Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Регламент'
1.1.6. Характеристика имеющихся особо охраняемых природных территорий и объектов, планы по их организации, развитию экологических сетей, сохранению б...полностью>>
'Тезисы'
Современное образование требует перехода к принципиально новому уровню доступности, наглядности и качества. Информатизация образования предполагает с...полностью>>
'Доклад'
Себестоимость и управленческие расходы составили 37 192 тыс. руб., больше чем в 2007 году (29 285 тыс. руб.) на 7 907 тыс. руб. или на 27%. Выше план...полностью>>
'Решение'
Настоящий стандарт обязателен для всех членов Некоммерческого партнерства «Объединение инженеров изыскателей», выполняющих работы, включенные в Переч...полностью>>

Методические указания по выполнению курсовых работ для студентов специальности 1-26 02 03 маркетинг

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра управления

УПРАВЛЕНИЕ

ПРЕДПРИЯТИЕМ

В ОТРАСЛИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КУРСОВЫХ РАБОТ

Для студентов специальности 1-26 02 03 - маркетинг

Горки 2005

Одобрено методической комиссией факультета бизнеса и права 30.04. 2004.

Составил А. М. АРТЁМЕНКО.

УДК 631.152 (077)

Управление предприятием в отрасли: Методические указа­ния/Белорусская государственная сельскохозяйственная академия; Сост. А. М. А р т ё м е н к о. Горки, 2005. 36 с.

Приведена схема подготовки курсовой работы, включающая создание эталона сис­темы управления, описан перечень методов анализа систем управления. Для студентов специальности 1-26 02 03 - маркетинг.

Таблиц 9. Рисунков 3. Библиогр. 34. Приложений 1. Рецензенты: доценты, кандидаты экон. наук Н. Ф. ВОРОБЬЕВА, С. А. КАГАН.

© Составление. А. М. Артеменко, 2005

© Учреждение образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», 2005

СОДЕРЖАНИЕ

Введение............................................................................................... 3

1. Выбор темы, организация написания и защиты курсовой работы..................... 5

2. Композиция и оформление курсовой работы.............................................. 7

3. Требования к содержанию курсовой работы............................................... 9

4. Задание на производственную практику для сбора материала по выполнению курсо­вой работы........................................................................................... 25

5. Примерная тематика курсовых работ....................................................... 26

6. Рекомендации по составлению планов курсовой работы................................ 28

Литература............................................................................................ 31

Приложение........................................................................................... 33

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Управление предприятием в отрасли» раскрывает вопросы теории и практики управления предприятием и предназначен для формирования у будущих маркетологов-экономистов системы профессиональных знаний, умений и навыков для квалифицированного управления предприятием.

Управленческие работники на любом предприятии необходимы для решения проблем, возникающих в ходе его функционирования. Согласно Квалификационному справочнику должностей служащих 31, основная задача маркетолога (начальника отдела маркетинга) – осуществлять (организовывать) проведение научных исследований в области организации и управления производственно-хозяйственной, коммерческой и сбытовой деятельностью предприятия, ориентированных на удовлетворение потребностей реальных и потенциальных потребителей рынка. Будущий специалист должен помнить, что от того, насколько правильно и быстро он научится определять проблемы предприятия, разрабатывать рациональные варианты решений, зависит его статус и связанные с ним привилегии (уровень заработной платы, скорость продвижения по службе, уважение руководителя).

В связи с этим в рамках курса «Управление предприятием в отрасли» предусмотрено написание курсовой работы, которая является небольшим научным исследованием студента и может быть частью дипломного проекта или доклада на студенческой научной конференции.

Цель курсовой работы  расширить и углубить теоретические знания, получить практические навыки по определению проблем, разработке и внедрению мероприятий по их устранению в области управления предприятием отрасли.

Логика написания курсовой работы приведена ниже.

1. На основе изучения современной отечественной и зарубежной теории и практики управления студент формирует представление о том, как должно быть построено управление анализируемым им предприятием, т. е. устанавливает для себя эталон. Это представление находит выражение в главе «Теоретические основы».

