Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Работа выполнена на кафедре экономики и государственного регулирования рыночного хозяйства ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при П...полностью>>
'Документ'
2. Керівникам Державного департаменту пожежної безпеки, Департаменту сил, головних управлінь (управлінь) МНС України в Автономній Республіці Крим, об...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования “Башкирский государственный медицинский университ...полностью>>
'Лекция'
Понятие – простейшая категория, представляет собой фиксированную мысль на предмете и обычно определяется через более широкие понятия путем добавки к ...полностью>>

Тема девиантное поведение и социальный контроль

Главная > Литература
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема 6. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

_____________________________________________________________________________

Сартакова Г.В.- старший преподаватель кафедры истории, политологии, социологии КрасГАУ

Сартаков В.В. – доцент, кандидат философских наук кафедры истории, политологии, социологии КрасГАУ

___________________________________________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ

I. ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

1. ПРЕДМЕТ И СТАТУС СОЦИОЛОГИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЪЯСНЕНИЮ ОТКЛОНЕНИЙ

Объективный подход

Субъективный подход

Конфликтный подход

3. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ДЕВИАНТНОСТИ

Девиантность как результат ослабления социальных связей

Девиантность как результат обучения, передачи норм девиантной субкультуры входящим в неё индивидам

Девиантность как негативная социальная реакция (стигматизация, «наклеивание ярлыков»)

4. ПРЕСТУПНОСТЬ И ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

5. ДЕВИАНТНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Литература

I. ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

1. ПРЕДМЕТ И СТАТУС СОЦИОЛОГИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Социология девиантного поведения определяется как «сквозная» теория с исторически изменчивым предметом. Само понятие «отклонение» характеризуется как элемент механизма изменения, присущий любой системе и имеющий как негативные, так и позитивные значения. Социальное неравенство определяется как источник отклоняющегося поведения. На уровне индивида таким источником является «социальная неустроенность». Между различными формами девиантного поведения (в том числе негативными и позитивными) существует постоянная связь.

Под девиантным (лат. deviato - отклонение) поведением понимают:

  1. Поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам).

  2. Социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам (социальные отклонения).

В первом значении – как индивидуальный поведенческий акт – девиантное поведение изучается преимущественно психологией, педагогикой, психиатрией. Во втором значении оно служит объектом социологии. Смешение этих двух понятий, уровней отклоняющегося поведения приводит к многочисленным методологическим трудностям. Да и сам термин «девиантное поведение» применительно к социальным явлениям звучит не совсем удачно. Оправданием его применения служат научная традиция и тот факт, что социальные отклонения (девиация) реализуются в деятельности людей.

Исходным для понимания отклонений (девиаций) служит понятие «норма». Однако дихотомия «норма/аномалия» относится к числу наименее определённых в науке. Под нормой понимают:

  • усреднённое значение какого-либо признака;

  • наиболее распространенный, среднестатистический вариант протекания процесса, деятельности;

  • идеальный, желаемый тип, образец, эталон и т.д.

В теории организации сложилось более общее – для естественных и общественных наук – понимание норм как предела, меры допустимого. Социальная норма определяет исторически сложившийся в данном конкретном обществе предел, мера, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В отличие от норм физиологических или биологических систем, социальные нормы складываются как результат отражения (адекватного или искаженного) в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому социальная норма может либо соответствовать законам общественного развития (и тогда она является «естественной»), либо отражать их недостаточно адекватно, а то и находиться с ними в противоречии, будучи продуктом искаженного отражения объективных закономерностей. И тогда оказывается анормальной сама такая норма, нормальны же отклонения от нее.

Таким образом, социальные отклонения могут иметь для системы двоякое значение: одни – негативные (социальная патология) – дисфункциональны, нарушают функционирование системы, дезорганизуют её, создавая угрозу самому существованию, другие – позитивные (социальное творчество) – служат средством совершенствования, прогрессивного развития системы, повышения её организованности. При этом качества «позитивные» и «негативные» не имманентно присущи определённым формам отклоняющегося поведения, а лишь выражают отношение к ним общества. Границы между социально позитивным и негативным весьма подвижны во времени и пространстве социумов. Кроме того, в одном и том же обществе в одно и то же время сосуществуют различные «нормативные субкультуры» (от научных сообществ и художественной «богемы») до преступных сообществ.

