Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методическое пособие'
Рассмотрено и рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией Института права и предпринимательства Архангельского государственного техническог...полностью>>
'Документ'
Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Система образования сегодня развивается в ...полностью>>
'Исследование'
Мы исходим из того, что увеличение продолжительности жизни, а особенно её здорового периода является абсолютным благом для человека. Однако существую...полностью>>
'Книга'
Неужели тесно жить людям на этом прекрас­ном свете, под этим неизмеримым звёздным не­бом? Неужели может среди этой обаятельной при­роды удержаться в ...полностью>>

Заповедные территории и люди (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2. История и современность заповедного дела.

Подразделы:

  • История заповедного дела в древности: основные типы охраняемых территорий.

  • История заповедного дела в России в дореволюционный период. Заповедная система России в XX веке: взлеты и падения. Современное состояние системы ООПТ России.

  • Регион природного и культурного Наследия "Оковский лес" (водораздел верховий Волги, Западной Двины и Днепра). Центрально-Лесной заповедник как "сердце" Оковского леса. История заповедника. Современное состояние территории, цели и задачи заповедника как организации

  • Экологическое образование на базе заповедника: основные формы работы.

Основные вопросы и акценты раздела:

  1. Развить интерес учителей к заповеднику (предполагается, что интерес есть изначально, т.к. не всякий учитель доберется до нашего заповедника)

  2. Четко дать понять, почему именно на базе нашей ООПТ проводятся курсы или семинары повышения квалификации учителей.

  3. Показать связь своего заповедника и региона (мы это делаем через рассказ об Оковском лесе - это древний лесной массив, некогда покрывавший всю западную часть Тверской области, а также часть Псковщины, Новгородчины и Смоленщины. Неоценимую помощь могут оказать местные краеведы, особенно если ООПТ недавно основана.) Этот раздел объединяет учителей и сотрудников заповедника в единый региональный контекст, расширяет границы восприятия и показывает общие корни.

  4. Наметить возможные точки пересечения заповедника и школы в рассказе о формах экообразования на ООПТ

Сложности при подаче материала:

  1. При всем желании, нельзя слишком углубляться в первые 3 раздела - это только информация для общего развития.

  2. По возможности, нужно дать что-нибудь типа исторических экскурсов в распечатанном виде каждому - это и будет пособием для проведения экологических уроков.

Форма занятия:

Лекционный курс - примерно 1 час

Экскурсия по лабораторно-музейному комплексу - 1 час

Экскурсия по экологической тропе - 1 час

Литература к разделу:

  1. Любая литература по заповедной тематике - Серия "Заповедники РСФСР", "Заповедники и национальные парки России " и др.

  2. "Экология в Советской России" Дуглас Вайнер, М.:"Прогресс", 1991.

  3. Литература по истории своего региона

  4. Литература о своем заповеднике, архивные материалы.

  5. "Марш Парков - материалы к школьному уроку" (издан ЦОДП)

Выдать каждому:

  1. Буклет Центрально-Лесного природного государственного биосферного заповедника.

  2. Буклет Экологического центра "Оковский лес" (филиала ЭкоЦентра "Заповедники")

  3. "Что такое заповедники и зачем они нужны " - ксерокопия комплекта материалов, подготовленных Экоцентром "Заповедники"

  4. Буклет - карта "Заповедники и национальные парки России" (издан ЭкоЦентром "Заповедники")

  5. Плакат: "Сохраним островки живой природы" (ЭкоЦентра "Заповедники"). А также их листовки, буклетики для детей и др.

3. Методические материалы к школьным урокам экологии. Организации-партнеры и ресурсы в области экологического образования.

По нашему опыту, этот раздел вызывает максимальный интерес педагогов.

Вопросы раздела:

  1. Что и где взять из ресурсов в области экообразования.

  2. В какие организации можно обратиться за поддержкой своей работы (не столько фонды, сколько региональные организации)

  3. Является ли заповедник (в нашем случае, НПО "Оковский лес" ресурсным центром) ? Какие ресурсы в области экообразования можно получить у нас в заповеднике?

  4. Выгоды и перспективы межшкольного сотрудничества - межшкольная ресурсная библиотека по экообразованию. Формирование ее фондов.

