Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
12 серпня на площі Незалежності пройшла Всеукраїнська олімпійська естафета "Передай вогонь перемоги!", присвячена участі українських спортс...полностью>>
'Рабочая учебная программа'
Рабочая учебная программа дисциплины "Финансовая математика" составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стан...полностью>>
'Документ'
з питань оформлення та направлення запитів, відповідно до Конвенції про правову допомогу та правові відносини у цивільних, сімейних та кримінальних с...полностью>>
'Документ'
ОАО «Саратовский институт стекла» (ОАО «СИС») создан в 1960 г. и является одним из ведущих прикладных институтов в РФ. Он работает в области производс...полностью>>

Выступления (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РАСТИТЕ ДЕТЕЙ ПАТРИОТАМИ

Афонасова О.В., Кравец Т.Н.,

«МБОУ гимназия №13»

г.Новосибирск

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.

В недавнее советское время все население превращалось в объект всеобщего коммунистического воспитания. В условиях начавшейся перестройки отказались от октябрятского, пионерского, комсомольского профсоюзного и иного движения.

В этих условиях и детям, и даже педагогам жизненно необходимы нравственные опоры, стержни, вокруг которых можно было бы организовать воспитательный процесс. Отсутствие единства обучения, воспитания и развития противостоит решению стратегических задач образования. Комплексный характер воздействия интегративной краеведческой деятельности на её субъектов позволяет решить данную проблему.

В процессе формирования гражданской позиции патриотического воспитания гимназия № 13 опирается на опыт своих социальных партнеров:

  • Общественной организации Российского Союза Молодежи;

  • Детской художественно-эстетической школы искусств «Весна»;

  • Госпиталя № 3 ветеранов отечественной войны;

  • Областной детской библиотеки имени Максима Горького и других.

Краеведение позволяет обучающимся не только познакомиться с историей своего города, края, но воспитывает у них уважение к делам и трудам предшествующих поколений. Формирование гражданственности осуществляется через личное участие школьников в исследовательской работе.

Главная цель школьного краеведения – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край – территорию, являющуюся объектом деятельности краеведов.

Для достижения поставленной цели в гимназии № 13 решаются следующие задачи:

1. Познакомить обучающихся с историей и современностью края;

2. сформировать у обучающихся представление о различных сторонах жизни своего края;

3. развить у школьников стремление знать свой край;

4. способствовать развитию гражданских качеств обучающихся, патриотического отношения к малой родине;

5. способствовать становлению развитию и упрочнению учебно-воспитательного процесса.

6. способствовать развитию личностных качеств обучающихся средствами краеведения.

Краеведческая работа в гимназии развивается по ряду направлений:

музейное краеведение (изучение родного края на базе школьного краеведческого музея), экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения самодеятельных, или участия в плановых экскурсиях), семейное краеведение, историческое краеведение (военно-историческое, историко-культурное, историко-архивное), естественнонаучное краеведение (географическое, экологическое, биологическое, геологическое и др.), этнокультурное и социолого- демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное), туристко-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время туристических походов).

Так в гимназии появилась необходимость открытия экспериментальной площадки « Создание системы патриотического воспитания учащихся через организацию краеведческой работы в условиях начальной школы».

Цель экспериментальной работы: разработка и внедрение в систему начального образования гимназии содержания, форм и методов по патриотическому воспитанию школьников через организацию краеведческой работы.

Вот основные элементы системы краеведческой деятельности образовательного учреждения МБОУ гимназии № 13, Центрального района, города Новосибирска.

Познавательная краеведческая деятельность реализуется в структуре учебного процесса на основе выбранной образовательным учреждением учебной программы. В гимназии разработана и успешно реализуется программа факультативного курса по краеведению «Знай и люби свой край», для обучающихся в 1-4 классах. Программа носит комплексный, интеграционный характер, отражая все аспекты требований к содержанию краеведческой подготовки обучающихся. Программа содержит перечень практических работ и экскурсий по всем курсам, требования к знаниям и умениям по каждому курсу, список рекомендуемой литературы. Программа предполагает преподавание отдельных курсов разными учителями в разные годы обучения, что снимает проблему выбора серии программ для каждого последующего года обучения.

