Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Рост международных грузоперевозок, стремительное развитие информационных технологий и чрезвычайно высокие конкурентные взаимоотношения международной ...полностью>>
'Лекція'
На перший погляд здається, що наша планета є досить стабільною системою. Однак, ця помилкова думка викликана тим, що вік людського роду, не кажучи вж...полностью>>
'Лекция'
Большинство из рассмотренных нами ранее задач решались так называемыми эффективными алгоритмами (работающими за полиномиальное время). Это значит, чт...полностью>>
'Документ'
На виконання вимог статей 3, 4 Закону України "Про транспорт" ( 232/94-ВР ), статті 3 Кодексу торговельного мореплавства України ( 176/95-В...полностью>>

Образовательная программа «Школа 2100» М. А. Гречишникова., учитель русского языка и литературы, методист Уренгой

Главная > Образовательная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Уренгойская средняя общеобразовательная школа № 2»

«У счастья нет завтрашнего дня…»

Анализ повести И.С. Тургенева «Ася»

Урок литературы в 9 классе

Образовательная программа «Школа 2100»

М.А. Гречишникова., учитель русского языка и литературы, методист

Уренгой

2010 г

«У счастья нет завтрашнего дня…»

2часа – спаренные уроки

Цель: помочь учащимся открыть своеобразие, музыкальность и эмоциональность тургеневской прозы, ее глубокий психологизм и лиричность, показать мастерство автора в создании характеров персонажей, передаче чувств, переживаний, сомнений героев.

Задачи:

  • Обучающие – формирование объективной оценки произведения на основе анализа художественного текста, умений сопоставлять и сравнивать, делать выводы.

  • Развивающие – совершенствование навыков анализа художественного произведения; повторение теоретических понятий: жанр, изобразительно-выразительные средства, композиция, сюжет, средства создания образа, психологизм, лиричность произведения; развитие навыков сравнения и сопоставления, классификации, умения выделять главное.

  • Воспитательные – воспитание внимательного читателя, любви к родному языку и литературе, формирование читательского вкуса, интереса к чтению произведений Тургенева.

Оборудование: текст повести И.С. Тургенева «Ася», музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский «Времена года. Июнь», Бетховен «К Элизе», «Лунная соната»), аудиомагнитофон, проектор мультимедиа.

Ход урока

К уроку учащиеся должны прочитать повесть в полном объеме, статью учебника о писателе.

I. Оргмомент.

Оформление записей в тетрадях учащихся и на доске:

И.С. Тургенев «Ася».

История семьи Гагиных. Психологизм повести.

Н.Н. – главный герой повести. Поиски Асей собственного пути в жизни.

Учитель: Конечно, эти записи нельзя назвать темой урока. Почему?

Учащиеся: Это вопросы, на которые нам предстоит ответить. Это план урока. Это основные направления работы на уроке.

Учитель: Предложите свои варианты темы.

Возможные варианты, предложенные учениками (записываются на доске):

История первой любви.

История Аси и Н.Н.

Прекрасные мгновенья.

Воспоминания о первой любви.

Учитель: Оставим тему открытой и попробуем сформулировать ее позже.

II. Погружение в атмосферу повести.

Цель: создать эмоциональное лирическое настроение для восприятия повести учащимися. Анализ лирических отступлений (пейзажных зарисовок). Гл.I, II, IV, X.

1. Прослушайте музыкальные фрагменты. С какими эпизодами повести они ассоциируются?

(Учащиеся слушают пять фрагментов музыкальных произведений: П.И. Чайковский «Времена года. Июнь», Бетховен «К Элизе», «Лунная соната», Шопен или другие лирические классические произведения(см. Музыкальное приложение). Можно предложить самим учащимся назвать авторов и произведения, так как многие из них учатся в музыкальной школе и знакомы с творчеством этих авторов.)

