Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что вопрос самоорганизации материальных систем в XX веке становится одной из центральных проблем наук. ...полностью>>
'Программа курса'
Широкодиапазонные полуэмпирические уравнения состояния для металлов. Холодные компоненты энергии и давления. Тепловая энергия, тепловое давление. Усл...полностью>>
'Документ'
С самого начала построения налоговой системы Украины был взят фискальный ориентир. Налоговая система стала приобретать конфискационный характер. Через...полностью>>
'Реферат'
Р 36 Рекомендации по организации и введению повышения квалификации работников образования на основе кредитно-модульной (накопительной) системы – Став...полностью>>

Программа итоговой государственной аттестации выпускников по направлению 050300 «Филологическое образование» (профиль «Русский язык и литература»)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Требования к процедуре экзамена

Государственный экзамен проводится в форме комплексного на междисциплинарной основе. При формировании комплексных заданий учитываются следующие принципы: 1) текстоцентрический: ответы на поставленные вопросы даются на основе комплексного анализа текста; 2) междисциплинарный: билет содержит вопросы, относящиеся к русскому языку, технологии и методике обучения русскому языку, к русской литературе, технологии и методике обучения литературе; вопросы по технологии и методике обучения русскому языку и литературе в практической части органически связаны с вопросами по русскому языку и литературе; отвечая на экзамене по технологии и методике обучения русскому языку и литературе, необходимо вначале осветить проблему на теоретическом уровне (на уровне знаний), затем – на практическом (уровне умений и навыков); студент, изучивший дисциплину, должен быть подготовлен к использованию на уроках русского языка и литературы в школе знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения дисциплин «Современный русский язык», «История русской литературы».

Структура билета

В билет входит текст, предназначенный для комплексного анализа, и четыре вопроса: первый – по русскому языку, второй – по технологии и методике обучения русскому языку, третий – по русской литературе, четвертый – по технологии и методике обучения литературе.

Образец билета для комплексного экзамена

Измученные, потрясенные, разошлись они по комнатам. Но Порфирию Владимирычу не спалось. Он ворочался с боку на бок в своей постели и все припоминал, какое еще обязательство лежит на нем. И вдруг в его памяти совершенно отчетливо восстановились те слова, которые случайно мелькнули в его голове часа за два перед тем. «Надо на могилку к покойнице маменьке проститься сходить...» При этом напоминании ужасное, томительное беспокойство овладело всем существом его...

Наконец он не выдержал, встал с постели и надел халат. На дворе было еще темно, и ниоткуда не доносилось ни малейшего шороха. Порфирий Владимирыч некоторое время ходил по комнате, останавливался перед освещенным лампадкой образом искупителя в терновом венце и вглядывался в него. Наконец он решился. Трудно сказать, насколько он сам сознавал свое решение, но через несколько минут он, крадучись, добрался до передней и щелкнул крючком, замыкавшим входную дверь.

На дворе выл ветер и крутилась мартовская мокрая метелица, посылая в глаза целые ливни талого снега. Но Порфирий Владимирыч шел по дороге, шагая по лужам, не чувствуя ни снега, ни ветра и только инстинктивно запахивая полы халата.

***

На другой день, рано утром, из деревни, ближайшей к погосту, на котором была схоронена Арина Петровна, прискакал верховой с известием, что в нескольких шагах от дороги найден закоченевший труп головлевского барина. Бросились к Анниньке, но она лежала в постели в бессознательном положении, со всеми признаками горячки. Тогда снарядили нового верхового и отправили его в Горюшкино к «сестрице» Надежде Ивановне Галкиной (дочке тетеньки Варвары Михайловны), которая уже с прошлой осени зорко следила за всем, происходившим в Головлеве.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы.

  1. Сложносочиненное предложение. Особенности строения и семантики сложносочиненных предложений. Структурно-семантические виды сложносочиненных предложений. Проиллюстрируйте ответ примерами из текста. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.

  2. Изучение сложносочиненных предложений в пропедевтическом и систематическом курсах синтаксиса. Сложносочиненные предложения с союзами и, а, но между частями в V классе. Формирование интонационных и пунктуационных умений и навыков в устной и письменной речи в старших классах при изучении сложносочиненных предложений. Прием сопоставления при изучении сложносочиненных предложений (объясните роль соединительного союза и в выделенном и следующем за ним предложениях).

