Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Психология – наука о душе. Прогрессивное развитие общества невозможно без решения психологических задач. Профессиональная деятельность любого специали...полностью>>
'Монография'
В предлагаемом читателю издании, наряду с обобщением практиче­ского опыта, а также критическим анализом научных достижений в дея­тельности по обнаруж...полностью>>
'Документ'
Цель дисциплины: дать студентам понимание макроэкономических проблем России и необходимости их решения посредством государственного вмешательства в эк...полностью>>
'Доклад'
МОУ СОШ с. Красное – муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа, ведущая образовательную деятельность на территор...полностью>>

М. А. Шолохова на правах рукописи карунин евгений александрович педагогическое наследие сергия радонежского (духовно-нравственный аспект воспитания) 13. 00. 01 Общая педагогика диссертация

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. М.А.ШОЛОХОВА

На правах рукописи

КАРУНИН ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

(ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ)

13.00.01 - Общая педагогика

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель-

доктор педагогических наук,

профессор В.И.Беляев

Москва - 2000

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ....................................................................................... 3

ГЛАВА 1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО : ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

АСПЕКТ.............................................................................................. 12

1.1. Культурно-исторические предпосылки становления духовно-нравственных основ учения Сергия Радонежского ....................... 12

1.2. Основные этапы формирования духовно-нравственной концепции Сергия Радонежского : отшельничество-становление монашеской братии - христианское общежительство ........................................................... 30

ГЛАВА П. ЗНАЧЕНИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В СТАНОВЛЕНИИ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И В СУДЬБЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ............................................. 59

2.1. Преподобный Сергий Радонежский как духовный предводитель Древней Руси ........................................................................................... 59

2.2. Педагогические идеи Сергия Радонежского и их реализация в сфере современного воспитания ....................................................................... 80

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................ 100

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ......................................................................... 105

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Сегодня в общественной жизни нашего Отечества можно выявить тенденцию, выражающуюся в появлении у людей более глубокого (по сравнению с советским периодом) интереса к истории России, к ее культурному наследию, в принципиальном изменении отношения к роли церкви в процессе укрепления государственности и в деле воспитания подрастающего поколения.

Данная тенденция имеет большое значение в развитии современной педагогической мысли. В последнее время в области педагогики появляются исследования, связанные с осмыслением русской национальной идеи, особенностей развития просвещения в дореволюционной России, Труды, основывающиеся на обращении к многовековому духовному опыту народа, закрепленному в традициях и жизненном укладе наших предков (работы В.С.Горячева, Л.Н.Погодиной, В.М.Петрова, Ю.В.Васильковой, Н.В.Давыдовой, Т.Л.Мироновой, А.М.Новикова).

[Проводится работа и в сфере взаимодействия воспитательно-образовательных учреждений с Православной церковью. Данное направление связано с деятельностью А.Ю.Соловьева, Л.В.Суровой, Я.Н.Щапова, А.Н.Стрижева, Н.В.Веселовской, В.И.Беляева и др.]

Сегодня из педагогов-исследователей большой интерес вызывает культурно-историческое наследие Древней Руси, наследие, являющееся фундаментом отечественной просветительской мысли, колыбелью тех обычаев и традиций, которые в течение многих веков составляли основу народного воспитания.

Неотъемлемой частью этого наследия является духовно-нравственное учение Преподобного Сергия Радонежского - величайшего подвижника и просветителя 14 века.

Уже более шести столетий имя Сергия Радонежского в сознании русских людей неразрывно связано с делом созидания Отечества; Православная церковь причислила Преподобного к Лику святых: он почитается как духовный наставник и просветитель, как искусный врачеватель и чудотворец, как самоотверженный подвижник и устроитель монастырей, как умиротворитель враждующих и заступник Земли Русской, благословивший ее на борьбу с татаро-монгольскими поработителями.

Основу данного диссертационного исследования составляет историко-педагогический анализ учения Преподобного Сергия Радонежского. Проделанная в ходе исследования работа показывает, что духовное учение подвижника обладает мощным педагогическим потенциалом, который может эффективно использоваться в сфере современного воспитания.