Итак, девиантность определяется как любое нарушение социальных норм или ожиданий и колеблется от плохих манер до серьезного преступления. Термин «девиантность» обычно относят к поведению, но может относиться также к внешнему виду. Социологи употребляют этот термин для обозначения нарушения общественных, а не статистических норм. Девиантность относительна, то есть определяется с точки зрения общественных норм конкретного места, времени, культуры.

С социологической точки зрения, девиантность свойственна любому «нормальному» общественному порядку. Каждое общество определяет некоторые действия или черты как девиантные. Более того, девиантность «нормальна» в том смысле, что она обычно является результатом тех же побуждений и стремлений, которые порождают обычное поведение (см. Адаптации I-IV).

2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЪЯСНЕНИЮ ОТКЛОНЕНИЙ

Объективный подход

Структурные функционалисты считают отклонение явлением, которое можно изучить объективно. По мнению Э. Дюркгейма, число самоубийств в том или ином обществе представляет собой объективный показатель степени его распада. Согласно этому подходу, мы можем установить нормы и ценности, признанные в данном обществе, а исходя из этих норм конкретные случаи отклонения от них.

Если общество функционирует исправно, люди, отклоняющиеся от принятых норм, легко выделяются из массы других людей и подвергаются наказанию, строгость которого изменяется в широких масштабах, от пересудов и презрения до исключения из общности и тюремного заключения. Наказание нарушителей или лиц с отклоняющимся поведением – важная социальная деятельность, поскольку она служит утверждению и упрочению норм данного общества. Для социальных единиц идентификация и наказание отклонений важны ещё и в том отношении, что служат напоминанием, обращенным к другим членам этой единицы, о том, что случается с теми, кто отклоняется в своем поведении. Таким образом, отклонение, как предполагают социологи, служит поддержанию социальных норм. Они также считают, что отклонения могут служить знаком наступающих социальных перемен. По мере того, как принятые нормы утрачивают свою функциональность, отклонение становится одним из способов установления новых норм.

Исследователи, придерживающиеся объективного подхода к отклонениям, пытаются идентифицировать условия, способствующие тому, что люди ведут себя отклоняющимся образом, а также механизмы, посредством которых отклонения ограничиваются или контролируются. Если выигрыш от отклоняющихся видов поведения в данном обществе уменьшаются, а вероятность наказания за них увеличивается, люди перестают заниматься отклоняющимися видами деятельности. Поэтому, стремясь лучше понять особенности нарушителей общественного порядка, исследователи, исходящие из объективного понимания отклонений, обращаются к официальным данным по нарушениям порядка и официальным представителям социального контроля.

Субъективный подход

С позиций других социологов, отклонение никогда не будет устранено из жизни общества, потому что ничто не является отклоняющимся по своим внутренним характеристикам, то есть почти любое действие может быть обозначено и обозначалось в человеческом обществе в качестве «отклоняющегося». Для обоснования своего мнения они обращаются к историческим свидетельствам о том, что именно в различные исторические периоды воспринималось как отклонение, а также к сравнительному анализу данных по различным культурам. В своём первоначальном варианте напиток «кока-кола» содержал кокаин. В то время употребление кокаина не воспринималось в качестве отклонения. Позже оно стало восприниматься резко отрицательно. В то же время в определённых группах американского общества потребление кокаина в наше время не представляет собой ничего необычного. Подобные примеры подтверждают мнение, что отклонение социально определено. Определённая группа людей, стремясь к тому, чтобы та или иная деятельность воспринималась в качестве отклоняющегося поведения, обозначает ее в качестве отклоняющейся. Другими словами, в основе социального отклонения лежат социальные нормы.

