Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Государственное научное учреждение «Институт технологии металлов Национальной академии наук Беларуси» как активный участник рынка интеллектуальной со...полностью>>
'Документ'
Немецкий геофизик Альфред Вегенер на пороге двадцатого века сделал выдающееся открытие: он создал теорию "перемещения континентов". Он утвер...полностью>>
'Документ'
В сборнике раскрыты теоретические основы организации воспитательной деятельности в условиях временного детского коллектива, стратегия летнего отдыха ...полностью>>
'Программа'
Сборник тезисов 68-й научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов факультета международных отношений БГУ. Минск, 27 апреля 20...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика и управление в акционерных обществах» Для специальности: 050506 «Экономика»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Критерии оценки учебных достижений

Оценка знаний – это процесс сравнения достигнутого студентами уровня с эталонными показателями, описанными в учебной программе.

Основные требования к оценке: объективность, гласность и ясность, значимость и авторитетность.

Учебные достижения (знания, умения, навыки и компетенция) обучающихся оцениваются по десятибалльной буквенной системе (положительные оценки, по мере убывания, от А до В, «неудовдетворительно» -F), соответствующей оценкам четырех бальной системы.

Буквенная оценка

Баллы

Процентное содержание

Оценка по традиционной

системе

А

4,00

95-100

Отлично

А-

3,67

90-94

В+

3,33

85-89

Хорошо

В

3,00

80-84

В-

2,67

75-79

С+

2,33

70-74

Удовлетворительно

С

2,00

65-69

С-

1,67

60-64

Д+

1,33

55-59

Д

1,00

50-54

F+

0,67

0-49

Неудовлетрорительно

Краткий опорный конспект лекций по дисциплине «Экономика предприятий»

Тема 1. Сущностьэкономики РК и ее государственное регулирование.

1.Современная отраслевая структура экономики РК и классификация отраслей.

2.Государственная структурная политика РК и определение приоритетов индустриально-инновационной стратегии РК до 2015 года

3.Сущность рынка. Методы и рычаги государственного регулирования. Плановое регулирование промышленности.

Для выработки адекватной современности стратегии развития РК необходимо понимание текущих геополитических и геоэкономических процессов, возможностей и угроз, которые несет наступившей двадцать первый век. Бурное развитие восточно-азиатского региона за последние 30 лет привело к новой расстановке сил. В настоящее время в мире имеется три

развитых экономических центра: США, Европейский союз, Япония. Имеет реальную перспективу превратиться в экономического гиганта и соседний с нами Китай.

Несмотря на прогнозы о снижающейся роли государства, очевидно, что в двадцать первом веке главными действующими лицами в мировом процессе остаются суверенные организации. Другими словами, главным двигателем истории остается конкуренция между государствами. В целом, в настоящее время мировая политика определяется интересами ограниченного круга развитых государств.

В мировой экономике господствуют интересы транснациональных корпораций (ТНК), в сущности являющихся национальными компаниями развитых стран. К настоящему времени ТНК контролируют до половины мирового промышленного производства. Крупные государства активно поддерживают собственные ТНК, которые в свою очередь обеспечивают им поступления налоговых средств от международной деятельности, распространение их экономического и политического влияния. В настоящее время ТНК, образуют основу мировой экономики. Можно выделить следующие моменты негативного влияния ТНК на развивающиеся государства:

- ТНК создает мощную конкуренцию местным компаниям, и теснят их на внутреннем рынке, не давая развиваться;

- Резкие перемещения транснационального капитала могут подорвать стабильность валют и создать угрозу для национальной безопасности стран;

- Чтобы противостоять ТНК, отечественные компании в небольших по численности населения странах, как Казахстан, должны иметь масштаб, соизмеримы й с масштабот национальной экономики. Это означает, что государство не может устраниться от управления ими и регулирования их деятельности.

По каждой финансово-промышленной группе (ФПГ) или крупной корпорации государству нужно решить, каковы его интересы в данном бизнесе, как используется его доля собственности и направляемые средства. ФПГ участвующие в осуществлении национальных целей, должны находиться под государственным патронажем и контролем на основе имеющейся в этих группах доли государственной собственности.

