Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Средняя общеобразовательная школа №5 расположена в микрорайоне Разведчик. В школе созданы комфортные условия обучения, эмоционально-привлекательная с...полностью>>
'Документ'
На метод проекта в образовании стали возлагать огромные надежды, связанные с его возможностями организовывать обучение в процессе деятельности, разви...полностью>>
'Урок'
Проверка домашнего задания на тему: «Градостроительство русских городов Северо - Запада России на примерах Ладоги, Корелы и Ивангорода». (на экране -...полностью>>
'Классный час'
Подготовительная работа с детьми: предложить кому-нибудь из детей помочь в ходе классного часа (записывать количество блюд, прикреплять к доске таблич...полностью>>

Волгоградский государственный медицинский университет

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра истории и культурологии

Рабочая программа

«РОССИЯ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»

Волгоград 2003

УДК 93 : 008 : (470+571) (07)

Программа по курсу «Россия в мировой цивилизации» разработана коллективом кафедры истории и культурологии Волгоградского государственного медицинского университета (проф. Петрова И.А., доц. Медведева Л.М., доц. Пащенкова Е.И., доц. Кибасова Г.П.). Под редакцией зав. кафедрой, проф. Петровой И.А.

Рецензенты:

  • Зав. кафедрой истории, политологии и экономики Российского государственного медицинского университета доктор ист. наук, профессор Ковтюх Г.С.

  • Зав. кафедрой политологии Волгоградского государственного технического университета доктор ист. наук, профессор Першин Н.Н.

Программа утверждена Центральным Методическим Советом ВолГМУ (протокол заседания N 4 от 21 мая 2003 г.).

Пояснительная записка

Программа по курсу «Россия в мировой цивилизации» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и примерной учебной программы (ПУП) дисциплины «Отечественная история», которая включает необходимость изучения истории России в контексте развития мировой цивилизации. На наш взгляд такой подход является оптимальным решением проблемы современного преподавания отечественной истории, так как он позволяет избежать дублирования школьного материала и вывести студентов на новый уровень исторического сознания. Отметим, что включение курса истории в вузах страны в число четырех базовых гуманитарных дисциплин предполагает его изучение в объеме не менее 135 часов.

Данная рабочая программа учитывает сложившийся многолетний опыт преподавания истории в ВолГМУ. Связь с профилем вуза определяется включением в программу ключевых вопросов биологической эволюции человека и развития здравоохранения в различные исторические эпохи. Особое внимание уделяется современным проблемам развития медицинской науки и здравоохранения, связанных с происходящими в России реформами, а также с процессом глобализации мира и развитием его новой цивилизационной ступени – постиндустриального общества, становление которого поставило человечество перед необходимостью поиска решений ряда глобальных проблем. Программа учитывает и тот факт, что изучение истории открывает цикл гуманитарных наук, изучаемых в ВолГМУ. Рассмотрение выделенных нами вопросов призвано помочь студентам более глубоко усвоить программы таких дисциплин, как история медицины, философия, социология, биоэтика. Программа включает как основной курс, так и спецкурс «Роль технологических революций в истории человечества» в объеме 35 часов (часы на который выделены ректоратом, 2002).

Цель и задачи курса.

Опираясь на школьные знания, дать студентам представление об основных закономерностях и направлениях мирового цивилизационного процесса; показать место России в этом процессе, выделить общее и особенное в истории российской цивилизации в ряду других цивилизаций.

Познакомить студентов с методологией истории, с основными проблемами современной исторической науки; показать место исторической науки в системе современного научного знания и ее структуру; проанализировать основные концепции современной мировой и российской историографии.

Раскрывая сущность наиболее важных событий мировой истории, выработать у студентов навыки исторического анализа современности, воспитывать активного гражданина, патриота, нетерпимого к проявлениям расовой, этнической, религиозной и других видов дискриминации.

Используя богатейший краеведческий материал Волгограда и Волгоградской области, показать связь истории родного края с историей страны. Особое внимание уделить роли Сталинградской битвы в спасении человечества от фашизма и милитаризма. Используя реферативную и научную работу студентов, показать взаимосвязь судеб отдельных семей, личностей с историей Отечества.

