Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
'Курс лекцій'
У ході передвиборної боротьби різні політичні сили актуалізують проблемні питання як внутрішньої, так і зовнішньої політики. Зокрема передвиборні пла...полностью>>
'Документ'
Хочу сердечно поблагодарить всех, кто помогал в создании этой книги. Прежде всего, я признательна доктору Марджори Манделыптам-Бальзер, чей перевод с ...полностью>>
'Документ'
Русский историк, ординарный профессор Московского университета; ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (сверх штата) по ...полностью>>

На правах рукописи (55)

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

КЛИМОВА Анна Дмитриевна

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

(На материалах Ямало-Ненецкого автономного округа)

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

А в т о р е ф е р а т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва – 2009

Работа выполнена в лаборатории научного прогнозирования ФГУ «Федеральный институт развития образования»

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

Петрова Валентина Николаевна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Легостаев Иван Иванович

кандидат педагогических наук,

заслуженный учитель РФ

Бубман Александр Семенович

Ведущая организация:

ГОУ ДПО «Московский институт открытого образования»

Защита состоится 26 ноября 2009 года в 11:00 часов на заседании диссертационного совета Д 521.067.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при НОУ ВПО «Университет Российской академии образования» по адресу: 119180, Москва, ул. Большая Полянка, 58.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НОУ ВПО «Университет Российской академии образования» по адресу: 107564, Москва, ул. Краснобогатырская, д. 10, на сайте: www.urao.edu

Автореферат разослан октября 2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент В.Н. Петрова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В настоящих условиях возрастающая роль знаний и необходимость обработки больших объемов новой учебной информации формирует социальный заказ общества на подготовку школьников, владеющих способами поиска, обработки, передачи, использования и хранения полученной информации. Компьютерные сети предоставляют возможность получать доступ к информационным ресурсам, учебным курсам, информационно-поисковым и информационно-справочным системам, что инициирует поиск эффективных дидактических подходов к управлению общеобразовательными учреждениями на основе современных педагогических технологий.

Быстрые темпы развития экономики в России требуют высокого уровня культуры управления образовательными учреждениями, определяют необходимость поиска целей, задач, методов, средств и содержания общего образования, отвечающих современным требованиям и реалиям. В этих условиях традиционная (знаниевая) парадигма образования не может обеспечить постоянно возрастающие требования к подготовке выпускников общеобразовательной школы. Для современной образовательной системы характерна актуализация инновационных процессов, как в содержании образования, так и в методике обучения, использование информационных и педагогических технологий на основе проектной и исследовательской деятельности в обучении школьников Крайнего Севера стало объективной необходимостью.

Ямало-Ненецкий автономный округ расположен в северной части Западно-Сибирской равнины, численность населения наиболее крупных городов округа (Салехард, Ноябрьск, Новый Уренгой, Муравленко, Лабытнанги) колеблется от 20 до 38 тысяч человек, из них, к взрослому населению относится 70,7%, жителей, моложе трудоспособного возраста – 22,8%. Территориальная удаленность и невысокая плотность населения Ямало-Ненецкого автономного округа затрудняют процесс управления общеобразовательными учреждениями. Учащиеся заинтересованы в получении такого образования, которое поможет им адаптироваться к современным требованиям рынка труда. В системе общего образования Ямало-ненецкого автономного округа апробируются новые педагогические методы обучения, направленные на развитие личности, получение навыков самостоятельного поиска и использования необходимой учебной информации. Так, наиболее общими в муниципальной образовательной системе являются следующие тенденции:

- направленность социально-педагогических проектов на обновление содержания образования, характеризующаяся переходом от поисков в области создания профильных образовательных программ и программ повышенного уровня к поиску решения «надпредметных» проблем;

- усиление аксиологической, культурологической, экологической, валеологической направленности образования;

- направленность предлагаемых образовательными учреждениями проектов инновационного типа на выявление новых социальных и педагогических возможностей этих учреждений, реализацию их функций как центров развития местного сообщества, центров народной культуры и социальных инициатив;

- ориентация проектов на развитие социального партнерства между образовательными учреждениями и другими организациями, заинтересованными в развитии учреждений общего образования.

Таким образом, внедрение проектной деятельности учащихся в систему управления общим образованием Ямало-ненецкого автономного округа актуальна. Мы исходим из того, что проектная деятельность учащихся – это индивидуально-образовательный вид деятельности, направленный на повышение общей культуры и общеобразовательной компетентности.