Изученность темы. Духовно-нравственное наследие Сергия Радонежского рассматривалось в различных аспектах: историческом, культуроведческом, богословском, общественно-политическом, олеографическом. Данные аспекты были раскрыты в трудах отечественных писателей - Епифания Премудрого, А.Муравьева, Б. Зайцева, И.Шмелева, А.Куприна, Б.Шергина, Д.Балашова, В.Крупина, В.Солоухина, А.Солженицына, В.Распутина, В.Ганичева; историков - Н.Карамзина, С.Соловьева, В.Ключевского, Н.Костомарова, Д.Иловайского; исследователей церкви - митрополита Макария, митрополита Филарета (Дроздова), архимандрита Никона (Рождественского), Е.Голубинского, Г.Георгиевского, И.Концевича, П.Знаменского; философов - Е.Трубецкого, С.Булгакова, П.Флоренского.

Однако в педагогическом аспекте учение Сергия Радонежского рассмотрено не было. Поэтому тема диссертации формулируется как «Педагогическое наследие Сергия Радонежского». [Мы понимаем некоторую условность этой формулировки, т.к. письменных трудов подвижник после себя не оставил - его учение, по выражению историка В.Ключевского, было положено «в живую душу народа». В данной работе исследованию подвергается прежде всего духовно-нравственный аспект учения Сергия Радонежского.]

Проблема исследования состоит в недостаточном и неадекватном использовании духовно-нравственного наследия прошлого в сфере современного воспитания.

Объект исследования - [духовно-нравственное учение Сергия Радонежского.]

Предмет исследования - [педагогические идеи Сергия Радонежского о воспитании молодого поколения.]

Цель исследования: [выявление педагогических идей, составляющих основу духовно-нравственной концепции Сергия Радонежского, и определение возможности их применения в ходе решения воспитательных задач в современной общеобразовательной школе.]

Задачи исследования:

1) Определить культурно-исторические предпосылки, способствующие становлению и развитию духовно-нравственной концепции Преподобного Сергия Радонежского.

[2.) Охарактеризовать основные этапы развития учения Сергия Радонежского.]

[3.) Выявить в духовно-нравственном учении подвижника основополагающие педагогические идеи.]

[4.) Показать значение педагогического наследия Сергия Радонежского в решении современных воспитательных задач.]

Методологическая основа исследования: [философские положения о роли личности и народа в истории;] опора на принципы историзма, преемственности, научности, системности, единства теории и практики; применение целостного и комплексного подхода в рассмотрении педагогических вопросов.

В ходе работы были использованы следующие методы исследования:

1.) Метод историко-педагогического анализа олеографической литературы.

2.) Сравнительно-исторический метод, позволяющий сопоставлять историко-педагогические факты, выявлять в них общее, особенное и единичное.

3.) Метод систематизации и обобщения историко-педагогических материалов, полученных в результате изучение первоисточников и научной литературы.

[Источниковедческая база исследования:] памятники древнерусской олеографии, труды отечественных историков и философов, научные исследования по истории педагогики, материалы периодической печати (журналы «Педагогика», «Русский дом», «Держава»; альманахи «Русская школа», «Памятники Отечества» и др.).

[Научная новизна исследования состоит:

- в определении предпосылок, способствующих становлению и развитию духовно-нравственных взглядов Преподобного Сергия Радонежского;

- в историко-педагогическом анализе основных этапов развития просветительской концепции древнерусского подвижника;

- в выявлении педагогических идей, составляющих основу духовно-нравственного учения Сергия Радонежского (идея о непрерывности и поэтапности духовно-нравственного совершенствования личности; идея общинного воспитания; идея о необходимости осуществления наставнического руководства в деле воспитания подрастающего поколения; идея гармонии между духовным миром человека и окружающей его средой; идея гражданского воспитания, бескорыстного служения народу, Отечеству);

- в обосновании возможности применения педагогических идей Сергия Радонежского в сфере современного воспитания.

