Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ООО УК «Жилкомсервис» формирует план работ по текущему ремонту жилищного фонда и внешнего благоустройства по всем домам г.Сосновоборска которые форми...полностью>>
'Документ'
'Документ'
Межрайонный семинар для руководителей молодежных пресс-объединений «Взаимодействие с проектом «НовоМедиа». Практические навыки работы с молодыми журна...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «_» сентября 2007 г. в часов на заседании диссертационного совета Д.212.081.01 в Казанском государственном университете по адресу: 4...полностью>>

Заповедные территории и люди (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Эколого-просветительский Центр "Заповедники"

Заповедные территории и люди

Опыт работы со школьниками

и местными жителями

Выпуск I

Москва 2001

Заповедные территории и люди: Опыт работы со школьниками и местными жителями. Выпуск I / Эколого-просветительский Центр "Заповедники"; - М., 2001. 142 стр.

В настоящий сборник вошли материалы специалистов особо охраняемых природных территорий (ООПТ) по работе со школьниками, взаимодействию с местным населением, а также образовательные программы и методические разработки.

Рисунки И.Чекмаревой

 Эколого-просветительский центр "Заповедники"

Создание настоящей публикации стало возможным благодаря поддержке, предоставленной на основании Соглашения о сотрудничестве между Институтом Устойчивых Сообществ (г.Монтпилиер, штат Вермонт, США) и АМР США.

Выраженные здесь мнения, а также мнения авторов не обязательно совпадают с мнениями Института Устойчивых Сообществ или АМР.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ОПЫТ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ

Бисикалова В.Н., Уссурийский заповедник

Уссурийскому эндемику” пять лет

4

Горяшко Н.А. , Кандалакшский заповедник

Кандалакшский заповедник: от Лувеньги до Вильнюса

7

Гульбина А.А., Дальневосточный морской заповедник

Интерактивные методы в работе Центра экологического просвещения Дальневосточного государственного морского заповедника

11

Зобов А.И., заповедник “Хоперский”

Некоторые аспекты эколого-просветительской деятельности Хоперского государственного заповедника

15

Зюзина М В., национальный парк “Плещеево озеро”

Научно-практическая конференция школьников в НП “Плещеево озеро”

20

Кандалакшский заповедник

Школьники на заповедном острове: наука жить всерьёз. Кандалакшский заповедник

24

Коренев Р.Р., национальный парк “Налычево”

Экологическое воспитание в природном парке “Налычево”

27

Крохмаль А. Г., Салпагаров Д.С., Тебердинский заповедник

Развитие экологического просвещения и роль ООПТ. Тебердинский заповедник

28

Курулюк В.М., заповедник “Басеги”

Детский экологический отряд в заповеднике “Басеги”

31

Хохрякова О.Ф. Лазовский заповедник

Организация работы со школами Лазовским заповедником

33

Малышева А.Я., заповедник “Сохондинский”

Опыт работы по экопросвещению в Сохондинском заповеднике

37

Паршакова Т. В., заповедник “Норский”

Состояние экологического просвещения населения в государственном природном заповеднике “Норский”

39

Попова Л.М., заповедник “Полистовский”

Работа со школьниками. Заповедник “Полистовский”

42

Семенов Г., Королевская С., национальный парк “Куршская коса”

Давайте разделим экологическое просвещение на всех!

(Опыт эколого-просветительской работы НП “Куршская коса” со школьниками)

43

Сочинский национальный парк

Опыт эколого-просветительской деятельности Сочинского национального парка

50

Хохрякова Е.А., Иванова О.А., национальный парк “Смоленское Поозерье”

Эколого-просветительская работа со школьниками в НП “Смоленское Поозерье”

53

Цветкова И. В., национальный парк “Себежский”

Эколого-просветительская деятельность на базе НП “Себежский”

55

Чебыкина Г.И., Медведева Н.Н., Магаданский заповедник

Информация о работе эколого-просветительского сектора заповедника “Магаданский”

60

ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МЕСТНЫМИ ЖИТЕЛЯМИ

Прохоров Е.В., Волжско-Камский заповедник

Как мы работаем со средствами массовой информации

61

Саркисян Ю.В., Тебердинский заповедник

Развитие народных промыслов и кустарных производств на территории Тебердинского заповедника

