Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Синонимы близки или совпадают по значению, но различны по звучанию и написанию. Каждый из синонимов имеет свой оттенок значения. Поэтому не всегда ле...полностью>>
'Документ'
Глашатаї використовувалися для повсякденного інформування жителів стародавніх міст. Вони повідомляли населенню найрізно­манітнішу інформацію: про вша...полностью>>
'Документ'
Итого: 92 % педагогов, задействованных в реализации основной образовательной программы начального общего образования, имеют квалификационные категори...полностью>>
'Учебник'
Рассматриваются наиболее важные проблемы современной политической науки, ее специфика, основные категории и парадигмы. На базе широкого использования...полностью>>

Поступающим в вузы д. Э. Розенталь сборник упражнений по русскому языку с диктантами Москва (2)

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

§14. Гласные после Ц

1. После ц в окончаниях и суффиксах под ударением

пишется о, без ударения — е: концом, пальтецо,

торцовый, окольцовывать; танцем, платьице,

ситцевый, окольцевать.

2. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы:

борцы, круглолицый, сестрицын.

59. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. И на приветливы Лисиц..ны слова Ворона каркнула

во всё воронье горло. (Кр.) 2. Так деревц.. свои листы ме-

няет с каждою весной. (П.) 3. Один из наших собеседни-

ков, молодой ещё, бледнолиц..и человек, оглядывал нас

всех с недоумением. (Т.) 4. Берега и дно реки усыпаны

кварц..м. (М.-П.) 5. В куц..м сюртуке с короткими ру-

кавами Яков суетился, насыпая в чайники чай. (М. Г.)

6. Старые зажившие язвы белели лоснящимися рубц..ваты-

ми пятнами. (Купр.) 7. Молодых чаек удобно кольц..вать

в большом количестве. (Пришв.) 8. Низкое солнце из-под

ГЛЯНЦ..БОЙ листвы пробивалось между корявыми ство-

лами. (А. Т.) 9. Она готовилась впервые танц..вать Зо-

лушку. (Пауст.) 10. ...До самой вершины правильными

Кольцовыми вырезами в два сантиметра глубиной была

снята древесина. (Аре.) 11. Мы стояли, прижимаясь

к входу в трубу туннеля, облиц..ванного снаружи плита-

ми дикого камня. (Кат.) 12. Батманов не сводил с на-

чальника участка тяжёлого, СВИНЦ..БОГО взгляда. (Аж.)

60. (Повторение.) Перепишите, вставляя пропущенные

буквы.

1. Я опустил ц. .новку, закутался в шубу и задре-

мал. (П.) 2. Брякнули в бандуры, ц..мбалы — и пошла

потеха. (Г.) 3. Англичане всюду умеют внести свою

ч..порность. (Гонч.) 4. Зашли в кондитерскую, выпили

по чашке ш..колада. (С.-Щ.) 5. Она начинает пере-

делывать несколько мою прич..ску. (Черн.) 6. Эдварде

был отличным наездником, эквилибристом, гимнас-

том, ж..нглёром, мастером дрессировать уч..ных лоша-

дей. (Григ.) 7. Ч..рт знает на что расходовался ум вос-

питанника! (Пом.) 8. Писарь, маленький, куц..и человек

с красным носиком и в ж..кейском картузе, входит

в толпу. (Ч.) 9. У дверей в зал раскачивался Лютов

впарч..вом кафтане. (М.Г.) 10. Все стали ч..каться

с Катериной Андреевной и Ляховым. (Вер.) 11. Начались

лёгочные и цинготные заболевания. (Мор.) 12. Около

другой фанзочки были нагромождены груды панц..рей

крабов. (Аре.) 13. Наконец лодка с ш..рохом скользнула

по песчаному дну. (А. Т.) 14. Жуткий страх мчал их че-

рез тьму и непролазную трущ..бу. (Шишк.) 15. Нижние

брёвна у мельницы подгнили, и ж..лоб, в который теч..т

из пруда вода на колесо, подгнил и накренился. (Тел.)

16. Она едва ли слышала мой восхищённый ш..пот. (Гл.)

17. По кассированному полотну для велосипедистов про-

ехал со скоростью двенадцать километров в час старший

ординатор. (Фед.) 18. У вузовцев была горячая пора: они

сдавали зач..ты. (Эр.) 19. Серёжа яростно ш..ркал су-

конкой и щ..лкал затвором. (Фад.) 20. Старич..к сви-

репо придирался к нам. (Паустп.) 21. В вагон вошла

девушка в белом пуховом платке и ц..гейковом жаке-

те. (Ант.) 22. Всем было ясно, что хлеб подожж..н и что

подж..г — дело рук своих людей. (Буб.) 23. Сразу пос-

ле сильного толчка над ним развернулся купол пара-

ш..та. (Саян.) 24. Шофёрство у нас, особенно среди мо-

лодёжи, стало самой излюбленной профессией. (Баб.)

