Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «28» апреля 2009 г. в 14.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 008.017.01 при Учреждении Российской академии образования «П...полностью>>
'Документ'
Про заходи щодо збільшення надходжень до бюджету міста Жданівка, економного та раціонального використання коштів і здійснення видатків місцевого бюдж...полностью>>
'Документ'
Настоящий документ, принимаемый Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, излагает базовые положения ее учения по вопросам церковн...полностью>>

Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова. 2009 года (3)

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Студенты - Физ. МГУ (2009/Ч.2/Разд. 6/25) 269 Понедельник, 09 Ноября 2009 г..

Работа выполнена Романихиной Екатериной Александровной, группа 418-518

(Кафедра Физики ускорителей высоких энергий)

,© Mark V. Zhelnov. Student’s Lectures. 2009.

Курс Философии и Философии Науки ХХI века

для СТУДЕНТОВ физического факультета

МГУ им. М.В. Ломоносова.

2009 года

проф. М.В. Желнова

Лекция № 25 (2009)

Эстетика, эстетическое и эстетичность. Философствования по независимым отдельным проблемам, причудливо вышедшим на первый план в 21 веке на 09 ноября 2009 года в аудитории 5-19 на Физическом факультете.

Проблемы:

1. Единство саморазвития, самотворчества и самотворения эстетики, эстетического и эстетичности. Изменения меры паритетности между эстетическим и эпистемическим в пользу эстетического. Аутентичная мифология. Эстетичность художественности и художественность эстетичности.

2. Саморазвитие эстетики. Пределы меры постоянного воспроизведения симулякров и эстетическая наука. Кажимости, видимости и фантастичности. Клиповость комического и комичность клиповости.

3. Самотворчество эстетического. Проблема меры. Соотношение «великого искусства» и «искусства сегодняшнего дня». Символичность драматичности и драматичность символичности.

4. Самотворение эстетичности. Проблема меры трагичности постоянной трансформации безобразного в прекрасное и прекрасного в безобразное. Рациональность эстетичности и эстетичность рациональности.

5. Субъективно-объективная художественность как мера объективно-субъективной актуализации ситуации времени. Эстетичность научности и научность эстетичности.

Литература:

к Студенческой лекции № 25 (09 ноября 2009)

Эстетика, эстетическое и эстетичность. Философствования по независимым отдельным проблемам, причудливо вышедшим на первый план в 21 веке на 09 ноября 2009 года в аудитории 5-19 на Физическом факультете.

Учебно-справочная:

1. В.А. Канке, Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для Вузов.- Изд.6-е, перераб. и доп. - М.:Логос, 2009. стр. 230-232

2. Журнал «Вопросы философии», 2008 г., № 1, Волошинов А.В., «Еще раз о математической традиции красоты», стр. 102-112

3. Эко Умберто, «Авангард или красота провокации», Москва, Слово, 2005г.

Дополнительная:

  1. Степанов Ю.С. «Концепты. Тонкая пленка цивилизации», Москва, Языки славянской культуры, 2007 г.

  2. Апендинова Т.А., «Красота как символ нравственности», в книге «Актуальность Канта. Сборник статей», Санкт-Петербург, изд. Санкт-Петербургского Университета, 2005 г., стр391-398.

  3. Смазнова О.Ф., «Личность и миф (о субъекте мифической речи)». Вопросы философии 2008г., № 6, стр. 56-65

  4. Ойзерман Т.И., «Метафилософия. Теория историко-философского процесса», Москва 2009 г., гл.10 стр. 395-418

  5. Махлин В.Л., «Второе сознание. Подступы к гуманитарной эпистемологии», Москва, Знак, 2009г.

  6. Терещенко Е.В., «Век 20. Эмансипация прекрасного и принцип дегуманизации в искусстве», в книге Философия в современном мире, Москва, Полиграф-Информ, 2009 г., стр. 229-235

Основная цель данной лекции:

Показать различия между введенными нами концептами (поскольку мы обосновали необходимость и возможность в современном мире). Перейти от работы с понятиями какими-то концептами, которые сами конструируют все окружающие другие концепты и понятия. Такие как само, мера, саморазвитие, творчество, творение, эстетика, эстетическое, эстетичность и другие разные понятия. Особенно важные понятия – безобразное и прекрасное, которые никак не соотносятся и имеют совершенно иной смысл, нежели некрасивое и красивое, не уродливое и уродливое. Во-вторых, мы постараемся все это обсудить не на уровне какой-то части определенно систематически изложенных концептов, а на отдельно каких-то случайных примерах (хотя примеры не являются доказательствами). Постараемся показать как сегодня все это обстоит. Постараемся осмыслить события сегодняшнего дня, используя все эти концепты и понятия, содержащиеся в предыдущих лекциях данного раздела.

