Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Требования к студентам: Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь базовые знания в области экономической теории в объеме «Микроэкономика-...полностью>>
'Интервью'
"Нами разработан очень интересный новый проект «Санация, реконструкция и модернизация жилого фонда РФ с учетом энергосбережения», имеющий большое...полностью>>
'Урок'
Мета уроку: Розкрити проблему глобальних змін клімату, його можливі наслідки для України, нашого регіону; формувати науковий світогляд на основі цілі...полностью>>
'Документ'
- М.: Наука, 1991 – 199с. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. - М.: Политиздат, 1990 – 415с. Касавин И....полностью>>

Выступления (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государство, Родина, патриот, Отечество, гуманизм, гражданин, ветеран, столица, Урал, красота, сердце, планета, любовь, семья, Отчизна, поколение.

Задание. Чем объединены эти слова? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Комплексный анализ текста

Задание. Определить тему данного текста, основную мысль текста. Совпадает ли ваша точка зрения с авторской? Аргументируйте свою точку зрения. Озаглавьте текст. Выпишите опорные слова.

«В русском языке ласковых слов больше, чем в любом ином. Не само собой, не по чьей-то прихоти возникает слово. Его создает народ по своей потребности.

Страна Россия. Речка Рось. Роса. Росинка. Росиночка.

Даже в тяжкую пору войны не загрубела душа русская. Оружие назвал не «тигром», не «пантерой», а «катюшей». (А.Митяев) »

3. Задание может быть и таким: Закончить пословицы и поговорки:

Лишь тот зовется патриот,

Кто в бой идет за свой… (народ)

Кто умеет любить Родину,

Тот умеет ненавидеть… (врага)

Народ того зовет героем,

Кто бьет врага смертельным… (боем)

Таким образом, воспитание гражданственности и патриотических чувств возможно на уроках русского языка, оно реализуется через дидактический материал.

  1. Сочинения

Неограниченные возможности в формировании нравственных качеств, в воспитании гражданственности и патриотизма имеют сочинения-миниатюры, к написанию которых мы долго готовимся. Голословные рассуждения на тему патриотизма не способны заинтересовать детей, поэтому я стараюсь использовать на своих уроках разные методические средства: репродукции картин и фотографий с военной тематикой, экранизации художественных фильмов, патриотические песни.

Для сочинения беру такие темы, как «Незаметный герой» или «Хочу ли я служить в армии?». Дети ищут, находят и описывают людей, которые спасли человека, предотвратили какую-то беду. Очень важно ненавязчиво подчеркнуть, что такое настоящий патриотизм. Поговорить о людях, которые, не ожидая наград, делали свое дело как умели, и сделали его честно. О тех, кто строил «Уралмаш», БАМ, голодая и умирая от болезней, только потому, что это надо было Родине, своей единственной и лучшей в мире стране... Говорю о том, что патриотизм не в пламенных речах с трибуны, а в обычной посадке дерева около школы или дома, даже в том, чтобы не бросать билетики на землю, выходя из автобуса. Итог такой работы – эссе, в котором ребенок выскажет сокровенные мысли..

5. Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания. Например: 1) «Прочитайте в «Школьном толковом словаре» и «Словаре иностранных слов» словарные статьи, посвященные слову «патриот, патриотизм». Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему «Что значит - быть патриотом». 2) «Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?»

6. Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: «Тире между подлежащим и сказуемым» (8 кл.) – Родная сторона - мать, чужая - мачеха; Родина - мать, умей за неё постоять; «Прилагательные полные и краткие» (5 кл.) – Своя земля и в горсти мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило; Земля родная - колыбель золотая. «Степени сравнения имен прилагательных» (6 кл.) – Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти.

8. Предлагаю творческие задания. Например, дополните поздравление с Днём независимости, включив в него деепричастия или деепричастные обороты. Прочитайте друг другу, поставьте оценки в оценочный лист.

Карточка №1.

____________________, желаю тебе, дорогой друг, ценить независимость и свободу. Стремись хорошо учиться, чтобы, _________________________, быть полезным своей Родине. _______________, думай об окружающих тебя людях. Будь достойным гражданином нашей страны.

Карточка №2

Дорисуйте картину зимнего утра, добавив деепричастия или деепричастные обороты. Прочитайте друг другу.

Наконец из-за горизонта выглянуло солнышко,______________. Снег заискрился, ____________________. Я остановился, ________________________. Как хорошо вдыхать морозный воздух, __________________. _____________, я представляю себя в зимней сказке.

9. Любовь к родной природе - одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей. В упражнениях учебников много текстов - описаний природы классиков русской литературы.

Систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к составлению собственных сочинений «Любимый уголок природы», «А у нас во дворе». Так постепенно формируется любовь к своей малой родине.

