Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сказка'
Звучит несложная, наивно-серьезная мелодия домбры. На просцениуме старик Жиренше – маленькая, сгорбленная фигурка, бороденка в три волоса, добрые морщ...полностью>>
'Документ'
The data shown in this volume has been compiled by W.P.A. Project No.4889 in connection with an historical site survey of Delaware County, shown elsew...полностью>>
'Инструктивно-методическое письмо'
На изучение учебного предмета «Физическая культура и здоровье» на I, II, III ступенях общего среднего образования Типовые учебные планы учреждений об...полностью>>
'Документ'
6. Вторая сторона человеческой жизни: жизнь душевная - и три главных ее отправления. Первое отправление: сторона мыслительная с ее видами. Знание и на...полностью>>

Технологическое творчество педагога явление не новое. Вкаждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Как среди них выбрать

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Новые информационные технологии (по Г.К. Селевко) – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). На наш взгляд, более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Новые информационные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих вариантах:

I - как проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

II - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

III - как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Цели новых информационных технологий:

  • Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

  • Подготовка личности «информационного общества».

  • Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить.

  • Формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Объем социального заказа на обучение детей современным компьютерным технологиям резко увеличивается, и формирование новой культуры работы с информацией, в конечном итоге, становится одной из наиболее важных задач в обучении детей. В учреждениях дополнительного образования, куда дети приходят, руководствуясь собственным интересом к той или иной предметной области, любые инновации, любые методики и новшества, любые образовательные эксперименты находят благодатную почву и только потом адаптируются для образования школьного, обязательного. Именно ярко выраженный интерес ребят и, естественно, педагогов позволяет обеспечить уровень знаний детей в рамках того или иного предмета зачастую гораздо более высокий (порой профессиональный), чем тот, что формируется при обучении по школьным общеобразовательным про­граммам.

Совершенно очевидно, что в ближайшие годы доминировать, как и сейчас, будут два направления - программирование и Интернет-технологии.

Безусловно, и то и другое будет модифицироваться и изменяться в свете развития и преобразований мирового рынка hi-tech технологий, но концепция развития меняться не будет, ибо человечество уже давно встало на путь информационного сообщества. В начале XXI века информация является, пожалуй, самым ценным ресурсом.

Концептуальные положения новых информационных технологий:

  • Обучение - это общение ребенка с компьютером.

  • Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.

  • Диалоговый характер обучения.

  • Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.

  • Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект - объект, субъект - субъект, объект - субъект.

  • Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

  • Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

  • Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

Особенности содержания новых информационных технологий:

Новые информационные технологии основываются на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети.

Главной особенностью фактологической стороны содержания образования является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа (гипермедиа), микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные системы.

Базы данных. Под базами данных понимаются технологии ввода, систематизации, хранения и предоставления информации с использованием компьютерной техники. Базы данных могут включать в состав информационного массива различную статистическую, текстовую, графическую и иллюстративную информацию в неограниченном объеме с обязательной ее формализацией (представлением, вводом и выводом в компьютер определенной, характерной для данной системы форме - формате). Для целого ряда традиционно перерабатываемой информации существуют стандартные форматы ее представления, например: библиография, статистические данные, рефераты, обзоры и другие. Систематизация и поиск информации в базе данных осуществляются тремя основными способами.

Иерархическая база данных в качестве классификационной основы использует каталоги и рубрикаторы, т.е. информационно-поисковые языки иерархического типа.

В реляционной базе данных каждой единице информации присваиваются определенные атрибуты (автор, ключевые слова, регион, класс информации, дескриптор тезауруса и т.п.) и ее поиск производится по какому-либо из них или по любой их комбинации.

Статистические базы данных оперируют с числовой информацией, организованной с помощью двухмерной (реже - трехмерной) матрицы, так, что искомая информация находится в системе путем задания ее координат. Статистические базы данных более известны под названием электронные таблицы.

В практике создания баз данных, содержащих тексто-графическую информацию, ее систематизация чаще всего осуществляется гибридно.

Базы данных используются в обучении для оперативного предоставления учителю и учащимся необходимой, не вошедшей в учебники и пособия информации, как непосредственно в дидактическом процессе, так и в режиме свободного выбора информации самим пользователем (сервисный режим).

Базы знаний. Базы знаний представляют собой информационные системы, содержащие замкнутый, не подлежащий дополнению объем информации по данной теме, структурированной таким образом, что каждый ее элемент содержит ссылки на другие логически связанные с ним элементы из их общего набора. Ссылки на элементы, не содержащиеся в данной базе знаний, не допускаются. Такая организация информации в базе знаний позволяет учащемуся изучать ее в той логике, которая ему наиболее предпочтительна в данный момент, т.к. он может по своему желанию легко переструктурировать информацию при знакомстве с ней. Привычным библиографическим аналогом базы знаний являются энциклопедии и словари, где в статьях содержатся ссылки на другие статьи этого же издания.