Степень разработанности проблемы. В теоретическое осмысление проблемы управления проектной деятельностью учащихся в условиях Крайнего Севера значительный вклад внесли идеи Дж. Дьюи, В. Кильпатрика, система М. Монтессори, концепция А.С. Макаренко; труды В.П. Беспалько, О.Г. Грохольской, Н.Д. Никандрова, Г.А. Монаховой, С.А. Печерской, Е.С. Полат, Т.Я. Решетовой, И.В. Роберт, М.В. Рыжакова, В.Д. Шадрикова и др. (проблемное, программированное и компьютерное обучение). Разработкой и теоретическим обоснованием инновационных развивающих систем обучения школьников занимались Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, С.Т. Шацкий и др. (педагогика сотрудничества). На логику нашего исследования существенное влияние оказали фундаментальные работы в области теории содержания общего образования В.В. Краевского, В.С. Леднева, И.Я. Лернера; в области теории развития личности, деятельности и общения исследования В.Г. Безрогова, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской (развивающее обучение); работы А.А. Вербицкого, В.Я. Ляудис, П.И. Пидкасистого, В.Н. Петровой, Л.М. Фридмана и др. (о сущности, формах и методах самостоятельной работы).

Нами были рассмотрены различные подходы к обучению, представленные в работах Н.А. Зайцева, А.А.Кузнецова, А.А. Окунева, Н.Н. Палтышева, Р. Штейнера, С. Френе, А.М. Кушнир, М. Монтессори и др., в которых раскрыты вопросы использования частнопредметных, альтернативных, а также природосообразных технологий обучения. Как известно, технология проектного обучения занимает особое место в ряду педагогических технологий. Проектное обучение, возникшее на рубеже XIX-XX веков, успешно себя зарекомендовало в образовательной практике, как за рубежом, так и в нашей стране. Многие идеи, заложенные в этом методе, использовали в своих педагогических системах С.Т. Шацкий и А.С. Макаренко. Педагогическая деятельность этих ученых убедительно показала, что с помощью проектного обучения можно реализовывать как принципы личностно-ориентированного, так и коллективного обучения. К сожалению, отказ от этого метода произошел в 30-е годы ХХ столетия, когда была отвергнута идея лабораторно-бригадного метода в общеобразовательной школе. При том, что лабораторно-бригадный метод, базирующийся на Дальтон-плане – это только одна из сторон проектного обучения.

Субъекты образовательной деятельности в современных условиях ожидают, что в процессе обучения в общеобразовательной школе у учащихся будут сформированы умения самостоятельно: добывать знания, проектировать и прогнозировать свою учебную деятельность, доводить поставленные задачи до логического конца, принимать альтернативные решения. Различные подходы, связанные с реализацией развивающего обучения в школе, сталкиваются с необходимостью управления образовательным процессом на принципах развития, активности, сочетания индивидуальной и коллективной форм работы. Проектное обучение, хорошо зарекомендовавшее себя в высшей школе, удачно совмещает научную и развивающую направленности обучения. Однако анализ теории и практики обучения позволяет утверждать, что недостаточно представлены исследования по формированию умений проектной деятельности у педагогов; в процессе управления школами не уточнены цели, содержание, технологии и механизмы управления проектной деятельностью учащихся, что позволяет подчеркнуть сложившиеся противоречия между:

- необходимостью определения сущности и содержания управления проектной деятельностью учащихся в условиях общеобразовательной школы и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы;

- объективной ролью проектного обучения в школе и отсутствием единых управленческих подходов к его реализации;

- быстро развивающимися дистанционными технологиями обучения и недостаточностью их применения в школьной практике;

- необходимостью формирования нового типа учителя – учителя-менеджера, способного создавать образовательно-мотивационную среду, побуждать учащихся к самосовершенствованию в процессе проектной деятельности и отсутствием, как у учителей, так и у руководства школы знаний и умений управления проектной деятельностью учащихся.

В контексте указанных противоречий достаточно важной представляется необходимость решения педагогической проблемы: каковы наиболее эффективные формы, пути и средства управления проектной деятельностью школьников в условиях новой информационной среды? Решение указанной проблемы определило тему данного исследования: «Проектная деятельность учащихся как средство управления общеобразовательными учреждениями (На материалах Ямало-Ненецкого автономного округа)».

Цель исследования – разработать и апробировать модель управления проектной деятельностью в общеобразовательной школе.

Объект исследования – педагогический процесс в учреждениях общего образования.

Предмет исследования – управление проектной деятельностью учащихся общеобразовательной школы в условиях новой информационной среды Крайнего Севера.