А в результате появляется детское издательство «Школяндия», которое сегодня объединяет авторов и художников-оформителей. Издательство выпускает сборники (выпущено 2 сборника «Слово о маме» и «Слово об учителе»), книжки-малышки из серии «Для самых маленьких» (издано 157 экземпляров): «Символы России» (сказки о том, что такое флаг, герб, гимн, как они возникли), сборники «Твои права», куда вошли рассказы ребят на такие темы, как «Право на имя», «Право на жизнь».

Уроки литературы – это важное средство патриотического воспитания. Несколько слов о нетрадиционных уроках. Приведу несколько примеров.

1. Урок-закладка по произведениям К.Г. Паустовского «Телеграмма», Б. Екимова «Живая душа», «Ночь исцеления», главная цель которого построить храм души. Во время этого урока используются такие приемы, как пустые бланки телеграмм, отпечатанная каждому формула Закона вечности.

2. Урок-рандеву «Как живой с живыми говоря», посвященный лирике С. Есенина.

3. Уроки-конкурсы «Час поэзии и …души» (во время такого урока передается из рук в руки свеча, и читаются любимые строки Ф.Тютчева, С. Есенина).

4. Уроки-благодарности (на таких уроках звучат признания любви писателям: это строки из сочинения, театрализация отдельных эпизодов, выразительное чтение любимых строк). Считаю, что такие уроки помогают лучшему усвоению культурно-исторических ценностей нашей общества.

Важным средством патриотического воспитания является внеурочная работа по предмету: это организация литературных гостиных, посвященных писателям, поэтам. Например, «У Есенина день рождения», когда воспитанники 5-6-х классов приходят в гости на день рождения к поэту, где их ждут: слово о хозяине, игры и конкурсы, в которые когда-то он играл, его стихи и, конечно, угощения. Для старшеклассников традиционны литературные гостиные «История русского романса», «Ты бы пошел с ним в разведку? (разговор о В.Высоцком), «Подвиг любви и добра» (по поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины»).

Одним из видов внеурочной деятельности является защита проектов патриотической направленности, которые всесторонне демонстрируют не только учебные результаты ребенка, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося в той или иной области, полученных самостоятельно. Вот только некоторые темы проектов, с которыми выступали мои воспитанники: «Образ Георгия Победоносца на Гербе Российской Федерации»; «Маленькая Кушва – осажденному Ленинграду».

Как классный руководитель веду большую внеклассную работу по патриотическому воспитанию. Использую следующие формы:

1. словесные (беседы, лекции, доклады, диспуты, встречи).

2) практические:

- походы (мои воспитанники любят походы на горы Благодать и Синюю, на озера Увильды и Щучье, где они не только отдыхают, но и узнают историю данного места, проводят акции по уборке мусора).

-экскурсии (совершаем экскурсии в музеи города, в музеи предприятий: вагонного депо, локомотивного депо. Экскурсии воспитывают визуальную культуру, нравственно-эстетическое отношение к действительности).

- спартакиады (мы постоянные победители школьной олимпиады в честь учителя физкультуры, ветерана педагогического труда Н.М. Слепокуровой);

3) наглядные

-Стали традиционными выставки-презентации исследовательских работ воспитанников.

В классном коллективе в течение 2-х последних лет открыт Клуб интересных встреч (в гости к воспитанникам приходят интересные личности города: ветераны войны, поэты, спортсмены, молодые люди, отслужившие в рядах Российской армии). Темы встреч в клубе: «У нас в гостях участник Московской битвы Кожин А. П.»; «У войны не женское лицо» (Встреча с тружеником тыла, ветераном Великой Отечественной войны Полыскаловой Л.К.); «В Кремлевском Президентском…» (встреча с Андреем Лапшовым – ветераном полка), «Металлург, поэт, турист, почетный гражданин города – Сергей Ханжин».

В коллективе работал классный кинотеатр. Воспитанники посмотрели и обсудили фильмы, ставшие классикой российского кино: «Девятая рота», «А зори здесь тихие», «Брестская крепость», «Я русский солдат», «Сильные духом». Во время обсуждения фильма мы говорим и о том, что такое патриотизм, кто такие патриоты. Приходим к выводу: настоящий патриотизм не в выпячивании себя как патриота, не хождение под знаменами с песней, а способность делать важное и нужное тогда, когда об этом не просят, когда этого не видят и за это не награждают. Говорим о людях, которые не ожидая наград, делали свое дело как умели, и сделали его честно. Обязательно стараюсь привести примеры из нашей школьной жизни. Например, о том, как мальчики класса после экскурсии в локомотивное депо очистили памятник воинам-железнодорожникам от снега.

На протяжении ряда лет главными формами патриотического воспитания учащихся являются такие формы, как игра «Зарница», поездка в воинскую часть № 6748 (отряд специального назначения Министерства внутренних дел), классные часы, посвященные Героям России, уроки Мужества, социально-значимые акции «Дорогой добра», «В гостях у ветерана», необходимые для создания условий для выражения личностной, патриотической и гражданской позиции. Темы классных часов по патриотическому воспитанию разнообразны: «Учитель – это свеча…», «О добрых людях Земли русской», «Виват, Ушаков!», «Зажгите свечи» (посвящался выводу советских войск из Афганистана), «Чернобыль – черная боль».