  5. Потенциальные сотрудники школы на местах: экофонды, детские библиотеки, лесхозы, лаборатории СЭС и др.

Форма:

Само занятие ведется как комментарии и ответы на вопросы по списку. Занимает примерно 1 - 1.5 часа.

Литература к разделу (для подготовки лекций и выдаваемая на ознакомление педагогам):

  1. "Экологическое образование детей" (Ресурсы в области экообразования) ISAR, 2000 г. Распространяется бесплатно среди заинтересованных организаций.

  2. "Методические пособия и материалы по экологическому образованию детей", Москва, 1996.

  3. "Источники финансирования для некоммерческих организаций" Эколайн, Центр координации и информации СОЭС, издание 3, Москва, 1999

  4. Методички Ассоциации "Экосистема"

  5. Тематические слайд-альбомы центра "Планетариум"

Выдать каждому:

  1. Список фондов и организаций, распространяющих методические пособия в области экообразования. Список подготовлен на основании собственного опыта работы с этими организациями.

4. Научно-исследовательская работа школьников в природе

Вопросы раздела:

  1. Цель научно-исследовательской работы школьников: воспитание творческой мыслящей личности или погоня за местами на олимпиадах?

  2. Виды научно-исследовательских работ школьников

  3. Оценка качества окружающей среды как одна из форм научно-исследовательской работы, востребованной в регионе.

  4. Возможность использования собранных детьми материалов для "взрослой" научной работы.

  5. Постановка работы: цели и задачи, сбор материала, анализ результатов, интерпретация результатов.

Формы изложения материала:

1. Лекционный материал: 3.5 часа

2. Практическая работа по исследованию гидрохимии водных источников заповедника - 1.5 часа.

3. Разбор удачных и неудачных научно-исследовательских работ школьников - 0.5 часа.

4. Интерпретация результатов работ - дискуссия: 0.5 часа

5. Общая дискуссия по разделу (Тема: что мы можем все вместе сделать в регионе для оценки качества среды и влияния на ее состояние): 0.5 часа.

В нашем случае литературой к разделу были:

1. Трехтомник "Здоровье среды", выпущенный Центром Экологической политики России и Центром "Здоровье среды", Москва, 2000 г.

2. Удачные и неудачные образцы детских научно-исследовательских работ, сделанных на базе заповедника

2. Демонстрационный материал:

Коллекция ихтиофауны

Краниологическая коллекция заповедника.

Выдать каждому:

  1. Распечатка по программе "БИОТЕСТ": цели и задачи, виды исследовательских работ, с иллюстрациями.

  2. Каталог краниологической коллекции (как пособие для работы на уроках в связи с просьбами учителей)

  3. Ксерокопии материалов "Не слишком ли много химикатов в сельском хозяйстве" и "Маленькая экологическая азбука" из журнала АсЭко , 1994, вып. 3-4 : стр. 20-21

5. Проведение совместных экологических акций

Вопросы раздела:

  1. Виды совместных экоакций.

  2. Календарь экологических дат

  3. Разбор конкретных акций, проводимых заповедником: "Марш Парков", "Неделя защиты диких животных".

Форма занятий:

Семинар. Сначала рассказать про свой опыт. Хорошо дать возможность каждому учителю поделиться своим опытом - обычно в этих вопросах учителя легко могут заткнуть за пояс заповедного просвещенца (сказывается стаж работы). 1-1.5 часа.

Литература к разделу:

  1. "Марш парков" - материалы к школьному уроку. Брошюра ЦОДП 1997 г.

  2. Ежегодно высылаемые нам материалы Фонда IFAW о проведении Недели защиты диких животных.

  3. Основой для рассказа по разделу является собственный опыт заповедника.

Выдать каждому:

  1. "Марш парков" - материалы к школьному уроку. Брошюра ЦОДП 1997 г. - ксерокопия для каждого.

  2. Календарь экологических дат

6. Летние (или каникулярные) формы работы со школьниками.

Вопросы раздела:

  1. Перечислить формы работы, поддержанные заповедником: работа с юннатами, летние эколагеря, экспедиции, полевые практики, походы.