Гипотеза исследования заключалась в предположении, что управление общеобразовательным учреждением через проектную деятельность учащихся будет эффективным, если:

  • уточнены концептуальные подходы к внедрению проектного обучения в общеобразовательной школе и выделены особенности использования проектного обучения на различных уровнях системы общего образования;

  • разработана и апробирована модель управления проектной деятельностью школьников в новой информационной среде;

  • выявлены требования и условия для самообучения, самовоспитания и саморазвития школьников в управлении общеобразовательными учреждениями через внедрение проектного метода в процесс обучения.

Вышеназванные цель, объект, предмет и гипотеза позволили нам сформулировать следующие задачи исследования:

  1. Уточнить сущность проектного обучения как способа инновационных изменений в содержании общего образования и организации учебного процесса школы в новой информационной среде.

  2. Разработать и экспериментально проверить модель управления общеобразовательным учреждением через проектную деятельность учащихся в современной общеобразовательной школе.

  3. Обосновать комплекс необходимых и достаточных требований и условий для эффективного управления стабильным развитием проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях Крайнего Севера.

  4. Разработать методические рекомендации для преподавателей к управлению проектной деятельностью учащихся, определив роль педагогического менеджмента в процессе проектной деятельности школьников, способствующего эффективности управления инновациями в общеобразовательной школе на современном этапе развития.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: основные положения диалектико-материалистического учения о развитии теории личности, деятельности, формирования профессионально-педагогических умений; теория системно-деятельностного подхода, нашедшая свое отражение в работах ведущих отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, психологии, социологии и экономики; триада общего, единичного и особенного, позволяющая выявить сущность управления проектированием в системе общего образования; реализация принципа междисциплинарной интеграции; идеи и концепции Дж. Дьюи, В. Кильпатрика о проектном обучении; фундаментальные положения о единстве личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.С. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.), работы по методологии педагогики (В.В. Краевский, М.Н. Скаткин и др.); теория моделирования педагогического процесса (В.П. Беспалько, В.В. Краевский, В.М. Монахов и др.).

Несомненный интерес для настоящего исследования представили фундаментальные труды, определяющие: раскрытие особенностей организационных отношений в системе управления - Ю.К. Бабанского, Е.С.Березняка, Ю.В. Васильева, Л.П. Ильенко, М.И. Кондакова. П.В. Зимина, В.И. Загвязинского, М.Г. Захарова, В.И. Зверевой, Э.Г. Костяшкина, Л.Ф. Колесникова, В.Ю. Кричевского, В.В. Кумарина, А.Е. Капто, Ю.А. Конаржевского, А.Я. Найна, А.А. Орлова, В.И. Подобеда, М.М. Поташника, З.И. Равкина, В.К. Самоделкина, В.П. Симонова, В.А. Сухомлинского, П.И. Третьякова, К.М. Ушакова, П.В. Худоминского, И.Д. Чечель, Т.И. Шамовой и др.; управление социальными организациями и процессами за рубежом - М. Вебера, Э. Мэйо, Д. Мак Грегора, Т. Питерса, Г. Саймона, Ф. Тейлора, Р. Уотермена, Т. Файоля; в России - В.Г. Афанасьева, И.Н. Герчиковой, О.С.Лебедева, Р.А. Фатхутдинова и др.; демократизации школы - Э.Д. Днепрова, В.Ф. Кривошеева, Т.И. Шамовой, А.Е. Капто; переход школ в режим развития - М.М. Поташника, В.С. Лазарева и др.; исследование мотивации и прогнозирования – О.И. Воленко, В.И. Зверевой, В.О. Кутьева; развитие информационного обеспечения управления школой - А.А. Орлова, В.С. Татьянченко и др.

Бесспорное значение для уточнения сущности проблемы управления образовательным процессом имели труды, раскрывающие формально-системный подход к управлению проектами (В.Н. Бурков, В.И. Воропаев, Ф. Грей, С.Д. Ильенкова, О.С. Круглова, Т.Г. Новикова, Клиффорд Эрик У Ларсон, Фил Бъюэгли, В.Н. Тренев, В.Д. Шапиро,); управления общеобразовательными учреждениями различных типов (Т.Г. Волченковой, О.Г. Грохольской, М.Г. Захарова, М.И. Зайкина, А.С. Бубмана, А.Г. Каспржака, П.И. Третьякова, Е.А. Ямбурга и др.). В ходе исследования изучались технологии проектирования структур управления и самоуправления школой (Н.Я. Ильяшевой, В.В. Кумарина, А.С. Макаренко и др.); моделирования организационных структур управления и их функций (И. Ансофф, Б.Л. Овсеевич, Л.А. Базилевич, А.Р. Лейбкинд, Л.Н. Качалина, Д.С. Пузыревский, В.Н. Вяткин, Д.В. Соколов, И.Ф. Байдюк, Е.З. Майманс, Т.К. Кравченко, О.И. Ларичев, Е.П. Голубков и др.), а также формирования типовых моделей и структур управления (М. Вебер, В.В. Глущенко, Э. Дрезен, М.В. Кларин, В. Мейльман, Б.З. Мильнер, Ф.Тейлор, А.М. Смолкин, Э.А. Смирнов, Э.Я.Уткин и др.); оценки эффективности управленческой деятельности (В.А. Бухвалов, П.И. Третьяков).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников, официальных документов; изучение отчетов, документов совещаний, конференций, публикаций в периодической печати; использовались при этом методы системно-структурного подхода, анализа, сопоставления, синтеза, моделирования, прогностики, наблюдения, изучение результатов деятельности.

