Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
116.Тематические, структурные и графические характеристики, формирующие «лицо» издания. Специфика и особенности газетного оформления. Основные принци...полностью>>
'Контрольная работа'
Средство — это конкретное содержание действия спортсмена, а метод— это способ действий. Средствами тренировки легкоатлетов являются физические упражн...полностью>>
'Документ'
руб. НАЛИЧИЕ СЕРТИФИКАТА СПЕЦИАЛИСТА ВЕРХНЕМАМОНСКИЙ МБУЗ "ВЕРХНЕМАМОНСКАЯ ЦРБ"39 4 0 ВЕРХНЕМАМОНСКИЙ ВЕРХНИЙ МАМОН С ПРАВДЫ УЛ 0 тел....полностью>>
'Документ'
Согласно учению Вернадского, ритмические колебания физиологических процессов с позиции биоэнергетики наиболее экономичные и соответствуют оптимальной...полностью>>

Формирование культуры здоровья у детей-инвалидов в условиях образовательных учреждений

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

С.Д.Антонюк, И.В.Агафонов, Д.В. Астахов

Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина,

Тамбов, Россия

Аннотация: В работе показана необходимость дальнейшего развития самостоятельности детей-инвалидов в вопросах формирования собственного здоровья.

Ключевые слова: здоровье, лица с ограниченными возможностями, школы-интернаты, интеграция.

Annotation: The necessity of following development independence of disabled children in self health forming is shown in the abstract.

Key words: health, disabled people, boarding school, integration

В современном обществе существенно расширяется понимание «здоровье» и факторов, его определяющих, как в индивидуальном сознании конкретного человека, так и в оценке всего человеческого сообщества. Здоровье, как особое социальное отношение, в значительной степени становится структурообразующим фактором социальности индивида не на уровне сохранения и воспроизводства человека как действующего субъекта, а образования соответствующего нового субъекта активного действия. Здоровье приобретает ценность для индивида не только в плане соотношения «здоровье-болезнь» и не только в плане сохранения возможности своей действенности, когда ценность здоровья имеет своего рода рыночный характер, но и как личностно необходимый компонент.

Нельзя не согласиться с А.Г. Щедриной (1989), которая трактует здоровье как целостное многомерное динамическое состояние (включающее позитивные и негативные стороны), развиваю­щееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды и позволяющее человеку в различной сте­пени осуществлять свои биологические и социальные функции. Оно привязывается не только к морфологическому и психофизиологическому пространству, но воспринимается как сложный биосоциальный феномен. В современном понимании здоровье рассматривается и как статическое состояние, и как динамический процесс формиро­вания организма и личности. Данная трактовка здоровья в наибольшей мере показывает значимость современного меняющегося социума для формирования здоровья человека.

Физическая культура, как важный социальный феномен, представлена на всех уровнях современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества и, особенно, на образовательный процесс человека, который. По мнению многих ученых (В.А. Вишневский, Ю.П. Лисицын, Л.И. Лубышева и др.), физическая культура оказывает самое действенное влияние на формирование, как культуры здоровья, так и самого здоровья индивида.

Определяя физическую культуру как вид общей культуры человека, необходимо отметить, что это одновременно проявляется как специфический процесс и как результат человеческой деятельности, и в то же время это средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей. Данный подход к физической культуре подчеркивает, что результатом ее деятельности является не только физическое совершенствование человека, но и получение им определенного объема социальных навыков и знаний по отношению к себе самому, и, в первую очередь, к формированию своего здоровья.

Под культурой здоровья человека понимается сложноструктурное образование личности, характеризующееся определённым уровнем валеологической образованности и развития личности, овладением опытом челове­чества по сохранению и укреплению своего здоровья, принятием и повседнев­ным следованием способам здорового образа жизни (В.Н. Ирхин,2000).

О.Л. Трещева (2003) рассматривает культуру здоровья личности как важнейшую составляющую общей человеческой культуры - одну из основных форм освое­ния человеком внешней и внутренней природы, способ создания гармонии сво­его существования в самом широком смысле. В своем определении культуры здоровья авторы определяют ее как целостную практико-ориентированную систему валеологических знаний и умений физического и психического саморазвития, совокупность норм и ценностей, обеспечивающих представление о роли и месте культуры здоровья в системе общественных отношений. Данная трактовка культуры здоровья в наибольшей степени определяет значение физической культуры в процессе ее формирования.