  2. Рассказать, как организовать то или иное мероприятие. Подчеркнуть, какие условия должны быть выполнены педагогом, чтобы привезти детей на практику в заповедник. Обсудить вопросы, связанные с финансированием этих форм работы.

  3. Вместе с учителями обсудить использование детских экспедиций для поиска редких видом растений или животных. Участие в новой программе ЦОДП "Сохрани заказник" и др. программах. Мы обсуждаем также свою региональную программу "Хранители Наследия".

Формы работы:

Семинар. Излагается свой опыт и тут же обсуждается с педагогами. Дискуссия по предложенной программе детских экспедиций, курируемой заповедником. Не менее 1 часа.

Литература:

  1. Мы руководствуемся исключительно собственным опытом. В 1995 году составили авторскую программу для проведения летних экопрактик и по ней проводим практики с 1996 г. Программа основана на ресурсах именно нашего заповедника, однако некоторые разделы достаточно универсальны (обращайтесь, кому это интересно).

  2. Полезны также брошюры, изданные ISAR. Серия "программа по экообразованию". Например, полевая экология.

  3. Могут быть использованы также брошюры ассоциации "Экосистема"

Выдать каждому:

  1. Образец договора между школой и заповедником на проведение летней практики

  2. Список оборудования, необходимого практиканту.

  3. Условия проведения летних лагерей

  4. Положение о слете "Хранителей Наследия"

7. Экологические игры.

В данном разделе речь идет о теории экоигр и практическом использовании различных игровых методик в процессе обучения.

Подразделы:

  • имитационные и ролевые экологические игры

  • организация игрового пространства,

  • оптимальные условия проведения экоигр,

  • адаптация существующих игровых методик к конкретным условиям,

  • создание собственных игр.

Основные вопросы, на которые нужно найти ответ

1) как повысить эффективность усваиваемости информации на уроках

2) как повысить мотивацию учебного процесса для школьника

3) помочь учителям сориентироваться в поле игровых методик и выбрать нужные.

Обращать внимание на следующие моменты:

  1. Игра - это прежде всего общение

  2. Главное условие при проведении игр - заинтересованность всех участников. (Интерес можно стимулировать хорошей оценкой, присвоением "титула" по итогам игры ("Знаток", "Умница", "Золотая голова"), маленьким призом (значок, журнал, наклейка) и проч.)

  3. Чтобы играть с детьми в любые, не только экологические, игры, надо иметь желание играть, иначе успеха не добьешься.

  4. ученик после такого урока четко представлял себе - зачем ему это нужно знать.

Формы работы:

  1. Игра, в которой участвуют все. Затем идет обсуждение результатов, плюсы и минусы данной методики, предложения по ее усовершенствованию. - 1 час

  2. далее учителя предлагают свои варианты экоигр. Наиболее интересные из них тут же проигрываются или обсуждаются - 0.5-1 час.

Комментарий:

Перед каждой игрой составляется что-то вроде паспорта игры: название, цели и задачи, ожидаемые результаты, необходимое оборудование и материалы, количество участников и т.д. Кстати, не так-то просто бывает организовать игру с учителями.

Большое внимание в данном разделе уделяется сезонным народным праздникам, играм, гуляньям, которые с полным правом можно назвать экологическими, т.к. они так или иначе связаны с явлениями природы, сменой времен года, животными и растениями, отражают взаимосвязь и характер отношений между ними.

Литература

  1. Ясвин В.А. "Мир природы в мире игр".

  2. Д.Н. Кавтарадзе. "Обучение и игра". Введение в активные методы обучения.

  3. Дж. Корнелл. "Давайте наслаждаться природой вместе с детьми."

  4. В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. "Летние праздники, игры и забавы для детей".

  5. В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. "Зимние праздники, игры и забавы для детей".

  6. В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. "Осенние праздники, игры и забавы для детей".

  7. В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. "Весенние праздники, игры и забавы для детей".

  8. В.Е. Борейко. "Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов."

  9. Н. Доманова. "Круговорот" (азартно-познавательная игра).

  10. Д.Н. Кавтарадзе, Е.Н. Букварева. "Остров" (имитационная игра).

  11. Д.Н. Кавтарадзе. "Экологический конструктор" (имитационная игра).

  12. Дэйл Н. Лефевр. "Новые игры для всей семьи".

