Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Псориатические эффлоресценции на коже часто характеризуются как мономорфные в связи с тем, что признанным первичным элементом является папула. Вместе...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного образователь...полностью>>
'Документ'
О необходимости изучения в школе элементов теории вероятностей и статистики речь идет очень давно. Приведу, например, цитату более чем столетней давно...полностью>>
'Краткое содержание'
Краткое содержание предыдущих серий: Стратегический маркетинг на Западе переживает тяжелые времена. Уступая принципу «хоть как-нибудь, чем никак» и в...полностью>>

Основополагающие положения законодательства о сокращенной продолжительности рабочего времени закреплены ст

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Сокращенная продолжительность рабочего времени

Основополагающие положения законодательства о сокращенной продолжительности рабочего времени закреплены ст. 92 ТК РФ и распространяются на лиц, не достигших 18-летнего возраста, инвалидов I или II группы, работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и некоторых других категорий работников.

Сокращенная продолжительность рабочего времени для лиц моложе 18 лет установлена в целях охраны их здоровья, поскольку, как подчеркивается в преамбуле Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.), эти лица ввиду их физической и умственной незрелости нуждаются в специальной защите.

Особое значение необходимость обеспечения охраны здоровья работников, не достигших 18-летнего возраста, в том числе путем установления для них сокращенной продолжительности рабочего времени, приобретает в современный период.

Как отмечается в разделе 1 Федеральной целевой программы "Молодежь России" (2001 - 2005 гг.), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. N 1015, состояние здоровья молодежи ухудшается. В среднем в России лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, 45 - 50% имеют серьезные отклонения в физическом и психическом развитии.

Анализ статей Трудового кодекса, касающихся сокращенной продолжительности рабочего времени для работников моложе 18 лет в возрасте от 16 до 18 лет (ст. 92 и 94 ТК РФ), позволяет сделать вывод о том, что данный вопрос в отношении указанной категории работников решен несколько непоследовательно.

Так, согласно ч. 1 ст. 92 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени для работников в возрасте от 16 до 18 лет сокращается на 4 часа в неделю и, следовательно, составляет 36 часов.

Одновременно с этим в ч. 1 ст. 94 ТК РФ предусматривается, что продолжительность ежедневной работы работников в возрасте от 16 до 18 лет не может превышать 7 часов. При соблюдении этого требования продолжительность рабочей недели данной категории работников будет составлять не 36, а 35 часов в неделю. Очевидно, что для устранения возникшего разночтения в ч. 1 ст. 92 ТК РФ должно предусматриваться: нормальная продолжительность рабочего времени для работников в возрасте от 16 до 18 лет сокращается не на 4, а на 5 часов в неделю (исходя из нынешней редакции ч. 1 ст. 92 ТК РФ). Все равно при обычном режиме один час указанными работниками недорабатывается, а режим с суммированным учетом рабочего времени либо запрещен (ст. 298 и 300 ТК РФ), либо традиционно не рекомендовался.

Помимо уточнения продолжительности рабочей недели лиц в возрасте от 16 до 18 лет необходимо пересмотреть вопрос об оплате труда работников моложе 18 лет.

Характерная особенность сокращенного рабочего времени для различных категорий работников состоит в том, что оно устанавливается без какого бы то ни было сокращения заработной платы, получаемой ими в то время, когда происходит сокращение продолжительности рабочего времени, что нашло закрепление и в международных правовых актах <*>.

--------------------------------

<*> См.: Ст. 1 упомянутой Конвенции МОТ N 47 и п. 4 Рекомендации МОТ 1962 г. N 116 о сокращении продолжительности рабочего времени.

В России указанная особенность в отношении работников, не достигших 18-летнего возраста, нашла законодательное закрепление значительно раньше (см. ст. 95, 136 и 61 КЗоТ 1922 г.). В ст. 180 КЗоТ, принятого 9 декабря 1971 г., также предусматривалось, что заработная плата работникам моложе 18 лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.

Трудовой кодекс отказался от сохранения существовавшего многие десятилетия порядка оплаты труда работников, не достигших 18-летнего возраста. В ст. 271 ТК РФ предусмотрено, что при повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до 18 лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы, а работникам этого возраста, допущенным к сдельным работам, труд оплачивается по установленным сдельным расценкам. Тем самым для работников моложе 18 лет Трудовым кодексом фактически установлено не сокращенное рабочее время, а неполное рабочее время с соответствующей оплатой труда.

