Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Львов – Кёльн – Льеж – Спа – Брюссель - Северное побережье Бельгии (3 ночи). Гент – Брюгге –Париж - Побережье Испании (4 ночи). Барселона- Лазурный Б...полностью>>
'Учебник'
У 84 Информационные системы в экономике: Учебник для студ. высш. учеб, заведений / В.Б. Уткин, К.В. Балдин. — М.: Издательский центр «Академия», 2004...полностью>>
'Тематика курсовых работ'
Нетрадиционные формы занятий на уроках права. Требования к подготовке учителя к уроку права. Технология правового обучения. Игра как средство правово...полностью>>
'Рассказ'
Рассказ состоит из семи частей. В основе его фабулы лежит преступление – убийство самурая Канадзавы Такэхиро и изнасилование его жены Масаго. В расск...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейропсихологии» Специальности 050715 Логопедия

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Утвержден

на заседании кафедры логопедии

Протокол № от________200 г.

Зав.кафедрой_________________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ»

Специальности 050715 Логопедия

050712 Тифлопедагогика, 050713 Сурдопедагогика, 050714 Олигофренопедагогика

с дополнительной специальностью «Логопедия» 050715

факуьлтет коррекционной педагогики

Составитель:

К.м.н., доцент Горшенёва С.В.

Самара – 2010

СОДЕРЖАНИЕ

I РАЗДЕЛ

1. Выписка из стандарта

2. Пояснительная записка

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

5.Содержание дисциплины.

5.1.Учебно-тематический план дисциплины

5.2. Содержание разделов дисциплины

5.3. Методические рекомендации к проведению практических занятий

- тема по порядку

- вопросы для проверки знаний

- задания для самостоятельной работы

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендованная литература

7. Содержание итогового и промежуточного контроля

7.1 . Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации

7.2. Вопросы к зачёту по дисциплине

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

9. Словарь терминов

II РАЗДЕЛ

Рабочая программа

I. РАЗДЕЛ

1.Выписка из стандарта

Функциональная организация мозга и психическая деятельность. Три основных функциональных блока мозга: блок регуляции тонуса и бодрствования; блок приема, переработки и хранения информации; блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Функциональное взаимодействие основных блоков мозга. Локальные системы мозга. Первичные, вторичные, третичные зоны коры больших полушарий. Мозговая организация зрительного восприятия, оптико-гностические функции. Организация слухового восприятия. Акустико-гностические функции слуха, речевая память. Организация движений. Регуляция психической деятельности. Психические процессы и их мозговая организация.

2. Пояснительная записка

Программа курса предназначена для студентов 4-го курса (8-й семестр) отделения логопедии.

Курс «Основы нейропсихологии» является базовым в системе образовательного процесса при подготовке учителя – логопеда и преподаётся в едином блоке дисциплин медико-биологического цикла. Для будущих специалистов является важным изучение, как теоретических основ нейропсихологии, так и освоение методов клинического нейропсихологического обследования для изучения состояния ВПФ.

Целью данной дисциплины является ознакомление студентов с теорией и методами нейропсихологического обследования детей и взрослых.

Программа курса «Основы нейропсихологии» опирается на фундаментальные знания по анатомии ЦНС, нейрофизиологии, неврологии, психологии и психолингвистике, специальной педагогике и другим смежным дисциплинам.

Задачи дисциплины.

1. Обучение:

  • знаниям принципов нейропсихологии Л.С.Выготского, А.Р.Лурия и вытекающими из них теоретическими основами применения нейропсихологических методов у взрослых больных и детей с различными вариантами дизонтогений; о высших психических функциях, закономерностях их формирования, основных характеристиках, теории системной динамической локализации ВПФ; о структурно-функциональной организации мозга по А.Р.Лурия.