2. Сопоставив эталонную модель управления с фактической на предприятии, студент выявляет положительные стороны, опыт применения которых необходимо распространять на другие объекты, и

недостатки, на устранение которых направлена глава «Совершенствование».

3. В работе студент представляет конкретные разработки, назначение которых – приблизить фактическую систему управления предприятием к эталонной. По тому, насколько это удаётся студенту, и судят о его квалификационном уровне.

Для выполнения данной работы требуется творческий подход, активность в поиске источников информации, исследовании проблем, применении методов и моделей управления в практике конкретного предприятия.

Темы курсовых работ разработаны в соответствии с базовой учебной программой по дисциплине «Управление предприятием в отрасли». Примерные темы курсовых работ и их содержание изложены ниже.

Допускается изменение формулировки темы при условии согласования с научным руководителем. Однако тема и круг рассматриваемых в ней вопросов не должны выходить за рамки содержания дисциплины «Управление предприятием в отрасли», а также не должно происходить упрощение работы, сведение её к реферату.

При написании работы следует активно использовать инструментарий не только изучаемой дисциплины, но и ранее изученных: «Основы менеджмента», «Управление качеством», «Делопроизводство» и др.

В процессе выполнения курсовой работы студент должен последовательно решить следующие задачи:

определить и обосновать актуальность выбранной темы;

рассмотреть и проанализировать разные точки зрения, подходы к исследуемой теме, аргументировано изложить свою позицию;

дать характеристику предприятия, на котором проходил практику;

изложить и проиллюстрировать сложившуюся практику решения на данном предприятии проблем, исходя из темы курсовой работы;

выявить возможные пути реальной ликвидации разрыва между желаемым и фактическим уровнем состояния исследуемой проблемы (темы);

определить эффективность предлагаемых мероприятий.

Методические указания изложены преимущественно в соответствии с нормативной теорией менеджмента, которая в отличие от описательной теории основывается на установлении целей и причинных связей, определяющих пути её достижения. Отсюда в любой теме требуется вначале определить цели предприятия (подразделения), а затем ответить на вопрос: что нужно делать или как следует управлять, чтобы добиться поставленных целей.

Идею изложить третий раздел методических указания в таком виде автор позаимствовал в работе Куприянова С.В. и Чижовой Е.Н. (Менеджмент: Метод. указания.  Белгород: Изд-во БелГТАСМ, 2000). Основой для составления алгоритма написания курсовой работы (раздел 1) послужила работа Чуйкина А.М. и Шулькиной Т.М. (Менеджмент: Метод. рекомендации по написанию курсовой работы для студентов эконом. фак-та спец. «Менеджмент».  Калининград: Калининградский гос. ун-т, 1998).

1. ВЫБОР ТЕМЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ НАПИСАНИЯ

И

ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Выбор темы курсовой работы осуществляется студентом самостоятельно до отъезда на практику по согласованию с преподавателем, ведущим курс лекций по управлению предприятием в отрасли. При выборе темы следует ориентироваться на перечень тем, предложенный ниже.

Этот перечень является примерным, и студентом может быть предложена своя тема с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки, согласованная с преподавателем, читающим курс лекций по управлению предприятием в отрасли.

При выборе темы студент должен учитывать свои научные интересы и практические возможности использования информации организации, по материалам которой будет выполняться курсовая работа. Целесообразно учитывать также интересы этой организации, перспективу написания дипломной работы и последующего трудоустройства.

Главное внимание при выборе темы должно быть направлено на совершенствование управления организацией путем внедрения методов управления предприятием.

Во всех случаях тема курсовой работы должна быть актуальной, достаточно конкретной и иметь прикладное значение. Она должна соответствовать современному уровню управления предприятием с учетом белорусской практики и основному профилю специализации студента.

Если студент до отъезда на практику не определится с темой работы, преподаватель назначает ему тему самостоятельно. Важно, чтобы все студенты до отъезда на практику знали свои темы и определились с необходимыми для её написания практическими материалами.

Процесс написания курсовой работы предполагает самостоятельную работу студента и работу с научным руководителем во время консультаций.

Рекомендуемый алгоритм работы над курсовой приведен ниже.

1. Знакомство с данными методическими указаниями.