Допускаемая ч. 1 данной статьи возможность доплаты им до уровня оплаты труда соответствующих категорий работников, занятых полное рабочее время, за счет работодателя не меняет по существу дискриминационный порядок оплаты их труда, что идет вразрез с государственной политикой в отношении несовершеннолетних.

Политика государства в отношении лиц моложе 18 лет направлена на создание условий для их полного включения в социально-экономическую жизнь общества, недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста, содействие их всестороннему развитию, в том числе физическому развитию <*>, и получила закрепление в различных нормативных правовых актах. Например, в п. 2 ст. 11 действующего Федерального закона от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <**> подчеркивается, что работникам моложе 18 лет гарантируется установление сокращенного рабочего времени (в том его понимании, которое вытекало из содержания ст. 43 и 180 КЗоТ, применяемого в момент принятия указанного Закона).

--------------------------------

<*> См.: Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации, одобренные Верховным Советом Российской Федерации // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 25. Ст. 903.

<**> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3801; 2000. N 30. Ст. 3121.

В целях реального обеспечения права работников моложе 18 лет на сокращенное рабочее время, позволяющего этой категории работников заниматься производственной деятельностью без излишнего физического и психического напряжения (без ущерба для своего здоровья), необходимо пересмотреть закрепленный в ст. 271 ТК РФ порядок оплаты их труда и восстановить существовавшее до принятия Трудового кодекса правило (ст. 180 КЗоТ).

Сокращение нормальной продолжительности рабочего времени на 5 часов в неделю для работников, являющихся инвалидами I или II группы, направлено на социальную защиту лиц, имеющих нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Сокращенная продолжительность рабочего времени для инвалидов I и II групп указанной длительности установлена независимо от того, на каких предприятиях работают инвалиды - на обычных предприятиях или специализированных, созданных для применения труда инвалидов, в том числе инвалидов, страдающих, например, гипертонической болезнью, нервно-психическими расстройствами, туберкулезом и другими тяжелыми заболеваниями. При этом не принято во внимание, что в таких специализированных предприятиях совместная деятельность тяжело больных людей является дополнительным фактором, отягчающим их самочувствие.

В истории развития законодательства о рабочем времени этот фактор не остался незамеченным. Известно, что задолго до того, как всем инвалидам I и II групп была установлена 35-часовая рабочая неделя (1995 г.), сокращенная продолжительность рабочего времени (36-часовая рабочая неделя) была установлена только отдельным категориям инвалидов указанных групп. К ним были отнесены инвалиды - слепые, работающие в учебно-производственных предприятиях Всероссийского общества слепых (1953 г.) <*>, и инвалиды, работающие на предприятиях, в цехах и на участках, предназначенных для труда этих лиц, если они не пользовались правом на получение более высоких льгот (1973 г.) <**>.

--------------------------------

<*> См.: Распоряжение Совета Министров СССР от 13 мая 1953 г. N 6930 // Собрание действующего законодательства СССР. М.: Известия, Книга вторая. С. 10.

<**> См.: П. 6 Постановления Совета Министров СССР от 14 сентября 1973 г. N 674 "О мерах по дальнейшему улучшению использования труда пенсионеров по старости и инвалидов в народном хозяйстве и связанных с этим дополнительных льготах" // СП СССР. 1973. N 21. Ст. 116.

С учетом сказанного представляется, что установленная инвалидам I и II групп одинаковая продолжительность рабочего времени подлежит дифференцированию. Для инвалидов указанных групп, имеющих тяжелые заболевания и работающих на предприятиях, в цехах и на участках, предназначенных для применения труда этих лиц, если они не пользуются правом на получение более высоких льгот, должна быть установлена меньшая мера труда по сравнению с инвалидами, работающими в обычных предприятиях, например, 30 часов в неделю.

Обращает на себя внимание и неточность нормы о продолжительности ежедневной работы (смены) инвалидов. Так, из содержания ч. 1 ст. 94 ТК РФ следует, что продолжительность ежедневной работы для инвалидов устанавливается в соответствии с медицинским заключением, т.е. медицинскому заключению придан обязательный характер. Между тем в силу ч. 5 и 7 ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" <*> с последующими изменениями и дополнениями индивидуальная программа реабилитации, выдаваемая инвалиду федеральным учреждением медико-социальной экспертизы при установлении ему инвалидности и содержащая соответствующее заключение о продолжительности его ежедневной работы (например, об установлении неполного рабочего дня), имеет для него рекомендательный характер, и он вправе отказаться от реализации как данного мероприятия, так и программы реабилитации в целом, что освобождает работодателя от ответственности за их исполнение. Поэтому закрепленное ст. 94 ТК РФ положение в части инвалидов целесообразно уточнить и указать, что продолжительность ежедневной работы для инвалидов устанавливается по их желанию в соответствии с медицинским заключением.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.

