Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Первые шаги ребенок делает в родном городе. Сначала с родителями, затем с воспитателями детского сада, позже с учителями школы, и лишь затем самостоя...полностью>>
'Документ'
Вопросы государственной молодежной политики на современном этапе развития общества должны рассматриваться и решаться последовательно и стабильно. Опы...полностью>>
'Документ'
ОЛЬГА. Мама. Мама. Мамочка… Мама, мамочка, мама… Когда мне плохо, всегда, вспоминаю тебя. Всегда думаю о тебе. Всегда хочу положить свою голову к теб...полностью>>
'Документ'
Повышение квалификации педагогических работников – это работа по совершенствованию мастерства педагогических и управленческих кадров и формированию у...полностью>>

Заповедные территории и люди (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Такие люди, такие дети нашлись в Лувеньге – небольшом поселке, совсем рядом с которым располагается один из кордонов заповедника. Скажем прямо – Лувеньга не самое благополучное место. Работать людям почти негде, развлекаться тем более и все это наиболее остро сказывается на молодежи. И хотя вокруг та самая великолепная природа, те самые сопки и острова, которые так восхищали литовцев, к сожалению, зачастую привлекает внимание отнюдь не природа. В поисках развлечений, лишенные разумного взрослого руководства, ребята, бывает, преступают грань не только дозволенности, но и закона. Поэтому до нынешнего года столкновения сотрудников заповедника с лувеньгской молодежью носили в основном негативный характер. Пришлось вынести многое, – начиная от мелкого хулиганства, мешающего нормальному ритму работы, и заканчивая вполне серьезным воровством. И все эти годы, во время всех этих столкновений невольно приходили мысли: “Как же так?! Ведь у нас в заповеднике работают такие же, в сущности, ребята! Почему так получается, что приезжим из других городов интересно работать, создавать, охранять, а местным, которым здесь жить, интересно лишь мешать, разрушать, портить?!” Конечно, вопросы эти во многом были риторическими. Мы понимали, что само ничего не происходит, должны найтись взрослые, которые всерьез займутся с ребятами. И взрослые действительно нашлись.

Ими оказались две замечательные женщины: Татьяна Юрьевна Жулай и Елена Васильевна Шутова. Татьяна Юрьевна - учитель биологии в лувеньгской школе, ведет там кружок цветоводов. Каждый год ходит с ребятами в походы в сопки, на озеро, в лес. Она и стала руководителем первой группы лувеньгских юннатов. И это тем более удачно, что с особенностями работы в заповеднике Татьяна Юрьевна знакома не понаслышке. Еще во времена учебы на биофаке Петрозаводского университета она проходила практику именно здесь, работала на Баренцевом море, на птичьих базарах острова Харлов. Потому, наверное, ей легче удалось найти общий язык с Еленой Васильевной Шутовой - научным сотрудником заповедника, постоянно работающим на кордоне Лувеньга. Все юннаты, приезжающие сюда, работают под руководством Елены Васильевны. И хотя забот у нее хоть отбавляй, она не пожалела времени на новых ребят. Зимой специально ездила в Лувеньгу, проводила занятия с будущими юннатами. Учила их, как проверять синичники, определять возраст птенцов. Объясняла, каким образом проводятся учеты на островах, измеряются в гнезде яйца и определяется степень их насиженности. Показывала, как правильно оформлять записи. И, конечно, пришлось учить самому основному: распознавать птиц и их гнезда. Как ни печально, хотя ребята и местные, птиц этих видели вокруг себя всю жизнь, но как выглядят их гнезда не знали совсем, а из самих птиц могли узнать разве что чайку.

И все-таки начало работе лувеньгских ребят положили не взрослые, а сами дети. Вернее – один мальчик. Обычный лувеньгский мальчик, которого интересовало все живое, и он знал, что рядом заповедник, и видел, что в заповеднике работают дети, и очень хотел оказаться одним из них. Этот мальчик настолько “достал” свою маму просьбами пристроить его в заповедник, что мама (честь и хвала ей, что не отмахнулась!) обратилась к Татьяне Юрьевне, а Татьяна Юрьевна пришла в заповедник... Тогда-то все и закрутилось. Мы хотим подчеркнуть, что в принципе этот путь открыт для всех. Добросовестные, подготовленные помощники нужны заповеднику практически всегда. И если даже нет возможности взять всех желающих на острова, работы хватает на материке. Она не менее интересна и важна.