Следует отметить, что формирование культуры здоровья в современных педагогических исследованиях наиболее активно изучается применительно к наиболее массовой категории - учащимся общеобразовательных школ, в том числе и с позиции физического воспитания. Однако разрабатываемые в них оздоровительные технологии, направленные на усвоение и трансляцию ценностей здорового образа жизни и обеспечивающие индивидуальное здоровье личности, не могут быть применены ко всем нозологическим группам детей школьного возраста (в первую очередь, к детям-инвалидам).

Дети-инвалиды - это особая категория детей, которая требует специфического подхода к организации их образовательной и воспитательной деятельности. Специалисты педагоги и психологи давно уже выделили данную категорию как группу детей с особыми образовательными потребностями.

В недалеком прошлом, согласно взглядам, традиционным для отечественной дефектологии (Е.Л. Гончарова., О.И. Кукушкина, 2002), к этой группе относили ребенка с нарушениями в развитии, нуждающегося в «обходных путях» для достижения тех задач культурного и физического развития, которые в условиях нормы достигаются укоренившимися в культуре способами воспитания и принятыми в обществе способами массового образования.

В современных условиях эта категория значительно расширилась, к ней можно отнести и детей «группы риска» (С.Д. Антонюк, 2004), т.е. учащихся с ослабленным и низким уровнем здоровья (в первую очередь отнесенных к специальной медицинской группе) и детей, имеющих низкий адаптационный потенциал, обучающихся в школах-интернатах, а так же многих других.

В настоящее время термин “ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании) используется как в широком социальном, так и в научном контексте. В научном контексте данный термин особенно важен, поскольку ориентирует исследователей на «проницаемость» границ между науками об аномальном и нормальном ребенке, так как детьми с особыми образовательными потребностями могут быть как дети с психофизическими нарушениями, так и дети, не имеющие таковых. В последнем случае особые образовательные потребности могут быть обусловлены, в первую очередь, социокультурными факторами.

В исследованиях М.Я. Виленского, В.А. Вишневского, Г.А. Калачёва, Н.В. Москоленко и других подчёркивается, что проблема формирования культуры здоровья данной категории детей является особенно актуальной в современной сложной социальной и экономической ситуации. Эта группа детей относится к числу наименее социально защищенных, между тем как специфика возраста и учебного труда требуют создания должных образовательных и социально-экономических условий. Однако, несмотря на явную значимость решения поставленной проблемы как для отдельного ребенка, так для общества в целом, в настоящее время она относится к одной из самых малоразработанных как в теории, так и в практике современной педагогики.

Связь образования и здоровья неоднократно обсуждалась в работах М.В. Антроповой, М.М. Безруких, С.М. Громбах, Д.В. Колесова, Н.Н. Куинджи, Л.И. Лубышевой, Г.Н. Сердюковской, В.Д. Сонькина, А.Г. Хрипковой и др. К сожалению, представленные в них данные позволяют констатировать, что современная школа является одним из ведущих факторов снижения здоровья учащихся.

Это подтверждают и результаты Всероссийской диспансеризации 2002 года, согласно которым было выявлено значительное снижение уровня здоровья современного школьника. Но особо обращают на себя внимание отличия в состоянии уровня здоровья в зависимости от места обучения и воспитания ребёнка. У детей, проживающих в семьях, заболевания за­регистрированы в 54,57% случаев. Значительно хуже показатели здоровья де­тей, воспитывающихся вне семьи: признаны здоровыми в домах ребенка только 15,24%, в детских домах - 22,5%, в детских домах-интернатах - 13,84%, в соци­альных приютах практически здоровы 36,06% детей. Имеются отличия в состоянии здоровья детей и по различным типам учебных заведений: в общеобразовательных учреждениях (школы, лицеи и пр.) патология выявлена у 59,2 % обучающихся, в учреждениях начального или среднего профессионального образования - у 49,8 %, в школах при воинских частях - у 57,4 %.

Таким образом, современному учителю приходится иметь дело фактиче­ски с больным поколением школьников, что требует перестройки сознания пе­дагога, повышения уровня его подготовленности в направлении обеспечения здоровья учащихся, в частности формирования у них культуры здоровья. Говоря о формировании культуры здоровья, необходимо подходить к этому вопросу с нескольких направлений: первое направление – формирование культуры здоровья самого педагога, который в наибольшей степени обеспечивает воспитание и мотивацию формирования культуры здоровья у ребенка, и второе направление – это формирование культуры здоровья самого ребенка.

В исследованиях Н.П. Абаскаловой, М.Я. Виленского, Р.С. Сафина и других доказывается, что школьные учителя (в том числе и учителя физической культуры) призна­ют недостаточность собственных знаний по основам гигиены, медицины, физической куль­туры; для ряда учителей направленность интересов и уровень их сформированности в сфере культуры здоровья характеризуются лишь декларатив­ным провозглашением положительного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, но не практической реализацией этих идей и принципов.

