Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Классическая педагогика прошлого утверждала «Смертельный грех учителя быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю мас...полностью>>
'Документ'
Деятельность МКОУ «Платинской ООШ» в 2010-2011 учебном году основывалась на нормативных документах: концепции развития общего образования, программе ...полностью>>
'Документ'
Информацию о присутствующих собственниках, принадлежащей им площади жилых и нежилых помещений, общей площади всех жилых и нежилых помещений, о наличи...полностью>>
'Урок'
Цели и задачи: познакомить учащихся с новыми понятиями; сформировать у учащихся представление об особенностях изображения неровностей земной поверхно...полностью>>

Инструктивно-методический материал адресован руководителям дошкольных образовательных учреждений при проведении самоанализа, органам управления образованием, экспертам при проведении процедуры аккредитации доу

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Управление образования администрации города Бузулука

АККРЕДИТАЦИЯ

дошкольных образовательных учреждений

Инструктивно-методические материалы

Бузулук

2007

Управление образования администрации города Бузулука

Коллектив авторов:

Слепухина В.В., старший воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №33»; Топорова Н.В., методист ГМК; Файзуллина Л.А., старший воспитатель МДОУ «Детский сад №32 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников»; Арсенева Т.В., врач-педиатр МУЗ ГБ №1; Чахеева Е.С., заведующая МДОУ «Детский сад №17»; Говорухина О.Н., заведующая МДОУ «Детский сад № 30 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников»; Попова СВ., старший воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка -детский сад № 4»

Рецензенты:

Рогалева Л.А., ведущий специалист управления образования администрации города Бузулука; Степунина О.А., канд.пед.наук; Ярко Е.А., преподаватель педагогики и психологии, аспирант

Инструктивно-методический материал адресован

руководителям дошкольных образовательных учреждений при проведении самоанализа, органам управления образованием, экспертам при проведении процедуры аккредитации ДОУ

В современных условиях качество образования является важной характеристикой, определяющей конкурентоспособность образовательных учреждений. Задача обеспечения качества занимает одно из центральных мест в реформах российского образования, выступая одновременно целью их проведения и критерием успеха принимаемых мер.

Критерии качества образования только тогда станут реальными ориентирами для обучения и воспитания детей, когда они будут переведены в показатели и встроены в реальную систему оценки качества работы не только образовательного учреждения, но и конкретного педагога, станут основанием для принятия управленческих решений.

Одним из механизмов государственного контроля эффективности образовательного процесса в ДОУ, оценки его качества является процедура государственной аккредитации образовательного учреждения.

В целях профилактики нарушений действующего законодательства и нормативных актов МО РФ, касающихся аккредитации дошкольных образовательных учреждений, управлением образования администрации г. Бузулука был проведен проблемный анализ, в результате чего были выявлены типичные ошибки в деятельности детского сада:

• Недостаточен контроль руководителей ДОУ за посещаемостью воспитанников детского сада, что влечет невыполнение детодней и снижение качества функционирования ДОУ.

• Недостаточна совместная работа органов управления образованием и учреждений дошкольного образования в части организации платных услуг: создании разнообразных групп кратковременного пребывания детей (адаптационных, оздоровительных, прогулочных, групп выходного дня, групп по подготовке к школе детей, не посещающих детский сад, групп для детей с особыми потребностями).

• Недостаточность методического оснащения программ нового поколения

• Недостаточен контроль со стороны руководителя ДОУ за созданием предметно-развивающей среды в соответствии с программными требованиями.

• Дополнительные образовательные услуги не обеспечены квалифицированными специалистами, программно-методическими материалами.

• Недостаточен контроль за организацией питания, в части его сбалансированности, выдачи нормы продуктов на одного ребенка, ведением документации.

• Руководителем ДОУ недостаточно полно исполняется контрольно-аналитическая функция, не проводится качественный анализ результатов мониторинга деятельности учреждения в различных направлениях.

• Наблюдается тенденция интенсификации развития ребенка путем включения в образовательный процесс элементов программного материала начальной школы.