Стоит отметить, что большое значение для воспитания патриотизма имеют народные праздники: «Праздник праздников, торжество торжеств» (посвящен Пасхе), «Кузьминки», Рождественские посиделки», «Раз в крещенский вечерок…». Данные мероприятия позволяют формировать у детей подлинную любовь и уважение к Родине, русской самобытной культуре, народному творчеству и искусству.

С моими воспитанниками мы много путешествуем по родному краю. В течение четырех лет побывали в г. Невьянске: Невьянская наклонная башня, историко-архитектурный музей, Спасо-Преображенский собор. Запомнилось посещение Кунгурской ледяной пещеры. С удовольствием посетили село Нижние Таволги, находится завод художественной керамики и частная гончарная мастерская. Здесь учились лепить из глины! Побывали в селах Нижняя Синячиха, Коптелово. Последняя поездка – туристско-паломническая «Романовы на Урале», во время которой посетили Храм-на-Крови, Ганину Яму, Дом-музей П.И. Чайковского, монастырь Новомучеников и Исповедников Российских. Такие поездки помогают лучше узнать прошлое родного края, воспитывают в них гордость за свой Урал.

Формирование истинного патриота своей Родины - дело благодатное, значимое. И серьезное. Какое глубокое удовлетворение испытываешь от этой работы! А главное убеждаешься и веришь в то, что дело не пропадет даром, что твои питомцы вырастут настоящими гражданами своего Отечества!

Патриотическое воспитание детей в условиях дополнительного образования

Сартаева Евдокия Ивановна

МБОУ ДОД «ЦРТДиЮ» Таттинского улуса

Республики Саха (Якутия)

  “Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота своей Родины…Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов” – так записано в государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 и разработана она в соответствии  с  Концепцией  патриотического  воспитания  граждан  Российской  Федерации.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач образовательных учреждений, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Сегодня и в образовательной практике и в педагогической науке патриотическое воспитание учащейся молодежи наполняется новыми смыслами, а цель патриотического воспитания – социально активная, ответственная личность со сформированной гражданской позицией, устойчивой ценностной системой и личностными характеристиками.

Если обратиться к словарному определению “патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу” (Ожегов). То есть, это любовь к родным местам, отчему дому, к малой своей Родине. Это и гордость за свой народ, и за свою страну. Это ощущение единства со всем окружающим, это желание сохранять, приумножать богатства своей страны. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь, то есть ту малую, близкую свою Родину, которую знаешь и в которой живешь с детства, которая является началом большой Родины, необъятной России.

Народ говорит: “Дерево без корней не растет”. Уважение к собственным “корням” – одно из условий самоуважения и личного достоинства человека.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Сегодня мы видим отлучение ребенка от обычаев и традиций родного народа, от его духовной культуры и философии, накопленной за многовековую историю жизни. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Снижается мотивация ребенка к учебе, увеличивается число правонарушений. Дети не всегда умеют правильно распределять свое свободное время, отсутствуют навыки самоуправления и самоорганизации. А психология растущего человека и его возрастные особенности требуют активной деятельности, совместной игры со сверстниками, где они демонстрируют свои знания и силы, способности, реализуют свои мечты и самовыражаются. То есть ребенок проходит жизненную социализацию среди своих сверстников, среди тех групп, где им интересно, где им комфортно, где их слышат, понимают, принимают. Здесь у детей и подростков самое результативное средство развития как личности. И возникает вопрос: куда ходит наш ребенок, с кем общается, чему учится, и каким он вырастет? Таким образом, назревает жизненная необходимость создания системы по развитию современной, саморазвивающейся, самовоспитывающейся, самоопределяющейся личности ребенка; системы, формирующей у детей и подростков социально–психологические качества, навыки и умения, необходимых человеку и определяемые понятием «патриот».

         Патриот – это человек, который горячо любит свою страну, свою малую родину, учится и трудится на её благо, приумножая её богатства.

В связи с этим возрождение патриотического воспитания детей и подростков стало одним из приоритетных задач системы воспитательной работы нашего «Центра развития творчества детей и юношества».

Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей нового содержания, новых форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Учреждение дополнительного образования детей, благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за его социализацию. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Наш педагогический коллектив разработал программу «Я люблю свое село» совместно с воспитанниками и их родителями сроком на 2 года. Программа рассчитана на все возрастные группы, так как в наш Центр ходят заниматься дети от 6 до 18 лет из 4-х школ села. Для выполнения программы ведется плановая работа коллективом участников образовательной программы: педагогов, детей, родителей. Патриотическое воспитание должно осуществляться с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.

Целью программы является: - Через любовь к родному селу к любви большой Родины.

