Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
БАЗА ЗНАНИЙ: свод квалифицированных мнений (правил) и постоянно обновляющийся справочник оценки состояния и определения возможности продления ресурса...полностью>>
'Документ'
Затвердити Державну цільову соціальну програму розвитку в Україні спортивної та туристичної інфраструктури у 2011 - 2022 роках (далі - Програма), що д...полностью>>
'Документ'
В городе Иванове 17-18 ноября 2011 года в главном здании Ивановской государственной медицинской академии (проспект Ф.Энгельса, 8) состоится Российская...полностью>>
'Календарно-тематическое планирование'
А. История Древнего мира: М.: «ТИД «Русское слово – РС», 003 № п./п. Дата Кол-во часов Тема урока Домашнее задание планируемая проведения 1 1 Вводный ...полностью>>

Заповедные территории и люди (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Школьники на заповедном острове: наука жить всерьёз. Кандалакшский заповедник

Кандалакшский заповедник

Остров Ряшков и его обитатели.

В Кандалакшском заливе Белого моря около 350 островов принадлежит заповеднику. Остров Ряшков – всего лишь один из них, но известен он гораздо больше, чем многие другие. Остров для здешних мест довольно большой – около 2,5 км в длину и 1 км в ширину. Есть на нём лесистые горки и скалы, озеро и болотца. Живут на острове обычные в этих краях звери и птицы: много мелких лесных пичуг, встречаются глухари и рябчики, зайцы и лисы. Да ещё в течении многих лет жила медведица, прозванная Машкой, выводила медвежат. Благо люди здесь обитают мирные, к медведям внимательные, никто Машку не тревожил. А известность Ряшкову принесла не медведица, а как раз эти самые заповедные люди.

На берегу острова, в Южной губе, находится один из старейших кордонов Кандалакшского заповедника, он появился здесь ещё в начале 50-х годов. Начиналось всё с одной маленькой избушки, а сегодня на Ряшкове четыре больших дома, баня, летняя кухня, причал, множество хозяйственных построек. Проложены между всеми постройками досчатые тротуары, и ходят обитатели кордона только по ним, чтобы как можно меньше нарушать естественный ход жизни природы. И, несмотря на то, что летом на кордоне народа немало, несколько научных сотрудников и до нескольких десятков приезжих студентов и юннатов, поражает там тишина, охватывает ощущение строгого порядка, крепкого, надёжного налаженного хозяйства. Практически всё, что отличает сегодня кордон Ряшкова – это заслуга одного человека, ведущего сотрудника Кандалакшского заповедника Виталия Витальевича Бианки. Он начал работать здесь ещё в пятидесятых и посвятил острову и заповеднику всю свою жизнь.

Но, кроме создания крепкого хозяйства и строгих порядков, удалось Бианки гораздо более трудное, и, наверное, более важное дело. Сделать Ряшков неким духовным центром притяжения, в некотором смысле – сердцем заповедника. Больше всего картин нарисовано, легенд, песен и стихов сложено именно о Ряшкове. Больше всего людей, навсегда прикипевших к заповеднику, не мыслящих без него жизни, неизменно в него возвращающихся – это те, кто юннатами или студентами побывали на Ряшкове. Как это получилось, наверное, навсегда останется загадкой острова и его доброго гения – Бианки. Но факт остаётся фактом: Ряшков – кордон не совсем обыкновенный. Поэтому именно сюда обычно привозят гостей, здесь отмечаются знаменательные для заповедника даты, и здесь в июле проходила Седьмая научно-практическая конференция школьников "Ряшков-2000".

Что такое конференция ?

