Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
Учебно-методические материалы по курсу «Конфликтология» подготовлены профессором кафедры психологии, педагогики и управления в ОВД, подполковником ми...полностью>>
'Документ'
Майстер Ст. майстер Майстер зміни Майстер з ремонту устаткуван-ня (промис-ловість) Майстер з ремонту металургій-них печей Майстер з ремонту тех-нологі...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 31 марта 2011 г. в 11 часов на заседании Диссертационного совета Д.002.118.01 при Международном институте теории прогноза землетрясен...полностью>>
'Литература'
Екатерины , Павла Петровича, И.И.Шувалова, Г.Г.Орлова, А.П.Струйской, Обресковой Реалистическая манера Дмитрий Григорьевич Левицкий Портрет Екатерины...полностью>>

Рабочая программа по курсу «социология спорта» Разработана доцентом кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин сгафкст, к п. н

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ

«СОЦИОЛОГИЯ СПОРТА»

Разработана доцентом кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин СГАФКСТ, к.п.н. Захаровым М.А.

Смоленск 2008

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Cоциология - наука, которая не нуждается в обосновании своей миссии. Это укоренившаяся в системе наук социальная дисциплина, занимающая устойчивое положение в современном образовании. Главная задача социологического образования - сформировать социальное мышление, понимание особенностей социологических проблем, причин их возникновения и способов разрешения.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 52.19.00 «Физическая культура» конкретизирует задачи социологического образования по подготовке специалистов физической культуры в системе определённых требований. В нем говорится, что специалист должен иметь на­учное представление о социальном подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе воз­никновения социальных общностей и социальных групп, видах и ис­ходах социальных процессов.

Помимо основополагающей теории, изучающей общие закономер­ности функционирования и развития общества, социология включает в себя целый ряд частных, специальных дисциплин. К их числу относится и социология спорта. Курс социологии спорта занимает особое место в образовательном пространстве физкультурного вуза. Он опирается на полученные ранее знания в курсах общей социологии, философии, культурологии, политологии, а также теории, истории, педагогики и психологии физической культуры и спорта и предлагает особый, социологический, подход к исследованию своего объекта.

Теоретико-методологические подходы, которыми располагает социология, являются весьма эффективными при анализе спорта как сложного и социально значимого феномена современного общества. Она изучает такие проявления спорта, которые в повседневной жизни обычно представляются простыми и очевидными, хотя на самом деле таковыми не являются. Социология спорта показывает ошибочность многих обыденных представлений о спорте, подвергает их критике. Это свидетельствует о большом познавательном значении социологии спорта для будущих специалистов. Социология спорта имеет и важное прикладное значение, так как позволяет сформировать профессиональный взгляд на сферу спорта, необходимый для эффективного управления данной сферой. Большое значение имеют и результаты конкретных социологических исследований, которые способствуют выработке адекватных стратегий развития и функционирования спорта в современной России.

Цель учебного курса «Социология спорта» - основываясь на теории и методологии социологической науки, сформировать у студентов глубокое и полное предста­вление о социальной сущности спорта, его возникновении, развитии и функционировании как общественного явления.

Курс способствует формированию у студентов знаний и умений, необходимых для осуществления следующих видов профессиональной деятельности: управленческой, организационной, информационно-аналити-ческой, научно-исследовательской, методической, образовательной.

Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по курсу «Социология спорта» в вузе включает различные аспекты социологических знаний. В данный курс входит решение следующих задач:

1. Показать динамику спорта в контексте социокультурной эволюции обществ, его скрытые структурные параметры и роль в современной цивилизации.

2. Дать характеристику спорту как социальному институту, взаимосвязанному со многими сферами современного общества, его социальным функциям.

3. Раскрыть характерные особенности и механизмы воздействия спорта на процесс социализации личности.

4. Научить анализу и критическому оцениванию ключевых социальных проблем современного спорта.

