Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Семинар'
2. Изменения в налоговом законодательстве в 2012 году. 3.Правильное заполнение платежных документов на перечисление налогов, сборов и иных обязательны...полностью>>
'Документ'
Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с миром природы. Представл...полностью>>
'Элективный курс'
Элективный курс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и утвержден на заседании каф...полностью>>
'Документ'
1. Цим Положенням (стандартом) визначаються зміст та форми фінансової звітності в державному секторі, загальні вимоги до визнання і розкриття її елеме...полностью>>

Поступающим в вузы д. Э. Розенталь сборник упражнений по русскому языку с диктантами Москва (2)

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПОСТУПАЮЩИМ В ВУЗЫ

Д.Э.РОЗЕНТАЛЬ

СБОРНИК

УПРАЖНЕНИЙ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

с диктантами

Москва

«ОНИКС 21 век»

«Мир и Образование»

2004

Подготовка текста

В. В. Ежова-Строителева

Розенталь Д. Э.

Р64 Сборник упражнений по русскому языку / Д. Э. Ро-

зенталь. — М.: ООО «Издательскийдом «ОНИКС 21 век»:

ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004. —

448 с. — (Поступающим в вузы).

ISBN 5-329-01023-3 (ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»)

ISBN 5-94666-145-0 (ООО «Издательство «Мир и Образование»)

Основу настоящего пособия составляют упражнения. Теоретические сведения представлены как грамматический комментарий или материал для справок.

Важным элементом пособия являются текстовые диктанты обобщающего характера, помещенные в конце каждого раздела.

Книга предназначена для поступающих в вузы, учителей русского языка и преподавателей подготовительных курсов

вузов.

УДК 811.161.1(075.3)

ББК 81.2Рус-922

ISBN 5-329-01023-3

(ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»)

ISBN 5-94666-145-0

(ООО «Издательство «Мир и Образование»)

© Розенталь Ю. Д., наследник, 2004

© ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век».

Оформление обложки, 2004

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга (настоящее издание является исправленным и дополненным) на протяжении более чем четверти века успешно помогает учащимся старших классов и абитуриентам систематизировать и углублять свои знания по русскому языку.

Пособие состоит из четырех частей: 1) орфография, 2) пунктуация, 3) стилистика и культура речи, 4) грамматический разбор. В первых двух разделах представлен обширный дидактический и справочный материал по правописанию. Третий раздел посвящен культуре речи, развитию умения выражать и правильно оформлять свои мысли. В четвертом разделе приведены задания аналитического характера, развивающие умение видеть структуру слова и фразы. Навыки грамматического раз-

бора в значительной степени способствуют грамотному письму и правильной речи.

Большинство правил и норм русского языка сформулированы в расчете на то, что говорящий или пишущий достаточно свободно умеет определять состав слова, грамматические признаки частей речи, структуру простых и сложных предложений.

Теоретические сведения в большинстве случаев представлены как материал для справок, поскольку предполагается, что учащиеся старших классов (и тем более абитуриенты) уже имеют базовую подготовку по школьному курсу русского языка.

Основу пособия составляют у п р а ж н е н и я . Наряду с упражнениями важнейшей частью пособия являются текстовые д и к т а н т ы обобщающего характера, помещенные, как правило, в конце каждого раздела. Эти тексты либо представляют

собой адаптированные отрывки из литературных произведений, либо составлены таким образом, чтобы с максимальной полнотой отразить повторяемые на данном этапе правила.

Содержание и структура данного пособия позволяют использовать его при подготовке как к письменному экзамену по русскому языку (в частности, к тестам), так и к устному, сдаваемому при поступлении на языковые специальности вузов.

Часть 1

ОРФОГРАФИЯ

Раздел 1

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ

§ 1. Проверяемые безударные гласные в корне

В неударяемом слоге корня пишется та же гласная,

что и в соответствующем ударяемом слоге того же

или однокоренного слова: примерять (мерить)

платье — примирять (мир) противников.

I Безударные гласные о—а в корнях глаголов со-

вершенного вида нельзя проверять формами не-

совершенного вида на -ыватъ/-иватъ. Например:

опоздать — поздний, но не опаздывать.

1. Объясните написание выделенных слов.

1. Прежде чем начнёшь жарить блины, хорошо нака-

ли сковороду. 2. Осторожно наколи на бумагу выкройку.

3. Лектор спокойно обежал глазами присутствующих.

4. Даже сердясь на них, старший брат не обижал малень-

ких братьев. 5. Пастух отварил себе немного картофеля

и принялся за скудный ужин. 6. Приезжий быстро отво-

рил дверь и вошёл в комнату. 7. Волнуясь, молодой чело-

век всё время поправлял углы пристежного воротника.

