Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1. Все служение Всевышнему зависит от исправления качеств характера. Они подобны облачению для заповедей и для основ Торы. И все грехи имеют своим ко...полностью>>
'Документ'
Процесс решения сложной задачи довольно часто сводится к решению нескольких более простых подзадач. Соответственно при разработке сложного алгоритма ...полностью>>
'Документ'
Винный тур-экскурсия в туристическо-производственный комплекс «Cricova» сайт: http: www.cricova.md/ – самые большие в мире винные подвалы (200 км под...полностью>>
'Реферат'
Цель лечения больных туберкулёзом — ликвидация клинических признаков туберкулёза и стойкое заживление туберкулёзных изме­нений с восстановлением труд...полностью>>

Программа итоговой государственной аттестации выпускников по направлению 050300 «Филологическое образование» (профиль «Русский язык и литература»)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Общие вопросы

Русская литература в контексте мировой литературы. Национальные особенности русской литературы. Русская литература в системе литератур народов России и СНГ. Основные этапы и тенденции развития русской литературы. Художественные стили и направления русской литературы. Ее познавательная и воспитательная роль. Мировое значение русской литературы.

Фольклор

Народная культура в контексте других типов культурной деятельности: связь традиций народной культуры с широким кругом гуманитарных дисциплин: этнологией, культурной антропологией, фольклористикой, этнолингвистикой, искусствоведением, историей культуры.

Структура народной духовной культуры: нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знамения, идеи, обычаи, традиции, язык.

Народные знания: древнеславянские представления, поклонения явлениям природы, славянские верования.

Языковая культура: язык культуры славянских народов как отражение их этнокультурного сознания.

Религия: вера в традиционные религиозные обряды.

Народное поведение: народные модели поведения, народная мораль, народная педагогика.

Особенности фольклора: специфика, устность создания и бытования, традиционность и импровизационность, авторство и анонимность, вариативность.

Система жанров фольклора: признаки фольклорного жанра – поэтика, бытовое применение, форма исполнения, отношение к музыке, наличие переходных форм; устная народная проза и народно-песенные жанры.

Восточнославянское язычество: источники, методы реконструкции – комплексный подход к источникам и изучению; использование данных этнографии, фольклора, эпоса, народного искусства, археологии, лингвистики; реконструкция особенностей первобытного мышления; эволюция картины мира; наслоение новых комплексов представлений на старые.

Христианизация славянской мифологии: двоеверие; вытеснение языческой мифологии христианской; внедрение новых христианских обрядов и праздников.

Миф и ритуал: отстаивание первичного ритуала и рассмотрение мифа как его закрепления, объяснения, рационализации (точка зрения Фрэзера); утверждение о первичности мифов (точка зрения Тайлора); современная точка зрения: ритуал и миф как выражение одной и той же символики.

Русская календарная обрядовая система: обусловленность ее возникновения анимистическими и тотемистическими представлениями древнего человека, его верой в магическую силу слова; взаимодействие поэзии и обряда; циклы календарно-обрядовой поэзии; ее художественное своеобразие.

Функциональная классификация жанров: деление жанров традиционного русского фольклора на две большие группы – устную народную прозу и народные песенные жанры; выделение в группе прозаических жанров сказочных и несказочных; группа народных песенных жанров; сочетание элементов прозы и стиха в народной драме; фольклор речевых ситуаций; постфольклор.

Литература Древней Руси

Литература и культура Древней Руси. Летописание в контексте литературы и культуры Древней Руси. «Повесть временных лет»: жанровое и композиционное своеобразие; стиль; значение. Литературное и культурное значение житий: развитие и трансформация жанра; типы житий; «Житие Феодосия Печерского» Нестора как первый образец преподобнического жития; новаторское «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».

«Слово о полку Игореве»: история открытия и опубликования; проблема авторства; жанровое своеобразие; система образов; особенности языка и стиля; литературное и культурное значение памятника.

