Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1.1. Ця Інструкція розроблена на основі та­рифно-кваліфікаційної характеристики заступни­ка керівника (директора; завідувача) закладу ос­віти, директ...полностью>>
'Документ'
Актуальність теми. На початку третього тисячоліття в умовах розгортання глобалізаційних процесів у всіх сферах суспільної діяльності все більшої ваги ...полностью>>
'Документ'
04; .04; 9.04; 0 .05; 13.05; 0.05; 7.05; 03.0 ; 10.0 История медицины и Культурология Ауд. № 1 нового корпуса Пятница 13.0 ; 0.0 ; 7.0 ; 0 .03; 13....полностью>>
'Документ'
* Каталог бесплатных обучающих программ. Математика, физика, химия, биология, география, астрономия, история, русский язык, английский язык, французск...полностью>>

Работы победителей Всероссийского конкурса педагогических идей

Главная > Конкурс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Работы победителей Всероссийского конкурса

педагогических идей

«инновации в образовании»

Номинация «Общее начальное образование»

СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Клейменова О.А. (1 место)

Челябинская обл., г.Миасс

Формирование грамматического мышления учащихся младших классов включает работу по обогащению фразовой речи, обучение осознанному построению предложений, предупреждение использования ошибочных словосочетаний в письменной речи.

Именно этот раздел развития речи часто особенно трудно даётся детям с проблемами в речевом развитии, так как при развитии грамматических навыков происходит переход от непроизвольного пользования речью к произвольному, осмысленному.

Значительные трудности вызывает у учащихся дифференциация частей речи и членов предложения, различение форм одного слова и однокоренных слов, знакомство с процессом формоизменения слов. Эти ошибки ведут ко многим другим – при морфемном и словообразовательном разборе, в написании слов.

Поэтому так важно уже на этом этапе формирования грамматических понятий научить детей различать эти явления языка.

Методов обучения, в основе которых лежит традиционный «левополушарный» характер обучения, не учитывающий особенностей развития межполушарных связей у младших школьников, преобладающего у них образного мышления, оказывается недостаточно. Необходимы приёмы, превращающие абстрактный грамматический процесс в ассоциативно живой и понятный для детей.

Важно учитывать и то, что в рамках традиционного метода на уроке используется стереотипная форма общения педагога с учащимися (вопрос педагога – ответ ученика), что никак не способствует формированию умения детей самостоятельно формулировать как падежные, так и синтаксические вопросы.

Нами был разработан способ формирования навыков правильной письменной и устной речи у младших школьников, основанный на максимальном использовании образного типа переработки информации. Данный способ позволяет решить следующие задачи:

  1. познакомить учащихся с частями речи, заложить основу для дифференциации в последующем понятий «части речи» и «члены предложения»;

  2. познакомить учащихся с процессом формоизменения слов;

  3. дать понятие о грамматических признаках частей речи;

  4. сформировать навыки согласования частей речи в словосочетаниях и предложениях.

Для решения задач этого большого и трудного для учащихся раздела, используются атрибуты игры с волшебными персонажами, представляющими части речи - существительное, прилагательное, глагол. На них расположены сменные вкладыши с изображением слов, обозначающих вопросы. На первых вкладышах даны вопросы в начальной форме. Для того, чтобы учащимся было легче разобраться в большом количестве вопросов и усвоить формы вопросов, относящихся к определённой части речи, используются сменные вкладыши.

На груди первого персонажа – «Короля» - изображены слова, обозначающие вопросы к существительному (кто? что?) Этот герой – главный в сказочном государстве – всегда должен знать, КТО или ЧТО появляется в его владениях. Вопросы, отражённые на последующих вкладышах, закреплённых на изображении этого персонажа, помогут объяснить, что кого? чего?, кому? чему?, кого? что?, кем? чем? о ком? о чём? – это только формы вопросов «кто?» и «что?». На груди второго героя – «Принца», активного, деятельного молодого человека – вопросы о том, ЧТО ДЕЛАЮТ те, кто появился в сказочной стране (формы вопросов - что делать? что сделать? что делает? что делают? что делал? что делали? что сделает? что сделают?, что сделал?, что сделали?). Третий персонаж - «Фея», наделяет волшебных героев разнообразными ПРИЗНАКАМИ. На её груди – вопросы к прилагательному (какой?, какая?, какое?, какие?). Четвёртому персонажу – «Мудрецу-философу» принадлежат вопросы синтаксического характера как?, когда?, откуда?, зачем?, почему?