  3. Тема вырождения дворянской культуры в романе «Господа Головлевы», три поколения Головлевых. Гоголевские традиции в романе. Иудушки – «вечный тип» мировой литературы. Иудушка и Тартюф. Проблема возмездия в романе. «Господа Головлевы» в ряду других семейных романов 19 века. «Дворянское гнездо» в изображении сатирика. Дайте интерпретацию квазипасхального финала романа «Господа Головлевы».

4. Цели, задачи, содержание заключительных занятий по литературе, их методическое и технологическое обеспечение. Сформулируйте 2-3 задания для самостоятельной работы учащихся над данным фрагментом текста.

Критерии оценивания ответов студентов на экзамене

Ответ студента на государственном экзамене обсуждается на закрытом заседании Государственной экзаменационной комиссии и оценивается оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» «неудовлетворительно».

Оценка «отлично»: в ответе полно, глубоко и правильно раскрыты все вопросы билета (допускаются незначительные недочеты в раскрытии отдельных вопросов); материал излагается последовательно и логично; теоретические положения раскрываются на основе научной и методической литературы, иллюстрируются примерами из предложенного текста, а также ссылками на собственный опыт педагогической практики; речь студента богата и выразительна, соответствует научному стилю речи и не содержит речевых недочетов.

Оценка «хорошо»: ответ в целом правильный, полный, но содержит отдельные неточности; материал излагается последовательно, с небольшими отклонениями; студент владеет базовыми теоретическими понятиями и научной терминологией, иллюстрирует теоретические положения примерами преимущественно из текста, способен ответить на дополнительные вопросы членов комиссии с небольшими недочетами; речь его богата и выразительна и в целом соответствует научному стилю, но содержит отдельные речевые недочеты.

Оценка «удовлетворительно»: ответ в основном правильный, но неполный, неглубокий, содержит фактические ошибки; материал излагается непоследовательно, фрагментарно; студент слабо владеет базовыми теоретическими понятиями и научной терминологией, затрудняется с приведением иллюстраций из текста и с ответами на вопросы членов комиссии; речь его бедна, невыразительна, не вполне соответствует научному стилю и содержит речевые ошибки.

Оценка «неудовлетворительно»: ответ носит поверхностный, схематичный характер, содержит грубые, фактические ошибки, отличается отсутствием логики в изложении материала; студент не владеет базовыми теоретическими понятиями и научной терминологией, не может проиллюстрировать свой ответ примерами, не способен ответить на вопросы членов комиссии; речь его крайне бедна, не соответствует научному стилю, содержит большое количество речевых ошибок.

Составители программы: д.ф.н., проф. И.В. Артюшков, д.ф.н., проф. В.В.

Борисова, к.п.н., доц. Л.М. Вырыпаева, к.п.н., доц. Л.А. Утяшева.

II. Защита выпускной квалификационной работы

Требования к выпускной квалификационной работе специалиста изложены в п. 7.2.2. ГОС ВПО.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) специалиста предназначена для определения исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности, и навыков экспериментально-методической работы. Содержание ВКР должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и/или предметной подготовки в соответствии с ГОС ВПО.

ПОЛОЖЕНИЕ

О ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Обязательной составляющей итоговой аттестации для выпускников бакалавриата наряду с госу­дарственным экзаменом является выпускная квалификационная работа (ВКР). По определению Государственного образовательного стандарта выпускная квалификационная ра­бота бакалавра – это учебное научное исследование, поэтому она должна соот­ветствовать требованиям, предъявляемым к разработке, проведению и оформле­нию научного исследования. ВКР представляет собой закончен­ный труд, содержащий результаты теоретического и эмпирического изучения проблемы. Она выполняется на заключительном этапе обучения, представляет собой самостоятельную научно-исследовательскую разработ­ку и решение выпускником актуальной проблемы по интересующей его теме. ВКР является закономерным итогом целенаправленной подготовки студента к профессиональной деятельности и должна отражать уровень развития способностей выпускника вести научные исследования в условиях конкретной образовательной системы. Эта работа выявляет методологическую подготовленность, владение специальными знаниями, умениями и навыка­ми, уровень освоения которых выявляется в процессе выполнения и защиты ВКР. Защита ВКР осуществляется на заседании Го­сударственной аттестационной комиссии. По ее результатам выставляется оценка.