Исследователи, придерживающиеся данного подхода, убеждены в том, что отклонение определено субъективно и социально. Они утверждают, что его невозможно устранить. В монастыре, например, многие из отклоняющихся, согласно общепринятым нормам, актов (например, пьянство или чтение порнографических изданий) случиться просто не могут, зато могут нарушаться другие нормы. Выражение «воровская честь» наводит на мысль, что даже среди воров отношения регулируются определенными нормами. Поскольку же в любой группе имеются нормы, само их существование несет в себе возможность отклонений.

Конфликтный подход

Представители конфликтного подхода согласны с субъективистами, что отклонение присутствует в восприятии наблюдателя. Однако они уделяют основное внимание не социально-психологическим процессам (какое оказываемое на индивида действие дает основание отнести его к категории отклоняющихся личностей), а исследование причин того, что в качестве отклоняющихся выделяются именно эти, а не какие-либо другие акты. Обращаясь к идеям первых социологов, например, К. Маркса, они сосредоточивают свое внимание на противоположности интересов различных групп, входящих в данное общество. Группы, в руках которых находится власть, могут устанавливать такие нормы и правила (определения преступления и отклонения), которые им выгодны. Как показывают результаты анализа проблем неравенства, внимание общественности более активно привлекается к предполагаемым правонарушениям в области социального обеспечения, чем к тому, как имущие «доят систему» с помощью сомнительных деловых предприятий и уклонения от уплаты подоходного налога. Социологи этого направления утверждают, что власть имущие располагают возможностями отвлекать внимание общественности от собственных действий и скрывать последствия, направляя внимание публики на действия других.

3. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ДЕВИАНТНОСТИ

Девиантность как результат ослабления социальных связей.

Впервые социологическое объяснение девиантности было предложено в теории аномии, разработанной Э. Дюркгеймом. Дюркгейм использовал эту теорию в своем классическом анализе сущности самоубийств (см. Адаптация I). Одной из причин самоубийства, по мнению Дюркгейма, является аномия (буквально «безнормность», «разрегулированность»). Он подчеркивал, что социальные правила, нормы играют важную роль в регуляции жизни людей. Однако во время кризисных состояний общества или периода радикальных перемен наступает ослабление или противоречивость норм. Жизненный опыт людей перестает соответствовать идеалам, воплощенным в нормах. В результате имеет место дезорганизованность, запутанность и, как следствие, девиантное поведение.

Таким образом, основная мысль Э. Дюркгейма состоит в том, что причиной девиантного поведения людей является социальная дезорганизация (нарушение или распад социальной системы).

Термин «социальная дезорганизация» получил развитие в социологической теории. Им стали обозначать состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу

[см. адаптацию VI]. Более того, социальная дезорганизация характеризуется не только конфликтом между культурными ценностями, (что приводит к отсутствию единой совокупности ожиданий), но и возникновением трудностей в системе контроля за соблюдением любых стандартов, когда должностные лица даже не пытаются его осуществлять. Следовательно, противоречивые оценки поведения людей и слабый контроль со стороны властей в значительной мере способствуют росту правонарушений.

Р. Мертон развивал концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. По Мертону, одним из источников девиантности является противоречие между социально одобряемыми целями и средствами их достижения. Например, в обществе, которое высоко ценит личное богатство и в то же время не дает равного доступа к законным средствам его достижения (т.е. благодаря образованию или рабочему месту), некоторые люди обращаются к незаконным методам обогащения.

Именно тогда, когда система культурных ценностей превозносит фактически превыше всего определенные цели общего успеха для всего населения и в то же время полностью закрывает доступ к одобряемым способам достижения этих целей для значительной части этого же самого населения, девиантное поведение распространяется в широком масштабе.

Таким образом, если Дюркгейм видел аномию в разрушении или ослаблении нормативной системы общества, то Мертон представляет аномию как «особый структурный разлад культуры», конфликт, дисбаланс между культурными ценностями и санкционированными институциональными средствами. Человек может либо принять, либо отвергнуть одобряемые обществом средства, может отвергнуть либо цели, либо средства и заменить их новыми. Сочетание этих различных возможностей дает пять способов адаптации: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, бунт.

Прежде чем приступить к описанию основных типов альтернативных реакций (адаптаций), следует указать на их взаимосвязь, которая проявляется в том, что лица могут переходить от одной альтернативы к другой по мере того, как они вовлекаются в различные виды социальной деятельности.