Конференция – слово серьёзное. Представляется скучное собрание высоколобых дядек в костюмах и занудных тёток в очках. Для самих участников конференция может оказаться весьма интересной, как возможность узнать, над чем работают коллеги и заявить о своих достижениях. А биологи знают: самые лучшие конференции те, что проходят в полевых условиях. Отсутствие учрежденческих стен и костюмов само по себе задаёт иной, лёгкий и весёлый тон. Оторвавшись на несколько часов или дней от полевой работы, чтобы опять в неё окунуться, они полны свежих, не успевших остыть, впечатлений и открытий. Они рады короткой передышке, но уже скучают по продолжению своих трудов. Им не терпится на практике проверить новые идеи, рождённые в разговорах с коллегами.

Всё это в полной мере справедливо для конференций школьников. С той лишь поправкой, что в чём-то они ещё более веселы и непринуждённы, а в чём-то – гораздо более значимы и ответственны. Для детей конференция не обыденность, а часто первая проба своих сил в науке. Они волнуются, как актёры перед премьерой. Они радуются удачному докладу, как получению Нобелевской премии. Уже седьмой год подряд местом этих докладов и волнений становится остров Ряшков.

Изначально идея проведения на острове конференций принадлежит опять-таки В. В. Бианки. А окрепла и стала традицией эта идея стараниями Ольги Анатольевны Парфей. Уроженка г. Кандалакши, она училась в Петрозаводском педагогическом институте, проходила практику в заповеднике. А потом, став учителем биологии в родном городе, не просто вернулась на Ряшков, но и стала регулярно возить сюда своих учеников.

Состав участников конференции бывал разным в разные годы, он зависел от того, какие группы работали в заповеднике. В этом году получилось так, что все участники были из Кандалакши, либо из Мурманской области. Факт этот весьма радостен для работников заповедника, и вот почему. В прежние годы (а работа заповедника с юннатами насчитывает несколько десятков лет) сюда приезжали по большей части школьники издалека, Петербурга, Москвы, с Украины. Конечно, интерес к незнакомым, новым местам закономерен, так же, как закономерно отсутствие любопытства к тому, что находится "под носом". Но судьба заповедника, как и судьба всего края, в первую очередь зависит именно от местного, коренного населения. Именно оно, хорошо узнав и поняв жизнь своей природы, сможет не допустить пагубного воздействия на неё. А знания и впечатления, полученные в детстве, сохраняются и оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Поэтому столь отрадно, что в этом году в заповеднике работали и приняли участие в конференции школьники экологической группы "Ряшков" из школы № 2 г. Кандалакши (рук. О. А. Парфей и Е. В. Марченкова), группы "Юность" из школы № 19 г. Кандалакши (рук. Е. А. Клементьевская), группы из школы № 45 г. Мурманска и школы № 3 пос. Росляково (рук. М. А. Буркова и Е. Н. Набокова – тоже бывшая ряшковская студентка!), группа школы № 20 пос. Лувеньга ( рук. Т. Ю. Жулай).

Вся эта немалая компания, включающая ещё гостей конференции, и троих работников заповедника, тесновато разместилась в одной комнате-лаборатории, где обычно работают на Ряшкове юннаты и студенты. На стенах весели вполне взрослые фотографии, графики и диаграммы, и рассказывали о своей работе совсем ещё небольшие с виду дети. Впрочем, как посмотреть. В. В. Бианки как-то сказал, что не любит, когда юннатов называют "дети", когда проводят этакое разделение: человек-ребёнок. "Дети, - сказал он, - такие же люди. Да, у них меньше знаний, меньше опыта, но они – люди". И потому принято в заповеднике относится к школьникам всерьёз, исходить из того, что приезжают они сюда работать, а не развлекаться. Темы самостоятельных работ поначалу предлагает ребятам заповедник. Все эти темы не случайны и не выдуманы, чтобы чем-то занять юннатов, все они включены в общую ткань научной работы заповедника. Ребята, даже первогодки, прекрасно это чувствуют. Поэтому интересно им было наблюдать и за тем, как выкармливают своих птенцов большая синица и кулик-сорока, и за тем, как устроена колония полярных крачек. Интересно было изучать поведение пары серых ворон и подсчитывать разнообразных насекомых, попавших в светоловушку, и многое-многое другое.

