Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Психические нарушения сосудистого генеза, различные по проявлениям и течению, вызываются разными по нозологической принадлежности заболеваниями (атер...полностью>>
'Документ'
Электрификация и автоматизация сельского хозяйства 90 18 0 10. Механизация переработки сельскохозяйственной продукции 40 8 10 11....полностью>>
'Документ'
В настоящем положении под методической работой руководящих и педагогических работников Государственного образовательного учреждения среднего професси...полностью>>
'Кодекс'
Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением у...полностью>>

Учебный план мдоу «Детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» 25 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей 44

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:



СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

1.1. Организация режима пребывания детей в ДОУ 17

1.1.1. Организация режимных процессов в ДОУ 17

1.1.2. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ 20

1.1.3. Модель воспитательно-образовательного процесса ДОУ «Детский сад «Солнышко» 21

1.2.1 Особенности взаимодействия взрослых и детей. 24

1.2.2. Учебный план МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» 25

1.3.Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей 44

1.5. Планируемые результаты освоения Программы 77

1.5. Система мониторинга достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования 120

2.1. Региональный компонент в ДОУ 130

2.2. Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста 132

2.3 . Условия реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования 137

137

2. 3 .2.Создание и обновление предметно-развивающей среды 138

2. 3.3. Сотрудничество с семьей 140

2.3.4. Преемственность ДОУ и школы 146

Приложения 149

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» (далее Программа) является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде и обеспечивающую достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе.

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с «Программой обучения и воспитания в детском саду» » под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой 2008 год. В своей работе педагоги используют парциальные программы и технологии:

- технологию развития математических способностей у детей дошкольного возраста (автор В.П. Новикова) – все дошкольные группы.

- «Программу по рисованию, лепке и аппликации» (автор Г.С. Швайко) – все дошкольные группы.

- разделы программы «Истоки» - «Раннее детство: познавательное развитие», «Раннее детство: развитие речи и мышления» - ясельная группа, I младшие группы.

- программу «Гармония» (автор К.В. Тарасова, Т.Г. Рубан), «Ритмическая мозаика» (автор А. Буренина), «Синтез искусств» - II младшие, средняя, старшая, подготовительная группы.

- «Топ, хлоп – малыш» (автор Т. Сауко, А. Буренина) – ясельная, I младшая группа.

- «Развитие речи» О. Ушакова - все дошкольные группы.

«Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В.Куцакова - все дошкольные группы

под ред.указать название, авторов и год издания).

Основным приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения являются::

  • Развитие познавательных и речевых способностей дошкольников

  • Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка

  • Интеллектуально-нравственное развитие детей дошкольного возраста

  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование привычки здорового образа жизни

  • Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Принципы и подходы к формированию образовательной программы:

  • Содержание Программы включает совокупность образовательных областей («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»), которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическомунаправлена на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) развитие;

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

  • отвечает критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);   

  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;  

  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;    соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Это способствует тому, что основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка») решаются и в ходе реализации других областей Программы.

  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей» Комплексно-тематический принцип с учетом интеграции образовательных областей дает возможность обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывая специфику дошкольного учреждения..

  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Важнейшим условием эффективности Программы является определение ее ценностных ориентиров.

Цель Программы:

-Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению к школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.-

Задачи Программы:

  1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

  2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

  3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса

  4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

  5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка

  6. Уважительное отношение к результатам детского творчества;

  7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

  8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

В Программе исключена из образовательного процесса воспитанников от 3 до 6 лет учебная деятельность, как не соответствующая закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Формирование предпосылок учебной деятельности является одним из главных итоговых результатов освоения Программы.

В качестве адекватных дошкольному возрасту форм работы выступают: экспериментирование, беседы с детьми, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др. Вышеназванные формы работы и виды детской деятельности не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса.