Литература эпохи Московского царства. Темы и проблемы русской средневековой публицистики; публицистические произведения Максима Грека, Ивана Пересветова. Историко-культурное и литературное значение монументальных литературных сводов, их обобщающий и энциклопедический характер: «Великие Четьи минеи» митрополита Макария, «Степенная книга», «Домострой». Досиллабическое и силлабическое стихотворство: роль С. Полоцкого, К. Истомина и С. Медведева в возникновении и становлении силлабического стихосложения. Проблема национально-исторического и вечного в бытовых повестях XVII века: сюжеты, темы, образы, жанровое и композиционное своеобразие «Повести о Савве Грудцыне», «Повести о Горе-Злочастии». Сатира XVII века в контексте литературы и культуры; проблемно-тематическое и жанрово-стилевое многообразие русской сатиры; объекты сатиры и приемы сатирического изображения в «Калязинской челобитной», «Службе кабаку», «Повести о Ерше Ершовиче», «Повести о Шемякином суде» и др.

Русская литература XVIII века

Русская литература и культура XVIII века. Барокко в русской литературе XVIII века. Особенности русского классицизма и его жанровая система. Реформа русского стихосложения В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова

Публицистика, прикладная литература, беллетристика Петровского времени. Бытовая проза: «Повесть о российском матросе Василии Кориотском». Жанр проповеди в творчестве Ф. Прокоповича. Поэтика ораторской прозы.

Творчество классиков XVIII века. Жанровое свойство, композиционный принцип сатир А.Д. Кантемира. Метод портретной галереи в них. Особенности, тематика, злободневность содержания од М.В. Ломоносова, образ идеального правителя в одах. Основы жанровой типологии, поэтика, природа конфликта, художественная образность трагедий и комедий А.П. Сумарокова («Хорев», «Рогоносец по воображению»). Сатирическая направленность журналов Н.И. Новикова «Трутень» и «Живописец». Особенности русского сентиментализма. Новаторство, жанрово-стилевое своеобразие лирики Г.Р. Державина. Ода «Фелица», стихотворения «Снигирь», «Евгению. Жизнь Званская»). Поэтика и эстетика сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Жанровое и композиционное своеобразие, особенности сюжетосложения, проблема автора и героя, особенности языка и стиля «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Особенности сюжета, конфликта, проблематика, природа художественной образности, новаторство комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Русская литература XIX века

Мировое значение русской литературы XIX века. Эстетические и идеологические ценности русской литературы XIX века, ее гражданский пафос и высокий гуманизм. Значение русской классической литературы, ее влияние на мировую литературу. Непреходящее значение эстетических и нравственных открытий русской словесности.

Литературные общества и кружки. Литературные кружки начала 19 века. «Вольное общество любителей российской словесности, наук и художеств». Языковая реформа Н.М. Карамзина (статьи «Что нужно автору?», «Отчего в России мало авторских талантов?»), ее значение для судеб русского литературного языка. Полемика А.С. Шишкова с Н.М. Карамзиным. Создание «Беседы любителей российского слова». Общественная и эстетическая программа литературного общества «Арзамас». Поэзия «Арзамаса».

Сентиментализм в России. Сентиментализм и его разновидности: Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский. Период сентиментализма в творчестве В.А. Жуковского.

Русский романтизм как одна из разновидностей европейского романтизма, его особенности и типология: гражданский, созерцательный, эпикурейский («легкая поэзия») романтизм и т.д. Условность подобной классификации. Периодизация и система жанров русского романтизма.

Романтизм В.А. Жуковского. Декабристы в истории русской литературы. Творчество поэтов-декабристов. Особенности гражданского романтизма. Организации «Вольное общество любителей русской словесности», «Зеленая лампа» и периодические издания («Соревнователь просвещения и благотворения», «Полярная звезда», «Мнемозина»). Ведущие идеи. Обращение к высоким жанрам (политическая ода, героическая поэма, гражданственная трагедия, трансформация жанра послания). Особая «закодированная» лексика поэзии декабристов. К.Ф. Рылеев. Общественно-политическая деятельность. Жанры гражданской сатиры и политические элегии («Стансы», «А.А. Бестужеву» и др.). Образ поэта-гражданина. Думы, их гражданственность и патриотизм («Вадим», «Смерть Ермака», «Иван Сусанин»). Агитационно-сатирические песни, написанные А.А. Бестужевым. Их темы, идеи, художественные особенности.