Кому и зачем это нужно

Не всегда, но достаточно часто истина действительно глаголет "устами младенца". Поэтому прежде, чем пускаться в серьёзные рассуждения, предоставим слово самим юннатам. "Занятий здесь всем хватает. Каждый за что-нибудь да отвечает, и это хорошо, так как мы здесь учимся ответственности". "Здесь можно почувствовать себя настоящим научным сотрудником и испытать всю тяжесть этого ремесла". "Конечно, ездить по островам и проводить учёты морских птиц – тяжёлый труд, но если ты действительно любишь живую природу и хочешь помочь её сохранению, то будешь измерять яйца и проводить водный тест ради жизни птиц и их благополучия". Это слова из сочинений, которые написали ребята мурманской группы в конце экспедиции. Остаётся только удивляться, сколь точно удалось им выделить главное в своей работе. Именно это главное, накопленное и прочувствованное за месяц полевой работы, задавало тон всей конференции.

Величайший знаток детей доктор Б. Спок писал: "Человек действительно обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат… Изучение по книгам и при помощи бесед довольно ограничено. Предмет постигается гораздо лучше и быстрее, если его изучают в реальной обстановке". Справедливость этих слов блестяще подтверждается примером работающих в заповеднике юннатов. Думаю, я не очень ошибусь, если скажу, что за несколько недель работы здесь они получают знаний по биологии больше, чем за весь школьный год книжного изучения. А необходимость представить полученные знания на конференции учит ещё и многому другому, что пригодится им при работе в любой области. Ребята учатся анализировать и обобщать полученные данные, сопоставлять факты и делать выводы, учатся наглядно и понятно рассказывать о своей работе другим, задавать вопросы и отвечать на них. Они учатся отвечать за результаты своей работы и видеть её взаимосвязь с работами других людей. Это очень много. Но и это ещё не всё.

По наблюдениям руководителей юннатских групп работа в заповеднике оказывает сильнейшее влияние на личности ребят и их взаимоотношения. Если по началу, бывает, каждый занят лишь собой, то здесь очень скоро они научатся жить и работать в коллективе, не на словах, а на деле познают, что такое сопереживание и взаимопомощь. Вернувшись из заповедника, ребята проявляют куда больше самостоятельности и ответственности во всех делах: от бытовых, домашних до учебных. Они познают в заповеднике вкус настоящей работы. Как ни странно это может показаться многим родителям, озабоченным тем, как устроить ребёнку лучший отдых, привлекает ребят именно возможность работать, приносить реальную пользу. Поэтому практически во всех известных мне юннатских группах их выросшие выпускники или ребята, перешедшие в другие учебные заведения, приходят к своим бывшим руководителям и снова просятся в экспедиции в заповедник.

Закрывая конференцию, В.В.Бианки сказал ребятам: “Ваша работа нам очень нужна, мы без нее просто задохнемся”. Не лукавство ли это? Не попытка ли подбодрить ребят, придать им веры в свои силы? Судите сами. Практически с самого создания заповедника, с 30-х годов, проводится здесь количественный учёт гнёзд гаги и других морских птиц. Что означает на деле провести такой учёт? Это означает, что надо тщательно "прочесать" каждый остров, регистрируя все встреченные гнёзда, да ещё почти в каждом гнезде измерить яйца, определить степень их насиженности, окольцевать птенцов… В участок, закреплённый за каждым научным сотрудником заповедника, входит от 40 до 70 островов. А на каждом острове может встретиться от нескольких десятков до 200-300 гнёзд. Даже человеку несведущему очевидно, что в одиночку такую работу провести невозможно. Вот тут-то и приходят на выручку юннаты и студенты. Выстроившись цепью, под руководством научного сотрудника обходят они остров за островом. Бывает, приходится идти через густой лес в жару, когда от полчищ комаров не спасают никакие репелленты. Бывает, приходится до нитки вымокать под дождём. Приходится залезать на крутые скалы, обшаривать колючий кустарник, промокать в болотах… И продолжается такой рабочий день много часов, иногда и до поздней ночи, благо ночи у нас белые. Информация за много лет, собранная при помощи этих учётов, является богатейшей базой научных данных, которая вызывает неизменный интерес и восхищение как отечественных специалистов, так и их западных коллег. Без помощи ребят собрать такие данные было бы невозможно.