8. Кучер покрикивал на пристяжного коня. 9. Бифштекс

оказался до того пересушенным, что я так и не прожевал

его. 10. Некоторое время назад в нашем городе проживал

известный художник. 11. На корме парохода развевался

какой-то незнакомый флаг. 12. Физически и духовно ре-

бёнок развивался очень быстро. 13. Пробираясь вперёд,

спасатели топорами разредили чащу леса. 14. Успешно

завершившиеся переговоры разрядили напряжённость

обстановки. 15. Прочно скрепите брёвна скобами, ведь

плот пойдёт по горной реке. 16. Идите без шума, не скри-

пите сапогами. 17. По свидетельству одного старожила,

раньше в этих местах дичи было больше. 18. Группа де-

ревенских ребят сторожила лошадей в ночном. 19. Он

готов был пойти на извинение, лишь бы оно не умаляло

его достоинства. 20. Выжженная земля, поникшие цве-

ты, засыхающие деревья — всё кругом умоляло о дожде.

2. Подберите проверочные слова, чтобы объяснить на-

писание безударной гласной в корне.

Долина, зарождение, испарение, обнажать, обога-

щаться, обстоятельство, объединение, оземь, озимь, оз-

наменование, поглощать, посвящение, просвещение,

раскалённый, слипаться, сокращение, соревнование,

увядать, угрожать, удаляться.

3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Месяц величаво поднялся на небо посв..тить доб-

рым людям и всему миру. (Г.) 2. В то время все науки

преподавались на латинском языке. (Черн.) 3. Влаж-

ный, промозглый воздух ещё не успел разр.-диться после

ночи и был тяжёл. (Ч.) 4. Маменька обв..ла удивлённы-

ми глазами свою комнату. (Ч,) 5. Она накинула на голо-

ву зелёный газ, обв..ла его концы вокруг шеи.(Бун.)

6. Всё поглощается бездонной тр..синой нашей жиз-

ни. (М. Г.) 7. Степь до самой зари не могла охладиться

от поглощённого за день жара. (Сер.) 8. По складу его

ума, по его привычкам и вкусам ему лучше всего было

посвятить себя кабинетным занятиям. (Купр.) 9. Отец

подряжал деду в обращении с братьями, с мамой, со

мною. (Гл.) 10. Желтоватый снег опилок густо поро-

шил, нав..вая внизу сугроб. (Шишк.) 11. Толпа не пони-

мала, как это могло случиться, что столь быстро раз-

р..дилось общее гневное настроение. (Фурм.) 12. Лётчик

обл..котился о перила и смотрел, как разгорается

рассвет. (Пауст.)

§ 2. Непроверяемые безударные гласные в корне

Слова с непроверяемой безударной гласной в кор-

не — это так называемые словарные слова. Их на-

писание следует з а п о м и н а т ь . В случае за-

труднений всегда можно справиться в орфографи-

ческом словаре русского языка или в словаре

иностранных слов.

4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. (В слу-

чае затруднений справляйтесь в орфографическом слова-

ре русского языка.)

1. Аб..жур, б..калея, вентиляция, вер..ница, Б..СТИ-

бюль, гор..зонт, д..зентерия, к..литка, к..морка, к..ни-

фоль, к..р..катица, к..щей, лот..рея, облигация, п..ром,

п..риод, периферия, пласт..лин, поликлиника, р..м-

штекс, рот..принт, т..р..ватый, экск..ватор, эск..латор,

эст..када.

2. Аплодировать, б..лагур, бахр..ма, б..чёвка, ве-

л..сипед, в..тчина, вин..грет, гастр..ном, делегация,

дисциплина, к..блук, К..БЫЧКИ, к..лач, к..р..вай, к..чан,

к..лчан, манифест, м..тель, од..леть, лиг..лица, при-

в..легия, провод..ка, св..репый, сков..рода, сн..гирь,

CH..TQK, т..бурет, торм..з, университет, ур..ган, ф..нарь,

ярм..рка.

3.Аккомпанемент, б..нзин, б..тон, б..дон, б..дяга,

в..тага, в..трушка, в..трина, гард..роб, г..г..мония, д..з-

инфекция, дистилляция, идеология, иждивение, к..бу-

ра, к..нфорка, к..рниз, к..рнишон, л..леять, мач..ха,

нав..ждение, об..яние, об..няние, п..л..садник, папо-

Р..ТНИК, п..скарь, предварительный, президиум, про-

п..ганда, рен..гат, стипендия, т..бун, экзаменатор,

эл..ксир.

§ 3. Чередующиеся гласные в корне

1. В корне гар-/гор- под ударением пишется а, без

ударения — о: загар — загорать. Исключения:

пригарь ('привкус гари') и специальные слова (из-

гарь, выгарки и др.).