  13. Журнал "Игорный дом".

  14. Журнал "Вестник АсЭкО".

  15. Авторская разработка Д.В.Кочетковой (методиста отдела экологического просвещения ЦЛГПБЗ) - игра "Поход в заповедный лес".

Выдать каждому участнику:

  1. ксерокопия игры "Семь тайн жизни". АсЭко , 1994, вып. 3-4 : стр. 9-11

  2. ксерокопия игры "Экологическая дорожка". АсЭко , 1994, вып. 3-4 : стр. 3-7

8. Психолого-педагогические основы эколого-просветительской работы.

Вопросы раздела:

  1. наиболее эффективные формы работы с разными возрастными группами детей

  2. психологические особенности восприятия мира природы в разные периоды жизни человека,

  3. работа с разновозрастными группами детей.

Формы работы:

  1. Лекция - небольшой вводный теоретический блок по психологическим особенностям разных возрастных групп детей - 0.5 часа

  2. Дискуссия - обсуждение наиболее эффективных и приемлемых форм работы с детьми разных возрастов. Как правило - это обмен опытом между участниками курсов. - 0.5 часа

  3. Далее предлагаются индивидуальные творческие задания (например, что и как можно сделать с учащимися такого-то класса в рамках, скажем, "Марша Парков" - нужно предложить интересные формы работы для детей и обосновать свое предложение с точки зрения психологических особенностей данного возраста учащихся). - 0.5 часа

Комментарий:

Поскольку одна из главных задач курсов - найти точки пересечения эколого-просветительской деятельности заповедника и школ, то мы стараемся обсуждать любые возможности сотрудничества. Одно из творческих заданий на этом занятии - найти максимально эффективные формы сотрудничества между заповедником и школой для разных возрастных групп школьников. Это могут быть летние практики для средних и старших классов, однодневные экскурсии для младших, участие в природоохранных акциях, проводимых заповедником (подходит для любого возраста), волонтерские работы на территории заповедника для старшеклассников, участие в конкурсах "Марша Парков", проводимых заповедником (для любого возраста) и т.д.

Отдельный вопрос - разновозрастные группы детей. Это, как правило, экологические клубы, эколагеря, межшкольные экологические объединения, кружки и т.п. В работе с подобной группой есть свои преимущества, но и свои трудности. Практически все участники курсов имеют опыт работы в таких группах, что и обсуждалось довольно активно на занятиях.

Литература:

  1. Ясвин В.А. Мир природы в мире игр.

Выдать каждому:

  1. Распечатка тестов на отношение к природе и на отношение к заповеднику. Ключи к тестам.

9. Межпредметные связи в экологическом образовании.

Как оказалось, почти все учителя, приехавшие на наши курсы, активно используют на своих уроках межпредметные связи: (элементы химии, физики, математики, литературы и проч. на уроках биологии и экологии); практикуют совместные уроки с преподавателями музыки, химии, физкультуры, литературы - почти всех школьных дисциплин.

Данный раздел курсов призван ответить на следующие вопросы:

  1. Почему надо использовать межпредметные связи в экологическом образовании? Что это дает?

  2. Как эти связи использовать? (формы и методы работы)

  3. Что такое экологизация школьных предметов? Зачем она нужна?

  4. Краеведение как апофеоз межпредметных связей - синтез экологии, биологии, химии, географии, истории, литературы, русского языка.

Формы работы:

  1. Мозговой штурм, обсуждение (обмен опытом),

  2. творческие задания

  • составление диамантов (ассоциативная поэзия),

  • подбор эпиграфа к уроку,

  • выявление наиболее подходящих тем для проведения совместных уроков и др..

Литература:

  1. Ф.Р. Штильмарк. Поэтическая экология.

  2. Журнал "Вестник АсЭкО".

  3. В.Е. Борейко. Прорыв в экологическую этику.

  4. Журнал "Игорный дом"

5."Эколого-просветительская работа со школьниками в заповедниках и национальных парках." Издание экоцентра "Заповедники"

10. Знакомство с периодикой экологической направленности.

Занятие почти полностью основывается на самостоятельной работе учителей.