И это – далеко не все работы, в которых заповеднику неоценимую помощь оказывают ребята. Они проводят учёты птиц по берегам островов и материка, обследуют синичники, развешанные в лесу, уже много лет ведут серьёзные исследования по гидробиологии, всего не перечислить. И результаты всех этих работ существенно пополняют базу данных заповедника, дают учёным материал для анализа и сравнения. Так что работа юннатов заповеднику действительно необходима, В. В. Бианки ничуть не лукавил, говоря об этом.

Поэтому радостно ждёт заповедник новых встреч с таким беспокойным, но замечательным народом, как юннаты. Поэтому законной гордостью преисполняются сердца ребят, докладывающих свои работы на конференции. Поэтому, прощаясь, от всего сердца говорит В.В.Бианки: "Спасибо всем! Ждём вас на следующий год!" Поэтому часто набегают слёзы на глаза ребят, когда подходит пора прощаться с заповедником. И, вслух или про себя, они дают себе зарок: "Я вернусь!" Возвращайтесь! Старый мудрый Ряшков будет рад услышать о ваших достижениях в следующем году.

Экологическое воспитание в природном парке “Налычево”

Коренев Р.Р.,

Национальный парк “Налычево”

Природный парк “Налычево” создан 18 августа 1995г. и с 1997г. управляется Дирекцией природных парков. Площадь парка 287,155 га. В 1996 году парк был включен в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО вместе с другими территориями Камчатки под общим названием “Вулканы Камчатки”. На территории парка 4 действующих вулкана: Авачинский (2742м), Корякский (3456м), Жупановский (2923м), Дзензур (1902м) и множество потухших. Территория парка как бы окаймляется вулканами. Самая крупная река – р.Налычева длиной 75 км. На территории парка – множество озер. Самое крупное и живописное – озеро Налычево. Его площадь – 13,2 км2. Здесь охотится на рыбу белоплечий орлан. По поверхности воды плавают травяные гнезда серощекой поганки (Podicips griseigena). На озере обитает самая большая из известных колоний этой птицы Камчатки.

В центральной части парка, на площади менее 40 км2, сосредоточено около 200 источников термальных и минеральных вод. Наиболее посещаемы: Налычевские источники на р.Горячей, Таловские, Краеведческие горячие источники, Аагские (Чистинские) нарзаны и т.д. На юго-востоке границы парка выходят на берег Тихого океана, где на обрывистом мысе Налычева, в труднодоступных районах, обитает изолированные популяции камчатского снежного барана. В состав парка включен скалистый остров Крашенинникова с живописными базарами колониальных морских птиц и лежбищами тюленей.

Природный парк “Налычево” расположен вблизи городов Елизово и Петропавловск-Камчатский. Это делает его одним из самых популярных объектов для посещений и отдыха жителей Камчатки и ее гостей. Около 10 тысяч посетителей ежегодно посещает парк.

Для экологического образования и просвещения посетителей парка в центральной части парка построен Центр экологического просвещения, где посетители могут ознакомиться с историей парка, природоохранным режимом и границами. На стендах располагается информация о растительном и животном мире. Есть информация о рыбах, обитающих в реках парка, о птицах, о строении и возникновении вулканов, о структуре горячих источников и другая экологическая информация. На втором этаже Центра - экспозиция и стенды о развитии туризма на этой территории. Центр экологического просвещения открыт для всех посетителей. Здесь проводят экскурсии и лекции. В 2000 году Дирекция парка при поддержке Экофонда организовала бесплатное посещение парка школьниками. Дети привозились на вертолете в центральную часть парка и шли на экскурсию по экологической тропе с посещением Центра экологического просвещения, где проводилась лекция. После этого они обедали и уходили купаться на горячие источники. После купания и отдыха они улетали. Такие посещения прививают детям любовь к природе, учатся относиться к ней бережно.