Использование этих вопросов служит основой для понимания учащимися того, что формы слов можно изменять, помогает увидеть сохранение смысла слова при изменении его формы. Дети легко воспринимают идею о том, что изменение существительных по числам не влечёт за собой изменения лексического значения. Это же относится к изменению по родам глаголов в прошедшем времени и прилагательных. В дальнейшем это позволит закрепить грамматический навык – разграничение двух способов нахождения ударной позиции для гласного в корне – изменение слова и поиск родственного слова.

Работа по знакомству с частями речи проводится на общетематической основе, в структуре семантического поля как целостного, системно заполняемого познавательного пространства. Местом действия персонажей является иллюстративный материал большого формата по изучаемой теме («Зима», «Осень» и др. времена года, «Профессии», «Цирк» и пр.) На нём появляются небольшие картинки, используемые для создания игровых ситуаций, о которых и будут беседовать герои.. Поочерёдно действуя от лица персонажа с прикреплёнными к нему вкладышами, учащиеся практикуются в постановке как морфологических, так и синтаксических вопросов, помогающих облегчить поиск слов, распространить простое предложение до сложного. Дети получают возможность выделить вопрос голосом, движением, что усиливает лексическое значение изучаемой части речи, развивает умение правильно пользоваться логическим ударением.

Игровые действия со сказочными фигурками позволяют каждому ребенку оказываться то в позиции заинтересованного спрашивающего, то в позиции отвечающего на вопрос, и это приводит к ощущению, что все просто (снимается психологический барьер трудности учения).

Проводится обучение построению предложения, его интонационному оформлению. Самостоятельно задавая вопросы от имени персонажа от главного слова к зависимому и отвечая на них, каждый ученик выкладывает схему предложения полосками, обозначающими слова, а позже - чертит в тетради графическую схему предложения и записывает его.

В результате обучения на основе данного способа все учащиеся 2 класса общеобразовательной школы научились составлять и записывать предложения, правильно обозначая их границы, отделяя одно слово в предложении от другого. Они активно пользуются приобретёнными навыками словоизменения частей речи. Умеют задавать вопросы ко всем частям речи, интонационно выделяя вопросительное слово. Стали лучше понимать обращённые к ним вопросы и задания учителя. Работа помогла детям не только справиться с основными учебными задачами, но и компенсировала задержку в развитии данного направления речи; подготовило прочную основу для дальнейшего изучения грамматических признаков частей речи в 3 классе.

На данный способ автором получен патент на изобретение № 2399958.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Кирик Л. П., Орлова И.М. (2 место)

Красноярский край, г.Норильск

Общество предъявляет социальный заказ системе образования, обусловленный необходимостью обновления форм и содержания учебного процесса и внеурочной деятельности, который должен быть направлен на создание таких психолого-педагогических условий, при которых будет происходить индивидуально-личностное развитие каждого ученика.

Необходимость разработки данного проекта обусловлена результатами анализа проведенного психолого-педагогического исследования на предварительном этапе. Полученные результаты дали нам возможность поиска такого образования в структуре личности младшего школьника, которое охватило бы названные выше сферы отношений, и соответствовало бы возрастным возможностям учащихся начальной школы. Мы считаем таким образованием личностную саморегуляцию, поскольку она позитивно влияет на индивидуальный учебно-познавательный процесс младших школьников.

Творческой группой (учителем начальных классов, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом) составлены индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты учащихся, позволяющие проанализировать проблемы в обучении и личностном развитии каждого учащегося и определить направления коррекционно-развивающей деятельности, способствующие полноценному формированию личности.