Задачи нашей программы:

  1. Отработать наиболее эффективные формы и методы патриотического воспитания.

  2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.

  3. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания Центра представителей всех организаций и учреждений села.

  4. Проводить мониторинг реализации программы.

  5. Принимать участие во всех мероприятиях по гражданско-патриотическому воспитанию в селе, улусе и в республике.

Формами организации патриотической работы могут быть коллективные, индивидуальные, групповые и массовые виды деятельности коллектива детей, педагогов и родителей. Поскольку в Центре ведутся кроме воспитательных мероприятий, и учебные занятия, то работа по гражданско – патриотическому воспитанию ведется и в теории и на практике. То есть дети, здесь посещают кружки, кроме этого проводят свое свободное от учебы время, занимаясь на разных воспитательных мероприятиях по своим интересам, ходят со своими педагогами и наставниками на выставки прикладного, научно-технического, художественно-эстетического творчества, праздники, походы, экскурсии, организуют встречи с известными людьми, писателями, артистами, художниками, народными мастерами и другими специалистами самых разных направленностей, проводят игры, соревнования, викторины, участвуют на художественных концертах, фестивалях, сами организуют или участвуют в других делах, запланированных в каждом творческом объединении по направлениям образовательных программ. Реализация программы основывается на социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, и единства образовательной и воспитательной среды. Для решения поставленных задач мы активно используем имеющееся в селе социально-педагогическое пространство, сотрудничает с музеями, библиотеками, отделом культуры и другими общественными организациями.

Наша программа включает в себя 6 направлений:

  1. Направление: «Связь поколений».

Задачи:

- Воспитывать гордость за народных героев.

- Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

- Способствовать формированию у обучающихся чувства ответственности за будущее страны.

Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

2. Направление: «Растим патриота села».

Задачи:

- Воспитывать к пониманию своих прав и прав другого человека.

- Формировать культуру поведения.

- Формировать у детей систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

3. Направление: «Мой край родной».

Задачи:

- Изучать историю родного края.

- Воспитывать в обучающихся любви к родному краю, как к своей малой Родине.

- Формировать культурно - экологическое поведение.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

4. Направление: «Я и моя семья»

Задачи:

- Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

-Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей. - Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

5.Направление: Здоровый образ жизни.

Задачи:

- Воспитывать культуру физического здоровья.

- Воспитывать культуру здорового питания.

- Проводить систематически совместные с родителями спортивные праздники.

Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.

  1. Направление: «Милосердие».

Задачи:

- Воспитывать внимательное отношение к окружающим.

- Проводить тимуровские движения в селе.

- Формировать в детях чувство сопереживания, сочувствия.

Формы: беседы, родительские собрания, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

  1. Знаниевый компонент, основанный на занятиях в кружках.

  2. Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.

  3. Систему тематических бесед, творческих встреч и воспитательных мероприятий.

  4. Участие в тематических конкурсах, выставках.

  5. Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.

Военно-патриотический клуб как форма организации патриотического воспитания учащихся

Камакаева Резеда Равильевна

МБОУ «Бичуринская СОШ»

Пермский край

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. Система гражданско-патриотического воспитания нашей школы в структуре воспитательного пространства представляет собой единство деятельности школы с органами местного самоуправления, общественными организациями, родительской общественностью, образовательными учреждениями.

Конечно, на селе существуют объективные трудности, которые усложняют воспитательную работу. Они связаны, например, с удаленностью специализированных объектов патриотического воспитания, таких как музеи, мемориальные комплексы, культурно-этнографические центры. Однако есть и свои преимущества. К ним относятся:

  • Компактность воспитательной сферы – т.е. возможность подключить к патриотическим мероприятиям всех заинтересованных односельчан и охватить проводимой работой всех учащихся;

  • Коммуникабельность субъектов внутри сферы – доверительность в общении, возникающая в силу личного знакомства и дружеских связей многих участников патриотических мероприятий, как детей, так и взрослых;

  • Прикладной характер методов воспитания – обращение к местному историческому опыту, народному искусству, культурному наследию;

  • Получение результатов – небольшое число учащихся позволяет педагогу занять каждого из них в той или иной форме работы и установить быструю обратную связь.

Гражданско- патриотическое воспитание школьников проходит в двух направлениях:

  • Формирование основ патриотизма. Это изучение истории России в процессе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа, повествующими о его героической борьбе, подвигах и талантах соплеменников. Кроме того, ознакомление с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации, их популяризация;

  • Развитие патриотических чувств. Данное направление работы связано с деятельностью военно-патриотического клуба, спортивных секций, музея.

Проверенной и положительно зарекомендовавшей себя формой организации патриотического воспитания учащихся является военно-патриотический клуб. Благодаря участию в работе клуба ребята улучшают уровень физической, волевой, психологической подготовки. А последнее особенно важно для старшеклассников, которые готовятся к службе в армии.