Итак, согласно Мертону, выделяются следующие виды «приспособления» к конфликту:

  • Конформизм: конформист принимает и одобряемые цели, и одобряемые средства. Этот тип наиболее широко распространен.

  • Инновация: инноватор – тот, кто принимает одобряемые цели, но не подчиняется правилам, т.е. не использует одобряемых средств. Наиболее яркий пример: красть, чтобы разбогатеть. Иногда люди прибегают к незаконным средствам потому, что у них нет другой возможности. Или они это делают потому, что им кажется так легче или интереснее, чем законные средства.

  • Ритуализм: ритуалист снижает цель или отказывается от нее, но при этом принимает социально одобряемые средства. Это «взгляд напуганного работника, высоко конформного бюрократа» (Р. Мертон). Ритуалист подчиняется мелким правилам, даже когда они больше не имеют никакой связи с целями, для достижения которых они были предназначены. Такое поведение логично назвать чрезмерным конформизмом.

  • Ретритизм: ретритист отказывается и от цели, и от средства, которыми она достигается. Как и наркоманы, они ни в чем не участвуют.

  • Бунт: бунтари (особенно социальные революционеры) отвергают и цели, и средства существующей культуры, но с перспективой создания новых целей и новых средств.

Поведение не полностью определяется социальными условиями. Идея отклонения подчеркивает взаимосвязь между личным выбором и социальными условиями. Так, многие люди, которые вышли из дезорганизованной среды, не совершают самоубийств и не становятся преступниками. Более того, те, кто совершает противоправные поступки, большую часть времени подчиняются социальным нормам (см. адаптацию VI).

Девиантность как результат обучения, передачи норм девиантной субкультуры входящим в неё индивидам

Другое направление, объясняющее феномен девиантного поведения, образуют так называемые культурологические теории девиации. По сути, они близки вышеизложенным концепциям, однако культурологические исследования делают акцент на анализе культурных ценностей, благоприятствующих девиантности.

Согласно авторам культурологического направления, девиантное поведение возникает тогда, когда человек усваивает нормы субкультуры, которые противоречат правилам господствующей культуры. Но почему лишь некоторые люди усваивают ценности девиантной субкультуры, таким образом, время как другие отвергают ее? Отвечая на этот вопрос, Эдвин Сатерленд (автор теории дифференциальной ассоциации) утверждает, девиантности обучаются в конкретных группах. Дело в том, что люди воспринимают ценности девиантной субкультуры в ходе общения с носителями ее. Если большинство друзей и родственников того или иного человека занимаются преступной деятельностью, существует вероятность, что он тоже станет преступником. При этом, подчеркивал Сатерленд, важную роль играют не контакты с безличными организациями или институтами (например, с законодательными органами или церковью), а повседневное общение – в школе, дома или на месте постоянных уличных тусовок.

Авторами культурологического направления были высказаны и другие причины правонарушений. В частности, они обратили внимание на благоприятные возможности, которые открывает девиантное поведение, особенно если оно сулит значительные реальные блага. Так, в некоторых сферах деятельности юноши усваивают ролевые модели преуспевающих девиантов (людей, участвующих в организованной или профессиональной преступности: они завоевали влияние, престиж и высокое положение в обществе). Часто такие люди занимаются организованной торговлей наркотиками, другими видами преступной деятельности, вовлекая в нее молодежь. Возможность процветания соблазняет людей, имеющих ограниченный доступ к законным способам достижения успеха.

Девиантность как негативная социальная реакция
(стигматизация, «наклеивание ярлыков»)

Авторы этого направления основное внимание обращают на то, как происходит процесс социального определения девиантности и как относятся к индивиду, которому приклеен ярлык «девианта».

Говард Беккер, автор теории стигматизации, подверг критике многие психологические и социологические концепции девиантности утверждая, что в большинстве своём эти концепции считают человека, проявляющего девиантность, «больным». Между тем, девиантность по сути своей обусловлена способностью влиятельных групп общества (имеются в виду законодатели, судьи, врачи, учителя и пр.) навязывать другим определённые стандарты поведения. Любые нарушения этих стандартов и норм влиятельные группы определяют девиантностью. Более того, они навязывают эти определения некоторым людям, «наклеивают» им ярлык нарушителя.

