Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Производство гражданских воздушных судов находится в критическом состоянии. Авиационная отрасль, так и не успев выйти из кризиса за последние 15 лет,...полностью>>
'Статья'
Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1 , N 28, ст. 34...полностью>>
'Анализ'
Компьютерные технологии активно внедряются в учебно-воспитательный процесс школы. Цель: повышение качества образования через повышение информационной...полностью>>
'Документ'
В Италии прошел XIV симпозиум Международного Общества Достоевского (МОД) (International Dostoevsky Society (IDS , посвященный теме «Достоевский – фил...полностью>>

Доклад «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (2)

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ДОКЛАД

«О результатах реализации национальной образовательной
инициативы «Наша новая школа» за 2011 год»

в Оренбургской области

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации
Д.А. Медведева от 03.02.2010 г. Пр-259 министерство образования Оренбургской области совместно с муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования, в 2011 году продолжили работу по реализации мероприятий национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»:

  • переход на новые образовательные стандарты;

  • развитие системы поддержки талантливых детей;

  • совершенствование учительского корпуса;

  • изменение школьной инфраструктуры;

  • сохранение и укрепление здоровья школьников;

  • развитие самостоятельности школ.

Вышеперечисленные направления развития региональной системы образования нашли отражение в Плане действий по модернизации общего образования, направленных на дальнейшую реализацию в 2011-2015 годах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Оренбургской области, утвержденном приказом министерства образования Оренбургской области от 30.06.2010 г. № 01/20-775.

Часть I. Переход на новые образовательные стандарты

1. Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2011 году

Поэтапное введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

В 2011-2012 учебном году федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) второго поколения реализуется в штатном режиме. С 1 сентября образование нового качества начали получать более 22 тысяч первоклассников образовательных учреждений Оренбургской области.

Школы региона вступили в этот процесс в достаточной степени подготовленными. В 67 общеобразовательных учреждениях области, начиная с 2010-2011 учебного года, в режиме эксперимента обучалось 1908 первоклассников. Для этого были обеспечены соответствующие условия организации учебной и воспитательной деятельности, в том числе и внеурочной (дополнительно было выделено 85 ставок воспитателей групп продленного дня за счет перераспределения средств областного бюджета в размере 2 миллиона 328 тыс. рублей).

В результате в 2011-2012 учебном году в каждом муниципалитете области функционируют базовые (опорные) школы, 37,5% педагогических работников которых осуществляют тьюторские функции в организации работы по переходу на новый стандарт в штатном режиме.

Для подготовки деятельности экспериментальных площадок была проведена значительная предварительная работа не только по материально-техническому оснащению школ, но и грамотному информированию педагогов и родителей об особенностях образовательного процесса в новых условиях и формированию позитивного образа инновационных образовательных процессов в регионе (в целях информационной поддержки была организована работа Интернет-форума «Мы внедряем ФГОС: результаты, проблемы, пути их решения»).

Создание современных условий – самая затратная часть школьных бюджетов при введении стандартов.

В ходе мониторинга готовности начальной школы к введению ФГОС НОО, в котором приняли участие все общеобразовательные учреждения Оренбургской области, проведена оценка условий реализации основной образовательной программы в начальной школе, установлены предмет закупок, количество и стоимость закупаемого оборудования и работ в соответствии с требованиями стандарта.

В 2011 году в области на текущий и капитальный ремонты, приведение школ в соответствие с требованиями СанПиН, ГосПожнадзора, оснащение необходимым оборудованием было выделено 6548471,2 тыс. рублей. Можно констатировать тот факт, что материально-техническая база школ позволила организовать переход на новый стандарт.

Кроме того, в течение 2011 года проведена целенаправленная работа по формированию кадрового ресурса в условиях введения нового стандарта.

Разработан план совместных мероприятий, целью которого является обеспечение согласованных действий министерства образования Оренбургской области, муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, государственного бюджетного учреждения «Региональный центр развития образования Оренбургской области», учреждений среднего и высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, а также специалистов социально-ориентированных сфер деятельности для эффективного введения ФГОС НОО в общеобразовательных учреждениях Оренбургской области с 1 сентября 2011 года (приказ министерства образования Оренбургской области от 22.12.2010 г. № 01/20-1580).