Организация и этапы исследования. Диссертация выполнена в реализацию Закона Российской Федерации «Об образовании», Национальной доктрины образования в РФ, Федеральной программы развития образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Комплексной программы развития системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы и других федеральных и региональных нормативно-правовых документов, определяющих основные требования к системе общего образования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2002-2004 гг.) осуществлялось теоретическое осмысление проблемы, изучение литературных источников и опыта руководства проектной деятельностью. Формировалось представление о сущности и специфике управления организационными проектами в системе образования. В результате были выявлены предпосылки и исходные теоретические основания исследуемой проблемы, подготовлена программа диссертационной и опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2005-2007 гг.) продолжилось изучение состояния органи­зационного проектирования в образовании, были определены и реализованы концептуальные подходы к исследованию организационного проекта в условиях образовательного учреждения, выявлены специфические особенности управления ими и выработана соответствующая технология, осуществлена первичная апробация отдельных ее компонентов. На данном этапе было проведено определение основных подходов к разработке принципов и модели проектного обучения, механизмов ее реализации, организационно-педагогических условий внедрения в учебный процесс. Уточнялся категориально-понятийный аппарат исследования. Готовились к печати публикации, отражающие ход и некоторые результаты исследования.

На третьем этапе (2007-2009 гг.) проводилась систематизация и обобщение результатов исследования и экспериментальных данных. Завершено описание технологии управления образовательными проектами в системе общего образования Ямало-Ненецкого автономного округа, уточнена ее структура. Результаты исследования представлены в выступлениях на научных конференциях и заседаниях в Институте общего образования Минобрнауки РФ, лаборатории научного прогнозирования Федерального института развития общего образования, ИПК ЯНАО.

Экспериментальной базой исследования явились муниципальные общеобразовательные учреждения: пять образовательных учреждений города Салехарда, школа № 1 села Красноселькуп, школа № 2 города Тарко-Сале, школа № 1 поселка Уренгой Пуровского района.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены непротиворечивостью исходных теоретико-методологических позиций; комплексным решением теоретических задач исследования; совокупностью теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; репрезентативностью и статистической значимостью опытных данных, а также контрольным сопоставлением полученных данных с массовым управленческим педагогическим опытом.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

- уточнено понятие проектной деятельности учащихся как способа инновационных изменений в содержании общего образования в новой информационной среде;

- разработана линейно-функциональная модель управления общеобразовательным учреждением через проектную деятельность как специфический, организационно-интеллектуальный вид деятельности, направленный на преобразование инновационного процесса, перевод его в новое качественное состояние, представляющее целостную, последовательную и логически взаимосвязанную систему характеристик, структур, методов планирования, организации, управления и контроля;

- определена совокупность необходимых условий эффективного управления образовательными проектами в школе (методологические подходы, базовые характеристики: целостность, фундаментальность, единство содержания и форм учебной и внеучебной деятельности, самоанализ и обобщение учебного материала, объективность оценки результатов системы обучения);

- разработаны методические рекомендации к управлению проектной деятельностью учащихся Крайнего Севера с точки зрения: организации (отбор команд, групп участников, определение конкретной численности состава и т.д.); профессиональной компетентности руководителей (профессионализм, инициативность, мотивированность, дисциплинированность, высокие личностные качества, владение педагогическим менеджментом и т.д.); доказано преимущество проектного обучения перед традиционным (более качественное усвоение знаний, развитие общего интеллектуального уровня, выработка творческих способностей, мотивация творческой активности) в условиях новой информационной среды;

- определена роль педагогического менеджмента как средства развития проектной деятельности (прогнозирование и планирование хода работы, постановка реальных целей, выстраивание их по степени важности; рациональная расстановка участников проекта, распределение обязанностей, установление; информирование, социально-педагогическая поддержка учителя, исчерпывающий (но щадящий) управленческо-педагогический контроль; своевременное устранение или предупреждение недостатков.