63

Шатковская Е.Ф., Кенозерский национальный парк

Национальный парк и местное население

64

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Габель Т.П., заповедник “Ханкайский”

Опыт работы заповедника “Ханкайский” в области экологического просвещения

71

Егоров А.А., заповедник “Воронинский”

Проект “Степной спасатель”

84

Квашнина А.Е., Кирсанова О.Ф., Возьмитель К.А., заповедник “Денежкин камень”

Образовательная программа курса “Мы и мир вокруг”

94

Курулюк В.М., заповедник "Басеги"

Программа летнего полевого лагеря

103

Николаева Н.И., Воронежский заповедник

Деятельность эколого-зоологического кружка в Воронежском заповеднике

115

Рубцова М. Н., Кочеткова Д. В., Центрально-лесной заповедник,

Экологический центр "Оковский лес"

Методическая разработка: "Курсы повышения квалификации педагогов в области экологического образования на базе охраняемых территорий"

119

ОПЫТ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ

Уссурийскому эндемику” пять лет

Бисикалова В.,

Уссурийский заповедник

Вот и прошло пять лет с тех пор, как образовался экоцентр при Уссурийском заповеднике. Пять лет назад мы делали первые шаги, разрабатывали программы, придумывали мероприятия с которыми бы ассоциировался наш центр. Мы тогда не знали каким он будет, какой символ, какое название выбрать. Но мы очень хотели работать и сделать наш экоцентр самым лучшим. Что из этого получилось, судите сами.

С самого начала нам повезло, в 1996 году Всемирный Фонд Дикой Природы профинансировал затраты на создание экоцентра при Уссурийском заповеднике.

В 1996 -97 годах на средства WWF было проведено обучение наших сотрудников на семинаре ЭкоЦентра “Заповедники”, на стажировках в США, в Финляндии, в Муравьевском природном парке (Амурская область). Это помогло нам понять каким должен стать наш экоцентр, с чего начинать и в каком направлении работать.

Как - то очень быстро мы решили, что символом нашего экоцентра станет, обитающий у нас уссурийский, когтистый, безлегочный тритон, очень редкий эндемичный вид, занесенный в Красную книгу МСОП. И тут - же придумали название центру - “Уссурийский эндемик”. После этого мы сразу почувствовали себя значимыми и к нам пришло вдохновение.

На начальном этапе мы определили направления в своей работе: экскурсионно - туристическая деятельность со всеми группами населения, работа со школьниками, с учителями, с СМИ, рекламно - издательская деятельность , межрегиональное и международное сотрудничество. Тогда же был реконструирован Музей природы, проведены ремонтные работы в творческой мастерской и видеозале, закуплено оборудование для экоцентра (компьютер, сканер, ксерокс, телевизор, видеомагнитофон), разработаны три экскурсионных маршрута по экологическим тропам в охранной зоне и на территории заповедника. С помощью студенческой группы “Коряга” из Москвы была оформлена наиболее посещаемая туристами “Основная” экологическая тропа.

Тогда у нас появился визит - центр и мы смогли принимать у себя посетителей, проводить для них экскурсии, показывать видеофильмы, привлекать к работе в творческой мастерской, поить чаем, играть с ними.

Узнав о том, что мы есть, посетители пошли к нам валом.

Уссурийский заповедник имеет очень выгодное географическое положение. Он расположен недалеко от краевого центра, в наиболее урбанизированной части Южного Приморья. Эти факторы оказались благоприятными для развития здесь экскурсионно - туристической деятельности. Основными посетителями стали школьники, большой процент экскурсантов составили отечественные и зарубежные специалисты экологи. Для школьников мы составили программу выходного дня, включающую в себя: экскурсии по музейной экспозиции и экологической тропе, просмотр видеофильмов на природоохранные темы, занятия в творческой мастерской , экологические игры. Для специалистов биологов, работников фондов и иностранных гостей была разработана туристическая программа на территории заповедника. За пять лет на экскурсиях в Музее природы Уссурийского заповедника и на экологических тропах побывало 533 группы, около 12000 человек.