Нами ведется мониторинг оценки деятельности по следующим направлениям: обучаемости учащихся по основным учебным дисциплинам; изучение уровня воспитанности учащихся; интеллектуальных способностей, влияющих на обучение; личностных особенностей учащихся; мотивационной сферы; социального статуса в школьном коллективе; развитие письменной и устной речи.

Результатом обучения должно стать не количество усвоенных знаний, а сформированность основных приёмов учебной деятельности, готовность ученика к её самостоятельному выполнению, – это является условием личностной ориентации образовательного процесса. Личность формируется в деятельности, поэтому необходима такая организация деятельности ребёнка, которая будет способствовать развитию его личности. Учителем начальных классов систематизированы и отобраны наиболее эффективные приемы и технологии, способствующие формированию компонентов учебной деятельности младших школьников по направлениям: развитие учебной мотивации, развитие операционального компонента учебной деятельности, развитие контрольно-оценочных способностей учащихся. Реализуется внеурочная воспитательная деятельность, в которой особое место уделяется личностно-ориентированному классному часу с использованием ИКТ-технологий и предметно-развивающей среды класса. Разработаны и оформлены карты изучения динамики развития учащихся, оформлены портфолио. Реализуется программа поддержки семей «Школа родителей».

Психологом адаптирован психологический курс развивающих занятий для младших школьников «Я учусь учиться», рассчитанный на 2 года: 3-й и 4-й классы обучения в начальной школе. Первая часть спецкурса (3-й класс) рассчитана на коррекцию и формирование интеллектуально-психических свойств ребенка, несформированность которых может затруднять обучение уже в начальной школе. Цель первого этапа работы — активизировать мотивационный и интеллектуальный потенциал ребенка, в при­влекательной для него форме показать интересные стороны позна­вательной деятельности и собственные возможности ребенка в этой сфере. Учитывая основные трудности развития младших школь­ников, в качестве основных развивающих задач 1-го этапа (года) занятий в курсе выделены следующие:

    • Развитие навыков произвольного внимания и восприятия;

    • Формирование приемов образного и логического запоми­нания. Расширение объема памяти;

    • Обучение приемам аналитико-синтетической деятельности;

    • Развитие рефлексивно-регулятивных и контрольно-оценочных действий;

    • Знакомство с приемами целеполагания и планирования деятельности;

    • Формирование связной и последовательной речи учащихся.

На 2-м этапе обучения (4 класс) продолжается работа по направ­лениям первого этапа, однако в качестве особой добавляется задача знакомства детей с условиями и характером учебной деятельности в основной школе и формирования у учащихся адаптивного поведения при переходе на вторую ступень обучения. Психологический спецкурс включает в себя следующие содержательно-целевые блоки:

      • Коррекция и развитие основных интеллектуально-познавательных функций.

      • Обучение способам решения интеллектуально-познава­тельных задач (на основе формирования учебных действий).

      • Формирование социально-коммуникативных действий.

      • Формирование общих представлений учащихся о характере учебной деятельности в основной школе и развитие приемов адаптивного поведения при переходе на вторую ступень.

Речевые нарушения почти всегда сопровождаются нарушениями в формировании познавательных, общеучебных и коммуникативных навыков. Учителем-логопедом адаптирована программа сопровождения учащихся с нарушениями письменной речи, направленная не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков организации подготовки к занятиям и правильного распределения времени, планирования, самоконтроля и т.д. Целенаправленная программа преодоления учебных затруднений у детей с нарушениями речи путем формирования и развития навыков учебной деятельности позволяет решать следующие задачи:

  • Развивать умения и навыки планирования и организации деятельности;

  • Развивать умение произвольно управлять вниманием; регулировать темп деятельности, синхронизировать свою работу с работой группы;

  • Формировать навыки самоконтроля;

  • Развивать коммуникативные навыки в процессе учебной деятельности;

  • Повышать мотивацию к обучению и преодолению учебных затруднений;

  • Развивать рефлексию в процессе учебной деятельности;

  • Формирование положительной «Я-концепции».