Таким образом, теория ярлыков выдвигает следующие три положения:

  1. девиантность определяется социально;

  2. ярлык «девианта» присваивают учреждения социального контроля;

  3. однажды приклеенный ярлык «девианта» накладывает на человека клеймо, с которым он может остаться на всю жизнь.

Следовательно, девиантность не качество поступка, который совершает человек, а скорее следствие применения другими людьми правил и санкций против «нарушителя». По мнению Г. Беккера, девиантное поведение может быть объяснено способностью влиятельных групп ставить клеймо «девианта» членам менее влиятельных групп.

Большинство людей нарушают некоторые социальные нормы и правила. Это чрезвычайно широкий класс явлений. На некоторые поступки окружающие смотрят сквозь пальцы, а человек, совершающий их, скорее всего, не считает себя девиантом. Но если о проступке узнают правоохранительные или другие органы социального контроля и сообщат об этом другим, то тем самым на человека уже «ставят» клеймо девианта: окружающие начинают обращаться с ним как с девиантом.

В первом случае этот тип поведения называют первичной девиацией, а во втором – вторичной. Первичная девиация – это первоначальное поведение, в котором имеется нарушение нормы. Вторичная девиация есть результат реакции общества на первоначальное поведение.

В определение того, какое поведение классифицируется как девиантное, большую роль играют два важнейших фактора:

  1. По утверждению Беккера, определение девиантности зависит от распределения политической и экономической власти. Например, психиатры устанавливают правила, в соответствии с которыми людей считают психически неполноценными. Так называемые «борцы за нравственность» или «чистоту идеологии» и т.д., организуя различного рода «крестовые походы», «охоту на ведьм» создают систему правил и норм, несоблюдение которых классифицируется как отклоняющееся поведение.

  2. Методы учреждений социального контроля играют заметную роль в определении, что и кого считать девиантом. Например, реакция учреждения социального контроля на поведение человека зависит во многом от настроения правонарушителя, его принадлежности к определенному общественному слою, классу. Кроме того, необходимость за короткое время рассмотреть большое число дел часто приводит к использованию стереотипов вместо того, чтобы внимательно рассматривать каждый случай.

В каждой из рассматриваемых концепций выделяются различные аспекты отклоняющегося поведения. При этом каждая концепция имеет свои достоинства и недостатки. Однако если упорядочить эти подходы, то появляется возможность взглянуть на девиацию как на процесс развития.

Подобно тому, как существуют служебные карьеры, существуют также и отклоняющиеся карьеры. В анализе отклоняющихся карьер основное внимание уделяется тому, как людей «подталкивают» в направлении вторичного отклонения или возводят «барьеры» в тех случаях, когда индивиды пытаются развязаться со своим прошлым, порвать со своей девиантной карьерой.

Отклоняющуюся карьеру можно определить как ряд важных переходных моментов (стадий, этапов) в развитии девиантности.

Первый этап девиантной карьеры связан с эпизодом, когда люди замечают, что тот или иной индивид нарушил норму или нормы. При этом, фактически, этот человек мог и не нарушать этой нормы. Главное – то, что люди считают, что норма была нарушена. Таким образом, можно нарушать нормы и при этом не инициировать отклоняющейся карьеры, если другие люди не заметили или сделали вид, что не заметили нарушение нормы.

Второй этап связан с появлением стереотипа, когда данный индивид начинает восприниматься всеми как отклоняющаяся личность. На него начинают смотреть не как на обычного человека, совершившего какое-то недозволенное действие, а как на нарушителя, от которого теперь и ждут всяческих козней. Переход от оценки поступка как девиантного к «наклеиванию» ярлыка девианта на человека обычно осуществляется в результате своего рода обработки информации об его поведении (этап «клеймения»).