В процессе экскурсии и посещения эколого-просветительского Центра они узнают о том, какие растения растут в парке, какие их них занесены в Красную книгу, каких животных и птицы здесь обитают. Все это пробуждает у детей интерес к живой природе и к познанию своего края.

При проведении природоохранного благоустройства Дирекция парка использует иностранных и российских волонтеров, детские экологические и туристические клубы. Они очищают и маркируют тропы, помогают переносить пило- и стройматериалы для постройки мостов, настилов и трапов.

Все работы по благоустройству парка, по созданию инфраструктуры охраны и природоохранных мероприятия Дирекция старается освещать в прессе, чтобы информировать население о работах, проводимых в парке.

О природном парке “Налычево” снят фильм и выпущены два буклета.

Развитие экологического просвещения и роль ООПТ. Тебердинский заповедник

Крохмаль А., Салпагаров Д.,

Тебердинский заповедник

Карачаево-Черкесская республика занимает центральное место на юге России. Ее природное многообразие включает многие долины рек и природные ландшафты Северного Кавказа, где растительный и животный мир уникальны, своеобразны и самобытны. На территории республики более 1200 видов цветковых растений из них 186 - эндемики Кавказа. Более 40 видов млекопитающих, из которых, наиболее характерным является западно-кавказский тур. В ущелье р.Кизгыч реакклиматизированы зубры численностью более 50 голов. Кавказский благородный олень, кабан, серна и многие другие представители характерны для республики. В орнитологическом аспекте - более 170 видов птиц, из которых - 87 гнездящихся. Наиболее интересны из них крупные хищные птицы: бородач, сип белоголовый, черный гриф, беркут; не менее интересны такие виды, как большая чечевица, красно-крылый стенолаз, клушица, черноголовый поползень, улар, кавказский тетерев.

Одной из основных причин сохранения биоразнообразия республики - развитие сети особо охраняемых природных территорий /ООПТ/, в настоящее время более 34% территории республики. В республике расположены Государственный Тебердинский биосферный природный заповедник, часть Государственного Кавказского биосферного природного заповедника, часть особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды, 9 заказников и 74 памятника природы. Вышеперечисленное позволяет определенно утверждать, что республика обладает огромным эколого-просветительским потенциалом, и основой этой работы должна стать деятельность заповедников и, в частности, Государственного Тебердинского биосферного заповедника.

Основным законом Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях /от 14 марта 1995 года, N33-ФЗ/ - основополагающим правовым актом, утверждающим принципы всей деятельности государственных природных заповедников, в статье 7,наряду с охраной и научной деятельностью предусматривается также ведение заповедниками эколого-просветительской деятельности. При этом Закон допускает возможность проведения на территориях заповедников, изымаемых из хозяйственного использования, деятельности, направленной на выполнение эколого-просветительской работы. Важнейшим подзаконным актом, регламентирующим деятельность заповедников, является Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10.08.93 г. N 769. Согласно Положению на определенных участках заповедника могут быть разрешены: организация и устройство экскурсионных экологических маршрутов; размещение музеев природы заповедника, в том числе с экспозицией под открытым небом.