2. В корне зар-/зор- под ударением пишется та глас-

ная, которая слышится, без ударения — а: зарево,

зорька, зарница. Исключение: зоревать ('не спать

на заре').

3. В корне кас-/кос(н)- пишется о, если дальше

следует в, в остальных случаях пишется а: касать-

ся, коснуться.

4. В корне клан-/клон- под ударением пишется та

гласная, которая слышится, без ударения — о: кла-

няться, наклон, наклониться.

5. В корне лаг- пишется а (перед г), в корне лож- пи-

шется о (перед ж): предлагать, предложить. Иск-

лючение: полог (по смыслу уже не связывается с

корнем лаг-/лож-).

6. Корень мак- имеют глаголы со значением 'погру-

жать в жидкость' (макать перо в чернила). Корень

мок- имеют глаголы (и производные от них слова)

со значением 'пропускать жидкость' (ботинки про-

мокают).

7. В корне плав- гласный а может быть ударяемым и

безударным: плавать, плавучий. Корень плов- со-

держится в словах пловец и пловчиха. Слово плыву-

ны имеет корень плыв-.

8. Корень равн- имеют слова со значением 'равный,

одинаковый, наравне' (сравнить, уравнять). Ко-

рень роен- имеют слова со значением 'ровный, глад-

кий, прямой' (сровнять, уровень). Ср.: подравнять

('сделать равным') — подровнять ('сделать ров-

ным'), выравненный ('сделанный равным') —

выровненный ('сделанный ровным').

9. В корне рост-/рос- пишется а перед сочетанием

cm (также перед щ); в остальных случаях пишется

о: расти, наращение, выросший. Исключения: от-

расль, росток, подростковый, вырост, выросток

('шкура теленка; кожа, выделанная из нее'), вы-

ростковый, ростовщик, Ростов, Ростислав,

10. В корне скак-/скоч- в безударном положении пе-

ред к пишется а, перед ч пишется о: подскакать,

подскочить. Исключения: скачок, скачу.

11. В корне твар-/твор- под ударением пишется

та гласная, которая слышится, без ударения — о:

тварь, творчество, творить. Исключение:

утварь.

12. В корнях бер-/бир-, дер-/дир-, мер-/мир-, пер-/

пир-, тер-/тир- пишется и, если дальше следует

суффикс -а-: собирать, задирать, замирать, за-

пирать, стирать; в остальных случаях пишется е:

беру, деру, умереть, запереть, стереть.

13. В корнях блест-/блист-, жег-/жиг-, стел-/стил-,

чет-/чит- пишется и, если дальше следует суффикс

-а-: блистать, сжигать, расстилать, вычитать;

в остальных случаях пишется е'. блестеть, выжег-

ший, расстелить, вычет. Исключения: сочетание,

сочетать (связаны по значению с числом «два» и со

словами чётный, чета).

14. Если за корнями с чередованием а(я)/им, а(я)/ин

следует суффикс -а-, то пишутся им и ин:

пожать — пожимать, понять — понимать, на-

чать — начинать, примять — приминать.

5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Наконец, столбы, поддерживающие соломенную

крышу, подг..рели. (С.-Щ.) 2. Свеча сильно наг..ре-

ла. (Кор.) 3. Мрачно шагали пог..рельцы, стаскивая

в кучу уцелевшую домашнюю утварь. (М. Г.) 4. Был

ноябрьский мутный день, с утра в домег..рело элект-

ричество. (Эр.) 5. Загорелись огни в окнах соседних

дач. (Гайд.) 6. Всё ещё никак не мог разгореться

день. (Саян.) 7. Сложив все бумаги в походный не-

сг..раемый ящик, он пошёл в свою землянку. (Ов.)

6. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Ветерок пахнул прохладою ночной, и над уснув-

; шею землёй з..рницы вспыхнул огонёк. (Ник.) 2. В сла-

бом оз..рении рассвета лицо её казалось бледным и

загадочным. (Андр.) 3. Зарево ярче оз..ряло снежный

лес. (А. Т.) 4. Все поднялись рано, с з..рёй. (Ара.)

7. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Муму принялась есть с обычной своей вежливо-

стью, едва прик..саясь мордочкой до кушанья. (Т.)

2. Война только к..снулась железным пальцем Да-

ши. (А. Т.) 3. Он весь съёжился от этого прик..снове-

ния. (Чак.) 4. Кусты сибирской яблони к..сались ветвя-

ми стёкол маленьких окон. (Марк.)