В перспективе государство должно способствовать развитию ФПГ в сфере высоких технологий. Нужно создать из отечественных ФПГ настоящие транснациональные корпорации с передовыми технологиями и современным менежментом.

Таким образом, на новом витке истории необходимо возвращение государства в ключевые отрасли экономики.

  1. Современная отраслевая структура РК и классификация отраслей.

В конце 2002 года была принята «Программа индустриального развития РК до 2010 года»

Ее необходимость стала очевидной т.к. снизился спрос на продукцию кризисных промышленных предприятий Казахстана.

Долгосрочная стратегическая задача в промышленной политике состоит в снижении зависимости РК от ввоза продукции обрабатывающих отраслей путем проведения политики импортозамещения и производства продукции повышенной товарной готовности. Необходима диверсификация производства, увеличения в объеме промышленного производства доли перерабатывающих производств, прежде всего наукоемких с высокой добавленной стоимостью. Этим объясняется выделение в курсе вопроса, связанного с промышленностью и ее отраслевой структурой. Промышленность как самостоятельная отрасль материального производства появилась в результате общественного разделения труда. Прошла 5 стадий: домашний промысел, ремесло, кустарная промышленность, мануфактура, фабрика. В итоге стала ведущей отраслью экономики.

Промышленность отличается от других отраслей экономики. Например от сельского хозяйства, т.к.:

а) использует технологию, созданную человеком, а не естественными процессами;

б) имеет иной характер техники, организации производства, условий труда;

в) характерна непрерывность производства, а не его сезонность;

От транспорта отличие в том, что изменяется свойство и качество товаров, тогда как на транспорте необходимо сохранение свойств и качества товаров.

В промышленности производятся все орудия труда. Она состоит из отраслей. Отрасль это совокупность предприятий, характеризующихся единством экономического назначения продукции, общностью технологии, однородностью перерабатываемого сырья, спецификой состава кадров и условий труда. Отрасли бывают комплексные и чистые (специализированные). Условия для формирования отрасли:

- большой объем рыночного спроса

- наличие природных и других ресурсов

Отрасли классифицируются:

  1. по характеру воздействия на предметы труда на добывающие и обрабатывающие (перерабатывающие)

  2. по функциональному назначению в 7 межотраслевых комплексов: топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, промышленность строительного комплекса, легкую промышленность, перерабатывающие отрасли АПК;

  3. по уровню концентрации производства и предложения на совершенно-конкурентные, монополистические, монополистически конкурентные, олигополитические;

Состав отраслей, их количественные соотношения, отражающие сложившиеся производственные взаимосвязи между ними характеризуют отраслевую структуру промышленности.

Отраслевая структура характеризует:

а) степень общественного разделения труда, уровень отраслевой дифференциации;

б) производственные связи между отраслями;

в) степень экономически самостоятельной страны;

г) степень индустриализации страны;

д) техническую технологическую оснащенность экономики;

е) социальную направленность экономики;

ж) развитие конкуренции и т.д.

Для характеристики отраслевой структуры и ее изменений применяются показатели объема выпуска продукции, стоимости основных фондов, численности работающих, отраслевой коэффициент опережения. Коэффициент опережения показывает отношения темпа роста производства каждой отрасли Тpi к темпу роста всей экономики или промышленности Тр:

Копi = Tpi/Tp

  1. Высококонкурентный блок:

а) пищевая промышленность.

Эффективное развитие отрасли – обязательное условие сбалансирования потребительского рынка, обеспечение продовольственной безопасности и предпосылка решения многих социальных проблем. Спрос на продукцию отрасли гарантирован и будет расти с повышением доходов населения. Короткие сроки оборачиваемости капитала, незначительные разовые капиталовложения делают отрасль привлекательной для частных инвестиций.

Первоочередные задачи:

- развитие импортозамещающих производств, экспорта в отдельных сегментах продовольственных рынков;

- осуществление разумного торгового протекционизма, защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции, демпинга и субсидирования экспорта.