Сокращение нормальной продолжительности рабочего времени для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, вызывается необходимостью защиты работающих от чрезмерного воздействия на них вредных производственных факторов. Установлено, что степень воздействия на здоровье работников таких факторов зависит не только, например, от уровня концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны, но и от времени работы в течение рабочей смены, продолжительности рабочих циклов, стажа работы <*>.

--------------------------------

<*> См.: Медицина труда. Введение в специальность. С. 85.

Необходимость сокращения продолжительности рабочего времени на работах с вредными и (или) опасными условиями труда признана и международными актами. Так, в ст. 2 Европейской Социальной Хартии, принятой Советом Европы 18 октября 1961 г., предусмотрено, что в производствах, где невозможно ликвидировать или смягчить риск, присущий выполнению опасных и вредных работ, права работников на справедливые условия труда в числе прочих мер должны обеспечиваться и путем установления сокращенного рабочего времени либо дополнительного оплачиваемого отпуска для работников, занятых на таких работах.

Сокращенная продолжительность рабочего времени для большинства занятых на работах с вредными условиями труда в настоящее время устанавливается во всех отраслях производства и непроизводственной сфере в соответствии со Списком производств, цехов, профессий, должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. Список утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октября 1974 г. во исполнение поручения Совета Министров СССР и с последующими изменениями и дополнениями был выпущен отдельным изданием (М.: Экономика, 1977). Порядок применения Списка изложен в Инструкции, утвержденной Госкомтрудом СССР и Президиумом ВЦСПС 21 ноября 1975 г. <*>.

--------------------------------

<*> До введения в действие указанных актов также применялся единый Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 24 декабря 1960 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 июня 1960 г. N 611.

В организациях перечни профессий и должностей, виды производств и работ с вредными условиями труда, а также продолжительность рабочего дня (в соответствии со Списком) занятых в них работников указывается в коллективном договоре или устанавливается приказом руководителя, подготовленным с учетом результатов аттестации рабочих мест (если она проводится) и мнения профсоюзного органа данной организации.

Таким образом, указанный Список является правовой основой для установления (при наличии соответствующих условий) работникам сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной Списком длительности. С другой стороны, он гарантирует работникам защиту от чрезмерного воздействия (по продолжительности) на них вредных производственных факторов до тех пор, пока они не устранены или не приведены в соответствие с требованиями охраны труда.

Наряду с названным Списком, утвержденным органом исполнительной власти, и Инструкцией по применению данного Списка имеются и другие акты об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, включая федеральные законы. В этих актах, так же как и в Списке, одновременно закреплено право работников, занятых в неблагоприятных условиях, на дополнительный отпуск и на сокращенное рабочее время, хотя вопрос об отнесении соответствующих работ к числу работ с вредными и (или) опасными условиями труда решается разными органами.

Например, отнесение работ с химическим оружием к работам с вредными условиями труда, распределение этих работ по двум группам в зависимости от степени их опасности и установление работникам, занятым на указанных работах, соответственно 24-часовой или 36-часовой рабочей недели и удлиненных, а не дополнительных, отпусков осуществлено Федеральным законом (см. ст. 1 и 5 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием"). Правительством РФ в соответствии с ч. 4 ст. 1 названного Закона утвержден только Перечень токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию (см. распоряжение Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 484-р).

Иначе решен вопрос о сокращенной продолжительности рабочего времени в отношении сотрудников таможенной службы, занятых на работах с вредными условиями труда. В частности, на уровне федерального закона предусмотрено лишь, что для указанных работников устанавливается сокращенная продолжительности рабочего времени. Утверждение Перечня должностей таких работников и продолжительность сокращенного служебного времени было поручено сделать Правительству РФ (см. ст. 34 Федерального закона от 21 июля 1997 г. "О службе в таможенных органах Российской Федерации").

Перечень должностей сотрудников таможенных органов Российской Федерации, исполняющих должностные обязанности во вредных условиях, и продолжительность рабочего времени в зависимости от степени вредности выполняемой работы (30 или 36 часов в неделю), а также правила предоставления дополнительного отпуска установлены Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 1998 г. "О предоставлении сотрудникам таможенных органов льгот за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях".