25. Кое-где на снег с лёгким стуком падали тяжёлые

весенние капли. (Пол.) 26. Сколько диких чащ..б, куда

люди ещё и не проникали! (Аж.) 27. Кора на деревьях

и кустарниках стала глянц..витой. (Полт.) 28. На кате-

ре стояли матросы, здоровые, сильные, вооруженные

кинжалами и пистолетами. (Пере.) 29. Свинья ж..луди

ест, а дуба не примечает. (Поел.)

61. (Повторение.) Перепишите, вставляя пропущенные

буквы. Написание слов иноязычного происхождения про-

веряйте по орфографическому словарю русского языка

или словарю иностранных слов.

1. Компрометировать девушку не в моих прави-

лах. (Л.) 2. В бурном ак..омпан..менте слышались пере-

ливы волн. (Т.) 3. Кроме них, являлись и другие пре-

те..денты на руку сестрицы. (С.-Щ.) 4. Можно найти

очень поучительные преце..денты в крепостной практи-

ке. (С.-Щ.) 5. Патрон Самгина особенно пристрастен

был к пессимистической лирике Голенищева-Кутузова.

(М. Г.) 6. Военные корабли, кончив летнюю кампанию,

стянулись на зимовку в гавань. (Н.-П.) 7. Время от вре-

мени возникали в нашей среде какие-нибудь неприят-

ности и инци..денты. (Тел.) 8. Неприятель открыл

ураганный арти..ерийский огонь. (Фурм.) 9. Впереди

рысью пошла кава..ерия. (Фурм.) 10. После завтрака

всей кампанией уехали в дом отдыха. (Доброе.) 11. С бу-

дущего года Ольга хотела начать опыты по а..климатиза-

ции новых сортов яблонь, вишни, крыж..вника. (Арам.)

12. На вечере поэзии с большим успехом выступила мо-

лодая поэте..са. 13. Линия, которая делит угол пополам,

называется би..ектри..ой. 14. Дебютан..ка хорошо спра-

вилась с трудной ролью опытной интриган..ки. 15. Насе-

ление ряда стран возр..стало благодаря и..миграции.

16. Заключительным а..кордом нараставшего револю-

ционного движения в 1905 году в России было де-

кабрьское вооруженное восстание в Москве. 17. Солнце

высоко уже поднялось над горизонтом. 18. Вся те..ито-

рия завода была а..уратно подметена.

Диктант

Близкая зима грозит лютой стужей, поэтому сегодня

Мария Ивановна вместе со своими внуками утепляет

в квартире окна. Дима старательно запихивает клочок

ваты в щель между рамами, а Вера держит наготове

длинную узкую полоску бумаги, намазанную клейсте-

ром. Ребята ещё не ходят в школу, а бабушка уже вышла

на пенсию, поэтому, пока родители малышей на работе,

Мария Ивановна, Дима и Вера успевают переделать все

домашние дела.

Беспородная собачонка по кличке Дружок, любимица

всей семьи, удобно устроилась на коврике в прихожей и

внимательно смотрит на невысокий порожек перед вход-

ной дверью: стережёт квартиру.

Бабушка Мария Ивановна не привыкла сидеть без де-

ла. Когда окна будут готовы к зиме, она, наверное, ста-

нет пришивать пуговицы к Диминой рубашонке, или

подгладит воротничок, или нашьёт яркий цветочек из

ткани на Верино ситцевое платьице. Когда Мария Ива-

новна занята рукоделием, внучка следит как заворожён-

ная за ловкими бабушкиными руками, которые так про-

ворно справляются с любой работой: шьют, штопают, вя-

жут и даже умеют перелицовывать старую одежду,

чтобы взрослые вещи перешить в детские. Больше всего

девочка любит смотреть, как сверкают вязальные спицы

и как быстро тает шерстяной клубочек, прямо на глазах

превращающийся в шарф или шапочку. А неделю назад

Вера нечаянно испортила свою любимую игрушку, но да-

же не успела заплакать, потому что бабушка моменталь-

но пришила оторвавшийся Лисицын хвост на место.

До выхода на пенсию Мария Ивановна почти сорок

лет проработала детским врачом, причём имела репута-

цию лучшего специалиста в больнице. Своим опытом она

щедро делилась с молодыми стажёрами, которые счита-'

ли большой удачей попасть на практику в руководимое

ею образцовое отделение. А теперь у Марии Ивановны

другие заботы: она с неусыпным вниманием следит за

здоровьем своих горячо любимых внуков.