В контексте исследования уровня культуры здоровья учителя представляет интерес изучение способности педагога дать адекватную оценку своему здоровью. При анализе анкет, предложенных нами (С.Д. Антонюк, В.Н. Яковлев, 2004) педагогам школ-интернатов для самооценки своего здоровья по 10 балльной шкале, выявилось, что наиболее популярной оказались оценки: 6-7 баллов - 52,4%; 3-5 баллов - 36,6% и только 9,7% педагогов оценило уровень своего здоровья достаточно высоко - в 9 и 10 баллов. Педагоги школ-интернатов чаще всего выделяют три фактора, необходимых для укрепления здоровья (своего и воспитанников): пребывание на свежем воздухе (70,2%), отсутствие вредных привычек (57,6%) и поддержание комфортных отношений с коллегами, друзьями и родственниками (54,4%). При этом значения физических упражнений, рационального питания стоят у них на более отдаленных ранговых местах. Все это свидетельствует о довольно низком уровне знаний в области формирования культуры здоровья педагогов, которые имеют близкий контакт с воспитанниками школ-интернатов.

Очевидно, что одним из важнейших условий формирования психического и физического здоровья детей с особыми образовательными потребностями является рациональная социализация, рациональная двигательная активность, а также выработка навыков адаптации к изменяющимся условиям социальной среды. В этой связи важно отметить, что пропаганда культуры здоровья должна исходить не столько от медицинских работников, сколько от педагогов и воспитателей, специалистов в сфере физической культуры.

Сам характер физкультурно-оздоровительной деятельности и ее общедоступность могут стать средством повышения уровня культуры здоровья данной категории детей. С помощью педагога их необходимо подвести к пониманию того факта, что физическая активность способствует улучшению настроения, хорошему самочувствию, снимает тревогу, усталость, депрессию и психосоциальный стресс, а также может стимулировать познавательные процессы.

К сожалению, нельзя не отметить, что в большинстве современных образовательных учреждений процесс физического воспитания традиционно сводится к физической подготовке, формированию и развитию двигательных качеств, умений и навыков занимающихся, т.е. акцент делается на биологическом, двигательном аспекте развития индивида. При таком подходе не в полной мере используется ценностный потенциал физической культуры, который имеет более широкие возможности.

В тоже время среди причин, способствующих ухудшению здоровья детей различных социальных групп, многие специалисты (В.К. Бальсевич, 1998, Ю.Н. Вавилов, 1998, и др.) выделяют снижение уровня их мотивации к занятиям физической культурой и спортом, как в режиме рабочего дня, так и в свободное время. Но именно мотивация для детей с особыми образовательными потребностями является одним из важнейших условий успешности ребенка в учебной деятельности.

При формировании культуры здоровья детей с особыми образовательными потребностями, наряду с формированием у них определенной двигательной базы и воспитании осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями, необходимо руководствоваться основным принципом физкультурного воспитания, который основывается на единстве мировоззренческого, интеллектуального, и двигательного компонентов.

Опираясь на анализ содержания физкультурного воспитания, данного Л.И. Лубышевой, и включающего в себя три основных направления: социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное (телесное) воспитание, при формировании культуры здоровья детей с особыми образовательными потребностями можно предположить, что для данной категории детей наиболее важным является содержание интеллектуального воспитания. Оно предполагает возможность формирования у них комплекса теоретических знаний, охватывающих широкий спектр социальных, медицинских, валеологических и других вопросов, тесно связанных с физкультурным знанием.

Решение специфических двигательных задач в процессе их физического воспитания (формирование физических качеств, умений и навыков управления движениями, а также возможностей рационального использования физического потенциала) не должно уходить на второй план.

Именно такой подход к формированию культуры здоровья детей с особыми образовательными потребностями позволяет теоретически обосновать и практически разработать эффективные технологии работы с данной категорией учащихся.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Т.П. Бегидова, М.В. Бегидов

Воронежский государственный институт физической культуры,

Воронежский государственный университет,

Воронеж, Россия

Аннотация: В статье обосновывается необходимость дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы адаптивной физической культуры на основе теоретического обобщения и практического опыта работы в данной отрасли.

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями, нормативно-правовые документы, реабилитация, интеграция.

Annotation: The need for further perfection of standard-legal base of adaptive physical culture on basis of theoretical generalization and practical experience in this sphere is given in the article.