Проведены:

  • инструктивно-методические (8) семинары-совещания для педагогических и руководящих работников системы образованием, в том числе руководителей муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования;

  • зональные семинары (9) по обмену опытом среди учителей начальных классов на начальном этапе введения ФГОС НОО «Организация деятельности ОУ по проектированию и моделированию образовательного пространства начального образования в рамках внедрения ФГОС второго поколения» (приняли участие более 3500 человек, были посещены уроки в 1-х классах, проведены мастер-классы, организована работа круглых столов, в том числе с использованием сетевых форм общения, по следующим проблемам: урок нового типа: содержание и технологии проектирования; моделирование образовательного пространства школы по введению ФГОС начальной ступени образования; методические аспекты введения стандартов второго поколения).

В течение 2010-2011 учебного года обучено более 2300 педагогических работников по вопросам введения ФГОС НОО на базе Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», Орского гуманитарно-технологического института (филиал) ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» по следующим дополнительным профессиональным образовательным программам:

  • «Управление внедрением ФГОС второго поколения»,

  • «Содержание и условия реализации ФГОС начального общего образования второго поколения»,

  • «Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО», «Психологическое сопровождение внедрения ФГОС»,

  • «Работа с одарёнными детьми»,

  • «Деятельность классного руководителя в современных социокультурных условиях».

Придать практико-ориентированный характер работе по подготовке кадров к введению ФГОС НОО в регионе помогло привлечение к этой деятельности преподавателей и методистов педагогических колледжей.

На базе ГОУ СПО «Педагогический колледж им. Н.К. Калугина»
г. Оренбурга в течение текущего учебного года прошли обучение на практико-ориентированных курсах «Организационное и методическое сопровождение ФГОС общего образования нового поколения» 869 учителей начальных классов. В программу были включены вопросы по реализации основных положений ФГОС общего образования, моделированию урока в начальной школе, аспектному анализу уроков.

В подготовке учителей к «новым» урокам важную роль сыграл областной конкурс учебно-методических разработок учителей начальных классов «Современный урок – 2011», который был проведен в апреле 2011 года. Во всех этапах конкурса приняли участие 278 педагогических работников, в том числе 75 на заключительном этапе, активно использующих современные педагогические технологии в практической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО, из всех муниципальных образований городов и районов.

С целью оказания помощи коллективам школ в создании образовательных программ министерством образования области совместно с региональным Институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и Региональным центром развития образования был разработан Порядок проектирования и подготовки основной образовательной программы начального общего образования.

Система мероприятий, реализуемых в рамках данного документа, предусматривала и организацию проблемных курсов по проектированию образовательной программы, и экспертизу соответствия ее содержания требованиям ФГОС.

Серьезным этапом в подготовке к штатному режиму введения ФГОС НОО стал областной конкурс на лучшую основную образовательную программу начального общего образования общеобразовательного учреждения, проведенный в июле 2011 года. Всего в нем приняли участие 97 общеобразовательных учреждений из всех территорий области (35 – на заключительном этапе).

Конкурс явился своеобразным подведением итогов работы по методическому сопровождению разработки образовательных программ.

В соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе ОУ, к 2011-2012 учебному году был сформирован заказ на учебники для учащихся 1 классов. За счет средств регионального бюджета все 1 классы ОУ обеспечены учебной литературой по основным предметам программ «Гармония», «Школа России», «Перспективная начальная школа», «Начальная школа 21 века», «Начальная инновационная школа», «Система Занкова Л.В.» на 100%.

Проведенная в 2011 году масштабная работа по подготовке к массовому переходу школ области на ФГОС НОО позволила спрогнозировать заданные стандартом изменения в системе образования.

Развитие общероссийской системы качества общего образования

В целях реализации федерального государственного образовательного стандарта одним из приоритетных направлений является создание системы оценки качества образования.

В Оренбургской области существует реальный опыт, достижения и потенциал для модернизации образования и совершенствования системы оценки качества образования на новых принципах:

  • реализуются процедуры лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений;

  • функционирует система аттестации педагогических работников муниципальных и государственных образовательных учреждений области;

  • реализуются национальные проекты в сфере образования;

  • сложилась система диагностических (мониторинговых) исследований в вопросах контроля и оценки качества образования на муниципальном, региональном и российском уровнях;

  • реализуются независимые формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х и 11-х классов;

  • проводится комплексная экспертиза деятельности образовательных учреждений по обеспечению качества образования.