Воспитательно-развивающие и оздоровительные аспекты школьного краеведения реализуются в подсистемах внеурочной, внеклассной деятельности и дополнительного образования, признанных содействовать решению приоритетных – задач патриотического воспитания через школьное краеведение.

Тематические выступления, спектакли.

Ученические краеведческие конференции, главной целью которой является расширение кругозора обучающихся, формирование навыков исследовательской работы. Проекты учеников начальных классов являются победителями городских и районных фестивалей «Мое первое исследование», а также победителями игры «Самый умный эколог города Новосибирска».

Выставки. Цель проведения выставок – развитие интереса обучающихся к родному краю, развитие творческих способностей обучающихся. Экспонатами выставки были рисунки, фотографии, макеты, поделки и другие изделия.

Выпуск газет, журналов, посвященных событиям истории. Главная цель выпуска журналов - приобщить к истории родного края, проводить исследования края, вызывать у детей интерес к событиям, людям, явлениям своей малой родины. В журналы помещены детские рисунки, викторины, кроссворды, стихи, рассказы о Новосибирской области, о городе, о гимназии, о Центральном районе. На страницах журналов дети рассказывают об экскурсиях, которые они посетили вместе с учителем. Также в журналах печатаются сказки и стихи учителей для своих учеников.

Экскурсии являются самой популярной формой внеклассной краеведческой работы в начальной школе гимназии. Экскурсии в музей Солнца, музей «Сибирская береста», музей Кондратюка, в природу, на производства и другие. Каждый класс посещает в год 5-7 экскурсий.

Факультативные занятия проводятся для постоянной группы обучающихся, имеющих выраженный интерес к предмету.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется МБОУ гимназией № 13, в том числе, и через внеурочную деятельность. Гимназия № 13 после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков.

Введение элементов краеведения в структуру внеурочной деятельности в начальной школе способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия. Развитие любви и привязанности к малой Родине и служит первой ступенью патриотического воспитания детей начальной школы.

Так образовалась творческая группа учителей по созданию рабочей тетради для 1 класса «Здравствуй, Новосибирск!». Авторы: Кравец Татьяна Николаевна, Макаренко Галина Михайловна, Заикина Татьяна Георгиевна.

Рабочая тетрадь написана с учётом содержания федерального образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с условиями разработки регионального компонента учебных и методических пособий. Содержание программы внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлечённости до компетентного социального и профессионального самоопределения.

Цель деятельности – разработать и внедрить систему работы по теме: «Патриотическое воспитание учащихся в начальной школе». Разработать и внедрить программу для первоклассников города Новосибирска для занятий во внеурочное время.

На первом этапе было изучено состояние данной проблемы в педагогической теории и практике. Проведено анкетирование учителей начальных классов города Новосибирска по вопросу методического обеспечения краеведческой деятельности в начальной школе.

Выполняя социальный заказ учителей начальной школы города Новосибирска, создана рабочая тетрадь для 1-го класса «Здравствуй, Новосибирск!», которая является первой ступенью патриотического воспитания детей в начальной школе. Рабочая тетрадь через живое, проблемное, личностное восприятие позволяет сформировать у школьников представление о Новосибирске, пробуждает интерес к прошлому и настоящему города, приобщает детей к отечественной культуре и истории, закладывает основы знаний о Новосибирске. На основе краеведческого материала она помогает развить у обучающихся гражданственность и патриотизм как важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности. Рабочая тетрадь включает более 70 страниц текста. В тетрадь включены сказки, рассказы и стихи новосибирских писателей и поэтов: В. Шамова, Ю. Магалифа, Н. Закусиной, Е. Стюарт, В. Светлосанова, В. Пухначёва, а также учителей начальных классов Т. Н. Кравец, Е. И. Каян. Много пословиц, поговорок. Написана аннотация и обращение к ученикам и родителям.

В пособие помещены вопросы, основанные на детских наблюдениях и знаниях о городе. Подобраны задания: раскрась рисунок, нарисуй, доскажи предложение, проверь себя, отгадай загадки, соедини отгадки с картинками, выучи стихотворение наизусть, разгадай ребусы, кроссворды, найди 10 отличий и т. д. Большие тексты, пословицы, сказки читает учитель. В данной тетради дети могут рисовать, раскрашивать, приклеивать, готовить поделки к праздникам.