С 2006 года в нашей школе активно начал действовать военно-патриотический клуб «Сыны Отечества», памяти выпускника, погибшего на афганской войне. Ведется совместная работа с членами районного клуба ветеранов афганской войны, проводятся встречи с матерями погибших воинов.

Ответственной работой для первых выпускников клуба являлась подготовка базы для занятий - сооружение единой полосы препятствий на территории школьной спортивной площадки. Сейчас там проводятся тренировочные занятия и спортивные соревнования.

В 2007 году впервые провели соревнования по полиатлону между школами района совместно с детско-юношеской спортивной школой, военным комиссариатом, районным управлением образования на приз памяти афганца Рината Батыркаева. Соревнования проходили по таким видам спорта как бег на 1000 м, прохождение полосы препятствий, стрельба из пневматической винтовки, сборка и разборка автомата Калашникова, подтягивание на турнике, метание гранаты.

В 2008 году на базе школы была проведена районная военно-спортивная игра «Зарница -2008», где команда школы заняла первое место. Команды соревновались по следующим этапам: прохождение полосы препятствий, установка палатки и ориентирование, оказание первой медицинской помощи, надевание защитного костюма и противогаза, разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из пневматической винтовки, силовые упражнения и др. Команда «Сыны Отечества» защищала честь района в краевой игре «Зарница - 2008», «Зарница - 2010».

За годы деятельности клуба члены военно-патриотического клуба дважды выиграли грант в конкурсе социально- культурных проектов ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь», стали победителями в муниципальном туре и дипломантами первой степени в региональном туре конкурса детских социальных проектов «Родина моя – мой Пермский край» в рамках VIII Всероссийской акции «Я – гражданин России». За два года работы клуба проводилась поисковая деятельность; издан буклет в память о погибшем выпускнике школы; создана электронная Книга Памяти ветеранов афганской войны района; презентационные фильмы о 3 выпускниках Бичуринской средней общеобразовательной школы, о 2 выпускниках других школ района, погибших в локальных войнах, проведена патриотическая конференция «Формирование патриотического сознания школьников на примере воинов-интернационалистов». Особую значимость конференции придало участие в конференции членов Всероссийского общественного движения «Боевое братство», Пермской краевой общественной организации инвалидов войны в Афганистане, общественной организации Пермского края семей погибших военнослужащих в локальных войнах, военного комиссара района, членов районного клуба ветеранов Афганистана, родственников погибших солдат.

Клуб также помог в профессиональной ориентации выпускников.

Единое воспитательное пространство, создаваемое совместно с местным самоуправлением, районным управлением образования, районным военным комиссариатом, общественной организацией ветеранов Афганской войны, советом ветеранов поселения, ветеранами Великой Отечественной войны, образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования позволяет становиться нашим воспитанникам милосердными, социально активными, духовно твердыми, ответственными, творческими, волевыми, патриотически сознательными гражданами. Мы уже можем смело утверждать, что патриотическое воспитание не просто имеет эпизодический характер, а закладывается в систему.

«Подготовительная программа по патриотическому воспитанию младших школьников в коррекционной школе»

Лебедева Лариса Евгеньевна

МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат №4» г.Перми

В коррекционной школе – интернате № 4 для детей с ограниченными возможностями здоровья работаю 27 год. В основном в школе организованы интегрированные классы, в которых обучаются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Многие из них имеют массу сопутствующих физических и психических заболеваний, такие, как задержку психического развития, умственную отсталость, недоразвитие речи, нарушение слуха и зрения, пространственные нарушения и т.п. Только часть из них посещала специализированный детский сад, развитием и воспитанием остальных занималась семья. Цели и задачи обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой – глубоко специфичные. В данной школе коррекционное развитие как специально организуемый и направляемый процесс неразличим и не может существовать вне коррекционного обучения и воспитания. Под коррекционным воспитанием понимаю воспитание таких качеств личности, которые позволили бы детям адаптироваться в социальной среде.

У наших учеников представления расширяются постепенно. Система обобщенных знаний о явлениях общественной жизни формируется лишь к концу 3 класса. Этому способствует овладение детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру. Подготовка к патриотическому воспитанию начинается в младших классах, которая осуществляется как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности и предполагает включение детей в разнообразные виды социально значимой деятельности.

Учителя начальной школы не первый год работают по программе «Культура общения». Данная программа является пропедевтической частью нравственно – патриотического воспитания в школе.

Задача данной программы воспитать человека, который бы ощутил свою значимость, свою ответственность, своё место в современном культурном контексте. Нравственная суть жизни человека складывается из его отношения к природе, обществу, самому себе. Следовательно, цель воспитания – сформировать культуру общения с окружающим миром, научить видеть, понимать, оценивать, принимать, соединяя работу ума и сердца.

Работа по данной программе в начальной школе выполняет следующие функции:

Воспитательно-формирующая функция реализуется в повседневной деятельности школы, направленной на воспитание гуманного поведения учащихся.