Key words: disabled people, legal documents, rehabilitation, integration

Число инвалидов в мире, составляя более 10 процентов населения, продолжает расти. Их права в течение длительного времени остаются объектом пристального внимания со стороны Организации Объединенных Наций (ООН) и других международных организаций. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов были разработаны на основе опыта проведения Десятилетия инвалидов ООН (1983 - 1992 г.г.). Основой настоящих Правил являются: Международный билль о правах человека, включающий Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о правах ребенка, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а также Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Цель данных Правил состоит в обеспечении инвалидам, как членам общества, таких же прав и обязанностей, как у других лиц. Обязанность государств заключается в том, чтобы обеспечить равные возможности для инвалидов, что подтверждается подписанием РФ Конвенции о правах инвалидов.

Уровень цивилизации общества во многом оценивается по его отношению к людям с ограниченными возможностями.

В России среди лиц с ограниченными возможностями здоровья широко распространены табакокурение, алкоголизм и наркомания. Растет число курящих подростков-инвалидов. Среди инвалидов, потребляющих наркотики, две трети – молодежь в возрасте до 30 лет.

Эти негативные явления связаны с недостаточным использованием возможностей адаптивной физической культуры, как одного из основных средств реабилитации, социальной адаптации и интеграции инвалидов, формирования здорового стиля жизни. В странах бывшего СССР число инвалидов, занимающихся спортом, составляет не более 1,5 – 2 процентов.

Вовлечение инвалидов в занятия адаптивной физической культурой и спортом, помимо повышения социального и духовно-нравственного потенциала, способствует росту уровня работоспособности и возможности самообслуживания этой группы населения.

В нашей стране много законодательных актов, призванных помогать людям с ограниченными возможностями стать полноправными членами общества. К сожалению, не всегда эти законодательные акты «работают». А вот по вопросам адаптивной физической культуры принятых на Федеральном уровне нормативно-правовых актов и законов недостаточно.

Число специалистов, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, неуклонно растет. В их практической деятельности возникает множество вопросов, на которые трудно найти вразумительные ответы: нормы расходов на питание и транспортировку спортсменов-инвалидов при проведении соревнований и спортивно-массовых мероприятий; объем и характер восстановительных мероприятий после участия в соревнованиях; неравномерность, разобщенность календарных планов соревнований инвалидов (международные соревнования часто проводятся одновременно для различных нозологических групп); отсутствие законодательных актов об очередных отпусках для специалистов, работающих с инвалидами и т.д.

Для восполнения дефицита информации создается система подготовки и переподготовки специалистов. Подготовка специалистов по адаптивной физической культуре включает основы юридических знаний в данной области и предполагает знание следующих вопросов:

- Международное законодательство о физической культуре и спорте инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- Нормативно-правовые документы, регламентирующие занятия физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации и на региональном уровне;

- Основные нормативные документы, регламентирующие реабилитационные мероприятия, услуги, технические средства и спортивное оборудование для лиц с ограниченными возможностями;

- Нормативные документы, касающиеся технического обеспечения инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите.

Основными причинами, сдерживающими развитие адаптивной физической культуры, являются:

малочисленность специализированных спортивных сооружений, оборудования и инвентаря;

труднодоступность спортивных сооружений для инвалидов;

недостаток профессиональных кадров в области адаптивной физической культуры и спорта;

недостаточная обеспеченность финансированием адаптивной физической культуры и спорта, в первую очередь на уровне муниципальных образований;

низкая мотивация в занятиях адаптивной физической культурой и спортом у значительной части инвалидов, что связано с несовершенством пропаганды. Работа спортивных организаций инвалидов, ряда территориальных органов исполнительной власти сводится к подготовке и проведению различных соревнований и участию сильнейших спортсменов-инвалидов во всероссийских и международных турнирах. Ощущается недостаток работы по созданию условий и предпосылок для занятий инвалидов адаптивной физической культурой и спортом.

Необходимо усилить роль санаториев, домов отдыха, поликлиник, клиник, врачебно-физкультурных диспансеров и других учреждений здравоохранения и социального развития в деле физической реабилитации инвалидов средствами адаптивной физической культуры.

Мировой опыт, научные исследования и повседневная практика убедительно показывают, что занятия спортом для инвалидов гораздо важнее, чем для здоровых людей, а их медицинская, профессиональная и социальная реабилитация без этих занятий не может быть достаточно эффективной. С другой стороны, деятельность по развитию спорта инвалидов, показ преодоления спортсменами-инвалидами трудностей в ходе учебно-тренировочного процесса и соревнований способствуют гуманизации общества, духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Не случайно адаптивная физическая культура, особенно паралимпийское движение, в последние годы постоянно расширяется. Паралимпийские игры становятся, наряду с Олимпийскими играми, крупнейшим мировым спортивным форумом.