- на основе анализа идей развития проектной деятельности учащихся в системе общего образования представлена классификация образовательных проектов по признакам масштабности, по степени интеграции в различные области человеческой деятельности (индивидуальные, коллективные), по степени влияния на образовательный процесс (минипроекты, локальные, глобальные), по наличию ресурсов (реальные, амбициозные), по времени осуществления (долгосрочные, краткосрочные).

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке матричной структуры управления проектной деятельностью учащихся в новой информационной среде, где структура горизонтального проектного управления накладывается на функциональную иерархию. Совокупность новых концептуальных принципов, модель и условия ее реализации обогащают педагогическую науку при разработке новых направлений инновационной деятельности в управлении образовательными учреждениями.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты направлены на решение проблем повышения эффективности управления образовательными системами в условиях регионализации образования; они показывают возможность построения системы управления с принципиально новыми характеристиками опережающего управления.

Разработанные и апробированные программы и проекты – «Ямал – моя родина», «Великие битвы Великой Отечественной войны», «Экология и охрана природы ЯМАЛА», «Ямальская школа тренеров», «Кадровый резерв гражданского общества», «Управление развитием школы методом проектов», курс для директоров образовательных учреждений, «Метод проектов – условие развития ключевых компетенций ученика», образовательные проекты – «Технологическое проектирование», «Здоровое поколение» могут быть использованы руководителями образовательных учреждений различных типов в реализации новых подходов в управлении образовательным процессом.

Разработанные методические рекомендации по построению и практической реализации модели системы управления проектной деятельностью учащихся в условиях Крайнего Севера могут быть успешно внедрены в других регионах России.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Линейно-функциональная модель управления общеобразовательным учреждением через проектную деятельность учащихся как специфический, организационно-интеллектуальный вид деятельности, направленный на преобразование инновационного процесса и перевод его в новое качественное состояние, представляет собой целостную, последовательную и логически взаимосвязанную систему характеристик, функций, организационной структуры, методов планирования, организации, управления и контроля.

2. Комплекс требований к организации учебного процесса в проектной деятельности школьников (отбор команд, групп участников, определение конкретной численности состава); профессиональной компетентности руководителей (профессионализм, инициативность, мотивированность, дисциплинированность, высокие личностные качества, владение педагогическим менеджментом и т.д.).

3. Совокупность необходимых и достаточных условий эффективного управления проектной деятельностью учащихся в общеобразовательной школе (методологические подходы, базовые характеристики: целостность, фундаментальность, единство содержания и форм учебной и внеучебной деятельности, самоанализ и обобщение учебного материала, объективность оценки результатов системы обучения).

4. Классификатор образовательных проектов, реализуемых в условиях новой информационной среды по признакам масштабности, по степени интеграции в различные области человеческой деятельности (индивидуальные, коллективные), по степени влияния на образовательный процесс (минипроекты, локальные, глобальные), по наличию ресурсов (реальные, амбициозные), по времени осуществления (долгосрочные, краткосрочные).

Апробация и внедрение результатов исследования.

Ход и результаты исследования на различных его этапах обсуждались на заседаниях лаборатории инновационных процессов и проблем управления в общем образовании Института общего образования Минобразования России, лаборатории научного прогнозирования ФИРО, на открытых практических семинарах для директоров образовательных учреждений городов Салехарда, Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа (2003, 2004 и 2008 гг.), на городских педагогических чтениях в 2003-2009 гг., на практических семинарах в рамках курсов повышения квалификации и переподготовки работников образования ЯНОИПКРО, на практических семинарах в Институте развития регионального образования ЯНАО (2005-2009 гг.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (172 источника) и двух приложений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. На правах рукописи (35)

    Автореферат
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Алтайский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
  2. На правах рукописи (39)

    Автореферат
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ
  3. На правах рукописи (60)

    Диссертация
    Защита состоится 26 февраля 2004 г. в 11 часов на заседаниидиссертационного совета по защите кандидатских диссертаций К-850.013.01при Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу:127051 Москва, ул.
  4. На правах рукописи (9)

    Автореферат
    Защита состоится « » 2007 года в часов на заседании диссертационного совета К 208.041.01 при ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет Росздрава» (127006 Москва, ул.
  5. На правах рукописи (68)

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре кожных и венерических болезней ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, в ФГУ «Центральный научно-исследовательский
  6. На правах рукописи (76)

    Автореферат
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Челябинская государственная медицинская академия Росздрава» на кафедре лучевой диагностики и лучевой терапии

Другие похожие документы..