Показателями Программы являются:

  • построение целостного педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей;

  • разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

  • гибкое содержание и подбор педагогических технологий, ориентированных на личностное развитие ребенка, раскрытие творческих способностей детей, выявление одаренности;

  • развитие различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей детей;

  • организацию индивидуальных и коллективных видов деятельности, построенных на содержательном общении, диалоге;

  • право выбора самим ребенком содержания, средств, форм самовыражения, партнеров по деятельности.

Возможность реализации Программы дошкольного образования обеспечивается рядом взаимодополняющих факторов:

- наличие высоквалифицированного кадрового потенциала в ДОУ;

- материально-техническое оснащение ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, современных требований;

- создание образовательно-развивающей среды, предполагающей активное использование культурно-образовательных ресурсов ДОУ, микрорайона.

В МДОУ «Солнышко» воспитываются 153 ребенка в возрасте от 1 года до 7 лет. Функционирует 7групп, из них:

-группа детей раннего возраста (с1 года до 2 лет) – 1 группа

- 1 младшая (с 2 до 3 лет) – 2 группы;

- 2 младшая (с 2 до 3 лет) – 1 группа;

- средняя (с 4 до 5 лет) – 1 группа;

- старшая (с 5 до 6 лет) – 1 группа;

- подготовительная (с 6 до 7 лет) – 1 группа.

Возрастные индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ%

Возраст

1-2 года

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Количество

18

36

23

23

24

28

Количество детей другой национальности

1

2

Количество детей

- опекаемых

1

Количество детей с нарушением в речевом развитии

21

20

18

Количество детей

-инвалидов

1

Контингент родителей (законных представителей) представлен следующим образом:

- социальный статус матерей: неработающие-29 (19%);рабочие, служащие, предприниматели – 123 (81%), социальный статус отцов: неработающие – 18 (15%); рабочие, служащие, предприниматели – 102 (85%).

- образовательный статус матерей: высшее образование – 39 (25%), неполное высшее – 5(3%), среднее – специальное – 64 (42%), среднее – 41 (27%), незаконченное среднее – 2 (2%); образовательный статус отцов: высшее образование – 18 (15%), неполное высшее – 4(3%), среднее – специальное – 64 (53%), среднее – 38 (32%), незаконченное среднее – 4 (4%);

МДОУ имеет высокий кадровый потенциал, обеспечивающий режим стабильного развития. Общеобразовательный процесс в ДОУ осуществляют 17 человек: из них воспитателей - 11, музыкальных руководителя - 2, учитель – логопед - 1, педагог-психолог – 1.

9 педагогов (53%) имеют высшее образование, 8 педагогов (47%) - среднее специальное.

Уровень квалификации: из них 6(35%) имеет высшую квалификационную категорию, 7 (41%) - первую квалификационную категорию, 3 (18%) – вторую квалификационную категорию. Коллектив МДОУ стабильный, работоспособный, творческий. В дошкольном образовательном учреждении работают опытные педагоги, профессионалы, мастера своего дела. 12 педагогов (71%) имеют стаж работы более 15 лет,

Для реализации целей Программы в ДОУ созданы оптимальные материально-технические условия: во всех возрастных группах организованы специальные центры для разнообразной детской деятельности.. Все центры оснащены необходимым материально-техническими ресурсами.

В ДОУ имеется музыкально-физкультурный зал, медицинский кабинет. Выделены специальные помещения для коррекционной работы с детьми: кабинет педагога-психолога, логопедический кабинет.

В ДОУ организована работа логопедического пункта, основными задачами которого являются задачи раннего выявления, своевременного предупреждения и преодоления недостатков в речевом развитии дошкольников, пропаганда логопедических занятий среди работников детского сада и родителей воспитанников.

В дошкольном учреждении созданы условия для безопасного пребывания участников воспитательно-образовательного процесса: детский сад оборудован пожарной сигнализацией, дистанционными кнопками тревожной сигнализации.

Для осуществления целей Программы в МДОУ создана образовательно-развивающая среда, которая способствуют развитию дополнительного образования воспитанников, являющегося важнейшей составляющей духовного и интеллектуального развития личности ребенка. Целью дополнительного образования является гармоничное развитие способностей, склонностей и интересов каждого воспитанника, формирование творчески активной личности. Эта цель реализуется на основе интеграции основного и дополнительного образования, введение в процесс дополнительного образования программ, имеющих познавательно-речевую, художественно-эстетическую направленность.