Общесистемные меры:

- повышение эффективности тарифных и нетарифных методов регулирования внешней торговли;

- формирование отраслевых союзов, ассоциаций на основе взаимодействия крупных, средних и мелких предприятий по производству и сбыту продукции с поэтапной их трансформацией организации для обеспечения продвижения продукции на экспорт;

- создание вертикально интегрированных с аграрным сектором формирований, со сквозным циклом производства;

Основные формы селективной поддержки:

- средне- и долгосрочное кредитование государственными кредитными организациями развития в рамках программ поддержки малого предпринимательства и импортозамещения;

б) нефтегазоперерабатывающая промышленность, электроэнергетика

Эти отрасли имеют устойчивый спрос на внутреннем рынке в перспективе –экспортный потенциал.

Первоочередные задачи:

- обеспечение загрузки действующих энергопроизводящих и нефтеперегонных мощностей;

- обеспечение энергетической независимости страны (достижение самообеспеченности в электроэнергии, газе, нефтепродуктах) Строительство газотурбинных установок в Западным Казахстане и малых гидроэлектостанций на юго-востоке республики. Ввод в действие газоперерабатыващих мощностей и газопроводов для внутренних рынков сбыта;

- реконструкция действующих нефтеперерабатывающих заводов с целью повышения глубины переработки нефти;

- развитие открытого конкурентного рынка электроэнергии;

- проведение гибкой тарифной политики на услуги по передаче электроэнергии, развитие эффективных схем замещения для стимулирования поставок электроэнергии с северных в южные и западные регионы страны;

- оптимизация налоговой нагрузки между производителями нефтепродуктов и реализационной сетью;

Основанные формы селиктивной поддержки:

- предоставление понижающих коэффициентов по тарифам на транспортировку нефти, на транспортировку нефти на нефтеперерабатывающие заводы республики;

- предоставление налоговых льгот и преференций по проектам сооружения новых генерирующих мощностей;

- средне- и долгосрочное кредитование государственными кредитами организациями развития отдельных проектов в газовой промышленности;

  1. Среднеконкурентный блок:

а) машиностроение.

Необходимо разработать и внедрить механизм стимулирования развития социальных агентств по найму негосударственных бирж труда;

Повышению эффективности социальной защиты населения должны способствовать такие меры, как совершенствование государственной политики по развитию партнерства государства и общественности в решении социальных проблем и достижения реальной адресности социальной помощи.

2. Важным фактором, способствующим переходу к регулируемой рыночной экономике, является развитие внешнеэкономических связей республики. Расширение этих связей требует принятия пакета законов, гарантирующих взаимные интересы партнеров, сохранность собственности предприятий, свободных экономических зон разных типов.

Вовлечение экономики Казахстана в мирохозяйственные связи базируется на следующих принципах:

- самостоятельность республик во внешнеэкономической деятельности при сохранении единой денежно-финансовой и валютной систем;

- равенство всех субъектов внешнеэкономических связей;

- государственное регулирование на основе экономических рычагов таможенных пошлин, субсидий, налогов, процентных ставок, лицензирования, квотирования и др.

Ключевой проблемой развития внешнеэкономических связей республики является проблема экспорта. Реализацию экспортного потенциала республики следует осуществлять по двум направлениям:

- развивать специализированные экспортные производства;

- считать экспортную продукцию неотъемлемой частью для большинства производств.

Управление экспортной политикой Казахстана должно быть направлено на увеличение ресурсов республики, что потребует изменение структуры экспорта, преодоление его сырьевой направленности. Оно также направлено на создание ассоциации делового сотрудничества с зарубежными странами, внешнеторговых консорциумов и других образований, действующих на принципах валютной самоокупаемости.

В решении этой проблемы сырьевые регионы опираются на высокий экспортный потенциал. Так, основной объем валютных средств приходится на Жесказганскую область – 15,7% от всего объема по Казахстану, Карагандинскую – 10,8% и Мангистаускую – 8,5%

  1. Государственная структурная политика РК и определение приоритетов индустриально-инновационной стратегии РК до 2015 года.