В работе показано, что духовно-нравственное учение Сергия Радонежского может быть использовано в решении современных воспитательных задач; в качестве основных направлений реализации педагогических идей подвижника могут выступать следующие принципы: принцип преемственности в воспитании подрастающего поколения; принцип целостности и комплексности; принцип коллективного (общинного) воспитания; принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; принцип воспитания в труде; принцип служения обществу; Родине (принцип общественно полезной деятельности).]

Практическая значимость исследования состоит в том, что его положения и выводы могут быть использованы в научных трудах по истории отечественной педагогики; некоторые положения работы, ее содержание могут быть применены при разработке спецкурсов в институтах повышения квалификации учителей; отдельные материалы диссертации могут использоваться в курсе лекций по философии и истории отечественной педагогики для студентов педвузов.

Апробация и внедрение результатов исследования: отдельные положения работы легли в основу курса лекций по педагогике, прочитанного автором данного исследования для студентов МГОПУ; выводы и рекомендации, полученные в результате исследования, использовались автором в процессе учебной и внеклассной работы в средней школе №446 г. Москвы; [ отдельные результаты исследования обсуждались на конференциях, организованных кафедрой педагогического образования МГОПУ для студентов и аспирантов.] Основные положения и выводы исследования отражены в следующих публикациях:

1) «Православная школа Сергия Радонежского» (Молодые голоса: сборник научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей МГОПУ. Москва, 1998).

2) «Значение житийной литературы в деле экологического воспитания школьников» (Экологическое образование. Москва, 2000. №2).

На защиту выносится :

Исследование духовного наследия Сергия Радонежского в историко-педагогическом аспекте позволило сформулировать следующие положения:

1.) Предпосылками становления и развития духовно-нравственной концепции Сергия Радонежского явились:

[ - деятельность передовых людей Руси, направленная на созидание государства и развитие отечественной культуры;]

- пробуждение национального самосознания, выразившегося в духовном противоборстве русского народа иноземным агрессорам;

- политическое, экономическое и духовное возвышение Москвы в середине 14 столетия;

- восстановление тесных культурных связей между Москвой и Византией (второе византийское влияние на Русь).

2.) Воспитательная концепция Сергия Радонежского, представленная триадой Личность - Общество - Государство, основывается на следующих принципах:

- непрерывное самосовершенствование личности осуществляется через систематический труд, молитву, внутреннее самосозерцание, через самоотверженное служение Богу, народу, Отечеству;

[- иноческая община, созданная Сергием Радонежским, представляла собой воспитательное содружество личностей - союз, основывающийся на гармонии личного и общественного;

- духовно-нравственное возрождение нации, согласно учению Сергия Радонежского, возможно при укреплении внутригосударственного единства, обретении национальной независимости, единении церкви и народа на основе служения идеалам Православия и государственности;]

- огромное значение в возвышении духовных сил нации и возрождении государства имел личный пример Преподобного Сергия, явившегося духовным наставником Древней Руси.

[3.) Основу духовно-нравственного наследия Сергия Радонежского составляют следующие идеи:

- идея преемственности в воспитании и образовании молодого поколения;

- идея целостного и комплексного воспитания;

- идея гармонии между духовным миром человека и окружающей его средой;

- идея непрерывности воспитания;

- идея общинного (соборного) воспитания;

- идея гражданского воспитания, служения народу, Отечеству.]

4.) Основные направления реализации педагогических идей Сергия Радонежского в сфере современного воспитания заключаются в следующем:

- провозглашение духовно-нравственного воспитания центральной задачей педагогической работы в школе;

- тесная взаимосвязь между классно-урочной, внеклассной и внешкольной формами педагогической работы;

- комплексное использование идей и принципов духовного наследия Сергия Радонежского в учебной и во внеурочной деятельности педагогов и учащихся.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, дается анализ изученной литературы, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, выявляется уровень изученности поставленной проблемы, характеризуется научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе «Духовно-нравственное наследие Преподобного Сергия Радонежского: историко-педагогический аспект» - определяются исторические предпосылки, обусловившие становление и развитие просветительских взглядов Преподобного Сергия Радонежского, дается характеристика основным этапам формирования духовно-нравственной концепции подвижника, оценивается роль данной концепции в развитии христианской просветительской мысли.