Цель выпускной квалификационной работы

Целью ВКР является:

1) систематизация и углубление теоретических знаний в области филологического образования, а также практических умений и навыков применения их при решении конкретных задач;

2) совершенствование и закрепление сформированных в процессе обучения умений и навыков научно-исследовательской работы, приобретение самостоятельного опыта научного исследования;

3) овладение методикой исследования, обобщение и логически обоснованное, аргументированное описание полученных результатов и выявленных закономерностей, а также подготовка на их основе необходимых выводов.

Подготовительный этап

Подготовка ВКР бакалавра – серьезное и ответственное дело. Прежде всего студент должен определиться с направлением будущего исследования. Перечень исследовательских направлений предлагается студентам на профильных кафедрах. Более подробную информацию о проблеме и возможном научном руководителе можно получить на выпускающих кафедрах.

Тематика ВКР разрабатывается кафедрами, принимающими участие в реализации основной образовательной программы подготовки бакалавра, и утверждается Советом института. Тема ВКР определяется в начале 7 семестра.

Тема ВКР должна быть посвящена актуальным для современной науки вопросам и сформулирована таким образом, чтобы в ней максимально конкретно отражалась основная идея работы и центральная проблема. Содержание ВКР должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и/или предметной подготовки в соответствии с ГОС ВПО. Название работы не должно совпадать с научным направлением или целым разделом учебника. После выбора темы студент подает заявление на имя заведующего профилирующей кафедрой с просьбой разрешить написание ВКР.

Для подготовки ВКР каждому студенту назначается руководитель. Руководители ВКР назначаются приказом ректора из числа докторов и кандидатов наук, работающих в университете. В случае необходимости кафедра имеет право приглашать консультанта по отдельным разделам ВКР за счет норм времени, отведенного на руководство ВКР. Закрепление темы и научного руководителя ВКР оформляется по предложению кафедры распоряжением директора института, на основании которого издается соответствующий приказ ректора.

Руководитель ВКР выдает студенту задание на выполнение работы, оказывает помощь в разработке календарного графика ее выполнения, рекомендует основную литературу и другие источники по теме исследования, проводит систематические консультации, проверяет выполнение работы (по частям и в целом), оформляет отзыв о ВКР. Задание на ВКР считается рабочим документом кафедры, предназначенным для текущего контроля хода выполнения работы. Сроки выполнения ВКР определяются учебным планом и графиком учебного процесса в соответствии с требованиями ГОС ВПО.

Требования к содержанию, объему и структуре

выпускной квалификационной работы

Требования к содержанию, объему и структуре ВКР бакалавра определяются на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования и науки РФ, Государственного образовательного стандарта по специальности, методических рекомендаций УМО по педагогическому образованию и рекомендаций по оформлению ВКР БГПУ им. М. Акмуллы.

В ходе подготовки и защиты ВКР студент должен продемонстрировать владение следующими умениями:

- формулирования и решения задач, возникающих в ходе научно-исследовательской деятельности;

- выбора необходимых методов исходя из задач конкретного исследования;

- количественной и качественной обработки полученных данных, их анализа, формулирования выводов;

- ведения библиографической работы с привлечением современных информационных технологий;

- представления итогов проделанной работы.

ВКР имеет определенную структуру, она состоит из нескольких взаимосвязанных частей, из которых обязательными являются следующие:

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Теоретическая глава.

5. Исследовательская глава.

6. Заключение.

7. Список использованной литературы.

8. Приложения (если они имеются).

Объем бакалаврской работы должен быть не менее 55 страниц основного текста (исключая приложения).

Введение представляет собой сжатое изложение содержания всей работы. Основная функция введения – дать общее представление о ВКР и помочь читателю понять замысел проведенного исследования. Оно включает в себя следующие пункты:

• проблема исследования

• актуальность исследования

• цель и задачи исследования

• объект и предмет исследования

• материал исследования

• методы исследования

• гипотеза исследования

• научная новизна исследования

• практическая значимость исследования

• апробация исследования

• структура работы.

Объем введения обычно составляет 3-4 страницы.