4. Дать студентам информацию об отношении различных социально-демографических групп населения к спорту и физическому воспитанию (их потребности, ин­тересы, ценностные ориентации, поведение, стиль, образ жизни и т.д.).

5. Сформировать у студентов навыки подготовки и проведения эмпирических социологических исследований в сфере физической культуры и спорта, умения использовать результаты этих исследований в своей научной и профессиональной дея­тельности.

В ходе самостоятельной работы студенты изучают рекомен­дованную литературу, выполняют предусмотренные программой ку­рса задания.

Обязательная практическая работа заключается в разработке социологического исследовательского проекта - программы и инструментария конкретно-социологического исследования (анкетный опрос).

Контроль за самостоятельной работой студентов проводится в виде семинаров, индивидуальных и групповых консультаций, собеседований, подготовки рефератов, докладов и т.д.

Курс рассчитан на 120 часов: 10 часов - лекции, 30 часов - семинары, и 80 часов - самосто­ятельная работа (очное отделение); 8 часов лекции, 8 часов семинары, 104 часа – самостоятельная работа (заочное отделение) .

Чтение курса на очном отделении предусматривается в 8 семестре 4 курса, на заочном – в 7 и 8 семестре 4 курса. Форма итогового контроля - экзамен.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование тем курса

Количество часов

Очное
отделение

Заочное
отделение

лекции

семи-нары

лекции

семи-нары

Раздел I. Социология спорта как научная и учебная дисциплина

2

2

2

1

Объект, предмет и история социологии спорта

2

1

2

2

Социологическая интерпретация понятия «спорт»

1

Раздел II. Спорт в социокультурной
системе

2

4

2

3

Социокультурная эволюция спорта

2

2

2

4

Спорт как элемент общечеловеческой
культуры

2

Раздел III. Социальная структура и функции современного спорта

4

8

2

5

Спорт как социальный институт

2

2

2

6

Институциональные взаимосвязи спорта

2

7

Олимпийское движение как социальный
феномен

2

8

Социальные функции и дисфункции спорта

2

Раздел IV. Проблемы личности в спорте

2

6

2

9

Спорт и социализация личности

2

2

2

10

Спортивная субкультура

2

11

Проблема гуманизации спорта

1

12

Физкультурно-спортивная активность и ее
социальные барьеры

1

Раздел V. Методы социологии. Основы
эмпирического социологического
исследования

2

10

8

13

Эмпирические социологические исследования, их методы и значение в исследовании спорта

2

2

4

14

Программа эмпирического социологического исследования

2

4

15

Методика и техника составления социологической анкеты

4

16

Методы обработки первичной социологической информации

2

Итого

10

30

8

8

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Разделы, темы, их краткое содержание, ключевые понятия

Раздел I. СОЦИОЛОГИЯ СПОРТА КАК НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Тема 1. Объект, предмет и история социологии спорта. Социальная сущность спорта. Актуальность и специфика его социологического анализа. Функции социологии спорта. Место социологии спорта в структуре социологического знания. Социология спорта как социологическая теория среднего уровня. Проблема ее интеграции в систему социологического знания. Взаимосвязь социологии спорта с другими науками о спорте. Становление и развитие социологии спорта. Исторические корни социологии спорта. Научный статус социологии спорта, ее предмет, методы. Основные направления развития и современное состояние социологии спорта в России и за рубежом. Условия и причины выделе­ния социологии спорта как самостоятельной научной дисциплины в рамках социологии. Функции социологии спорта.

Тема 2. Социологическая интерпретация понятия «спорт». Основные понятия курса: «спорт» и «физическая культура», их соотношение и содержание на современном этапе развития российского общества и спорта. Этимологические корни понятия «спорт» и его современное значение. Уровни социологического анализа. Роль теоретических парадигм социологии в понимании феномена спорта, научной интерпретации этого понятия. Анализ спорта на основе уровней социального анализа Дж. Ритцера. Объективное и субъективное, макро- и микро измерение спорта.