2. Выбор (назначение) примерной темы и плана работы, осознание и формулирование цели работы.

3. Изучение источников, которые дадут информацию для освещения теоретических и практических аспектов работы (учебная, научная литература, монографии, авторефераты, первичная информация и т.п.).

4. Выезд на практику для сбора материалов, проверки гипотез.

5. Уточнение темы и плана работы, утверждение у научного руководителя окончательного варианта.

6. Полномасштабный подбор литературы и сбор необходимой информации для практической части.

7. Написание введения и первой главы, которые должны быть представлены на проверку руководителю.

8. Исправление ошибок по проверенному материалу, написание второй главы, предоставление для проверки и т.д.

9. Оформление всей работы полностью, включая титульный лист, содержание, список использованных источников, приложения.

10. При условии удовлетворительного написания курсовой работы студент получает допуск к защите. При наличии замечаний работа отправляется на доработку.

Применение предложенного алгоритма позволит своевременно обнаружить недостатки в работе и оперативно исправить, что повысит управляемость процессом написания работ, снизит долю работ, не допущенных к защите с первого раза.

Защита курсовой работы проводится в присутствии других студентов и состоит из двух этапов: доклада студента и вопросов членов комиссии.

Доклад должен быть рассчитан на 5 минут и содержать следующие моменты:

название, цель и задачи работы, объект исследования;

источники, на основе которых построена работа, методы и приёмы исследования;

краткое содержание работы;

результаты работы.

Вопросы преподавателей могут носить как теоретический, так и практический характер. Студент должен показать глубокие знания проблемы, над которой он работал, четко знать терминологию, которая используется в работе; понимать и уметь объяснить смысл формул, уравнений, рисунков.

2. КОМПОЗИЦИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Основными элементами курсовой работы в порядке их расположения являются следующие:

титульный лист, оглавление,

введение,

главы основной части,

заключение,

список использованной литературы,

приложения.

Титульный лист является первой страницей работы, которая не нумеруется.

После титульного листа следует оглавление, являющееся 2-й страницей, которая также не нумеруется. В оглавлении приводятся все заголовки курсовой работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Все заголовки пишутся с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Нумерация страниц начинается с введения. Номер страницы ставится в верхней части поля.

Содержание глав основной части должно соответствовать теме курсовой работы и требованиям, сформулированным в настоящих методических указаниях.

Заголовки глав и параграфов курсовой работы должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. Они не должны сокращать или расширять объем смысловой информации, которая в них заключена.

Текстовой материал не допускает сокращений слов, кроме использования общепринятых сокращений в делопроизводстве.

При использовании литературных источников, особенно это относится к главе, содержащей теоретическое обоснование исследуемой проблемы, в тексте следует указывать приводимый материал. Для этого при прямом или косвенном изложении (при пересказе и изложении мыслей других авторов своими словами) необходимо после его окончания поставить квадратные скобки, поместив в них цифры: порядковый номер литературного источника в библиографическом списке использованной литературы в курсовой работе и номер цитируемой страницы (страниц), например: [6, с. 217].

Цифровой материал, когда его много или имеется необходимость в сопоставлении и выводах определенных данных и закономерностей, оформляется в виде таблиц.

По содержанию таблицы делятся на аналитические и неаналитические. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа цифровых показателей. После таких таблиц следует делать обобщения в качестве выводов, которые оформляются в тексте словами: «данные таблицы позволяют сделать вывод, что...», «из данных таблицы видно, что...», «данные таблицы позволяют заключить, что...» и т.п.

В неаналитических таблицах помещаются, как правило, необработанные статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации.

Любая таблица должна содержать заголовок. Таблицы нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица ...», с указанием порядкового номера таблицы (например, Таблица 4, Приложение 3) без знака № перед цифрой и без точки после нее. Заголовок таблицы помещают непосредственно над ней.

При переносе таблицы на следующую страницу необходимо над ней поместить слова «Продолжение таблицы...». Шапку таблицы повторять не обязательно, достаточно пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице.

Видами иллюстрированного материала в курсовой работе могут быть чертежи, диаграммы и графики.

Все виды иллюстрированного материала в тексте носят название «рисунок». Они должны иметь сквозную нумерацию по всей работе.