1. Единство саморазвития, самотворчества и самотворения эстетики, эстетического и эстетичности. Изменения меры паритетности между эстетическим и эпистемическим в пользу эстетического. Аутентичная мифология. Эстетичность художественности и художественность эстетичности.

Эстетика, эстетическое, эстетичность

Речь пойдет о том, что саморазвитие, самотворчество и самотвориние, могут быть восприняты только в единстве. Не может быть самотворения без других моментов; не может быть саморазвития без других моментов; не может быть самотворчества без крайних моментов. Соответственно, не может быть ни эстетики без соприкосновения с эстетичностью и эстетическим. Не может быть ни эстетичности без эстетического и эстетики. И именно поэтому каждое понятие должно «знать свое место», но, тем не менее, всегда «вылезать к соседям» и там всегда присутствовать. Поэтому когда мы обсуждаем что-то одно, это совершенно не значит, что нет других моментов. Давайте посмотрим, что мы в целом вынесли? Какая проблема, касающаяся этой тематики, сейчас является центральной? Выясняется, что есть эпистемическое, то есть близкое нам, связанное с процессом постижением мира. Частными случаями этого являются понятия познание, постигаемость. Вот в этой сфере мы и находимся как в узкой области, хотя она на самом деле широкая. И ее сужение только до познания это ограничение. Эта сфера по каким-то причинам, нам непонятным, начинает уступать другому какому-то процессу, тому, что связан с эстетическим. Поэтому возникает проблема меры паритетности.

Проблема меры паритетности

Почему мы говорим «мера», ведь мы не работаем с этим понятием? А это главное, чтобы не попасть впросак. Поскольку речь всегда идет о соотношении субъективного и объективного, то, по сути, всегда мера должна быть, без нее нельзя. Захотим только объективного – никак не получим; захотим только субъективного – тоже никак не получим. Так вот, идея состоит в том, что постепенно эпистемическое оттесняется, не скажем что вытесняется, но сильно оттесняется эстетическим. Грубо говоря, вместо того чтобы думать, человек начинает любить образно представлять себе что-то, а не в понятиях. Ему нравится не думать, не мыслить так, как думали когда-то, когда не было условий для мышления образами. Были образы, но они другие были. Теперь есть научные образы, все стало проникать везде, в том числе доходить и до научной стези. Вот в чем дело! И это нужно осознать. Что реально происходит. Это не только на основе эмпирического материала можно показать. Люди не хотят об этом думать, ведь им проще так осваивать мир, чем безобразно работать с логическими отвлеченными понятиями. Хочется начертить. Все люди всегда чертили мелом, была такая меловая математика и физика. Но посмотрим на это более широко.

