солей. Модели кристаллических решёток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Разделение смесей.

Лабораторные опыты. 1.Знакомство с образцами веществ разных классов.

Практические работы. 2. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе.

Зачёт по теме: «Классы неорганических соединений».

Контрольная работа по теме: «Соединения химических элементов».

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами

(17 часов).

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществом. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, - физические явления.

Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Составление уравнений химических реакций.

Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения, обмена.

Учащиеся должны знать и понимать:

химические понятия: химическая реакция.

учения и законы: закон сохранения массы веществ.

химическую символику: уравнений реакций.

Уметь:

определять и распознавать: типы химических реакций: по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции.

составлять: уравнения реакций изученных типов.

вычислять: количество вещества (или массу) по количеству вещества (или массе) одного из вступивших в реакцию или полученных веществ.

обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием.

Расчётные задачи. Расчёты по химическим уравнениям.

Демонстрации. Примеры физических явлений: плавление парафина, растворение перманганата калия.

Примеры химических явлений: горение магния, серы; взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; получение гидроксида меди (II); растворение полученного гидроксида в кислотах; взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; разложение перманганата калия; взаимодействие кислот с металлами.

Лабораторные опыты. Окисление меди в пламени спиртовки; помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа; получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты; замещение меди в растворах хлорида меди (II) железом.

Практические работы. 3 .Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой. 4.Очистка загрязнённой поваренной соли. 5.Признаки химических реакций.

Самостоятельная работа по решению задач.

Зачёт по теме: «Типы химических реакций».

Контрольная работа по теме: «Изменения, происходящие с веществами».

Тема 5. Скорость химических реакций

(5 часов).

Понятие о скорости химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.

Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Факторы, влияющие на химическое равновесие.

Учащиеся должны знать:

химические понятия: скорость химических реакций.

Демонстрации. Опыты, показывающие зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ.

Примеры обратимых реакций.

Работа с тестами по названной теме.

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов

электролитов

(28 часов).

Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Реакции ионного обмена, идущие до конца.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов.

Взаимодействие кислот с основаниями – реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с солями.

Соли, их диссоциация и свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах. Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Окислительно-восстановительные реакции. Определение степеней окисления для элементов. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса.

Учащиеся должны знать и понимать:

химические понятия: массовая доля вещества в растворе; электролит и неэлектролит; реакции ионного обмена; окислительно-восстановительные реакции.

Уметь:

определять и распознавать: типы химических реакций: по изменению степеней окисления химических элементов; растворы кислот и щелочей по характерным свойствам.

объяснять: сущность реакций окислительно-восстановительных и ионного обмена.

составлять: электронный баланс и ионные уравнения реакций обмена.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

при обращении: с кислотами, щелочами.

При оказании помощи пострадавшим.

Демонстрации. Испытания веществ и их растворов на электропроводность. Взаимодействие цинка с серной, соляной кислотой, хлоридом меди(II).

Лабораторные опыты. 1.Реакции, характерные для растворов кислот (соляной, серной). 2.Реакции, характерные для растворов щелочей. 3.Получение и свойства нерастворимого основания. 4.Реакции, характерные для растворов солей.

Расчётные задачи. Расчётные задачи по уравнениям химических реакций, характеризующих свойства основных классов неорганических соединений.

Практические занятия. 6.Ионные реакции. 7.Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

8.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 9.Решение экспериментальных задач.

Проверочная работа по решению задач.

Зачёты по темам: «Основные классы неорганических соединений с точки зрения электролитической диссоциации».

Контрольная работа по курсу «Неорганическая химия 8 класс».

Тема 7. Портретная галерея великих учёных

(4 часа).

Парацельс, Р.Бойль, М.Ломоносов, А.Лавуазье, К.Бертолле, Д.Дальтон,

А.Авогадро, Д.Менделеев, С.Аррениус, И.Каблуков, А.Ле-Шателье.

Тема8. Учебные экскурсии

(3 часа).

Учащиеся должны использовать приобретённые знания для:

экологически грамотного поведения в окружающей среде, в быту.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Цели и задачи программы: 4 Информационная справка о школе 6 > Организационно-педагогические условия, способствующие реализации образовательной программы. 7 Раздел III. Дошкольное образование 10 > Образовательные программа дошкольного образования дсп №3 10

    Программа
    Образовательная программа школы – документ, который разработанный школой в соответствии с государственными образовательными стандартами и определяющий:
  2. Основного общего образования по химии пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Примерная программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
  3. Пояснительная записка по умк «перспективная начальная школа» (2)

    Пояснительная записка
    Рабочая программа для 1-4 классов составлена на основе Примерной программы начального общего образования, Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторских программ образовательной системы
  4. Рабочая программа педагога Салимзяновой Ирины Владимировны, Iквалификационная категория по химии для 8 класса Рассмотрено на заседании

    Рабочая программа
    Рабочая программа по химии для учащихся 8 класса средней общеобразовательной школы №1 г. Аткарска составлена на основе примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы курса химии для учащихся 8 - 11
  5. Рабочая программа педагога Салимзяновой Ирины Владимировны, Iквалификационная категория по химии для 9 класса Рассмотрено на заседании

    Рабочая программа
    Рабочая программа по химии для учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы №1 г. Аткарска составлена на основе примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы курса химии для учащихся 8 - 11

Другие похожие документы..