В тексте на рисунки делаются ссылки, в том месте, где речь идет о теме, связанной с иллюстрацией (рисунком), помещают ссылку либо в виде заключенного в круглые скобки выражения «(рис. 3)», либо в виде оборота типа: «... как это видно из рис. 3» или «... как это видно на рис. 3». Каждую иллюстрацию (рисунок) необходимо снабжать подрисуночной подписью.

Список использованной литературы помещают после заключения. В курсовой работе следует использовать способ построения библиографического списка по алфавиту.

Алфавитный способ группировки литературных источников характеризуется тем, что фамилии авторов и заглавий (если автор не указан) размещены по алфавиту. Однако не следует в одном списке смешивать разные алфавиты. Иностранные источники обычно размещают по алфавиту после перечня всех источников на русском языке.

Библиографическое описание составляют непосредственно по произведению печати полностью на основании выходных данных.

3. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Введение (23 с. – здесь и далее объем страниц указан для рукописного способа). Во введении необходимо обосновать актуальность исследуемой проблемы (темы курсовой работы), сформулировать цель работы, задачи для ее достижения, указать объект и предмет, методы и приёмы исследования, описать информационную базу исследования.

Обосновывая актуальность, автор курсовой работы показывает, насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности, экономической и социальной значимости. Освещение актуальности должно быть немногословным. Достаточно в пределах одной страницы показать, что рассмотрение определенной управленческой проблемы практически значимо для предприятия.

От доказательства актуальности темы логично перейти к формулировке цели исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с этой целью. Цель следует формулировать по возможности кратко одним предложением. Например, для темы «Совершенствование системы вознаграждения управленческих работников предприятия» цель работы может быть следующей: «Выявить узкие места в системе вознаграждения управленческих работников предприятия и разработать мероприятия по их устранению»; для темы «Диагностика системы управления персоналом кризисного предприятия»  «Найти оптимальную методику диагностики системы управления персоналом кризисного предприятия». Задачи работы описываются в форме перечисления: изучить..., описать..., выяснить..., проанализировать…, установить…, выявить…, вывести формулу…, уточнить формулировку…, усовершенствовать…, разработать… и т. д. Формулировки этих задач необходимо делать как можно более чётко, поскольку описание их решения должно составлять содержание глав и разделов курсовой работы.

Следует помнить, что формулировки цели и задач работы должны указывать на результат, а не на процесс его достижения (например, «изучение…», «исследование…»).

Далее называются объект и предмет исследования. Объект  это конкретное предприятие, его подразделение или комплекс предприятий. Предмет  конкретная управленческая функция или проблема, исследуемая в границах объекта, структура системы управления объектом, закономерности взаимодействия как внутри, так и вне его, закономерности развития, различные его свойства, качества.

Обязательным элементом введения является указание на методы и приёмы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала. Некоторые специальные методы, применяемые в управлении, перечислены ниже.

Заканчивается введение описанием информационной базы исследования, к которой относится учебная, монографическая, справочная литература, материалы периодической печати, специальные журналы, нормативно-правовые акты, данные первичного учета и отчетности предприятия, результаты авторских наблюдений. Дается лишь перечисление типов источников информации (для цифровых материалов дополнительно указывается временной период).

Глава «Теоретические основы» (1012 с.). Первая глава работы носит теоретический характер. В ней излагается содержание исследуемой проблемы на основе изучения соответствующих литературных источников  учебной, методической, монографической литературы, научных журналов, периодической печати и др.

Изучение нужно начинать с базовых работ (учебников, учебных пособий, серьёзных статей в журналах), чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает тема курсовой работы, а затем уже вести поиск нового и более частного материала.

Изучение информационных, литературных источников желательно проводить по этапам:

общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

ознакомительное чтение. Неторопливо перелистывая страницы, стремясь быстрее «схватить» суть и характер изложения (отдельные места прочитываются внимательно, все остальные  бегло) студент в предельно общем виде мысленно воспроизводит содержание произведения и сравнительно быстро получает общее впечатление о нём;

изучающее чтение (имеет целью детально усвоить все содержание работы или какой-то ее части)  чтение медленное, неторопливое, содержит многочисленные возвраты для углубленного понимания и самопроверки;

выборочное чтение какой-либо части произведения;

выписка представляющих интерес материалов;

критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая»
запись как фрагмент курсовой работы.

