Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сказка'
Даты заездов: 30.11.11, 01.12.11, 02.12.11, 03.12.11, 07.12.11, 08.12.11, 09.12.11, 10.12.11, 07.01.12, 11.01.12, 12.01.12, 13.01.12, 14.01.12, 18.01....полностью>>
'Документ'
Данное методическое пособие в комплекте с учебным пособием для учащихся «Основы предпринимательской деятельности» разработано в помощь преподавателям...полностью>>
'Самостоятельная работа'
К вопросу о координации усилий преподавателей и студентов в процессе профессионально-трудового воспитания в Институте маркетинга ГУУ (Душкина М.Р., П...полностью>>
'Документ'
Почему людей так интересует небо над их головами? Почему они смотрят в телескопы на далекие планеты, на которых им, увы, никогда не бывать? Да и не т...полностью>>

К. А. Фисун модели и методы принятия решений в анализе и аудите конспект

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

К.А. Фисун

МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ

РЕШЕНИЙ В АНАЛИЗЕ И АУДИТЕ

(Конспект лекций для самостоятельного изучения

дисциплины студентами и слушателями ФПО и ЗО

спец. 7.050107 «Экономика предприятия»,

7.050201 «Менеджмент организации»,

7.050106 «Учет и аудит»)

Харьков - ХНАГХ - 2005

УДК 65.012

Модели и методы принятия решений в анализе и аудите. Конспект лекций для самостоятельного изучения дисциплины. Авт. К.А. Фисун - Харьков: ХНАГХ, 2005. - 136 с.

В конспекте лекций рассмотрены задачи, методы и содержание процедур принятия решений в анализе и аудите, определена роль этих процедур с точки зрения эффективности системы управления предприятием. Раскрыты вопросы процесса подготовки, анализа альтернатив, выбора и обоснования вариантов управленческих решений. Изложены основные положения анализа предпосылок развития предприятия, стратегического управления, моделей и методов принятия решений в финансовом менеджменте.

Основное назначение данного конспекта лекций - ознакомить слушателей экономических, а также других специальностей с теорией и практикой моделирования, прогнозирования и обоснования управленческих решений.

Рис.- 30. Табл.- 9. Библиография - 42 назв.

Рецензент: д. э. н. А.Е. Ачкасов

Утверждено Ученым советом ХНАГХ, протокол № 10 от 30.08.2004.

© Харьковская национальная академия

городского хозяйства, К.А. Фисун, 2005

ВВЕДЕНИЕ

Система управления (СУ) организацией включает в себя совокупность всех служб организации, всех подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование.

Управление организацией — это непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели. «Управлять значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов», — так охарактеризовал процесс управления А. Файоль.

процесс управления предусматривает согласованные действия, которые и обеспечивают, в конечном счете, осуществление общей цели или набора целей, стоящих перед организацией. Для координации действий должен существовать специальный орган, реализующий функцию управления. Поэтому в любой организации выделяются управляющая и управляемая части.

В управляющую часть входит дирекция, менеджеры и информационные подразделения, обеспечивающие работу руководящего звена. Эту часть организации принято называть административно-управленческим аппаратом. Входным воздействием и конечным продуктом управляющей части является информация. Управляющее звено — необходимый элемент любой организации. На этом уровне принимаются управленческие решения как результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения поставленной цели. Управленческое решение принимается с целью преодоления возникшей проблемы, которая представляет собой не что иное, как реальное противоречие, требующее своего разрешения.

Заметим, что управленческое решение — это результат коллективного творческого труда. Оно всегда носит обобщенный характер. Даже когда руководитель самостоятельно принимает решение, то коллективный интеллект в явной или неявной форме влияет на процесс разработки индивидуального управленческого решения.

Управляемая часть — это различные производственные и функциональные подразделения, занятые обеспечением производственного процесса. То, что поступает на вход управляемой части, и то, что является ее выходом, зависит от типа организации. Так, если речь идет о деловой организации, осуществляющей управление финансами, скажем, о банке, то на его вход поступают денежные средства или их заменители (ценные бумаги, векселя, акции и т.п.). Выходом является информация по управлению финансовыми потоками и денежными средствами. Во многих случаях банк осуществляет выплату наличных денежных средств.