Первым крупным мероприятием экоцентра был детский экологический праздник - фестиваль “В гостях у Тритоши”. Он являлся фактическим открытием “Уссурийского эндемика”. Его целью было привлечь внимание населения Уссурийского района к экоцентру, к Уссурийскому заповеднику, рассказать детям о краснокнижных животных нашего края. Первый праздник собрал 120 человек, о нем узнали в районе, в крае и даже в Дальневосточном регионе. С тех пор фестивали “В гостях у Тритоши” стали традиционными, ежегодными мероприятиями. К организации и проведению их подключились отдел народного образования и управление культуры района, станция юных натуралистов г. Уссурийска. На наши праздники приезжают группы детей (до 300 человек) с пяти районов Южного Приморья со своими выступлениями и творческими работами.

Традиционным в нашем заповеднике стал международный праздник “Марш парков”. С 1996 года экоцентр “Уссурийский эндемик” координирует проведение этого праздника в г. Уссурийске и в Уссурийском районе. Ежегодно в этой акции участвуют около 40 школ города и района. В эти дни в школах проводятся мероприятия, посвященные заповедным территориям и их проблемам, конкурсы, трудовые десанты и викторины. Уссурийский заповедник проводит мероприятия, посвященные “Маршу парков” на базе Каменушкинской школы. В Каменушке в дни “Марша парков” ежегодно проходит акция “Сохраним чистоту родной природы”. Дети и сотрудники заповедника очищают дорогу, ведущую в заповедник от бытового мусора и работают на благоустройстве “Основной” экологической тропы.

В рамках “Марша парков - 2000” мы организовали поездку детей из Каменушки для участия в краевом экологическом фестивале “Марш заповедников Приморья”. В фестивале принимали участие все экоцентры Приморского края. Дети из заповедников проводили для школьников из Владивостока экскурсии по выставкам, которые привезли с собой, экологические игры, занятия в творческих мастерских, показывали экологические спектакли.

С 1996 года в детском оздоровительном центре “Надежда”, который находится рядом с селом Каменушка, мы проводим экологические смены. Ежегодно в этом центре отдыхают 500 - 580 детей из Уссурийска и Уссурийского района, для них проводится около 110 занятий за лето по темам: “Природа Уссурийского заповедника”, “Экология Приморского края”, “Биоразнообразие Земли”.

Летом 1997 и 1999 годов на базе нашего экоцентра проходили Международные эколагеря. Американские учителя из штата Висконсин (США) проводили занятия для школьников и учителей Уссурийского района. В двух Международных сменах участвовали 80 детей и 35 учителей. У экоцентра завязались связи с РОНО Уссурийского района, вторая смена проводилась при их непосредственном участии. Учителя-участники эколагерей освоили новые интерактивные методы и сейчас применяют их в своей работе. У детей участников повысился интерес к особо - охраняемым территориям, к “Уссурийскому эндемику”, к экологии. В настоящее время учителя и дети, обучившиеся в наших эколагерях, принимают активное участие во всех экологических мероприятиях, проводимых экоцентром и отделом народного образования.

В 1997 году по проекту ДВО ИСАР мы создали детскую театральную студию “Экотерра”. С подготовленной программой, состоящей из театрализованных миниатюр, затрагивающих экологические проблемы нашего региона, ребята побывали в школах, детских садах Уссурийского района. Кроме работы детей на сцене для детей из “Экотерры” проводились экологические занятия, экскурсии, экологические игры.

На базе экоцентра за пять лет было проведено пять семинаров для учителей экологов и библиотекарей Приморского края.

В 1999 году на базе Уссурийского, Лазовского и Морского заповедников прошел семинар в рамках РОЛЛ проекта “Распространение опыта по созданию и работе экоцентров юга Приморского края в Дальневосточном регионе”. Этот семинар впервые собрал экологов просветителей заповедников Дальнего Востока. Сотрудники трех экоцентров при заповедниках Приморья тиражировали опыт своей работы для участников семинара.

Неотъемлемой частью нашей работы является творческая мастерская. Ее посещают дети из Каменушкинской средней школы. Для них мы проводим экологические занятия, ребята занимаются творчеством, играют в экологическом театре, помогают в проведении крупных мероприятий. Творческие работы наших детей неоднократно участвовали в районных и краевых выставках -ярмарках и имели большой успех.