Новаторство драматургии А.С. Грибоедова. Синкретичный характер комедии «Горе от ума». Стилевое своеобразие «Горя от ума», использование элементов классицизма, значимых имен, «резонерской» функции главного героя, устойчивых амплуа некоторых персонажей. Социально-политическая и любовно-бытовая коллизии в пьесе, их взаимосвязь. Проблематика комедии в свете идей декабристов. Ю.М. Лотман о комедии.

Поэзия пушкинской поры. Поэты пушкинской плеяды. Хронологические и художественные границы «пушкинской поры» в русской поэзии. Д. Давыдов. Романтический образ поэта – воина. Образ лирического героя. «Анакреон под доломаном». Н.М. Языков. Романтика «студентских песен» Н.М. Языкова. Экспериментирование в области жанра элегии, послания. Поэтический диалог с Пушкиным («Не вовсе чуя бога света…», «О ты, чья дружба мне дороже»). Стихотворные сказки «Жар- птица», «Сказка о пастухе и диком вепре». А.А. Дельвиг. Пушкин и Дельвиг. Идиллии как основной и излюбленный жанр в творчестве Дельвига. Русские песни Дельвига: «Не осенний частый дождичек…», «Соловей». П.А. Вяземский. Общая характеристика жанровой системы. Эпиграмма, сатира, басня в творчестве П.А. Вяземского. Переписка с Пушкиным. Вяземский – критик. Е.А. Баратынский. Сложная и трагическая судьба поэта. Романтическое мироощущение как результат перенесенных испытаний. Новаторство любовной элегии. «Последний поэт» как философское произведение, трагическое его звучание». Историко-литературная оценка пушкинской плеяды в статье Н.В. Гоголя «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенности?».

Основные направления русской прозы 1830-х годов. Развитие реализма в первой четверти девятнадцатого века. А.С. Пушкин – родоначальник новой русской литературы. Переход к прозе, его идейно-эстетические предпосылки и последствия. «Повести Белкина». Пародийный, антиромантический пафос повестей цикла. Тема «маленького человека». «Капитанская дочка». Творческая история романа, характер историзма Пушкина. Соотношение любовной и исторической сюжетных линий в романе. «Дубровский». Тематика романа: расслоение дворянства, деспотизм крепостников, протест крестьянства. Образы Троекурова, старого и молодого Дубровских. Любовная коллизия в романе. Драматическая напряженность, психологическая глубина, стремительность развития сюжета повести «Пиковая дама». Проза Н.В. Гоголя. «Вечера на хуторе близ Диканьки» как цикл. Его состав и композиция. Романтизм «Вечеров…». «Миргород» как цикл. «Петербургские повести» Гоголя. Трагическое, фантастическое и комическое в повестях. Особенности поэтики повестей. «Шинель» – этапное произведение русской литературы 19 века. А.А. Бестужев-Марлинский. Стиль Марлинского. Оценка его стиля В.Г. Белинским. Повести из морской жизни «Лейтенант Белозор», «Фрегат «Надежда», «Мореход Никитин». Кавказская тема в творчестве Марлинского: «Аммалат-Бек», «Мулла-Нур». Романтическая критика Бестужева-Марлинского.