• Допускаются нарушения требований СанПиН со стороны заведующих ДОУ;

• Нарушаются требования (суммарное количество часов) к дневному сну и к обучающим занятиям, прогулке детей на свежем воздухе;

• Нарушается требования СанПиН, раздел 2.4.1. «Гигиена детей и подростков», в части комплектования ДОУ мебелью по возрасту детей, организации спальных, игровых и туалетных помещений, спортивных залов и др.;

• Недостаточен контроль деятельности ДОУ в реализации образовательных программ, заявленных в лицензии в соответствии с видом ДОУ: детский сад общеобразовательного вида, детский сад присмотра и оздоровления, детский сад комбинированного вида, компенсирующего вида, центр развития ребенка.

• Недостаточен контроль ДОУ в организации кадровых, материально-технических и медико-социальных условий в связи с реализацией программы, превышающей государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

• Отсутствуют показатели целесообразной реализации парциальных программ.

Деятельность экспертов во время аккредитации ДОУ показывает наличие следующих проблем:

• известны случаи формального проведения оценочных процедур, что влечёт за собой лишь «внешнее» исполнение приказов и рекомендаций экспертной комиссии со стороны руководителей ДОУ и коллектива, тогда как «внутренние» проблемы остаются нерешёнными;

• иногда работа экспертной комиссии проводится в режиме только контроля. Такой режим приводит к отсутствию качественного анализа, установления причин недостатков. Каково бы ни было состояние проверяемого объекта, следствием проведённой оценки должно стать оказание помощи; не ослабление дошкольного учреждения, а его поддержка и усиление, вскрытие новых ресурсов и возможностей;

• наблюдается недостаточное разнообразие методов экспертизы и сбора информации, что приводит к поверхностной оценке. Для подтверждения или не согласия с оценкой самоанализа, установления соответствия заявленному приоритетному направлению необходимо использование разнообразных методов диагностики и сбора информации;

• оценка ДОУ основывается на результатах воспитательно-образовательного процесса, а не на деятельности педагога по созданию условий развития ребёнка;

• результаты анализа деятельности ДОУ члены экспертной комиссии оформляют в виде справки, составляя большой описательный текст, на что требуется много времени как самому эксперту, так и специалисту УО, составляющему заключительную справку.

Концептуальные подходы

к экспертизе деятельности дошкольного образовательного учреждения

в рамках государственной аккредитации.

Концептуальные подходы, реализуемые Управлением образования администрации города Бузулука основываются на значительных переменах в развитии системы образования в ее первом звене - дошкольном образовании - дошкольное учреждение приобретает новый статус, изменяются его функции и происходит смена их ранжирного места (на первое место, исходя из экономической и социальной ситуации, ставится функция охраны жизни и здоровья детей, а не традиционно рассматриваемая функция подготовки детей к обучению в школе). Меняется структура системы дошкольного образования: создаются разные типы, виды, профили дошкольных учреждений; изменился контингент детей, которые посещают детские учреждения; иной взгляд государства и общества на процессы воспитания и обучения, социализации детей с особенностями психофизического развития, определение модели интегрированного образования. Изменилось и научное обоснование дошкольного воспитания и обучения. Введен термин "дошкольное образование" (с 1997 года по решению ЮНЕСКО). Концепция не претендует на выработку механизмов аккредитации дошкольных образовательных учреждений. Она направлена, прежде всего, на развитие и совершенствование содержания процесса аккредитации и на обеспечение его методическими и операционными материалами, а также на реализацию в процессе аттестации методологических принципов, изложенных в Законе РФ «Об образовании».

Концепция отражает потребность общества и государства в качественном дошкольном образовании, которое, как указано в «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации». В соответствии с основными целями, задачами Концепции модернизации содержания дошкольного образования намечены новые подходы к дошкольному воспитанию и обучению , которые определены как развивающие, вариативные, гуманистические, личностно- ориентированные, этот процесс противопоставлен «манипулятивной» педагогике, где ребенок выступает как объект процессов обучения и воспитания, а не как личность со своими индивидуальными особенностями.