Во второй главе «Значение Сергия Радонежского в становлении российской государственности и в судьбе отечественного просвещения» - определяется роль подвижника в процессе духовного возрождения русской нации на историческом пути от феодальной раздробленности и татаро-монгольского нашествия к образованию единого независимого государства; дается характеристика основным педагогическим идеям Сергия Радонежского, намечаются направления реализации данных идей в сфере современного воспитания.

В заключении излагаются основные выводы исследовательской работы, проведенной автором диссертации, определяются перспективы дальнейшей разработки проблемы.

ГЛАВА 1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

1.1. Культурно-исторические предпосылки становления духовно-нравственных основ учения Сергия Радонежского.

В данном параграфе будут рассмотрены основные культурно-исторические предпосылки, обусловившие зарождение в недрах русской земли ее величайшей святыни - Троице-Сергиевой Лавры. Поскольку нам предстоит обратиться к фактам, относящимся ко времени 13-14 столетий, свое исследование мы начнем с краткой характеристики этого периода.

13-14 века явились переходным этапом на историческом пути от Средневековья к Возрождению. В это время в странах Западной Европы формируется мировоззрение, согласно которому традиции и догмы, установленные христианской церковью в период средних веков, препятствуют свободному развитию человеческой мысли, тормозят научное освоение мира. Зарождающееся мировоззрение послужило мощным толчком к становлению светской культуры, основным ориентиром которой стал человек, стремящийся к постижению законов окружающего мира, к их рационалистическому осмыслению.(75; Т.2; с.532).

В отличие от Запада, в государствах Восточной Европы развитие культуры было всецело связано с христианским вероучением. На рубеже 13-14 столетий восточноевропейская культура, развиваясь под воздействием христианства, достигает своего расцвета. Именно в это время в Византии, являющейся оплотом православного мира, происходит становление нового богословского учения, согласно которому путь к постижению Бога, единению с ним пролегает через систему особых правил и норм жизни, требующих от человека внутреннего сосредоточения, непрестанной молитвы, постоянного нравственного совершенствования. Это учение, называемое исихазмом (от греческого слова “исихия” - покой, безмолвие, отрешенность), утвердилось в Византии в процессе столкновения восточноевропейского мировоззрения с западноевропейским рационализмом. Идейные противоречия, породившие данное столкновение, наиболее ярко отразились в борьбе Византийских Святителей Григория Паламы, Филофея и Каллиста с воззрением калабрийского монаха Варлаама и его сподвижников.(119; с.10). Варлаам как приверженец западноевропейского рационализма полагал, что истинное знание добывается человеком из доказательств, основывающихся исключительно на работе разума. Против таких взглядов выступил Григорий Палама, утверждавший, что не путем философских рассуждений, но постоянным очищением души, непрестанным упражнением в богомыслии и молитве человек может достигнуть озарения свыше. (141; с.174-176). Состояние озарения Григорий Палама связывал с неизъяснимым блаженством, зрением некоего небесного света, подобного тому, которым воссиял Христос на Фаворской горе. Взгляды Григория Паламы легли в основу исихазма, одержавшего победу над рационалистическим мировоззрением Запада и к середине 14 столетия распространившегося по всему православному миру. Огромное влияние оказал исихазм и на духовную культуру Древней Руси. Однако, прежде чем рассмотреть вопрос, связанный с проникновением исихазма на русскую почву, необходимо охарактеризовать основные исторические вехи, определившие социально-политическое и культурное развитие нашего Отечества на протяжении 13-первой половины 14 века.