Кому и зачем нужна рабочая тетрадь по краеведению в начальной школе? Учителям, ученикам и их родителям. Тетрадь для обучающихся 1-го класса направлена на воспитание уважения и любви к родному Новосибирску, интереса к нему, потребности самостоятельного изучения истории и архитектуры Новосибирска. Тетрадь помогает формированию мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, развитию речи младших школьников. Авторский коллектив предлагает детям и их родителям прикоснуться к жизни родного города, к славным страницам его истории, вдохновленному труду разных поколений новосибирцев, создавших всего лишь за один век третий по значению город России, столицу Сибири, мировой центр культуры, науки, образования, деловой жизни.

Воспитательная функция предполагает: формирование нравственных качеств, привитие чувства патриотизма, раннюю социализацию, формирование «исторического чувства». Реализация её происходит через изучение культуры своего региона (жилища, одежды, утвари, игрушек), что способствует воспитанию художественного вкуса выработке устойчивого состояния психики. Материал рабочей тетради должен вызвать интерес к предмету, желание больше узнать о жизни Новосибирска и новосибирцев, пробуждать добрые чувства и в конечном итоге – гордость за свой народ, за историю и культуру.

Обучающая функция - это развитие речи обучающихся, трудовое обучение (изучение видов ручных ремёсел нашего края), изобразительное искусство (иллюстрирование русских народных сказок, выполнение эскизов росписи народных игрушек, посуды). Содержание углубляет и дополняет знания, полученные обучающимися на уроках литературного чтения, ознакомления с окружающим миром, русского языка, изобразительного искусства.

Следует обратить особое внимание на развитие у школьников интереса к изучению истории и культуры Новосибирска и происходящим в городе событиям, посещению выставок, музеев, театров, экскурсий, приобщение учеников к современной жизни города. В первую очередь, необходимо ознакомить детей с городскими достопримечательностями и объектами ближайшего окружения, обогатить лексику детей архитектурными и градоведческими терминами, сообщить им сведения о знаменитых людях, которые жили и творили в нашем городе. Учебный материал учитывает возрастные особенности детей младшего школьного возраста, способствует развитию их творческой индивидуальности и готовит к изучению курсов истории и обществознания в основной школе.

Рабочую тетрадь «Здравствуй, Новосибирск!» 1 сентября 2011 года получили все первоклассники города Новосибирска в качестве подарка от мэрии и мэра города.

Таким образом, краеведческая деятельность, реализуемая во всех формах учебно-воспитательного процесса, может стать объединяющим системообразующим элементом образовательного учреждения, приводящим данную образовательную систему к состоянию устойчивого развития, и воспитания настоящего Гражданина.

Гимназия тесно сотрудничает с МДОУ № 451. В рамках экспериментальной площадки ежегодно проводятся интеллектуальные игры с дошкольниками «Мой родной город».

Каждый год начальная школа гимназии проводит семинары для учителей области по данной теме.

К сожалению мы ещё не можем привлечь детей города и области к участию в интеллектуальных играх по краеведению. Очень хотелось бы проводить такие мероприятия для учеников начальной школы.

В условиях отсутствия в современных школах идеологизированных детских организаций резко возрастает роль краеведческих материалов, воспитывающая роль организации поисково-краеведческой деятельности. Хотя применение краеведческих материалов в школе имеет давние традиции и накоплен немалый научно-методический и практический опыт школьного краеведения, однако краеведение как наука ещё не получило достаточного отражения в системе школоведения и до сих пор не была предложена целостная научно-методическая система использования краеведческих материалов в учебно-воспитательном процессе.

Литература

  1. Атлас юного туриста - краеведа Новосибирской области. Новосибирск, 1998.

  2. Борисов Б. «История Новосибирской области». Новосибирск, 1977.

  3. Бродовская З. Приложение к журналу «Сибирский учитель». «Знай и люби свой край. Из опыта организации краеведческой работы в начальной школе». Методическое пособие. Издательство НИПКиПРО. Новосибирск, 2004..

  4. Горюшкин Л.М., Бочанова Г.А. «Как начинался Новосибирск». Новосибирск, Западно-сибирское издательство, 1983.

  5. Колпакова М., Туманник Г. «Новосибирск: город в 2000 году». Новосибирск, 1989.

  6. Кравцов В., Соболев В., Шаповалов А. «Сибирь неизвестные миры. Тайны прошлого». Новосибирск, 1999.