Для более полного удовлетворения индивидуальных интересов и склонностей воспитанников МДОУ действуют кружки:

  • ««Почемучка»

  • «Наше творчество»

  • «Оригами»

  • «Занимательная математика»

Образовательная программа МДОУ состоит из двух частей:

  1. Обязательной части.

  2. Вариативной части.

Обязательная часть Программы обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Обязательная часть включает в себя:

  • пояснительную записку,

  • «Организация режима пребывания детей в ДОУ».

  • «Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей»: «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество». Содержание психолого-педагогической работы представлено по возрастам групп. Программа охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: ранний возраст - от 1 до 2 лет ( группа детей раннего возраста), младший дошкольный возраст - от 2до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет ( старшая и подготовительная к школе группы).

При этом , в силу возрастной специфики и особенностей развития детей раннего возраста, разделяя для группы детей раннего возраста существенно отличаются от разделов дошкольных групп.

  • Содержание коррекционной работы;

  • «Планируемые результаты освоения Программы».

  • «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

  • Систему мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

Вариативная часть Программы отражает:

  • видовое разнообразие МДОУ «Солнышко», наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей;

  • специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 10,5 часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей.

Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а в вариативной части 20% общего объема Программы.

Основным аспектом является интегрирование образовательных областей Программы: «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество».

Физическое развитие

«Здоровье»

Необходимыми условиями решения одной из главных задач ДОУ по охране жизни и укреплению здоровья детей являются:

- создание в ДОУ безопасной образовательной среды;

- осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы;

- использование комплексной системы диагностики и мониторинга состояния здоровья детей.

Психолого-педагогическая работа направлена на формирование культуры здоровья воспитанников и включает в себя формирование культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Профилактическая работа включает в себя систему мероприятий и мер (гигиенических, социальных, медицинских, психолого-педагогических), направленных на охрану здоровья и предупреждение возникновения его нарушений, обеспечение нормального роста и развития, сохранение умственной и физической работоспособности детей.

Оздоровительная работа предполагает проведение системы мероприятий и мер (медицинских, психолого-педагогических, гигиенических и др.), направленных на сохранение и (или) укрепление здоровья детей.

Основные задачи психолого-педагогической работы:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Виды интеграции образовательной области «Здоровье»

По задачам и содержанию

психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Познание» - формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и ЗОЖ человека

«Социализация» - формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ.

«Безопасность» - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека

«Художественное творчество» - использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»

«Труд» - накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда

«Чтение художественной литературы» - использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №15

    Образовательная программа
    Общеобразовательная программа МДОУ детского сада комбинированного вида №15 «Снегирёк» г.Саяногорска обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным
  2. Образовательная программа мдоу детский сад комбинированного вида №

    Образовательная программа
    Образовательная программа МДОУ детский сад комбинированного вида № 404 «Ростки» Советского р-на г.Н.Новгорода «Создание единого здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ полного дня и центрах поддержки развития детей при ДОУ».
  3. О. П. Спирина протокол № от 2010 г 2010г. Утверждаю: Заведующий Детским садом №51 «Родничок» Г. И. Горных 2010г. Основная общеобразовательная программа

    Образовательная программа
    I.2 Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования….21
  4. Доклад мдоу детский сад общеразвивающего вида II категории №84 "Одуванчик "

    Доклад
    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида II категории № 84 "Одуванчик" является обладателем Грантов Губернатора ХМАО-Югры и Главы города Сургута 2007 года.
  5. Е. С. Евдокимова кандидат педагогических наук, доцент

    Документ
    Гуманно-личностное пространство сопровождения семьи в реалиях XXI века: материалы I региональных педагогических чтений 13-14 ноября 2008. Под общей редакцией Е.

Другие похожие документы..