Творческий путь классиков первой половины XIX века. Богатство содержания и совершенство лирики А.С. Пушкина. Трансформация основных лирических жанров: элегии («Сожженное письмо», «Признание»), дружеского послания. Размышления о предназначении поэта и поэзии («Пророк», «Разговор книгопродавца с поэтом»). Лирика 30-х гг. Трагическое начало в лирике 30-х годов. Циклы: лицейских годовщин. «Бесы», «Элегия». Цикл, обращенный к Н.Н. Гончаровой. Проблематика и поэтика циклов. Тяготение к архаическому стилю высокого классицизма: «К вельможе», «Клеветникам России», «Памятник». Традиционное и новаторское. Вопрос о религиозности позднего Пушкина. «Памятник» как художественное завещание поэта. Развитие реалистического метода. Национально-культурная проблематика и поэтика романа в стихах «Евгений Онегин». Жанровое новаторство Пушкина. Композиция романа. Принцип симметрии. Роль эпиграфов, писем, сна Татьяны, лирических отступлений. Онегин – страдающий эгоист, родоначальник типа «лишних» людей, эволюция образа. Белинский об Онегине. Татьяна – воплощение нравственного идеала автора, национального характера. Ленский и Ольга. Лирические отступления, их разнообразие и роль в создании особого «свободного романа». Система ассоциаций, реминисценций и культурных аллюзий. В.Г. Белинский о романе.

Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Романтическое двоемирие юношеской лирики. Стихотворения «Звуки», «Ангел», «Земля и небо» как эскизы будущих произведений. Байронический индивидуализм, осознание самоценности собственного «я» («Нет, я не Байрон, я другой…»). Демонизм как один из устойчивых мотивов лирики поэта («Мой демон», «Предсказание»). Дисгармоничность как одна из главных особенностей лирики Лермонтова. Основные мотивы лирики: поэта и поэзии («Смерть поэта», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк»), любви («Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы…»), родины («Прощай, немытая Россия», «Родина») – как отражение дисгармоничности восприятия поэтом бытия. Образы-символы в контексте лирики («Парус», «Утес», «Тучи» и др.), живописность как особенность поэтики. Художественное пространство, его многомерность в лирике Лермонтова («Выхожу один я на дорогу…»). Романтические поэмы Лермонтова. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Лермонтовская философия истории. Ее многогранность в свете конфликта сюжета и системы образов поэмы. Иван Грозный в обрисовке Лермонтова. Образ купца Калашникова. Православие, нравственные ценности в изображении Лермонтова. Романтическая поэма «Мцыри». Мотивы бегства, тайны, одиночества, обреченности героя. Противоречивость образа главного героя. «Демон» как вершина творчества Лермонтова, итог творческих исканий. Редакции поэмы. Лермонтовский «Демон» в контексте мировой литературы. «Герой нашего времени» как этапное произведение в русской литературе первой половины XIX века. Смысл названия. Тип лишнего человека в изображении Лермонтова. Романтизм и реализм романа. Хронологические «сдвиги» в романе, их функция. Двойники Печорина. Психологизм романа.

Творческий путь Н.В. Гоголя. Драматургия Гоголя. Первые опыты Гоголя – драматурга («Женитьба», «Игроки» и др.). «Ревизор». Новаторство Гоголя – драматурга. Особенности конфликта и «нулевая» концовка пьесы. Внесценические персонажи пьесы и их функция. «Мертвые души». Творческая история поэмы. Особенности жанра произведения, лирическое начало в нем. Смысл названия поэмы. Образы помещиков как отражение национальных черт русского человека. Образ Чичикова, его многомерность. Современное литературоведение об образе Чичикова. «Повесть о капитане Копейкине», ее художественный и идейный смысл. Финал первого тома «Мертвых душ» и замысел второго тома. Поэма в осмыслении критики. Нравственные искания писателя 40-х г.г. «Выбранные места из переписки с друзьями».

Литературно-общественное движение 40-х годов XIX века. Идейная борьба между славянофилами и западниками. Литературно-эстетические позиции славянофилов (С.Т. Аксаков, К.С. Аксаков, А.С. Хомяков, Н.М. Языков, С.П. Шевырев). «Натуральная школа». Основная проблематика и особенности поэтики «натуральной школы». Гоголь как отец «натуральной школы». «Петербургский сборник». Жанр физиологического очерка, «микроскопический метод» писателей натуральной школы. Роль журнала «Современник» в пропаганде «школы». Произведения Д.В. Григоровича, А.И. Герцена, В.И. Даля и др. Реализм и натуралистические тенденции в творчестве писателей «натуральной школы». А.И. Герцен.