Психолого-развивающая функция обучения пробуждает интерес к себе, к своему внутреннему миру, служит одной из психологических основ самовоспитания и самосовершенствования.

Коррекционная функция имеет в виду деятельность учителя, психолога, логопеда, направленную на своевременную коррекцию поведения и недостатков в развитии и воспитании.

Принципы программы:

  1. Физическая и психологическая комфортность.

  2. «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка).

  3. Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватных возрасту.

  4. Акцент исключительно на положительные эмоции ребёнка.

  5. Активное включение воображения и его словесное закрепление.

  6. Опора на жизненный опыт ребёнка.

  7. Диалогическое общение воспитанника и педагога.

Программа состоит из 5-х модулей, которые находят своё отражение в разных образовательных областях: гуманитарной, обществоведческой, естественнонаучной. Изучение по данной программе осуществляется на уроках и во время внеурочной деятельности с использованием различных форм и приёмов активного обучения.

1. Ценность человеческого «Я».

Содержание первого модуля направлено на то, чтобы привлечь внимание ребёнка к самому себе, своим поступкам, словам, мыслям, чувствам, возможностям, способностям, желаниям. Умение анализировать можно сочетать с умениями давать оценку. Программа построена так, что акцент делается только на положительных оценках. Способности есть у каждого. Вспоминая в ходе игры ситуации из своей личной жизни, дети сами приходят к такому выводу.

2. Человек и природа.

Взаимоотношения Человека с природой в школе уделяется много внимания. Но акцент ставится на том, что природу надо охранять. Есть и другой взгляд на эту проблему: человек учится понимать природу, уважать её законы, постигать своё единство с ней. На развитие понимания природных явлений, на воспитание чувства близости человека и природы направлены мероприятия, входящие в данное направление программы.

3. Человек и другие люди.

Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений. С помощью мероприятий данного модуля педагоги формируют представления о человеке, как о главной ценности общества, дают им начальные сведения о Конституции, правах человека и ребенка.

Человек живёт среди других людей. Родители и дети, друзья и приятели, коллеги, единомышленники, соседи, партнёры составляют созвездие каждого человека. Как находить друзей? Как строить отношения с ними? Как научиться жить в мире и согласии? Эти и другие вопросы включены в третий блок.

4. Моя Родина.

Задачи данного модуля - это привитие детям любви к своей малой Родине: месту, где родился, семье, в которой растёшь; привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических сведениях Отечества.

У учащихся младшего возраста складываются базовые представления о «большом» и «малом» социумах, своем месте в них.

5. Обучение этикету.

В школу часто приходят дети, лишенные элементарных привычек и поведенческих навыков, поэтому в содержание учебно-воспитательной работы включены занятия, которые помогают подрастающему поколению овладеть необходимыми социальными формами общения с людьми.

Реализуя программу, я использую различные формы обучения – беседы, игры, классные часы, обсуждение рассказов, рисование, инсценировки, чтение и рассуждение о прочитанном, сочинения, рефераты, выпуск газет, экскурсии, встречи с интересными людьми, оформление стендов, разгадывание кроссвордов и т.п.

Вот некоторые примеры мероприятий, реализованные мной во внеурочной деятельности.

1. Ценность человеческого «я».

1. Кл. час «Я сильный» (обсуждение рассказа Ф. Кривина «Можно ли обижать больших» (1 кл)

2. Минутки – рассуждения: обращение внимания на те или иные слова, поступки детей. Как правильно поступить? (1-4 кл)

3. Конкурс «Лучший дежурный по классу (по столовой)»

4. Классный час «Хобби» (4 кл)

5. Выставка «12 апреля – День космонавтики». Беседа, конкурс рисунков. (4 кл)

2. Человек и природа.

1. Реферат о животном (совместно с родителями). (1 кл.)

2. Реферат о растении (совместно с родителями). (2 кл.)

3. Беседа – рассуждение «Может ли дерево стать другом для человека».(1 кл)

4. Конкурс на лучшую кормушку по результатам домашнего задания. Домашнее задание: изготовить кормушку вместе с родителями.(3 кл)

5. Рассказ по рисунку «Домашнее животное» (3 кл)

6. Плакаты с экологическим направлением: «Природа в опасности»(3 кл); «Птицы – друзья леса» (4 кл.)

7. Классный час «Бережное отношение к природе» - разгадывание кроссвордов. (3 кл)

8. Мероприятие с использованием ИКТ «Птицы наши друзья» (4 кл)

9. Обсуждение рассказа Ю. Аракчеева «Сидел в траве кузнечик»(1 кл.)