В настоящее время в рамках Проекта Сохранения биоразнообразия Российской Федерации /Global Enviroment Facility Trust Fund TF028315/ по Компоненту В: "Охраняемые территории",Подкомпоненту В.3: "Общественная поддержка и образовательные программы" разработана программа "Программа развития экологического просвещения и экотуризма на базе Тебердинского заповедника". Программа направлена на: создание в течение 2000-2002 годов в Тебердинском заповеднике Регионального эколого-просветительского и информационного центра, который станет базой для развертывания на Северном Кавказе системы непрерывного экологического просвещения населения и экологически устойчивого туризма; разработка пакетов проектов по экологическому просвещению населения, воспитанию подрастающего поколения /учеба, творчество и активный отдых/, подготовке квалифицированных кадров по экологическому просвещению и экотуризму, информации и маркетингу экотуризма на Северном Кавказе, координации экотуристической деятельности в регионе /в первую очередь в Карачаево-Черкесской Республике/ и привлечению местных жителей к участию в реализации Программы. Предусматривается возможность получения заповедником собственных средств для реализации мероприятий Программы после завершения финансирования Проекта ГЭФ.

В основу Программы положена Концепция работы государственных природных заповедников и национальных парков Российской Федерации по экологическому просвещению населения, разработанная ЭкоЦентром «Заповедники» и утвержденная Госкомэкологией России и Рослесхозом /1998/. При подготовке Программы использовался опыт Тебердинского заповедника и иных заповедников и национальных парков России, органов образования Республики Карачаево-Черкессия, Модельных школьных проектов, реализуемых в рамках этого же Проекта ГЭФ "Сохранения биоразнообразия Российской Федерации", проектов Всемирного фонда дикой природы /WWF/, зарубежных национальных парков, рефугиумов и образовательных центров /США, Германия, Финляндия/. Программа разработана с учетом концепции реорганизации и развития туризма в Российской Федерации, одобренной Указом Президента РФ от 22 декабря 1995 г. N 1284 "О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации". Кроме того, были учтены положения Манильской декларации по мировому туризму /1980/,Гаагской декларации по туризму /1989 г./, Осакской конференции министров по туризму /1994 г./,решения Конференции ООН по окружающей среде и развитию /Рио-де-Жанейро,1992 г./, Севильской стратегии /1995/,Хартии туризма и кодекса туриста, принятых 6-й сессией Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации /ВТО/ в 1985 г., другие решения и рекомендации ВТО.

Реализация данной региональной Программы будет осуществляться в тесной координации с Федеральной целевой программой "Развитие туризма в Российской Федерации" /Москва,1996/. Учитывая, что индустрия туризма напрямую связана с такими отраслями, как транспорт и связь, торговля и строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и других, и стимулирует их развитие, предполагается тесное взаимодействие программы с другими федеральными программами, направленными на развитие указанных отраслей, а также другими региональными и межрегиональными программами развития туризма.

Процесс экологического просвещения в республике связывает специально уполномоченные органы по охране окружающей среды, высшие и общеобразовательные учреждения республики. проводятся совместные эколого-просветительские мероприятия - республиканские экологические олимпиады школьников, конкурсы "Экология и мы", "Летопись природы России", экологический фестиваль искусств, слеты юных друзей природы, а также проводятся массовые природоохранные мероприятия: "День птиц", "Неделя сада", "День урожая", "День земли", "День леса", киноклуб "Наш дом - природа", "Марш Парков".

Одним из перспективных направлений организационно-массовой работы по экологическому воспитанию является вовлечение детей во всероссийские научно-образовательные проекты: "Фенология птиц", "Водам России - жизнь". Крайне удачное сочетание проблем теории и практики реализуется в тематике "Экологическая тропа".

Неоценимую помощь школьникам и учащимся профессиональных училищ в экологическом воспитании оказывают работники Тебердинского заповедника. Совместно с республиканским эколого-биологическим центром они устраивают для ребят экскурсии, научно-практические конференции, лекции, конкурсы и круглые столы.

За свою 60-летнюю историю заповедник накопил значительный опыт эколого-просветительской деятельности, а также работы по организации и регулированию туризма на своей территории. Эколого-просветительская работа в заповеднике в большей степени ведется на базе музея природы: здесь размещена экспозиция флоры и фауны заповедника экспонируются картины известного художника П.М.Гречишкина, отсюда традиционно начинаются экскурсии по экологическим маршрутам и тропам. В музее кроме экскурсий с туристами и посетителями, проводятся экологические уроки с местными школьниками, организуются эколого-просветительские семинары для учителей Карачаево-Черкесии и Ставропольского края.