Два года назад у экоцентра появился экологический автобус, в связи с этим мы стали регулярно организовывать экскурсионные поездки для школьников из Каменушки по Южному Приморью.

Традиционно “Уссурийский эндемик” сотрудничает с СМИ. Это направление имеет перспективы к развитию. При экоцентре работает пресслужба. Все дела и события, происходящие у нас, освещаются в местной, краевой и центральной прессе. Регулярно проходит информация о эколого - просветительской деятельности в Уссурийском заповеднике на краевом радио в программе “Среда обитания”, на местном и краевом телевидении.

Нами совместно с информационно - методическим центром РОНО Уссурийского района издается бюллетень “Уссурийский эндемик” для учителей. В бюллетенях представлены методические разработки уроков, мероприятий, экологических игр, научные статьи сотрудников заповедника.

Мы имеем опыт работы с грантами (за пять лет 6 грантов). Финансирование всех крупных мероприятий проводится за счет грантов и спонсорских вкладов местных организаций.

У каждого есть свои проблемы и у нас они есть. Дело в том, что мы существуем нелегально. Биолого - почвенным институтом ДВО РАН, которому подчинен Уссурийский заповедник, не предусмотрен экологический отдел, ведущий эколого - просветительскую деятельность. Поэтому, работая в заповеднике инженерами, младшими научными сотрудниками, мы выполняем работу и для института, и для экоцентра. Но мы полны оптимизма и надеемся, что эта проблема когда-нибудь решится. И продолжаем строить планы на будущее, продолжаем работать.

Вот и прошло пять лет, как быстро бежит время. Мы встали на ноги, мы знаем куда идти. И по прежнему очень хотим, чтобы наш экоцентр был самым лучшим.

Кандалакшский заповедник: от Лувеньги до Вильнюса

Горяшко А.,

Кандалакшский заповедник

Зимой на кордонах заповедника становится тихо. Сотрудники перебираются в город обрабатывать огромные массивы собранных данных. Разъезжаются студенты и юннаты, чья летняя работа, наравне с работой штатных сотрудников, давно стала неотъемлемой частью заповедной жизни. То, что в заповеднике трудится молодежь, проходит практику, приобретает бесценный опыт полевых научных исследований – все это на официальном языке именуется длинно и скучно: эколого-просветительская работа. Но за казенными словами стоят живые люди. Эти люди – сотрудники заповедника, которые находят силы выкраивать из своего сверхнасыщенного графика время для обучения детей и силы отвечать на их бесчисленные вопросы. Эти люди – руководители юннатских групп, которые не жалеют времени на хлопотную и ответственную работу с детьми. Это сами дети, предпочитающие блаженному летнему ничегонеделанью тяжелый труд в суровом Заполярье. Это студенты, те же, в сущности, вчерашние дети, которым часто приходится самим зарабатывать деньги, чтобы иметь столь дорогую для них возможность поработать в заповеднике.

Традиция работы с молодежью имеет в Кандалакшском заповеднике давнюю историю. Первые практики студентов-биологов проходили здесь еще в довоенные годы, а в первое послевоенное десятилетие в заповеднике начали бывать и юннаты. За это время у нас прошло практику свыше 3000 студентов из 54 ВУЗов и более 2000 юннатов из 18 городов. И хотя в последние годы поездки сильно усложнились, всякий раз приходится искать деньги, но без молодых помощников заповедник по-прежнему не остается. За лето 2000 года в одной только Лувеньге (одном из множества кордонов заповедника) побывали школьники из Мурманска, Росляково и Петербурга, студенты из Курска и Петербурга. Но особенно запомнились две группы: школьники из поселка Лувеньга и студенты из Вильнюса. Не желая обидеть других, и ничуть не преуменьшая их вклад, хотим рассказать, чем так замечательны именно эти ребята.

