Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Издательство «Бастау» приглашает к сотрудничеству высококвалифицированных преподавателей по изданию книг в 2011–2012 гг. для ВУЗов Республики Казахст...полностью>>
'Конспект'
Кредитное дело представляет собой особую сферу предпринимательской деятельности, направленной на привлечение и аккумуляцию временно свободных денежны...полностью>>
'Лекция'
Специфическими патологиями поражения населения в экстремальных условиях мирного времени являются психоневрологические стрессы, шок, ступор. Примерно ...полностью>>
'Программа'
Программы развития муниципального общеобразовательного учреждения «Темниковская средняя общеобразовательная школа №2» на 2003 - 2010 гг.является орга...полностью>>

Учебно методический комплекс учебной дисциплины «история древнерусской литературы» цикла опд по специальностям 031001, 030601 (1)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГИПЕРМОДУЛЬ 3: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Беллетризация литературы. Усиление личностного начала. Расширение сектора свободы. Расширение социальной среды и мирового опыта. Снижение прямолинейной условности. Эволюция поэтических
средств.

Задание

Показать, как проявляются все обозначенные выше тенденции в литературе второй половины 17 века.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ

Тексты

1. Хрестоматия по древней русской литературе / Сост. Н.К. Гуд­
зий. М.,1973.

  1. Памятники литературы Древней Руси: В 10т. М, 1978 - 1990.

  2. Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси).
    М., 1969.

  3. Библиотека литературы Древней Руси в 20-ти тт. Издание не завершено.

Учебники

  1. Кусков В.В. История древнерусской литературы. Изд. 5. М.,
    1989.

  2. История русской литературы. В 4 тт. Л.,1980. Т. 1.

  3. История русской литературы X-XVII веков / Под ред. Д.С.
    Лихачева. М., 1985.

  4. Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской
    литературы. 2-е изд. Л., 1987.

5.Архангельская А.В., Пауткин А.А. Русская литература Х1-
ХУ11 вв. М., 2003.
6.Древнерусская литература Х1-ХУ11 вв. Под ред. В.И.Коровина.
М., 2003.
Монографии

1. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. Л., 1974.

  1. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков:
    Эпохи и стили. Л., 1973.

  2. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд.
    М.,1979.

  3. Лихачев Д.С, Панченко A.M., Понырко Н.В. Смех в Древней
    Руси. Л., 1984.

5. Панченко А.М. Русская стихотворная культура XVII века.
Л.,1973.

6. Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе XV11 века. М,
1974.

7. Романов Б А. Люди и нравы Древней Руси. М; Л., 1966.

Тезисные планы лекций

ЛЕКЦИЯ 1

ГИПЕРМОДУЛЬ 1.

МОДУЛЬ 1. Древнерусская литература и современность. Объем понятия «древнерусская литература».

Хронологические границы ( когда началась русская литература и когда она перестала быть древней, т.е. средневековой ), географические (на какой территории создавались памятники, относимые к древнерусской литературе), отграничение ценных в художественном отношении произведений от других памятников письменности, общее количество дошедших до нас древних текстов и принципы отбора памятников для курса.

Хронологические границы: Х1в. – конец ХV11 в. Свидетельства существования литературы в Х веке. Споры о времени начала русской литературы. Признаки перерождения в новую литературу в 17 веке.

Географические границы. Причины включения в понятие «древнерусская литература» памятников, написанных вне территории Древнерусского государства. Литература – посредница. Старославянский язык как литературный для всех славян. Функционирование переводных памятников.

Количество древнерусских текстов. Отграничение беллетристики от других памятников письменности. Принципы отбора памятников для курса.

Основные учебники и учебные пособия, другие источники для изучения древнерусской литературы.

ЛЕКЦИЯ 2

ГИПЕРМОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ

МОДУЛЬ 2. Структура курса. Проблема периодизации древнерусской литературы.

После определения границ материала необходимо обсудить его структуру. В связи с этим необходимо ответить на несколько вопросов.

