Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
1 Творческий конкурс является профилирующим вступительным экзаменом на направление подготовки «Журналистика». Он позволяет составить представление о ...полностью>>
'Документ'
Про стан та перспективи розвитку підприємництва в Україні: Національна доповідь / К.О. Ващенко, З.С. Варналій, В.Є. Воротін, В.М. Геєць, Е.М., Кужель...полностью>>
'Конкурс'
Проведение инструктажа учащихся по соблюдению мер противопожарной безопасности, безопасного пребывания на массовых мероприятиях, при занятии зимними в...полностью>>
'Документ'
«Фізична культура» вивчається в початкових класах як окре­мий предмет. Основна його мета — збереження й зміцнення здоров'я, розвиток фізичних, соціал...полностью>>

Искусство средневековой руси программа лекционного курса для специальности №020900 "искусствоведение", специальности №021000 "музеология", специализации "реставрация и экспертиза культурных ценностей" Москва 2001

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Российский государственный гуманитарный университет

Факультет Истории искусства

Кафедра Всеобщей истории искусств

ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

Программа лекционного курса

для специальности № 020900

“искусствоведение”,

специальности № 021000 “музеология”,

специализации “реставрация и экспертиза

культурных ценностей”

Москва 2001

Составители:

ст. преподаватель Л.И. Лившиц

преподаватель Ю.В. Тарабарина

Программа принята на заседании кафедры

Всеобщей истории искусств 13.10.2001

Российский государственный гуманитарный университет

2000

Оглавление

Программа лекций – с. 1

Список обязательной и дополнительной литературы – с. 42

Контрольные вопросы – с. 49

Таблица лекций и семинаров - 53

Программа лекций курса “Искусство средневековой Руси”

Пояснительная записка. Настоящая программа курса по истории русского средневекового искусства ориентирована на студентов, избравших специальность “История искусства” (искусствоведение). Одной из основных особенностей данного курса является то, что несмотря на сложность рассматриваемой в нем проблематики, которая предполагает наличие у слушателей необходимого бaгажа знаний (знание основных памятников архитектуры и живописи Древней Руси, литературных источников, иконографии средневекового искусства, важнейших фактов отечественной истории) и профессиональных навыков, именно с него начинается изучение истории русского искусства в целом. Сложность курса определяется колоссальным объемом материала, который должен быть освоен студентами на протяжении всего двух семестров. Такая задача делает особенно значимой самостоятельную работу слушателей: занятия в музеях, библиотеках, поездки с целью знакомства с памятниками архитектуры, монументальной живописи, иконостасными комплексами.

Составители программы руководствовались следующими основными целями:

1. Дать возможно полное представление об основных этапах истории средневекового русского искусства, охарактеризовав своеобразие каждого из них на примере наиболее значительных и репрезентативных памятников.

2. Выявить те факторы, которые в разные периоды оказывали влияние на пути формирования стиля и определяли особенности образного мышления мастеров, а в конечном итоге особенности национального художественного менталитета.

3. Познакомить слушателей с многообразными формами и видами деятельности русских художников и зодчих, а так же с тем, что составляет своего рода “инфраструктуру” русской художественной культуры, без знания которой невозможно получить правильного представления об искусстве последующих периодов истории.

4. Дать студентам представление об основных исторических источниках и научной литературе по тематике всех разделов курса.

Введение

Лекция 1. Предмет изучения. Географические границы распространения традиции. Периодизация.

Историография древнерусского искусства.

Вопросы:

1. Назовите хронологические границы того периода в истории русского искусства, который называется “средневековым”, или “древнерусским”, дайте им обоснование.

2. Опишите основные вехи пути “из варяг в греки”.

3. Какие археологические культуры, связанные со славянами, вам известны.

4. Труды каких исследователей древнерусского зодчества вы знаете.

5. Назовите одну–две работы Ф.И.Буслаева, Н.П.Кондакова, Д.В.Айналова, А.И.Некрасова, В.Н.Лазарева, Н.Н.Воронина, П.А. Раппопорта.