  • умениям использовать методы клинического нейропсихологического обследования больных с локальными поражениями мозга и детей с отставанием в развитии высших психических функций для выделения ведущего нейропсихологического синдрома и дифференциации признаков с целью установления топики патологического процесса; самостоятельно анализировать медицинскую документацию, составлять нейропсихологическое заключение на основе анамнестических данных и результатов клинического нейропсихологического обследования; делать предварительный прогноз в отношении обучения и социальной адаптации больного;

  • навыкам составления протокола нейропсихологического обследования больного и формулировкой заключения.

2. Воспитание:

  • профессиональной культуры в организации и построении процесса восстановительного обучения с больными, имеющими локальное поражение мозга и детьми с отставанием в развитии ВПФ.

  • стремления к совершенствованию профессиональной компетенции в процессе работы с литературой, Интернет ресурсами и т.д.;

  • профессионального интереса к научно-практической деятельности и творческого подхода к ее организации.

3. Развитие:

  • профессиональной компетенции в русле гуманистических ценностных ориентаций;

  • профессионального мышления, познавательных способностей студентов;

  • коммуникативной компетентности и личностных качеств, необходимых логопеду для профессиональной деятельности.

В лекционном курсе рассматриваются вопросы истории становления нейропсихологии как науки, вклад отечественных и зарубежных учёных в развитие нейропсихологии, принцип системной динамический организации ВПФ, а также структурно-функциональная организация мозга и нейропсихологические синдромы поражения или недоразвития блоков мозга.

Практические занятия могут проводиться как в аудиториях, так и в специальных учреждениях: в неврологических отделениях, медицинских реабилитационных центрах, ДОУ.

Целью самостоятельной работы является изучение студентами специальной литературы по проблемам теоретической и практической нейропсихологии, подготовка рефератов, развитие аналитико-синтетической деятельности в процессе обработки полученной информации и заполнения таблиц, апробирование полученных знаний в своей коррекционно-педагогической деятельности.

В программу включены контрольные вопросы и задания, нацеленные на углубленную самостоятельную работу студентов, дан список рекомендуемой литературы, предложена примерная тематика рефератов и перечень вопросов к зачёту.

Курс рассчитан на 36 академических часов (18 лекционных и 18 часов практических занятий); отдельные вопросы курса выносятся для самостоятельной работы – 36 часов. Форма отчётности – зачет. Внутри семестровая аттестация проводится в виде контрольной работы и тестовых заданий.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать основные понятия и термины, этиологию афазии, механизмы и симптомокомплекс основных форм афазий по ведущим классификациям, методологические принципы организации и проведения нейропсихологического обследования, восстановительного обучения при разных формах афазий.

Уметь анализировать специальную литературу по дисциплине, проводить нейропсихологическое обследование больных с разными формами афазии, составлять конспекты индивидуальных и подгрупповых занятий с больными при разных формах афазии.

Владеть навыками проведения нейропсихологической диагностики состояния ВПФ, выделения ведущего нейропсихологического синдрома, а также навыками общения с больными, имеющими локальное поражение мозга, с детьми с проблемами развития ВПФ и их родственниками.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды занятий

Дневное

отделение

Заочное отделение

Общая трудоемкость

72

72

Аудиторные занятия

36

12

Лекции

18

6

Практические занятия (семинары)

18

6

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа

36

60

Указать другие виды работы (если есть), в том числе курсовые проекты, рефераты

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачёт

Зачёт

5. Содержание дисциплины

5.1. Учебно-тематический план дисциплины

Наименование тем

Всего

часов

Аудиторная

работа

Самос-тоятель-ная

работа

лекции

практи-

ческие

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ДО

ЗО

1. Предмет, задачи, направления. Структурно-функциональная модель мозга по А.Р.Лурия. Блоки мозга. Изучение цитоархитектонических полей Бродмана. Нейропсихологические аспекты межполушарной асимметрии.

10

3

3

4

2. Общая характеристика симптомов поражения I, II и III блоков мозга. Признаки поражения и функциональной недостаточности энергетического блока. Симптомы гностических и праксических расстройств при поражении и дисфункции задних отделов мозговой коры (II блока). Симптомы поражения и дисфункции III блока мозга.