  7. Цыплаков И. «Имя на карте города». Новосибирское книжное издательство, 2001.

Краеведение в системе патриотического воспитания

Белова М.А.

МОУ «Основная общеобразовательная школа №6»

Чуйкина Е.Н.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22»

г.Балаково Саратовская обл.

Как нет человека без самолюбия,— так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...

К.Д.Ушинский

События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большей части молодежи, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического чувства. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность. Многие явления современной культурной жизни получили негативную окраску, в том числе через театр, музыку, кино, живопись, скульптуру и другие виды искусства. Сегодня образовательные учреждения остаются основным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию самых различных субъектов воспитания. В условиях модернизации российского образования воспитание гражданственности становится одним из главных направлений в работе с детьми.

Гражданско-патриотическое воспитание в школе вооружает подрастающее поколение знаниями базовых основ русской и общемировой культуры; формирует национальное самосознание, мотивацию к саморазвитию в мире культуры; развивает в каждом ребёнке историческую память, патриотические, гражданские и нравственные чувства; способствует развитию толерантности, воспитанию доброжелательного отношения к людям других национальностей.

Особую роль в системе патриотического воспитания играют предметы исторического, филологического, социального, экономического, культурологического профиля. Реализация воспитательного потенциала школьных  курсов  гуманитарных дисциплин опирается на нормативно-правовую базу, представленную законом Российской Федерации «Об образовании». В статье 2 закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях  и одной из важнейших задач названа задача патриотической воспитательной направленности - «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

В процессе преподавания гуманитарных  дисциплин решаются воспитательные задачи, которые могут быть отнесены к различным направлениям воспитания: духовно-нравственному, патриотическому, экологическому, физическому, эстетическому, этическому, правовому и др. Гуманитаризация образования, включающего патриотический компонент, может реализовываться в развитии системы элективных учебных курсов (национального регионального компонента и компонента образовательного учреждения) и дополнительного образования по выбору, позволяет учитывать возрастные особенности и  личностные потребности учащихся.

Таким образом, дисциплины гуманитарного цикла, преподаваемые в общеобразовательной школе, обладают значительным потенциалом для патриотического воспитания учащихся. Образовательная сфера может действительно стать основным институтом воспитания, в том числе патриотического, сделать очень важный шаг на пути к достижению своего главного предназначения в возрождении величия и создании достойного будущего России.

Для того чтобы патриотизм стал нормой нашего общества, необходимо воспитание современного школьника строить на примерах истории родного края, а через неё —Родины, осуществлять приобщение ребенка к опыту предшествующих поколений.

Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. В последние годы возрастает роль краеведения, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

В толковом словаре В.И. Даля дается следующее определение: «Краеведение — это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности — природы, хозяйства, истории, быта людей — преимущественно местными школами».

Без комплексного, всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно формирование человека культуры.

Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического воспитания подрастающего поколения. Любой школьник, интересующийся краеведением, может выбрать себе занятие по душе.

Краеведение рождает чувство патриотизма — глубокой любви к Родине. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации. Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования — способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации».

Существует три направления работы с учениками:

  • Учебное (уроки, факультативные занятия)

  • Внеурочное (занятия в краеведческих кружках, группах)

  • Внешкольное (центры туризма и отдыха, дома школьников, центры эстетического воспитания).

Работая по этим направлениям, учитель использует большое количество форм и методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Предметы гуманитарной направленности располагают богатым материалом нравственного содержания. Затрагивая какую-то проблему на уроке, можно проводить параллели, побуждать учащихся к размышлениям о гуманизме, гражданственности, патриотизме применительно к конкретному материалу.

История края, местные события изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее, будущее. Так, изучая со школьниками историю, важно познакомить их не только с прошлым, но и с современным состояние, предположить перспективы развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно- следственные связи, содействует формированию исторического мышления. Предметы гуманитарной направленности располагают богатым материалом нравственного содержания. Для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера.

В современных условиях развития общества сложно привить любовь к своему отечеству, помочь детям и подросткам осмыслить историю родной страны, научить искренне переживать за судьбу народа и страны. Решение этой важной задачи возможно через интеграцию учебно-воспитательной деятельности на уроке и в системе дополнительного образования, усиление роли уроков гуманитарного цикла, обновление форм внеклассной и внешкольной работы. Основными особенностями внеклассной краеведческой работы в школе являются: возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных форм и методов работы.