8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Под самым окном, накл.-нясь над водой, росла раз-

весистая берёза. (Акс.) 2. После обеда никто и ничто не

могло отклонить Обломова от лежанья. (Гонч.) 3. Учи-

тельница по-прежнему сидела, низко склонившись над

толстой книгой. (Гл.) 4. Наклонившись к окну, Поля-

ков подставил лицо ветру. (Рыб.) 5. Конечно, без потерь

дело не обойдётся, ибо уклониться от боя мы не

сможем. (Степ.) 6. Бойченко подошёл к старушке и по-

КЛ..НИЛСЯ ей поясным поклоном. (Ант.)

9. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Пол..гаю также неуместным вникать в настоящие

причины нашего столкновения. (Т.) 2. Написанные им

доклады и бумаги невольно кидались в глаза отчётливо-

стью, краткостью и ясностью изложения. (Пис.) 3. Су-

дить о причине этого взрыва можно только предпо-

л..жительно. (Купр.) 4. Ниже, в ста шагах от него,

расположилась батарея и зелёные ящики. (А. Т.) 5. Су-

ществование комбината немыслимо без основных сл..га-

емых — сырья, топлива и воды. (Пауст.) 6. Пленного

ул..жили на траву возле озерка. (Каз.) 7. Матросы

наложили временные заплаты на пробоины. (Пере.)

10. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Нужно вареник сперва обм..кнуть в сметану. (Г.)

2. Из солонки насыпает себе на стол кучку соли и м..ка-

ет в эту соль очищенный картофель. (Л. Т,) 3. Мухов

просушил промокательной бумагой подписи. (Сер.)

4. Мы очень скоро БЫМ..КЛИ до последней нитки. (Аре.)

5. Чай впитывает запахи, как пром..кашка черни-

ла. (Пауст.) 6. На нём кожаная фуражка, синее не-

пром..каемое пальто. (Кат.) 7. Профессор завинтил

ручку и пром..кнул зачётную книжку бронзовым

пресс-папье. (Доброе.)

11. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. В стеклянном аквариуме стояли неподвижно, едва

пошевеливая пл..вниками, большие, тёмные, издыхаю-

щие рыбы. (Купр.) 2. Мы ставим большой пошь.вок

с флагом на якоре, буй. (Пришв.) 3. Это были удары,

направленные к тому, чтобы лишить судно шь.вучес-

ти. (Н.-П.) 4. В одном месте было много ПЛ..ВНИКОБОГО

леса, принесённого сюда во время наводнения. (Аре.)

5. Пл..вунная гуща смягчила падение. (Леон.) 6. Непро-

ницаемая тьма ПЛ..ВЦОБ отовсюду окружала. (Сур.)

7. Оливковые жуки-пл..вунцы ныряют в воде. (Пауст.)

12. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. И ты с собой его р..внял! (Н.) 2. Широкие тени хо-

дят по р..внине, как облака по небу. (Ч.) 3. Тихон Ильич

подстриг волосы, подр..внял и укоротил бороду. (Бун.)

4. Снег лежал ещё кое-где на этом выравненном поле

аэродрома. (Лид.) 5. Роты без взаимного сговора подтя-

нулись, выровнялись в рядах. (Пере.) 6. Они были

р..весники, в школе сидели за одной партой. (Горб.)

7. На речке, сравнявшейся от весенних вод с берегами,



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Поступающим в вузы д. Э. Розенталь сборник упражнений по русскому языку с диктантами Москва (1)

    Книга
    Эта книга (настоящее издание является исправленным и дополненным) на протяжении более чем четверти века успешно помогает учащимся старших классов и абитуриентам систематизировать и углублять свои знания по русскому языку.
  2. Методические рекомендации по русскому языку и литературе длЯ поступающих в мгсги

    Методические рекомендации
    При поступлении в МГСГИ на любую специальность абитуриенты сдают экзамен по русскому языку и литературе /сочинение/ или по русскому языку /диктант, изложение/.
  3. Н. Г. Чернышевского Н. В. Попова, В. А. Отришко методика русского языка: самостоятельная работа

    Самостоятельная работа
    П58 Методика русского языка: самостоятельная работа / учебно-метод. пособие для студентов специальностей 050301 «Русский язык и литература» и 031001 «Филология» / Н.
  4. Рабочая программа по русскому языку Учитель (3)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и на основе программы образовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы». Авторы М.Т.Баранов, Т.
  5. Методика преподавания курса "Твоя профессиональная карьера" Год издания 1997 Издательство Просвещение Арефьев И. П

    Документ
    К. Основы безопасности жизнедеятельности Год издания 1 Издательство Просвещение Методика преподавания курса "Твоя профессиональная карьера" Год издания 1997 Издательство Просвещение Арефьев И.

Другие похожие документы..