Одной из задач государственной аккредитации является обновление дошкольного образования. Обновление содержания дошкольного образования, переход на новые ключе­вые позиции, расширение функции дошкольных образовательных учреждений - все это нашло отражение в разработке новых вариативных программ, методик и образова­тельных технологий, охватывающих все большие направления развития ребенка и обеспечивающих укрепление физического и психического здоровья детей. Современ­ное содержание дошкольного образования позволяют соблюсти государственный заказ на качество образования и удовлетворить запрос родителей на дополнительные образова­тельные услуги.

Вместе с тем, остается неразработанным и неутвержденным государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

В качестве временного ГОС Министерство образования РФ рекомендует ис­пользовать критерии оценки деятельности ДОУ, определенные приказом МО РФ от 22.08.96г. №448 «Об утверждении документов по проведению аттестации дошкольных образовательных учреждений» («Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольных образователь­ных учреждениях»).

Особенностью действующего временного государственного образовательного стандарта дошкольного образования является тот факт, что в нем не предусмотрены требования к оценке знаний воспитанников. С этой точки зрения и с позиции законодательных норм (Типового положения о ДОУ, требований СанПиН и др.) действующий государственный (временный) стандарт дошкольного образования мало приемлем в педагогической практике.

Неразработанность нормативных (критериальных) оценок психофизического и личностного развития ребенка, отсутствие единых научных подходов к обучению и воспитанию дошкольников затрудняет достижение качества дошкольного образования, переводит оценочные акценты с сущностного на второстепенное, уводит цели образо­вания от развития самого ребенка к развитию, усовершенствованию образовательного процесса.

Данная концепция определяет приоритетное направление при проведении экспертизы: сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Следует учитывать, что наряду с неблагоприятными воздействиями социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей отрицательное воздействие оказывает и ряд педагогических факторов. К их числу относятся:

  1. Стрессовая педагогическая тактика.

  2. Интенсификация образовательного процесса.

  3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям организма ребенка, его функциональным и адаптационным возможностям.

  4. Нерациональная  организация жизнедеятельности детей.

  5. Недостаточная грамотность педагога в вопросах роста и развития дошкольников, охраны и укрепления их здоровья.

  6. Недостаточное  использование возможностей физического воспитания в целях охраны и укрепления здоровья детей.

  7. Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

В связи с этим в процедуре аккредитации определится комплекс критериев по реализации задач, направленных на создание условий для нормального роста и развития, охрану и укрепление здоровья, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни дошкольников. Оценке подлежат следующие направления:

А. Нормализация учебной нагрузки:

  • отказ от «школьного» обучения детей дошкольного возраста;

  •  разработка комплексной психолого-физиологической диагностики развития ребенка и готовности к школьному обучению;

  • приведение педагогических технологий в соответствие возрастным особенностям и функциональным возможностям ребенка на данном этапе развития;

  • разработка методик физиолого-гигиенической и психологической оценки и мониторинга педагогических инноваций.

Б. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:

  • разработка и реализация педагогами вариативных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включение в содержание всех занятий соответствующего материала;

  • превращение физического воспитания в действенную меру охраны здоровья и гармонизации личности;

  • привлечение семьи к работе по формированию культуры здоровья.

В. Создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии, которая должна быть направлена на раннюю диагностику и коррекцию, последовательную социализацию и интеграцию этих детей в массовую школу.