Требования к знаниям и умениям студентов:

  • Иметь представление об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного и естественнонаучного знания, владеть основами исторического мышления.

  • Иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними.

  • Знать основные факты, понятия и закономерности исторической науки, понимать тенденции развития мирового исторического процесса.

  • Уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.

  • Знать историю Волгоградской области, главные региональные исторические памятники, бережно относиться к их сохранению.

  • Знать важнейшие вехи исторического развития Отечества, основные современные концепции и направления.

    • Грамотно и самостоятельно оценивать исторические события, политическую ситуацию в России и за рубежом.

    • Сознательно и ответственно участвовать в политическом процессе гражданского общества как демократическая личность, руководствуясь принципами гуманизма и общечеловеческими ценностями.

    • Всесторонне оценивать политику государства в области здравоохранения.

    • Овладеть навыками ведения политической дискуссии демократическими цивилизованными средствами.

Распределение часов курса по темам и видам работ

№№

Темы и основные вопросы

Лек-ции

Семи-нары
Сам. работа

1

Введение. История как наука. Структура исторического знания.

2

2

2

2

Раздел I. Предпосылки становления и развития человеческой цивилизации. Эпоха собирателей и охотников (дикость).

2

2

4

3

Раздел II. Период аграрной культуры (варварство).

2

2

2

4

Средневековье как часть аграрной культуры. Основные черты эпохи средневековья и ее периодизация.

2

2

2

5

Киевская Русь. Образование и развитие древнерусского государства (IX– нач.XII).

2

4

2

6

Феодальная раздробленность на Руси и борьба с татаро-монгольским игом (XII-XIVвв).

2

4

7

Образование и укрепление Российского централизованного государства (XV-XVIв).

2

2

2

8

Россия в ХYII веке.

2

2

2

9

Раздел III. На пути к промышленной цивилизации.

Европа в XY-XYIII веках.

2

2

10

Первая промышленная революция (промышленный переворот). Ее социальные и политические последствия.

2

2

2

11

Эпоха Петровских реформ. Особенности Российской модернизации в XVIII веке.

2

2

2

12

Россия после Петра. «Просвещенный абсолютизм» в России.

2

2

2

13

Правительственный лагерь России в первой половине ХIХ века.

2

4

2

14

Отмена крепостного права в России. Буржуазные реформы эпохи Александра II. Контрреформы Александра III.

2

2

2

15

Развитие оппозиционного движения в России XIX века.

2

2

2

16

Раздел IY. Мир в ХХ веке. Вторая промышленная революция: этапы, последствия, итоги.

2

4

17

Россия в начале ХХ века.

Первая русская революция и формирование трех политических лагерей.

2

2

4

18

Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса.

2

2

19

Великая Российская революция. 1917 год: от Февраля к Октябрю.

2

2

4

20

Первое десятилетие Советской власти.

2

2

2

21

СССР в эпоху “большого скачка”: победы и преступления.

2

2

2

22

Мир между войнами.

2

2

2

23

Вторая мировая война. Вклад СССР в победу над фашизмом и милитаризмом.

2

2

2

24

СССР в 1945-1991 годах.

2

2

2

25

Информационная революция и ее прогнозируемые последствия. Глобальные проблемы современности.

2

4

26

Россия в 90-е годы: смена модели общественного развития.

2

2

4

27

Обзорная лекция. Особенности цивилизационного развития России.

2

2

2

Итого 54 64 52

Содержание курса:

Введение. История как наука. Структура исторического знания.

Место истории в системе наук. Предмет и структура исторического знания. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы и функции исторического знания. История истории. Закономерности развития современной науки. История как часть общенаучного знания. История России как часть всемирной истории, общее и особенное в историческом развитии. Основные концепции мировой и отечественной историографии. Выдающиеся русские историки: Карамзин Н.М., Соловьев С.М., Ключевский В.О. Характеристика видов исторических источников.

Раздел I. Период охоты и собирательства в истории человечества.