Тема. Древнерусское искусство в оценках ученых XIX – начала XX вв. История русского искусства Игоря Грабаря.

Освещение средневекового периода в Истории русского искусства, издававшейся АН СССР в 1953–1956 гг. (тома 1–4).

Литература.

1) Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. ХIХ век. М., 1986.

2) Тихонравов М.Н. Древнерусские города. М., 1956.

3) Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X–XVII. Л., 1973; Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы X–XVII. М., 1979; Философия русского религиозного искусства. XVI –XX вв. М., 1993.

4) Архитектура Восточной Европы: Средние века // Всебщая история архитектуры. М., 1963. Т. 3; История русского искусства. Изд. Академии наук СССР. М., 1953–1956. Т. 1–4 (далее – И.Р.И); Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993 (далее – Раппопорт, 1993).

5) Вздорнов Г. И. Искусство книги Древней Руси. Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII – первой половины XV веков. М., 1980 (далее – Вздорнов, 1980); Орнаментика русских рукописей XI–XVII веков //Древнерусское искусство: Рукописная книга. Сборник второй. М., 1974. С. 197–335; Попова О.С. Русская книжная миниатюра XI–XV вв. // Древнерусское искусство: Рукописная книга. Сборник третий. М., 1983. С. 9–74; Popova О. Les miniatures russes du XIe au XVe siиcle. L., 1975; Popowa O.S. Altrussische Buchmalerei 11. bis Anfang 16. Jahrhundert. L., 1984;

6) Демус О. Мозаики византийских храмов. М.. 2001; Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI в. М., 1983 (есть переиздание);

7) Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство X–XIII веков. Л.,1970; Свирин А.Н. Древнерусское шитье. М., 1963; Свирин А.Н. Ювелирное искусство Древней Руси. М., 1972.

Тема I. Искусство Киевской Руси

1 Период. Эпоха формирования государства восточных славян

Вторая половина IX – середина XI вв.

(от 860 г. до времени Мстислава Владимировича Черниговского и Ярослава Владимировича Мудрого)

Лекция 2. Хазары и викинги на землях восточно-славянских племен. Завоевание Олегом Киева. Походы Руси на Византию и договоры с греками. Христианство на Руси до официального крещения ее князем Владимиром. Князь Игорь и княгиня Ольга, крещение княгини Ольги в Царьграде.

Синкретизм культуры, пересечение иранских, скандинавских и византийских влияний. Две культуры: традиционная родо-племенная и дружинно-княжеская.

Правление Святослава Игоревича – поражение Хазарии в войне с Русью; конфликты с Византией, попытки князя утвердиться на Дунае и основать там столицу. Стремление вслед за Болгарией пересечь границу отчуждения от классической культуры и мира цивилизации, олицетворением которой являлась Византия.

Памятники искусства этого времени. Развитие ремесел: дерево, камень, керамика, изделия из металла. Ритоны из Черной могилы в Чернигове. Попытки истолкования семантики изображения, украшающего один из рогов (концепции Б.А. Рыбакова и В.Я.Петрухина).

Реформы Владимира Святославича, установление государственного языческого культа, устройство капища-пантеона в Киеве.

Збручский идол.

Взятие Херсонеса. Крещение Руси (989 г.). Трофеи князя Владимира.

Вопросы:

1. Опишите основные виды украшений, встречающихся в древнерусских погребениях дохристианского времени.

2. Что изображено на обкладках рогов из Черной могилы, как они датируются.

3. Охарактеризуйте методы, которыми пользовались исследователи, занимавшиеся дешифровкой смысла изображений на одном из черниговских рогов.

4. Как описывает летописец капище Владимира.

5. Картина мира в представлении создателей Збручского идола.

Литература

Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление. М.. 1977

Корзухина Г.Ф. Русские клады. М.-Л., 1954

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX–XI вв. Смоленск; М., 1995

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981; Степи Евразии в эпоху средневековья. М.. 1981.

 Русское декоративное искусство. М., 1965. Т.1.