Чтобы координировать действие управляемой части, необходимо использовать систему научного управления, обоснованную Ф. Тейлором в его книге «Принципы научного управления», вышедшей в свет в 1911 г. Ф. Тейлор впервые отделил процесс планирования труда от самого труда, выделив, таким образом, одну из основных управленческих функций. Основные положения системы научного управления по Тейлору формулируются следующим образом:

  • создание научного фундамента, заменяющего собой традиционные, практически сложившиеся методы работы;

  • отбор и обучение сотрудников на основе научных критериев;

  • взаимодействие между администрацией и исполнителями с целью практического внедрения научно разработанной системы организации труда;

  • равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и исполнителями.

Позже Г. Эмерсон сформулировал 12 принципов производительности труда, относящиеся к звену управления организацией, определив истинную миссию и назначение управленческого труда:

  • отчетливо поставленные цели;

  • здравый смысл;

  • компетентная консультация;

  • дисциплина;

  • справедливое отношение к персоналу;

  • быстрый, надежный, полный, точный, постоянный учет;

  • диспетчирование;

  • нормирование операций;

  • эффективное планирование;

  • нормализация условий труда;

  • стандартные письменные инструкции;

• вознаграждение за производительность.

Наиболее четко задачи управления организацией сформулировал А.Файоль, ученик и последователь Ф. Тейлора и один из основателей научной теории управления. Он выделил 6 областей деятельности предприятия, которыми необходимо управлять: техническую, коммерческую, финансовую, бухгалтерскую, административную и защитную. По его мнению, наиболее характерными задачами звена управления являются:

• планирование общего направления действия и предвидение конечного результата;

• «организовывание», т.е. распределение и управление использованием материальных и человеческих ресурсов;

  • выдача распоряжений для поддержания действий работников в оптимальном режиме,

  • координация различных действий для достижения общих целей;

  • выработка норм поведения членов организации и проведение мероприятий по соблюдению этих норм;

  • контроль за поведением членов организации.

Файоль сформулировал характерные признаки процесса управления в начале XX в. С тех пор в деятельности организаций произошли значительные изменения. Усложнилась их структура, научно-техническая революция в области естественных наук привела к возникновению новых сложных технологий, стремительное внедрение средств вычислительной техники в различные области человеческой деятельности заметно, повлияло на технологию принятия управленческих решений и на процедуру, которая носит название «контроль за исполнением решения». Изменилась технология управления финансами. В последнее время многие преобразования в этой сфере связаны с внедрением современных IТ - процедур (информационных технологий). В связи с широким внедрением вычислительной техники в управление производством математическое программирование стало одним из основных инструментов оптимизации. Опыт создания и развития автоматизированных систем управления для решения различного рода технических, социально-экономических, научных задач, задач планирования и прогнозирования показали, что формализация технико-экономических и управленческих решений осложняется рядом особенностей современного этапа научно-технического прогресса. Неразумно рассчитывать на построение моделей, которые полностью отражали бы природу, охватывали все количественные взаимосвязи внутри управляемого объекта и его связи с внешним окружением. Реальные задачи разработки и эксплуатации СУ требуют в качестве неотъемлемого элемента решения участия людей, т.е. представляют собой системы типа "человек-машина". Сам процесс принятия решений всегда предполагает ориентацию не только на количественные данные, но и на информацию качественного характера, т.е. на обычный здравый смысл. Большие надежды, которые ранее возлагались на математические методы оптимизации, формализованные приемы решения оптимизационных задач, на практике часто не оправдываются. Есть примеры, когда решения, полученные полностью формализованным путем, хуже решений, принятых на основе интуиции и опыта. Поэтому развитие процедур обучения, формирование систем трансформации информации в знания, накопление опыта работы «знание – базированного бизнеса» являются важнейшими направлениями совершенствования методов принятия решения в любых моделях управления.

Тема 1. СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ

УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Под сущностью принятия решений как процесса понимается внутренняя, относительно устойчивая основа управленческого решения (УР), определяющая его смысл, роль и место в функционировании и развитии организации. Сущность принятия решения (ПР) обычно проявляется через многообразные внешние связи и действия, характеризующие одну из сторон УР. Исходя из этого можно определить предмет исследования теории принятия решений (ТПР) /1/.

Суть разработки ПР заключается в деятельности лиц, принимающих решение (ЛПР), по выполнению основополагающей функции руководителя в процессе управления. Основная цель УР — обеспечить координирующее (регулирующее) воздействие на систему управления, реализующую решение управленческих задач персоналом по достижению целей организации.

Достижение этих целей предусматривает решение задач, составляющих содержание и последовательность действий ЛПР, при выполнении непосредственных обязанностей. Основными задачами являются создание информационной базы для принятия своевременных решений, определение ограничений и критериев ПР, организация деятельности персонала управления.