Образовавшаяся небольшая группа из четырех человек отработала свой первый полевой сезон ничуть не хуже юннатов с многолетним стажем. Для учетных работ, поездок на острова они подключались к мурманским юннатам, работающим в Лувеньге уже шестой год. Выполняли и отдельные работы. Под руководством Татьяны Юрьевны ребята провели на материке учет редких в наших местах растений и растений, занесенных в Красную книгу: чемерицы, вороньего глаза, калужницы, альпийской жирянки. И хотя работать подчас было нелегко, остро встала проблема отсутствия хороших наглядных пособий, атласов, помогающих распознать редкие виды, ребята справились. Благодаря их работе, базу данных заповедника пополнили сведения о местах скоплений этих интересных растений, о плотности их размещения. Ребята хорошо зарекомендовали себя и, возможно, на следующий сезон ботаники заповедника разработают программу специально для этой группы, поставят перед ними новые интересные задачи. А вот гидробиологи озадачили уже в этом году, – дали работу по мизидам и бокоплавам. Получаемая информация также весьма полезна. Особенную ценность она приобретает, если эта работа будет не одноразовой, а постоянной, регулярной. В целом, все данные, которые могут собрать ребята, расширяют объем наших знаний и дают материал для сравнения с другими участками заповедника.

На конференции юннатских групп, прошедшей в начале июля на острове Ряшков, лувеньгские юннаты присутствовали в качестве гостей. Они, подобно остальным, не делали докладов о проведенной работе, и это понятно. Ведь умение обработать и представить результаты своих исследований – отдельная наука, которую еще предстоит одолеть. Важно, что они увидели и услышали других, имели возможность почувствовать огромные возможности школьной науки и дух того братства, который возникает у юннатов, работающих в заповеднике. А для лувеньгских ребят такая возможность много важнее, чем для столичных. Жизнь в поселке дает, мягко говоря, не много возможностей реализовать себя. Однако есть в положении ребят “из глубинки” не только недостатки, но и достоинства. Одно из неоспоримых преимуществ местных – их несвязанность сроками экспедиции. Они ближе к той природе, в которой работают, они могут круглый год наблюдать за ее жизнью и подмечать в ней тончайшие изменения, они очень многое могут, – было бы желание. С радостью констатируем: у лувеньгских ребят оно есть. Уже закончился срок работы лувеньгской группы, уехала в отпуск Татьяна Юрьевна, уехали с кордона мурманские юннаты. Но еще с месяц, каждое утро приходили на кордон две лувеньгские девочки, помогали в работе Елене Васильевне. И, думается, для этих девочек, как и других лувеньгских юннатов, прошедшее лето оказалось очень важным. Хотя ребята и не выезжали никуда из родного поселка, но увидели и узнали куда больше, чем увидели бы иные за целое лето на теплом юге. А главное, возможно, эти ребята сделали первый шаг к тому, чтобы понять себя, найти свое дело и место в жизни.

Всякий раз в конце полевого сезона немного грустно. Хотя научные сотрудники и вздыхают с облегчением, устав от изматывающего ритма полевой работы, но все-таки уже немного начинают скучать по новому сезону. Скучать по лету, когда снова бурно расцветет вокруг жизнь, когда воздух наполнится птичьим гомоном, а в заповеднике снова зазвучат детские голоса, появятся молодые лица с пытливыми глазами, широко распахнутыми навстречу всему новому. “Мы ленивы и нелюбопытны”, - сказал поэт, ставший для нас почти оракулом. К счастью, не все. Любое правило имеет исключения. К замечательным примерам таких исключений с полным правом можно отнести ребят вильнюсской и лувеньгской групп. Именно за ними – молодыми, любопытными и неленивыми – будущее. Наше с вами будущее.