Мифы в современном мире

Мы все прекрасно понимаем, что происходит у нас в стране и что заведомо каждый из нас, независимо от желания, имеет какое-то определенное представление о мире. Сейчас мы не говорим о том, что идет извне, имеется ввиду то, что каждый мыслит САМ. Мы говорим о конкретном человеке теперь и здесь. Следует еще раз подчеркнуть, что сейчас такова обстановка в мире (в его идеологической, художественной и нравственной сферах), что ничего нельзя сказать человеку, чтобы он не пропустил это через себя. Мы слышим огромное количество мнений, но при этом каждый из нас «себе на уме». Мало ли кто что там болтает, у человека все равно будет собственное мнение на это. Почему? Потому что человек живет в конкретной обстановке и для него все определяется его средой, окружением, воспитанием, тем где он отучился, тем где он находиться сейчас и т.д. и т.п. так вот, если подойти с этой точки зрения, то каждый раз из человека работает мифология. Нет никаких абсолютно точно известных знаний об истории, даже о сегодняшнем дне. Есть статистика. Точнее даже не так: есть ложь, есть абсолютная ложь, а есть Статистика. Исходных данных нет. Если мы захотим получить исходные данные, то это нам не удастся. Они будут искажены, а это значит, что и все выкладки будут не те, не точные, приближенные. Как любят говорить: «В пределах погрешности». А это значит, что никакого вывода нет. Следовательно, возникает вопрос: Почему именно мифология? Потому что мы смешиваем все здесь: свое, что сказали, что где чего. То есть мы порождаем для себя маленький миф, новеллу и живем в этом мире. Тогда возникает вопрос пошире: Что думают в Университете, в стране, в мире? Мы начинаем строить какие-то картины мира. Конечно, мы считаем, что строим эти представления с научной точки зрения. Но если специалисты начинают скрести эту научность, то выясняется что все это в той или иной степени миф. На самом деле это ведь не мы сами говорим, а, например, президент или премьер-министр. На самом деле мы никак не можем определить истину, ведь мы ни прошлого не знаем по-настоящему, ни настоящего, ни, уж тем более, никто не берется предсказывать, что будет в будущем. По-настоящему! Вот, например, есть праздник 4-го ноября. Ну, конечно, что-то было в 1612 году. Все это исторически не обоснованно, но нужен праздник, нужен символ какой-то. Конечно, были еще некие политические соображения, дабы «уйти» от даты 7-го ноября, которая связана с определенным направлением мысли. Видимо нашему руководству не хотелось принимать данное направление мысли, либо хотелось, но в некоем измененном варианте. Это все другой вопрос, что это на самом деле было. Но это было нужно. В настоящем все то же самое, а про будущее даже говорить не стоит. Просто то, что вдруг наступил кризис, ведь все было хорошо. Это жизнь. Это самотворение. Саморазвитие мы можем предсказать. Что-то немножко изменилось, потом что-то еще изменится, потом мы сами можем вмешаться. Мы предлагаем какие-то идеи, новые технологии, как-то хитрим, заключаем новые договора. И вроде все идет прекрасно, прибыли растет, а потом раз и все летит чертям. А почему? Потому что есть какие-то другие силы. Теперь вот государство, например, вынужденно спасать ВАЗ. Хотелось бы спасти по-умному, не хочется просто вкладывать деньги. Можно предложить некоторые технологии. Но что такое Opel? Это технологии 30-40 летней давности. Сейчас все должно идти вперед и нам нужно разрабатывать что-то свое. А мы тут ничего не можем. Тогда мы начинам крутитьcя. Создавать какие-то мифы, касательно того, что мы что-то решили или решим, миф о том, что мы сами что-то меняем.

Аутентичная мифология

А почему этот миф называется аутентичным мифом? Почему стали пользоваться такими понятиями? Для того, чтобы отличить от мифов, которые были, скажем, в Древней Греции…где-то в прошлом. Мы ведь не верим в то, что некий бог может спуститься на землю, поговорить с человеком, выпить с ним вместе. Мы не верим в Кощея и Бабу-Ягу, хотя они, может и существуют. Все это мы считаем глупым и несуразным и называем мифом. Но при этом мы не считаем мифом то, как мы сейчас смотрим на мир. А вот это получило название - аутентичный - сегодняшний, соответствующий нынешнему состоянию, миф. Не надо считать, что мифология это плохо и что она не нужна. Массы людей не могут действовать без мифологии, без мифов и без символов. Если мы думаем, что все рассуждают по научному, то мы ошибаемся. Кто-то выдумал и говорил: «С точки зрения науки должен быть научный коммунизм!». Вот так научный коммунизм и строился и развалился. Сам по себе. Никто его не валил. Вот в чем проблема: внутреннее противоречие. А не лучше ли пропагандировать себя так будто все знаешь? Нет, лучше уметь знать меру в том и в другом. Вот в чем суть дела. А если мы работаем с такими мифами, то они нужны. Вот тот подъем, который был в России, когда свершилась революция. Революция – это не Октябрьский переворот, а то, что произошло потом. Пошло изменение в деревни, гражданская война, поднялись массы, что-то делали, свершали, индустриализация. Вот что такое революция, изменившая суть дел. И вот когда все это было, это было на энтузиазме. То есть люди действительно верили, что можно построить такое общество, в котором все равны. Общество, в котором от каждого по способностям и каждому по труду. Но, позже выяснилось, что выделяются слои номенклатуры, которые получают больше чем по труду, но не много по сравнению с тем, что могут сейчас получить и так далее. В таких случаях обыкновенный рядовой человек, разоренный, ничего не имеющий, он потихонечку перестанет у вас работать. Потому что он считает, что он работает, а достается все другим. Вот в чем проблема. И что же нам делать в такой ситуации? Нужна какая-то новая идея, какой-то миф, который бы объединил всех. Пусть будет понятно, что он не абсолютный, но какое-то единство должно быть. И к этому, кстати, призывают. Пытаются создать единый праздник. Правда, такие единые праздники устанавливаются веками, хотя бы десятилетиями. Ну, пока такой праздник не найден, но обязательно найдется, ведь это нужно. А если это нужно, то хотим мы или нет, то мы будем опираться на какие-то художественные и эстетические формы.