Картины русской жизни в произведениях С.Т. Аксакова «Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах», «Семейная хроника».

Творчество классиков второй половины XIX века (персоналии)

Н.А. Некрасов. Новаторство лирики Некрасова: путь от эпигонского романтизма («Мечты и звуки») к подлинным поэтическим открытиям. «Ролевая» лирика Некрасова. Любовная лирика Некрасова. Покаянная лирика. Сборник «Последние песни» как поэтическое завещание Некрасова. Поэмы 60-х гг. Их лиро-эпический характер («Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Железная дорога»). Особенности поэтики этих произведений. «Кому на Руси жить хорошо?» – незавершенное, итоговое произведение поэта.

А.А. Фет. Импрессионизм лирики, ассоциативность, красота и неповторимость поэтических образов лирики Фета о любви. Лирика Фета и русская музыкальная культура.

Ф.И. Тютчев. Противоречивость мировосприятия Тютчева. Двоемирие как одна из особенностей лирики поэта. Философский характер лирики. «Дневная» и «ночная» лирика. Философские проблемы в осмыслении поэта. «Денисьевский цикл» – своеобразный роман в стихах. Философская концепция любви.

Н.Г. Чернышевский. Эстетические взгляды Чернышевского. Роман «Что делать?»: новаторство содержания и формы. Социально-политический, философско-публицистический характер романа.

И.С. Тургенев. «Лишний человек», «новые люди» в изображении писателя.

Типология тургеневского романа. «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». Споры вокруг романа. Тип тургеневской девушки. Пейзаж в структуре романов. Роль эпилога в тургеневском романе. Повести о любви. Типические ситуации в повестях о любви. Поздние романы Тургенева «Дым», «Новь». Проблематика, образная система романов. Своеобразие психологизма Тургенева. «Стихотворения в прозе», их жанрово-стилевое новаторство.

И.А. Гончаров. Роман «Обыкновенная история». Оценка романа В.Г. Белинским. Особенности стиля Гончарова – романиста. «Обломов» как главное произведение писателя. Культурно-национальная проблематика романа. «Обрыв». Идейно-художественное своеобразие романа. Тема эмансипации женщины в осмыслении Гончарова. Значение Гончарова в русской литературе.

А.Н. Островский. Новаторство пьесы «Свои люди – сочтемся!». Психология купечества в изображении Островского. Творческая, цензурная и сценическая судьба комедии. Островский и славянофилы. Островский и журнал «Москвитянин». «Гроза» как одна из центральных пьес в творчестве Островского. «Темное царство» и Катерина. Своеобразие конфликта пьесы, двойники Катерины. Критика о пьесе. Тема чиновничества в пьесе «Доходное место». Новаторство Островского в изображении дворянства в пьесах «Бешеные деньги», «Волки и овцы». Проблемы искусства и образы актеров в драматургии Островского («Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»). «Бесприданница». Прототипы образов. Судьба пьесы. Образы купцов. Новое осмысление темы «маленького человека». Образ Ларисы Огудаловой, его трагическое начало. Своеобразие конфликта произведения. Современные прочтения пьесы. Новаторство драматургии Островского. Театр Островского и его значение в русской и мировой драматургии.