Обеспечение нового качественного уровня развития экономики, способной производить конкурентоспособную и экспорто-ориентированную продукцию в несырьевых отраслях экономики, является одной из приоритетных задач. С этой целью в РК была разработана Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003-2015гг.,ключевые подходы которой в последующие годы должны лечь в основу формирования экономики сервисно-технологической направленности.

Главное отличие принятой Стратегии индустриально-инновационного развития РК от ранее разрабатываемых документов в области промышленного развития заключается в том, что она направлена на активное сотрудничество государства с частным сектором с помощью законодательно определенных мер вмешательства государства в развитие экономики.

Выработанная стратегия не содержит четко определенных секторов развития экономики.

Основной приоритет – развитие и создание потенциально-конкурентных, в том числе экспортно-ориентированных производств, работающих в отраслях экономики несырьевой направленности.

Перспективной является сфера углубления переработки стратегического сырья в части развития цепочки добавленной стоимости. Так, углубление переработки нефти и газа создает возможности для производства около 200 разновидностей полимерных изделий, которые используются практически во всех отраслях экономики и в быту. Хорошие перспективы

в этом отношении имеются в металлургической промышленности. В Казахстане есть запасы минеральных руд, содержащих около 100 элементов таблицы Менделеева.

Вопросы развития в Казахстане производств с более высокой добавленной стоимостью в отраслях черной и цветной металлургии приобретают актуальнейшее значение.

По прогнозам, приток крупных инвестиций в нефтегазовый сектор вызовет спрос на соответствующее нефтегазовое оборудование, фурнитуру, потенциал для производства которой в республике огромен. При этом производства должны ориентироваться не только на удовлетворение внутреннего спроса, но и нахождение своей ниши на мировом рынке.

Индустриально – инновационное развитие, направленное на развитие кластеров, реализацию «прорывных» проектов международного значения и интеграцию страны в мировую экономику.

Цель:

Обеспечение условий для создания конкурентоспособной экономики, занимающей в системе мирового хозяйства конкретную нишу и способной быстро адаптироваться к новым экономическим условиям.

Повышение конкурентоспособности промышленности и реализация кластерных инициатив

Пути решения:

Будет разработан план мероприятий по реализации второго этапа Cтратегии индустриально-иновационного развития до 2015 года с учетом усиления комплекса мер по реализации «прорывных» проектов международного и регионального значения, поддержке международной конкурентоспособности национальных товаров и услуг, а также адаптации ряда отраслей экономики в рамках принимаемых обстоятельств по вступлению в ВТО.

С целью повышения конкурентоспособности страны, в частности стимулирования капитального обновления производственных фондов и привлечения инвестиций, будут усовершенствованы соответствующие законодательные и нормативные правовые акты.

Будет продолжена работа по реализации планов создания и развития пилотных кластеров, а также расширения географии кластерной инициативы. До конца 2006 года Акимами соответствующих регионов при поддержке Правительства будут разработаны детальные мастер-планы развития пилотных кластеров, в том числе «Текстильная промышленность» в Южно-Казахстанской области, «Нефтегазовое машиностроение» в Западно-Казахстанской области, «Туризм» в г.Алматы и Алматинской области.

В 2006 году будет принята Программа развития туризма

Будут внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты по вопросам специальных экономических зон, а также разработана концепция формирования и развития

индустриальных зон в Республике Казахстан.

В результате будут созданы благоприятные условия для обновления основных фондов и привлечения внутренних и иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность.

Будут разработаны не менее трех генеральных планов развития наиболее перспективных с точки зрения международной конкурентоспособности отраслей.

Завершиться формирование индустриальных зон в городах Астана, Темиртау, В 2008 году будет завершено строительство специальной экономической зоны «Онтыстик» в Южно-Казахстанской области.

К концу 2008 года в 1,7 раза в стоимостном выражении увеличится экспорт обрабатывающей промышленности и сектор услуг.

Ежегодные темпы роста обрабатывающей промышленности будут обеспечены на уровне 6,7%.