Раздел 1. Архитектура

Лекция 3. Дохристианская архитектура; результаты раскопок, позволяющие судить о характере деревянного строительства в различных русских землях.

Известия о каменном строительстве княгини Ольги.

Десятинная церковь; строительство кн. Владимира в Киеве.

Церковь Богородицы в Тьмутаракани; Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

Софийские соборы: в Киеве, в Новгороде, в Полоцке.

Основные темы:

Место русских построек в контексте истории византийской архитектуры. Характер традиции, к которой принадлежали византийские мастера, строившие в русских княжествах.

Причины и источники своеобразия первых построек Киевской Руси. Параллели и прообразы их архитектуры.

Историческое, символическое и художественное значение первых каменных храмов, возведенных на Руси. Их осмысление современниками.

Начало архитектурной традиции Киевской Руси и сложение местных строительных кадров.

Дискуссионные вопросы:

Обсуждение вопроса о влиянии дохристианской деревянной архитектуры на зодчество Киевской Руси.

Вопросы:

1. В чем отличия построек Киевской Руси от византийских того же периода?

2. Какая техника кладки используется в постройках времени Владимира – Ярослава?

3. Какие особенности архитектуры Спасо-Преображенского собора в Чернигове позволяют считать его близким константинопольской (столичной) архитектуре?

4. Перечислите и объясните особенности архитектурной типологии Софии Киевской.

5. В чем отличия Софийских соборов Новгорода и Полоцка от их прототипа – Софии Киевской?

6. Какие датировки Софии Киевской Вам известны?

7. Что такое вима и как присутствие этого элемента позволяет характеризовать памятник?

Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X – начала XII вв. М., 1987.

Раппопорт П.А. Строительные артели Древней Руси //Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993. С. 246–254

Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993

Раздел 2. Живопись, пластика, ювелирное искусство.

Лекция 4. Стенописный декор Десятинной церкви. Спасский собор в Чернигове.

Ансамбль монументальной живописи Софийского собора в Киеве. Его иконографическая программа, стиль. Проблема датировки. Митрополит Иларион как возможный автор идейного замысла декорации храма. Вопрос о происхождении мастеров и организации их работы (В.Н. Лазарев). “Светские” сюжеты в росписи собора.

Остромирово Евангелие. Где и кем созданы миниатюры рукописи, своеобразие их иконографии и стилистики.

Ювелирное дело, основные техники – чернь, перегородчатая эмаль.

Архитектурная резьба, мелкая пластика.

Основные темы и проблемы:

Место русских памятников в контексте истории византийского искусства, черты своеобразия и факторы, их определявшие.

Принципы формирования программ монументальной живописи, которыми руководствовались создатели мозаик и фресок Софийского собора в Киеве.

Проблема интерпретации содержания и назначения “светских” изображений в Софийском соборе Киева.

Вопросы:

1. Мнение исследователей о происхождении мастеров, создавших ансамбли древнейших монументальных росписей Киевской Руси.

2. На чем основываются авторы различных датировок живописной декорации Софийского собора в Киеве.

3. Приведите примеры стилистических аналогий мозаикам и фрескам Софийского собора в Киеве.

4. Какие идеи “Слова о законе и благодати” находят параллели в идейной концепции декорации Софии Киевской.

5. Какие из “светских мотивов” росписей Софии Киевской находят аналогии в искусстве Византии и восточных соседей Руси.

6. Кто такой Остромир и что думают исследователи о происхождении миниатюр Остромирова Евангелия.

Литература.

Аверинцев С.С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской //Древнерусское искусство: Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 25–49

Бочаров Г.Н. Художественный металл Древней Руси. М., 1984

Высоцкий С.А. Светские фрески Софийского собора в Киеве. Киев, 1989

 ИРИ. 1953. Т. 1

Грабар А.Н. Светское изобразительное искусство домонгольской Руси и “Слово о полку Игореве” //ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 233–271

Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески. XI–XV вв. М., 1973 (далее – Лазарев, 1973)

Лазарев В.Н. Мозаики Софии Киевской. М., 1960

Логвин Г.Н. Софiя Кипвська. Кипв, 1971

Салько Н.Б. Живопись Древней Руси XI–XIII века. Мозаики, Фрески. Иконы. Л., 1982 (далее – Салько, 1982).