Существующая в России нормативно-правовая база не решает в должной мере проблем адаптивной физической культуры. Спортивные традиции, экономический, научный и кадровый потенциал используются в этих целях недостаточно. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать принятие модельного закона о паралимпийском спорте государствами-участниками СНГ. В дальнейшем, принятый закон можно было бы распространить на всю адаптивную физическую культуру.

В основу концепции законопроекта были положены Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 декабря 1993 года (резолюция 48/96), Конституция Международного паралимпийского комитета, другие основополагающие документы в области паралимпийского спорта и прав инвалидов.

Предметом законодательного регулирования в концепции законопроекта являются правоотношения в сфере паралимпийского спорта, возникающие при:

  • обеспечении прав инвалидов на равный доступ к занятиям спортом;

  • создании необходимых условий для развития паралимпийского спорта;

  • осуществлении организационной, хозяйственной и иной деятельности физических и юридических лиц в области паралимпийского спорта;

  • организации международного сотрудничества;

  • разграничении полномочий в области паралимпийского спорта между государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и между ними и общественными организациями (национальным паралимпийским комитетом, национальными спортивными федерациями, спортивными клубами инвалидов), с другой стороны.

В проекте концепции сформулированы принципы законодательства о паралимпийском спорте, определены меры государственной поддержки развития паралимпийского спорта с учетом его специфики, государственные социальные гарантии и финансовое обеспечение в этой области, а также организационно – нормативные основы паралимпийского спорта с учетом его особенностей.

В модельном законе предусмотрены нормы, регулирующие действие и дан ряд механизмов реализации основополагающих в области паралимпийского спорта документов: классификация спортсменов по степени их функциональных возможностей; спортивная классификация; календарный план спортивных соревнований; правила соревнований; учебно-тренировочные программы по паралимпийским видам спорта и др.

При разработке проекта концепции модельного закона «О паралимпийском спорте» имелось в виду, что некоторые его положения в соответствии с законодательством отдельных государств-участников в установленном порядке будут внесены в форме изменений и дополнений в другие действующие нормативные правовые акты, например в налоговый кодекс, бюджетный кодекс, трудовой или иной кодекс (закон).

Специально выделен Паралимпийский спорт, т.к. он является составной частью спорта, сложившейся в форме специальной теории и практики подготовки лиц с ограниченными возможностями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, или интеллекта к спортивным соревнованиям, и участия в них с целью физической реабилитации, социальной адаптации, формирования здорового стиля жизни и достижения спортивных результатов при создании специальных условий.

Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. При составлении индивидуальной программы реабилитации инвалида предлагается раздел социальной реабилитации, где предусмотрены мероприятия, необходимые для устранения причин, условий и факторов, обуславливающих инвалидность. Там есть графа «Реабилитация средствами физической культуры и спорта». Учреждения МСЭ, как правило, не заполняют данную графу, хотя на практике механизм реализации этого права существует.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по написанию программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни кзибож» в рамках фгос «Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасной жизнедеятельности»

    Методические рекомендации
    Основанием для разработки, как учебных предметов, так и в целом программ внедрения стандарта в ОУ являются требования ФГОС - ПРИКАЗ Министерства образования и науки РФ №373 от 06 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие
  2. Методическое сопровождение процесса формирования культуры здорового питания обучающихся и родительской общественности москва 2011

    Реферат
    Башмакова Е.А., Бахметов А.В., Жданова О.И., Онишина В.В., Сидоренко О.В., Шепель В.М. Методическое сопровождение процесса формирования культуры здорового питания обучающихся и родительской общественности.
  3. Положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения 41 44 родителей 10. Положение детей-инвалидов и меры по их социальной поддержке 45 50 11. Положение детей вынужденных мигрантов 51 52 >12. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних 53 57

    Реферат
    Настоящий доклад подготовлен в соответствии с распоряжением Губернатора Ставропольского края от 06.04.98 г. №221-р «О подготовке ежегодного доклада «Положение детей в Ставропольском крае» министерством труда и социальной защиты населения
  4. Программы Орловской области по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2011 году

    Доклад
    В Орловской области введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования осуществляется поэтапно в соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утверждённым распоряжением
  5. Программа работы моу: сош п. Выкатной по правовому всеобучу детей-инвалидов и их родителей перечень разделов

    Программа
    В наше время недостаточно внимания уделяется проблемам взаимодействия общества и детей-инвалидов и адаптации детей с отклонениями в развитии в современном мире.

Другие похожие документы..