При изучении литературы и использовании её не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумать найденную информацию, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения новых знаний.

Итак, при изложении теоретических основ вопроса требуется:

1) коротко и логично описать суть исследуемой проблемы (темы), принципы и методы решения, критерии оценки;

2) проанализировать изученные точки зрения и позиции отдельных авторов, отметить общее, что их объединяет и является основой проблемы (темы), указать позиции, по которым среди авторов наблюдается различие;

3) определить собственную позицию на исследуемую проблему и выработать схему её решения.

Теоретическая часть  основа работы, в ней закладываются фундамент и логика дальнейшего изложения применительно к объекту и предмету исследования.

Глава «Характеристика исследуемого объекта» (10 – 12 с.). В ней дается описание предприятия с точки зрения факторов внутренней и внешней среды, а также сильных и слабых сторон. Назначение главы  сформировать представление о среде, в которой функционирует объект исследования (предприятие, учреждение, организация, подразделение), что в дальнейшем поможет автору сделать более глубокий анализ причин его недостаточно эффективной деятельности и разработать осуществимые в реальных условиях мероприятия по совершенствованию.

Анализ внутренних и внешних условий исследуемого объекта осуществляется по следующей схеме:

название;

организационно-правовая форма;

миссия (направление деятельности);

основные продукты (товары, услуги);

цели объекта и их структура («дерево» целей);

организационная структура и структура управления;

задачи, стоящие перед подразделениями, службами, отдельными должностными лицами;

технологии снабжения, изготовления продукта (товара, услуги), сбыта;

персонал предприятия: общая численность, половозрастной и квалификационный состав, мотивация и вознаграждение, стиль руководства;

характеристики организационной культуры;

экономическое и финансовое состояние;

основные потребители продукции (товаров, услуг);

основные конкуренты и модель отраслевого рынка;

возможности и угрозы, поступающие со стороны внешней среды.

Анализ внутренних и внешних условий является начальным этапом описания действующей на предприятии системы управления. Следует подходить к такому описанию, исходя из задач системного анализа.

Задача системного анализа заключается прежде всего в том, чтобы правильно сформулировать цель и построить «дерево» целей. Промежуточные цели по отношению к главной цели системы являются подцелями (средством), работой, которую надо выполнить, чтобы приблизиться к осуществлению главной цели. Развёртку целей предприятия необходимо провести до 35 уровней, при этом миссия предприятия считается нулевым уровнем.

Порядок построения «дерева» целей может быть следующим:

1) определение генеральной цели (миссии) предприятия;

2) составление банка целей, обеспечивающих достижение генеральной цели;

3) оценка каждой цели банка и их отбор для построения «дерева»;

4) определение взаимосвязи целей;

5) построение исходного «дерева» целей;

6) определение коэффициентов относительной важности и взаимной полезности целей;

7) построение окончательного варианта «дерева» целей.

При построении «дерева» целей необходимо учесть следующие принципы:

главная цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата;

при развёртывании главной цели в иерархическую структуру целей соблюдается правило: реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;

каждая цель расчленяется не менее чем на две цели;

при наличии на иерархическом уровне структуризации более 3 – 4 целей следует предусматривать построение «дерева» целей циклического вида;

декомпозиция каждой цели на подцели на том или ином уровне проводится по одному избранному классификационному признаку;

количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, принятой в организации структуры, иерархии её менеджмента;

«дерево» целей не должно содержать изолированных вершин, т.е. не должно быть целей, не связанных с другими целями;

при формулировании целей разных уровней следует описывать желаемые результаты, а не способы их достижения;

подцели каждого уровня должны быть взаимонезависимы и не выводимы одна из другой;

фундамент «дерева» целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определёнными способами и в заранее установленные сроки;

для каждой цели на любом иерархическом уровне должно быть предусмотрено ресурсное обеспечение.