Вопросы:

  • Какие фрагменты повести можно проиллюстрировать этими музыкальными фрагментами? (Учащиеся назовут пейзажные зарисовки. «К Элизе» обычно ассоциируется со сценой из IX главы, когда Ася и Гагин танцуют вальс. Музыка Чайковского, по мнению учащихся, хорошо помогает понять переживания героев в сцене объяснения в гл.XVI Надо помнить, что это восприятие субъективно, поэтому своего мнения учитель не имеет права навязывать. Главное, что школьники почувствовали музыкальность повести, тем более, что героев постоянно сопровождает музыка.)

  • Прочитайте описание города, Рейна, развалины, дома Гагиных с музыкальным сопровождением. Изменились ли впечатления от прочитанного?

  • Почему действие повести происходит в Германии? Какова роль пейзажа? (Романтический пейзаж соответствует душевному состоянию героя. Влияние немецких поэтов-романтиков.)

  • Какой пейзаж предшествует появлению Гагиных? Когда состоялось первое знакомство с Асей?(Ночь, луна, мелодия вальса) Почему? (Должно случиться что-то особенное)

  • Какова роль пейзажной зарисовки в IV главе (запах конопли)? (Россия. Грусть по родине. Ностальгия.) Почему вызвал мысли об Асе? (Не такая, как все. Особенная. И «умом Россию не понять, аршином общим не измерить…» - были и такие ассоциации – Асю тоже «аршином общим не измерить».)

III. «Что за хамелеон эта девушка!»

Цель: характеристика образа главной героини; ответить на вопросы: Почему эта история так запомнилась рассказчику? Что связано с Асей?

  • Обратимся к главе V. Снова мысли о России и об Асе. Какие ассоциации вызывают эти строки? (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: Татьяна, русская душою, …)

  • Случайно ли Тургенев сравнивает Асю с Татьяной Лариной? (гл.IX – Ее душа мне нравилась; - А я хотела бы быть Татьяной.)

  • Назовите черты сходства. («как лань лесная, боязлива» Татьяна, Ася дичится; читала французские романы, «русская душою», любовь к природе, первой призналась в любви, «Ваша!», решительность, естественность поведения, искренность, драматическая развязка отношений главных героев)

  • Перечислите «странности» Аси. (с помощью мультимедиа-проектора (презентация) воспроизводим 1 и 2 колонки таблицы)

Главы

«Странности»

Причины

II

Было что-то свое, особенное.

Дичилась.

Ни одно мгновение не сидела смирно.

Гл. VIII. История семьи Гагиных.

Осознает двойственность своего положения.

Искренна, не умеет лукавить.

Естественна.

Она вся – чувства и эмоции.

IV

Поливает цветы на развалине.

Как коза лазит.

Самое изменчивое лицо.

Страсть знакомиться с людьми круга «низшего».

V

Показалась совершенно русской девушкой.

Что за хамелеон эта девушка!

VI

Полузагадочное существо.

  • Может быть, Ася просто кокетничает? Ведь Н.Н. ей нравится? (Нет, это не в ее характере. Сам Н.Н. потом говорит: «Если бы она кокетничала, она бы не уехала.»)

  • Гл.VIII. расскажите историю семьи Гагиных. (Ася – дочь крестьянки и барина. До 8 лет воспитывалась матерью в строгости. Введена отцом в общество. Уже не крестьянка, но и барыней не станет никогда. Двойственность положения.)

  • Почему Гагины уехали за границу?

  • Каковы же истинные причины «странностей» Аси? (Заполняем 3 колонку таблицы в тетради и проецируем на экран. См. приложение - презентацию)

IV. Композиция и сюжет повести.

Цель: помочь понять учащимся, как особенности построения повести помогают раскрыть главную мысль автора и раскрыть характеры героев и их взаимоотношений.

Давайте проследим, как разворачиваются события в повести. Совпадают ли сюжет и композиция произведения?

В тетрадях учащихся и на экране должна появиться такая таблица:

Композиция

Сюжет

I Воспоминания Н.Н.

II Знакомство с Гагиными.