Возьмем к примеру церковь, религию, православие. Ведь она берет не только какой-то логикой (может, и логики никакой и нет), а верой. Или тризной, пышностью, ритуалом, силой какой-то притягательной проповеди. Многим, например, сейчас бросается в глаза отличие нынешнего патриарха от предыдущего. Предыдущий говорил словами из Евангелия, использовал какие-то проповеди, афоризмы и фразеологизмы из Библии. А сейчас, слушая Патриарха, мы услышим просто речь светского человека, который говорит, что нужно поднимать промышленность, что не надо воровать, что богатые отнимают у бедных. А ведь этого всего, между прочим, у Христа в Евангелие нет. Христос, он более глубоко смотрит. Он призывает нас прощать, если сложилась ситуация. Уметь жить в этом обществе. Совсем другие идеи. Предоставить себе свободу. Не ждать, что кто-то извне пошлет нам что-то, а самим все определять. Отсюда получается, что мы в своем художественном представлении стремимся куда-то к возвышенному, к эстетичности, к чему-то придуманному. Что это такое? А вот что-то такое прекрасное, что будет, выходящее за пределы современного мира. Тем не менее, логически обосновать и показать это не возможно. Мы хотим добра, красоты, прекрасного. Вот эту эстетичность мы и притягиваем к своей жизни. Пытаемся ее реализовать в отдельных каких-то моментах. Доводим до простых проблем своей обыденной жизни. И пытаемся что-то сознательно понять. А это уже типа учения или рассуждения о прекрасном. А это уже эстетика, сознательное, а не бессознательное художественное, тем более не предельная эстетичность. Но как же мы создаем этот образ? А никак. Вот так, из нашего маленького художественного мифа, мы выходим на художественность, то есть на искусство, на бессознательно. Ходим в музеи, что-то нам нравится, покупаем себе определенные вещи, носим определенные прически. И в каждом есть все в соответствии с его возможностями и представлениями. Одной из замеченных черт русскости в художественной литературе есть такой пример: русский, когда у него ничего нет, бедность, едет и продает что-нибудь. Но вместо того чтобы купить на вырученные деньги какую-то нужную вещь, он покупает красивую штуку, которая неизвестно зачем нужна. Если не могу я улучшить жизнь по частым, то куплю я люстру. Какую-нибудь шикарную хрустальную. Она у меня в деревне в избе будет назло всем светить. Если задуматься, то у каждого из нас в жизни были подобные случаи.

2. Саморазвитие эстетики. Пределы меры постоянного воспроизведения симулякров и эстетическая наука. Кажимости, видимости и фантастичности. Клиповость комического и комичность клиповости.

Саморазвитие эстетики.

Существует то, что называют наукой. Что значит «наука»? Значит сознательное. Мы начинаем рассматривать, как работать с этими мифами. Как оценить, на основе этих мифов, что думают другие, что нам делать и как можно повлиять на других. Но стоит какому-то образу возникнуть, он начинает сам развиваться, сам по себе. Появился какой-то образ, понравился какой-то артист, который играет какую-то роль. Вот, например роман «Три мушкетера», эта тема просто бесконечна. Фильм снимается в сотый, а то и в тысячный раз, все играют и играют без конца. Даже уже есть мультипликационные фильмы, в которых мыши с кошками изображают этих мушкетеров. То есть идет саморазвитие, оно было создано и пошло. Возникает целая проблема: Человек отвечает за то, что он делает? Выясняется, что нет. Вот создал писатель произведение, режиссер кино и оно пошло, причем совсем не обязательно, что в том направление, которое задумывал автор. Вот само пошло. И хотите или нет, но с этим приходится считаться. Вот покупаем мы какую-то вещь, например мобильный телефон, и мы уже вынуждены под него подстраиваться. Он начинает двигать нами, заставляет так жить, а не по-иному. Саморазвивается. И в этом мире мы и живем. Но тут все-таки есть возможность как-то предсказать, как же он тихонечко изменяется.