Формулировка цели любого уровня должна удовлетворять таким требованиям, как конкретность, достижимость, измеримость, гибкость (возможность изменения приоритетов, корректировки целей с течением времени и местом использования), согласованность и непротиворечивость. Оценку на соответствие требованиям можно проводить с использованием матрицы, где следует отражать характеристики цели по определённым градациям (например: приоритетна – неприоритетна; легкодостижима – труднодостижима; низкозатратна – высокозатратна; предприятие заинтересовано – не неинтересовано; малотрудоёмка – трудоёмка; ориентирована на высокие технологии – ориентирована на низкие технологии; требует изменения ценностей – не требует изменения ценностей).

Формулировка целей должна, как правило:

начинаться с глагола в повелительном наклонении в неопределённой форме, определять и раскрывать сущность необходимости реализации конкретного действия (например, увеличить, разработать и т.д.);

определять желаемый конечный результат в количественном и качественном выражениях и обеспечивать возможность измерения количественных показателей, что необходимо для контроля достижения цели («уменьшить затраты на управленческий персонал на 10 % от запланированных к 01.01.2005»);

указывать на источники и объёмы выделяемых ресурсов (например, «за счёт внутренних резервов», «из инновационного фонда на реализацию мероприятия выделить 150 тыс. руб.» и т.п.);

раскрывать то, что необходимо выполнить.

Если подойти таким же путем к анализу тех средств, которые нужны для достижения целей и подцелей всех уровней, то можно составить и «дерево» ресурсов. Оно представляет собой также граф, иерархически построенный, фиксирующий ресурсные возможности. На его первом уровне отмечают ресурсы — «средства производства», «трудовые», «информационные» и т. д. По возможности необходимо указать объём имеющихся ресурсов. Например, потребность предприятия в персонале для достижения его целей – 100 человек, имеется 80 человек собственных и 20 человек предприятие вынуждено привлекать из центра занятости, что ведёт к дополнительным проблемам.

Сопоставив «деревья» целей и ресурсов, выявляют их соответствие. При этом может наблюдаться как избыток ресурсов, так и завышенные цели.

При описании структур предприятия следует представить:

а) схему организационной структуры с указанием подразделений (служб) и их размеров. Например: «Тракторно-полеводческая бригада №1 (1100 га пашни, 8 пропашных тракторов, 9 механизаторов, 12 полеводов)» или «Колбасный цех (мощность 100 кг/смена, 5 человек);

б) схему структуры управления. При этом численность управленческих работников на схеме должна соответствовать численности управленческих работников в штатном расписании предприятия, а соподчинение и тип связи – фактическому распределению управленческих полномочий в предприятии (раздел «Общие положения» положений о подразделениях и должностных инструкций работников; при отсутствии – материалы наблюдений автора работы).

Описание задач, стоящих перед подразделениями, заключается в краткой характеристике управленческих полномочий (табл. 1).

Т а б л и ц а 1.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания по выполнению курсовых работ для студентов специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров (продовольственных, непродовольственных)»

    Методические указания
    Методические указания предназначены для студентов специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров (продовольственных и непродовольственных)».
  2. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 080301 Коммерция (торговое дело) Новосибирск 2011 (1)

    Методические указания
    Организация предпринимательства в сфере коммерции: Методические указания по выполнению курсовой работы / Н.Н. Пономарев. – Новосибирск: НФ РГТЭУ, 2011.
  3. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов экономических специальностей всех форм обучения 1-25. 01. 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Методические указания
    Карпов, В.А. – заведующий кафедрой экономики и управления на предприятии УО «Гродненского государственного университета имени Я. Купалы» кандидат экономических наук, доцент.
  4. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ для студентов специальности 100106 «Организация обслуживания в общественном питании»

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению курсовых работ для студентов специальности 100106 «Организация обслуживания в общественном питании»/Составитель Додух Е.
  5. И янки купалы» факультет экономики и управления учебное издание методичкские указания по выполненинию курсовых работ для студентов специальности «финансы и кредит» Гродно 2006

    Курсовая
    М54 Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности «Финансы и кредит». Содержатся указания по выполнению курсовых работ, изложена методика написания, оформления и защиты курсовых работ.

Другие похожие документы..