Факультативные курсы, т. е. специальные краеведческие курсы. По своему содержанию факультативы могут быть общеисторическими с элементами краеведения, так и построенные полностью на краеведческом материале.

Внеклассные занятия. Они могут быть массовыми, групповыми, индивидуальными. Показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания на основе культурно-исторических традиций является формирование и развитие у школьников социальной активности, которая проявляется в социальных и гражданских акциях милосердия, традиционных праздниках и разнообразных творческих конкурсах.

Конечным результатом серьезной краеведческой работы является школьный музей.

Важное направление музейной деятельности - культурно-образовательная работа. Ее основная цель: всем комплексом музейных средств содействовать патриотическому, историческому, духовно-нравственному воспитанию молодого поколения, что входит в общую компетенцию гуманизации и  демократизации общества.

Успехи в воспитании учащихся на базе музеев необходимо рассматривать как продолжение государственной политики по воспитанию молодого поколения – будущего нашей страны.

Музейные уроки. Эта организационная форма дополнительного образования достаточно эффективна, поскольку чаще интегрируется с изучаемыми предметами обязательного учебного компонента, позволяет дополнить и расширить знания учащихся. Кроме того, в подготовке и проведении таких уроков участвуют сами дети, приобретая умения и навыки поиска, исследования, систематизации и предъявления материала. Это важно начинать с 5 класса, чтобы к старшей школе дети могли самостоятельно справляться с написанием разного рода исследовательских работ.

Но ни одна из форм не может дать полноценные знания по краеведению без участия других. Только грамотно продуманное сочетание всех форм, а также сотрудничество учителей позволит получить ребенку наиболее полную картину истории и культуры своего региона, как в теоретическом, так и в практическом плане.

Воспитательная система школы – это открытая система. Поэтому проблема взаимодействия образовательного учреждения и среды, выстраивание социальных отношений является актуальной.

     Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения

Решающим фактором становления патриотических чувств в раннем возрасте является семья, в которой закладываются основы мировоззрения, мироощущения, формируется гражданская ответственность у детей. В последние годы особую тревогу и боль вызывает резкое падение роли семьи в воспитании детей, авторитета родителей, снижение их педагогических функций. Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у сыновей и дочерей чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства. И если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным времена, эпохи, люди… Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для школы и родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Выступление заместителя Председателя Правительства РФ александра Жукова на Первом ежегодном российском пенсионном форуме «Приоритетные направления развития пенсионной системы в Российской Федерации»

    Документ
    Выступление заместителя Председателя Правительства РФ Александра Жукова на Первом ежегодном российском пенсионном форуме «Приоритетные направления развития пенсионной системы в Российской Федерации»
  2. Выступления руководителей фсб россии в сми. 2006 год

    Краткое содержание
    В Москве состоялась ежегодная встреча директора ФСБ России Николая Патрушева с представителями иностранных спецслужб, правоохранительных органов и пограничных ведомств, аккредитованными в России.
  3. Выступление В. В. Путина

    Документ
    В соответствии с Конституцией Российской Федерации Правительство России представляет свой отчёт о работе Правительства за 2010 год. Я считаю нашим общим достижением, что Россия в очень сложный период глобального кризиса избежала серьёзных
  4. Выступление н. С. Хрущева на совещании писателей в ЦК кпсс

    Документ
    ХРУЩЕВ. Я только хочу предупредить, что эту бумагу я для вида взял. Я тоже разрешу себе на таком авторитетном собрании выступить и сказать по некоторым вопросам без подготовки, без конспекта и тем более без предварительно подготовленной
  5. Выступление Председателя Правительства Российской Федерации Путина В. В. на конференции в Волгограде

    Документ
    Добрый день, уважаемые коллеги, дорогие друзья. Мы встречаемся с вами накануне 9 мая. В каждой российской семье из поколения в поколение передается гордость за великую Победу, за подвиги наших отцов, дедов, а сейчас уже и прадедов,
  6. Выступление кандидата в президенты Республики Беларусь

    Документ
    Мы - накануне серьезного испытания для страны. И наши люди неравнодушны к тому, как проходит кампания по подготовке к выборам Президента. Я убедился в этом время поездок по стране.

Другие похожие документы..