Вопрос о сокращении продолжительности рабочего времени работникам организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, решен на трех уровнях.

Статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", как и в отношении сотрудников таможенной службы, закреплено лишь общее положение о том, что названным выше работникам организаций системы здравоохранения устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени.

Конкретная продолжительность сокращенного рабочего времени (36 часов в неделю) и удлиненный отпуск этим работникам в соответствии с названным Законом установлены Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. "О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих обязанностей", а Перечень работников, которые имеют право на сокращенное рабочее время и дополнительный отпуск, утвержден Постановлением Минтруда России от 8 августа 1996 г.

Членам экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилотам, штурманам, бортинженерам, бортмеханикам, бортрадистам, бортоператорам), выполняющим работу с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, сокращенное рабочее время (36 часов в неделю) установлено Постановлением Минтруда России от 12 июля 1999 г. N 22 (по согласованию с Минздравом России).

Таким образом, отношения по установлению сокращенного рабочего времени работникам, занятым на работах с неблагоприятными условиями труда, регулируются разрозненными актами разного уровня, включая упомянутый Список, принятый еще в советское время. Возникла настоятельная необходимость кодификации действующего законодательства, регулирующего отношения по предоставлению работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенного рабочего времени и дополнительных отпусков.

Поэтому не случайно п. 5.1 Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительства РФ на 2002 - 2004 гг. было предусмотрено разработать новые общероссийские списки производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенное рабочее время в соответствии с новым ЕТКС и Трудовым кодексом РФ, а также инструкции по их применению <*>. Однако представляется, что исходные позиции для осуществления такой работы в Трудовом кодексе сформулированы недостаточно четко.

--------------------------------

<*> Российская газета. 2002. 19 января.

В соответствии с ч. 1 ст. 92 ТК РФ продолжительность рабочего времени лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращается на 4 и более часов в неделю в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом необходимость определения производств, профессий и должностей, работа в которых дает работникам право на сокращение продолжительности рабочего времени в связи с воздействием на них вредных и (или) опасных условий труда, неустранимых при современном техническом уровне производства и организации труда, и закрепления указанных производств профессий и должностей в соответствующем нормативном правовом акте не предусмотрена.

Такая направленность законодательства о сокращении рабочего времени расходится с подходом к решению вопроса о предоставлении работникам, занятым в неблагоприятных условиях труда, по сути дела равноценной гарантии для охраны их здоровья - дополнительного отпуска. В ч. 2 ст. 117 ТК РФ четко предусмотрено, что перечни производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Предлагаемая проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации", принятым Государственной Думой в первом чтении, новая редакция абзаца пятого ч. 1 ст. 92 ТК РФ, а именно предложение о закреплении конкретной продолжительности сокращенной рабочей недели и условий, при которых она сокращается, в Положении, утверждаемом в порядке, установленном Правительством РФ, не устраняет несогласованность содержания указанного абзаца и содержания ч. 2 ст. 117 ТК РФ, поскольку предусматривает разноуровневое решение вопросов о предоставлении работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, равнозначных и нередко полагающихся вместе гарантий.

Как уже отмечалось, в настоящее время эти вопросы решаются единым нормативным актом. Таким актом является Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный по поручению Правительства СССР Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г.

Характерной особенностью данного Списка является то, что во многих производствах и на работах согласно Списку одновременно сокращается рабочий день и предоставляется дополнительный отпуск (см., например, раздел IV Списка, подраздел Б "Цветная металлургия", большой по объему раздел X "Химические производства", раздел XI "Микробиологические производства" и др.). Разработка двух разных актов неизбежно приведет к дублированию многих работ и профессий в одном из них и усложнит их применение. Однако вопросом о форме акта, регулирующего отношения по установлению сокращенной продолжительности рабочего времени работников, занятых на работах с неблагоприятными условиями труда, рассматриваемая проблема не исчерпывается. Главное, что при этом упускается из вида, - это обеспечение сохранения здоровья работников благодаря уменьшению продолжительности воздействия на них вредных производственных факторов путем сокращения продолжительности ежедневной работы или ежегодной нормы рабочего времени (предоставления дополнительного отпуска) либо путем применения обоих способов одновременно. Само собой разумеется, что указанные вопросы должны быть решены одновременно одним органом и получить закрепление в едином акте. Поэтому и впредь должен быть единый перечень работ с вредными условиями труда, дающими право на сокращенную продолжительность рабочего времени и дополнительные отпуска. Для этого ч. 1 ст. 92 и ч. 2 ст. 117 Трудового кодекса целесообразнее всего изложить в редакции, уполномочивающей Правительство Российской Федерации разработать такой перечень с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений либо в редакции, позволяющей Правительству Российской Федерации поручить утверждение указанного перечня Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В складывающейся после принятия Трудового кодекса практике можно отметить случаи, когда категории работников, имеющих право на сокращенное рабочее время и дополнительный отпуск в связи с неблагоприятными условиями труда, утверждались именно федеральными органами исполнительной власти (см. Перечень должностей медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, а также работников организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающих больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, занятие которых связано с опасностью инфицирования микробактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда, утвержденный по поручению Правительства Российской Федерации Приказом Минздрава России, Минобороны России, МВД России, Минюста России, Минобразования России, Минсельхоза России, Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 30 мая 2003 г. N 225/194/363/126/2330/777/292).