Первая из этой группы проблем – проблема хронологической структуры, т.е. периодизации.

Существующие периодизации: по историческим периодам (литература Киевской Руси, литература периода феодальной раздробленности, литература Русского централизованного государства 16-17вв.); базирующаяся на собственно литературных отличиях (см. учебники Кускова и Лихачева). Недостатки обеих.

Разработка понятия стиля эпохи. Стиль эпохи – это круг философских, религиозных, этических и эстетических представлений, характерных для определенной эпохи и отразившихся в памятниках данного периода. Это понятие более общее, чем направление (направления характерны только для литературы нового времени). Четыре основных стилях эпохи – монументальный историзм, эмоционально – экспрессивный стиль, второй монументализм, барокко.

Новая периодизация, опирающаяся на понятие «стиль эпохи».

1.Х1 – первая треть Х111 века. Зарождение русской литературы. Становление и развитие стиля монументального историзма (главная черта его – вписанность всех фиксируемых событий в общее течение мировой истории). Становление основных жанров (летопись, житие, проповедь, воинская повесть, хождение). Летопись как главный жанр периода.

2. Вторая и третья треть Х111 века. Переход от стиля монументального историзма к эмоционально-экспрессивному стилю. Разрушение прежних представлений о мире и человеке, возникновение новых.

3.Х1V – три четверти XV века. Развитие эмоционально - экспрессивного стиля (в центре внимания – особое состояние человеческой души). Житие как главный жанр.

4. Переходный период – конец ХV - начало XV1 века. Зарождение новой государственной идеологии. Различная государственная проблематика в разных группах памятников.

5. Второй монументализм – середина XV1 века. Государственный стиль. Отражение государственных идей в обобщающих литературных работах и публицистике.

6. Смута – переходный период. Изменение представлений об историческом процессе. Развитие представлений о роли личности в истории.

7. Вторая половина XV11 века. Трансформация традиционных средневековых жанров. Барокко. Посадская литература.

ЛЕКЦИЯ 3

ГИПЕРМОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ

МОДУЛЬ 3. Бытование древнерусских памятников. Особенности их изучения.

Основные темы и жанры. Изображение мира и человека: типологическое и национальное

Изменчивость древнерусских текстов как главная особенность бытования. Материалы для письма (пергамент, бумага). Начерки. Украшение книг. Отношение к текстам: уважение и одновременно допустимость изменений. Редакция как сознательное изменение текста. Виды редакций. Изводы и варианты как неосознанные изменения в тексте. Необходимость конъектур (исправлений текста) и воссоздания его истории. Воссоздание протографа. Датировка списков и протографов по материалу, начерку, украшениям, лингвистическим особенностям, историческим сведениям, содержащимся в тексте. Определение авторства.

Серьезность, историчность древнерусской литературы как литературы средневековой. Отсутствие вымысла. Тема исторической судьбы Руси как основная. Гражданский пафос. Христианское миросозерцание.

Своеобразие жанровой системы. Утилитарность как основной признак этой системы. Общеевропейские средневековые жанры и оригинальные русские. Произведения единичные в жанровом отношении. История жанров. Жанровые трансформации. Развитие новых жанров в 17 веке как признак перехода литературы на новую ступень развития. Ансамблевость древнерусских текстов.

ЛЕКЦИЯ 4

ГИПЕРМОДУЛЬ 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Модуль 1. Литература стиля монументального историзма

Тема 1. Переводная литература Киевской Руси.

Трансляция культуры посредством переводов. Потребность в переводных памятниках, их функции. Структура переводной литературы: христианская и светская. Спектр: от святости и неизменности (Священное писание) до светскости, изменчивости. Роль каждой из групп переводных памятников в формировании новых представлений о мире и человеке при переходе от бесписьменной культуры к письменной.