Термин «клеймо» («стигма», «штамп») обозначает действие или черту, которая воспринимается как отрицательная и отделяет человека от других людей. Иногда клеймо настолько сильно, что перевешивает все другие качества, которые, возможно, имеет данный человек, и может стать его основным статусом.

С помощью клейма люди классифицируются на положительных и отрицательных. Выделяются три вида стигм (клейм):

  1. физические недостатки;

  2. недостатки характера – слабая воля, неестественные увлечения, примитивные убеждения, психические болезни, алкоголизм;

  3. расовые, национальные, религиозные черты, часто переносимые на всех членов данной расовой, этнической или религиозной группы.

По оценке Э. Гофмана, стигма – это то, что отлично от нас и в то же время – то, что мы не принимаем: человек с «пятном» - это неполноценный человек.

Появление стереотипного восприятия того или иного индивида в качестве девиантного в своем поведении делает его более заметным для агентов социального контроля (работников социальной службы или милиции), что знаменует собой начало третьего этапа. Идентификация агентами социального контроля индивида как нарушителя означает, что на него заводится официальное «дело», а его действия становятся объектом пристального внимания. По мере того, как это становится широко известным фактом, все больше людей начинают стереотипизировать данного индивида в качестве отклоняющегося субъекта.

На четвертом этапе связи индивида с другими девиантными индивидами расширяются, а связи с другими людьми становятся все малочисленней.

Пятый этап наступает, когда «девиантный» субъект сам соглашается с навязанной ему ролью и отождествляет себя с нею. Другими словами, он решает, что он на самом деле такой, каким его все считают. Теперь его действия классифицируются как вторичная девиантность. Отклоняющаяся карьера предполагает наличие «самореализующихся пророчеств», когда реакция людей на предполагаемое девиантное поведение ведет к тому, что данное лицо становится тем, за кого его принимают другие (т.е. группа, навязывающая определение). В конце концов, девиантность может быть принята как образ жизни.

Таким образом, ролевое поглощение является конечным этапом процесса развития девиантного поведения. Степень этого поглощения обусловлена, главным образом, отношением других людей к человеку, который считается девиантом.

Однако в ходе развития девиантной карьеры некоторые люди далеко не всегда «охотно» соглашаются с навешенным ярлыком девианта. Они упорно отказываются считать себя девиантами или пытаются «нейтрализовать» наклеенный на них ярлык. Однако отношение к ним работодателей, членов семьи и друзей влияет на особенности ролевого поглощения. Согласие человека с девиантной идентификацией или несогласие основывается на многих факторах, но главные среди них: насколько часто, как долго и с какой интенсивностью окружающие навязывали ему данную идентичность, а также его способность оказывать сопротивление процессу ролевого поглощения.

Заклеймённые люди все больше и больше организуются для защиты своих интересов и прав. Вначале эти ассоциации организуются для оказания помощи и самопомощи, но постепенно некоторые ассоциации активизируют защиту гражданских прав своих членов, критикуя законы, запрещающие те или иные виды девиантности и утверждая своё право на то, чтобы быть не такими, как все. Такие ассоциации становятся всё более открыто политическими и пытаются изменить общество, его законы, а не девиантного человека. Кроме того, некоторые клеймёные группы пытаются трансформировать то, что общество определяет девиантностью в положительную ценность, в символ гордости внутри такой группы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Социальный контроль российской организованной преступности: социологический анализ

    Диссертация
    Диссертация выполнена на кафедре истории и теории социологии социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
  2. А. С. Коповой профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы учебное пособие

    Учебное пособие
    Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы: учебное пособие / О.В. Коповая, А.С. Коповой. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2008.
  3. Девиантное поведение (2)

    Документ
    Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
  4. Методические указания по выполнению контрольных работ дисциплина дс. 06 «Социальная психология девиантного поведения»

    Методические указания
    Методические указания по выполнению контрольных работ составлены на основании примерной программы дисциплины ДС.06 «Социальная психология девиантного поведения»
  5. Курс лекций введение в профессию "социальный педагог"

    Курс лекций
    "Социальная педагогика: курс лекций (введение в профессию "социальный педагог", основы социальной педагогики, основы социально-педагогической деятельности)"

Другие похожие документы..