Начнем издалека – из Вильнюса. Первая литовская группа появилась в заповеднике давно – лет 10 назад, а то и больше. Тогда Прибалтика еще не была заграницей, и для поездок оттуда в Россию не требовалось визы, но все же путь был не близкий. Однако приехавшие юннаты запомнились не тем, что добрались к нам издалека. И не тем, что носили странные, часто почти непроизносимые для нас имена, а между собой разговаривали только по-литовски. Запомнились они тем, как хорошо знали биологию и как умело, весело и слаженно работали. Надо сказать, что все приезжающие в заповедник группы проходят предварительное обучение – это одно из необходимых требований. В разгар полевого сезона, когда ребята сразу должны включиться в работу, на объяснение элементарных вещей уже не остается времени. Но все же дети – есть дети. В процессе работы оказывается, что они многого не знают, не помнят, не понимают. Кроме того, многие вещи почти невозможно изучить заранее, особенно приезжим из других регионов. Ведь одно дело – запомнить название птицы по картинке, и совсем другое – распознать ту же птицу живьем. Это, как и многие другие умения, приходит в процессе работы, а потому сотрудники заповедника смиряются с тем, что каждый год приходится буквально на ходу проводить “ликбез” и исправлять ошибки. Теперь вы можете представить, насколько сильно и приятно были мы удивлены, когда оказалось, что почти ничего этого с литовскими ребятами не требуется! Они были юннатами, о которых можно только мечтать – они все знали и умели сами! Единственная сложность возникала иногда с названиями животных, ребята не всегда знали их русские имена. Но зато латынь они знали превосходно. Ребята учили русские названия, мы, в краткие перерывы в работе, донимали их вопросами “как будет по-литовски…?”. И до сих пор почему-то остались в памяти “лабас ритас!”, “лаба диена!”, и “лабас вакрас!” (добрые утро, день и вечер). А вот гага по-литовски так и будет – гага, тут русский язык явно лидирует. Кстати, с гагами литовцы отличились особо. Среди многообразных работ, которые выполняют сотрудники заповедника во время учетов на островах, есть и такая, как отлов взрослых самок гаги. Ловят их, чтобы окольцевать, измерить и взвесить. Полученные данные очень ценны, потому что взрослые птицы попадают в руки человека гораздо реже, чем птенцы, соответственно, и знаем мы о них меньше. А ведь именно благодаря пойманным взрослым птицам удалось установить, что гага, пока сидит на гнезде, теряет до половины своего веса, узнать, что гаге свойственен “гнездовой консерватизм” – она предпочитает каждый год устраивать гнездо в том же месте, где было старое. Поймать самку на гнезде на первый взгляд легко – она подпускает человека очень близко, кажется, только руку протяни… Но прямо из-под протянутой руки эта, с виду немного неуклюжая птица, успевает вывернуться и улететь. Так что поимка гаги - весьма нелегкое дело, требующее и сноровки, и хорошего глазомера, и умения правильно “прочитывать” поведенческие реакции птицы. Все это литовским ребятам удавалось великолепно. Гнездо с сидящей самкой они замечали издалека и беззвучно начинали подкрадываться к нему с разных сторон, движения их были плавны и согласованны, как у хороших танцоров. Почти каждая вовремя замеченная самка оказывалась у них в руках, причем, азарт поимки не затмевал у них необходимости бережного обращения с птицей. Вскоре окольцованная, измеренная и взвешенная самка, не потерявшая ни одного перышка, улетала к морю и там, возмущенно гогоча, ожидала, когда странные двуногие оставят в покое ее гнездо. Приятных воспоминаний о работе в заповеднике той давней юннатской группы осталось много. Видимо, не менее приятные воспоминания остались и у ребят. С нами они эмоциями особенно не делились, как истинные прибалты были весьма сдержанны, но в Кандалакшу с тех пор начали постоянно приезжать литовские юннаты и студенты, услышавшие о том, какое замечательное место наш заповедник, от тех, самых первых. Разные бывали группы, разного возраста, с разными интересами в биологии, но отличная подготовка и великолепная работа оставались неизменными.