Теоретическая глава ВКР представляет собой обзор отечественных и зарубежных научных источников в той предметной области филологической науки и смежных областей других наук, которые связаны с темой работы. Особое внимание в ВКР должно уделяться умению студента выстраивать теоретический анализ вокруг одного из аспектов изучаемого феномена, относительно которого также будет проводиться эмпирическое исследование. В теоретической части работы описывается отражение исследуемой проблемы в научной литературе. Это может быть история вопроса или критический обзор научной литературы, включающий современный этап в изучении данной проблематики. На основании рассмотренных точек зрения автор работы должен сформулировать свою позицию по данному вопросу и описать непосредственный объект изучения. Эта часть работы является необходимой теоретической базой для дальнейшего эмпирического анализа.

Исследовательская глава ВКР представляет собой полноценный анализ и описание эмпирических данных. Здесь описываются и обсуждаются результаты конкретной исследовательской деятельности студента. Исследовательская глава по объему должна быть больше теоретической либо равной ей.

Каждая глава должна заканчиваться краткими выводами, содержащими основные положения главы.

В Заключении подводятся общие итоги работы, констатируется решение (или невозможность решения) поставленных в ВКР задач, подтверждается практическая значимость материалов исследования и полученных результатов для филологического образования (где, кем и как они могут быть использованы). Объем заключения должен быть не менее 2 страниц.

Список использованной литературы является важным звеном справочного аппарата ВКР и характеризует степень изученности автором конкретной проблемы. В него включаются научные источники (не менее 50 названий), на которые сделаны соответствующие библиографические ссылки в тексте работы. Научные источники располагаются в списке в алфавитном порядке и оформляются в соответствии с требованиями к оформлению библиографического аппарата. При наличии иностранных источников они даются после отечественных. Словари и справочники оформляются отдельным от списка использованной литературы списком.

Если работа включает материалы, к которым читатель будет постоянно обращаться за справками, их желательно вынести в Приложение за текст, где их проще и быстрее найти (таблицы количественных данных, стандартных показателей, словари языковых единиц, иллюстративный материал: графики, схемы, диаграммы, фотографии, ксерокопии архивных документов и т.п.). Эти данные в работе выполняют справочно-вспомогательную роль.

К приложениям прибегают в следующих случаях:

- когда теоретический или экспериментальный материал слишком велик и затрудняет чтение работы (рисунки, схемы, таблицы и др.);

- когда автор хочет привести какой-либо вспомогательный материал (образцы изделий, приспособления, тексты и др.);

- когда автор приводит материалы дополнительного, справочного характера (словари, др.).

Приложение помещается после списка использованной литературы, включается в общий объем ВКР, но не является обязательной ее частью. В ВКР может быть несколько приложений. В этом случае каждое приложение имеет свой номер и заголовок.

Методическое приложение является обязательной частью ВКР. Оно имеет целью показать возможные пути практического применения результатов исследования. Методическое приложение может представлять собой конспект урока, внеклассного мероприятия, занятия факультатива, программу элективного курса или факультатива по русскому языку и литературе в средних общеобразовательных учреждениях. Оно не включается в общий объем работы и нумеруется с первой страницы.

Предзащита выпускной квалификационной работы

Завершенная и оформленная в соответствии с требованиями ВКР передается на электронном и бумажном носителях научному руководителю, который дает отзыв о работе (см. образцы документов).

Вопрос о допуске ВКР бакалавра к защите решается на двух заседаниях выпускающей кафедры, где проходит ее предзащита и определяется степень готовности работы. К первому заседанию кафедры, которое проводится не позднее, чем за 2 месяца до защиты, бакалавр готовит краткую аннотацию работы объемом не более 3 страниц (см. образцы документов) на основе данных, полученных в результате самостоятельного научного исследования, в ней отражаются наиболее важные аспекты ВКР. По результатам предзащиты кафедра дает предварительное заключение о допуске ВКР к защите. Результаты предзащиты ВКР отражаются в протоколе, и оформляется заключение кафедры. Лица, не прошедшие предзащиту, к защите ВКР не допускаются.

Не позднее, чем за 10 дней до защиты, проводится заседание кафедры, на котором принимается окончательное решение о допуске ВКР к защите. В случае неготовности работа может быть не допущена к защите.

Причиной недопуска к защите может быть:

- наличие задолженностей или отрицательных оценок по изученным дисциплинам;

- нарушение требований к содержанию и оформлению работы;

- несоблюдение сроков и формы представления ВКР, а также отсутствие заключения научного руководителя или рецензента.