10. Конкурс на лучшее сочинение «Город, в котором я живу» (совм-е обсуждение с 4-б кл)

11. Рисунок на тему «Изменится ли мир, когда вы станете взрослыми» (4 кл)

12. Беседа «Что вокруг нас может быть опасным» (3 кл)

13. Знакомство со страницами Красной книги (3, 4 кл)

14. Экологическая викторина «Природа в опасности» (3 кл)

15. Выставка картин художников на тему «Весна наступила» (4 кл)

16. Трудовые десанты по уборке территории школы. (Ежегодно)

3. Человек и другие люди.

1. Рисунок на тему «Моя семья». Рассказ о семье.(1 кл)

2. Фотогазета «Мой класс – мои друзья» (1 кл)

3. Чаепитие-поздравление с днем рождения «Наша дружная семья» (1-4 кл)

4. Экскурсия по школе «Главное не здание, а знание» (О людях, которые работают в школе)(2 кл)

5. «Планета друзей». Мини игры на развитие коммуникативных навыков. (1 - 4 кл)

6. Подвижные игры «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» (2 кл)

7. Инсценирование сказки Сутеева «Под грибом» с использованием детских рисунков. (3 кл)

8. Реферат «Как я встретил Новый год» (совместно с родителями) (4 кл )

9. Совместный кл. час с 4-б классом в форме конкурсов

«Здравствуй, Зимушка – зима»

10. Совместный кл. час с 4-б классом по правилам дорожного движения «Как рождаются опасные ситуации на дороге».

11. Беседа – рассуждение «Как избежать беды» (О том, как надо себя вести при встрече с незнакомыми людьми) (4 кл)

12. Сочинение «Мой друг» (4 кл)

13. Конкурс на лучшую аппликацию праздничного костюма для мамы. (4 кл.)

14. Фотогазета «Школьные годы чудесные» (4 кл)

15. Праздник «Прощание с начальной школой»(4 кл)

16. Городской конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья» (Ежегодно)

4. Моя Родина.

1.Классный час «Мой город Пермь» с презентацией «Интересные памятники Перми»(3 кл.)

2. Посещение мероприятий в районной библиотеке. (Ежегодно)

3. Конкурс чтецов. Стихи о войне. (Ежегодно)

4. Пятиминутки – информация о важных событиях родного края, страны. (4 кл.)

5. Конкурс рисунков на тему «Праздничный салют» (1 кл.)

6. Участие в празднике «День Победы» (2 – 4 кл)

7. Классный час «Права ребёнка»(3-4 кл.)

8. Встреча с ветеранами ВОВ, работающими в школе. (3 кл.)

9. Беседа о символах нашей Родины.

10. Встреча с солдатом, отслужившим в армии. Подвижные игры «Мы ловкие, смелые…» (2 кл.)

5. Обучение этикету.

1. Кл. час «Здравствуй, школа!». Обращение с учебниками, школьными вещами; подготовка к уроку; порядок на парте и т.п. (1 кл.)

2. Игра «Вежливые прятки» (1 кл)

3. Настольная игра «Режим дня» (1 кл)

4. Обсуждение рассказа Ф. Кривина «Зачем нужно здороваться?» (1 кл)

5. Практическая работа «Гигиена рук». Памятка о правилах личной гигиены при простуде или гриппе.(1 кл)

6. Наблюдение за соблюдением правил поведения в столовой за столом. (3 кл)

7. Кл. час «Как вести себя в транспорте» (3 кл)

8. Кл. час «О заботливом отношении к людям». Обсуждение рассказов по данной теме. (3кл)

9. Беседа «Защитные механизмы человеческого организма» (4 кл)

10. Кл. час «Поговорим о вежливости» (3 кл)

11. Кл. час. Выполнение теста «Организм человека и охрана его здоровья», проверка – рассуждение. (4 кл)

12. Беседа «Мифы о «пользе» алкоголя» (4кл.)

13. Беседы о вреде курения в 4 кл.: 1) «Состав табачного дыма и его воздействия на организм человека»; 2) «Не начинай курить».

14. Сочинение на тему «Путь от дома до школы» по правилам дорожного движения.(4кл)

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой для детей с ограниченными возможностями здоровья начинается только в школе. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия педагогов и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Патриотлык тәрбияләү

Минашаева Гузелия Фаритовна

МБОУ «Школа №95» г.Казани

Бүгенге көндә патриотик тәрбия бик мөһим урын алып тора . Патриотизм яки Ватанпәрвәрлек-нәрсә ул? дигән сорауга гаять күпкырлы җавап бирергә мөмкин. Беренчедән, Туган илеңә мәхәббәт, туган шәһәреңә, авылыңа, халкыңа, гореф-гадәтләреңә, дин вә йолаларга хөрмәт. Иң мөһиме, битараф булмау. Ватанпәрвәрлек сүзенең тамыры - Ватан. Димәк, Ватаныңны ярату, хөрмәт итү, аны яклау вә саклау-безнең бурычыбыз.