Социальный педагог проводит социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей. Содействует созданию педа­гогически ори­ентированной среды для оп­тимального раз­вития личности ребенка. Обеспечивает социально-педагогическую поддержку семье в формировании личности учащегося. Осуществляет профилактическую, консультативную и коррекционную деятельность.

Полученные результаты:

Отмечается положительная динамика общеучебных показателей развития (качества обучения) учащихся 4-го класса. Предметно-развивающая среда и учебно-воспитательная деятельность положительно повлияли на всестороннее развитие и уровень воспитанности учащихся.

Исходя из результатов психологического обследования (по сравнению с 3-м классом) количество учащихся с показателями развития интеллектуальных способностей ниже возрастной нормы значительно уменьшилось, соответствует норме у 35%, выше возрастной нормы у 45% учащихся.

Исследование мотивационной сферы выявило высокую мотивацию к школьному обучению, высокий уровень учебной активности у 52% учащихся; достаточную мотивацию к школьному обучению, положительное отношение к школе (социальная норма) у 43%; с положительным отношением к учебе, но низкой степенью осознания мотивов 5%; с негативным отношением к школе 0%.

Диагностика личностных особенностей учащихся выявила положительную динамику в развитии таких качеств личности, как волевой самоконтроль, исполнительность, самокритичность, независимость, активность, работоспособность.

Исследование эмоциональной сферы учащихся, в частности тревожности, показало, что количество учащихся с высоким и повышенным уровнем уменьшилось, а с оптимальным уровнем стало больше на 8%.

Индивидуальный лист обучения как способ

развития познавательной мотивации у младших

школьников на уроках окружающего мира

Маслова Л.В., Скорина Н.С. (2 место)

Мурманская обл., г.Мурманск

В последнее время учителя всё чаще сталкиваются с проблемой отсутствия у детей желания учиться. В связи с этим назрела необходимость поиска таких методов преподавания, которые научили бы детей получать удовольствие от процесса приобретения знаний. Именно индивидуально-групповой метод обучения отвечает поставленной задаче. В основе его лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта», но прежде всего как индивида, наделённого своим неповторимым субъектным опытом.

Достоинство этого метода в том, что он заменяет разговорную форму письменным аналитическим творчеством, способствует получению глубоких знаний, органичности усвоения, ускорению познавательных действий и энтузиазму. Такая методика учит детей работать с текстом; выделять главное; осмысливать, конкретизировать и абстрагировать изученные понятийные структуры.

Учитель, использующий данную методику, получает возможность определять уровень и качество усвоенности изучаемого материала каждым из учащихся и каждому оказывать своевременную помощь. При таком методе ученик получает знания самостоятельно, а учитель углубляет их, расширяет и корректирует.

Мы предлагаем рассмотреть одну из форм работы, позволяющую реализовать метод индивидуально-группового обучения.

Индивидуальный лист обучения

Каждый ученик получает индивидуальный лист обучения (в дальнейшем ИЛО), в котором напечатаны опорные вопросы по теме будущего урока и оставлено место для письменного ответа.

Это могут быть:

1) причинные вопросы следственных понятий;

2) прямые вопросы по тексту – поисковая работа;

3) вопросы по прояснению значений некоторых слов (сформулируй, дай определение, назови признак и т.д.).

Учащиеся максимально вовлечены в работу с текстом. При этом есть гарантия того, что учащийся проработает весь текст от первой строчки до последней. Таким образом, учебник становится самоучителем, а сама работа повышает интеллект обучаемого, создаёт психологический комфорт, пробуждает интерес к учёбе, заставляет работать с книгой. При этом меняется тип урока, позиция учителя, который становится помощником ученика в освоении новых знаний, и позиция ученика, который становится активным субъектом обучения.

Работа с ИЛО на уроке

I этап – групповое изучение темы.

После того, как ребята дома ответят на вопросы ИЛО, на уроке продолжается изучение темы. Сначала – ликвидация пробелов в ответах ИЛО. Учащиеся, которые не смогли ответить на какой-нибудь вопрос, пишут его на бумажках и прикрепляют к доске. Остальные на перемене читают эти вопросы и берут бумажки себе, если готовы ответить на данный вопрос.