Для Древней Руси этот исторический период был крайне тяжелым: на западных рубежах русский народ отражал натиск немецких и шведских агрессоров, на востоке вел постоянную борьбу с азиатскими кочевниками. В 1237-1240 гг. Русь подверглась страшному татаро-монгольскому нашествию. Вторжение иноземных завоевателей сопровождалось беспощадным разорением русской земли, уничтожением ее просветительских центров-оплотов православной культуры. Первыми опустошены были Рязанское и Владимирское княжества; народонаселение их было вырезано; церкви и монастыри разрушены или осквернены. Затем разрушению подверглись Переяславль, Чернигов, Киев, города волынские и галицкие. В Киеве - главном культурном центре домонгольской Руси - погибли его основные святыни - Софийский и Десятинный храмы; Киево-Печерский монастырь был разрушен до основания ( 37; с. 75). В результате татаро-монгольского нашествия на Руси утвердилось иноземное владычество; русский народ утратил независимость, оказавшись данником своих поработителей.

Татаро-монгольское иго, продлившееся более двух столетий, явилось причиной не только огромного материального разорения и экономического упадка; оно породило тяжелый нравственный недуг, который, обретя характер эпидемии, захлестнул русский народ. Историк В.Ключевский оценивал последствия иноземного нашествия следующим образом: “Это было одно из тех народных бедствий, которые приносят не только материальное, но и нравственное разорение, надолго повергая народ в мертвенное оцепенение. Люди беспомощно опускали руки, умы теряли всякую бодрость и упругость и безнадежно отдавались своему прискорбному положению, не находя и не ища выхода. Что еще хуже, ужасом отцов, переживших бурю, заражались дети, родившиеся после нее... Внешняя случайная беда грозила превратиться во внутренний хронический недуг; панический ужас одного поколения мог развиться в народную робость, в черту национального характера, и в истории человечества могла бы прибавиться лишняя темная страница, повествующая о том, как нападение азиатского монгола повело к падению великого европейского народа” (14; с. 58).

Крайне неблагоприятно татаро-монгольское нашествие отразилось на судьбе отечественного образования: на протяжении нескольких десятков лет церковные училища, городские публичные школы и монастыри - оплоты просветительской мысли домонгольской Руси - подвергались постоянным разорениям; в то же время все внимание лучших людей той эпохи было отвлечено от решения созидательных задач к воинскому делу. Историк Д.Иловайский справедливо замечал: “Вредное влияние татарского ига, наряду с огрублением нравов, неизбежно выразилось упадком образованности вообще и книжного просвещения в особенности... Мы уже почти не встречаем церковно-городских публичных школ. Обучение грамоте сохраняет преимущественно частный характер... Вообще книжное просвещение в эту эпоху получило почти исключительно церковный характер, т.е. сосредоточилось только в среде духовенства. Как мало распространена была теперь грамотность в светском классе, наглядно показывают примеры бояр и князей, из которых немногие владели искусством чтения и письма. Так из целого ряда великих князей Московских, знаменитых своею практическою, государственною деятельностью, сколько известно, ни один не отличался книжною начитанностью.” (40; с.368-369). Заветы князей домонгольской эпохи Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, призывавших изучать не только отечественную грамматику, но также иностранные языки, после завоевания Руси татаро-монголами оказались забытыми.

Упадок книжного просвещения, постоянные социальные неурядицы, вызванные иноземным нашествием, ничем не обузданные бесчинства завоевателей-иноверцев - все это приводило к резкому ослаблению христианских устоев, порождая в людях жестокость, двоедушие, коварство, низкопоклонничество. Падение нравов проявилось на всех социальных уровнях: как в княжеско-боярской среде, так и в непривилегированных сословиях.

Оказавшись поданными татаро-монгольских ханов, русские князья вынуждены были подтверждать свое право на удельное правление. Чтобы получить это право, они ехали на поклон к хану в Золотую Орду - государство, созданное завоевателями с целью контроля над покоренными землями. Золотоордынские ханы требовали от русских князей дорогих подарков и покорности, принуждали их выполнять различные унизительные обряды. Стремясь получить от хана ярлык на удельное правление, князья часто доносили друг на друга, пытались привлечь на свою сторону военные силы золотоордынцев, - предательство и насилие сделались основными средствами государственной политики того времени.