2 Период. Эпоха правления Ярославичей и Владимира Мономаха

(вторая половина XI в. – первая четверть XII в.)

Раздел 1. Архитектура

Лекция 5. Строительство в киевских пригородных монастырях.

Успенский собор Киево-Печерского монастыря; история создания. Собор Выдубицкого монастыря. Собор Кловского монастыря. Михайловский (Златоверхий) собор Дмитровского монастыря.

Надвратная церковь Печерского монастыря.

Строительство Вл. Мономаха в Чернигове.

Строительство епископа Ефрема и Вл. Мономаха в Переяславле. Церковь Михаила. Спасская церковь. Церковь Андрея. Церковь Михаила Архангела в Остре. Укрепления и остатки гражданских сооружений.

Строительство Вл. Мономаха в Смоленске, Суздале, Владимире.

Строительство Вл. Мономаха в Киеве.

Церковь Спаса на Берестове. Собор Федоровского монастыря.

Церковь Успения на Подоле (Богородица Пирогоща, 1 строительный период).

Строительство в Новгороде.

Церковь Благовещения на Городище (археологические остатки). Церковь Николая на Ярославовом дворе. Георгиевский собор Юрьева монастыря. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря.

Oсновные темы:

Приезды греческих артелей и их влияние на развитие архитектуры Киевской Руси.

Становление архитектурной традиции. Формирование типологических и художественных предпочтений; значение авторитета образцов. Интерпретации образцов времени Владимира и Ярослава, возникновение новых сакрально значимых образцов и их влияние.

Возникновение новых форм и изменение типа кладки в киевских постройках н. XII в.

Сложение типа “закомарного” храма и его особенности.

Bопросы:

1. Чем определяется значение Успенского собора Печерского монастыря как образца в русской архитектуре?

2. Что Вы знаете об истории строительства Успенского собора Печерского монастыря?

3. Опишите варианты реконструкции собора Кловского монастыря.

4. Какие изменения строительной техники отмечаются в церкви Спаса на Берестове? Назовите известные Вам особенности ее архитектуры.

5. Какие черты объединяют новгородские постройки н. XII в. (техника кладки, особенности декора, пропорции)?

6. В чем отличия архитектуры собора Антониева монастыря от других современных ему построек Новгорода?

7. Что такое “закомарный” тип храма и в чем смысл использования закомарного завершения четверика?

Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X – начала XII вв. М., 1987.

Раппопорт П.А. Строительные артели Древней Руси // Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993. С. 246-254

Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993

Блажевская С.Е. Церковь Богоявления в Ярославле. М., Северный паломник, 2002.

 Комашко Н.И. Церковь Покрова в Филях. М., Северный паломник, 2003.

 Сарабьянов В.Д. Собор Рождества Богородицы Антоньева монастыря в Новгороде.,М., Северный паломник, 2002.

 Тимофеева Т.П. Золотые ворота во Владимире. М., Северный паломник, 2002.

 Царевская Т.Ю. Никольский собор на Ярославовом дворище в Новгороде. М., Северный паломник, 2002.

 Царевская Т.Ю. Церковь Рождества Христова на Красном поле близ Новгорода. М., Северный паломник, 2002

Раздел 2. Живопись, ювелирное дело, пластика.

Лекция 6. Расцвет монументальной живописи и иконописания в Киеве. Деятельность скрипториев. Миниатюры Изборника Святослава 1073 г., Псалтири Гертруды. Сведения Киево-Печерского патерика о приходе мастеров из Константинополя. Декорации Успенского собора Печерской лавры, собора Михайловского Выдубицкого монастыря.

Сведения о печерских иконописцах Алимпии и Григории.