Безусловно, что качество образования напрямую зависит от используемых инновационных технологий. Под технологиями понимаются конкретные приемы и средства, используемые в образовательном процессе. Не ставится задача подробно характеризовать существующие технологии дошкольного образования и необходимо остановиться только на некоторых вопросах, связанных с их выбором и использованием. Развивающему образованию чужд безликий фронтальный подход. Соответственно, ему свойственны такие формы работы, которые опираются на совместную познавательную деятельность детей и педагога. Функции педагога в такой совместной деятельности изменяются в зависимости от возраста детей, этапа обучения. Полноценное включение ребенка в деятельность резко отличается от традиционной передачи ему готового знания: теперь педагог должен организовать работу детей так, чтобы они сами «додумались» до решения ключевой проблемы занятия, сами могли предложить, как действовать в новых условиях. Действия старших дошкольников становятся более активными, творческими и самостоятельными. Такая организация познавательной деятельности возможна лишь при сохранении игры как ведущего вида деятельности. Недопустимо построение занятий со старшими дошкольниками по типу школьных уроков (сидение за партами в течение всего занятия, преобладание чисто механических упражнений и т.п.). В последнее время четко видна тенденция к натаскиванию дошкольников на учебный материал, что сопровождается нередко объемными, обязательными для детей и родителей домашними  заданиями. На наш взгляд, домашняя работа родителей с детьми возможна, но в разумных пределах и только в следующих случаях: а)  в целях выравнивания (если ребенок пропустил занятия и т.д.);
б)  в целях дифференциации (например, задания для ребенка с ярко выраженными способностями, интересами).

В таком случае не возникнет проблемы перегрузки детей. Говоря об объеме учебной нагрузки для старших дошкольников, следует учитывать, что эта нагрузка не носит чисто физиологического характера и не может измеряться исключительно в рабочих часах, а тем более в объеме материала.
Проблема перегрузки зависит и от содержания занятия, и от его структуры, и от используемых методик и педагогических технологий, и от индивидуальных особенностей детей. Отдельно следует сказать о необходимости формирования у старших дошкольников познавательной мотивации. Это возможно, если педагог и родители опираются на мотивы успешности, на возникающее у каждого ребенка ощущение продвижения вперед.

Учат и воспитывают не только ДОУ и школа: они есть часть образовательной среды, куда входит семья, общение со сверстниками, радио и телевидение, круг чтения и многое другое. Сегодняшние дети разительно отличаются от своих сверстников 10 лет назад. Они, более информированные, раскованные, общительные, не очень здоровые, требуют динамично изменяющейся образовательной среды. Например, для них визуальное восприятие, образные представления о мире стали играть значительно большую роль, а это значит, что усложнилась проблема соотношения в познавательной и учебной деятельности конкретно-наглядного и теоретического познания. В результате развития глобальных коммуникаций тот мир, в котором ребенок ощущает себя живущим и к которому он ощущает себя причастным, скачком расширился до всего земного шара. Произошел также фундаментальный сдвиг в системе ценностей и т.д.

В этом контексте особенно важно создать личностно ориентированную образовательную среду, которая обеспечит детям возможность удовлетворения (и развития) потребностей: в безопасности; в усвоении этических норм и правил; в любви и признании, общественном одобрении; в труде, значимой деятельности; в самопознании, познавательной потребности и пр. Вышесказанное подтверждает необходимость экспертной оценки предметно- развивающей среды в ДОУ.

Никакого эффективного дошкольного образования не будет, если не удастся соответствующим образом подготовить педагогов, изменить некоторые их представления: существует опасение, что дошкольные педагоги возьмут на себя функции учителя 1-го класса, учителя начальных классов превратят работу со старшими дошкольниками в имитацию учебного процесса, а кроме того, и те и другие будут заниматься прямым натаскиванием на учебный материал школы.
Таким образом, основными показателями готовности педагога к реализации дошкольного образования являются следующие:

A. Способность работать в личностной (развивающей, гуманистической) парадигме. Для такого педагога доступна и естественна творческая деятельность, у него сформирована установка на творчество.

Б. Профессиональное знание возрастной педагогики и психологии, владение соответствующими методиками и технологиями.

B. Готовность к саморазвитию, изменению, способность вписываться в постоянно меняющуюся среду, рефлектировать над педагогическим процессом.