Бездә ватанпәрвәрлек тәрбияләү буенча махсус дәүләт программасы төзелә. Бу документ 2006 елдан бирле гамәлдә инде. Аның нигезендә, тәрбия эшенә ел саен миллионлаган сум акча бүлеп бирелә. Әлеге акча төрле фестиваль һәм бәйгеләр уздыру, конференция, семинар, форумнар оештыру; фильм төшерү, спартакиадалар үткәрү, бүләкләр өчен тотылырга тиеш. Ә бу чараларны оештыру эшеннән бер генә министрлык та читтә калмый. Әйтик,мәктәпләрдә патриотик тәрбия бирүне оештыручыларның үзләрен укыту өчен мәгариф һәм фән министрлыгы гына түгел, Оборона министрлыгы да, хокук саклаучылар да җаваплы. Депутатлар шулай ук , Рәсәй хөкүмәтенә патриотик тәрбия белән шөгыльләнүче Шура булдырырга кирәк, ди. Ул исә, патриотик тәрбияне алга сөрү , бу юнәлештә махсус гуманитар программалар булдыру нигезендә дәүләт һәм иҗтимагый оешмалар эшен карап барырга тиеш булачак.

Бу патриотлык тәрбияләүнең бер омтылышы гына. Аны эчтәлек белән тулыландырырга кирәк. Ул патриотизм ясалма рәвештә генә булмасын иде.

Әгәр дә кеше үз илендә кешечә яшәсә, аннан да зур патриот була алмый, дип уйлыйм. Кеше үз илендә яхшы яши, теләгән белемен ала, яхшы акча эшли икән , әлбәттә, ул үз ватанын яратачак.

Әмма, эш эзләп аптыраган яшьләр күбрәк акча эшләү максатыннан чит илгә китү ягын карый. Бу-ил алдында глобаль проблема.

Патриотик тәрбия дигәндә, шулай ук, милли мәсьәлә дә бик зур роль уйный. Конституциядә язылганча, халыклар тигез хокуклы булырга тиеш. Әгәр шушы канун буенча яшәсәк, әгәр дә бу канунны ихтирам итсәк, халыкларның дуслыгы, туганлыгы патриотик тәрбия бирүдә зур роль уйнар иде.

Патриотик тәрбиягә мәктәптә зур урын бирелергә тиеш. Төрле класс сәгатьләре , әңгәмәләр оештыру, мәктәп күләмендә конкурслар бәйгеләр уздыру, 23нче февраль көненә , Җиңү бәйрәменә багышланган кичәне зурлап үткәрү . Билгеле,мәктәп күләмендә генә ниндидер чаралар күрү аз! Балаларны гаиләдә дә, балалар бакчасында да, театрларда да Ватан, Туган ил, Туган йорт төшенчәләренә мәхәббәт тәрбияләү зарур.

Матбугатыбыз, телевидениебез битараф калмасын иде. Кече яшьтәге сабыйлар өчен мультфильмнар, урта яшьләр өчен кино сериаллар, төрле тапшырулар булдырсыннар иде. Патриотик тәрбиягә шулай бергәләп алынганда гына уңай нәтиҗәләргә ирешеп була.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Выступление заместителя Председателя Правительства РФ александра Жукова на Первом ежегодном российском пенсионном форуме «Приоритетные направления развития пенсионной системы в Российской Федерации»

    Документ
    Выступление заместителя Председателя Правительства РФ Александра Жукова на Первом ежегодном российском пенсионном форуме «Приоритетные направления развития пенсионной системы в Российской Федерации»
  2. Выступления руководителей фсб россии в сми. 2006 год

    Краткое содержание
    В Москве состоялась ежегодная встреча директора ФСБ России Николая Патрушева с представителями иностранных спецслужб, правоохранительных органов и пограничных ведомств, аккредитованными в России.
  3. Выступление В. В. Путина

    Документ
    В соответствии с Конституцией Российской Федерации Правительство России представляет свой отчёт о работе Правительства за 2010 год. Я считаю нашим общим достижением, что Россия в очень сложный период глобального кризиса избежала серьёзных
  4. Выступление н. С. Хрущева на совещании писателей в ЦК кпсс

    Документ
    ХРУЩЕВ. Я только хочу предупредить, что эту бумагу я для вида взял. Я тоже разрешу себе на таком авторитетном собрании выступить и сказать по некоторым вопросам без подготовки, без конспекта и тем более без предварительно подготовленной
  5. Выступление Председателя Правительства Российской Федерации Путина В. В. на конференции в Волгограде

    Документ
    Добрый день, уважаемые коллеги, дорогие друзья. Мы встречаемся с вами накануне 9 мая. В каждой российской семье из поколения в поколение передается гордость за великую Победу, за подвиги наших отцов, дедов, а сейчас уже и прадедов,
  6. Выступление кандидата в президенты Республики Беларусь

    Документ
    Мы - накануне серьезного испытания для страны. И наши люди неравнодушны к тому, как проходит кампания по подготовке к выборам Президента. Я убедился в этом время поездок по стране.

Другие похожие документы..