Прошло уже столько лет, что можно говорить о традиции, долговременном научном содружестве с литовскими биологами, поэтому так приятно отметить, что и в этом году в заповедник приехали десять студентов из Вильнюса. Гедриус, Лаура, Бригита, Эгле, Аста, Арунас, Дариус, Линас, Аушра и одна только девушка с русским именем Света – все они были в заповеднике, да и вообще на Севере впервые. И мне было очень жалко, что их сияющих глаз не видели, их восхищенных слов о нашей природе не слышали местные жители, привыкшие не замечать красоту и ценность того, что окружает их каждый день. Те времена, когда для поездки из Вильнюса в Кандалакшу достаточно было взять билет на поезд, прошли. Ребятам пришлось оформлять документы, визы для выезда за границу – в Россию, платить за эти визы не такие уж маленькие деньги. А приехали они всего на десять дней. “Почему же так ненадолго? – спросила я их. – Ведь столько хлопот, расходов, и все из-за десяти дней?” “Знаете, - ответил один из ребят, - мы вот только эти сопки увидели, и уже счастливы! Ведь Литва такая маленькая! И в ней ничего этого нет: ни сопок, ни камней, ни птиц таких. И потом, мы все-таки биологи – нам важно своими глазами посмотреть на то, о чем раньше читали только в книжке”. Как стало уже привычным, литовцы были очень хорошо подготовлены к работе. И готовились они всерьез, – изучали заранее не только местную природу, но и историю самого Кандалакшского заповедника, его особенности. Три, основательно уже зачитанных книжки о нашем заповеднике привезли они с собой, да еще купили новые в музее заповедника. Кажущийся недолгим срок в десять дней ребята заполнили таким количеством работы, которого иным хватит на месяц. С самого утра, с биноклями, полевыми дневниками, определителями и фотоаппаратами уходили они с кордона и не появлялись до позднего вечера. Студенты провели несколько учетов птиц на побережье залива. Каждый из этих учетов означает целый день нелегкой ходьбы по берегу, наблюдения за птицами, записи в дневнике, отметки на карте. Благодаря работе литовцев заповедник получил новые данные о том, как влияют люди на размещение птиц у берега в выходные и будни. Остается только удивляться работоспособности ребят! А ведь кроме этих учетов они успели провести еще три круглосуточных учета птиц на берегу около кордона, взобраться на Лувеньгские и Колвицкие сопки. Но они не выглядели усталыми. Каждое новое путешествие будто придавало им сил, каждый день приносил удивительные открытия: “Мы видели снег на сопках! Мы видели следы медведя!”. И перед отъездом, сидя на берегу моря, они смотрели на острова, на птиц, на небо над заливом такими же сияющими, полными неизбывного интереса глазами, как и в первый день...

Количество хвалебных слов, произнесенных в адрес иностранцев, может оказаться кому-то обидным. В одном Вильнюсе, что ли, живут неравнодушные и умелые люди? Своих, что ли, нет? Конечно, есть. И встречаться с ними нам, работникам заповедника, еще радостнее, потому что именно от местных, коренных жителей и зависит в конечном итоге судьба северной природы, а значит, и заповедника – маленькой частицы этой природы. Вдвойне радостно, когда такими неравнодушными людьми оказываются дети. Ведь то, что они – наше будущее, не только красивые слова, но и неоспоримый факт.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Заповедные территории и люди (1)

    Документ
    В настоящий сборник вошли материалы опыта работы специалистов особо охраняемых природных территорий по организации экологических лагерей, экологических троп, клубов друзей, музеев и выставок, волонтерской деятельности и др.
  2. Заповедные территории и люди (3)

    Документ
    Заповедные территории и люди. Опыт работы со школьниками: методики, программы, сценарии. Выпуск II / Эколого-просветительский Центр "Заповедники" - М.
  3. Заповедные территории России в прибрежной зоне Японского моря

    Изложение
    Документ содержит изложение содержательной части проекта доклада Российской Федерации на русском языке, подготовленного в рамках выполнения международного Плана действий NOWPAP в дальневосточном регионе: «National Report of the Russian
  4. Природно-заповедные территории имеют важное значение в решении проблем взаимоотношений между обществом и природой

    Документ
    Природно-заповедные территории имеют важное значение в решении проблем взаимоотношений между обществом и природой. Только на неэкс-плуатируемых участках можно изучать развитие природных процессов, динамику биогеоценозов и ряд других
  5. Житие заповедных зверей и людей

    Документ
    Когда-то человек отвоевывал территорию у девственной природы, приспосабливая ее для своих нужд. Поначалу борьба была трудной. Человек шел на природу практически с голыми руками.

Другие похожие документы..