Интерактивные методы в работе Центра экологического просвещения Дальневосточного государственного морского заповедника

Гульбина А.А.,

Дальневосточный морской заповедник

В последние годы заметно активизировалась деятельность заповедников в области эколого-просветительской работы. Идет интенсивный поиск новых методов и форм экологического просвещения. Экологическое образование становится междисциплинарным, в него внедряются интерактивные методы обучения – ролевые игры, иммитационное моделирование, игры с компьютерной поддержкой, групповые дискуссии и беседы. Создается образовательная среда, погружающая людей в процесс общения. Результаты усвоения материала при активном участии слушателей заметно увеличиваются (Кавтарадзе, 1990, 1998). В последние годы многие заповедники заняли активную позицию в области неформального экологического образования. Они имеют преимущество перед другими учреждениями системы неформального экологического образования потому, что люди посещают их по собственному желанию, воспринимая информацию во время отдыха.

История Дальневосточного государственного морского заповедника (ДВГМЗ) началась с организации в ноябре 1977 г. постоянно действующей выставки “Природа моря и ее охрана” на территории научно-экспериментальной базы “Старк” Института биологии моря ДВО РАН на о. Попова. В 1978 г. Постановлением Совета Министров РСФСР Дальневосточному государственному морскому заповеднику для организации просветительской и экскурсионной деятельности на о. Попова было выделено 216,3 га территории под центральную усадьбу и ботанический сад. Так была создана зона эколого-просветительской деятельности, не имеющая статуса неприкосновенности, и расположенная в непосредственной близости к краевому центру Приморского края г. Владивостоку. Эти факторы способствовали тому, что эколого-просветительская деятельность заповедника с самого начала приняла масштабный характер. За годы работы выставку, которая в 1989 г была реорганизована в музей, посетило более 100 тысяч человек. Летом Владивостокское бюро путешествий и экскурсий на теплоходе “Турист” пять раз в неделю доставляло в музей по 180 человек, приехавших на Дальний Восток из разных регионов страны. Передвижные выставки демонстрировались в залах кинотеатров, на судах совершающих круизы “По морям и землям Дальнего Востока”, на предприятиях, научных конгрессах и дважды на ВДНХ в г. Москве. В годы перестройки существующие связи были разрушены, масштабный заказ на эколого-просветительскую деятельность прекратился. Сложившаяся ситуация требовала новых решений и новых подходов. В этот период большую помощь мне оказал первый учебный семинар специалистов по экопросвещению, проводимый Эколого-просветительским центром “Заповедники”, знакомство с работой национальных парков Финляндии (в рамках гранта WWF-USAID “Содействие охране природы на Дальнем Востоке в области природоохранной политики и экологического образования”), стажировка по программе USAID “Обучение в области окружающей среды” (США), обучение на семинаре Д.И.Кавтарадзе “Активные методы обучения в экологическом образовании”. В результате очень полезных контактов родилось понимание того, какими путями и методами можно более эффективно решать задачи экологического просвещения в Заповеднике. В начале позволю себе перечислить задачи и основные методы, которыми мы руководствуемся, хотя понимаю, что они во многом будут сходны с тем, что делается в области экологического просвещения в большинстве заповедников России, а потом остановлюсь на тех методах, которые оказались наиболее удачными и эффективными.

В программе эколого-просветительской деятельности ДВГМЗ на 2001-2005 гг. определены следующие задачи: природоохранная пропаганда и экологическое просвещение населения; содействие обучению в области экологического образования; создание режима благоприятствования работе заповедника местным населением, привлечение в заповедник средств путем развития экологического туризма.

К основным методам работы отдела экопросвещения относятся: организация экспозиционной и экскурсионной работы на базе музея; работа передвижной выставки-театра; проведение экологических экскурсий на природе, занятий по экологическим проектам в учебном кабинете, экологических лагерей для школьников, практики для студентов-экологов, лекций и бесед по заявкам организаций; работа со средствами массовой информации.