Компьютерное тестирование уровня обученности школьника и диагностирование параметров его психофизического развития дополняется использованием экспертных систем - подсистем, осуществляющих сетевые оценочные процедуры и выдающих результаты с определенной степенью точности.

Эти программные средства применяются в зависимости от учебных целей и ситуаций: в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося; в других - важен анализ знаний в предметной области; в третьих - основную роль может играть учет психологических принципов обучения.

Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с творческими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культуры и общественного сознания.

Особенности методики работы с использованием новых информационных технологий. Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

В I и II вариантах компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

  • источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);

  • наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

  • индивидуальное информационное пространство;

  • тренажер;

  • средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

  • средство подготовки текстов, их хранения;

  • текстовый редактор;

  • графопостроитель, графический редактор;

  • вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);

  • средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

  • программировании, обучении компьютера заданным процессам;

  • создании программных продуктов;

  • применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.

Досуговая среда организуется с помощью:

  • игровых программ;

  • компьютерных игр по сети;

  • компьютерного видео.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции.

Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).

Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии (компьютерной грамотности) входят:

  • знание основных понятий информатики и вычислительной техники;

  • знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;

  • знание современных операционных систем и владение их основными командами;

  • знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями;

  • владение хотя бы одним текстовым редактором;

  • первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования;

  • первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.

Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть - Internet:

  • переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;

  • привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;

  • интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.

Проектные технологии в дополнительном образовании.

Л.А. Мацко

Воспитание ребенка в российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования. Необходимость вхождения системы образования в рыночную экономику, которая диктует иной стиль жизни, вынуждает педагогов создать новую модель воспитания и обучения. Необходимо формировать у учащихся информационные компетенции. Компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформированность умения их использовать. Какой метод обучения разрешит эту проблему?

Опыт работы показывает, что обучение наиболее эффективно при освоении модуля «Творческий проект», в основе которого лежит схема «от идеи до конечного результата»:

ПРОБЛЕМА - актуальная, исследовательская, информационная, практическая. Она обуславливает мотив деятельности, направленный на разрешение проблемы.

Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задачи проекта формируются как задачи достижения цели в определенных условиях. Задачи формируются педагогом или при его активном участии в самых общих чертах так, чтобы они обязательно нуждалась в конкретизации, которую должны сделать дети. Тогда происходит личностное «присвоение» задачи, включается самостоятельное мышление по поиску способов ее решения, включается пусковой механизм творческой активности ребенка. Задачи могут быть: исследовательские, инновационные, экономические, обучающие, экологические, эстетические, развивающие, творческие.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ - планирование, пооперационная разработка, реализация и оценка проектов. Степень самостоятельности детей зависит: от возрастных и индивидуальных особенностей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе.

ПОИСК ИНФОРМАЦИИ – информация должна быть найдена, обработана, осмыслена и представлена.

ПРОДУКТ - это средство, которое разработали участники проекта для разрешения поставленной проблемы, это их воплощенный замысел.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ - представление продукта своей деятельности, хода работы. Это так называемая «рефлексия деятельности». Для детей момент презентации – предъявление роста своей компетентности, самоанализ.

ПОРТФОЛИО – папка, в которой собраны рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты и др.

Проектная деятельность требует от педагога создания условий для расширения познавательных интересов детей и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Творческий педагог активизирует самостоятельность и изобретательность детей.

Я разработала систему «учебных проектов», где дети постигают основы различных технологий, овладевают умениями по выполнению технологических операций, вырабатывают трудовые навыки. В результате проектной деятельности формируется личность с технологическим мышлением и определенным уровнем технологической культуры. Ведь главной целью использования метода проектов является обучение умениям и навыкам проблематизации, целеполагания, выдвижения гипотез, структурирования и систематизации, планирования, организации мышления и деятельности по решению разнообразных теоретических и практических задач.

Проектный метод обучения может быть использован в изучении любого предмета. Он уникален, так как ориентирован на достижение целей самих обучающихся, формирует невероятно большое количество умений и навыков, формирует опыт деятельности.

Преимущества персональных проектов:

  1. План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.

  2. У детей формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого.

  3. Обучающиеся приобретают опыт деятельности на всех этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии.

  4. Формирование у детей важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Образовательный процесс реализуется через разработанную мной программу «С игрушкой по жизни». Содержание программы представлено блок – схемой, которая помогает обучающемуся выбрать тему проекта.


Структура учебного проекта

Каждый этап работы над проектом должен иметь задачи и конкретный продукт.

Первый этап

Второй этап

Третий этап

Стартовый

Практическая реализация

Защита

Разработка и выполнение проекта по изготовлению изделия из ткани:

  • анализ базовой конструкции изделия (например, тряпичная кукла);

  • демонстрация педагогу процесса изготовления изделия;

  • анализ по технологической карте этапов изготовления изделия;

  • изучение метода гармоничного моделирования формы;

  • изучение методы поиска конструкторского решения (обоснование принятых и отвергнутых вариантов);

  • расчет себестоимости изделия.