Вопросы раздела

  1. дать представление о многообразии периодических изданий

  2. помочь учителям сориентироваться в море информации и выбрать нужное;

  1. показать, как эффективно можно работать с периодикой

Формы работы:

1) самостоятельная работа. Группе предлагается набор периодических изданий (в нашем случае - 23 журнала и 5 газет экологической направленности ). Задача каждому участнику - представить краткий обзор одного-двух изданий по выбору по следующему плану:

а) название издания;

б) кем издается;

в) для кого;

г) тираж, периодичность;

д) как можно получить это издание (подписаться, купить, получить бесплатно по рассылке);

е) рубрикация издания;

ж) самые интересные материалы данного номера;

з) плюсы и минусы данного издания.

2) Затем учителя кратко (1-2 минуты) характеризуют каждое издание, другие - фиксируют или просто слушают. Все журналы и газеты оставляются для подробного ознакомления до последнего дня курсов.

Комментарий:

Для оценки информированности учителей им была предложена таблица, в которой по вертикали располагались периодические издания (см. список лит-ры к разделу), а по вертикали - отметки (видела, читала, использую в работе, имею дома и т.п.)

По нашему опыту, не более 25% учителей более-менее активно работают с подобными изданиями, используют полученную информацию на своих уроках. Большинство учителей или совсем не знакомы с предложенными изданиями, или не знают о возможности получить их для работы.

По словам учителей, они нашли много новой, интересной и полезной информации в предложенных журналах и газетах, и собираются работать с ними более плотно.

Используемая литература:

  1. Журнал "Экос-информ"

  2. Журнал "Аномалия"

  3. Журнал "Экологическое образование в школе"

  4. "Гуманитарный экологический Журнал"

  5. Журнал "Наша планета"

  6. Журнал "Новости в мире птиц"

  7. Журнал "Экос"

  8. "Бюллетень Московского ИСАР"

  9. Журнал "Экология и жизнь"

  10. Бюллетень "Охрана дикой природы"

  11. Журнал "Друг"

  12. Журнал "Свирель"

  13. Журнал "Свирелька"

  14. Журнал "Лазурь"

  15. Журнал "Муравейник"

  16. Журнал "Природа и человек. Свет"

  17. Журнал "Игорный дом"

  18. "Вестник экологического образования в России"

  19. Журнал "Лесная новь"

  20. Журнал "В мире животных"

  21. Журнал "Евразия"

  22. Журнал "Вестник АсЭкО"

  23. Вестник СоЭС

  24. Журнал "Любимец"

ГАЗЕТЫ:

  1. "Заповедные острова"

  2. "Берегиня"

  3. "Зеленый мир"

  4. "Заповестник"

  5. "Местная экологическая газета"

Выдать каждому:

  1. подборки номеров "Заповедных островов".

  2. Дубликаты имеющихся на данный момент журналов

Разделы, не вошедшие в данную программу, но вошедшие в пятидневные курсы:

  1. Поиск источников финансирования (семинар- обмен опытом. Расширяет раздел 3. Методические материалы и ресурсы в области экообразования. Однако акцент на получение средств из региональных и местных источников)

  2. Использование средств массовой информации для стимуляции работы школьников, работа с прессой (статьи школьников в местные газеты как один из способов формирования гражданской позиции и экологической культуры)

Форма работы: используется самостоятельная работа учителей с конкретным материалом - статьей, заметкой, зарисовкой и т.п.

Работа эта рассчитана на микрогруппы, поэтому мы разделили всех присутствующих на 2 группы (лучше, конечно, на 3-4, но у нас не было времени). Каждый участник получил листок с текстом статьи из одного из предложенных изданий (всего было 2 образца текста, по одному в каждую группу). За 10 минут группа должна прочитать статью и предложить комментарий к ней по следующему плану:

  1. Название статьи

  2. Автор

  3. Формулировка проблемы

  4. Сильные стороны

  5. Слабые стороны

  6. Эффект, произведенный данной статьей (по 10-балльной шкале)

  7. Предположительно к какому изданию она относится (на кого рассчитано).

Прежде, чем группы начнут выступать, они должны обменяться текстами и прочитать вторую статью, чтобы быть в курсе.

Эта работа позволит научиться правильно читать и критиковать статьи, а значит и писать тоже, а также позволит получить полезные навыки работы с подобной информацией, выбирать самое ценное и нужное, отбрасывая балласт.