Еще больше оснований для возложения таких полномочий на Минздравсоцразвития России. Прежним российским законодательством утверждение списков производств, работ, профессий и должностей с вредными условиями труда, дающих право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день определенной длительности, было отнесено к компетенции Минтруда России (см. подп. 10 п. 8 Положения о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. N 480 с последующими изменениями) <*>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1997. N 17. Ст. 2019.

В соответствии с новым Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 <*>, оно наделено сходными полномочиями, а именно правом самостоятельно утверждать перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда (п. 5.2.79 Положения). Согласно Постановлению Правительства РФ от 27 октября 2003 г. N 646, принятому в соответствии со ст. 213 ТК РФ, Минтрудсоцразвития России Приказом от 16 августа 2004 г. N 83 утверждены Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования и порядок проведения этих осмотров/обследований) <**>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2898.

<**> Российская газета. 2004. 16 сентября.

Наличие единого перечня производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, позволит более надежно обеспечивать охрану здоровья работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, и оперативно решать вопросы обновления этого перечня по мере повышения технического уровня производства и улучшения условий труда.

Порядок применения названного единого перечня может быть предусмотрен либо в постановлении органа об утверждении перечня, либо в отдельной инструкции, утвержденной этим же органом.

В указанный перечень должны быть включены и работы с вредными условиями труда, выполнение которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, закрепленные в других нормативных актах.

Что касается установления предельной продолжительности рабочего дня для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (ч. 2 ст. 94 ТК РФ), то представляется, что эта проблема решена формально (чисто арифметически). А именно установлено, что продолжительность ежедневной работы (смены) у этих работников при 36-часовой рабочей неделе не может превышать 8 часов, при 30-часовой рабочей неделе и менее - 6 часов.

При закреплении данной нормы не принято во внимание, что, по данным физиологов, на работах, где установлен сокращенный рабочий день в связи с неблагоприятными условиями труда (шум, вибрация и т.д.), и при формах труда, сопряженных с повышенным нервно-психическим напряжением, напряжением зрения, нецелесообразно применение каких-либо графиков со сменами, превышающими установленную законодательством продолжительность рабочего времени. Режимы рабочего времени, удлиняющие рабочий день на таких работах, могут вводиться лишь при наличии соответствующих медицинских показаний, подтверждающих, что еженедельный отдых полностью компенсирует утомление работников при изменении продолжительности рабочей смены <*>.

--------------------------------

<*> См.: Руководство по физиологии труда. С. 480.

Представляется, что указанная точка зрения физиологов должна служить определяющим принципом при установлении продолжительности ежедневной работы при разработке любых режимов труда и отдыха для работников, имеющих сокращенную продолжительность рабочего времени, включая режимы, основанные на суммированном учете рабочего времени. Именно этим принципом надлежит руководствоваться при выборе типа рабочей недели, а не соображениями экономической целесообразности и удобства.

При установлении сокращенной продолжительности рабочего времени учитываются и другие, помимо рассмотренных, неблагоприятные факторы, воздействующие на состояние здоровья работающих и вызывающие необходимость сокращения продолжительности их рабочего времени.

Например, известно, что проживание и работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в условиях сурового климата при низком уровне медицинского обслуживания, несбалансированном питании, тяжелых бытовых условиях обусловливают высокий уровень заболеваемости работающих, особенно женщин, включая ухудшение их репродуктивного здоровья, а также здоровья их детей. Не случайно поэтому ст. 22 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" для всех женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, была установлена 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для отдельных категорий женщин иными законодательными актами Российской Федерации, при сохранении полной заработной платы <*>.