В заповеднике и 2-х средних школах города Теберды многие годы работают летняя детская экологическая школа и 2 школьных лесничества. Научным отделом заповедника разработаны и действуют программы занятий для учащихся, в том числе "Игровая программа", в рамках которой отрабатываются варианты экологических игр для детей. Ежегодно в летний период организуются экологические лагеря для школьников и из других городов Карачаево-Черкесии и регионов России. Проводится работа с туристами-школьниками. Только в 1997 году через заповедник прошло 16 туристических групп школьников из России, стран СНГ и Прибалтики. Научные сотрудники заповедники /зоолог, почвовед, ботаник, эколог/ совместно с инспекторами по охране постоянно следят за состоянием природных объектов на туристических маршрутах и прилегающей территории, сопровождают научных туристов, наблюдателей птиц из зарубежных стран. Специалисты заповедника имеют опыт работы с профессиональными киногруппами из России, Украины, Англии.

Заповедник регулярно проводит недельный лекционно-экскурсионный курс для учителей биологии и географии, обучающихся в республиканском институте повышения квалификации.

С 1977 года по настоящее время в заповеднике работает комплексная экспедиция биологического факультета и факультета почвоведения МГУ. За период работы в ней приняли участие 250 студентов, аспирантов, научных сотрудников из институтов Москвы, Санкт-Петербурга, Франции, Чехии, Италии. По результатам научных исследований было опубликовано более 100 печатных работ.

Определенный вклад в экологическое просвещение населения Карачаево-Черкесии и ставропольского края внесла, несмотря на определенную спорность используемых научных подходов, созданная в 1987 году при заповеднике под руководством профессора Ю.Н.Куражковского Народная академия экологии и природопользования. Осознание глубины и масштабов современных экологических проблем ставит перед обществом задачу поисков оптимальных путей выхода из экологического кризиса. Такой выход видится в экологизации науки и образования, промышленности и сельского хозяйства, лесного хозяйства, транспорта и т.д. По сути должна происходить гуманитарно-экологическая революция, если не на смену научно-технической революции, то параллельно с ней. Среди многих направлений и аспектов наиболее важным представляется формирование нового экологического мышления как важнейшего условия выживания человечества на основе реализации программы по экологическому просвещению и воспитанию населения страны.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Заповедные территории и люди (1)

    Документ
    В настоящий сборник вошли материалы опыта работы специалистов особо охраняемых природных территорий по организации экологических лагерей, экологических троп, клубов друзей, музеев и выставок, волонтерской деятельности и др.
  2. Заповедные территории и люди (3)

    Документ
    Заповедные территории и люди. Опыт работы со школьниками: методики, программы, сценарии. Выпуск II / Эколого-просветительский Центр "Заповедники" - М.
  3. Заповедные территории России в прибрежной зоне Японского моря

    Изложение
    Документ содержит изложение содержательной части проекта доклада Российской Федерации на русском языке, подготовленного в рамках выполнения международного Плана действий NOWPAP в дальневосточном регионе: «National Report of the Russian
  4. Природно-заповедные территории имеют важное значение в решении проблем взаимоотношений между обществом и природой

    Документ
    Природно-заповедные территории имеют важное значение в решении проблем взаимоотношений между обществом и природой. Только на неэкс-плуатируемых участках можно изучать развитие природных процессов, динамику биогеоценозов и ряд других
  5. Житие заповедных зверей и людей

    Документ
    Когда-то человек отвоевывал территорию у девственной природы, приспосабливая ее для своих нужд. Поначалу борьба была трудной. Человек шел на природу практически с голыми руками.

Другие похожие документы..