  1. Организация кружков при школах и межшкольных объединений учащихся (дискуссия и обмен опытом в форме семинара)

  2. Неправительственные организации - или зачем и как объединяться учителям (опыт экоцентра "Оковский лес")

  3. Экологический урок на природе - специфика (практическое занятие)

  4. Организация школьного факультатива (просмотр видео урока - одного из занятий факультатива, организованного заповедником. Обсуждение увиденного).

Практически все эти занятия не требуют специальной литературы (за исключением первого).

Новые разделы, которые планируем ввести на третьем семинаре:

  1. Формы и способы поощрения школьников (семинарское занятие. Дискуссия - что надо и что не надо поощрять. Формы поощрения).

  2. Использование слайдовых композиций как эффективное средство экообразования (Практическое занятие. Подобрать слайды - по 10 штук - с небольшим рассказом по ним. Использовать слайды центра "Планетариум" и свои собственные)

  3. Региональное движение "Хранители Наследия". Слеты Хранителей. Нетрадиционные фольклорно-сказочные формы экообразования (дискуссия по предложенным вопросам).

Часть III. Заключение. Общие комментарии. Оценка.

Оценка результатов семинара:

  1. Ежедневно подводятся итоги дня - по следующей схеме:

  • Цвет дня,

  • Вовлеченность или Активность в течение дня (в % от максимальной)

  • Сколько % информации сегодняшнего дня полезны для вас

  • "Герои" дня

  • Что особенно запомнилось, поразило

  • Чего не хватало

  • Ваше пожелание или Что еще хотели бы сказать

По обработке итогов дня у нас пока нет результатов, т.к. на первых курсах мы забыли про шкалу настроений. А вторые еще не успели обработать. Однако показательно, что цвет дня менялся от начала курсов к концу практически у всех участников. К третьему дню вовлеченность составила (в среднем ) около 80%

Заключительное анкетирование дает богатый материал для оценки, однако свою анкету мы будем дорабатывать, т.к. не на все свои вопросы мы смогли получить ответы. Например, по нашей анкете только косвенно можно оценить, хорошо или плохо было проведено занятие по данной теме. Т.к. вопрос сформулирован так: Какие дисциплины были важны для вас? (оцените по 5-бальной шкале). Если педагог, скажем, хорошо знаком с конкретным заповедником и заповедным делом, для него не слишком важна лекция по истории заповедного дела. Хотя вполне возможно, что лектор ее хорошо изложил. И т.п.

Приложение 4

Итоговая анкета участника семинара

Заполните, пожалуйста, анкету по итогам прошедшего семинара. Ваши ответы помогут нам в работе над программами будущих семинаров.

  1. Оцените, пожалуйста, (5 – высшая оценка), в какой мере программа этого семинара:

  • интересна

  • полезна

  • отвечает на Ваши вопросы

  • необходима Вам и Вашим коллегам по работе

  • применима в практике Вашей работы

  • нова

  • неожиданна

  • изменила Ваши представления о деятельности

  • изменила Вашу профессиональную позицию

  • могла бы быть дополнена следующим ____________________________________

  1. Оцените, пожалуйста, различные стороны семинара:

Очень высоко высоко средне низко очень низко

содержание курса

квалификация ведущих

общая организация семинара

организация проф. общения

обеспечение литературой

условия проживания

питание и обслуживание

  1. Удовлетворены ли Вы своей работой на семинаре? (Нужное подчеркнуть)

Да; скорее да; трудно сказать; скорее нет; нет..

4. Что в ходе этого семинара было наиболее привлекательно для Вас?____________________________________________________________________

5.Что в работе семинара Вас не устраивало?____________________________________

6. Повлиял ли этот семинар на Ваше

представление о: (обозначьте крестиком)

скорее да трудно сказать скорее нет

Вашей профессиональной деятельности

Вас самих

Людях, с которыми Вы работаете

Задачах, которые Вам предстоит решить

7. Какие дисциплины были важны для Вас?