В основе эколого-просветительской деятельности заповедника стоит работа музея “Природа моря и ее охрана”. Экспозиция музея состоит из семи залов и занимает площадь 240 кв.м. Несомненной привлекательностью музея является целостность и оригинальность дизайна, логическая последовательность раскрываемых тем, целенаправленное движение по экспозиции. Особенностью работы музея стало то, что посетителей всегда сопровождает экскурсовод. При этом экскурсии могут быть выдержаны как в классическом плане рассказа, когда экскурсовод ведет за собой аудиторию, так и в форме беседы, когда экскурсовод поясняет сложные графики и схемы, отвечает на конкретные вопросы. Такой метод знакомства позволил включить в экспозицию интересные научные данные о биомониторинге, в том числе – изменении биомассы бентоса в заливе Петра Великого за 40 лет, влиянии загрязнения на размножение морских ежей и другие материалы, сложные для самостоятельного восприятия неподготовленными посетителями. В экспозицию музея вмонтирован диапроектор со слайд-фильмом о природе зал. Петра Великого и видеодвойка с фильмом о ДВГМЗ. Особый интерес у посетителей вызывает аквариальная, в которой находятся два аквариума объемом по 500 литров, демонстрирующие обитателей каменистого и песчаного дна и открытый бассейн объемом в 1 тонну, расположенный таким образом, что обитающих в нем животных можно достать, подержать в руках и отпустить обратно, вопреки традиционным музейным табличкам “Руками не трогать”. Все эти методы позволяют посетителям быть активными во время посещения музея, самостоятельно выбирать объем информации, которая их заинтересовала.

Продолжить свое знакомство с миром природы посетители могут на экскурсионных маршрутах по о. Попова: “Геологический мир острова”, “Экология древнего человека”, “Обитатели литорали”, “Фортификационные сооружения” и экскурсию по экологической тропе, совмещающую знакомство с растительностью острова и историей освоения островов залива Петра Великого русскими мореплавателями. Все экскурсии разработаны сотрудниками научно-исследовательских институтов Дальневосточного отделения Российской академии наук и имеют высокий научный уровень. При этом каждый маршрут построен таким образом, что посетители являются не только слушателями, но и действующими лицами.

Проведение геологической экскурсии (Попов, 1999) начинается в учебном кабинете, где слушатели узнают историю геологического развития острова, знакомятся с типами геологических пород, слагающих остров. Так как на посетителей большое впечатление производит возраст горных пород, мы предлагаем им совершить путешествие по геологической шкале времени, нарисованной на дорожке, ведущей к зданию музея. Экскурсантам выдаются карточки, на которых указаны разные геологические эпохи и описаны основные события этого времени. Геологическая шкала позволяет не только показать возраст нашей планеты, но и увидеть какой небольшой промежуток времени в жизни Земли занимает появившийся приблизительно 3 млн. лет назад человек. Во время прохождения по маршруту слушателям предлагают научиться пользоваться компасом и картой, узнать, как проводится описание точки наблюдения, зарисовать или сфотографировать коренное обнажение. Каменный материал, собранный во время экскурсии, можно самостоятельно определить, вернувшись в учебный кабинет, где находится коллекция горных пород о. Попова.

Экскурсия по экологической тропе включает две темы: знакомство с растительным миром острова и историей освоения его человеком. Она построена в классическом стиле, с включением игровых моментов в зависимости от состава группы. Игр, которые можно использовать во время ботанической экскурсии много, они хорошо описаны в разных сборниках и успешно применяются во многих заповедниках. Остановлюсь на “изюминке” нашего путешествия по экотропе. В экскурсию включено посещение необычного развала камней, которые по предположению историков могли быть древним жертвенником. Путь к этому жертвеннику идет по широкой вымощенной тропе. Экскурсантам предлагается проделать этот путь так же, как его проходили люди в V-VI вв. Выстроившись друг за другом, мы идем, придерживаясь нижней части тропы, так как мы отягощены грехами, мы молчим и думаем о том, от чего бы мы хотели избавиться. Затем встаем вокруг камней и обращаемся к природе. Поднимаем руки вверх, разворачиваем ладони к солнцу и ловим его энергию, которая дарит жизнь нашей планете и “очищаем” себя этой энергией. Мы обращаемся со словами благодарности к растениям, воде и земле. Теперь мы чисты и можем загадать желание в надежде на то, что если оно искренне, а помыслы наши чисты, то оно сбудется. Возвращаясь, мы придерживаемся верхней части тропы, так как мы чисты и имеем на это право. Эта игра-медитация оказывает на экскурсантов положительное эмоциональное воздействие. Появляется чувство слияния с природой, единения с ней. Очень интересно и то, что в этой игре-медитации с удовольствием и большой ответственностью принимают участие и взрослые и дети.