В соответствии с решением выпускающей кафедры студент получает допуск к защите ВКР в ГАК (см. образцы документов).

Рекомендованные к защите ВКР направляются на внешнее рецензирование. Рецензентом может быть высококвалифицированный специалист из числа работников смежных профильных кафедр университета либо работников другого высшего образовательного или научного учреждения, имеющий ученую степень и/или ученое звание. Рецензент составляет рецензию на ВКР (см. образцы документов) и рекомендует соответствующую оценку. Получение отрицательного отзыва не является препятствием к представлению ВКР на защиту.

В государственную экзаменационную комиссию по защите ВКР до начала защиты представляются следующие документы: распоряжение директора института о допуске к защите студентов, выполнивших все требования учебного плана и программ подготовки бакалавров; ВКР в одном экземпляре; отзыв научного руководителя о ВКР; внешняя рецензия на ВКР; заключение кафедры.

Документы, сопровождающие ВКР располагаются перед текстом работы без нумерации (за исключением аннотации, если она более одной страницы) и подшиваются в следующем порядке:

1) заключение кафедры;

2) отзыв научного руководителя;

3) внешняя рецензия;

4) аннотация;

5) титульный лист.

Процедура защиты выпускной квалификационной работы

Защита ВКР проводится в установленное время на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК). Защита является открытой, на ней, кроме членов ГАК, могут присутствовать научный руководитель, рецензент и все желающие.

Процедура защиты включает в себя:

1. Представление председателем комиссии студента – автора ВКР, темы работы, научного руководителя и рецензента и предоставление автору слова для выступления.

2. Выступление автора ВКР с изложением основных положений работы и результатов проведенного исследования. Выступление должно быть не более 10-12 минут и содержать:

• обоснование актуальности избранной темы

• определение цели и задач, объекта и предмета, материала, методов исследования

• выявление научной новизны и практической значимости исследования

• сведения об апробации материалов исследования и структуре работы

• основные теоретические положения работы

• характеристику исследовательской главы

• полученные результаты исследования

• общие выводы.

Защите должна сопровождаться презентацией в PowerPoint, отражающей основную и наиболее важную информацию. Это позволит более наглядно и экономно представить материалы и результаты проведенного исследования.

3. После выступления студента члены комиссии, а также присутствующие могут задать вопросы по содержанию ВКР. Для подготовки ответов на вопросы студенту дается время и разрешается пользоваться своей работой.

4. Отзыв научного руководителя, в котором дается характеристика студента и процесса его работы над ВКР.

5. Ознакомление с рецензией на ВКР, в которой содержится характеристика работы, замечания и рекомендуемая оценка.

6. Ответы студента на вопросы членов комиссии и замечания рецензента.

7. Свободная дискуссия по защищаемой ВКР.

8. Заключительное слово студента.

Общая продолжительность защиты ВКР составляет 0,5 часа.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс опд. Ф. 04 Теория и методика обучения русскому языку Специальность 050301 Русский язык и литература умк принят в фонд учебно-методического управления пи юфу

    Учебно-методический комплекс
    является одним из основных составляющих основной образовательной программы направления 050300 Филологическое образование и составлен для студентов 3 и 4 курсов заочного отделения факультета лингвистики и словесности ПИ ЮФУ.
  2. Публичный доклад федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Доклад
    Публичный доклад Федерального государственного бюджетного об­разовательного учреждения высшего профессионального образования «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им.
  3. Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по Технологии и методике обучения русскому языку

    Пояснительная записка
    является одним из основных составляющих основной образовательной программы направления 050300 Филологическое образование и составлен для студентов 3 курса филологического отделения лингвистического института РГПУ.
  4. Управление качеством образования в уральском государственном педагогическом университете сборник научных статей екатеринбург 2007

    Документ
    педагогическом университете: сборник научных статей / Под науч. ред. Б.М. Игошева, А.А. Симоновой, Б.Е. Стариченко. Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 2007.
  5. Учебно-методический комплекс опд. Р. 01. Теория и методика обучения русскому языку в старших классах Специальность

    Учебно-методический комплекс
    является одним из основных составляющих основной образовательной программы направления 050300 Филологическое образование и составлен для студентов 4 курса заочного отделения факультета лингвистики и словесности ПИ ЮФУ.

Другие похожие документы..