(оцените по 5-ти балльной шкале)

  • возрастная психология и тестирование в экообразовании

  • формы взаимодействия с заповедником

  • история заповедного дела

  • экологические игры

  • организация школьных факультативов и экопрактик/лагерей

  • организация экологических акций и праздников

  • междисциплинарные связи и их роль в экообразовании

  • базовые документы в области экообразования

  • методические материалы для экообразования

  • организации-партнеры и ресурсы в области экообразования

  • обзор периодической печати для экообразования

  • исследования химии воды

  • программа БИОТЕСТ

  • биоинтенсивное земледелие

  • обмен опытом с другими участниками семинара

  • иное (что именно?) ________________________________________________________

Как Вы думаете, кого из Ваших коллег (учителей, библиотекарей и т.д.) заинтересовало бы участие в подобном семинаре - укажите, пожалуйста, ФИО и организацию (1-2 чел.).

__________________________________________________________________________

Ф.И.О. заполнившего анкету _________________________________________________

Самые удобные координаты для оперативной связи с Вами _______________________

Изучала ____________________ иностранный язык и (подчеркните нужное):

читаю со словарем (удовл.), могу объясняться (хор.), изучаю в наст. вр.

Сотрудники Центрально-Лесного государственного природного биосферного заповедника благодарят Вас за сотрудничество и желают успехов в Вашем нелегком труде!

В последний день:

  • По примеру ЭкоЦентра "Заповедники", предложить открытки, чтобы каждый написал свое пожелание участнику следующего семинара. Это поможет участникам следующих курсов адаптироваться быстрее.

  • Не забыть предложить заключительную анкету (перед вручением сертификатов)

  • Вручить сертификаты или свидетельства об окончании курсов

  • Положить красочный альбомчик "для впечатлений" (или не класть сразу, но чтобы он был наготове, когда его попросят, чтобы написать вам все хорошее, свои впечатления. Если у вас все прошло хорошо, альбом обязательно попросят).

По итогам курсов:

  • Не забыть отправить благодарственные письма в РОНО каждого района (по крайней мере, после первых семинаров, пока РОНО не привыкнут посылать к вам людей).

  • В отдельную тетрадку записать свои впечатления (мы старались это делать ежедневно), особенно упущенные возможности. При подготовке следующих курсов останется только туда заглянуть - и восполнить пробелы.

  • Для каждых курсов мы завели папку материалов, чтобы не нагружать память. В папке - все материалы - программа и письма в РОНО, анкеты, оценки дня, по 1 копии всех розданных материалов и т.д.

В заключении, желаем вам успехов в нашем общем деле.

При возникновении вопросов, обращайтесь по адресу:172513 Тверская обл., Нелидовский р-он, п/о Заповедник. Рубцовой М. Н., Кочетковой Д. В.

(08266) 22-4-16

okovfors@

Приложение 5:

Адреса организаций-распространителей литературы и методичек, видео-фильмов и слайдов по экообразованию

Фонд Сороса

113184 Москва, Озерковская наб., 8

тел. (095) 787-88-11

факс (095) 787-88-22

Институт устойчивых сообществ

Проект РОЛЛ

117312 Москва, а/я 85

тел. (095) 937-50-02

факс (095) 937- 50-03

Миланова Елена Валентиновна

Екатерина Лебедева

isc@

Эколого-просветительский Центр "Заповедники"

117218 Москва, Нахимовский пр-т., 27 (Ин-т. Экономики), 15 эт.

Тел/факс (095) 129-06-88

Тел. (095) 332-48-28

chipmunk@

Публикации для ООПТ на сервере "WildNet – заповедная информационная сеть"

Представительство ISAR в Москве

ИСАР

121019 Москва, а/я 210 (ул. Чаянова, д.4, под.2, код 234, кв. 13))

тел. (095) 251-76-17

факс (095) 251- 76-17

Мила Богдан, Эми Маквей

Clearh@online.ru

Российское представительство Всемирного Фонда дикой природы WWF

125319 Москва, а/я 55

тел. (095) 915-35-15/54-04

wwfrus@

Фонд покровительства диких животных

129069 Москва, Хлебный пер., д.19Б.