Очень увлекательно проходят экскурсии-занятия “Экология древнего человека”. Экскурсия начинается с лекции в учебном кабинете, где слушатели узнают о культуре раковинных куч, широко распространенной на побережье и островах залива Петра Великого в I-II тыс. до н.э. Происходит знакомство с бытом древнего человека, ископаемыми орудиями труда, посудой, пищевыми или кухонными остатками: раковинами моллюсков, костями рыб. Затем посетители совершают поход к местам стоянок древнего человека, где можно найти остатки раковинных куч и черепки глиняной посуды. И завершается экскурсия лепкой по эскизам посуды из глины способами древнего человека. Эта одна из самых популярных экскурсий для школьников, была разработана доктором исторических наук И.С. Жущиховской.

Экскурсия на литораль, или приливно-отливную зону моря разработана к.б.н. В.В. Гульбиным. Экскурсия проходит при активном действии посетителей. Во время наибольшего отлива можно рассматривать морских животных и растения в естественных условиях, даже не замочив ног. В это время хорошо демонстрировать их адаптации к осушению и прибою, вертикальную зональность, плотность поселения, обеспечивающую размножение и другие экологические проявления. Школьникам предлагается зарисовать понравившихся им животных. В многочисленных выбросах на берегу моря можно собрать небольшую коллекцию раковин моллюсков, панцирей морских ежей и крабов. В учебном кабинете вам помогут определить этих животных и написать этикетки. Во время экскурсии на литораль школьникам предлагается собрать “выбросы моря” для того, чтобы потом изготовить из них поделки. Занятия проводятся по двум темам: “Мусор – тоже ресурс” и “Поделки из природного материала”. Разработку занятия “Мусор – тоже ресурс” нам подарила преподаватель труда средней школы № 6 г. Владивостока И.А. Скидан. Занятие “Поделки из природного материала” разработано таксидермистом музея Г.Б. Корниенко.

Нами разработан целый комплекс обучающих занятий и ролевых игр, которые проходят в учебном кабинете: “Парниковый эффект – мифы и реальность”, “Браконьер и охранник”, “Воздух, которым мы дышим”, “Эколого-экономический проект: “О. Попова, каким мы его хотим видеть””. Здесь же можно посмотреть различные фильмы о природе, воспользоваться видеомикроском, передающим изображение на экран телевизора.

Очень эффективной формой интерактивного обучения стала организация передвижной выставки-театра “В защиту моря”, которая была создана при поддержке Института “Открытое общество” фонда Д. Сороса. Передвижные выставки, как форма просветительской деятельности использовались нами давно, а вот оживление их театральным действием-игрой произошло впервые. Выставка состоит из шести витрин и планшетов, демонстрирующих обитателей залива Петра Великого. На планшетах дано родословное древо животного мира моря, физико-географическая характеристика залива, показана роль Дальневосточного государственного морского заповедника в сохранении биологического разнообразия. На планшете “Как спасти океан?” нарисован осьминог, к щупальцам которого можно на клейких листочках прикрепить предложения зрителей о том, что они могут и хотят сделать для того, чтобы сохранить жизнь моря. Театральное действие спектакля “Море наш дом” оживляет экспонируемые материалы, помогает установить контакт между актерами и аудиторией, создает атмосферу живого общения. Игровая форма подачи естественнонаучного материала позволяет сделать его доступным для детей от 3 лет и старше. Спектакль построен по принципу сказки.

Представление состоит из выступления ведущего, знакомства с животными – участниками представления, ролевых игр, в которые вовлекаются поочередно все зрители, и построения пищевой пирамиды. Главное действующее лицо – любопытный осьминожек, который во время своего путешествия по океану знакомится с морскими животными: звездой, ежом, креветкой, раком-отшельником, гребешком, акулой, кальмаром и другими обитателями моря. В ходе спектакля разыгрываются сценки, подчеркивающие различные свойства животных: мимикрию, способность к регенерации, наличие стрекательного аппарата, способы защиты и передвижения. Вот, например, как рассказывает о себе трепанг – особо охраняемое иглокожее животное зал. Петра Великого.