Священной Писание, содержание, идеи. Книги, входящие в Ветхий и Новый

Завет. Патристика – сочинения отцов церкви, разъясняющая христианские идеи. Молитвы, литургические тексты, проповеди Иоанна Златоуста, Василия Великого, Иоанна Сирина, Иоанна Дамаскина. Апокрифы – отреченные книги – как популяризация канонических книг. Основные признаки апокрифичности. Ветхозаветные и новозаветные апокрифы. Жития: судьба идеального христианина. Житийный канон и его воплощение в переводных византийских житиях Житие Алексия, человека божьего, как образец и эталон. Естественнонаучные сочинения (Шестоднев, Физиолог) как продолжение и развитие библейского текста о сотворении мира. Византийские хроники (Георгия Амартола, Иоанна Малалы): связь библейской истории и современности. Переводные повести (Александрия, Девгениево деяние, Повесть об Акире Премудром): идеал светского человека.

ЛЕКЦИЯ 5

Гипермодуль 2. Основные этапы развития древнерусской литературы

Модуль 1. Литература стиля монументального историзма.

Тема 2. Появление оригинальной русской литературы. Становление жанра летописи (на примере «Повести временных лет»).

Задачи оригинальной русской литературы: становление национального и государственного самосознания.

Летопись - жанр, выполняющий эти задачи. Формирование жанра как отталкивание от византийских хроник. Источники: записи в пасхальных таблицах, народные исторические предания, византийские хроники, записи современников событий.. Споры о времени соединения источников в одном жанре. Работа Шахматова по обнаружению сводов, предшествующих «Повести временных лет». Гипотезы Шахматова, Лихачева и Рыбакова об этапах становления жанра. Гипотеза Лихачева как наиболее убедительная сегодня. Этапы становления жанра: 30-40-е гг. Х1 века, 70-е гг.Х1 в., 90 – гг. Х1в., 1113г.. Появление жанрообразующих черт на каждом этапе. Основные черты жанра летописи (историзм, погодный принцип записи, разнообразие источников, компилятивность, политическая направленность, соединение разнообразных жанров, специфический образ летописца и пр.)

ЛЕКЦИЯ 6-7

Гипермодуль 2

Модуль 1

Тема 3. Формирование жанров жития, проповеди и хождения в русской литературе

Становление жития как движение к византийскому канону. Сказания о первоначальном распространении христианства на Руси: совмещение житийных и летописных элементов. Отсутствие ряда канонических элементов: нет судьбы, нет подвига, отделенного от смерти и пр. Черты жанра мортирия в Сказании. Сказание о Борисе и Глебе, канонические элементы: развернутое повествование, вступление (хоть и неканоническое), часть чудес и т.д. Отличия от византийского канона. Чтение о Борисе и Глебе Нестора как каноническое житие. Причины его непопулярности. Житие Феодосия Печерского как удачное каноническое житие. Национальное своеобразие русских житий: психологизм, бытовая детализация, политический ракурс.

Проповедь как наиболее свободный жанр средневековой литературы. Отражение личности проповедников в тексте проповеди. «Простота» Луки Жидяты, полемический задор Феодосия, философичность Илариона, эмоциональность Кирила. Художественные средства, используемые проповедниками: риторическая амплификация (Кирил), параллелизм и антитеза (Иларион).

Причины создания жанра хождения игуменом Даниилом. Структура произведения в целом и каждой главы в связи с задачами, стоявшими перед автором. Отличие хожений от европейских жанров (путешествия, паломничества и пр.). Образ автора.

Специфика отражения стиля монументального историзма в каждом из рассмотренных жанров.

ЛЕКЦИЯ 8

ГИПЕРМОДУЛЬ 2

МОДУЛЬ 2

Тема: 13 век: от монументального историзма к эмоционально-экспрессивному стилю.

Разрушение представлений о времени и пространстве, свойственных стилю монументального историзма в Слове о погибели Русской земли и в Повести о разорении Рязани Батыем: камерное и враждебное пространство, дискретное время. Восприятие татаро-монгольского нашествия как кары господней. Композиция памятников.