Основные понятия: социология, социальное, объект науки, объект социологии спорта, предмет науки, предмет социологии спорта, методы, функции, общество, спорт, физическая культура, фундаментальная социология, теории среднего уровня, эмпирическая социология, теоретические парадигмы, макроуровень, микроуровень, объективное, субъективное.

Литература

  1. Алкемайер, Т. Социология спорта. Телесные практики субъективации и самоинсценировки / Т. Алкемайер // Логос. - 2006. - №3.

  2. Виноградов, П.А. Социология физической культуры и спорта /
    П.А. Виноградов, В.И. Жолдак, В.И. Чеботкевич. - Пенза, 1995.

  3. Воробьев, А.В. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие / А.В. Воробьев, Т.В. Михеева. - Омск: СибГАФК, 2002.

  4. Волков, Ю.Г. Социология: учебник / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов; под ред. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2003.

  5. Гончаров, В.Д. Социология физической культуры: методология и теория / В.Д. Гончаров. - СПб., 1994.

  6. Жолдак, В.И. Социология физической культуры и спорта: учебное пособие / В.И. Жолдак, Н.В. Коротаева. - Малаховка: МОГИФК, 1994.

  7. Захаров, М.А. Социология и философия спорта в образовательном пространстве СГАФКСТ: состояние и перспективы / М.А. Захаров // Теоретико-методологические проблемы физической культуры и спорта: сборник статей. – Смоленск: СГАФКСТ, 2005.

  8. Кравченко, А.И. Социология: Общий курс: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.

  9. Масионис, Дж. Социология. / Дж. Масионис. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2004.

  10. Пономарев, Н.А. Социология физической культуры: методические рекомендации / Н.А. Пономарев, Е.В. Утишева. - Л., 1991.

  11. Ритцер, Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2002.

  12. Серебряков, А.В. Социология спорта в США на службе капитализма / предисл. В.А. Ядова / А.В. Серебряков, Н.И. Пономарев. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

  13. Столяров, В.И. Социология физической культуры и спорта (введение в проблематику и новая концепция): научно-методическое пособие для институтов физ. культуры / В.И. Столяров. - М.: Гуманитарный центр «СпАрт» РГАФК, 2002.

  14. Супиков, В.Н. Социальные проблемы спорта: курс лекций. / В.Н. Супиков. – Смоленск – Пенза, 2006.

  15. Терминология спорта: толковый словарь спортивных терминов (около 9500 терминов) / Сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. - М.: СпортАкадемПресс, 2001.

  16. Фролов, С.С. Социология: учебник для высш. учеб. заведений / С.С. Фролов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2002.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Корякин Евгений Анатольевич, преподаватель кафедры общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, к э. н. Учебно-методические материалы предназначены для слушателей, обучающихся по программа

    Программа
    Учебно-методические материалы для категорий повышения квалификации «Специалисты отделов производственного снабжения и сбыта, профессионального обучения» / Сост.
  2. Рабочая программа по курсу «история и философия науки» Для подготовки аспирантов и соискателей

    Рабочая программа
    Предмет «История и философия науки»; место и роль философии в науке; роль философии в научном обосновании физической культуры и спорта, становление философии науки; основные направления, школы философии науки и этапы её исторического
  3. Опыт и проблемы преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в вузах

    Документ
    Постиндустриальная стадия развития общества, в которую вступает Россия, характеризуется специалистами, как информационное, знаниевое. Соответственно, такое определение распространяется на различные сферы жизнедеятельности общества.
  4. Программа курса предусматривает рассмотрение следующих вопросов: менеджмент в сфере образования; технология управления развитием школ (2)

    Программа курса
    Цель: формирование и развитие профессиональной управленческой компетентности руководителей и специалистов системы образования, освоение основных способов деятельности, позволяющих управлять образовательными учреждениями и органами
  5. Рабочая программа курса "английский язык"

    Рабочая программа курса
    1.1. Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.

Другие похожие документы..