Одним из важных показателей качества оказываемых образовательных услуг являются результаты независимого оценивания учебных достижений школьников: результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов, международных сравнительных исследований, контрольных процедур, проводимых в рамках региональной системы оценки качества образования. Эти показатели являются своеобразными индикаторами, позволяющими оценить эффективность системы образования региона и принимать соответствующие управленческие решения. В настоящее время сложилась технология оценивания, основанная на синтезе мониторинга и контроля, учитывающая влияние на качество образования различных факторов: кадровый потенциал, качество управления, образовательные условия.

Невысокие результаты ЕГЭ по ряду предметов в первые годы проведения экзамена в штатном режиме потребовали пересмотра требований как к деятельности образовательных учреждений, так и муниципальных органов управления образования и методических служб по построению системы оценки качества образования на институциональном и муниципальном уровнях.

С 2009 года все муниципалитеты области активно вовлечены в процесс формирования региональной системы подготовки выпускников 9 и 11 классов к государственной (итоговой) аттестации: в каждой территории области ежегодно реализуются муниципальные программы подготовки выпускников.

Закономерным результатом работы по реализации мероприятий муниципальных программ подготовки выпускников к государственной (итоговой) аттестации является положительная динамика (с 2008 г. по 2011г.) результатов.

Региональные показатели результатов ЕГЭ 2011 года по всем предметам выше, чем в 2010 году, а также по 12 из 13 общеобразовательных предметов выше общероссийских.

Минимальный порог по всем предметам в Оренбургской области преодолело большее количество обучающихся, чем в среднем по России.

48 выпускников по результатам ЕГЭ 2011 года набрали 100 баллов,
4 из них имеют по 2 стобалльных результата.

Выпускники 9 классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области с 2006 года участвуют в апробации государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, в новой форме. В 2011 году 98% девятиклассников
(20 204 чел.) сдавали выпускные экзамены по обязательным предметам (русскому языку и математике). Кроме того, наблюдается ежегодное увеличение количества участников, сдающих экзамены по выбору (в 2010 году – 928 человек по 4 предметам, в 2011 году – 9 685 выпускников по 8 предметам).

Одной из актуальных задач, которая поставлена сегодня перед органами управления в сфере образования, является повышение объективности внутришкольного оценивания образовательных достижений обучающихся и формирование эффективной системы мониторинга.

С 2010 года в области стартовал проект «Формирование муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками 3-ей ступени общеобразовательных программ», целью которого является повышение качества подготовки выпускников 11 классов к сдаче ЕГЭ на основе системных мониторинговых исследований уровня освоения учащимися образовательного стандарта на всех этапах обучения в основной и средней школе. В рамках проекта предусмотрены мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, составление гибкого (адаптированного) графика мероприятий по устранению выявленных пробелов в обучении школьников, определение направлений коррекционной работы с каждым учащимся через создание индивидуальных образовательных маршрутов на весь учебный год. В 2011-2012 учебном году около 10 тысяч учащихся старшей школы, в том числе 100% учащихся 10 классов, стали участниками данного проекта.

Значимость проекта неоспорима: созданная учителем система работы по подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ и его личная ответственность за результаты своего труда способствуют повышению качества знаний учащихся-участников проекта.

Второй год в области будут проводиться региональные экзамены по русскому языку и математике в 7, 8-х классах и 4-х классах. В рамках их организации разработаны единые контрольно-измерительные материалы, организовано публичное обсуждение спецификаций и демонстрационных версий экзаменационных работ, сформирован пакет нормативных и инструктивно-методических документов, регламентирующих проведение региональных экзаменов.

В рамках итоговой аттестации выпускников начальной школы экзамен проводится в форме комплексной работы, в котором в 2011 году приняли участие 18 613 учащихся. Структура и типология заданий, включенных в работу, а также балльная система, применяемая для оценки уровня образовательных достижений учащихся, ориентированы на новый стандарт.