Интерес к человеческой личности в Молении Даниила Заточника. Новые критерии оценки человека. Глубокое понимание «Даниилом» человеческой психологии. Карнавальность произведения, связь с фольклорной, скоморошьей традицией. Моление как подготовка к русскому Предвозрождению.

ЛЕКЦИЯ 9

ГИПЕРМОДУЛЬ 2

МОДУЛЬ 3

Тема: Эмоционально-экспрессивный стиль и его отражение в русской житийной литературе Х1У – ХУ вв.

Эмоционально – экспрессивный стиль – русское Предвозрождение? Аргументы за и против. Основа предвозрожденческой культуры – мистический интерес к человеческой душе.

Исихазм как философская основа эмоционально – экспрессивного стиля. Взгляды исихастов (Григорий Синаит, Григорий Палама и др.): цель человеческой жизни – восхождение духа к божеству в состоянии экстаза, достигаемого в результате умной, молчаливой молитвы.

Система художественных приемов, передающих особое состояние человеческой души – состояние экстаза.

ЛЕКЦИЯ 10

Гипермодуль 2

Модуль 4

Тема: Литература 15 – начала 16 вв.: формирование идей, лежащих в основе стиля второго монументализма

Формирование представлений о лидирующей роли Московского княжества в жизни Русского государства (памятники Куликовского цикла).

Подведение итогов самостоятельной работы по Куликовскому циклу.

Возникновение политической теории «Москва – третий Рим». Политические причины, породившие эту теорию. Транскрипция ее в новгородской и московской литературе.Система аргументов, используемых авторами для доказательства особой роли Москвы на международной арене: генеалогическая преемственность, передача священных предметов, символика как отражение божественной воли.

Появление церковно-полемической литературы. Споры с еретиками и споры об отношении к еретикам. Важнейший вопрос полемики нестяжателей и иосифлян – вопрос об отношении церковной и светской власти. Изменение позиций великокняжеской власти по отношению к двум «группировкам» внутри официальной церкви.Возникновение идеи теократического происхождения царской власти. Художественная манера Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Философия Максима Грека, художественное своеобразие его сочинений.

Проблема идеального правителя в переводной литературе: какова должна быть мера жестокости? Идея грозного царя в Повести о Дракуле. Средства выражения авторской позиции.

«Складывание» рассмотренных идей в новую идеологию, лежащую в основе стиля второго монументализма.

ЛЕКЦИЯ 11- 12

Гипермодуль 2

Модуль 5

Обобщающие и публицистические работы стиля второго монументализма

Потребность государства в новой идеологии. Причины, вызвавшие к жизни обобщающие литературные работы. Летописные своды, принадлежащие третьему этапу летописания: Никоновский летописный свод, Воскресенская летопись. Преодоление в них противоречивости источников. Осознание Московского княжества как нового центра Русского государства и нового христианского центра. Степенная книга – наиболее адекватная форма отражения идей второго монументализма. Композиционные особенности. Психологизм памятника.

Сказание Ивана Пересветова: соединение стремления к обобщению и публицистического начала. Магмет – салтан как идеальный правитель. Реформы, им осуществляемые. Смысл иносказания. Отношение автора к царю Константину. Текстологические сомнения по поводу памятника.

ЛЕКЦИЯ 12- 13

Гипермодуль 2

Модули 6 - 7

Тема: Литература периода Смуты. Традиционные жанры жития и воинской повести во второй половине 17 века

Возникновение в литературе периода Смуты новых представлений о роли человека в истории (Сказание Авраамия Палицына). Связь этих идей со средневековыми представлениями и с барочными идеями.

Эволюция жанров жития и воинской повести вне барочной традиции.

Повесть об азовском осадном сидении донских казаков: сочетание канонических и новых элементов. Отражение казачьей идеологии. Композиционные особенности. Своеобразие системы персонажей.