Икона “Св. Георгий” из Успенского собора Московского Кремля. Вопросы иконографии, стиля и датировки.

Два направления в живописи рубежа столетий: “монастырская” и классицизирующая. Памятники живописи Новгорода рубежа XI–XII вв. Фрески Софийского собора и церкви Благовещения на Городище. Изображение Константина и Елены, его стилистическая характеристика и датировка. Миниатюры Евангелия попа Домки (“Милятино Евангелие”) и Мстиславова Евангелия. Мозаики и фрески Михайловского Златоверхого собора, росписи церкви Спаса на Берестове в Киеве и Елецкого монастыря в Чернигове.

Росписи Николо-Дворищенского собора, их соотношение с фресками Софии Новгородской и мозаиками Михайловского Златоверхого собора.

Монументальная пластика: шиферные плиты из церкви Св. Ирины и Михайловского монастыря в Киеве.

Ювелирное дело. Основные формы украшений, типы декора. Оклад иконы “Петр и Павел” из Софийского собора Новгорода; кратиры Косты и Братилы; Большой сион новгородского Софийского собора. Суздальский змеевик.

Артели художников монументалистов, механизм распространения традиции: памятники монументальной живописи Переяславля Русского, Чернигова, Витебска, Полоцка, Суздаля.

Oсновные темы:

Пути распространения стилистической традиции, формирующейся в Киеве, на другие регионы Руси.

Формы и способы адаптации заимствуемой художественной традиции.

Архитектурная пластика: ее функция и символика. Источники традиции.

Вопросы:

1 На какой крупный константинопольский центр культа Богоматери была ориентирована идейная программа росписи собора Киево-Печерской лавры.

2 Назовите храм, роспись которого повторяла роспись собора Печерского монастыря.

3 Какие миниатюры византийско-русского стиля знаете вы в Трирской псалтири (“Псалтири Гертруды”).

4 Кто такая Гертруда.

5 Что из себя представляет “Изборник Святослава” (его содержание и характер иллюстраций).

6 С какой фазой в развитии стиля византийской живописи связаны памятники Киева и Новгорода последней трети XI в. – начала XII в. Приведите примеры стилистических аналогий.

7 Какие мнения существуют по вопросу датировки иконы “Св. Георгий” из Успенского собора Московского Кремля.

8 Какая датировка “Константина и Елены” из Софийского собора в Новгороде кажется вам наиболее предпочтительной. Почему.

9 Назовите основные черты, характеризующие стиль мозаик и фресок Михайловского Златоверхого собора в Киеве. Особо акцентируйте в чем состоит их отличие от стиля мозаик Софии Киевской. Приведите стилистические аналогии в византийской живописи.

10 Назовите наиболее значительные памятники ювелирного дела Киевской Руси XI в. – первой четверти XII в.: торевтика, перегородчатые эмали.

Литература.

 Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Художественный металл. XI–XV века. М., 1996; ИРИ. 1953. Т. 1

Демина Н.А. Отражение поэтической образности в древнерусской живописи (на примере иконы “Георгий-воин” XI–XII вв.) //Древнерусское искусство: Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 7–24;

Лазарев В.Н. Византийская икона комниновской эпохи //Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. М., 1978. С. 9–29

Лазарев, 1973

Лазарев В.Н. Михайловские мозаики. М., 1966

Лазарев В.Н. О росписи Софии Новгородской //Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. М., 1978. С. 117–174

Сычев Н.П. Забытые фрагменты новгородских фресок XII в. //ЗОРСА РАО. 1918. Т. 12 (переизд. – Сычев, 1977. С. 193–219).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа курса для специальностей №020900 «искусствоведение» и №021000 «музеология», специализация «реставрация и экспертиза культурных ценностей» и«москвоведение» Москва 2000

    Программа курса
    “Анализ памятников архитектуры” является общепрофессиональной дисциплиной для студентов, обучающихся по специальностям № 020900 «искусствоведение» и № 021 «музеология» (специализация «реставрация и экспертиза культурных ценностей» и «москвоведение»).

Другие похожие документы..