тел. (095)203-16-66б 202-29-25

факс: (095) 726-59-35

Галина Александровна Зуева

ifaw@

Социально-Экологический Союз (СОЭС)

117312 Москва, ул. Вавилова, 41, оф.. 3

(095) 124-79-34

Святослав Забелин

Виктория Колесникова

Soceco@ecoline.ru

Благотворительный Фонд Центр Охраны Дикой природы СОЭС

117312 Москва, ул. Вавилова, 41, оф.. 2

тел. (095) 124-71-78 /50-22

факс (095) 124-71-78

Ирина Чебакова, Екатерина Павлова, Юлия Кулешова

Союз Охраны Птиц России

129278 Москва, ул. Кибальчича, 6, корп. 5 комн. 110

(095) 283-12-02

Елена Лебедева, Татьяна Свиридова

Детская лесная республика "Гамаюния" и клуб "Гамаюн"

214000 г. Смоленск, ул Коммунистическая, 1/9

Дворец творчества детей и юношества

Лаборатория экологии и охраны природы МГУ

119899 Москва, Воробьевы горы, МГУ, биофак, комн. 575, 577

(095) 939-27-65, 939-50-19

Кавтарадзе Дмитрий Николаевич

Ecolab@

Ассоциация "Экосистема"

109072 Москва, а/я 427

(095) 959-04-95, 354-35-48

Александр Боголюбов

Abogol@

Ассоциация экологического образования

Журнал "Вестник АсЭко" индекс по каталогу "Газеты и журналы" 72995

Вадим Калинин

Vkalinin@

Журнал "Игорный дом"

236000 г. Калининград, а/я 1477

тел/факс (0112) 437286

ecodefense@

Киновидеостудия "КВАРТ "

125190 Москва,

Ленингадский прсп., 80/2 Корп.17

(095) 158-89-23

факс(095) 158-73-03

Центр "Планетариум"

123242 Москва, ул. Садово-Кудринская, 5

(095) 200-14-18/ 08-80

факс (095) 200-00=15

Скрипкина Елена Алексеевна, Байкова Анна Константиновна

Студия "Диафильм"

101000 Москва, Старомонетный пер, 7

(095) 924-14-40, 921-72-45

факс(095) 928-87-62

Пятанов Леонид Петрович

Фирма "Media-Club" отделение экоцентра МГУ

119899 Москва, Воробьевы горы, МГУ, экоцентр

(095) 289-34-03

факс 289-35-67

Зуев Алексей Васильевич

Центр кинопропаганды по проблемам безопасности

125047 Москва, Лесная, 27

117119, Москва, Ленинский прсп. 42, к.2

тел (095) 251-16-12 /36-14, 930-83-06

факс(095) 251-29-10

Белякова Наталья Алексеевна

Киностудия "Мультфильм"

103006 Москва, ул. Долгоруковская, 23а

тел. (095) 978-55-43

факс (095) 973-22019

Скулябин Сергей Анатольевич

Киностудия "Центрнаучфильм"

125445, Москва, Валдайский пр. 16

(095) 455-91-01 факс(095) 455-60-41

Агеева Елена Сергеевна

129



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Заповедные территории и люди (1)

    Документ
    В настоящий сборник вошли материалы опыта работы специалистов особо охраняемых природных территорий по организации экологических лагерей, экологических троп, клубов друзей, музеев и выставок, волонтерской деятельности и др.
  2. Заповедные территории и люди (3)

    Документ
    Заповедные территории и люди. Опыт работы со школьниками: методики, программы, сценарии. Выпуск II / Эколого-просветительский Центр "Заповедники" - М.
  3. Заповедные территории России в прибрежной зоне Японского моря

    Изложение
    Документ содержит изложение содержательной части проекта доклада Российской Федерации на русском языке, подготовленного в рамках выполнения международного Плана действий NOWPAP в дальневосточном регионе: «National Report of the Russian
  4. Природно-заповедные территории имеют важное значение в решении проблем взаимоотношений между обществом и природой

    Документ
    Природно-заповедные территории имеют важное значение в решении проблем взаимоотношений между обществом и природой. Только на неэкс-плуатируемых участках можно изучать развитие природных процессов, динамику биогеоценозов и ряд других
  5. Житие заповедных зверей и людей

    Документ
    Когда-то человек отвоевывал территорию у девственной природы, приспосабливая ее для своих нужд. Поначалу борьба была трудной. Человек шел на природу практически с голыми руками.

Другие похожие документы..