Приближается вечер. Все окна заклеены, все пугови-

цы пришиты. Мария Ивановна хлопочет на кухне. Ма-

лыши догадываются, что к приходу родителей бабушка

испечёт необыкновенно вкусные, обжигающе горячие

пирожки.

Раздел 7

ПРАВОПИСАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

§ 15. Окончания существительных

1. Существительные среднего рода на -ье в форме

предложного падежа единственного числа имеют

окончание -е: мечта о счастье, жить в Закав-

казье, но: в забытьи.

2. В существительных, имеющих перед падежным

окончанием гласную и, в форме предложного паде-

жа единственного числа (у слов женского рода так-

же в форме дательного падежа) в неударяемом поло-

жении пишется и: при большом усилии, по реке

Бии, но: на остриё.

3. На конце слова после шипящих ь пишется только

у существительных женского рода в форме имени-

тельного-винительного падежа единственного чис-

ла: ложь, ночь, мышь, вещь и не пишется в других

случаях: врач, плащ, училищ.

4. В форме родительного падежа множественного

числа существительных на -ня с предшествующей

согласной или буквой и буква ь на конце не пишется:

вишен (вишня), боен (бойня). Исключения: бары-

шень, боярышень, деревень, кухонь.

5. Существительные мужского и среднего рода

с суффиксом -ищ- имеют в форме именительного па-

дежа единственного числа окончание -е: городище,

креслище, существительные женского рода — окон-

чание -а: ручища, грязища.

Существительные мужского и среднего рода с

суффиксом -ищ- имеют в форме именительного паде-

жа множественного числа окончание -а: домища,

бревнища. В разговорной речи существительные

мужского рода имеют окончание -и: домищи.

6. У существительных с суффиксами -ушк-/-юш,к-,

-ышк-/-ишк- в форме именительного падежа единст-

венного числа пишется:

1) окончание -а — у слов женского рода: волюшка и

у слов мужского рода, обозначающих одушевлен-

ные предметы: плутишка;

2) окончание -о — у слов среднего рода: зёрнышко и

у слов мужского рода, обозначающих неодушевлен-

ные предметы: домишко.

7. Одушевленные существительные мужского и об-

щего рода в форме именительного падежа единст-

венного числа имеют после суффикса -л- окончание

-а: кутила, существительные среднего рода — окон-

чание -о: мочало.

8. Русские фамилии на -ын/-ин, -ов/-ев имеют в фор-

ме творительного падежа единственного числа окон-

чание -ым: Синицыным, Тургеневым, иностран-

ные ом: Бюловом, Кюстрином.

9. Названия населенных пунктов на -ов(о)/-ев(о),

-ын(о)/-ин(о) имеют в форме творительного падежа

окончание -ом: за Льговом, над Бородином.

62. Перепишите, добавляя к существительным окончания.

1. И нищий наездник таится в ущель.. , где Терек иг-

рает в свирепом весель.. . (П.) 2. Спит земля в сиянь..

голубом. (Л.) 3. Он бешено начал метаться по комнате,

хватая в забыть., предметы, попадавшиеся под ру-

ки. (Григ.) 4. Вот если бы он был разбойником, то знал

бы цену каждой копейк.. . (Ч.) 5. Сердце билось соглас-

но всей музык.. тишины. (Пришв.) 6. На столе— сто-

почка книг и даже какой-то цветок в полубутылк..

из-под сливок. (А. Т.) 7. Настя сообщила, что на дач..

за Кунцев.. созрела первая ягода клубники. (Панф.)

8. Участок, отведённый батаре.. капитана Енакиева, был

тщательно разведан. (Кат,) 9. Мне в Заполярь.., на краю

земли, на вечере цветы преподнесли. (Щип.) 10. Ковшов

будет бороться с ним вопреки личной дружб., и служеб-

ным отношениям. (Аж.) 11. Пулемёты на опушк.. отреза-

ли нам дорогу. (Пере.)

63. Перепишите, добавляя к существительным окончания.

1. Потребность в алюмини.. возросла благодаря широ-

кому его применению в различных областях производст-

ва. 2. Поражает фантастика в гоголевском «Ви..». 3. Он

говорил о своей сестре как о добром гени.. его жизни.

4. Приснилось мальчику какое-то чудовище верхом на

крылатом зми.. . 5. Вы можете обратиться со своим воп-

росом или к Марь.. Александровне, или к И.. Петровне.

6. Следы мела упорно держались на бильярдном кн.. .

7. Появились зазубрины на лезви.. топора. 8. Подобные

поступки столь же безрассудны, как попытка плясать на

остри., бритвы. 9. Письмо было адресовано Ксени.. Семё-

новне.

64. Перепишите, добавляя к существительным, где

нужно, букву ь.

1. Вдали сверкает горный ключ.. , сбегая с каменной

стремнины; оделись пеленою туч.. Кавказа спящие

вершины. (П.) 2. Звучал булат, картеч.. визжала. (Л.)