Трепанги ползают по дну,

Трепанги любят глубину,

Им не знакома суета,

К чему спешить, когда еда

Везде, повсюду под ногами…

Лишь бы не встретиться с врагами!

Шипами-иглами покрыты,

Своей уловкой знамениты:

Когда опасность велика –

Не ждут пощады от врага,

Желудок бросят на съеденье –

Придумали ж себе спасенье!

Но не спастись нам никогда от браконьеров!

Вот беда!

Поймают, высушат, сдадут

И деньги за меня возьмут

Потом пойдут, положат в банк...

Горька судьба твоя, трепанг!

В ходе спектакля актеры вовлекают в действие зрителей, которые на время игры перевоплощаются в того или иного животного. Участие в спектакле позволяет зрителям глубже понять суть происходящего действия, сконцентрировать внимание на особенностях жизни обитателей моря. Зрители получают информацию на высоком эмоциональном уровне, что способствует ее лучшему запоминанию и дает большой посыл к добрым делам и поступкам, вызывает желание сохранить и этих животных, которые стали твоими друзьями, и среду их обитания.

Необходимо отметить, что и сценарии спектаклей, а их теперь уже два, и стихи - плод коллективного творчества. Многие стихи для первого варианта спектакля были написаны доктором математический наук Л.Т. Ащепковым, в основу второго сценария легли стихи Л. Еланской из книжки-раскраски “Кто в этом море живет?”. Во время работы над созданием передвижной выставки-театра студенткой факультета экологии ДВГУ А.Н. Яковлевой под руководством доцента, к.б.н. Л.Я. Ащепковой была выполнена курсовая работа “Интерактивный спектакль “Море – наш дом”, как составная часть передвижной выставки-театра при музее Дальневосточного государственного морского заповедника”.

Использование интерактивных методов в просветительской работе заповедников предполагает высокую профессиональную подготовку и наличие артистизма у ведущих экскурсии и занятия. Экскурсовод должен уметь не только завладеть вниманием слушателей, но и научиться передавать информацию ненавязчиво, чтобы, уезжая из заповедника, люди оставляли в нем частичку своей души.

Литература:

  1. Еланская Л. Кто в этом море живет? Изд-во ИСАР-ДВ,1998. С.56.

  2. Кавтарадзе Д.И. Имитационные игры в экологическом образовании.//Биология в школе,1990,№3.С.32-34.

  3. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: Введение в активные методы обучения.- М.: Московский психолого-социальный институт. Изд-во Флинта,1998. 192 с.

  4. Попов В.К. Методическое пособие по организации и проведению геологических экскурсий в заповедниках.// Виват, эдюкаторы! Материалы семинара “Распространение опыта по созданию и работе Экоценторов заповедников юга Приморского края в Дальневосточном регионе”, 1999. С. 89-91



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Заповедные территории и люди (1)

    Документ
    В настоящий сборник вошли материалы опыта работы специалистов особо охраняемых природных территорий по организации экологических лагерей, экологических троп, клубов друзей, музеев и выставок, волонтерской деятельности и др.
  2. Заповедные территории и люди (3)

    Документ
    Заповедные территории и люди. Опыт работы со школьниками: методики, программы, сценарии. Выпуск II / Эколого-просветительский Центр "Заповедники" - М.
  3. Заповедные территории России в прибрежной зоне Японского моря

    Изложение
    Документ содержит изложение содержательной части проекта доклада Российской Федерации на русском языке, подготовленного в рамках выполнения международного Плана действий NOWPAP в дальневосточном регионе: «National Report of the Russian
  4. Природно-заповедные территории имеют важное значение в решении проблем взаимоотношений между обществом и природой

    Документ
    Природно-заповедные территории имеют важное значение в решении проблем взаимоотношений между обществом и природой. Только на неэкс-плуатируемых участках можно изучать развитие природных процессов, динамику биогеоценозов и ряд других
  5. Житие заповедных зверей и людей

    Документ
    Когда-то человек отвоевывал территорию у девственной природы, приспосабливая ее для своих нужд. Поначалу борьба была трудной. Человек шел на природу практически с голыми руками.

Другие похожие документы..