Н.С. Лесков. Лесков в литературном движении второй половины 19 века. Крестьянство в изображении Лескова. «Новые люди» в изображении Лескова Антинигилистический пафос произведений «Некуда», «На ножах». Изображение национального характера в «Очарованном страннике», «Левше» и других произведениях писателя. Национально-религиозная проблематика романов «Соборяне», «Однодум» и других.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Первые повести Щедрина «Противоречия», «Запутанное дело», их связь с «натуральной школой». Социально-утопические тенденции повестей. «Губернские очерки» как первый щедринский цикл. Утверждение реализма в цикле. Роман-гротеск, роман-хроника «История одного города». Народ в романе. Споры о финале романа в отечественном литературоведении. Тема вырождения дворянской культуры в романе «Господа Головлевы», три поколения Головлевых. Гоголевские традиции в романе. Иудушки – «вечный тип» мировой литературы. Иудушка и Тартюф. Проблема возмездия в романе. «Господа Головлевы» в ряду других семейных романов 19 века. «Дворянское гнездо» в изображении сатирика. Творчество сатирика 80-х г.г. «Пестрые письма», «Мелочи жизни». Сказки Салтыкова-Щедрина.

Ф.М. Достоевский . «Бедные люди» – дебют Достоевского в литературе. «Маленький» человек в романе. Образы Макара Девушкина и Вареньки. Белинский о романе. Арест, каторга, ссылка Достоевского. Нравственное перерождение писателя. «Записки из Мертвого дома», формирование идей «почвенничества». Образ Христа в миросозерцании Достоевского. Тема «маленьких людей» в романе. «Униженные и оскорбленные». Крупные реалистические романы 1860-70-х г.г. «Преступление и наказание». Социально-философская и нравственная проблематика. Идеологический роман. Теория Раскольникова, ее сущность. Двойники Раскольникова. Проблемы вины, наказания, воскресения. Сны Раскольникова, их идейно-художественный смысл. Роман «Идиот». Проблема «положительно-прекрасного человека». «Бесы» как роман – предупреждение. Антинигилистическая направленность романа. «Подросток» как роман воспитания. Образ Версилова. Аркадий Долгорукий и его идея. Проблема человеческого достоинства и нравственных ориентиров в его образе. «Подросток» в ряду других произведений о воспитании, детстве (С.Т. Аксаков, Л.Н. Толстой). Роман «Братья Карамазовы», его синтетический характер, итог творческой деятельности Достоевского.

Л.Н. Толстой. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Поэзия детства. Этапы духовного развития Николеньки Иртеньева. «Севастопольские рассказы». Проблемы патриотизма и героизма, тщеславия и гордости, особенности их решения в каждом рассказе. Натурализм, обличение жестокости войны. Чернышевский о первых произведениях Толстого. Проблема барина и мужика в раннем творчестве Толстого. Идея нравственного перерождения дворянства. «Война и мир» как роман-эпопея. История замысла романа. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Основные положения толстовской философии истории. Наполеон и Кутузов в романе. Народ – основной выразитель сущности русского национального характера и главный герой эпопеи. Семьи Курагиных, Болконских, Ростовых. Их нравственно-психологические особенности. Авторское отношение к героям. Андрей Болконский и Пьер Безухов. Путь нравственных исканий героев. «Анна Каренина». «Мысль семейная» в романе. Каренины, Облонские, Левины. Смысл изображения в романе этих семей. Образ Анны Карениной. Смысл эпиграфа романа. Константин Левин как alter ego Толстого. Левин и проблема народа в романе. «Воскресенье» новый тип романа в творчестве Толстого. Смысл названия романа. Итоги нравственных исканий Толстого. Публицистические, философские, эстетические и религиозно-этические книги, трактаты и статьи Толстого («В чем моя вера?», «Так что же нам делать?», «Что такое искусство?» и др.). Повести Толстого 1880-1900-х г.г. «Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат», «Холстомер» и др. Драматургия Толстого. Всемирное значение Толстого как художника и мыслителя.

А.П. Чехов. Начало творческого пути, сотрудничество в юмористических журналах. Трансформация у Чехова традиционных тем, образов русской литературы 19 века. Новаторство Чехова-новеллиста. «Ванька», «Анюта», «Тоска» – классические образцы чеховского бесфабульного рассказа. Зрелое творчество Чехова. Нарастающая критика русской интеллигенции в зрелом творчестве Чехова. «Попрыгунья». «Палата № 6» как символ государственного устройства России. Чеховская трилогия конца 90-х г.г.: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Рассказ «Невеста» как поэтическое завещание Чехова. Драматургия Чехова. Проблематика и особый мир пьес Чехова. «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня». Символизм пьес, поэтика абсурда, «бессобытийность» пьес. Роль и значение творчества Чехова в развитии русской литературы 19 века.