Принятие решений — творческая, ответственная задача управления. Она заключается в том, чтобы в соответствии со складывающейся обстановкой определить замысел последующих действий, подчиненных в конкретной сфере управления (производства товара или оказания услуг), задачи структурных подразделений в системе деятельности, порядок их взаимодействия, обеспечения и управления /2/.

Решения принимает руководитель (линейный менеджер) и несет за них личную ответственность. В подготовке данных для ПР участвует персонал управления конкретной организации. Ответственность за групповое решение несут те, кто его принял, в соответствии с их положениями. Для своевременного ПР необходимо иметь систему управления, обеспечивающую реализацию сложной системной деятельности (ЛПР), на научной основе организовать работу персонала управления, применяющего эффективные методы и использующего автоматизированные системы управления (АСУ). От персонала управления, привлекаемого к ПР, требуются как профессиональные качества, так и личностные. При этом качество ПР во многом зависит от слаженности коллектива, присущей ему организационной культуры, отношений между руководителями и исполнителями /3/.

По этим вопросам ТПР должна выработать научно обоснованные практические рекомендации, базируясь на объективных законах и достижениях смежных наук и теорий, прежде всего социальных, психологических и правовых. При этом главное не просто знать законы, а разумно использовать механизм их проявления. Следовательно, предмет исследования ТПР — законы (закономерности) деятельности ЛПР, ее организационные формы, технологии и методы, принципы управления и организации труда, сущность и содержание решений. Объектом ТПР является системная деятельность руководителей и персонала управления в процессе выработки, принятия и реализации решений.

Сегодня на развитие ТПР существенно влияют методология, в частности методология мышления, теория управления, кибернетика, психология.

Для дальнейшего развития ТПР существенное значение имеют естественные науки — биология, психофизиология, математика. Среди них важное место принадлежит математике и ее методам количественных оценок вариантов при ПР, прогнозировании развития ситуаций для выработки наиболее рационального решения.

Предмет ТПР исследуется с различных сторон, составляющих отдельные, но взаимосвязанные аспекты. К основным аспектам относятся методологические, организационные, экономические, технологические, социально-психологические и правовые.

Методологические аспекты ПР отражают единство и целостность научных знаний для ТПР.

Организационные аспекты ПР отражают состояние и перспективы развития организационной и функциональной структуры органов управления, построение и порядок функционирования ЛПР (как органов управления) в системе управления на различных иерархических уровнях. Они включают в себя также определение путей совершенствования организации ПР и методов исследования возникающих при этом проблем.

Экономические аспекты ПР показывают влияние экономических факторов на эффективность существующих и разрабатываемых систем ПР, их экономической эффективности на экономическую подготовку персонала управления, совершенствование организационных форм и методов ПР на новой технической базе.

Технологические аспекты ПР определяют уровень используемых и разрабатываемых технологий ПР в управлении, перспективы развития автоматизированных и человеко-машинных систем ПР.

Социально-психологические аспекты ПР иллюстрируют различные стороны деятельности людей в процессе ПР. К ним относятся совершенствование структуры внутри коллективных связей, изучение поведения личности в коллективе и взаимоотношений его членов в процессе ПР.

Основными проблемами психологии ПР являются: определение основных психологических особенностей процессов принятия управленческих решений, анализ УР с точки зрения системы их эмпирико-феноменологических функциональных особенностей, процессуальной организации; функционально-структурный анализ управленческой деятельности в процессе ПУР; социально-психологический анализ управленческих коллективов; исследование психологии руководителя, его отношений с исполнителями; психологические аспекты подбора, расстановки и подготовки ЛПР /4/.

Правовые аспекты ПР отражают отношения между различными иерархическими уровнями системы управления и отдельными должностными лицами в подготовке ПР. Правовые нормы должны быть заложены в основу организации управленческой деятельности. Таким образом, ТПР представляет собой сумму знаний о разработке, принятии и реализации УР, закономерностях и принципах, организационных формах, методах и технологиях функционирования системы ПР в организации.

Теория ПР, как и любая научная теория, выполняет познавательную и прогнозирующую функции.

Познавательная функция проявляется в раскрытии сущности процессов ПУР, закономерностей и принципов, которым она подчиняется, возникновении и развитии ТПР на различных исторических этапах, объяснении основных свойств и взаимосвязей предмета исследования, обосновании технологии и системы ПР.

Прогнозирующая функция ТПР состоит в определении тенденций дальнейшего развития процессов и системы ПР, организационных форм и методов деятельности персонала управления в процессе ПР.