Тема 2. Предпосылки становления и развития человеческой цивилизации.

Роль космической и биологической эволюции в становлении человеческой истории. Научные концепции возникновения вселенной: концепция Большого взрыва. История возникновения и развития земли, геологические эпохи. Современные концепции биологической эволюции человека: australopitec, homo habilis, homo erectus, homo sapiens. Новейшие археологические открытия и их роль в изменении взглядов на происхождение и развитие человека как биологического вида. Учение В. Вернадского о взаимосвязи гео -, био – и ноосфер. И. Шкловский о перспективах развития человечества.

Эпоха охотников и собирателей. Развитие первобытного общества в эпоху палеолита: орудия труда, социальная организация, ареалы расселения, формирование рас. Homo sapiens в эпоху Великого Оледенения.

Древнейшие поселения на территории России: балка Сухая Мечетка в Волгограде, Мальта, Буреть, Капова пещера, п. Костенки.

Раздел II. Аграрная цивилизация.

Тема 3. Период аграрной культуры (варварство).

Неолитическая революция – переход к аграрной культуре, первый технологический скачок в истории человечества. Переход к земледелию и скотоводству. Значение неолитической революции для социально-политического развития человеческого общества.

Древнейшие цивилизации, закономерности развития и их значение для мировой истории. Эпоха небольших государств (VIII тыс. до н. э.). Эпоха империй: Египет, Индия, Китай. Язычество в период древнейших цивилизаций.

Античность. Периодизация истории древней Греции. Полисное устройство древнегреческих городов-государств. Типы государственного устройства. Демократия. Расцвет науки и культуры. Римская империя: истоки, формирование европейской правовой системы. Античные поселения на территории нашей страны. Значение Античности для европейской и мировой цивилизации.

Великое переселение народов и зарождение современных европейских государств. Предшественники славян на территории России: сарматы, киммерийцы, скифы. Праславяне, славяне, восточные славяне. Развитие родоплеменных отношений у славян. Расселение славян по территории Европы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Волгоградский государственный медицинский университет кафедра педиатрии и неонатологии фув (1)

    Методическая разработка
    2.познакомить слушателей с особенностями профилактических мероприятий анемий на современном этапе, с тактикой диспансеризации и реабилитации на амбулаторном этапе – 1,
  2. Волгоградский государственный медицинский университет кафедра клинической фармакологии и интенсивной терапии схема курсовой работы (2)

    Курсовая
    ИБС. Стенокардия напряжения ФК II. Персистирующая мерцательная тахиаритмия. ХСН II А ст , IФК. Гипертоническая болезнь II. Степень тяжести 2 с высоким риском сердечно-сосудистых осложнений.
  3. Волгоградский государственный медицинский университет кафедра педиатрии и неонатологии фув (2)

    Методическая разработка
    2.познакомить слушателей с особенностями профилактических мероприятий при врожденных пороках сердца на современном этапе, с тактикой диспансеризации и реабилитации на амбулаторном этапе – 1,
  4. Волгоградский государственный медицинский университет кафедра клинической фармакологии и интенсивной терапии схема курсовой работы (1)

    Курсовая
    ИБС. Стенокардия напряжения ФК II. Пароксизмальная мерцательная тахиаритмия. ХСН II А ст , IФК. Гипертоническая болезнь III. Степень АГ 2 . Атеросклероз аорты, сонных артерий.
  5. Волгоградский государственный медицинский университет кафедра хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов

    Документ
    пособие / под ред. М.В. Чичко. - Мн.: Книжный Дом, 005. - 848с. Общий уход: учебное пособие. А.В. Мазурин – М.: Медицина, 1989 – 19 с.
  6. Волгоградский Государственный Медицинский Университет Кафедра акушерства и гинекологии Вопросы к зачету по гинекологии для студентов 5 курса лечебного факультета. Диагностические тесты

    Тесты
    Клиника, диагностика, лечение. Миома матки. Патогенез, клиника, дифференциальная диагностика. Современные средства контрацепции. Роль женской консультации в профилактике, диагностике, лечении гинекологических больных.

Другие похожие документы..