Завязка

III – VII Продолжение знакомства. «Странности» Аси

Развитие событий

VIII История семьи Гагиных

IX – XV Любовь

XVIСвидание и объяснение

Кульминация

XVII – XX Переживания героя. Ночь после объяснения.

XXI Утро после свидания. Уехали!

XXII Воспоминания Н.Н.

Кольцевая композиция

  • Почему автор выбрал кольцевую композицию? (25-летний Н.Н. не мог до конца осознавать произошедшее. Все оценки в повести дает 45-летний Н.Н. Любовь к Асе – прекрасное воспоминание. Такого в его жизни больше не было.)

  • Какого элемента сюжета нет? (Развязки) То есть сюжет повести закончился кульминацией. Почему? (гл.XX. «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день – а мгновенье.»)

На этом этапе уже некоторые учащиеся могут высказать предположение о теме урока.

V. Главный герой повести – Н.Н.

Цель: понять причины, помешавшие Н.Н. признаться Асе в любви.

  • Если Ася = Татьяна (во многом), то Н.Н. = Евгений Оегин? (Нет. Разница очевидна. Онегин – зрелый человек, сформировавшаяся личность. Н.Н. очень молод, он еще не искушен ни в любви, ни в «светскости».)

  • Кто же он – главный герой повести?(Таблица в тетрадях и на экране)

25 лет

45 лет

Был молод.

Меня занимали исключительно люди.

Искал уединения.

Был поражен в сердце молодой вдовой.

Романтик в душе.

«Сестра ли она ему?»

крылья любви.

Обсуждает с Гагиным отношения с Асей.

Не решился признаться.

«Завтра буду счастлив!»

Будущее казалось беспредельным.

Молодость ест пряники золоченые…

О, я безумец!

Я не сказал ей, что я ее люблю.

Чувство, возбужденное Асей, не повторилось никогда!

Храню цветок гераниума…

Боязнь ответственности.

Светлые воспоминания.

  • Ответьте на последний вопрос рассказчика: (гл.XXII) Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений? (Светлые воспоминания. «У счастья нет завтрашнего дня…» XX гл.)

  • Назовите тему урока.

VI. Рефлексия.

Цель: сохранить ту особую атмосферу, которую создает Тургенев в повести. Чувство первой любви прекрасно. Оно уже знакомо некоторым девятиклассникам. Повесть понравилась. Они искренне расстроены тем, что счастье «было так возможно», но…

Задание: Выберите лейтмотив повести. (Ребята остановились на «Временах года» П.И. Чайковского.)

VII. Список литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. История твоей литературы (Литературное путешествие по реке времени). Учебник для 9-го класса. В 2-х книгах. Кн.2. – М.: Баласс, 2004.

  2. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе, 8 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии «Литература. 8 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват.учеждений. в 2 ч./ Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002». – М.: Издательство «Экзамен», 2003.

  3. Киреев Р.Т. Великие смерти: Тургенев, Достоевский, Блок, Булгаков. – М.: Глобус, Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

  4. Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев: Кн.для учащихся ст. классов сред. шк. – М.: Просвещение, 1989.

  5. Русская литература: 9 кл.: Практикум: Учеб.пособие для общеобразоват. учреждений/ Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова и др. – М.: Просвещение, 1999.

  6. Слинько А.А. Русская литература XIX века (И.С. Тургенев, А.Н. Островский, Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский): книга для учителя. – Воронеж: «Родная речь», 1995.

  7. Тургенев И.С. Избранное: в 2 т. Т.2: Дворянское гнездо: Роман; Отцы и дети: Роман; Повести/ Сост., коммент. М.Латышева. – М.: ТЕРРА, 1997.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курсы повышения квалификации 28 Отдел информационно-библиотечной деятельности 79

    Документ
    Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)«Хабаровский краевой институт развития образования» 2
  2. Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров в 2012 году

    Документ
    Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)«Хабаровский краевой институт развития образования» Инвариантная часть образовательной программы повышения

Другие похожие документы..