Основные задачи ТПР:

  • изучение и обобщение опыта ПУР в определенных условиях, а также в условиях неопределенности и риска;

  • выявление и исследование объективных закономерностей процессов ПУР и формирование на их основе принципов организации деятельности ЛПР; организационных форм и методов, технологий разработки, принятия и реализации решений;

  • выработка практических рекомендаций по работе линейных менеджеров и их аппарата управления при ПУР в реальной обстановке, при использовании технических средств современных информационных технологий;

  • разработка методов исследования проблем развития системы ПУР, принципов и методов оценки их эффективности, а также мероприятий по совершенствованию деятельности ЛПР.

Проблемы ТПР принципиально можно решить лишь при условии выработки методологических основ новой концепции управления жизнедеятельностью общества.

Классификация управленческих решений

Руководство должно быть знакомо с различными типами решений, чтобы быть в состоянии принимать такие решения и проводить их в жизнь на благо всей организации. Существует целый ряд способов классификации решений, однако в большинстве из них внимание уделяется следующим факторам:

  • содержание решения, т.е. является ли оно важным или не столь важным, сложным или обыденным;

  • частота принятия решения, т.е. принимается ли оно регулярно или нечасто, является ли оно специальным или периодическим решением;

  • конечный результат решения, т.е. является ли конечный результат заранее предопределенным или в некоторой степени неопределенным.

Из этих нескольких факторов мы можем вывести 2 основных типа решений. Первый тип — это обыденные, часто повторяющиеся решения со вполне предсказуемым исходом. Присвоим решениям этого типа категорию I. Решения второго типа не являются обыденными и повторяющимися, им свойственна значительная степень неопределенности в том, что касается конечного результата или исхода. Этим решениям присвоим категорию ІІ.

По определению, высшей формой управленческого решения являются решения, принадлежащие к категории ІІ. В большинстве случаев такие решения принимаются менеджерами среднего и высшего звена. Тем не менее подавляющее большинство решений, которые принимаются в любой организации, являются решениями категории I. Эти решения чаще всего принимаются на более низком уровне управления. Вообще-то, вовсе необязательно, чтобы такие решения принимались именно менеджерами. В большинстве случаев для принятия решений категории I достаточно лишь ознакомиться с действующими инструкциями или соответствующими указаниями. Что касается решений категории II, то такие решения должны приниматься руководителями соответствующего уровня. Проблемы возникают, когда такие решения рассматриваются как решения категории I на любом уровне руководства. Такой подход свидетельствует о недооценке сложности данного решения и важности его конечного результата, что повышает вероятность неудачи при принятии и последующем выполнении данного решения. Поэтому очень важно уметь правильно определять тип решения и использовать правильный подход к его принятию и реализации. В связи с этим можно сказать, что менеджер, принимающий решение, должен руководствоваться тремя основными соображениями:

  • не обращайтесь с важными и сложными решениями, как будто они являются простыми и обыденными;

  • не путайте специальные (разовые) и неповторяющиеся решения с решениями повторяющимися или периодическими;

  • не путайте решения с крайне неопределенными конечными результатами с решениями, конечный результат которых может быть предсказан с высокой долей уверенности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания к изучению курса «модели и методы принятия решений в анализе и аудите»

    Методические указания
    Методические указания к изучению курса «МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В АНАЛИЗЕ И АУДИТЕ» студентами и слушателями ФПО и ЗО спец. 7.050107 «Экономика предприятий», 7.
  2. К. А. Фисун основы менеджмента конспект

    Конспект
    Основы менеджмента. Конспект лекций для самостоятельного изучения дисциплины студентами и слушателями ФПО и ЗО спец. 7.050107 «Экономика предприятий», 7.
  3. Отчет о результатах самообследования Укрупненной группы специальностей (угс) (2)

    Публичный отчет
    Специальность 230102.65 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления» открыта в МГУП в 1995/96 учебном году приказом Минобразования России № 404 от 22.
  4. Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп библиогр указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. Чебоксары, 2010. 383 с. Ретроспективный указатель

    Библиографический указатель
    К 53 Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп. библиогр. указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. – Чебоксары, 2010.
  5. Отчет о результатах самообследования Укрупненной группы специальностей (угс) (4)

    Публичный отчет
    Подготовка специалистов в области автоматизации и управления в университете осуществляется с 1977 года сначала в рамках специальности 0639 со специализацией по автоматизации технологических процессов полиграфии; с 1986 года с заменой

Другие похожие документы..