--------------------------------

<*> Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ ст. 22 Закона от 19 февраля 1993 г. признана утратившей силу.

Трудовой кодекс изменил содержание этой нормы. Так, ст. 320 ТК РФ предусматривает, что для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

Из содержания данной статьи следует, что сокращенное рабочее время теперь предусмотрено не для всех женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а только для тех из них, кому сокращенная рабочая неделя установлена коллективным договором или трудовым договором. Таким образом, сфера применения указанной гарантии ограничена лишь организациями, в которых заключаются коллективные договоры или применяется индивидуально-договорное регулирование.

На практике возможность установления для женщин, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, понимается еще уже. Содержащееся в тексте ст. 320 ТК РФ слово "устанавливается" признается равнозначным словосочетанию "может устанавливаться" <*>, хотя слово "устанавливается", в отличие от придаваемого ему усмотренческого смысла "может устанавливаться" в силу ч. 3 ст. 41 ТК РФ, не допускает принятия усмотренческого решения, а предполагает обязательное осуществление предусмотренных ст. 320 ТК РФ действий, поскольку приведено в императивной форме.

--------------------------------

<*> См., например: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. Коллектив авторов. М.: Изд-во "Спарк", 2002. С. 617; Киселев И.Я., Леонов А.С. Комментарий к Трудовому кодексу. М.: Изд-во "Дело", 2003. С. 591.

К сожалению, Федеральная инспекция труда также полагает, что в соответствии со ст. 320 ТК РФ для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором может быть установлена 36-часовая рабочая неделя <*>.

--------------------------------

<*> См.: Доклад Федеральной инспекции труда о работе по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства в 2003 г. С. 31.

Подобное понимание содержания ст. 320 ТК РФ усугубляет проблему сокращения гарантий для названной категории женщин в суровых природно-климатических условиях. При решении данного вопроса не принято во внимание, что без создания в указанных регионах оптимальных условий труда, обеспечивающих охрану здоровья всех работающих женщин, невозможно сохранение в этих регионах трудового потенциала, адаптированного к условиям Крайнего Севера, а также проведение эффективной демографической и миграционной политики. Между тем развитие Крайнего Севера остается важнейшим направлением государственной территориальной политики <*>.

--------------------------------

<*> См.: Подразд. 3.6 разд. 3 Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 г.).

Именно в силу указанной политики многие ранее установленные государственные гарантии для северян - районный коэффициент к зарплате (ст. 316 ТК РФ), процентная надбавка к зарплате (ст. 317 ТК РФ), ежегодные дополнительные отпуска (ст. 321 ТК РФ и др.) - сохранены в полном объеме. Исключение из числа государственных гарантий для северян нормы об обязательном сокращении продолжительности рабочей недели до 36 часов женщинам, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами, представляется непоследовательным и преждевременным шагом. До тех пор пока не отпала необходимость в сохранении всего комплекса государственных гарантий для северян и не созрели условия для передачи вопроса об их предоставлении в сферу социального партнерства, несправедливо начинать этот процесс с передачи государственных гарантий для женщин - самой уязвимой по части здоровья категории работников. Поэтому целесообразно восстановить справедливость и изложить содержание ст. 320 ТК РФ в редакции ныне отмененной ст. 22 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Положение о порядке выборов декана факультета и заведующего кафедрой 40 положение

    Документ
    2. ПОЛОЖЕНИЕОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССАВ БРЯНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ АКАДЕМИКАИ.Г. ПЕТРОВСКОГО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ(КРЕДИТОВ) И БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ 72
  2. Законодательства российской федерации об охране труда

    Закон
    Состояние условий и охраны труда на производстве является одной из важнейших проблем в формирующейся социально-трудовой сфере новой России. Целый ряд факторов, к которым следует отнести: состояние материально-технической базы производства,
  3. Статья Цели и задачи трудового законодательства (1)

    Статья
    В ч. 1 ст. 1 законодателем сформулированы основные цели трудового законодательства. В качестве первой цели следует отметить установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан.
  4. В. И. Миронов миронов Владимир Иванович, доктор юридических наук, профессор, руководитель секции трудового закон

    Закон
    Миронов Владимир Иванович, доктор юридических наук, профессор, руководитель секции трудового законодательства Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ, член Независимого экспертно-правового совета, эксперт Комиссии
  5. Учебник (6)

    Учебник
     Введение Рекомендуемая литература (ко всем темам) Учебники Комментарии законодательства Справочная литература Глава 1. Предмет, метод и система трудового права 1.

Другие похожие документы..