9

3

2

4

3. Зрительные агнозии. Виды, клиническая характеристика. Методы выявления. Слуховые агнозии. Виды, клиническая характеристика, методы выявления.

6

2

2

2

4. Тактильные агнозии. Виды, клиническая характеристика, методы выявления.

4

1

1

2

5. Апраксии, общая характеристика симптомов поражения. Классификация апраксий по А.Р.Лурия. Характеристика очага поражения и клинических симптомов. Методы выявления апраксий.

12

4

2

6

6. Нейропсихологический аспект афазий. Классификация по А.Р.Лурия. Характеристика афазий, возникающих при выпадении афферентных и эфферентных механизмов. Методы выявления и изучения афазических расстройств.

7

2

1

4

7. Структура психический деятельности. Характер нейропсихологических расстройств при лобном синдроме, варианты течения лобного синдрома. Признаки недостаточности префронтальных отделов коры лобной доли мозга.

7

2

2

3

8. Нарушение мнестической деятельности при локальных поражениях мозга. Характеристика непроизвольной и произвольной мнестической деятельности. Варианты мнестических расстройств при поражении 1 блока мозга и при поражении 2 и 3 блоков. Методы изучения мнестических процессов.

6

1

2

3

9. Нарушение эмоций при локальных поражениях мозга. Общая характеристика эмоциональных расстройств. Межполушарные аспекты эмоциональных нарушений.

4

-

1

3

10. Методика факторного анализа в нейропсихологии. Понятие нейропсихологического фактора, его значение в топической диагностике поражений.

5

-

2

3

5.2. Содержание разделов дисциплин

Тема 1. Введение в нейропсихологию.

Определение нейропсихологии. История создания нейропсихологии, её источники. Вклад Л.С.Выготского и А.Р.Лурии в развитие нейропсихологии.

Тема 2. Принципы нейропсихологии.

Системное строение высших психических функций (на примере устной и письменной речи). Первичный и вторичный дефекты и компенсаторные перестройки в картине нарушения или недоразвития ВПФ. Синдромный (системный) анализ как основа диагностики в нейропсихологии. Понятие факторного анализа.

Динамическая организация и локализация высших психических функций (принцип «хроногенной» локализации функций по Л.С.Выготскому). Реорганизация функций в онтогенезе, в процессе автоматизации, в результате использования различных стратегий. Роль правого полушария в становлении речи

Социальный генезис высших психических функций (Л.С.Выготский и П.Я.Гальперин) и её реализация в восстановительном и коррекционном обучении.

Тема 3. Структурно-функциональная организация мозга.

Три функциональных блока мозга по А.Р.Лурия. Особенности формирования и функционирования первичных, вторичных и третичных зон мозга. Структура психической деятельности. Функциональная асимметрия и взаимодействие левого и правого полушария. Левшество.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» Специальности

    Учебно-методический комплекс
    Регулирующие системы организма и их взаимодействие. Соотношение структуры и функции, онтогенез нервной системы. Баланс тормозных и возбудительных процессов.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «логопедия. Афазия» Специальность 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    Афазия. История, определение, статистика, нейролингвистический подход, причины и механизмы, классификация, дифференциальная диагностика, речевые и неречевые нарушения, степень выраженности, прогноз, специфика обследования, принципы
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины «логопедия. Дизартрия» Специальность 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    ДПП.Ф.02 Дислалия, ринолалия, дизартрия: история, статистика, терминология, определение, классификация, формы и методика логопедического воздействия, эффективность, профилактика, специальные пособия, медицинское и общепедагогическое
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины «неврологические основы логопедии» Специальность 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    Курс "Неврологические основы логопедии" является систем­но-научной основой ряда медико-педагогических дисциплин. Он базируется на полученных знаниях по курсам "Невропатология", "Анатомия, физиология и пато­логия
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины «формирование готовности к обучение грамоте» Специальность 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    Формирование готовности к овладению грамотой является одним из приоритетных направлений коррекционного обучения дошкольников с речевой патологией, что диктует необходимость в подготовке специалистов, владеющих необходимыми знаниями

Другие похожие документы..