В свете сказанного выше чрезвычайно актуальной представляется задача включения родителей в процесс дошкольного образования ребенка.
Решение этой задачи предполагает работу в нескольких направлениях:

  • разъяснение ДОУ и участие родителей в осуществлении образовательной политики РФ, как на государственном, так и на общественном уровне, что становится особенно актуальным в связи с происходящим сейчас дальнейшим реформированием системы образования Российской Федерации;

  • ДОУ пропагандирует среди родителей идеи развивающего образования и обеспечение их активного сотрудничества с педагогами ДОУ и других образовательных учреждений, занимающихся дошкольного образованием;

  • ДОУ оказывает помощь родителям, самостоятельно обеспечивающим дошкольного образование ребенка, обеспечение их полным пакетом необходимых материалов (программой, пособиями для ребенка, методическими рекомендациями с подробным описанием занятий, диагностиками, наглядным и раздаточным материалами).

Аккредитация является основной государственной формой контроля за образовательной деятельностью учреждения. Целью аккредитации ставится установление соответствия содержания, уровня и качества образования государственным требованиям и определение на этой основе вида и категории образовательного учреждения. Процесс аккредитации дошкольных образовательных учреждений города Бузулука регулируется пакетом документов, утвержденным Приказом МО РФ от 22.08.1996 № 448, а также региональным Положением об организации аккредитации образовательных учреждений, нормативными актами Управления образования администрации города Бузулука.

Информационная карта (самоанализ)

дошкольного образовательного учреждения

Обсуждена и утверждена

на общем собрании ДОУ

протокол №___

от «___»___________200__г.

Общие сведения о дошкольном образовательном учреждении

1.

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом


Адрес:__________________________________________________________________________________

(юридический и фактический)

Телефон:______________________

2. Краткая историческая справка:

(указать основные этапы в истории ДОУ: когда создано,

кем и когда проведены преобразования ОУ, № и дата приказов, распоряжений)

_________________________________________________________________________________

I. Нормативно-правовые и организационные условия функционирования учреждения

1.1. Учредители:_________________________________________________________________

(наименование юридического или физического лица,

_______________________________________________________________________________________________________________________

адрес, телефон)

________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

1.2. Сведения о регистрации Устава_______________________________________________

(где, кем и когда зарегистрирован Устав и изменения к уставу)

1.3. Сведения о наличии лицензии на право осуществления образовательной деятельности__________________________________________________

(кем, когда выдана, срок действия)

1.4. Сведения о наличии лицензии на право ведения медицинской деятельности_______________________________________________________________________

1.5. Сведения о прохождении образовательным учреждением аттестации и



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пособие адресовано органам управления образованием Оренбургской области, исполняющим делегированные им департаментом общего и профессионального образования полномочия по аттестации образовательных учреждений. Содержание

    Документ
    Р.М.Феденёва, гл. специалист департамента образования, канд. пед. наук; Н.А.Новикова, ведущий специалист департамента образования; С.Е.Клейман, начальник отдела управления образования администрации г.
  2. Анализ работы управления образования Администрации города Димитровграда за 2010-2011 учебный год

    Документ
    Управлением образования Администрации города Димитровграда в рамках развития системы дошкольного образования, доступности дошкольного образования для разных категорий семей,
  3. Секция 4 Качество образования и методы его измерения

    Документ
    ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-НАСЫЩЕННОЙ МЕТОДИКИ ИЗМЕРЕНИЯ ДИНАМИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОБУЧАЕМЫХ ДЛЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА УСПЕВАЕМОСТИ В ПРОФИЛЬНЫХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ 8-Х КЛАССАХ
  4. Программа, организационная схема и инструментарий для проведения исследований 52

    Программа
    Анализ и обобщение российского и европейского опыта реализации программ подготовки, требований к структуре и содержанию образовательных программ подготовки ведущих консультантов по вопросам образования
  5. Примерная программа является ориентиром и навигатором для образовательных учреждений на этапе разработки своих рабочих основных образовательных программ основного общего образования. Оглавление

    Примерная программа
    Данная работа выполнена в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы проекта «Разработка  и апробация нормативных и инструментально-методических материалов, обеспечивающих введение федеральных государственных

Другие похожие документы..