3. Деревья группировались в каких-то чудовищ... (Гонч.)

4. Дремлет чуткий камыш... Тиш.. , безлюдье кру-

гом. (Ник.) 5. Сбросив котомку с плеч.. , Ленька поло-

жил на неё голову. (М. Г.) 6. Знаю я, что не цветут там

чащи, не звенит лебяжьей шеей рож.., оттого пред сон-

мом уходящих я всегда испытываю дрож.. . (Ее.)

7. Ощутив гореч.. во рту, он вынул папиросу. (Н. О.)

8. Игра не стоит свеч.. . (Логов.) 9. Ветки цветущих чере-

шен., смотрят мне в окно. (Л.) 10. А ведь Кирилл всегда

терпеть не мог... этого любимчика театральных бары-

шен... (Фед.) 11. Крайнев видит затейливые купола Ва-

силия Блаженного, острия кремлёвских башен.. . (В. П.)

12. Много песен., слыхал я в родной стороне. (Нар. песня.)

13. Значительно расширилась сеть библиотек-читален.. .

65. Допишите окончания существительных.

1. Болотищ.. , бородищ.. , верблюдищ.. , грязищ.. ,

домищ.. , коровищ.., кулачищ.. , ножищ., (от нога),

ножищ., (от нож), сапожищ.. .

2. Батюшк,., братишк.., городишк.. , дворишк..,

дедушк.. , житьишк.. , заборишк.. , землишк.. ,

молочишк.. , пальтишк.. , парнишк.. , пёрышк.. ,

письмишк.. , речушк.. , соловушк.. , соседушк.. ,

старичишк.. , сынишк.. , хлебушк.. , человечишк.. ,

шалунишк.. .

3. Верзил.. , воротил.. , запевал.. , заправил.. ,

зубил.. , зубрил.. , объедал.. , точил.. .

66. Перепишите, добавляя к существительным окон-

чания.

1. Какой осетрищ.. пожаловал! Какие карасищ.. ,

карпищ.. \(Г.) 2. Стала скотинушк.. в лес убираться,

стала рожь-матушк.. в колос метаться. (Н.) 3. Идёт Ко-

валенко по улице, высокий здоровый верзил.. . (Ч.) 4. Я

чувствовал, что этот бог — злой и неудобный ста-

ричищ.. . (М. Г.) 5. Иною кажется мне Русь, иными —

кладбищ., и хаты. (Ее.) 6. Вздёрнулись задорно носы,

носищ., и носишк.. . (Фурм.) 7. Всё-таки рублишк..

выручу. (Гл.) 8. Грудь и живот, колени и голенищ., са-

пог были вымазаны землёй. (Фед.) 9. Муравьишк.. в ча-

ще дуб тяжёлый тащит. (Марш.) 10. Не река сорвалась

в половодье — народушк.. прёт со всех сторон. (Невер.)

11. Артельный запевал.. , обладавший могучим голосом,

вдохновлял и увлекал не только всю артель, но и

прохожих. (Скит.)

67. Данные имена собственные употребите в форме

творительного падежа.

1. Лермонтов, Плещеев, Соловьёв, Пушкин, Бородин.

2. Вирхов, Дарвин, Чаплин.

3. Саратов, Киев, Пушкин, Бородино, Голицыне.

52



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Поступающим в вузы д. Э. Розенталь сборник упражнений по русскому языку с диктантами Москва (1)

    Книга
    Эта книга (настоящее издание является исправленным и дополненным) на протяжении более чем четверти века успешно помогает учащимся старших классов и абитуриентам систематизировать и углублять свои знания по русскому языку.
  2. Методические рекомендации по русскому языку и литературе длЯ поступающих в мгсги

    Методические рекомендации
    При поступлении в МГСГИ на любую специальность абитуриенты сдают экзамен по русскому языку и литературе /сочинение/ или по русскому языку /диктант, изложение/.
  3. Н. Г. Чернышевского Н. В. Попова, В. А. Отришко методика русского языка: самостоятельная работа

    Самостоятельная работа
    П58 Методика русского языка: самостоятельная работа / учебно-метод. пособие для студентов специальностей 050301 «Русский язык и литература» и 031001 «Филология» / Н.
  4. Рабочая программа по русскому языку Учитель (3)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и на основе программы образовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы». Авторы М.Т.Баранов, Т.
  5. Методика преподавания курса "Твоя профессиональная карьера" Год издания 1997 Издательство Просвещение Арефьев И. П

    Документ
    К. Основы безопасности жизнедеятельности Год издания 1 Издательство Просвещение Методика преподавания курса "Твоя профессиональная карьера" Год издания 1997 Издательство Просвещение Арефьев И.

Другие похожие документы..