Для простого народа иноземное владычество было еще тяжелее: “...нужно было кланяться всякому заезжему баскаку, исполнять все, что он потребует, отделываться обманами и поклонами, когда он расходится. Один сильный человек не вытерпит и убьет татарина, другой сильный человек убьет за это его самого, спасая Русскую землю от татарской мести: а летописец похвалит последнего и осудит первого за недостаток смирения. Насилия сильных, коварство слабых, общее недоверие друг к другу ослабляли все общественные узы”. (37; с. 113).

Описывая последствия иноземного нашествия, нельзя, однако, не сказать о людях, которые, вопреки обстоятельствам, оставались верными сынами Отечества, о людях, личный пример которых поддерживал дух порабощенного народа, способствовал возрождению и укреплению его нравственных сил. Именно к таким людям принадлежали князь Александр Невский, отстоявший западные земли Руси от захвата немецкими и шведскими феодалами и сумевший дипломатическим путем предотвратить разорительные нашествия татар с востока; князь Михаил Черниговский, принявший мученическую смерть в Орде за христианскую веру; рязанский воевода Евпатий Коловрат, вступивший в неравный смертный бой с многотысячным войском хана Батыя; епископ Серапион Владимирский, призывавший народ Руси к прекращению внутренних раздоров и совместному выступлению против татаро-монгольских агрессоров. Своей жизнью, деятельностью, своими подвигами эти люди пробуждали в русском народе патриотические чувства, содействовали его духовно-нравственному возрождению.

Однако, для того, чтобы процесс нравственного оздоровления обрел общенародный характер, необходим был еще целый ряд исторически обусловленных социальных предпосылок. Такие предпосылки начинают складываться лишь во второй четверти 14в., в период правления московского князя Ивана Калиты.

Именно в это время внутри Руси набирает силу процесс освоения новых, незаселенных территорий. Татаро-монгольские завоеватели, подвергнув полному разорению юго-восток Руси, значительно меньший урон нанесли ее северным землям, куда еще со второй половины 13 в. двинулся многотысячный поток переселенцев, спасающихся от бедствий, вызванных нашествием кочевников. В этом народном потоке сосредоточились лучшие силы, скрытые в недрах русской земли. Земледельцы, ремесленники, мастеровые люди, заселяя русский север, несли в этот край культуру крупнейших центров домонгольской Руси, сельскохозяйственные и строительные навыки, особый мир художественных образов, воплощенных в иконописи, архитектуре, произведениях фольклора. Все это, несомненно, подготавливало почву для будущего возрождения Древней Руси. (37; с. 116).

Мощным толчком к преодолению духовного упадка, постигшего Русь, стало возвышение Московского княжества. Значительное возрастание роли Москвы в политической и культурной жизни Древней Руси начинается со времени княжения Ивана Калиты. Умный и дальновидный правитель, Иван Калита сумел установить дипломатические отношения с татаро-монгольскими ханами и, заручившись их поддержкой, стал проводить политику, направленную на расширение и укрепление Московского княжества: в период его правления (1325-1340) в зависимость от Москвы попадают такие центры северорусской культуры, как Ростов, Галич, Белоозеро, Углич; Тверь-главная соперница Москвы - утрачивает свое политическое могущество.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. На правах рукописи (18)

    Автореферат
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный медико-стоматологический университет» МЗ и СР РФ
  2. На правах рукописи (118)

    Диссертация
    Становление и развитие партий и партийных систем в странах Восточной Европы в контексте «посткоммунистической» трансформации: анализ исторического опыта
  3. На правах рукописи (70)

    Диссертация
    Защита диссертации состоится 29 декабря 2011 г. в 15 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.136.03 при Московском государственном гуманитарном университете им.
  4. На правах рукописи (114)

    Автореферат
    Защита состоится 9 февраля 2012 года в 10-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.062.04 при Ивановском государственном университете по адресу: 153025, г.
  5. «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова»

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре теории и методики преподавания иностранных языков ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова»

Другие похожие документы..