По результатам экзамена 59,2% (11 013 чел.) выпускников 4-х классов показали высокий уровень сформированности основных учебных действий, необходимых для продолжения образования на следующей ступени обучения, 27,7% (5 148 чел.) – уровень выше среднего, допустимый уровень – 10,4% (1 934 чел.), 2,8 % (518 чел.) – критический уровень.

Результаты региональных экзаменов 2011 года выявили проблему недостаточной сформированности у обучающихся ряда метапредметных навыков, что, в свою очередь, потребовало разработки диагностических материалов для оценивания уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся начальной и основной школы и проведения системного мониторинга техники чтения у учащихся 2-х и 4-х классов и навыков осмысленного чтения у учащихся 3-х и 5-х классов.

Модернизация российского образования не может не выдвигать новых требований к учителю. Сегодня от учителя требуется умение работать с информационными ресурсами, использовать мультимедийные технологии, владеть методами педагогической диагностики. Серьёзные изменения произошли и в характере дидактической деятельности учителя: он все больше становится тьютором – консультантом ученика, который учится самостоятельно анализировать познавательные и жизненные ситуации. Все это предполагает готовность учителя к постоянному, непрерывному самообразованию и саморазвитию. Одним из стимулов этого является процедура аттестации педагогических работников.

86% учителей Оренбуржья имеют квалификационные категории (из них почти 20% – высшую квалификационную категорию), что на 5,8% больше, чем в 2010 году. В 2011 году аттестовано 3104 учителя, что составляет 17,1% от общей численности (18154 чел.). Из них на высшую категорию – 882 человека (28,4% от количества аттестованных), на первую – 1872 человека (60,3%), на соответствие занимаемой должности – 350 человек (11,3%).

Аттестация, с одной стороны, является средством оценки профессионализма учителя, с другой стороны, средством его развития.

Для оценки профессионального уровня учителя потребовалась подготовка экспертов совершенно иного качества. В 2011 году на различных уровнях были организованы и проведены обучающие семинары и тренинги для экспертов, среди которых были лучшие работники системы образования (обучено более 1300 человек, которые полностью обеспечивают проведение аттестационных процедур).

Комплексный подход к системе оценивания, который является основополагающим в новой модели аттестации, позволяет изучить не только уровень профессиональной компетентности учителя, но и его личностные качества.

Новый вид аттестации на соответствие занимаемой должности активизирует учителя на повышение уровня его профессиональной компетентности принципиально.

Анализируя, оценивая и совершенствуя свою инновационную деятельность, осваивая новые образовательные технологии и активно распространяя собственный опыт, учитель выходит на качественно новый уровень педагогического мастерства: унифицикация передового педагогического опыта. Иными словами, опыт лучших учителей становится доступным каждому педагогу независимо от уровня его профессионального образования и стажа работы.

Реализация новой модели аттестации через осуществление независимой экспертной оценки и самооценки профессиональной педагогической деятельности позволяет более четко дифференцировать учителей по уровням квалификации, что, в свою очередь, ведёт к дифференциации уровня оплаты труда.

Региональная система оценки качества образования на современном этапе также включает в себя мероприятия по разработке стратегии развития образовательных учреждений (проектов перспективного развития школы), требований (стандартов) к региональному образованию, формированию социального заказа на образовательный продукт и привлечению общественности к оценке качества образования и др.

Можно сказать, что региональная система оценки качества образования является одним из самых динамично развивающихся направлений деятельности системы образования Оренбургской области.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад «О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (3)

    Доклад
    1. Информация о выполнении федерального плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 году
  2. Доклад о результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

    Доклад
    1. Информация о выполнении федерального плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 году
  3. Доклад «О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (1)

    Доклад
    2. Информация о выполнении плана/программы субъекта Российской Федерации по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 году.
  4. Доклад «О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (4)

    Доклад
    В соответствии с Планом первоочередных действий по модернизации общего образования на 2010 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2010 года № 246-р, министерство образования Оренбургской области
  5. Доклад «О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (6)

    Доклад
    Постановление Администрации муниципального образования Бейский район от 01.09.2006 г. № 602 «Об утверждении положения «Об организации ежеквартального персонального учета детей»

Другие похожие документы..