Житие Юлиании Лазаревской: от жития к биографии и семейной хронике. Новые нравственные ценности и новый образ жизни. Отношения автора и героя. Чередование канонических и нетрадиционных элементов.

ЛЕКЦИЯ 14

Гипермодуль 2

Модуль 7

Тема 2. Проблема барокко в русской литературе. Стихосложение и театр как высокое барокко

Традиционные представления о барокко в европейских литературах. Отличия русского историко – литературного процесса от европейского. Было ли барокко в славянских литературах – различные точки зрения славистов. Своеобразие русского барокко. Проблема границ барокко.

Неслучайность возникновения театра и стихосложения в барочный период русской литературы.

Причины отсутствия стихосложения в русской культуре на протяжении семи веков: «разделение труда» между фольклором и литературой, отсутствие культа платонической любви к богородице и – как следствие – к прекрасной даме, отсутствие университетов и вагантов, власть церковной цензуры, неприятие церковью скоморошества и пр. Причины появления его в семнадцатом веке (фольклор уходит из города, во время Смуты стали известны образцы польской поэзии и т.д.).

Понятие литературной школы. Приказная и новоиерусалимская школы русского стихосложения: авторы, жанры, темы, художественные средства. Переход к силлабической системе стихосложения.

ЛЕКЦИЯ 15

Гипермодуль 2

Модуль 7

Тема 3. Проблема посадской литературы: низовое барокко или самостоятельный стиль эпохи?

Посадская литература. Новый герой: вымышленный, небогатый, активный, «выламывающийся» из традиционных рамок. Сложное отношение автора к герою. Эволюция героя от ранних повестей к поздним.

Тема судьбы – главная тема бытовых повестей. Связь этой темы с барочной традицией. Отличия в восприятии этой темы высоким и низовым барокко.

Понятие карнавального смеха и народной смеховой культуры. Карнавальный и обличительный смех в посадской литературе, их переплетение. Объекты сатиры.

Появление во второй половине 17 века черт новой литературы.

ЛЕКЦИЯ 16

ГИПЕРМОДУЛЬ 3

Тема: основные тенденции развития русской литературы от 11 века до современности

Ускорение развития литературы: с усилением цивилизационных процессов скорость культурных изменений нарастает. Но есть периоды, в которых она особенно велика, правда, в течение короткого времени. Это ситуации, когда национальная литература «догоняет» своих ушедших вперед соседей.

Расширение мирового опыта: в первые века существования русской литературы культурно значимо только влияние Византии и Болгарии, затем – славянских литератур вообще, особенно польской – в 17 веке, позднее – в петровскую и постпетровскую эпоху – общеевропейский дискурс русской литературы, с 20 века – мировой дискурс.

Расширение социальной среды: в первые века существования русской литературы героями были в основном князья и дружина, в 17 веке появляются в качестве героев купцы и дворяне, позднее – уже за рамками литературы древнерусской – социальные низы.

Авторы начинают проявлять интерес к индивидуальности героя, начинают выражать и собственную личность, разрушая при этом каноны, усиливается личностное начало.

Как следствие – расширение сектора свободы: каноны просто перестают существовать.

Воспитательные и идеологические функции литературы отходят на второй план, на первый выходит эстетическое ее предназначение.

ГЛОССАРИЙ

В глоссарий включены термины, характеризующие историко – литературный процесс (основные стили эпохи) и особенности бытования текстов, дается характеристика основных жанров древнерусской литературы и разъясняются некоторые термины, используемые при исследовании древнерусских текстов.

Термины даны в алфавитном порядке. Термины, используемые в науке о литературе применительно ко всем периодам культурного развития, здесь не обсуждаются.

Агиография - житийная литература, произведения, содержащие

жизнеописания святых.

Апокрифы – ложные, или отреченные, книги, книги на библейские и

евангельские сюжеты, запрещенные церковью.