II этап – дискуссия.

Каждый желающий получает возможность доказать правильность своего ответа. Учитель не вмешивается, ждёт, когда наступит «момент истины» или когда учащиеся обратятся к нему за разъяснением.

III этап – конкретизация изучаемого.

Теперь вопросы по данной теме задаёт учитель. Затем даётся возможность каждому самостоятельно заполнить пробелы в ИЛО и исправить допущенные ошибки.

IV этап – тренинг.

Работа у доски и в рабочих тетрадях: индивидуальная, парная, групповая.

V этап – «Малютка» (маленькая самостоятельная работа).

Тела, вещества, частицы

1. Что такое тела? Приведи примеры. _____________________________

2. На какие две группы делятся тела? Приведи примеры. ____________

3. Что такое вещества? Приведи примеры. ________________________

4. На какие группы делятся вещества? ____________________________

5. Из чего состоят вещества? Приведи пример. _____________________

6. Что можешь рассказать о частицах? ____________________________

7*. Что такое молекулы и атомы? _________________________________

Применение ИЛО на уроках окружающего мира даёт следующие результаты:

  • полное и осмысленное прочтение текста учеником;

  • самостоятельный выбор ответа на вопрос, используя текст учебника;

  • продумывание и формулирование ответов на все вопросы каждым учащимся;

  • диалог с конкретным учеником;

  • возможность ставить вопросы, над которыми учащийся может думать дольше 3 – 5 секунд;

  • возможность давать творческие задания;

  • возможность применения разнообразных видов работы (индивидуальная, парная или групповая);

  • необходимость использования дополнительной литературы.

Метод индивидуально-группового обучения с использованием на уроке ИЛО требует от учителя перехода от привычной роли наставника и контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно.

Литература:

  1. Зайцев С.В. Личностно – ориентированное обучение младших школьников. – ж. Директор школы – 2005г.- № 4. – с. 57 – 65.

  2. Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996г.

  3. Якиманская И.С. Технология личностно – ориентированного образования. – М.: Сентябрь, 2000г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Третий Всероссийский конкурс социальных рисунков-плакатов «Не укради!» Второй Всероссийский конкурс социальных детских рисунков «Человек труда»

    Конкурс
    Книга «Педагогический взгляд» издана Центром гражданско-правового образования «Восхождение» (г.Казань). В книге опубликованы работы победителей (призеров и лауреатов) Всероссийского конкурса педагогических эссе «Взгляд» и Всероссийского
  2. Конкурс педагогических идей "Методист-новатор-2010″ Конкурс "

    Конкурс
    Тематика конкурса 2010 года1. Публичное право: понятие, система и источники.2. Публичное право и антикризисное регулирование.3. Концепция злоупотребления правом в публично-правовой доктрине.
  3. Всероссийский конкурс социальных сочинений «Кто виноват?» (425 работ) Всероссийский конкурс социальных рисунков-плакатов «Твой выбор» (270 работ)

    Конкурс
    Здравствуйте участники Всероссийских конкурсов творческих работ! Центр гражданско-правового образования «Восхождение» выражает вам всем огромную благодарность за очень интересные творческие работы, которые вы прислали на конкурсы!
  4. Результаты Всероссийского конкурса социальных сочинений «Белая ворона» и Всероссийского конкурса социальных рисунков-плакатов «Мы все разные!»

    Конкурс
    Здравствуйте уважаемые коллеги и дорогие ребята, участники Всероссийских конкурсов творческих работ учащихся: конкурса сочинений «Белая ворона» и конкурса рисунков-плакатов «Мы все разные!».
  5. Н. П. Пастухова Центр экологической политики и культуры Региональное отделение Ярославской области ІІ всероссийский конкурс

    Конкурс
    «Разработка программ подготовки высококвалифицированных рабочих сельскохозяйственного профиля для работы в условиях инновационных производственных технологий и особо сложной сельскохозяйственной техники»

Другие похожие документы..