  • выбор

технологии изготовления продукта;

  • процесс конструирования, разработки технологий, изготовления игрушки, эскизов, чертежей;

  • разработка рекламы изделия.

  • практическое применение изделия

  • представления хода работы, обсуждения вариантов идей и их выбора;

  • оценка своего труда по критериями: новизна и функциональность конструкции, наличие разнообразных форм и видов деятельности, эстетическое оформление, экологическая безопасность, экономическая целесообразность.

  • демонстрация изделий и фотоматериалов их использования

  • вывод из проделанной работы

Рассмотрим представленную технологию на примере проекта «Полезная вещь для дома» (из блока программы «Игрушка – элемент интерьера»)

Участники: группа детей второго года обучения.

Продолжительность: 33 занятия (66 часов).

Актуальность проблемы: потребность в рациональном использовании старых, отслуживших свой срок вещей.

Экологический аспект проекта: утилизация старых вещей.

Прагматическая цель: разработать технологию изготовления изделия для детской комнаты из вторсырья бытового обихода и промышленных отходов.

Педагогическая цель: вовлечь каждого обучающего в активный познавательный процесс, развитие художественно-эстетических способностей, проектировочных и технологических умений.

Задачи:

  • практическое использование знаний, умений, навыков;

  • формирование навыков исследовательской деятельности;

  • освоение работы с технологической документацией;

  • воспитание бережного отношения к окружающей природной среде;

Оборудование: лоскут, иголки, нитки, ножницы, фурнитура и швейные машины.

Изделия: игрушки-подушки или игрушки-коврики.

Вопросы для защиты проекта:

  1. Какие полезные вещи могут сократить количество текстильных отходов?

  2. Как можно с пользой использовать старые вещи из домашнего обихода?

  3. Какие материалы можно взять для решения нашей проблемы?

  4. Как сделать изделие многофункциональным?

  5. Какую новую технологию изготовления изделия из предметов бытового обихода вы освоили?

Тематический план занятий

Содержание проекта

Количество часов

Обсуждение проблемы, постановка целей и задач

2

Беседа «Игрушка – элемент интерьера детской комнаты»

2

Мотив деятельности по проекту

2

Самостоятельная работа с литературой «Волшебный магазин тканей. Свойства и характеристика материалов»

2

Выполнение эскизов моделей изделия. Парад моделей

4

Обоснование выбранных моделей для их реализации, экспертная оценка аналогов проектируемых изделий

2

Самостоятельная работа: придумать конструкцию игрушки-подушки или игрушки-коврики. Разработка требований к проектируемому изделию.

4

Творческие идеи и замыслы. Выбор лучшей идеи, её обоснование и проработка. Составление «технолого-инструкционной карты поузловой обработке и сборке изделия».

4

Разработка лекал

4

Изготовление проектируемого изделия. Функциональность конструкции, эстетическое оформление, экологическая безопасность, экономическая оценка изделия Самооценка, самоанализ.

36

Подготовить презентацию с демонстрацией модели, обоснованием и выводами.

4

Всего

66

Результативность

  1. Обучающиеся научились работать с различными источниками информации, анализировать, обрабатывать ее, делать выводы, получать полное и глубокое удовлетворение от своего труда.

  2. Овладели разными технологиями изготовления игрушек.

  3. Научились выбирать ткань для изделия, с учетом сложности обработки и дальнейшего его использования. Изучены свойства и характеристики материалов, видов отделки и их сочетания.

  4. Освоили приемы работы с технологической документацией. Изготовили изделия.

  5. Научились рекламировать свои изделия и определять их себестоимость.

  6. В процессе коллективной работы у детей сформировались умения сотрудничества, сотворчества, координации действий для достижения лучшего результата.

  7. Появление новых идей и замыслов.

Результат проектной деятельности – это прежде всего ход самой деятельности (сама деятельность), а продукт (игрушка-подушка, игрушка-коврик) – это одно из воплощений замысла, он помогает представить каков был замысел решения проблемы проекта.

Использованная литература:

1. Буйлова Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт. М.: 2002.

2. Интернет-ресурсы (из опыта работы Л.А. Мацко).

Подбор и верстка материала: Киселёва Е.В.

Печать произведена в ИИЦ «Вектор +»

МОУДОД «Центр внешкольной работы»

2009 г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Гроф С. Г86 Революция сознания: Трансатлантический диалог/С. Гроф, Э. Лас­ло, П. Рассел; Пер с англ. М. Драчинского

    Документ
    Г86 Революция сознания: Трансатлантический диалог/С. Гроф, Э. Лас­ло, П. Рассел; Пер. с англ. М. Драчинского. — М.: ООО “Издательство ACT” и др., 2004.

Другие похожие документы..