Барокко – четвертый стиль эпохи, существовавший во второй половине 17 –

первой трети 18 века. В рамках этого стиля осмысляется место

человека во Вселенной. Главная тема – путь человека в мире, его

судьба. Выделяют высокое и низовое барокко; последнее именуют

также посадской литературой.

Бытовая повесть – жанр, возникший во второй половине 17 века, в центре

которого – вымышленная история жизни небогатого, незнатного,

вымышленного героя.

Вариант – список произведения, содержащий незначительные отличия от

протографа.

Воинская повесть – жанр древнерусской литературы, повествующий о

походах и сражениях.

Извод – список произведения, в котором отразился диалект той местности,

где текст переписывался.

Карнавальный смех – смех, свойственный народной культуре; основан на

переиначивании, «выворачивании»; вседозволенность – еще одна

его черта.

Конъектура – исправление текста исследователями. Необходимость

исправления обусловлена существованием так называемых темных,

то есть непонятных, мест, которые возникают при многократном

переписывании произведения.

Летопись – исторический жанр, главный признак которого – погодное (то

есть по годам, по летам) расположение материала.

Начерк – характер начертания букв, свойственный определенной эпохе;

понятие более общее, чем почерк. Различают три вида начерка:

устав, полуустав и скоропись.

Обобщающие литературные работы – памятники, объединяющие ряд

произведений одного жанра или одной темы. Возникают в середине

16 века в рамках стиля второго монументализма.

Патерик – сборник новелл о монахах какого-то монастыря или какой-либо

местности.

Патристика - сочинения отцов церкви (богослужебные тексты, молитвы,

проповеди).

Проповедь – жанр, древнерусской литературы, предназначенный для

произнесения вслух, излагающий самые важные христианские

идеи.

Протограф – исходный список произведения, оригинал.

Редакция – текст, сознательно измененный переписчиком. Различаются

редакции краткие, пространные, идеологические и стилистические.

Стиль эпохи – комплекс философских, теологических, этических и

эстетических представлений определенной эпохи, воплотившийся в

текстах. Различают четыре стиля эпохи: монументальный историзм,

эмоционально – экспрессивный стиль, второй монументализм,

барокко. Вопрос о том, является ли посадская литература стилем

эпохи, существовавшим одновременно с барокко, является

спорным.

Хождение – жанр древнерусской литературы, описывающий паломничество

по святым местам.

Хроники – византийские произведения исторического содержания,

связывающие библейскую историю с историей Византии.

Контрольная работа

по курсу «История древнерусской литературы»

для студентов 1 курса 030 , специальность «отечественная филология».

'

Вариант 1

Образ Ивана Грозного в его посланиях (послания Андрею Курбскому, Василию Грязному и в Кирило-Белозерский монастырь).

Литература

Послания Ивана Грозного (любое издание).

Лихачев Д.С., Панченко A.M., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984. Лихачев Д.С. Великое наследие (любое издание). Скрынников Р.Г. Переписка Грозного и Курбского. Парадоксы Эдварда

Кинана. Л., 1973.

Вариант 2

Образ автора в «Житии протопопа Аввакума».

Литература

Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакум^и Епифания. Исследования и тексты.. М.Д963.

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения
(любое издание).

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы (любое издание). Раздел «Время в «Житии протопопа Аввакума».

Темы курсовых работ по древнерусской литературе

1.Виды риторических фигур в проповедях Кирилла Туровского.

2.Бытовые детали и их функции в «Житии Юлиании Лазаревской».

Темы дипломных работ по древнерусской литературе

1.Бытовые детали в русских житиях и их функции.

2.Фольклорные элементы в «Повести об азовском осадном сидении донских казаков» и их функции.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно методический комплекс учебной дисциплины «история древнерусской литературы» цикла опд по специальностям 031001, 030601 (2)

    Программа
    Программа состоит из трех гипермодулей, которые в свою очередь могут подразделяться на модули. После каждого модуля даются тесты рубежного контроля, состоящие из 5 вопросов, «стоимость» каждого из которых – 2 балла.

Другие похожие документы..