Будет создано не менее 10 совместных предприятий в отраслях обрабатывающей промышленности и секторе услуг: машиностроении, текстильной, химической отраслях промышленности и агропромышленной сфере.

Определение целевых «ниш» и реализация «прорывных» проектов с учетом потребностей региональной и глобальной экономики

Пути решения:

Создано АО «Фонд устойчивого развития «Казына», которому будут переданы функции управления государственными институтами развития: АО «Банк Развития Казахстана» ОА «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Национальный инновационный фонд», АО «Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и нвестиций», АО «Казинвест», АО «Фонд развития малого предпринимательства», АО «Центр маркетингово-аналитических исследований»

На основе исследований и совместной работы с институтами развития, национальными компаниями, отечественными и зарубежными инвесторами будут формироваться перечень целевых среднесрочных и долгосрочных проектов и комплекс мер по их реализации.

Данный перечень будет включать «Прорывные проекты регионального и международного значения, для реализации которых будет обеспечена эффективная концентрация ресурсов государственного бюджета, финансовых институтов развития, частных инвесторов.

В рамках группы институтов развития АО «Казыны» будет создана специализированная структура по содействию инвестициям и продвижению экспорта с сетью торгово-инвестиционных представительств за рубежом. Так будет сформирована система институциональной поддержки экспорта несырьевых товаров и импорта высокотехнологического оборудования.

Будет принят комплекс мер по обеспечению казахстанского участия в синдиционированном финансировании крупных международных проектов с учетом интересов отечественного бизнеса, особенно предприятий-экспортеров. В связи с этим будет активизирована работа с международными финансовыми институтами, такими, как Всемирный Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Азиатский Банк Развития, а также Евразийский банк развития.

Будет продолжена работа по презентации инвестиционных возможностей Казахстана

и поиску зарубежных партнеров, в частности транснациональных компаний.

Планируется создать и использовать институт «Почетных консулов» Казахстана.

В результате ожидается принятие программы технологического развития республики до 2015 года, повышение качества корпоративного управления институтов развития, концентрация их ресурсов для продвижения «прорывных» проектов, развитие конкурентоспособной индустрии и сферы услуг.

Расширится взаимодействие государственных органов и подведомственных им институтов развития с крупными промышленными предприятиями и предпринимательскими структурами с целью проведения эффективной работы и получения положительных результатов.

Стратегия индусриально-инновационнго развития является основопологающим документом, разработанной для ускоренной модернизации экономики РК и ее перевода на долгосрочный устойчивый рост, отвечающий целям поступательного и динамичного развития страны.

Вопросы для самоконтроля:

1.Роль государства в экономики страны.

2 Первоочередные задачи в сфере экономики.

3 Главное отличие принятой Страрегии индустриально-инновационного развития РК от ранее разработанных документов в области промышленного развития

4 Назовите основные приоритеты выработанной стратегии.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Предпринимательство» Для специальности: 050506 «Экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Изложенный теоретический материал в виде тезисов лекций по основным разделам дисциплины облегчает восприятие, позволяет детализировано изучить методологию применения статистических методов: группировок, анализа абсолютных, относительных,
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономический анализ»

    Учебно-методический комплекс
    Целью преподавания данной дисциплины является изучение организации аналитической работы в области состояния субъектов хозяйствования. Данный курс предусматривает изучение содержание экономического анализа, его роли и значения для
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление рисками» Для специальности: 050506 «Экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Изложенный теоретический материал в виде тезисов лекций по основным разделам дисциплины облегчает восприятие, позволяет детализировано изучить методологию применения методов анализа риска и риск-менеджмента на предприятии: операционных
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Аудит» Для специальности: 050506 «Экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс подготовлен на основе ГОСО и рабочих учебных планов экономических специальностей, типовой программе дисциплины «Аудит I,II».
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Цены и ценообразование» Для специальности: 050506 «Экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Изучение данной дисциплины даст возможность студентам овладеть определенной суммой экономических знаний, позволяющих грамотно решать широкий комплекс вопросов

Другие похожие документы..