В.М. Гаршин. Созвучность с творчеством Чехова, Короленко. Особенности изображения войны в рассказах «Четыре дня», «Трус», «Из воспоминаний рядового Иванова». Натурализм в изображении ужасов войны. Тема «падшей женщины» в творчестве Гаршина («Происшествие», «Надежда Николаевна»). Художник и его место в обществе. Проблема «чистого» и гражданского искусства. Русская живопись в оценке Гаршина. Аллегорические и сказочные произведения Гаршина.

Литература XIX века в школе. Школьная интерпретация литературного произведения. Формирование у учащихся представлений о мировом значении русской литературы XIX века. Изучение отдельных произведений русской литературы в средних классах и жизни и творчества писателей – в старших в соответствии с ФГОС и рекомендациями программ по литературе для основной и для средней общеобразовательной школы. Обеспечение полноценного восприятия художественных произведений.

Русская литература XX века

Развитие и борьба литературных направлений в начале XX века. Русская литература рубежа веков как сложная целостность: своеобразие литературного процесса конца ХIХ начала ХХ вв.; историческая и социально-духовная атмосфера рубежа веков; расцвет философии и поэзии. Периодизация литературного процесса конца ХIХ начала ХХ в. Развитие новых тенденций в культуре и литературе рубежной эпохи России. Главная особенность литературы изучаемого периода взаимодействие реализма и модернизма.

Поэтика русского символизма, акмеизма, футуризма, имажинизма. Понятие «серебряного века». Феномен русского декаданса. Русская поэзия «серебряного века». Многообразие поэтических направлений. Символизм 1890-х годов. Программная статья Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». «Старшие» символисты В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб. Младосимволизм. А. Блок А. Белый. Акмеизм. Особенности мышления и образно-эстетической системы акмеистов. Акмеизм и творчество Н. Гумилева, А. Ахматовой. Футуризм. Эстетическая теория футуристов. Истоки развития русского футуризма. Кубофутуризм как самая радикальная футуристическая группа. «Пощечина общественному вкусу» – манифест поэтов-«гилейцев». Футуристическое творчество В. Маяковского, В. Хлебникова и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс опд. Ф. 04 Теория и методика обучения русскому языку Специальность 050301 Русский язык и литература умк принят в фонд учебно-методического управления пи юфу

    Учебно-методический комплекс
    является одним из основных составляющих основной образовательной программы направления 050300 Филологическое образование и составлен для студентов 3 и 4 курсов заочного отделения факультета лингвистики и словесности ПИ ЮФУ.
  2. Публичный доклад федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Доклад
    Публичный доклад Федерального государственного бюджетного об­разовательного учреждения высшего профессионального образования «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им.
  3. Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по Технологии и методике обучения русскому языку

    Пояснительная записка
    является одним из основных составляющих основной образовательной программы направления 050300 Филологическое образование и составлен для студентов 3 курса филологического отделения лингвистического института РГПУ.
  4. Управление качеством образования в уральском государственном педагогическом университете сборник научных статей екатеринбург 2007

    Документ
    педагогическом университете: сборник научных статей / Под науч. ред. Б.М. Игошева, А.А. Симоновой, Б.Е. Стариченко. Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 2007.
  5. Учебно-методический комплекс опд. Р. 01. Теория и методика обучения русскому языку в старших классах Специальность

    Учебно-методический комплекс
    является одним из основных составляющих основной образовательной программы направления 050300 Филологическое образование и составлен для студентов 4 курса заочного отделения факультета лингвистики и словесности ПИ ЮФУ.

Другие похожие документы..