Пример саморазвития

Если мы что-то сделаем, все что угодно, потом обязательно начнется саморазвитие этого явления. Причем последнее будет противоречить задуманному. Вот, например, в отличие от всех других преподавателей философии, М.В. Желнов просит студентов записывать лекции на диктофон. Сама по себе идея какая? Приучить студентов к работе, как говорит ректор. Обязательным является так же и письменная работа. Студенты начинают это делать, их трудно «сдвинуть», некоторые отчаянно сопротивляются. Но в итоге большинство все делает и даже вовремя. Но, бывает что находятся и такие, которые решают что можно не ходить на лекции, попросить кого-то другого записать за него лекцию. Ведь зачем тратить свое время на прослушивание лекций, ведь все потом будет вывешено на сайте. То есть то, что задумывалось как положительный образовательный момент, может стать отрицательным. Все Саморазвивается как систематически, так и не систематически.

Саморазвитие образования

Эстетика не занимается теперь широкими какими-то проблемами. Она критикует этот фильм, этот кусочек, вырванный откуда-то. Сегодня рейтинг такой-то, а завтра рейтинг наоборот. Это, по сути, клиповостью называется. То есть кусочки. Только человек осваивает как вести себя в такой-то ситуации, а ситуация уже изменилась. Раньше мы ходили за книгами куда-то и что-то там искали, а теперь любую информацию можно получить из Интернета, причем с того же самого мобильника. Получается, что начинает все изменятся. Все экзамены, которые установлены у нас, были по средневековому немецкому и французскому стилю. То есть, даются лекции, семинары, потом сдается экзамен. То есть студент приходит, его спрашивают, он так что-то отвечает. Сейчас вся эта система просто выродилась. Теперь какой смысл? Ведь раньше не было всех этих электронных приспособлений. Теперь получается, что необходимо сажать студентов в какое-то вакуумное помещение, чтобы нельзя было извне послать сигнал, чтобы они не могли по наушникам что-то спросить. Но ведь так поступить преподаватель просто не может. Проблема университетов в том, что студенты не посещают лекций, ведь они и так все что нужно могут прочитать. Причем не посещают не только непрофильные предметы, но и основные лекции. Если сейчас пройтись по университету и заглянуть в аудитории, то мы не найдем ни одной забитой студентами. На важных лекциях будет сидеть от силы четверть курса. Это связано с тем, что экзамены превратились собственно не в экзамены, основные оценки четыре и пять. А ведь раньше, когда устанавливались нормы этих оценок, были не только двойки, но еще и колы. Перед принятием экзамена устанавливалась определенная норма по оценкам. Согласно ей четверть сдающих должна была получить пятерки, четверить – четверки, четверть – тройки и четверть – двойки. Вот тогда пятерка имеет смысл, она выделяет кого-то. Четверочка так, средне.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова. 2009 года (6)

    Лекции
    1.Студенческая запись полного текста ( только двусторонняя печать, Поля везде по 1,5 см. Times New Roman, Основа -12 [Остальное- изменение шрифта, жирность,
  2. Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова. 2009 года (1)

    Лекции
    1.Студенческая запись полного текста ( только двусторонняя печать, Поля: верхнее, нижнее - 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см. Times New Roman, Основа -12 [Остальное- изменение шрифта,
  3. Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова. 2009 года (2)

    Лекции
    1.Студенческая запись полного текста ( только двусторонняя печать, Поля: верхнее, нижнее - 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см. Times New Roman, Основа -12 [Остальное- изменение шрифта,
  4. Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова. 2009 года (4)

    Лекции
    1.Студенческая запись полного текста ( только двусторонняя печать, Поля: верхнее, нижнее - 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см. Times New Roman, Основа -12 [Остальное- изменение шрифта,
  5. Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова. 2009 года (5)

    Лекции
    1.Студенческая запись полного текста ( только двусторонняя печать, Поля: верхнее, нижнее - 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см. Times New Roman, Основа -12 [Остальное- изменение шрифта,

Другие похожие документы..